Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему
Рабочая программа по изобразительному искусству (авт. Т.Я. Шпикалова) 3 класс по ФГОС с УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_izo_3_klass.docx | 99.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
1. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. Рабочая программа. Предметная линия учебников под редакцией Т. Я. Шпикаловой. 1–4 классы [Текст] / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Поровская. – М. : Просвещение, 2011.
2. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство и художественный труд. Программа и планирование учебного курса. 1–4 классы [Текст] : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Н. Р. Макарова. – М. : Просвещение, 2011.
3. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. 3 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Величкина. – М. : Просвещение, 2011.
4. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 3 класс [Текст] : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Н. Р. Макарова. – М. : Просвещение, 2011.
5. Шпикалова, Т. Я. Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство. 3 класс» [Электронный ресурс] / Т. Я. Шпикалова. – Режим доступа : http://www.prosv.ru/ebooks/Shpikalova_risovanie3
6. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. 4 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. – М. : Просвещение, 2011.
7. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 4 класс [Текст] : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Н. Р. Макарова. – М. : Просвещение, 2011.
8. Шпикалова, Т. Я. Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство. 4 класс» [Электронный ресурс] / Т. Я. Шпикалова. – Режим доступа : http://www.prosv.ru/ebooks/pdf/izo_4kl.pdf
Общая характеристика учебного предмета
Цели и задачи курса
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. Оно направлено на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цели курса:
– воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
– развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
– освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;
– овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, с разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Задачи обучения:
– совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
– развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
– формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В Федеральном базисном учебном плане в 3–4 классах на изучение изобразительного искусства отводится 1 час в неделю, всего 34 часа (34 учебные недели). Предмет «Изобразительное искусство» может быть интегрирован с предметом «Технология» в единый курс.
В рабочей программе выстроена система учебных занятий (уроков) и формируемых универсальных учебных действий (представлена в табличной форме далее).
Описание ценностных ориентиров содержания
учебного предмета
Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.
Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру, его духовно-нравственное воспитание.
Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, использованных на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.
Основное содержание учебного предмета
Мир изобразительных (пластических) искусств
Образное содержание искусства. Отражение в произведениях изобразительных (пластических) искусств человеческих чувств, идей, отношений к природе, человеку и обществу на примере произведений отечественных и зарубежных художников.
Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство (об-щее представление), их связь с жизнью. Жанры изобразительных ис-кусств: портрет (на примере произведений Леонардо да Винчи); пейзаж (на примере произведений И. А. Шишкина, И. К. Айвазовского); натюрморт и анималистический жанр (в произведениях русских и зарубежных художников – по выбору). Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная, конструктивная). Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино.
Богатство и разнообразие художественной культуры России (образы архитектуры, живописи, декоративно-прикладного народного искусства) и мира (образы архитектуры и живописи). Патриотическая тема в произведениях отечественных художников (на примере произведений А. А. Дейнеки и др.).
Расширение кругозора: знакомство с ведущими художественными музеями России: Русским музеем, Музеем изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
Художественный язык изобразительного искусства
Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, объем, композиция, пропорции. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); скульптуры (объем, ритм, фактура); архитектуры (объем, соотношение частей, ритм, силуэт); декоративно-прикладного искусства и дизайна (обобщение, роль ритма и цвета) на примерах произведений отечественных и зарубежных художников.
Расширение кругозора: восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства на основе представлений о языке изобразительных (пластических) искусств.
Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью
Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности. Работа в различных видах изобразительной (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладной (орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий) и художественно-конструктивной (бумагопластика) деятельности.
Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек). Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов, таких как: коллаж, граттаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, глина, подручные и природные материалы.
Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента, конструирования (на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства, дизайна). Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии.
Роль изобразительных (пластических) искусств в организации материального окружения человека (вторая природа), его повседневной жизни (архитектура зданий, планировка парков, оформление интерьера квартиры, школы; дизайн одежды, мебели, посуды, игрушек, оформление книг, роспись тканей и др.).
Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов.
Овладение разными техниками бумажной мозаики. Изготовление атрибутов новогоднего праздника (маска и т. д.).
Расширение кругозора: экскурсии к архитектурным памятникам, по улицам города, на игрушечную, посудную, текстильную фабрики или комбинат, в краеведческий музей, музей народного быта и т. д. (с учетом местных условий).
Результаты изучения учебного материала
В ходе освоения предмета «Изобразительное искусство» обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами обучающихся являются:
– в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений, окружающей жизни;
– в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
– в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей и их украшения.
Метапредметными результатами обучающихся являются:
– умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
– желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
– активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.);
– обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
– формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
– формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметными результатами обучающихся являются:
– в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;
– в ценностно-эстетической сфере – умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношений к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;
– в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
– в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
Требования к уровню подготовки оканчивающих 3 класс
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен:
Знать / понимать:
• доступные сведения о памятниках культуры и искусства, связанные с историей, бытом и жизнью своего народа; ведущие художественные музеи России и своего региона;
• понятия: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, портрет, архитектура, народное декоративно-прикладное искусство;
• отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
• приемы смешения красок для получения разнообразных теплых и холодных оттенков цвета (красный теплый и холодный, зеленый теплый и холодный, синий теплый и холодный), приемы плавного и ступенчатого «растяжения» цвета;
• основы орнамента (символика орнаментальных мотивов, ритмические схемы композиции, связь декора с материалом, формой и назначением вещи);
• основные правила станковой и декоративной композиции (на примерах натюрморта, пейзажа, портрета, сюжетно-тематической композиции); средства композиции: зрительный центр, статика, динамика, ритм, равновесие;
• названия ручных инструментов, их назначение, правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
• разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного образа (формат, форма, цвет, линия, объем, ритм, композиция, пропорции, материал, фактура, декор);
• основы традиционной технологии художественной обработки и конструирования из природных материалов (глины, соломы, бересты), ткани (набойка, ткачество на дощечке, вышивка, лоскутное шитье и др.), бумаги (гофрирование, скручивание, склеивание, складывание, конструирование), глины (лепка из пласта по готовым формам, приемы лепного декора);
уметь:
• организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой, ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой;
• правильно определять, рисовать, исполнять в материале форму простых и комбинированных предметов, их пропорции, конструкцию, строение, цвет;
• применять способы смешения акварельных, гуашевых красок для получения разнообразных оттенков в соответствии с передаваемым в рисунке настроением;
• выбирать величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера листа бумаги; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя;
• применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях с учетом замысла;
• рисовать кистью без предварительного рисунка элементы жостовского орнамента, придерживаться последовательности исполнения росписи;
• решать художественно-творческие задачи на проектирование изделий, пользуясь технологической картой облегченного типа, техническим рисунком, эскизом, с учетом простейших приемов технологии в народном творчестве;
• выполнять сюжетно-тематические и декоративные композиции по собственному замыслу, по представлению, иллюстрации к литературным и фольклорным произведениям изобразительными материалами, в технике аппликации из бумаги, ткани;
• выполнять тамбурный шов и украшать изделие народной вышивкой;
• лепить и украшать декором сосуды по мотивам керамики Гжели, Скопина, конструировать изделия из соломки по мотивам работ киргизских и белорусских мастеров;
• конструировать динамические и статические игрушки по мотивам традиционных работ богородских народных мастеров;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:
• выражать свое эмоционально-эстетическое отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру; чувствовать гармонию в сочетании цветов, в очертаниях, пропорциях и форме предметов;
• высказывать собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства при посещении художественных музеев, музеев народного декоративно-прикладного искусства;
• проявлять нравственно-эстетическое отношение к родной природе, Родине, защитникам Отечества, национальным обычаям и культурным традициям народа своего края, своей страны и других народов мира;
• проявлять положительное отношение к процессу труда, к результатам своего труда и других людей; стремление к преобразованию предметной обстановки в школе и дома.
Целевая ориентация настоящей рабочей программы
в практике конкретного образовательного учреждения5
Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса.
В 3 А классе учащиеся в процессе изучения изобразительного искусства воспринимают окружающий мир и произведения искусства, выявляют с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализируют результаты сравнения, объединяют произведения по видам и жанровым признакам; работают с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа. Ученики решают творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявляют оригинальность при их решении, создают творческие работы на основе собственного замысла. У школьников сформированы навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах, они умеют договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат.
Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса
1. Дополнительная литература.
1. Каменева, Е. Н. Какого цвета радуга / Е. Н. Каменева. – М. : Детская литература, 1984.
2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа : в 2 ч. Ч. 2. – М. : Просвещение, 2011.
3. Туберовская, О. М. В гостях у картин. Рассказы о живописи / О. М. Туберовская. – Л. : Детская литература, 1973.
4. Ходушина, Н. П. Ребенок и изобразительное искусство / Н. П. Ходушина // Здравствуй, музей! – СПб., 1995.
5. Энциклопедический словарь юного художника. – М. : Педагогика, 1983.
2. Интернет-ресурсы.
1. Википедия : свободная энциклопедия. – Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki
2. Педсовет.org. Всероссийский Интернет-педсовет. – Режим доступа : http://pedsovet.org
3. Клуб учителей начальной школы. – Режим доступа : http://www.4stupeni.ru
4. Фестиваль педагогических идей. – Режим доступа : http://festival.1september.ru
5. Педагогическое сообщество. – Режим доступа : http://www.pedsovet.su
3. Информационно-коммуникативные средства.
1. Секреты живописи для маленьких художников (CD-ROM).
2. Большая электронная энциклопедия (CD).
3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (CD-ROM).
4. Аудиозаписи. Классическая музыка.
4. Наглядные пособия.
Произведения изобразительного искусства.
М. Нестеров. Осенний пейзаж; Н. Присекин. Прохладно. Вид на Веледниково; А. Курнаков. Дорога на Знаменку; В. Овчаров. Осенний пейзаж; Г. Бочаров. Тайга; А. Бородин. Пейзаж с грибами; А. Герасимов. Пионы; М. Сарьян. Цветы Калаки; А. Дейнека. Гладиолусы с рябиной; А. Осьмёркин. Подсолнухи и рябина; Е. Кругликова. Георгины (монотипия); И. Машков. Натюрморт с маками и васильками; В. Серов. Яблоки на листьях; З. Серебрякова. Корзина с кабачками; З. Серебрякова. Виноград; В. Рохлин. Натюрморт с геранью; В. Стожаров. Романовский лук; И. Машков. Натюрморт. Тыква; П. Кузнецов. Цветы и дыни; Б. Кустодиев. В трактире; В. Крылов. Чайка; Б. Щербаков. Рожь поспевает; В. Шелков. За полярным кругом.
А. Кравченко. Зима; А. Бородин. Гости; В. Каневский. Снегирь. Синица-пухлячок. Синица-лазоревка; Т. Маврина. Звенигород; Т. Яблонская. Зимний день в Седневе; А. Пластов. Первый снег; А. Малетин. Родина. Мезенские берега; К. Воробьев. Февраль; Н. Гончарова. Московская зима; Т. Шувалова. Автопортрет; Б. Крылов. Вечерний натюрморт; В. Прибытков. Окраина в снегу; Д. Шмаринов. Тройка; П. Паруханов. Митя в новогоднем костюме; А. Журавлева. Зима. Екатеринасанница. Варвара. Анна зимняя. Месяцеслов; произведения местных художников.
О. Савостюк. Маша; З. Серебрякова. За завтраком; Н. Рерих. Сеча под Керженцем; В. Фонеев. Зарайский кремль; В. Астальцев. Даниловский монастырь в Переславле-Залесском; В. Федосеев. Борисоглебск; В. Фонеев. Кирилло-Белозерский монастырь; И. Билибин. Преображенный Китеж (эскиз декорации); А. Дейнека. Оборона Севастополя; Н. Присекин. Куликовская битва; О. Савостюк, Б. Успенский. Победа (плакат); Ю. Циркунов. Тревожная группа; Ю. Кугач. Дмитрий Донской; Л. Большакова. Пасхальный натюрморт; Н. Рерих. Весна священная; А. Остроумова-Лебедева. Весенний мотив; З. Шевандронова. Птицы весенние; В. Хлызов. Белые ночи под Тобольском; В. Бялыницкий-Бируля. Весенний день; Т. Маврина. Клусово; У. Тансыкбаев. Моя песня; В. Телин. Родительский день; Л. Малеева. Рязанские девочки; М. Врубель. Девочка на фоне персидского ковра; В. Суриков. Сибирская красавица; Н. Кузнецов. Текстильщицы; Б. Нурали. Портрет Хамеджи; А. Бенуа. Петербургские балаганы (эскиз декорации); М. Врубель. Царь Берендей. Морской царь. Майолика; М. Врубель. Снегурочка. Эскиз костюма; М. Врубель. Царевна Лебедь; Н. Рерих. Эскиз костюма князя Игоря; А. Головин. Портрет Ф. И. Шаляпина в роли Бориса Годунова; Н. Рерих. Эскиз костюма девушки; И. Билибин. Юноша. Эскиз костюма; И. Билибин. Царевна-Несмеяна; И. Билибин. Жар-птица; И. Билибин. Стрельчиха перед царем и свитой.
А. Рылов. Зеленый шум; А. Дейнека. Будущие летчики; А. Герасимов. После дождя; В. Поленов. Московский дворик; И. Машков. Фрукты с сельскохозяйственной выставки. Айва и персики; И. Шишкин. Дождь в дубовом лесу; Н. Дубовской. Закат солнца; Н. Крымов. Утро; И. Айвазовский. Радуга. Черное море; Р. Судковский. Бурное море; А. Рылов. В голубом просторе; Э. Калныньш. Седьмая балтийская регата; А. Алексеев. Пейзаж с чайками; Б. Кустодиев. Купчихи; В. Орешников. Розы; Н. Присекин. Салют Победы; П. Оссовский. Салют Победы. В 1945-м; А. Ушин. Салют Победы. Из серии «Блокада»; Г. Орлова. Салют (гобелен); П. Кончаловский. Сирень в корзине; П. Кончаловский. Сирень, хрустальная ваза и корзина; Д. Налбандян. Сирень.
Произведения народного декоративно-прикладного искусства.
И. Страхов. Осень (панно). Федоскино; памятники архитектуры: Преображенская церковь, Кижи; жостовские подносы: М. Митрофанов, Н. Гончарова, Н. Антипов, И. Леонтьев; воздушные змеи: Япония, Китай; лоскутные коврики; гжельская майолика.
Дом Ошевнева. Кижский музей под открытым небом; Фасад избы. Нижегородская область; Аленький цветочек. Шкатулка. Федоскино; В. Кочкин. Ростовские кружева (финифть). Ростов; меховая одежда – Ханты-Мансийский округ; вязаные варежки – Финляндия, Норвегия; изображения теремов, хором; тамбурная вышивка на предметах быта; кованые изделия – ларцы, сундуки, светцы; традиционные подвесные украшения – «пауки».
Народный костюм Русского Севера – олонецкий, новгородский, тверской, архангельский; народный костюм южнорусский – курский, орловский, тамбовский, воронежский, тульский; Б. Ермолаев. Куликовская битва. Палех; В. Липицкий. Масленица (коробочка). Федоскино; народные игрушки из Сергиева Посада, Семенова, Федосеева, Полховского Майдана, Богородского; В. Грудинин. Александр Попович и княжич Василько. Ростов; Н. Малоземов. Вид кремля города Ростова Великого (финифть). Ростов. Тканые пояса Русского Севера и Юга, украшения из бересты – вологодские, архангельские, карельские и др.; богородская динамическая игрушка.
Павловопосадские шали; ковер Зили. Дагестан; прялка. Мезень. Россия; тарелка – Мексика; лобовая доска. Городец; Гравюра. Германия; расписная дверь. Русский Север; керамика Скопина; маски – Индонезия, Китай; ваза – Корея.
5. Технические средства обучения.
1. DVD-плеер (видеомагнитофон).
2. Телевизор.
3. Компьютер.
4. Мультимедийная доска.
6. Учебно-практическое оборудование.
1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления картин, иллюстраций, рисунков учащихся.
2. Штатив для картин.
3. Укладка для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.).
4. Шкаф для хранения картин.
7. Специализированная учебная мебель.
Компьютерный стол
Тематическое планирование по изобразительному искусству
№п\п | Тема урока. | Решаемые проблемы | Понятия | Планируемые результаты | ||
Предметные | УУД | Личностные | ||||
Осень. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» 11ч. | ||||||
I триместр | ||||||
1. | Земля одна, а цветы на ней разные. Натюрморт: свет, цвет, | Как построить композиции натюрморта? | Натюрморт как жанр изобразительного искусства. Цветовой нюанс и контраст. | Познакомятся с произведениями искусства (натюрмортами) отечественных художников, учебником Углубят представления о натюрморте, о контрасте цвета, о фактуре | Р: контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике; принимать учебную задачу; планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность, удобство, рациональность и безопасность в размещении и применении необходимых на уроке изобразительного искусства принадлежностей и материалов. П:осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об осенних цветах; составление описания разных цветов; приведение примеров изображения русской осени, осенних цветов в поэзии, живописи, графике; формулирование ответов на вопросы учителя; К: уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями, слушать одноклассников, учителя, вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; выразительно читать стихотворения о цветах (по желанию), использовать образную речь | воспринимают окружающий мир и произведения искусства; выражают в творческой работе свое отношение к природе, выбирая художественные приемы рисования кистью |
2 | В жостовском подносе все цветы России. Русские лаки: традиции мастерства. | Какие приемы работы кистью можно использовать при рисовании узоров по мотивам жостовской росписи? | Термины: замалёвка, тенёжка, прокладка, бликовка, чертёжка. | Познакомятся с художественным промыслом Жостово,его историей, жостовскими произведениями декоративно-прикладного творчества. Узнают о жостовских мастерах, секретах послойногожостовского пи-сьма. Научатся техническим приемам работы кистью, выполнять роспись по мотивам жостовских узоров | Р:ориентироваться кое пространство. П: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об особенностях жостовской росписи; сравнение поэтапных результатов работы над рисунком с эталоном; умение анализировать конструкцию подноса; осуществление поиска существенной информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о народных художественных промыслах. К: уметь слушать учителя и сверстников, формулировать ответы на вопросы, задавать вопросы для уточнения услышанной информации; составлять описания изделий. | Эмоционально воспринимают росписи жостовских подносов; уважительно относятся к творчеству народных мастеров; выражают в творческой работе свое отношение к миру цветов средствами художественного образного языка декоративно-прикладного и народного искусства |
3 | О чем может рассказать русский расписной поднос. Русские лаки: традиции мастерства. | О чем может рассказать русский расписной поднос? | Народный орнамент России. | Познакомятся с произведениями живописи, на которых изображено чаепитие. Расширят представление об общности художественных приемов цветочной росписи в разных центрах народного творчества, о роли пятна как выразительного средства, о значе- нии цветной линии в усилении выразительности образа. Узнают | Р: оценивать и анализировать результат своего труда, определять то, что лучше всего получилось; вносить изменения в композицию в соответствии с законами ее построения. П: умение анализировать эскизы росписи подносов, выбирать лучший вариант, рассказать средствами изобразительного языка о красоте декоративного цветка; выявить с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых цветочных узоров (сопоставление городецкого и жостовского узоров); осуществление поиска информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о творческом процессе росписи подносов. К:уметь работатьвсотрудничестве с учителем и одноклассниками, слышать мнение оппонента, участвовать в обсуждении разнообразных форм жостовских подносов, того, как складывается целостный образ художественной вещи (подноса); проговаривать этапы работы над композицией; совместно рассуждать и находить ответы на вопросы. | Соблюдают организованность, дисциплинированность на уроке; действуют согласно правилам обращения с художественными материалами и правилами работы; выражают в творческой работе свое отношение к искусству русских лаков средствами кистевого письма; адекватно оценивают свою работу на уроке; обсуждают индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности |
4 | Каждый художник урожай своей земли хвалит. Натюрморт: свет | Какие приемы и способы передачи иллюзии объемности на плоской поверхности листа существуют? | Термины:свет, тень на предмете, падающая тень, блик. | Расширят свои представления искусства, Овладеют графическими, живописными и композиционными навыками. Научатся выполнять натурную постановку натюрморта в соответствии с предложенной композиционной схемой и выполнять рисунок натюрморта с передачей иллюзии объема | Р: организовывать свое рабочее место с учетом функциональности, удобства, рациональности и безопасности; адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа и отзыва о готовв сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи. П:осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об особенностях натюрморта с осенними плодами, форме фруктов и овощей; выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых предметов К: уметь инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, использовать образную речь при описании различных фруктов и овощей, отгадывать и загадывать загадки об овощах и фруктах, отвечать на вопросы, делать выводы. | Личностные: принимают ценности отечественной и мировой культуры; адекватно оценивают результаты своей работы на уроке; соблюдают дисциплинированность и правила поведения во время урока; осознают собственные интересы и соотносят ихс интересами других детей |
5 | Лети, Орнамент народов мира: традиции мастерства | Что такое зеркально-симметричная основа многоярусного орнамента. | Зеркальная симметрия. | Познакомятся с одним из видов старинного декоративно-прикладного искусства. Расширят представление об уникальности искусства многих народов, живущих на Земле, о том, что общего и различного в творениях народов мира, о связи формы и орнамента в произведениях декоративно-прикладного искусства, о зеркально-симметричной основе многоярусного орнамента. Продолжат совершенствовать художественно-творческие способности | Р: планировать и проговаривать последовательность действий на уроке, работать по предложенному учителем плану; отличать верно выполненное задание от неверного, вносить изменения в свои действия в соответствии с выявленными отклонениями от эталона. П: выявление с помощью отдельных признаков, характерных для сопоставляемых орнаментов К: уметь строить речевое монологическое высказывание об элементах орнамента, украшающего воздушного змея, о своих идеях художественного решения на уроке творческой задачи; участвовать | Эстетически воспринимают старинное искусство конструирования и художественного оформления воздушных змеев; уважают творчество народных мастеров, выражают в творческой работе свое отношение к традиционному искусству с ис- пользованием приемов составления симметричного многоярусного орнаментального украшения |
6 | Чуден свет – мудры люди, дивны дела их. Лоскутная мозаика: традиции мастерства. ОНЗ. | Как построить орнаментальные композиции? | Лоскутная мозаика. | Познакомятся с одним Расширят представления в области цветоведения. Узнают о вариантах орнаментальных композиций лоскутных ковриков: «изба» или «колодец», «елочки», «мельница», «пила», «грядки». Овладеют декоративно- живописными навыками: в построении орнаментальных композиций. Научатся композиционному мышлению и воображению на основе творческих принципов народного искусства (вариация, импровизация), различать в разных изделиях вид орнаментальной композиции, создавать свой вариант орнаментального узора. | Р:принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней; различать способ и результат действия; в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи. П: умение выявлять с помощью сравнения особенности орнамента в изделиях, выполненных в лоскутной технике; наблюдать, читать ритм, цветовой строй, композиционные приемы в многообразных изделиях из текстиля; осуществление поиска информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о цветоведении (контрастах и нюансах), композиционных схемах орнамента, особенностях данного вида декоративно-прикладного искусства. К: уметь использовать образную речь, составляя описания изделий, выполненных в лоскутной технике; сотрудничать с учителем и сверстником; осознавать содержание своих действий и степень усвоения учебного материала. | Эмоционально воспринимают произведения народного искус- ства, выполненные из текстильных материалов; выражают в творческой работе свое эмоционально-ценностное отношение к построению орнаментальной композиции для лоскутной мозаики |
7 | Живописные просторы Родины. Пейзаж: пространство | Как передать пространство в пейзажных композициях. | Линия горизонта, воздушная перспектива, теплые | Расширят представления о пейзаже как о жанре изобразительного искусства, как об одном из средств выражения патриотических чувств человека, Научатся рисовать пейзаж по одной из предлагаемых композиционных схем с передачей пространства на плоскости. | Р:оценивать и анализировать результат своего труда; планировать алгоритм действий по выполнению творческой практической работы; организовывать свое рабочее место с учетом удобства и безопасности работы. П: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о красоте пейзажей; составление описания различных пейзажей; приведение примеров изображения пейзажа построение логической цепи рассуждений при обсуждении композиционных схем; выдвижение гипотез об альтернативных вариантах композиционных решений пейзажа и их обоснование. К: уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, вступать в коллективное учебное сотрудничество, использовать образную речь при описании пейзажей; выразительно читать стихотворения-описания пейзажей. | Эстетически воспринимают окружающий мир, произведения искусства; понимают значение красоты природы и произведений поэтов, художников; проявляют интерес к предмету, имеют мотивацию к творческой деятельности |
8 | Родные края Русская майолика: традиции мастерства. | Какая существует взаимосвязь оригинальной формы с декоративной росписью в изделиях народных мастеров? В чем отличие росписи гжельского фарфора от майолики? | Майолика, фарфор, кумган, квасник, керамика. | Познакомятся с одним из видов декоративно-прикладного искусства – русской майоликой. Узнают, чем отличается роспись гжельского фарфора от майолики, суть терминов: майолика, фарфор, кумган, квасник, керамика. Освоят | Р: контролировать процесс создания рисунка на всех этапах работы согласно ранее составленному плану; организовывать свое рабочее место с учетом правил безопасности, удобства и функциональности. П: выявление с помощью сравнения особенностей изображения гжельского пейзажа; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера, приемов вариации и импровизации узоров при выполнении творческой работы; осуществление поиска существенной информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о творчестве художников-керамистов. К: уметь активно слушать одноклассников, учителя, участвовать в коллективном обсуждении, отстаивать свою точку зрения. | Эмоционально воспринимают произведения мастеров гжельской майолики; видят красоту реальной действительности путем наблюдения природы; понимают значение красоты природы и произведений поэтов, художников, народных мастеров для человека и принимают его. |
9 | «Двор, что город, изба, что терем». В мире народного зодчества: традиции русского мастерства | Связь красоты и функциональности в архитектурном убранстве крестьянского дома. | Причелина, полотенце, красные окна, оконный наличник, охлупень | Получат представление о том, что крестьянская изба – явление в народном деревянном зодчестве (на примере построек Русского Севера), о знаках-символах в народном орнаменте на примере оберегов в украшении крестьянской избы. Узнают суть архитектурных понятий: причелина, полотенце, красные окна, оконный наличник, охлупень. Научатся выполнять декоративную композицию по мотивам резного убранства фасада избы. | Р:планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; оп-ределять наиболее эффективные способы достижения результата. П: извлечение необходимой ин-формации из прослушанных текстов различных жанров, рассказа учителя; определение основной и второстепенной информации; логические – осуществление поиска информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о знаках-оберегах. Коммуникативные: уметь совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, участвовать в обсуждении конструктивных особенностей, пропорций традиционных деревянных построек, древних знаков-символов | Воспринимают образ крестьянской избы, чувствуют своеобразие связей красоты и функциональности в архитектурном убранстве крестьянского дома; уважительно относятся к произведениям декоративно-прикладного искусства и мастерам, их сделавшим. |
10 | «То ли терем, то ли царёв дворец». В мире народного зодчества: традиции народного мастерства. | Какие бывают контрасты архитектурных объемов и форм? | Деревянное зодчество. | Расширят представление о деревянном зодчестве России, о старинной архитектуре на примере теремных построек, внешнем убранстве жилища городского типа зажиточных людей – терема. Познакомятся с контрастами архитектурных объемов и форм. Овладеют графическими, живописными и композиционными навыками. Научатся выполнять зарисовку отдельных элементов конструкции дома-терема, рисовать сказочный терем с соблюдением пропорций, цветовой гаммы | Р: оценивать и анализировать результат своего труда, определять то, что лучше всего получи- лось, а при необходимости вносить необходимые изменения в рисунок; планировать алгоритм действий по выполнению практической работы. П:умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме о красоте архитектурных сооружений русского зодчества; выбирать наиболее эффективный способ решения творческой задачи в зависимости от конкретных условий; логические – осуществление поиска информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о шедеврах старинной русской архитектуры. К: уметь обмениваться мнениями, понимать позицию партнера, согласовывать свои действия с партнером, активно слушать одноклассников, учителя; вступать | Воспринимают и эмоционально оценивают шедевры национального, российского искусства (живопись, архитектуру), изображающие различные стороны окружающего мира и жизненных явлений; уважительно относятся к старине и к русским обычаям, выражают любовь к России |
11 | Каждая птица | Знакомство с техникой акварельной живописи «по сырому». | Акварельная живопись «по сырому» | Узнают Научатся видеть характерные особенности пернатых, рисовать птиц. | Р:определять последовательность промежуточных целей П: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о признаках наступающей зимней поры, зимующих птицах; выявление с помощью сравнения особенностей формы, пропорций и цветовой окраски птиц; приведение поэтических, изобразительных примеров изображения птиц; умение формулировать проблему; самостоятельно осуществлять поиск способов решения проблем творческого и поискового характера (выразительные возможности техники акварельной живописи «по сырому»). К: уметь проявлять инициативное сотрудничество | Эстетически воспринимают красоту мира птиц; сориентированы на чуткое и бережное отношение к пернатым |
ЗИМА. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» (10 ч) | ||||||
12 | Каждая изба удивительных вещей Натюрморт: свет | Последовательность работы над натюрмортом со светом Как подобрать оттенки цвета | Натюрморт. | Расширят представление о натюрморте как | Р:контролировать труда. П:умение эмоционально реагировать на цвет и форму предметов в натюрморте, преобразовывать модель с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область (выявление формы и цвета предметов); осуществлять анализ объектов при выполнении натурной постановки предметов; устанавливать аналогии при выяснении цвета натуры и для подбора оттенков красок при рисовании натюрморта; осуществление поиска информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о способах получения разных оттенков цвета, достижения декоративности в рисунке. К: уметь строить понятные речевые высказывания, использовать образную речь при описании рукотворных форм в натюрморте; участвовать в обсуждении традиций старинного обычая – чаепития за самоваром, изображения самовара | Эмоционально воспринимают мир старинных вещей, окружающих человека испокон веку |
13 | Русская зима. Пейзаж в графике: черный и белый цвета. | Какие есть возможности графических средств в изображении красоты, состояний природы зимой? | Графика. | Расширят представление о графике как об одном из видов изобразительного творчества. Узнают трав, кустов). Научатся передавать в самостоятельных творческих работах образы зимних растений графическими средствами. | Р:уметь принимать П: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об особенностях и признаках зимней поры; составление описания зимних пейзажей; приведение поэтических, изобразительных примеров изображения зимы; формулирование ответов на вопросы учителя; использование образной речи при описании зимних пейзажей; умение формулировать проблему; самостоятельно осуществлять поиск способов решения проблем творческого и поискового характера (выразительные возможности белого цвета). К: уметь выражать собственное мнение, отстаивать свою точку зрения, строить понятные речевые высказывания о красоте зимних пейзажей, своем отношении к произведениям живописи; выразительно читать стихотворения о зиме. | Эмоционально отзывчивы и эстетически восприимчивы |
14 | Зима Орнамент народов мира: традиции мастерства | Какие существуют знаки-символы в орнаменте народов Севера? О чем могут рассказать знаки-символы в меховой мозаике и украшении | Сетчатый орнамент | Познакомятся с традиционной зимней одеждой разных народов мира, Крайнего Севера, разнообразием орнаментальных мотивов в украшении зимней одежды у разных народов. Получат представление об особенностях построения сетчатых орнаментов. Узнают значение знаков-символов в орнаменте народов Севера. Овладеют живописно-декоративными навыками в эскизе украшения | Р:определять последовательность промежуточных целей П: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, делать умозаключения и выводы в словесной форме, производить логические мыслительные операции для решения познавательной задачи (анализ, сравнение орнаментов и узоров с целью выяснения их особенностей, общее в формах национальной одежды разных народов, живущих в Заполярье и Приполярье); стремление к расширению своей познавательной сферы; осуществление поиска существенной информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления об орнаментах разных народов мира. К:уметь вступать в обсуждение, слушать учителя и одноклассников, аргументированно отстаивать свою точку зрения, принимать позицию своего оппонента. | Проявляют интерес к предмету, эстетически воспринимают окружающий мир, произведения декоративно-прикладного искусства; |
15 | Зима за морозы, а мы за праздники. Карнавальные новогодние фантазии: импровизация. | Как отличить сюжетно-тематические композиции среди других жанров изобразительного искусства? | Сюжетно-тематическая композиция. | Расширят свои представления о жанрах изобразительного искусства, о празднике как о синтетической форме искусства, соединяющем | Р: знать основы самоорганизации – организации своего творческого пространства (с каких первоначальных действий художник приступает к процессу творчества); контролировать процесс создания рисунка на всех этапах работы согласно ранее составленному плану. П: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об особенностях празднования новогоднего праздника; составление описания карнавальных костюмов, праздничных атрибутов; приведение поэтических примеров изображения новогодних праздников; выявление с помощью сравнения сопоставляемых произведений, каким образом художник передает в своих работах настроение; К: уметь пользоваться языком изобразительного ис-кусства, доносить свою позицию до собеседника; оформлять свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста), слушать и понимать высказывания собеседников; использовать образную речь при описании карнавальных костюмов, украшений; выразительно читать стихи о новогоднем празднике | Проявляют интерес |
16 | Всякая красота фантазии да умения требует. Маски – фантастические и сказочные образы, маски ряженых. | Какие существуют традиции маскарадных представлений у разных народов и на Руси | Маскарад как часть праздничной культуры, имеющей глубокие исторические корни, эстетической и культурной сущности. | Получат представление о маскараде как о части праздничной культуры, имеющей глубокие исторические корни, эстетической и культурной сущности маски. Овладеют живописно-графическими и декоративными навыками. Научатся воплощать воображаемые об-разы в творческой работе в материале, перерабатывать реальные формы и явления в декоративный образ. | Р: планировать и проговаривать последовательность действий на уроке; работать по предложенному учителем плану; отличать верно выполненное задание от неверного. П: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об особенностях маскарадных представлений на Руси; составление описания новогодней карнавальной маски-образа; приведение поэтических примеров изображения карнавалов; осуществление поиска существенной информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о масках, их эстетической и культурной сущности. К:уметь строить понятное монологическое высказывание о зимних приметах, признаках, активно слушать одноклассников, учителя, находить ответы на вопросы, формулировать их; использовать образную речь при описании новогодних масок, зимних признаков; выразительно читать стихи о зиме. | Проявляют интерес |
17 | В каждом посаде в своём наряде. Русский народный костюм: узоры-обереги | В чём различие главных частей северорусского и южнорусского костюмов? | Словарь терминов – элементов русского народного костюма. | Получат представление о красоте ансамбля русского народного костюма: северного сарафанного и южного панёвного комплексов. Углубят представление о значении знаков-символов могущественных сил природы (свет, вода, земля) | Р: ориентироваться на образец и правило выполнения действия; контролировать и корректировать свои действия в соответствии с конкретными условиями; адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа и отзыва о готовом рисунке. П: произвольное и осознанное речевое высказывание в устной форме об особенностях русского народного костюма; составление описания народного костюма; выявление с помощью сравнения главных частей северорусского и южнорусского костюмов; самостоятельное осуществление поиска способов решения проблем творческого и поискового характера. К: уметь выражать собственное мнение, отстаивать свою точку зрения, строить понятные речевые высказывания о красоте русских народных костюмов. | Сориентированы на активное восприятие произведений живописи, литературы; эмоционально воспринимают красоту ансамбля русского народного костюма; выражают в творческой работе свое уважение |
18 | Жизнь костюма в театре. Сценический костюм героя: традиции народного костюма | Как взаимосвязаны изобразительное искусство с театром? | Сценический костюм, костюмер. | Познакомятся с театральными костюмами героев русской оперы. Узнают, как отражаются | Р:оценивать и анализировать результат своего труда; определять то, что лучше всего получилось, а при необходимости вносить необходимые изменения в работу; планировать алгоритм действий по выполнению творческой практической работы. П: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, делать умозаключения и выводы в словесной форме; производить логические мыслительные операции для решения творческой задачи (анализ, сравнение вариантов эскизов костюмов с целью выяснения соот- ветствия их образу выбранного героя); умение самостоятельно осуществлять поиск способов решения проблем творческого и поискового характера при создании эскиза театрального костюма. К: уметь проявлять инициативное сотрудничество | Сориентированы на эмоционально-ценностное восприятие театральных костюмов; понимают роль художника в создании сценических образов; выражают в творческой работе свое отношение к задуманному образу в соответствующем ему костюме |
19. | Россия державная. В мире народного зодчества: памятники ар-хитектуры. | Как представлены памятники архитектуры в произведениях выдающихся отечественных художников? | Памятник архитектуры. | Расширят представление о видах изобразительного искусства, о старинном каменном зодчестве – архитектуре крепостей. Научатся простран-ственному видению, во-спринимать пропорциональные от-ношения ар-хитектурных объемов и форм. Овладеют живописными навыками гармоничного подбора цветосочетаний (в колористическом решении архитектурного ан-самбля) | Р:организовывать свое рабочее место с учетом удобства П:-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера, приемов вариации и импровизации при выполнении творческой работы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме о красоте памятников древнерусской архитектуры; осуществление поиска ин-формации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о древнерусской архитектуре. К: уметь использовать образную речь, составляя описания памятников древнерусской архитектуры, сотрудничать с учителем | Сориентированы на эстетическое восприятие национальных памятников древнерусской архитектуры, бережное отношение к ним |
20. | «Город чудный…». Памятники архитектуры: импровизация. | Таинственный град Китеж: в легендах и декорациях к опере | Композиционная схема. | Узнают | Р:принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней; вырабатывать способность различать способ и результат действия; П:выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых живописных произведений с изображением городов-крепостей; умение анализировать результаты сравнения, познавая основные средства выразительности в изобразительном искусстве; умение осуществлять поиск информации в разных источниках, ее осмысление; составление словесного описания старинных русских построек в городе-крепости. К: уметь использовать образную речь при описании города-крепости, воспринимать поэтические строки, посвященные старинным крепостям. | Воспринимают и эмоционально оценивают шедевры национального, российского искусства (живопись, архитектуру), изображающие различные стороны окружающего мира и жизненных явлений; уважительно относятся к старине, выражают любовь к Древней Руси и России |
21. | Защитники земли Русской. Сюжетная композиция: композиционный центр | Как отражена патриотическая темы в произведениях отечественных художников? | Батальная сцена. | Познакомятся с новым жанром (батальным) изобразительного искусства. Расширят представления о тематической композиции на ярких примерах изобразительного искусства. Научатся пространственному видению пропорциональных цветоотношений. Овладеют живописно-графическими и композиционными навыками в создании тематической картины с изображением человека в движении | Р: оценивать и анализировать результат своего труда, определять то, что лучше всего получилось, а при необходимости вносить необходимые изменения в рисунок; планировать алгоритм действий по выполнению творческой практической работы. П: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об особенностях одного из жанров изобразительного искусства – батального, выразительных возможностях разных видов изобразительного ис-кусства (графических и живописных); составление описания живописных произведений искусства; осуществление поиска информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о творчестве А. А. Дейнеки, пропорциях и общем строении человеческой фигуры, способах изображения фигуры человека в движении. К:: уметь участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств в произведениях изобразительного искусства, строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы. | Эмоционально воспринимают подвиги русского воинства, произведения батального жанра; с уважением относятся к воинам, армии; воспринимают и понимают предложения и оценку результатов работы, даваемую учителями и товарищами |
ВЕСНА. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» (5 ч) | ||||||
22 | Дорогие, любимые, родные. Женский портрет: выражение и пропорции лица. | Женские образы в искусстве. | Чтение схем изображения головы человека. | Расширят представление о портрете как об одном из жанров изобразительного искусства, представление о пропорциях головы человека. Познакомятся с творчеством Рафаэля и Леонардо да Винчи. Овладеют графическими и живописно-декоративными навыками в создании портрета. Научатся рисовать портрет | Р: планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места; контролировать свои действия во время творческой практической деятельности, вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия (в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта). П: умение самостоятельно формулировать творческую проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме, производить логические мыслительные операции для решения творческой задачи; стремление к расширению своей познавательной сферы; осуществление поиска информации в разных источниках о способах достижения выразительности рисунка, ее осмысление. К: уметь использовать образную речь при описании внешности, качеств мам, бабушек, выразительно читать стихотворения | Имеют мотивацию учебной и творческой деятельности, испытывают нежные, трогательные чувства по отношению к самому близкому человеку – матери |
23. | Дорогие, любимые, родные. Женский портрет: выражение и пропорции лица. | Описание Масленицы в литературных произведениях | Ярмарка, петрушка, Масленица, вертеп, балаган, аттракцион | Расширят представление о технике аппликации, об особенностях проводов зимы в разных регионах России на примерах произведений искусства. Узнают суть понятий: ярмарка, петрушка, Масленица, вертеп, балаган, аттракцион. Овладеют живописно-декоративными и композиционными навыками в передаче образа весеннего праздника. Научатся выполнять декоративную композицию в технике бумажной | Р: осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на объяснение учителя, а затем самостоятельно оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки. П: умение эмоционально реагировать на цвет и форму предметов, осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии при выяснении цвета натуры и для подбора оттенков красок при выполнении декоративной композиции; осуществление поиска информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о разных оттенках цвета и способах достижения декоративности в рисунке. К: слушать одноклассников, учителя, вступать в коллективное учебное сотрудничество, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их; использовать образную речь при описании масленичных гуляний, показывая чуткость к меткому слову в устном народном творчестве (на примерах пословиц, поговорок). | Эстетически воспринимают красоту народного праздника Масленицы как одного из явлений праздничной народной культуры; |
24. | Красота Русская деревянная иг-рушка: развитие традиций мастерства | Виды деревянной игрушки. Традиции искусства резьбы и росписи по дереву. | определение: игрушка – «зеркало жизни», данное известным художником и исследователем игрушки Н. Д. Бартрамом | Углубят | Р: принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней; вырабатывать умение различать способ и результат действия; оценивать и анализировать результат своего труда. П: выявление с помощью сравнения сопоставляемых произведений сюжетного разнообразия игрушек, выразительных возможностей, обусловленных разными технологическими приемами художественной обработки дерева; построение логической цепи рассуждений при планировании последовательности действий при работе над рисунком. К: уметь строить понятные речевые высказывания, использовать образную речь при описании деревянной игрушки, участвовать в обсуждениях, аргументированно отстаивать свою точку зрения; совместно рассуждать и находить ответы на вопросы; выразительно пользоваться языком изобразительного искусства. | Эмоционально воспринимают образ игрушки как «зеркала жизни»; соблюдают организованность, дисциплинированность на уроке; действуют согласно правилам адекватно оценивают свою работу |
25. | Герои сказки глазами художника. Сюжетная композиция: композиционный центр | Знакомство с творчеством художников-иллюстраторов. | Техника бумажной аппликации. | Расширят представление о технике аппликации. Узнают о роли изобразительного искусства в кино, роли художника. Научатся выявлять в произведениях искусства художественные средства, которыми пользуются их авторы для трактовки положительных сказочных героев, местоположение дополнительных элементов изображения по отношению к главному герою. Овладеют композиционными навыками, умением выделять в композиции главное, подчиняя ему все второстепенные элементы | Р: определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата и вносить в план коррективы в случае отклонения; адекватно относиться к оценке результатов работы учителем и сверстниками. П: выявление с помощью сравнения композиционных особенностей ил-люстраций; умение решать творческие задачи самостоятельно; осуществление поиска информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о роли художника в кино, композиционных схемах иллюстраций. К: уметь вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила, совместно рассуждать, уважать мнение другого; выразительно пользоваться языком изобразительного искусства, оформить свою мысль в устной | Имеют желание учиться новому и способны к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке); эстетически воспринимают красоту героев народных сказок; выражают в творческой работе свое отношение к героям сказочной композиции известными художественными приемами и средствами выразительности |
26. | Герои сказки глазами художника. Сюжетная композиция: композиционные центр | Взаимосвязь изобразительного искусства | Чтение композиционных схем к иллюстрациям | Овладеют композиционными навыками, умением выделять в композиции главное, подчиняя ему все второстепенные элементы. Научатся самостоятельно решать поисковые и творческие задачи, выполнять иллюстрации к сказкам в технике аппликации. | Р: развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней; вырабатывать умение различать способ и результат действия; в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи. П: выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для произведений искусства, передающих радость, сказочность и веселье, их анализ и использование этих приемов в своей работе; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; осуществление поиска информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о творческом процессе иллюстрирования. К: излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; уметь инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации. | Эстетически воспринимают окружающий мир, имеют мотивацию к творческому труду, потребность в художественном творчестве |
ЛЕТО. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» (8 ч) | ||||||
27. | Водные просторы России. Мор-ской пейзаж: линия горизонта и колорит. | Композиционные схемы пейзажей. Цветовая гамма картин с изображенным на них морем. | Художники-маринисты. | Расширят представления о пейзаже. Узнают о творчестве художника-мариниста И. К. Ай-вазовского. Овладеют живописно-графическими и композиционными навыками | Р: организовывать свое рабочее место в соответствии с правилами работы на уроках изобразительного искусства; планировать свои действия и контролировать их выполнение во время работы; адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа и отзыва о готовом рисунке. П: с помощью сравнения схематических изображений с картинами понимать композиционный строй каждой из них; освоить способы решения проблем творческого и поискового характера; осуществление поиска информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о разных оттенках цвета, с помощью которых изображают воду. К: уметь совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение; составлять рассказ о весенних признаках, о своих впечатлениях | Эстетически воспринимают красоту весеннего пробуждения водных источников; эмоционально отзывчивы на произведения художников-маринистов |
28. | Цветы России русская набойка: традиции мастерства. | Цветы России на павловопосадских платках и шалях | Народный орнамент России. | Познакомятся с новым видом декоративно-прикладного искусства. Углубят представление о связи декора с поверхностью украшаемого предмета, о значении шали или платка в ансамбле русского костюма. Овладеют навыками в передаче декоративного, выразительного силуэта цветочного мотива. Научатся выполнять цветочные композиции | Р: организовывать свое творческое пространство; определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; отличать верно выполненное задание от неверного; адекватно воспринимать оценку своей работы, высказанную педагогом или сверстниками. П: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об особенностях цветочных мотивов в павловопосадских платках, умение составлять и анализировать варианты декора павловопосадского платка; умение осуществлять поиск информации в разных источниках, ее осмысление. К: уметь образно излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения; использовать образную речь при описании узоров павловопосадских платков; слушать других, уважать мнение другого, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы; формулировать вопросы для уточнения информации. | Эмоционально воспринимают изделия декоративно-прикладного искусства; чувствуют своеобразие связей декоративного мотива |
29. | Всяк Русская набойка: композиция | Значение диагоналей, концентрических окружностей для ритмичного расположения главных мотивов узора | Импровизация | Углубят представление об особенностях композиции узорного павловопосадского платка на примерах вариантов композиционных схем, бесконечном разнообразии вариантов ритмичного расположения узоров на павловопосадских платках, шалях. Узнают | Р: ориентироваться П: выявление с помощью сравнения приемов работы, характерных для ручного и современных способов изготовления павловопосадских платков; умение использовать знаково-символические средства представления информации для создания схем решения учебной и практической задачи; построение логической цепи рассуждений при обсуждении композиционных схем; выдвижение альтернативных вариантов композиционных решений. К: уметь слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. | Эмоционально воспринимают изделия декоративно-прикладного искусства; чувствуют своеобразие связей декоративного мотива |
30. | В весеннем не- бе – салют Победы! Патриотическая тема в искусстве. Декоративно-сюжетная композиция: цвет. |
| Темный (ночной) колорит | Расширят представления о возможностях цвета, о декоративности контрастных цветосочетаний, языке изобразительного искусства. Узнают, что контраст темного | Р: определять последовательность промежуточных целей П: поиск и выделение информации (общее и различное в произведениях живописи и декоративно-прикладного искусства при изображении праздничного салюта); умение составлять и анализировать варианты композиционных схем; сравнивать их и выбирать лучший, осуществление поиска информации, расширяющей и дополняющей представление о художественных выразительных средствах в композиции. К: уметь строить понятные речевые высказывания, использовать образную речь при описании праздника, салюта, произведений живописи и декоративно-прикладного искусства; участвовать в обсуждениях, аргументированно отстаивать свою точку зрения; совместно рассуждать и находить ответы на вопросы. | Сориентированы на эмоционально-ценностное отношение к празднику Победы нашего народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.; эстетически воспринимают торжественность, величие победного праздника в реальной жизни и в произведениях искусства |
31. | Гербы городов Золотого кольца России. Символические изображения: состав герба. | Законы науки геральдики (главные элементы герба). | Символические изображения | Познакомятся с геральдическими символами на примерах гербов городов Золотого кольца России. Углубят представление о выразительных средствах декоративного образа (силуэт, цвет, линия, символическое значение изображений на гербе). Овладеют различными приемами работы в передаче своего герба | Р: быть способными мобилизовать творческие силы и воображение для решения творческой задачи; уметь принимать и сохранять учебную задачу урока, планировать свою деятельность, контролировать свои действия во время творческой практической деятельности, вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в процессе работы. П: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об известных гербах; составление описания герба; умение понимать назначение условных обозначений и свободно ориентироваться в них, пользоваться символами, сравнивать варианты гербов; формулировать ответы на вопросы; построение логической цепи рассуждений; осуществление поиска существенной информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о гербе, символическом значении изображений на них. К: уметь строить понятные речевые высказывания, использовать образную речь при описании гербов, участвовать в обсуждениях, аргументированно отстаивать свою точку зрения; совместно рассуждать и находить ответы | Сориентированы на уважительное отношение к истории отечественной культуры, на восприятие и понимание предложений и оценки результатов работы, даваемой учителями и товарищами; выражают в творческой работе отношение к семье |
32. | Сиреневые перезвоны. Натюрморт: свет |
| Расширят представления о натюрморте, о роли света в формировании колористической гаммы в произведениях живописи. Узнают, какими приемами художники пользуются при передаче цветов, листьев. Овладеют навыками образного видения, цветовидения, живописно-декоративными и композиционными навыками в исполнении натюрморта-образа. Научатся рисовать цветущую сирень | Р: планировать свои действия и контролировать их выполнение во время работы; адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа и отзыва о готовом рисунке; организовывать свое рабочее место. П: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о красоте весеннего пейзажа, цветущих растений; составление описания весенней природы, рассказа К: уметь строить понятное монологическое высказывание о своих наблюдениях за приметами весны, цветущими весенними растениями, обмениваться мнениями о своих впечатлениях об увиденных картинах-натюрмортах выдающихся художников; выразительно читать стихотворения о весне, использовать образную речь, показывая чуткость к меткому слову в устном народном творчестве (на примерах загадок, пословиц, поговорок). | Сориентированы на эмоциональное восприятие красоты весеннего цветения в природе, эстетическое восприятие произведений художественного творчества, отражающих торжество цветущей природы; понимают значение бережного отношения к природе | |
33. | У всякого мастера свои затеи. Орнамент народов мира: традиции мастерства. | Образы-символы | «эксперты-искусствоведы» | Получат представление о мифологических Научатся создавать декоративный сказочный образ зверя или птицы | Р: оценивать и анализировать результат своего труда, определять то, что лучше всего получилось, а при необходимости вносить необходимые изменения в рисунок; планировать алгоритм действий по выполнению творческой практической работы; организовывать свое рабочее место с учетом удобства и безопасности работы. П: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, делать умозаключения и выводы в словесной форме, производить логические мыслительные операции для решения познавательной задачи (анализ, сравнение узоров с целью выяснения их особенностей); стремление к расширению своей познавательной сферы; решение художественных задач разного типа; осуществление поиска существенной информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о зооморфных орнаментах разных народов мира. К: уметь оформить свою мысль в устной (на уровне небольшого текста) форме, слушать и понимать высказывания собеседников, овладевать диалогической формой коммуникации; задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение. | Сориентированы |
34. | Сказочные, мифологические мотивы в изобразительном искусстве | Познакомятся с музеем изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, произведениями, хранящимися в нем. Покажут степень овладения живописно-декоративными и композиционными навыками. Научатся создавать декоративный сказочный образ зверя или птицы | Р: осуществлять пошаговый контроль своих действий; оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае отклонения от представляемого конечного результата, замысла. П: выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых живописных произведений; умение анализировать результаты сравнения; усвоение основных средств выразительности художественных произведений; осуществление поиска существенной информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о назначении музеев, их экспозициях. К: уметь вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их; вести дискуссию, диалог, слышать и понимать позицию собеседника | Имеют мотивацию к творческому труду, потребность в художественном творчестве |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»
Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...
Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского
Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....
Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)
Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...
Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс. Учебник "Изобразительное искусство". Авторы: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Образовательная программа "Перспектива".
Количество учебных часов за год 31 час, в неделю: 1 час ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» основное общее образование 5 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Д...