№ п/п урока | Дата | Что пройдено | Количество часов | Примечание |
1. |
| Земля одна, а цветы на ней разные. Чужие цветы роднее, а свои милее. Рисование с натуры. Виды художественной деятельности. Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. |
|
|
2. |
| В жостовском подносе - все цветы России. Мотивы традиционных узоров. Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
|
|
|
3. |
| В жостовском подносе - все цветы России. Роспись подноса цветочным узором. Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
|
|
|
4. |
| Каждый художник урожай свое земли хвалит. Натюрморт «Славный урожай». Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
|
|
|
5.
|
| Лети, лети, бумажный змей! Орнамент и форма. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: видеосъёмки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.
|
|
|
6. |
| Лоскуток к лоскутку. Лоскутная мозаика. Эскиз орнамента для лоскутного коврика. Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. |
|
|
7. |
| Живописные просторы Родины. Пейзаж. Пространство и цвет. Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.
|
|
|
8. |
| Гжельская майолика. Украшение тарелочки. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
|
|
|
9. |
| Что ни город, то норов. Двор что город, изба что терем. Деревянное зодчество России. Узоры резного узорочья. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.
|
|
|
10. |
| Двор что город, изба что терем. Терем для сказочных героев. Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно- прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). |
|
|
11. |
| Каждая птица своим пером красуется. Рисование по памяти: наброски птиц в разных поворотах. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве. Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.
|
|
|
12. |
| Каждая изба удивительных вещей полна. Натюрморт из предметов крестьянского быта. Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д.
|
|
|
13. |
| Русская зима. Пейзаж в графике. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. |
|
|
14. |
| Зима не лето, в шубу одета. Орнамент в украшении народной одежды. Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. |
|
|
15. |
| Зима за морозы, а мы за праздники. Карнавальное шествие. Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.
|
|
|
16. |
| Карнавальные фантазии. Эскиз карнавальной маски. Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. |
|
|
17. |
| В каждом посаде в своём наряде. Узоры-обереги в русском народном костюме. Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.
|
|
|
18. |
| Жизнь костюма в театре. Сценический костюм. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России). |
|
|
19. |
| Город белокаменный. Сюжетно-декоративная композиция. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.
|
|
|
20. |
| Город белокаменный. Исторический памятник архитектуры. Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). |
|
|
21. |
| Защитники земли Русской. Сюжетная композиция на заданную тему. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. |
|
|
22. |
| Дорогие, любимые, родные. Женский портрет. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. |
|
|
23. |
| Широкая Масленица. Сюжетно-декоративная композиция. Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
|
|
|
24. |
| Красота и мудрость народной игрушки. Зарисовки деревянных народных игрушек. Азбука искусства. Как говорит искусство? Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой.
|
|
|
25. |
| Герои сказки глазами художник Декоративно-сюжетная композиция. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
|
|
|
26. |
| Герои сказки глазами художник. Декоративно-сюжетная композиция. Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
|
|
|
27. |
| Ищи добра на стороне, а дом люби по старине. Водные просторы России. Морской пейзаж. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала.
|
|
|
28. |
| Цветы России на Павловских платках и шалях. Русская набойк. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).
|
|
|
29. |
| Цветы России на Павловских платках и шалях. Русская набойк. Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства.
|
|
|
30. |
| В весеннем небе - салют Победы Декоративно-сюжетная композиция. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной пластики |
|
|
31. |
| Гербы городов Золотого кольца России. Символическое изображение: герб родного города. Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества.
|
|
|
32. |
| Сиреневые перезвоны. Натюрморт. Рисование с натуры веточки сирени. Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.
|
|
|
33. |
| У всякого мастера свои фантазий Свободная тема. Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
|
|
|
34. |
| Наши достижения. Я знаю. Я могу. Наш проект «Счастливы те, кто любит цветы». Опыт художественно-творческой деятельности. Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности. Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).
|
|
|