Рабочие программы и КТП по ФГОС для 2 класса
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 2 класс) по теме
Здесь представлены рабочие программы и календарно-тематическое планирование для 2 класса в соответствии с требованиями ФГОС по ОС "Школа 2000"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo.docx | 52.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация Петровского муниципального района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4
г. Светлоград Петровского района Ставрополького края
Рабочая программа
по изобразительному искусству
для 2 класса начального общего образования
(базовый уровень)
срок реализации данной программы 2013 – 2014 учебный год
Разработчик | Левыкина Т.В. учитель начальных классов |
квалификационная категория: | соответствие занимаемой должности |
Учебно-тематическое планирование
УМК «Школа 2000…»
2в класс
Учитель: Левыкина Т.В.
Количество часов: всего 35 часов, в неделю 1 час.
Планирование составлено на основе требований ФГОС НОО 2009 года и Примерных программ по курсу «Искусство (изобразительное искусство)» (1 – 4) авторы: О.А. Куревина, Е.Д.Ковалевская Изобразительная деятельность» Образовательная система «Школа 2100». (Сборник программ. Начальная школа/ Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. Изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2009.).
Учебник – Куревина О. А., Ковалевская Е. Д. Изобразительное искусство («Разноцветный мир»). Учебник. 2-й класс. – М.: Баласс, 2011. (Образовательная система «Школа 2100»);
- Куревина О. А., Ковалевская Е. Д. Рабочая тетрадь по изобразительному искусству для 2-го класса «Разноцветный мир». 2-е изд., перераб. - М.: Баласс 2011. (Образовательная система «Школа 2100»)
Содержание
- Пояснительная записка
(цели и задачи курса технологии, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном плане)
- Планируемые результаты обучения и система оценивания
- Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
- Содержание учебного предмета (содержание и образовательные результаты по темам, тематическое планирование, виды и формы учебной деятельности).
Пояснительная записка
Данная рабочая учебная программа по курсу «Искусство» (изобразительное искусство) в начальной школе разработана в соответствии со ст.14 п.5, ст.15 п. 1, ст.32 п.6,7 Закона «Об образовании» РФ, Уставом школы, Положением об организации образовательного процесса на начальной ступени общего среднего образования с Основной образовательной программой НОО. в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы УМК «Школа 2100»
Для разработки учебной программы были использованы следующие материалы:
- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ № 4;
- Примерная программа по курсу «Искусство (изобразительное искусство)» (1 – 4) авторы: О.А. Куревина, Е.Д.Ковалевская «Изобразительная деятельность» Образовательная система «Школа 2100». (Сборник программ. Начальная школа/ Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. Изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2009.)
Программа рассчитана на 1 час в неделю и составляет 35 часов, что соответствует базисному учебному плану.
В процессе обучения детей в начальной школе решаются важнейшие задачи образования (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции). Безусловно, каждый предмет имеет свою специфику. Очень важную роль в процессе развития и воспитания личности играет предмет «Изобразительное искусство», так как он нацелен на формирование образного мышления и творческого потенциала детей, на развитие у них эмоционально-ценностного отношения к миру.
Одной из важнейших задач образования в начальной школе является формирование функционально грамотной личности, обладающей не только предметными, но и универсальными знаниями и умениями. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, в том числе и через приобщение детей к художественной культуре, обучение их умению видеть прекрасное в жизни и искусстве, эмоционально воспринимать произведения искусства и грамотно формулировать своё мнение о них, а также – умению пользоваться полученными практическими навыками
в повседневной жизни и в проектной деятельности (как индивидуальной, так и коллективной). Эти навыки и умения, безусловно, обогащают внутренний мир учащихся, существенно расширяют их кругозор и дают им возможность более осознанно и цельно постигать окружающий мир.
Учебники «Изобразительное искусство» («Разноцветный мир»)
для 1-го, 2-го, 3-го и 4-го классов представляют собой единый курс для обучения и эстетического развития младших школьников воспитывают в них интерес к искусству, развивают зрительную память, умение замечать прекрасное в окружающем мире, формируют у детей наглядно-образное и логическое мышление, совершенствуют их речевые навыки и обеспечивают понимание основных законов изобразительного искусства. Учащиеся поэтапно осваивают начальные навыки изобразительной деятельности.
Теория искусства изучается в учебниках с позиции возможности её последующего применения в творческих работах, которые могут быть выполнены различными материалами, на разных уровнях сложности, в группах или индивидуально. Все четыре учебника курса обеспечены рабочими тетрадями, в которых даётся подробный анализ всех творческих проектов, причём задания даны в избытке, что позволяет учителю выбирать задания, соответствующие уровню класса.
II. Общая характеристика учебного предмета
Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания, формирование эмоционального и осознанного отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса изобразительного искусства. Благодаря развитию современных информационных технологий современные школьники по сравнению с детьми пятнадцати двадцатилетней давности гораздо больше информированы, рациональнее и логичнее мыслят, но в то же время у многих из них существуют проблемы с эмоционально-образным мышлением и восприятием красоты мира.
Особенности курса
1) Необходимо для освоения курса максимально использовать имеющийся у детей жизненный опыт и именно на его основе объяснять им смысл главных понятий изобразительного искусства, постепенно вводить по ходу изучения материала
искусствоведческие термины и понятия, закрепляя теоретический материал уроков с помощью выполнения практических заданий, данных в рабочих тетрадях.
2) Последовательность, единство и взаимосвязь теоретических и практических заданий.
Основной способ получения знаний – деятельностный подход. В результате изучения предлагаемого курса у учащихся складывается представление о структуре изобразительного искусства и его месте в жизни современного человека, одновременно развивается эмоционально-образное восприятие мира и предметов искусства, возникает потребность в творческой деятельности и уверенность в своих силах, воспитывается эстетический вкус и понимание гармонии.
3) Творческая направленность заданий, их разнообразие, учёт индивидуальности ученика, дифференциация по уровням выполнения, опора на проектную деятельность.
4) Практическая значимость, жизненная востребованность результата деятельности.
Процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что учащиеся в процессе обучения используют полученные знания во время выполнения конкретных практических и в то же время творческих заданий. Это
могут быть поздравительные открытки, календари, театральные спектакли, плакаты и панно для оформления класса. Решение проблемных творческих продуктивных задач – главный способ осмысления мира.
5) Воспитание в детях умения согласованно работать в коллективе.
Основные цели курса
1. Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания.
2. Воспитание в детях эстетического чувства.
3. Получение учащимися первоначальных знаний о пластических искусствах в искусствоведческом аспекте.
4. Развитие умения воспринимать и анализировать содержание различных произведений искусства.
5. Развитие воображения и зрительной памяти.
6. Освоение элементарной художественной грамотности и основных приёмов изобразительной деятельности.
7. Воспитание в учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах.
8. Развитие и практическое применение полученных знаний и умений (ключевых компетенций) в проектной деятельности.
Основные задачи курса
В соответствии с поставленными целями в курсе решаются следующие задачи:
1. Расширение художественно-эстетического кругозора
2. Воспитание зрительской культуры, умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно рассказать об этом на языке изобразительного искусства
3. Приобщение к достижениям мировой художественной культуры
4. Освоение изобразительных приёмов с использованием различных материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике
5. Создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики
6. Освоение простейших технологий дизайна и оформительского
7. Знакомство с законами сценографии и оформительства, разработка сценического образа
В учебниках реализуется деятельностно-практический подход к обучению, направленный на формирование как общеучебных, так и специальных предметных умений и навыков. В курсе осуществляются межпредметные связи изобразительного искусства с технологией,
литературой, театром, музыкой, окружающим миром, информатикой, развитием речи.
Материал по знакомству с духовными и эстетическими основами русской культуры составляет доминанту всего курса и может быть алгоритмом для знакомства с культурой других регионов. Расширение стандарта в 3-м и 4-м классах связано с театральными коллективными проектами. Пьесы для постановки выбраны с учётом возрастных особенностей детей на основе школьной программы соответствующего класса. При создании кукольных спектаклей используются все полученные детьми знания и умения, реализуется их творческий потенциал, отрабатываются крайне важные в этом возрасте навыки работы в команде.
Контроль образовательных результатов
Требования к качеству знаний, предъявляемые на занятиях по изобразительному искусству.
1. Важны только те знания учащихся, которыми они могут пользоваться на практике. Фактически нужны навыки использования знаний, а не сами знания. Разнообразные теоретические знания, полученные школьниками, должны позволять грамотно анализировать различные произведения искусства и формулировать, в чём особенности их собственных работ.
2. Важны и нужны прочные знания, а не выученный к данному уроку материал.
3. Важно, чтобы школьники умели самостоятельно пользоваться полученными практическими умениями для выполнения собственных творческих работ: разнообразных открыток, календарей, панно и т. п.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с базисным учебным планом курс «Изобразительное
искусство» изучается с 1-го по 4-й класс по одному часу в неделю (во 2 классе 35 часов, 35 учебных недель).
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
При изучении каждой темы, при анализе произведений искусства необходимо постоянно делать акцент на гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и человеческой жизни.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса ИЗО в начальной школе
Личностные результаты освоения курса ИЗО:
а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изо
б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
г) формирование духовных и эстетических потребностей;
д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Образовательные технологии
1-я линия развития
Технология мотивации работы (деятельный подход).
Технология оценивания
2-я линия развития
Технология продуктивного чтения (задания для работы с текстом). Задания для групповой работы
Предметные результаты (цели предмета)
1-я линия развития
Объяснять содержание произведений искусства. Владеть основными техниками и з о б р а з и т е л ь н о г о искусства (тексты и задания)
2-я линия развития
Видеть красоту в мире и в искусстве. Эмоционально воспринимать произведения искусства и уметь выражать своё отношение к ним (тексты и задания)
Личностные результаты
- ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
- ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;
- первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;
- получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой. Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс. Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
-Проговаривать последовательность действий на уроке.
-Учиться работать по предложенному учителем плану.
-Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
-Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
-Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
-Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
-Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
-Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
-Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
-Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
-Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
-Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
-Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
-Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть
работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
2-й класс
1. Овладевать языком изобразительного искусства:
-иметь представление о видах изобразительного искусства (архитектура, скульптура, живопись, графика);
-понимать и уметь объяснять, что такое круглая скульптура, рельеф, силуэт, музей, картинная галерея, эскиз, набросок, фактура, штриховка, светотень, источник света, растительный орнамент, элемент орнамента, ритм, колорит;
-знать свойства цветов спектра (взаимодействие тёплых и холодных цветов);
-знать и уметь объяснять, что такое растительный орнамент;
-уметь описывать живописные произведения с использованием уже изученных понятий.
2. Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства:
-учиться чувствовать образный характер различных произведений искусства, замечать и понимать, для чего и каким образом художники передают своё отношение к изображённому на картине;
-учиться воспринимать эмоциональное звучание тёплых или холодных цветов и колорита картины.
3. Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности. Дальнейшее овладение навыками:
-рисования цветными карандашами;
-рисования простым карандашом (передача объёма предмета с помощью светотени);
-аппликации;
-гравюры;
-построения растительного орнамента с использованием различных видов его композиции;
-различных приёмов работы акварельными красками;
-работы гуашевыми красками.
4. Углублять понятие о некоторых видах изобразительного искусства:
-живопись (натюрморт, пейзаж, бытовая живопись);
-графика (иллюстрация);
-народные промыслы (городецкая роспись).
5. Изучать произведения признанных мастеров изобразительного искусства и уметь рассказывать об их особенностях (Третьяковская галерея).
6. Иметь представление об искусстве Древнего Египта.
VI. Содержание учебного предмета
2-й класс (35 ч)
Получение представления о видах изобразительной деятельности: архитектуре и её задачах (польза, прочность, красота), скульптуре и её видах (круглая скульптура, рельеф), живописи, графике. Выполнение Работа цветными карандашами. Продолжение изучения свойств
тёплых и холодных цветов и их взаимодействия. Продолжение изучения техники аппликации .
Понятие о силуэте. Тёплые и холодные цвета. Изучение их некоторых свойств. Музей и картинной галерея. Изучение истории Третьяковской галереи. Понятие об иллюстрации к литературному произведению. Понятие о композиции иллюстрации и эскизам к ней. Получение представления об авторском рисунке и технике гравюры (печатная форма, отпечаток, оттиск, фактура). Понятие о светотени. Передача объёма куба с помощью штриховки. Расширение понятий об источнике света, форме, светотени (свет, тень, полутень, падающая тень).
Продолжение изучения жанра натюрморта. Значение натурных зарисовок. Продолжение изучения орнамента. Понятие о растительном орнаменте (элемент, группа элементов орнамента, ритм, композиция. Народные промыслы России. Городецкая роспись.
Углубление понятия о пейзаже. Понятие о колорите. Тёплый, холодный и тональный колорит.
Получение представления об искусстве Древнего Египта.
Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства во 2 классе
УМК «Школа 2000…»
Дата | № п/п | Тема | Планируемые результаты | Виды деятельности | Кол-во ча-сов | Стр. учебника и рабочей тетради | |
Предметные | Метапредметные и личностные (УУД) | ||||||
1 | Виды изобразительной деятельности: архитектура, скульптура, живопись, графика. | Знать: -особенности различных видов изобразительной деятельности; - особенности материалов, используемых в деятельности и их возможности для создания образа; - различные приёмы работы с акварельными красками; - свойства цветов спектра (взаимодействие тёплых и холодных цветов); - что такое растительный орнамент. Уметь: - работать с цветными карандашами, реализовывать замысел образа, изображать однодетальные и многодетальные предметы; - рисовать простым карандашом (передача объёма предмета с помощью светотени); -выполнять построение растительного орнамента - описывать живописные произведения с использованием уже изученных понятий; | У учащихся будут сформированы: Личностные УУД: - формирование учебно-познавательного интереса к предмету; - формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства; - воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей; - формирование духовных и эстетических потребностей; Регулятивные УУД:
Познавательные УУД: Общеучебные:
Логические:
на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания. Коммуникативные УУД:
а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). | - работа в парах и малых группах; - работа с информационными источниками (альбомы репродукций, ТПО, учебник); -сюжетно-ролевые игры; -дидактические игры «Что лишнее?», «Да –Нет» | 1 | 4-7 уч. | |
2 | Рисунок цветными карандашами. «Бабочки – красавицы» | 1 | 8-9 уч. 2-3 тет. | ||||
3 - 4 | Аппликация и техника её выполнения. ( вырезание силуэсов) Коллективное панно «Цветочный луг» | 2 | 10-11 уч. 4-5 тет. | ||||
5 - 6 | Музей искусств. Т р е т ь я к о в с к а я галерея. «Портрет в подарок». Обрамление картины. Изготовление рамки для «Портрет класса». | 2 | 12-15 уч. 46 -47 уч. 6-7 тет. 8-9 тет. | ||||
7 - 8 | Иллюстрация. Композиция иллюстрации эскиз к ней. Изучаем работу мастера. Развиваем наблюдательность: наброски. Иллюстрация к басне И.А. Крылова | 2 | 16 -17 уч. 18 -19 уч. 10-11 тет. 12-13тет. | ||||
9-10 | Гравюра. Фактура. Из истории гравюры. Графическая иллюстрация, похожая на гравюру | 2 | 20-21 уч. 14-15 тет. | ||||
11 | Для любознательных. Русский лубок и его выразительные средства. Самостоятельное изучение темы. | 1 | 22-23 уч. | ||||
12 -13 | Штриховка и её виды. Штриховка простым карандашом шахматной доски, куба. Передача на бумаге объёма и формы предмета. Штриховка фруктов простым карандашом. | 2 | 24 -25 уч. 16-17 тет. | ||||
14 – 15 | Натюрморт. Твоя мастерская: рисование с натуры. | 2 | 26-29 уч. 18-19 тет. | ||||
16 – 17 | Братья наши меньшие. Твоя мастерская. Рисование домашнего любимца. «Мой пушистый друг» | 2 | 30-31 уч. 20-21 тет. | ||||
18 -20 | Растительный орнамент. Рисование элементов орнамента. Композиция орнамента. Рисование орнамента на предмете. Коллективная работа «Лоскутное одеяло». | 3 | 32-33 уч. 34-35 уч. 28-29 тет. 32-33тет. 34-35тет. | ||||
21 – 22 | Народные промыслы России. Городецкая роспись. «Расписная тарелка» | 2 | 36-37 уч. 26-27тет. 28-29 тет. | ||||
23 - 25 | Весенние впечатления. Техника заливки. Рисование акварелью. Пейзаж «Весна пришла». | 3 | 42 - 43 уч. 42 -43 тет. | ||||
26 | Колорит – душа живописи. «Морские жители» | 1 | 44 - 47 уч. 40 -41тет. | ||||
27 | Бытовая живопись. Рисование сюжетной картины на свободную тему. | 1 | 48-49 уч. | ||||
28 – 29 | Искусство Древнего Египта. Древнеегипетский рельеф. Рисование фигуры человека в стиле древнеегипетского рельефа. | 2 | 52-55 уч. 46-47 тет. 48-49 тет. | ||||
30 31 | праздникам. Изготовление ёлочных игрушек «Украшаем ёлку» | 1 | 22- 23 тет. | ||||
31 | Изготовление стилизованных фигур Деда Мороза и Снегурочки «Новогодняя Открытка» | 1 | 24- 25 тет. | ||||
32 | Изготовление открытки - сувенира к Дню защитника Отечества – 23 февраля «Поздравляем мужчин!» | 1 | 30 -31 тет. | ||||
33 | Использование смешанной техники: фон – акварель, ветки – гуашь или фломастеры, цветы – аппликация. «Цветущий сад». | 1 | 38 – 39 тет. | ||||
34 | Поздравительная открытка «С Днём Победы!» | 1 | 44 – 45 тет. | ||||
35 | Урок – выставка творческих работ уч-ся | 1 | |||||
Итого | 35 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике по ФГОС 3 класс
Представлена примерная рабочая рограмма по математике "Школа России" по учебнику Моро на 2012-2013 учебный год....
рабочая программа по русскому языку ФГОС, 1 класс, Соловейчик
Рабочая программа с применением ФГОС НОО автор Соловейчик Расчитана на учащихся 1 класса, программа "Гармония"...
Рабочая программа по ИЗО по ФГОС 1 класс
Рабочая программа по ИЗО по ФГОС 1 класс ( УМК " Начальная школа 21 века")....
рабочая программа по математики по ФГОС 1 класс (Школа России)
рабочая программа по математике по ФГОС 1класс...
рабочая программа по ИЗО по ФГОС 1 класс ( Школа России)
Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование по ФГОС...
рабочая программа по технологии по ФГОС 1 класс( Школа России)
рабочая программа по технологии по ФГОС 1 класс...