Рабочая программа по изобразительному искусству, 1 класс ФГОС
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме
Рабочая программа для 1-го класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по русскому языку в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_izo_1_klass.docx | 41.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по изобразиельному и искусству
1-й класс
Пояснительная записка
Рабочая программа для 1-го класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по русскому языку в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.
Общая характеристика учебного предмета
Предмет «Изобразительное искусство» играет важную роль в процессе развития и воспитания личности, так как он нацелен на формирование образного мышления и творческого потенциала детей, на развитие у них эмоционально-ценностного отношения к миру.
Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания, формирование эмоционального и осознанного отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса изобразительного искусства.
Особенности курса
- Сочетание иллюстративного материала с познавательным и с ориентированным на практические занятия в области овладения первичными навыками художественной и изобразительной деятельности.
- Последовательность, единство и взаимосвязь теоретических и практических заданий.
Основной способ получения знаний – деятельностный подход.
Чрезвычайно важно, чтобы ребёнок понимал значение технологии выполнения творческих работ, мог в дальнейшем самостоятельно построить алгоритм выполнения аналогичных заданий. Это способствует возникновению навыка осмысления и закрепления своего опыта. Таким образом школьник может научиться делать любое новое дело, самостоятельно осваивая его. В результате изучения предлагаемого курса у учащихся складывается представление о структуре изобразительного искусства и его месте в жизни современного человека, одновременно развивается эмоционально-образное восприятие мира и предметов искусства, возникает потребность в творческой деятельности и уверенность в своих силах, воспитывается эстетический вкус и понимание гармонии.
- Творческая направленность заданий, их разнообразие, учёт индивидуальности ученика, дифференциация по уровням выполнения, опора на проектную деятельность.
- Практическая значимость, жизненная востребованность результата деятельности.
Процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что учащиеся в процессе обучения используют полученные знания во время выполнения конкретных практических и в то же время творческих заданий. Это могут быть поздравительные открытки, календари, театральные спектакли, плакаты и панно для оформления класса. Решение проблемных творческих продуктивных задач – главный способ осмысления мира.
- Воспитание в детях умения согласованно работать в коллективе.
Многие итоговые творческие задания могут быть выполнены только при условии разумно организованной работы группы учащихся, а возможно, и всего класса. В процессе выполнения этих работ каждый ребёнок учится осознавать важность своей роли в выполнении общего задания, уважать своих товарищей и продуктивно работать в группе.
Основные содержательные линии:
Виды художественной деятельности:
- Восприятие произведений искусства
- Рисунок
- Живопись
- Скульптура
- Художественное конструирование и дизайн
- ДПИ
Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты). Как говорит искусство?
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство? Опыт художественно-творческой деятельности (эти содержательные линии реализуются через темы уроков раздела «Виды художественной деятельности»)
Цели обучения:
- приобщение школьников к миру изобразительного, народного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
- развитие творчества и эмоциональной отзывчивости;
- воспитание духовной культуры учащихся, нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно базисному учебному плану на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 1 классе отводится 33 часа (1 час в неделю, 33 учебных недели).
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
В результате изучения раздела «Восприятие произведений искусства и виды художественной деятельности» выпускник 1 класса научится:
• различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;
• эмоционально-целостно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественно-образного языка;
Выпускник получит возможность научиться :
• воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
• видеть проявления художественной культуры вокруг( музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре) ;
Изучая раздел « Азбука искусства. Как говорит искусство?», выпускник научится:
• создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
• использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно- творческого замысла;
• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике;
• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшений своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента.
Выпускник получит возможность научиться:
• пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно- творческой деятельности
• выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
В результате изучения тем из блока «Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?» выпускник научится:
• осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно- творческой деятельности;
• выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним;
• передавать характер и намерения объекта( природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т.д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта.
Выпускник получит возможность научиться:
• видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов
Результаты освоения программы по изобразительному искусству к концу 1 класса
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
- называть расположение цветов радуги;
- различать, называть цветовой круг (12 цветов), основные и составные цвета, теплые и холодные цвета;
- составлять дополнительные цвета из основных цветов;
- работать с цветом, линией, пятном, формой при создании графических, живописных, декоративных работ, а так же при выполнении заданий по лепке, архитектуре, дизайну;
- использовать в работе разнообразные художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши;
Учащиеся получают возможность научиться:
- передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами;
- подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе настроением;
- выполнять некоторые декоративные приемы (набрызг красок и др.);
- определять, узнавать произведения традиционных народных художественных промыслов ( Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель и др);
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
- положительное отношение к урокам изобразительного искусства.
Учащиеся получат возможность для формирования:
- познавательной мотивации к изобразительному искусству;
- осознание своей принадлежности народу, чувства уважения к народным художественным традициям России;
- внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;
- эмоционально – ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой деятельности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
- адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
- выполнять работу по заданной инструкции;
- использовать изученные приемы работы красками;
- осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;
- вносить коррективы в свою работу.
Учащиеся получат возможность научиться:
- понимать цель выполняемых действий;
- адекватно оценивать правильность выполнения задания;
- анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
- решать творческую задачу, используя известные средства;
- включаться в самостоятельную творческую деятельность.
Познавательные
Учащиеся научатся:
- «читать» условные знаки, данные в учебнике;
- находить нужную информацию в словарях учебника;
- вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток;
- различать цвета и их оттенки;
- соотносить объекты дизайна с определенной геометрической формой.
Учащиеся получат возможность научиться:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
- различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
- сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
- характеризовать персонажей произведений искусства;
- группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;
- конструировать объекты дизайна.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
- отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
- комментировать последовательность действий;
- выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
- участвовать в коллективном обсуждении;
- выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.
Учащиеся получат возможность научиться:
- выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности ( под руководством учителя.
Материально-техническое обеспечение
Учебно-методический комплект:
- класс
Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 1 класс. Учебник. — М.: АСТ, Астрель.
Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 1 класс. Рабочая тетрадь. — М.: АСТ, Астрель.
Н.М. Сокольникова. Обучение в 1 классе по учебнику «Изобразительное искусство». — М.: АСТ, Астрель.
Л.Ю. Бушкова «Поурочные разработки по изобразительному искусству: 1 класс»
Н. Сокольникова "Изобразительное искусство"
(методика преподавания)
Н. Сокольникова "Основы композиции"
Н. Сокольникова "Основы живописи"
Н. Сокольникова "Основы рисунка"
И. Мосин "Рисование" в 2-х частях
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
- Хрестоматии литературных произведений к урокам изобразительного искусства
- Энциклопедии по искусству, справочные издания
- Альбомы по искусству
- Книги о художниках и художественных музеях
- Книги по стилям изобразительного искусства и архитектуры
Технические средства обучения (ТСО)
- Телевизор
- Мультимедийный компьютер с художественным программным обеспечением
- Мультимедиа-проектор
- Экран (на штативе или навесной)
- Экранно-звуковые пособия
- Аудиозаписи по музыке, литературные произведения
- Комплекты компакт-дисков и аудиокассет по темам и разделам курса
- Презентация на CD или DVD- дисках: по видам изобразительных (пластических) искусств;
по жанрам изобразительных искусств; по памятникам архитектуры России и мира; по стилям и направлениям в искусстве; по народным промыслам; по декоративно-прикладному искусству; по творчеству художников
Учебно-практическое оборудование
- Краски акварельные
- Краски гуашевые
- Бумага А3, А4
- Бумага цветная
- Восковые мелки
- Пастель
- Кисти беличьи №5, 10,20
- Кисти, щетина №3,10.13
- Емкости для вод
- Пластилин/глина
- Клей
- Ножницы
Модели и натурный фон
- Муляжи фруктов (комплект)
- Муляжи овощей (комплект)
- Гербарии
- Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов
- Гипсовые геометрические тела
Содержание учебной программы
Виды художественной деятельности:
Восприятие произведений искусства. (2 + 2р.)
Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Человек, мир природы в реальной жизни - образ человека, природы в искусстве. Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей: выражение отношения к природе, человеку и обществу средствами художественного языка.. Виды художественной деятельности: рисунок, живопись, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство.
Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры.
Рисунок.(10ч.)
Линия - основа языка рисунка. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приемы работы различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве.
Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка.
Линия, штрих, пятно и художественный образ. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Знакомство с рисунками русских и зарубежных художников, изображающими природу, человека, животных.
Живопись (6ч.).
Цвет — основа языка живописи.
Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Основные и составные, теплые и холодные цвета.
Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предметов на представление о его характере. Силуэт.
Использование простых форм для создания выразительных образов.
Скульптура(3ч.)
Объём - основа скульптуры.
Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина - раскатывание; набор объёма; вытягивание формы).
Объем в пространстве и объем на плоскости. Способы передачи объема. Выразительность объемных композиций. Разнообразие форм предметного мира и передача их в пространстве.
Прием трансформации объемных форм для создания выразительных образов животных.
Художественное конструирование и дизайн (6ч.)
Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративно-прикладное искусство (4ч.)
Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Определяющая роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве. Ритм линий, ритм пятен, ритм цвета. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Разнообразие декоративных форм в природе. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты). Как говорит искусство?
Композиция, форма, ритм, линия, цвет, объем, фактура — средства художественной выразительности изобразительных искусств. Композиция в рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании и дизайне, декоративно-прикладном искусстве. Элементарные приемы построения композиции на плоскости и в пространстве. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше - меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия. Образы природы в живописи. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и в рисунке (ритмы: спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве. Ритм линий, ритм пятен, ритм цвета. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов.
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?
Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки
и т. д. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, В.И.Поленов
Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками (сказки в произведениях В.Васнецова, Н.Кочергина, Е.Рачева, А.Савченко)
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
Опыт художественно-творческой деятельности
Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности.
Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).
Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой.
Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению
Учебно-тематический план предмета «Изобразительное искусство».
Класс 1 «А»
Категория слушателей: учащиеся 1 класса.
Срок обучения-33 недели (33 часа).
Изобразительное искусство-33 часа.
Режим занятий-1 час в неделю.
№ | Тема. | Кол-во ч. | Резерв. |
1 | Виды художественной деятельности: Восприятие произведений искусства. | 2 | 2 |
2 | Рисунок. | 10 | |
3 | Живопись. | 6 | |
4 | Скульптура. | 3 | |
5 | Художественное конструирование и дизайн. | 4 | 2 |
6 | Декоративно-прикладное искусство. | 4 | |
Итого: | 33 |
Технологии обучения:
- технология развивающего обучения;
- технология проблемного обучения;
- игровая технология;
- здоровьесберегающие технологии;
- технология разноуровнего обучения;
- информационные технологии.
- технологии, основанные на активизации и интенсификации деятельности обучающихся;
- групповые технологии разных видов: индивидуальные, коллективные формы выполнения
заданий, группы по 4-5 человек, работа в парах, презентация творческой работы, выставка.
Механизм формирования ключевых компетенций обучающихся:
- практическая деятельность длительного характера (1-2 часа),
- обобщающая беседа по изученному материалу;
- различные виды работ (наброски,зарисовки5-10 мин),
- виды работ, связанные с анализом картин или творчества художника;
- составление учащимися авторской творческой работы;
Виды и формы контрольно-оценочных действий учащихся
Оценочная деятельность состоит из фронтального и индивидуального устного опроса с использованием:
- Тестов
- Кроссвордов
- Буквенных и цифровых заданий (карточек-заданий)
- Практических работ
В конце четверти проводятся выставки детских работ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»
Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...
Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского
Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....
Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)
Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...
Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс. Учебник "Изобразительное искусство". Авторы: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Образовательная программа "Перспектива".
Количество учебных часов за год 31 час, в неделю: 1 час ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» основное общее образование 5 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Д...