Рабочая программа "Музей в твоем классе"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности
«Музей в твоем классе»
(Н.А. Чуракова, Н.М. Лаврова)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели программы:
– познакомить обучающихся с разными жанрами живописи: натюрмортом, пейзажем, портретом, бытовой и исторической картинами;
– дать начальное представление о логике развития живописного языка: от классической выстроенности академических композиций через реалистическую повествовательность – к импрессионистической пленэрности;
– сформировать первичные представления о целостности художественного мира того или иного художника, с этой целью в пособии неоднократно используется прием сравнительного анализа двух картин одного и того же автора.
В ходе освоения курса «Музей в твоем классе» осуществляется формирование таких интеллектуальных умений обучающихся, как умение ориентироваться в жанре картины (натюрморт, пейзаж, историческая картина, бытовая картина, портрет); в определении темы картины и настроения автора, которым он хотел поделиться со зрителями; в особенностях композиционного решения художником поставленной задачи.
Обучающиеся осваивают лексику, необходимую для выражения чувств, обучаются устанавливать причинно-следственные связи между тем, что изображено, и тем, что выходит за рамки изображения. («Если у свеклы зелень увяла, значит...», «Если рядом со снегом изображена лужа, значит...», «Если дым из труб идет вертикально вверх, значит...», «Если старик-отец отвернулся от дочери и смотрит в сторону, значит...» и т. д.)
В ходе усвоения содержания курса формируются умения, связанные с активным участием в диалоге при обсуждении увиденного произведения, его фрагментов.
Формы организации внеурочной деятельности: кружок, клуб, факультатив.
Виды внеурочной деятельности: игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение.
Планируемый результат: подготовка экскурсоводов по репродукциям картин «Музей в твоем классе»; подготовка проектов по направлениям: «Моя коллекция», «Каталог репродукций «Музей в твоем классе»», «Каталог моей коллекции репродукций».
Примечание. «Моя коллекция» может содержать репродукции картин одного художника или разных художников одного жанра, или разных художников на одну тему. Например: «Пейзаж в творчестве художника...», «Портреты художника...», «Исторические события в России глазами художников-современников», «Портреты русских писателей», «Милая сердцу природа России», «Художники нашего края, области».
Организационно-методические указания
Общая методика анализа живописного произведения, с помощью которой можно реализовать поставленные цели, предполагает переход от начального, целостного впечатления через наблюдение и рассматривание деталей – снова к целостному впечатлению, которое уже обогащено знанием подробностей.
Большое значение для достижения заявленных целей имеет использование инструментов при работе с репродукцией живописного произведения. В данном пособии используются разные инструменты: большая прямоугольная рамка для выделения содержательно-значимых фрагментов и удержания внимания; малая круглая рамка для поиска и выделения отдельных деталей; полоска картона, с помощью которой можно закрыть часть картины, укрупнив значение оставшейся части; лупа для рассматривания мелких деталей, особенностей красочного слоя и характера мазка.
Порядок следования репродукций в пособии подчиняется логике музейной педагогики: от более простого к более сложному через накопление опыта зрительского восприятия к возможности использовать этот опыт в дальнейшем. Эта логика учитывает прежде всего жанровую принадлежность картин и требует следующую последовательность знакомства с жанрами: от натюрморта и детского портрета – через пейзаж и исторический пейзаж – к исторической картине, бытовой картине и портрету (то есть от предметного мира и всего того, что понятно ребенку, – к миру социальных отношений и всему тому, что составляет мир взрослых).
Методический аппарат пособия «Музей в твоем классе» включает выделенные фрагменты и детали, которые вынесены на поля каждой репродукции. Педагогический смысл этого приема варьируется в зависимости от возраста и от конкретной задачи. Так, обучающимся выделенные детали помогают внимательно рассматривать картину и находить места выделенных фрагментов с помощью инструментов, удерживать внимание на конкретной задаче. Школьникам, занимающимся ИЗО, вынесенные на поля увеличенные детали помогают рассмотреть и проанализировать особенности живописной манеры художника: выяснить форму и фактуру мазка, которым художник пользуется, изображая разные поверхности и предметы (высокое качество репродуцирования позволяет это сделать).
Для обучающихся всех возрастных групп на полях репродукций помещается дополнительный изобразительный материал. Это фрагменты других картин того автора, чья картина помещена на основной репродукции, или фрагменты картин других художников, необходимые для сравнительного анализа.
При рассмотрении исторических сюжетов на полях репродукции помещаются фотографии предметов и реалий, которые могут воссоздать необходимый историко-культурный контекст.
Внеурочная деятельность с использованием этого пособия может быть построена как в рамках одного класса, так и с участием обучающихся разных классов.
Занятия могут проводить: учитель начальных классов, учитель русского языка и литературы, преподаватель изобразительного искусства. Любой учитель может использовать задания и вопросы из двух предметных областей.
Если занятия проводятся для детей одного класса, то учитель, как правило, использует вопросы и задания, адресованные возрастной группе, соответствующей обучающимся в его классе. Но, поскольку уровень подготовки школьников очень разный, то учитель может использовать вопросы и задания или более старшей, или младшей возрастной категории.
Если занятия проводятся с обучающимися разных классов, то учитель использует вопросы и задания разной степени сложности, адресованные разным возрастным категориям обучающихся, исходя из состава присутствующих на занятии детей.
Дифференцированность вопросов и заданий подразумевает, что учебное пособие рассчитано на детей разного возраста, разных типов восприятия и разного уровня подготовленности, в том числе и на детей с трудностями в обучении. Для детей, у которых есть речевые трудности (не хватает лексического запаса, трудно вербализовать свои наблюдения) или есть задержка в развитии (трудно сосредоточивается, недолго удерживает внимание), большим подспорьем является использование инструментов (рамок, которые можно передвигать по репродукции, лупы и т. д.). Ребенок, которому по той или иной причине еще трудно сказать или рассказать, имеет возможность показать то, что он обнаружил, на репродукции, и почувствовать, что он тоже справился с заданием.
На обороте обложки даны черно-белые изображения репродукций 17 картин, представленных в пособии. Это дает представление о размерах подлинных полотен, для чего рядом с репродукциями представлены силуэты детей трех возрастных групп: 1–2 классы, 3–4 классы, 5–6 классы. Последовательность размещения репродукций на этом листе подчиняется законам музейной экспозиции и соответствует логике исторического развития искусства за 100-летний период – с первой трети 19-го века по первую треть 20-го века.
К концу обучения по курсу «Музей в твоем классе» обучающиеся научатся:
• находить на картине указанные детали, а затем самостоятельно открывать (усматривать) подробности, характеризующие предмет изображения;
• выделять на картине фрагменты, имеющие самостоятельную ценность и целостность;
• устанавливать причинно-следственные связи между тем, что изображено, и тем, что выходит за рамки изображения;
• объединять разрозненные впечатления в целостную картину мира.
Материально-техническое обеспечение
Основное пособие: Чуракова Н.А., Малаховская О.В. «Музей в твоем классе» (для 1–6 классов). – М.: Академкнига/Учебник.
Список репродукций
- Хруцкий И.В. Цветы и фрукты.1855.
- Серебрякова З.Е. За обедом. 1914.
- Серебрякова З.Е. На кухне. Портрет Кати. 1924.
- Поленов В.Д. Московский дворик. 1878.
- Левитан И.И. Свежий ветер. Волга. 1895.
- Кустодиев Б.М. Морозный день. 1913.
- Кустодиев Б.М. Масленица. 1916.
- Федотов П.А. Сватовство майора. 1848.
- Брюллов К.П. Последний день Помпеи. 1833.
- Горюшкин-Сорокопудов И.С. Базарный день в старом городе. 1910.
- Горюшкин-Сорокопудов И.С. Сцена из 17-го столетия. Московская слобода. 1934.
- Маковский В.Е. Две сестры (Две дочери). 1893.
- Маковский В.Е. Две матери. Мать приемная и родная. 1905–1906.
- Нестеров М.В. Три старца. 1915.
- Коровин К.А. За чайным столом. 1888.
- Коровин К.А. Алупка. 1912.
- Репин И.Е. Портрет Павла Михайловича Третьякова. 1901.
Содержание занятий кружка «Музей в твоем классе»
Введение. И. Хруцкий «Цветы и фрукты». Натюрморт.
Называние изображенных на картине плодов и цветов, составляющих букет. Расширение лексического запаса (цвет и его оттенки в природе), знакомство с миром цветов. Величина цветов и плодов, составляющих композицию. Мастерство автора в создании выразительных деталей. Нахождение выделенных деталей, предметов. Определение целого и части. Нахождение выделенных деталей, предметов. Определение целого и части. Рассматривание кружков с деталями картины под репродукцией. Нахождение этих деталей на репродукции картины с помощью круглой рамки.
Г. Серебрякова «За завтраком (За обедом)»
Своеобразный семейный портрет. Дети в семье Серебряковых. Рассматривание детей, сидящих в столовой. Знакомство с фрагментами портретов художницы и ее мужа. «Знакомство» с конкретными детьми: имя, возраст; сравнение детей друг с другом. Своеобразный семейный портрет. Дети в семье Серебряковых. Рассматривание детей, сидящих в столовой. Знакомство с фрагментами портретов художницы и ее мужа. «Знакомство» с конкретными детьми: возраст, имя; сравнение детей друг с другом.
Г. Серебрякова «На кухне. Портрет Кати»
Развитие наблюдательности и внимания. Что главное в полотне: изображение человека или предметов? Отношение девочки к продуктам: жесты, характеристика движений. Композиционное расположение предметов: ближе к зрителю и дальше, в глубине картины. Определение местонахождения на картине фрагментов, выделенных на полях репродукции. Цвет и предметы: что с чем перекликается на полотне по цвету.
В. Поленов «Московский дворик»
Обследование двора с целью внимательного наблюдения за людьми, животными и растениями (дети, мама; лошадка, курочки; цветы, травы). Поиск объектов, предложенных для анализа. Умение выделять предметы, важные для объяснения причинно-следственных связей. Поиск объектов, предложенных для анализа. Умение выделять предметы, важные для объяснения причинно-следственных связей.
И. Левитан «Свежий ветер.Волга»
Речные суда на картине. (Слева: вёсельная лодка, пароход, парусная лодка. Справа: баржи и буксир. Самоходные парусные баржи.) Название картины. Можно ли увидеть ветер? Направление его? Что говорит о ветре название картины? Какими запахами может быть насыщен ветер? Название картины. Можно ли увидеть ветер? Направление его? Что говорит о ветре название картины? Фрагменты, их поиск и определение целого по его части. Все летит, течет, едет.
Б. Кустодиев «Морозный день»
Темы и объекты, изображаемые художником. Мир природы и человека. Наблюдение за постройками (вид, забор). Приметы, подтверждающие, что день морозный. Люди на улице (много/мало). Бег саней: детали одежды и другие изображения. Какие звуки могут быть слышны с улицы тем, кто смотрит на нее из окон? Цвет снега. Снег цветной или кажется цветным? В тени и на солнце. Рассматривание пяти фрагментов, расположенных на полях возле репродукции картины. Обнаружение их на репродукции с помощью круглой рамки.
Б. Кустодиев «Масленица»
Празднование масленицы. Разгар гулянья. Развлечения на площади: народный театр, хоровод, катание на карусели. Где слышатся музыка и пение? (Отыскивание музыканта). Детские игры. Анализ фрагментов, расположенных на полях репродукции картины. Поиск их на репродукции с помощью круглой рамки.
Федотов «Сватовство майора»
Работа над лексикой, позволяющей понять сценку, изображенную на картине. Обстановка комнаты и наряды жены и дочери купца. Названия тканей, расцветок и их качеств. Детали картины в кружках-фрагментах. Нахождение деталей на репродукции картины.
К. Брюллов «Последний день Помпеи»
Знания художника об историческом событии и организации археологической работы. Свидетельства сильного землетрясения, грозы и молний на полотне. Работа с большой рамкой над изображениями участников трагического события. Создание ощущения нависшей над городом страшной угрозы. Знание художника об историческом событии и организации археологической работы. Работа с большой рамкой над изображениями участников трагического события. Создание ощущения нависшей над городом страшной угрозы. Использование цвета и сочетания нескольких цветов для воздействия на восприятие зрителей.
И. Горюшкин-Сорокопудов «Базарный день в старом городе»
Сценка из старинной жизни. Одежда людей, подвоз товаров для продажи. Рассматривание товаров в Торговых рядах. Базарные дни в старину. Торговые ряды. Стены и ворота городского кремля, древней крепости. Купола храма кремля, древней крепости. Купола храма. Продавцы и покупатели. Звуки торговых рядов. Развитие умения видеть взаиморасположение деталей предметов: работа с фрагментами картины. Развитие умения работать с большой рамкой.
И. Горюшкин-Сорокопудов «Сцена из 17-го столетия»
Дома, особенности старинных построек. Время года: начало зимы или начало весны? Следы полозьев саней; следы людей. Выделение фрагментов картины по заданным названиям: ориентировка в местонахождении на картине фрагментов. Выявление содержания замысла художника и особенностей его воплощения. Дома, особенности старинных построек. Время года: начало зимы или начало весны? Следы полозьев саней, следы людей. Выделение фрагментов картины по заданным названиям.
В. Маковский «Две сестры (Две дочери)»
Двойное название картины: персонажи на полотне. Одежда и причина разной обеспеченности. Детали картины, указывающие на интересы персонажей, особенности их работы и жизни. Двойное название картины: персонажи на полотне. Одежда и причина разной обеспеченности сестер. Детали картины, указывающие на интересы персонажей, особенности их работы и жизни.
В. Маковский «Две матери. Мать приемная и родная»
Персонажи картины и ее название. Соотношение названия картины и вероятной ситуации. Предположения о взаимоотношениях героев картины. Персонажи картины и ее название. Соотношение названия картины и вероятной ситуации. Предположения о взаимоотношениях героев картины.
М.В. Нестеров «Три старца»
Одежда старцев, их обувь (лапти, обутые на онучи). Позы старцев: выводы об их близком знакомстве. Что делают старцы, как общаются. Взгляды персонажей. Кто более погружен в свои мысли? Кто видит лисицу? Рассматривание кружков-фрагментов. Значение деталей. Сходство фрагментов. Цвета и их оттенки на репродукции картины. Синий цвет и его оттенки на репродукции картины. Одежда старцев, их обувь (лапти, обутые на онучи). Позы старцев: выводы об их близком знакомстве. Что делают старцы, как общаются. Направление взглядов персонажей. Кто более погружен в свои мысли? Кто видит лисицу? Рассматривание кружков-фрагментов. Значение деталей. Сходство фрагментов.
Цвета и их оттенки на репродукции картины. Синий цвет и его оттенки на репродукции картины.
К.А. Коровин «За чайным столом»
Рассматривание предметов на репродукции картины. Стол, посуда (чашки, чайные стаканы в подстаканниках, фарфоровый молочник, белое блюдо). Самовар, его состояние (блестящий, начищенный/тусклый). Помещение, время года, состояние погоды. Одежда людей. Общение. Возраст. Уютно ли людям? Рассматривание фрагментов по названиям. Рассматривание кружков с деталями картины под репродукцией. Нахождение этих деталей на репродукции картины с помощью круглой рамки. Нахождение деталей, которые являются частью предметов. Узнавание целого по части. Какие предметы, найденные по деталям, находятся ближе, какие – дальше от глаза зрителя. Нахождение подписи художника. Выделение на репродукции с помощью вертикальной рамки фрагментов по заданным названиям.
К.А. Коровин «Алупка»
Алупка стала в начале 20-го века модным курортом. Юг это или север? Что на картине помогает об этом догадаться? Дворец и пейзаж, который его окружает. Изображение окон на кружке-фрагменте. Морской берег. Выделение фрагмента «Лодки на берегу». Рассматривание фрагмента в лупу. Позы людей.
Выделение на репродукции с помощью горизонтальной рамки фрагментов по заданным названиям.
Рассматривание маленьких кружков под репродукцией. Нахождение этих деталей на репродукции картины с помощью круглой рамки. Выбор из предложенных названий тех, которые подходят к 1-му, 2-му, 5-му фрагментам.
И.Е. Репин «Портрет Павла Михайловича Третьякова»
О личности П.М. Третьякова. Дар родному городу. 1856 год – год рождения художественного музея, который сейчас называется Государственной Третьяковской галереей (ГТГ). В 2006 году ГТГ исполнилось 150 лет. Впечатление, которое производит портрет. Рассматривание экспозиции в зале галереи, которую можно хорошо видеть за спиной П.М. Третьякова. Картинам в галерее тесно/просторно, соседствуют маленькие и большие картины. Нахождение трех пейзажей известного школьникам художника, чей пейзаж представлен в «Музее в твоем классе» и который был рассмотрен на занятии. В этой же экспозиции находится и полотно автора картин «За чайным столом» и «Алупка» (вспоминают фамилию художника).
Рассматривание кружков слева от репродукции.
Нахождение на репродукции тех картин, которые представлены в кругах-фрагментах: двух – в зале, где находится П.М. Третьяков, двух – в соседнем зале. Нахождение подписи художника и года создания картины на ее репродукции. Рассматривание с помощью лупы.
Планируемые результаты освоения предмета «Изобразительное искусство»
Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты |
| Регулятивные УУД:
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД:
|
|
Список литературы
1. Байрамова Л. Нестеров. Серия: Мир шедевров. 100 мировых имен в искусстве. – М.: Классика, 2001.
2. Данилова И.Е. Судьба картины в европейской живописи. – СПб: Искусство – СПБ, 2005.
3. Докучаева В. Борис Кустодиев. Жизнь в творчестве. – М.: Изобразительное искусство, 1991.
4. Журавлева Е.В. Владимир Егорович Маковский. – М.: Искусство, 1972.
5. Забытые имена. Русская живопись 19-го века / Энциклопедия; авт.-сост. А.А. Ш естимиров. – М.: Белый город, 2004.
6. Круглов В.Ф. Зинаида Евгеньевна Серебрякова. – СПб: Золотой век. Художник России, 2004.
7. Кузнецов С.О. Живописец Иван Хруцкий. Проблемы изобразительного искусства 19-го столетия. – Ленинград, 1990.
8. Мальцева Ф.С. Мастера русского пейзажа. Вторая половина XIX века. – М.: Искусство, 2002.
9. Ненарокомова И. Константин Коровин. – М.: Слово, 1997.
10. Павел и С ергей Третьяковы. Жизнь. Коллекция. Музей. К 150-летию Третьяковской галереи. – М.: Махаон, 2006.
11. Русское искусство: Очерки о жизни и творчестве художников. – М.: Искусство, 1971.
12. Чуракова Н.А. Понимание классических и неклассических языков искусства как основание эстетического мировосприятия младших школьников / Проблемы и перспективы реализации личностно-ориентированной модели образования средствами УМК «Перспективная начальная школа» // Материалы Межрегиональной научно-практической конференции, Омск, 8–10 апреля 2008 г.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема | Количество часов | Сроки изучения | Планируемые результаты | Формы контроля | Возможные виды деятельности | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||
| Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения. | 1 | Знать основные понятия и термины музееведения. | Р. Стремление к освоению новых знаний и умений. П. Добывать новые знания, перерабатывать полученную информацию, делать выводы. К. Слушать и понимать речь других. | Понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. | Текущий, ответы на вопросы | Ознакомление, поиск основных понятий и терминов музейного дела, составление словаря музейных терминов | |
| История музейного дела в России. Коллекционирование. | 1 | Знать об истории музейного дела, коллекционировании. | Р. Стремление к освоению новых знаний и умений. П. Добывать новые знания, перерабатывать полученную информацию, делать выводы. К. Слушать и понимать речь других. | Уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. | Текущий, ответы на вопросы | Известные музеи нашей страны. Первые музеи в России. Коллекционирование в России в конце 18 – первой половине 19 в. | |
| И. Е. Репин «Портрет Павла Михайловича Третьякова» | 1 | Знать о жизни и творчестве И.Е. Репине, П.М. Третьякове. | Р. Стремление к освоению новых знаний и умений, умение планировать свою деятельность. П. Добывать новые знания, отличать новые знания от уже имеющихся, перерабатывать полученную информацию, делать выводы. К. Слушать и понимать речь других, вести диалог. | Сформированность эстетических потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности | Текущий, ответы на вопросы | О личности П. М. Третьякова. Нахождение подписи художника и года создания картины на ее репродукции. Рассматривание с помощью лупы. | |
| Выставочная деятельность музея. Классификация выставок. | 1 | Знать о выставочной деятельности. | Р. Стремление к освоению новых знаний и умений. П. Добывать новые знания, перерабатывать полученную информацию, делать выводы. К. Слушать и понимать речь других, вести диалог. | Уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. | Текущий, ответы на вопросы | Термины «выставка» и «выставочная деятельность музея». Организация выставки | |
Выставочная деятельность музея. Классификация выставок. (продолжение) | 1 | |||||||
И. Хруцкий «Цветы и фрукты». Натюрморт. | 1 | Знать о жизни и творчестве И. Хруцкого. | Р. Стремление к освоению новых знаний и умений, умение планировать свою деятельность. П. Добывать новые знания, отличать новые знания от уже имеющихся, перерабатывать полученную информацию, делать выводы. К. Слушать и понимать речь других, вести диалог. | Уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом. | Текущий, ответы на вопросы | Называние изображенных на картине плодов и цветов, составляющих букет. Нахождение выделенных деталей, предметов. Определение целого и части. | ||
И. Хруцкий «Цветы и фрукты». Натюрморт. (продолжение) | 1 | |||||||
Г. Серебрякова «За завтраком (За обедом)» | 1 | Знать о жизни и творчестве Г. Серебряковой | Р. Стремление к освоению новых знаний и умений, умение планировать свою деятельность. П. Добывать новые знания, отличать новые знания от уже имеющихся, перерабатывать полученную информацию, делать выводы. К. Слушать и понимать речь других, вести диалог. | Сформированность эстетических потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру. | Текущий, ответы на вопросы | Дети в семье Серебряковых. Рассматривание детей, сидящих в столовой. Знакомство с фрагментами портретов художницы и ее мужа. | ||
Г. Серебрякова «За завтраком (За обедом)» (продолжение) | 1 | |||||||
Г. Серебрякова «На кухне. Портрет Кати» | 1 | Знать о жизни и творчестве Г. Серебряковой, о композиции. | Р. Стремление к освоению новых знаний и умений, умение отличать новые знания от уже имеющихся.. П. Добывать новые знания, отличать новые знания от уже имеющихся, перерабатывать полученную информацию, делать выводы. К. Слушать и понимать речь других, вести диалог. | Сформированность эстетических потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру. | Текущий, ответы на вопросы | Развитие наблюдательности и внимания. Композиционное расположение предметов. Цвет и предметы. | ||
Г. Серебрякова «На кухне. Портрет Кати» (продолжение) | 1 | |||||||
В. Поленов «Московский дворик» | 1 | Знать о жизни и творчестве В. Поленова | Р. Стремление к освоению новых знаний и умений. П. Добывать новые знания, отличать новые знания от уже имеющихся, перерабатывать полученную информацию, делать выводы. К. Слушать и понимать речь других, вести диалог. | Уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом. | Текущий, ответы на вопросы | Обследование двора с целью внимательного наблюдения за людьми, животными и растениями. Поиск объектов, предложенных для анализа. | ||
В. Поленов «Московский дворик» (продолжение) | 1 | |||||||
И. Левитан «Свежий ветер. Волга» | 1 | Знать о жизни и творчестве И. Левитана | Р. Стремление к освоению новых знаний и умений. П. Добывать новые знания, перерабатывать полученную информацию, делать выводы. К. Слушать и понимать речь других, вести диалог. | Сформированность эстетических потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру. | Текущий, ответы на вопросы | Речные суда на картине. Фрагмент, их поиск и определение целого по его части | ||
И. Левитан «Свежий ветер. Волга» (продолжение) | 1 | |||||||
Б. Кустодиев «Морозный день» | 1 | Знать о жизни и творчестве Б. Кустодиева. | Р. Стремление к освоению новых знаний и умений. П. Добывать новые знания, перерабатывать полученную информацию, делать выводы. К. Слушать и понимать речь других, вести диалог. | Уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом. Чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. | Текущий, ответы на вопросы | Темы и объекты, изображаемые художником. Мир природы и человека. Рассматривание пяти фрагментов, расположенных на полях возле репродукции картины. | ||
Б. Кустодиев «Морозный день» (продолжение) | 1 | |||||||
Б. Кустодиев «Масленица» | 1 | Знать о жизни и творчестве Б. Кустодиева | Р. Стремление к освоению новых знаний и умений. П. Добывать новые знания, отличать новые знания от уже имеющихся, перерабатывать полученную информацию, делать выводы. К. Слушать и понимать речь других, вести диалог. | Понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. | Текущий, ответы на вопросы | Празднование масленицы. Разгар гулянья. Развлечения на площади. Детски игры. | ||
Б. Кустодиев «Масленица» (продолжение) | 1 | |||||||
П. Федотов «Сватовство майора» | 1 | Знать о жизни и творчестве П. Федорова | Р. Стремление к освоению новых знаний и умений. П. Добывать новые знания, отличать новые знания от уже имеющихся, перерабатывать полученную информацию. К. Слушать и понимать речь других, вести диалог. | Сформированность эстетических потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру. | Текущий, ответы на вопросы | Обстановка комнаты и наряды. Нахождение деталей на репродукции картины. | ||
П. Федотов «Сватовство майора» (продолжение) | 1 | |||||||
К. Брюллов «Последний день Помпеи» | 1 | Знать о жизни и творчестве К. Брюллова | Р. Стремление к освоению новых знаний и умений. П. Добывать новые знания, перерабатывать полученную информацию, делать выводы. К. Слушать и понимать речь других, вести диалог. | Уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом. | Текущий, ответы на вопросы | Знание художника об историческом событии и организации археологической работы. Работа с большой рамкой над изображениями участников трагического события. | ||
К. Брюллов «Последний день Помпеи» (продолжение) | 1 | |||||||
И. Горюшкин – Сорокопудов «Базарный день в старом городе» | 1 | Знать о жизни и творчестве И. Горюшкина - Сорокопудова | Р. Стремление к освоению новых знаний и умений. П. Добывать новые знания, перерабатывать полученную информацию, делать выводы. К. Слушать и понимать речь других, вести диалог. | Понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. Чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. | Текущий, ответы на вопросы | Сценка из старинной жизни. Рассматривание товаров в Торговых рядах. Базарные дни в старину. | ||
И. Горюшкин – Сорокопудов «Базарный день в старом городе» (продолжение) | 1 | |||||||
И. Горюшкин – Сорокопудов «Сцена из 17 – го столетия» | 1 | Знать о жизни и творчестве И. Горюшкина - Сорокопудова | Р. Стремление к освоению новых знаний и умений. П. Добывать новые знания, отличать новые знания от уже имеющихся, перерабатывать полученную информацию, делать выводы. К. Слушать и понимать речь других, вести диалог. | Уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом. | Текущий, ответы на вопросы | Дома, особенно старинных построек. Выделение фрагментов картины по заданным названиям: ориентировка в местонахождении на картине фрагментов. Выявления содержания замысла художника и особенностей его воплощения. | ||
И. Горюшкин – Сорокопудов «Сцена из 17 – го столетия» (продолжение) | 1 | |||||||
В. Маковский «Две сестры (Две дочери)» | 1 | Знать о жизни и творчестве В. Маковского | Р. Стремление к освоению новых знаний и умений. П. Добывать новые знания, делать выводы. К. Слушать и понимать речь других, вести диалог | Сформированность эстетических потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру. | Текущий, ответы на вопросы | Двойное название картины: персонажи на полотне. Детали картины, указывающие на интересы персонажей, особенности их работы и жизни. | ||
В. Маковский «Две матери. Мать приемная и родная» | 1 | Знать о жизни и творчестве В. Маковского | Р. Стремление к освоению новых знаний и умений. П. Добывать новые знания, отличать новые знания от уже имеющихся, перерабатывать полученную информацию, делать выводы. К. Слушать и понимать речь других, вести диалог | Текущий, ответы на вопросы | Персонажи картины и ее название. Соотношение названия картины и вероятной ситуации. Предположения о взаимоотношениях героев картины. | |||
М.В. Нестеров «Три старца» | 1 | Знать о жизни и творчестве М.В. Нестерова | Р. Стремление к освоению новых знаний и умений. П. Добывать новые знания, перерабатывать полученную информацию, делать выводы. К. Слушать и понимать речь других, вести диалог | Понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. Чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. | Текущий, ответы на вопросы | Одежда старцев, их обувь. Позы старцев. Взгляды персонажей. Цвета и их оттенки на репродукции картины. Синий цвет и его оттенки на репродукции картины. | ||
К. А. Коровин «За чайным столом» | 1 | Знать о жизни и творчестве К. А. Коровина | Р. Стремление к освоению новых знаний и умений. П. Добывать новые знания, перерабатывать полученную информацию, делать выводы. К. Слушать и понимать речь других, вести диалог | Сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. | Текущий, ответы на вопросы | Рассматривание предметов. Рассматривание фрагментов по названиям. | ||
К. А. Коровин «Алупка» | 1 | Знать о жизни и творчестве К. А. Коровина | Р. Стремление к освоению новых знаний и умений. П. Добывать новые знания, отличать новые знания от уже имеющихся, перерабатывать полученную информацию, делать выводы. К. Слушать и понимать речь других, вести диалог | Понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. | Текущий, ответы на вопросы | Алупка стала в начале 20 – го века модным курортом. Рассматривание фрагмента в лупу. Позы людей. | ||
Подведение итогов 1 – го года обучения | 1 | Знать основные понятия и термины музееведения, об истории музейного дела, коллекционировании, о выставочной деятельности и о жизни и творчестве художников, их картинах. | Р. Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, осознанное стремление к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. П. Добывать новые знания, отличать новые знания от уже имеющихся, перерабатывать полученную информацию, делать выводы. К. Овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; слушать и понимать речь других. совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. | Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя. Чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. Уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом. | Текущий, ответы на вопросы | Совместный анализ деятельности каждого участника, его вклада в общее дело. Проверка знаний, умений и навыков обучающихся, оформление выставки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УМК "Перспективная начальная школа". Кружок "Музей в твоем классе". 2 класс.Занятия 1-3 по теме: Картины Б. Кустодиева "Морозный день", "Масленица"
Данные разработки представлены для занятий во внеурочное время по УМК "Перспективная начальная школа" . Кружок " Музей в твоем классе". На занятиях учащиеся работают с картинами Кусто...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Музей в твоем классе» .
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Музей в твоем классе» для учащихся 1-4 классов начальной школы, составлена на основе примерной программы по внеурочной деятельности Федерального компонент...
Сценарий занятия внеурочной деятельности "Музей в твоем классе" в 1 классе по теме: "Иван Горюшкин – Сорокопудов «Базарный день в старом городе".
Методическая разработка занятия "Музей в твоем классе" Иван Горюшкин – Сорокопудов "Базарный день в старом городе" 1 класс. Цель:формирование и развитие ценностного о...
"Музей в твоем классе" Внеурочная деятельность в 1 классе по УМК ПНШ
Планирование курсов "Музей в твоем классе", "Природа родного края", "Мы раскрасим целый свет..." соствлено на основе авторской программы УМК "Перспективная начальная...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Музей в твоем классе»
Рабочая программа внеурочной деятельности составлена на основе авторской программы кружка «Музей в твоём классе» Н.А.Чураковой, Н.М.Лавровой «Музей в твоём классе» М.: Академкн...
Рабочая программа Мы-твои друзья 2 класс
Внеурочная деятельность...