рабочая программа изо 2 класс умк школа россии
рабочая программа (изобразительное искусство, 2 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_po_izobrazitelnomu_iskusstvu_2_klass_meshcheryakova_lapteva_chupryna.doc | 228 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования Администрации Тальменского района Алтайского края
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Озерская средняя общеобразовательная школа»
«Принято» на заседании МО (кафедры) ________________________ Протокол № _____________ от «___» _______ 20_____г. Руководитель МО Погорелова С.В. | «Утверждаю» Директор школы ___________/Леоненко Н.И./ Приказ №_______________ «___» _________20_____г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
начального общего образования
по предмету: изобразительное искусство 2 класс
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Л.А. Неменской, Б.М. Неменского «Изобразительное искусство. 1 – 4 классы», Москва «Просвещение», 2011г
Срок реализации программы: 2012 – 2013 учебный год
Составитель: учитель начальных классов Мещерякова Л.Р. высшая квалификационная категория
с. Озёрки
2012 г.
2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика учебного предмета
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника
________________________________________________________
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. — М., «Просвещение», 2010.
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М., «Просвещение», 2010.
в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.
Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 1 — 4 класса начальной школы.
На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс — 135 ч.
Предмет изучается: в 1 классе — 33 ч в год, во 2—4 классах — 34 ч в год (при 1 ч в неделю).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Приоритетная цель художественного образования в школе —духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Содержание курса
ИСКУССТВО И ТЫ
Чем и как работают художники (8ч)
Три основные краски –красная, синяя, желтая.
Белая и чёрная краски
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.
Выразительные возможности аппликации.
Выразительные возможности графических материалов.
Выразительность материалов для работы в объеме.
Выразительные возможности бумаги.
Неожиданные материалы (обобщение по теме)
Реальность и фантазия (7ч)
Изображение и реальность.
Изображение и фантазия.
Украшение и реальность.
Украшение и фантазия.
Постройка и реальность.
Постройка и фантазия.
Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).
О чём говорит искусство (11ч)
Изображение природы в различных состояниях.
Изображение характера животных.
Изображение характера человека в изображении: мужской образ.
Выражение характера человека в изображении: женский образ.
Образ человека в скульптуре.
Человек и его украшения.
О чём говорят украшения.
Образ здания.
В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).
Как говорит искусство (9ч.)
Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.
Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.
Что такое ритм линий?
Характер линий.
Ритм пятен.
Пропорции выражают характер.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.
Обобщающий урок года.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них | Примечания Доиашнее задание | ||
Лабораторные и практические (тема). | Контрольные и диагностические материалы (тема) | Экскурсии | ||||
1. | Как и чем работает художник? Цель :развивать умение видеть, творческую фантазию и воображение, получение новых цветов. | 8 | ||||
1.1. | Три основных цвета – жёлтый, красный, синий. Цветочная поляна | 1 | Компьютер, мультимедиа, экран | Подобрать и принести предметы, изображающие любимые цвета: белый и чёрный | ||
1.2. | Белая и чёрная краски. Природная стихия. | 1 | Компьютер, мультимедиа, экран | Принести любимые рисунки | ||
1.3. | Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные Возможности. Букет осени | 1 | Компьютер, мультимедиа, экран | Найти информацию и сделать сообщение, что такое аппликация | ||
1.4. | Выразительные возможности аппликации. Букет осени | 1 | Компьютер, мультимедиа, экран | |||
1.5. | Выразительные возможности графических материалов. | 1 | Компьютер, мультимедиа, экран | Сделать сообщение, что такое объёмное изображение | ||
1.6. | Выразительность материалов для работы в объёме. | 1 | Компьютер, мультимедиа, экран | |||
1.7. | Выразительные возможности бумаги. | 1 | Компьютер, мультимедиа, экран | |||
1.8. | Обобщение темы: «Как и чем работает художник?» | 1 | Компьютер, мультимедиа, экран | |||
2. | Реальность и фантазия. | 8 | ||||
2.1. | Изображение и реальность. | 1 | Компьютер, мультимедиа, экран | |||
2.2. | Изображение и фантазия. | 1 | Компьютер, мультимедиа, экран | |||
2.3. | Украшение и реальность. | 1 | Компьютер, мультимедиа, экран | |||
2.4. | Украшение и фантазия. | 1 | Компьютер, мультимедиа, экран | |||
2.5. | Постройка и реальность. | 1 | Компьютер, мультимедиа, экран | |||
2.6. | Постройка и фантазия. | 1 | Компьютер, мультимедиа, экран | |||
2.7. | Постройка и фантазия. Коллективная работа. | 1 | Компьютер, мультимедиа, экран | |||
2.8. | Обобщение темы: «Реальность и фантазия». | 1 | Компьютер, мультимедиа, экран | |||
3. | О чём говорит искусство? | 11 | ||||
3.1. | Изображение природы в различных состояниях. | 1 | Компьютер, мультимедиа, экран | |||
3.2. | Изображение характера животных. | 1 | Компьютер, мультимедиа, экран | |||
3.3. | Рисунки и скульптурные произведения В. Ватагина. | 1 | Компьютер, мультимедиа, экран | |||
3.4. | Изображение характера человека: женский образ. | 1 | Компьютер, мультимедиа, экран | |||
3.5. | Изображение характера человека: мужской образ. | 1 | Компьютер, мультимедиа, экран | |||
3.6. | Образ человека в скульптуре. | 1 | Компьютер, мультимедиа, экран | |||
3.7. | Скульптурные произведения, созданные мастерами прошлого и настоящего. | 1 | Компьютер, мультимедиа, экран | |||
3.8. | Человек и его украшения. | 1 | Компьютер, мультимедиа, экран | |||
3.9. | О чём говорят украшения. | 1 | Компьютер, мультимедиа, экран | |||
3.10. | Образ здания. | 1 | Компьютер, мультимедиа, экран | |||
3.11. | Обобщение темы: «О чём говорит искусство?» | 1 | Компьютер, мультимедиа, экран | |||
4. | Как говорит искусство? | 7 | ||||
4.1. | Тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного. | 1 | Компьютер, мультимедиа, экран | |||
4.2. | Тихие и звонкие цвета. | 1 | Компьютер, мультимедиа, экран | |||
4.3. | Что такое ритм линий. | 1 | Компьютер, мультимедиа, экран | |||
4.4. | Характер линий. | 1 | Компьютер, мультимедиа, экран | |||
4.5. | Ритм пятен. | 1 | Компьютер, мультимедиа, экран | |||
4.6. | Пропорции выражают характер. | 1 | Компьютер, мультимедиа, экран | |||
4.7. | Ритм линий и пятен, цвет, пропорция – средства выразительности. | 1 | Компьютер, мультимедиа, экран | |||
| Всего | 34 |
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения искусства у обучающихся:
- будут сформированы основы художественной культуры: представление о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;
- начнут развиваться образное мышление, наблюдательность, воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведений искусства
- сформируются основы духовно- нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально – ценностное отношение к миру, художественный вкус;
- появится способность к реализации творческого потенциала духовной, художественно – продуктивной деятельности, разовьётся трудолюбие, открытость миру, диалогичность;
Обучающиеся:
- овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;
- получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;
- научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России( и своего региона);
- будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно – творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции.
К концу учебного года во втором классе учащиеся должны знать:
- разнообразные материалы, которыми можно пользоваться в художественной деятельности;
- разнообразные выразительные средства (цвет, линия, объём, композиция, ритм);
- отличия рисунка с натуры от рисунка по памяти и от декоративного рисунка;
- правила расположения рисунка на листе бумаги;
- имена художников, чьё творчество связано с природой и сказками (И. Айвазовский, И. Левитан, В. Васнецов, М. Врубель).
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться доступными средствами и материалами;
- в доступной форме использовать художественные средства выразительности;
- владеть навыком смешивания красок, выразительно использовать тёплые и холодные цвета, свободно работать кистью, проводить широкие и тонкие мазки, согласовывать цвет декоративных элементов и цвета фона;
- использовать первые представления о передаче пространства на плоскости;
- выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчёркивать размером, цветом главное в рисунке;
- создавая аппликации, вырезать бумагу по контуру, сгибать и получать объёмные формы.
Планируемые результаты
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты
характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
- умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
- выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Учебно – методическое обеспечение
Учебники
Е.И. Коротеева. «Изобразительное искусство. Искусство и ты». 2 класс.
Пособие для учащихся
Л.А. Неменская Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 2 класс.
Пособие для учителей
Изобразительное искусство. Методическое пособие. 1- 4 классы.
Поурочные разработки по изобразительному искусству по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» Москва, ВАКО – 2011г
Материально – техническое обеспечение
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
- Рабочие программы по изобразительному искусству.
- Учебно – методические комплекты по программе.
- Учебно –наглядные пособия.
- Книги о художниках и художественных музеях.
- Портреты русских и зарубежных художников.
- Мультимедийные обучающие художественные программы.
- Компьютер, мультимедийный проектор.
- Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
- Презентации на CD, DWD- дисках по видам изобразительных искусств, по жанрам изобразительных искусств, по памятникам архитектуры России и мира, по стилям и направлениям в искусстве, по народным промыслам, по декоративному искусству, по творчеству.
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
Предмет: изобразительное искусство
Ф.И.О. учителя: ______________________________________________________________
№ п/п | Дата внесения изменений | Характеристика изменения | Реквизиты документа, которым закреплено изменение | Подпись сотрудника, внесшего изменение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы 2 класс УМК "Школа России"
Рабочие программы по всем предметам для 2 класс УМК "Школа России"...
Рабочие программы 1 класс УМК "Школа России"
Рабочие программы составлены на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования и...
рабочие программы 4 класс УМК "Школа России"
Русский язык. Зеленина, Хохлова.Математикалитературное чтение 2 часа в неделиОкружающий мир...
рабочие программы 3 класс УМК "Школа России"
математикарусский язык по Зелениной, Хохловойлитературное чтение 2 часа в неделюИЗОокружающий мир...
Рабочие программы 4 класс УМК Школа России
Рабочие программы для школ с татарским языком обучения....
Рабочие программы 1 класс УМК "Школа России" ФГОС
Рабочая программа по математике 1 класс УМК "Школа России" ФГОС...
Рабочая программа 1 класс УМК "Школа России" по русскому языку
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России...