Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс Савенкова Л.Г.
картотека по изобразительному искусству (изо, 2 класс) по теме
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс Савенкова Л.Г. Пояснительная записка. Календарно-тематический план.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс Савенкова Л.Г. | 174 КБ |
Предварительный просмотр:
Изобразительное искусство 2 класс.
Автор Савенкова Л.Г.
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2011 г.) и авторской программы «Изобразительное искусство: интегрированная программа: 1-4 классы» /авторы: Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская. -3 изд., М.: Вентана Граф,2011
Определяющими характеристиками предмета «Изобразительное искусство» являются интеграция искусств и полихудожественное развитие школьника.
Структура, содержание, концептуальные положения творческого развития ребенка, учебные задачи, виды и формы работы с детьми, а также педагогические подходы и методологические основания программы опираются на концепцию образовательной области «Искусство», разработанную в Учреждении Российской академии образования «Институт художественного образования» Б.П. Юсовым.
Основой педагогического процесса в преподавании изобразительного искусства является органическое единство учебного и воспитательного процессов в условиях интеграции и взаимодействия с другими образовательными дисциплинами.
Во втором классе идет расширение познавательного горизонта учащегося: от предметов и явлений близких, знакомых, происходящих рядом, к вопросам освоения человеком пространства Земли, к возможным вариантам освоения и создания своего пространства, сочинения своего мира с использованием сказочных сюжетов. Освоение ближнего и дальнего окружения (пространства). Население окружающего мира людьми и их перемещение в пространстве Земли.
Немаловажным является развитие и обогащение чувственной сферы (богатства чувств) детей, их фантазии и воображения на основе освоения сказочного мира превращений, волшебных изменений и преображений, существующих в сказках (изменений образов, цвета, света, формы, пространства, звука, настроения). Создание фантастических образов вариативность решения художественной задачи.
Одна из основных задач второго класса — расширение цветовой палитры ребенка обогащение палитры художественных материалов.
Включение в обучение заданий по ИКТ позволяет расширять спектр собственно изобразительных задач, помогает знакомить школьников с творчеством художника рзных стран, работающих в разных материалах, разных видах деятельности, в том числе с архитекторами, дизайнерами; способствует быстрому нахождению визуального ряда по изучаемой теме, расширению диапазона исторических и культурологических данных; интерес к техническим формам работы по изобразительному искусству.
В соответствии с базисным учебным планом, реализация программы рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Практическая реализация программы предполагает наличие заданий на размышление, усвоение цветоведения и ощущение формы, поисково-экспериментальной направленности результатом чего является коллективная работа, которая завершает каждый проблемный содержательный блок.
Целью уроков изобразительного искусства в начальной школе является разностороннее художественно- творческое развитие учащихся, формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, активизация самостоятельной творческой деятельности, развитие интереса к природе и потребность в общении с искусством; формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного (изобразительного) искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре.
Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»:
воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение нравственных качеств; способности проявления себя в искусстве; а также формирование художественных и эстетических предпочтений;
развитие творческого потенциала ребенка в условиях активизации воображения и фантазии, способности к эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; навыков сотрудничества в художественной деятельности;
освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно- прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
овладение выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами с опорой на возрастные интересы и предпочтения детей, их желания выразить в своем творчестве свои представления об окружающем мире;
развитие опыта художественного восприятия произведений искусства.
Фактор развития реализуется в программе посредством развития дифференцированного зрения, освоения выразительности художественно-образного языка изобразительного искусства, приоритетности самостоятельной художественно-творческой деятельности школьника, восприятия разных видов искусства.
Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:
- Изобразительное искусство: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская. – 2 изд.,дораб. - М.: Вентана-Граф, 2011.
- Изобразительное искусство: 1-4 классы: методическое пособие для учителя / Л.Г. Савенкова, Н.В. Богданова. - М.: Вентана-Граф, 2010.
Рабочая программа для 2 класса рассчитана на 34 часа из расчёта 1 учебного часа в неделю.
Изменения в рабочую программу не внесены.
Содержание программы (34 часа)
I. Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму (17 часов)
- Развитие способности наблюдать за природой: форма, фактура (поверхность), цвет, динамика, настроение.
- Выбор художником образов, красок, средств выражения замысла, делаемый вследствие наблюдений за изменениями цвета, пространства и формы в природе в интерьере в зависимости от освещения. Выражение чувств художника в художественном произведении через цвет и форму.
- Зависимость выбираемой цветовой гаммы от содержания темы.
- Освоение изобразительной плоскости. Представление о соразмерности изображаемых объектов в композиции. Пропорции изображаемых предметов: размер, форма, материал, фактура, рефлекс. Композиционный центр, предметная плоскость. Изображение с натуры.
- Замкнутое пространство: цвет в пространстве комнаты и в природе; возможность выражения в цвете настроения, звука, слова; цвет в пространстве природы и жизни.
- Изучение явлений наглядной перспективы; размещение предметов в открытом пространстве природы.
- Выражение в живописи различных чувств и настроений через цвет.
- Архитектура в открытом природном пространстве. Линия горизонта, первый и второй планы.
- Освоение окружающего пространства как среды, в которой все предметы существуют в тесной взаимосвязи. Человек в архитектурной среде.
- Красота и необычное в природе. Своеобразие и красота городского и сельского пейзажа.
- Освоение пространства предметной среды в архитектуре (замкнутое пространство).
- Архитектурный проект. Знакомство с различными композиционными решениями объемно-пространственной композиции. Использование оригинальных конструктивных форм.
- Равновесие в композиции. Объемно-пространственная композиция.
- Связь образов народной игрушки с темами и характером народных сказок. Авторская мягкая игрушка. Персонажи кукольных спектаклей. С. Образцов и его кукольный театр в Москве.
- Выразительные средства декоративно-прикладного искусства. Декоративная композиция.
- Симметрия в декоративно-прикладном искусстве.
- Форма предмета и его назначение в декоративно-прикладном искусстве.
II. Развитие фантазии и воображения (11 часов)
Развитие у детей желания проявить себя в каком-либо виде творчества. Общее и различное в разных видах искусства (поэтическое слово, живопись, музыка). Выразительные средства разных видов искусства (звуки, ритм в музыке; слово, ритм в поэзии; линия, пятно ритм в живописи).
- Работа с литературными произведениями. Создание композиций по описанию литературных произведений. Сочинение — условие развития фантазии и воображения.
- Выполнение композиций на передачу настроения, впечатлений, полученных от чтения сказки, отрывков литературных произведений, поэзии.
- Формирование представлений об объемно-пространственном изображении. Создание коллективных объемно-пространственных композиций. Передача характера героя по описанию в тексте.
- Тематические композиции — передача праздничного настроения с помощью элементов декоративного украшения. Разработка всевозможных композиций в реальном пространстве класса.
- Выполнение коллективной объемно-пространственной композиции.
- Бумажная пластика. Художественное конструирование несложных форм предметов.
- Стилизация и обобщение. Передача музыкальных, песенных, литературно- сказочных и образно-цветовых словесных описаний в зрительные образы.
- Перенесение реальных предметов в условно-графическое изображение. Плоскостная или глубинно-пространственная композиция.
- Восприятие настроений, заложенных в музыкальных и литературных произведениях и произведениях народного искусства.
- Осмысление впечатлений ребенка от услышанного: в музыке, в стихе, в художественном слове и народной речи.
2.11.Развитие способности улавливать взаимосвязь между цветом, звуком, движением.
III. Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (6 часов)
- Искусство и человек. Развитие представлений о памятниках культуры: Исаакиевский Собор в Санкт-Петербурге, Собор Василия Блаженного в Москве. Художественные музеи как места для хранения произведений искусства.
- Формирование представлений о работе над композицией и созданием колорита Высказывание своих рассуждений о работе, о выразительных средствах и содержании картины.
- Мир природы: разнообразие цвета и формы (цветы, насекомые, птицы). Отображение мира природы в искусстве.
- Писатель - художник - книга. Декоративное оформление книги (обложка, страница, буквица). Выбор текста для иллюстрирования.
- Выразительность народной глиняной и деревянной игрушки разных регионов России.
- Связь и родство изобразительного искусства с другими искусствами: музыкой, театром, литературой, танцем.
Планируемые результаты освоения предмета
Личностные результаты освоения программы по изобразительному искусству.
У второклассника продолжится:
- формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира;
- формирование интереса и уважительного отношения к культурам разных народов, иному мнению, истории и культуре других народов;
- развитие творческого потенциала, активизация воображения и фантазии;
- развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства; пробуждение и обогащение чувств, сенсорных способностей;
- воспитание интереса к самостоятельной творческой деятельности; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; развитие навыков сотрудничества художественной деятельности.
Метапредметные результаты освоения программы по изобразительному искусству.
У второклассника продолжится:
- процесс освоения способов решения проблем поискового характера; развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи;
- развитие визуально-образного мышления, способности откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении, формирование представлений о цикличности и ритме в жизни и в природе;
3) развитие сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности;
активное использование речевых, музыкальных, знаково-символических средств, информационных и коммуникационных технологий в решении творческих коммуникативных познавательных задач, саморазвитие и самовыражение; накапливать знания и представления о разных видах искусства и их взаимосвязи;
- формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое); формировать умение накапливать знания и развивать представления об искусстве и его истории; воспитание умения и готовности слушать собеседника и вести диалог;
- развитие пространственного восприятия мира; формирование понятия о природном) пространстве и среде разных народов;
- развитие интереса к искусству разных стран и народов;
- становление понимания связи народного искусства с окружающей природой климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона; представлений об освоении веком пространства Земли;
- освоение выразительных особенностей языка разных искусств; развитие интереса к различным видам искусства;
- формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира. воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства;
- воспитание нравственных и эстетических чувств; любви к народной природе, своему народу, к многонациональной культуре;
- формирование первых представлений о пространстве как о среде (все существует, живет и развивается в определенной среде), о связи каждого предмета (слова, звука) с тем окружением, в котором он находится.
Предметные результаты освоения программы по изобразительному искусств.
У второклассника продолжится:
- формирование устойчивого интереса к изобразительному творчеству; способность воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства;
- развитие индивидуального чувства формы и цвета в изобразительном искусстве сознательного использования цвета и формы в творческих работах;
- развитие коммуникативного и художественно-образного мышления в условиях полихудожественного воспитания;
- воспитание проявления эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и воображения;
- формирование умения использовать в собственных творческих работах цветовых фантазий, форм, объемов, ритмов, композиционных решений и образов;
- формирование представлений о видах пластических искусств, об их специфике овладение выразительными особенностями языка пластических искусств (живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна);
- умение воспринимать изобразительное искусство и выражать свое отношение к художественному произведению; использование изобразительных, поэтических и музыкальных образов при создании театрализованных композиций, художественных событий импровизации по мотивам разных видов искусства.
- формирование нравственных, эстетических, этических, общечеловеческих. культурологических, духовных аспектов воспитания на уроках изобразительного искусства.
Календарно- тематическое планирование 2 класс
№ урока | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Характеристика деятельности учащихся | Плановые сроки прохождения | Примечание |
Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) (17 часов) | |||||
1. | Развитие способности наблюдать за природой: форма, фактура (поверхность), цвет, динамика, настроение Что значит быть художником. (Урок вхождения в новую тему) Примерные темы композиций: «Заколдованный лес», «Хозяйство Лесовичка», «Кто где спрятался», «Таинственный мир облаков (там есть города, моря, корабли, животные)», «Кто заблудился в лесу», «По дороге с облаками», «Дождик», «Кто солнышка боится, а кто к солнышку тянется». | 1ч. | Работа на плоскости Выполнять работы различными художественными материалами: гуашью, акварелью, карандашом, пастелью, тушью, пером, цветными мелками, с помощью аппликации. Наблюдать за разнообразием формы и цвета в природе (формы стволов и корней деревьев, снега на ветках, облаков в небе и др.). Создавать этюды, быстрые цветовые зарисовки на основе впечатлений. Создавать коллективную пополняемую коллекцию фактур Формирование у детей интереса к разным искусствам путём наблюдения. |
| |
2. | Выбор художником образов, красок, средств воплощения замысла на основе наблюдений за изменением цвета, пространства и формы в природе и в интерьере (в зависимости от освещения). Выражение чувств художника в произведении искусства через цвет и форму. Предметный мир. (Урок-исследование) Фактура предметов. Снимаем отпечаток фактуры с предметов. «Выражение настроения в рисунке » | 1ч. | Наблюдать, замечать и передавать изменения цвета, пространства и формы в природе в зависимости от освещения: солнечно, пасмурно. Выражать в картине свои чувства, вызванные состоянием природы, — радость, тревогу, грусть, горе, веселье, покой. Иметь представление о художественных средствах изображения. Развитие у детей желания проявить себя в каком-либо виде творчества. Выполнение цветовых и графических композиций без конкретного изображения; передача впечатления, полученного на прогулке, от прослушанного стихотворения или музыкального произведения. |
| |
3. | Зависимость цветовой гаммы от темы композиции. | 1ч. | Использовать в своих работах тёплую и холодную гаммы цвета. Определять зависимость выбираемой цветовой гаммы от содержания и замысла. Работа по представлению и воображению. Знакомство с тёплой и холодной цветовыми гаммами. Примерные темы композиций: «На оленях по снегу», «На верблюдах по пустыне». |
| |
4. | Освоение изобразительной плоскости. Рисуем осенний натюрморт. (Урок изучения нового материала) Представление о соразмерности изображаемых объектов в композиции. Пропорции изображаемых предметов: размер, форма, материал, фактура, рефлекс. Композиционный центр, предметная плоскость. Изображение с натуры. | 1ч. | Изображать предметы с натуры и передавать в рисунке форму, фактуру, рефлекс. Использовать для передачи фактуры отпечатки с ткани, листьев и др. Иметь представление о цветовой гамме. Иметь представление о композиционном центре, предметной плоскости, первом и втором планах и находить их в работе Рисование с натуры двух сосудов, сходных по форме, но различных по фактуре и пропорциям. Создание осеннего натюрморта из предметов разной формы и фактуры. Заочные (видео) путешествия в музеи писателей, композиторов. |
| |
5. | Замкнутое пространство: цвет в пространстве комнаты и в природе; возможность выражения в цвете настроения, звука, слова; цвет в пространстве природы и жизни. Что могут рассказать вещи о своём хозяине. «Интерьер жилища сказочного героя» | 1ч. | Осваивать и изображать в рисунке замкнутое пространство. Участвовать в беседах о художниках, о произведениях, на которых изображён интерьер. Интерьер и его музыка. Изображение своей комнаты, предметы которой рассказывают об увлечениях хозяина. |
| |
6. | Изучение явлений наглядной перспективы. Размещение предметов в открытом пространстве природы «Я путешествую» | 1ч. | Передавать наглядную перспективу. Уметь размещать предметы в изображении открытого пространства. Передавать высокий и низкий горизонт, зрительное уменьшение удалённых предметов, использовать загораживание. Открытое пространство. Рассуждения о закрытом и открытом пространстве. Задумать путешествие и изобразить его маршрут со всеми подробностями. |
| |
7. | Выражение в живописи различных чувств и настроений через цвет «Моя улица утром и вечером» | 1ч. | Выражать с помощью цвета различные чувства и настроения (задумчивость, восторг, волнение, ощущение волшебства, тайны), в том числе вызванные от встречи с природой, от наблюдений за природой (два состояния) В каждом пространстве свои ароматы и звуки, которые создают настроение. Изображение одного и того же пейзажа днём и вечером; общее и особенное в них. | ||
8. | Архитектура в открытом природном пространстве. Линия горизонта, первый и второй планы «Архитектура разных нардов» | 1ч. | Представлять и объяснять, почему у каждого народа своё природное пространство и своя архитектура: изба, хата, юрта, яранга и др. Участвовать в беседах, исследованиях. Находить в Интернете пейзажи, характерные для разных стран, и образцы народной архитектуры. Создавать свою коллекцию изображений и фотографий народной архитектуры. Освоение человеком пространства земли. Зависимость архитектуры от климата и ландшафта. | ||
9. | Освоение окружающего пространства как среды, в которой все предметы существуют в тесной взаимосвязи. Человек в архитектурной среде Открытое пространство и архитектура ( урок-игра) «Дом и окружающий его мир природы» | 1ч. | Создавать этюды, зарисовки, композиции по теме. Изображать по представлению и по наблюдению человека в движении кистью от пятна без предварительного прорисовывания. Создавать композиции с изображением человека. Художник-архитектор проектирует внешнюю и внутреннюю форму здания, создаёт проект на бумаге. Предмет и человек в среде, в архитектуре, в пространстве. Создание композиций на темы: «Игры на полу», «Я собираюсь в школу». | ||
10. | Красота и необычное в природе. Своеобразие и красота городского и сельского пейзажа Куда ты, тропинка меня завела» | 1ч. | Отображать в рисунке и живописной работе свои наблюдения за состоянием и настроением в природе. Использовать в работе разнообразные художественные материалы (графика, живопись, аппликация). Передавать в рисунке планы, композиционный центр, динамику, контраст и нюанс цвета и формы. Осваивать возможности компьютерной графики (линия, пятно, композиция). Изображение по памяти и наблюдению. Примерные темы композиций: «Ветер», «Ветреный день», «Дождь», «После дождя», «В яркий солнечный день», «Вот это мороз!», «Природа насторожилась перед грозой», «Прозрачный воздух ранней весной», «Грусть и покой поздней осенью» (цвет неба, радуги, травы, земли, цветов, воздуха). | ||
11. | Освоение предметной среды в архитектуре (замкнутое пространство) (комбинированный урок) «Интерьер для сказочного героя» | 1ч. | Работа в объёме и пространстве Наблюдать и осваивать окружающее пространство как среду, в которой все предметы существуют в тесной взаимосвязи. Использовать готовые геометрические формы (коробки, упаковки) для создания интерьера комнаты. Предмет и герой. Комната и её художественное решение. Интерьер для сказочного героя (на основе коробки): «Комната Мальвины», «Карабас-Барабас у камина», «Дом, где живёт черепаха Тортилла». | ||
12. | Архитектурный проект. Кто создаёт архитектуру? (урок- проект). Знакомство с различными конструктивными решениями объёмно-пространственной композиции. Использование оригинальных конструктивных форм «Проект детской площадки» | 1ч. | Иметь представление об архитектурном проекте. Создавать свой архитектурный проект. Иметь представление о связи архитектурных элементов. Передавать в работе соответствие формы проекта его содержанию. Создавать свой проект детской площадки в природном ландшафте. Создание объёмно-пространственной композиции с помощью цветного пластилина. Проект детской площадки. | ||
13. | Равновесие в композиции. Объёмно-пространственная композиция «Сказочный дворец» | 1ч. | Замечать и передавать своеобразие и красоту городского и сельского пейзажа. Работать на принципах сотворчества в коллективной деятельности. Использовать цветную бумагу, готовые геометрические формы (упаковки, коробки), пластмассовые бутылки, бумажную пластику. Коллективная композиция в технике бумажной пластики с использованием готовых форм: упаковок, коробок, природного материала. Примерные темы композиций: «Наша улица», «Деревенька». | ||
14. | Связь образов народной игрушки с темами и персонажами народных сказок. Авторская мягкая игрушка. Персонажи кукольных спектаклей. С.В. Образцов и его кукольный театр в Москве. Волшебство искусства «Мой первый кукольный | 1ч. | Находить и объяснять связь образов народной игрушки с темами и персонажами сказок. Использовать выразительные средства декоративно-прикладного искусства. Создавать композиции (лепка из пластилина). Украшать вылепленных героев разнообразными декоративными элементами; использовать для украшения разные материалы: бусинки, стеклярус, пуговицы и др. Уметь проводить коллективные исследования Работа с литературными текстами (сказками). Создание композиции по мотивам сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек» (сюжет по выбору). Организация и проведение групповых исследований на тему «Народные художники». | ||
15. | Декоративная композиция. Выразительные средства декоративно-прикладного искусства «Фантастический замок» | 1ч. | Декоративно-прикладная деятельность Использовать в работе различные композиционные решения (вертикальный, горизонтальный формат). Понимать и применять в работе равновесие в композиции, контраст крупных и мелких форм в объёме. Овладевать основами декоративной композиции. Использовать в работе природный материал (трава, цветы). Цветная бумага, аппликация. Стилизация форм и цвета в декоративной композиции. Примерные темы композиций: «Заколдованный лес», «Самое красивое в лесу, в поле, в небе, озере, море, горах». Декоративная роспись. Гуашь. | ||
16. | Симметрия в декоративно-прикладном искусстве «Фантазии снежинок» (жуки, стрекозы бабочки из бумаги) | 1ч. | Понимать особенности декоративной композиции. Применять в работе симметрию, стилизацию форм и цвета. Конструировать и создавать симметричные изделия путём складывания бумаги, способами примакивания и вырезания из бумаги. Украшать аппликацией, росписью, узором с учётом формы изделия и его назначения. Выполнять композиции без конкретного изображения в технике компьютерной графики с использованием трёх-четырёх цветов (передача симметрии, линии, пятна). Выполнение симметричных изделий путём складывания бумаги, способами примакивания и вырезания. Примерные темы композиций: «Платок для царевны Несмеяны», «Музыкальная шкатулка», «Волшебное зеркальце», «Волшебный сундук». Создание рисунка для изразца — яркий, весёлый образ птицы или зверя. Конструирование симметричных форм из бумаги в объёме — шапочек, новогодних игрушек. | ||
17. | Форма предмета и его назначение в декоративно-прикладном искусстве «Подражание мастеру. Лепим игрушки» | 1ч. | Понимать и объяснять на примере изделий декоративно-прикладного искусства взаимосвязь формы и фактуры, формы и назначения, формы и украшения. Выполнять задания в технике компьютерной графики. Создать в классе фотовыставку: оригинальные объекты детских площадок. Форма, цвет, фактура в декоративно-прикладном искусстве. Создание предметов декоративно-прикладного искусства. Примерные темы: «Как петушок стал пряником», «Ай да флюгер», «Лошадка с прялки», «Добрая и злая птица», «Ковёр-самолёт», «Клоун». | ||
Развитие фантазии и воображения (11 часов) | |||||
18. | Работа с литературными произведениями. Создание композиций по описанию. Сочинение — условие развития фантазии и воображения | 1ч. | Работа на плоскости Создавать зрительные художественные образы. Уметь работать с литературными произведениями. Примерные темы композиций: «Кому принадлежит дом, кем вылеплен сосуд, для кого накрыт стол, сшито платье?», «Чей корабль в гавани?», «Жизнь планет во Вселенной». | ||
19. | Былины о происхождении дождя, грома, молнии, ветра, радуги, огня, воды, воздуха «Иллюстрация своего сочинения» | 1ч. | Создавать композиции по материалам былин о происхождении дождя, грома, молнии, ветра, радуги, огня, воды, воздуха. Сочинять и иллюстрировать свои былины. Создавать сюжетные (в том числе коллективные) композиции на темы, связанные с былинами. Уметь находить необходимые литературные тексты через поисковые системы Интернета, в периодических изданиях, книгах, словарях. «Былины и сказки сегодня». Сочинение своих былин о происхождении Земли, Солнца, звёзд, о жизни планет в космосе. Сочинение сюжетных композиций на тему благородных, смелых, добрых поступков людей (по мотивам сказок, литературных произведений, реальных событий из жизни). | ||
20. | Выполнение композиций на передачу настроения, созданного чтением сказки, отрывков из произведений поэзии и прозы. «Аленький цветочек» (волшебные превращения пространств) | 1ч. | Выполнять композиции на передачу настроения, созданного чтением сказки (например, Х.-К. Андерсена и С.Т. Аксакова), отрывков из поэзии и прозы. Использовать в работе знания о замкнутом пространстве. Передавать в работе волшебство сказки. Примерные темы композиций: «Дюймовочка» (жилище Крота; поляна эльфов), «Русалочка» (описание подводного мира), «Подснежник» (пробуждение цветка, передача свежести воздуха), «Аленький цветочек» (волшебные превращения пространств). | ||
21. | Формирование представлений об объёмно-пространственном изображении. Создание коллективных объёмно-пространственных композиций. Передача характера героя по описанию в тексте | 1ч. | Работа в объёме и пространстве Создавать объёмно-пространственную композицию в технике бумажной пластики или лепки — из глины или пластилина. Украшать композиции декоративными элементами, активно применять цвет. Работа индивидуально или в группах по 3–4 человека. Передавать характер праздника с помощью дополнительных элементов украшения стола. Работа с литературными произведениями: создание своего фантастического мира. Примерные темы композиций: «Затерянный мир», «Открытый мной мир», «Моё открытие (космическое, географическое, сказочное)» (по сказкам). | ||
22. | Тематические композиции — передача праздничного настроения с помощью декоративных элементов. Разработка композиций в пространстве класса Учимся рисовать с натуры «Разговор двух предметов» | 1ч. | Использовать предметы плоской и объёмной формы для сервировки стола. Выполнять рабочие эскизы в графическом редакторе. Разработка композиций в пространстве класса, столовой, игровой комнаты. Примерные темы композиций: «Новогодний ужин», «День рождения». | ||
23. | Создание икебаны с использованием природных материалов «Волшебный букет в моей комнате» | 1ч. | Создавать самостоятельно икебану с использованием природных материалов — веточек, засушенных листьев, дополнительных декоративных элементов. Работа индивидуально и в малых группах. Создание необычной композиции из обычных предметов. Примерные темы композиций: «Волшебный букет в моей комнате», «Сказочный букет для бабушки (мамы, учителя)». | ||
24. | Выполнение коллективной объёмно-пространственной композиции «Сад в моей сказке» | 1ч. | Создавать коллективные объёмно-пространственные композиции с использованием прямоугольных и цилиндрических форм, сухих веток деревьев. Работа с природным материалом. Примерная тема композиции: «Сад в моей сказке». | ||
25. | Бумажная пластика. Художественное конструирование несложных форм предметов. «Город мечты. Путешествие в неизвестную страну» | 1ч. | Декоративно-прикладная деятельность Конструировать несложные формы предметов в технике бумажной пластики. Применять созданные игрушки в театральном и кукольном представлении. Освоение бумажной пластики и работы с готовыми и реальными формами при создании объёмной композиции. Примерная тема композиции: «Город мечты. Путешествие в неизвестную страну». | ||
26. | Стилизация и обобщение. Передача музыкальных, песенных, литературно-сказочных и образно-цветовых словесных описаний в зрительных образах «Такие разные маски» | 1ч. | Перевоплощать литературно-сказочные и образно-цветовые словесные описания и музыкальные образы в зрительно-цветовые образы. Изготовление игрушек (вертушек, кукол) на основе конуса и палочки. Изображение на основе аудиоинформации: музыкальные образы, портреты героев любимых сказок и др. | ||
27. | Перенесение реальных предметов в условно-графическое изображение. Плоскостная или глубинно-пространственная композиция «Придаём бумаге объём» | 1ч. | Создавать плоскостные или глубинно-пространственные композиции — карты достопримечательностей родного села, города, местности возле школы. Осваивать техники аппликации и бумажной пластики. Находить в поисковых системах Интернета свой населённый пункт, улицу, дом. Создание карты местности. Примерные темы композиций: «Заветные тропинки», «Как на речку пройти». | ||
28. | Настроение, создаваемое музыкальными и литературными произведениями, произведениями народного искусства. Осмысление впечатлений от услышанного в музыке, слове и народной речи. Развитие способности улавливать взаимосвязь между цветом, звуком, движением «Рисуем музыку разными цветами» | 1ч. | Понимать и передавать свои впечатления (в графике, цвете или форме) от услышанного, увиденного, прочитанного — в музыке, в стихе, художественном слове и народной речи. Выполнять упражнения на цветовое восприятие звука (например, ноты до, ре, ми, фа, соль, ля, си можно изобразить в цвете так: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый). Проведение музыкально-цветовых игр. Упражнения на цветовое восприятие звука. Примерные темы композиций: «Рисуем музыку разными цветами», «Вкус яблока», «Танцуем красками зелёный шум леса», «Плеск голубых волн», «Шуршание жёлтого песка», «Как краски и звуки жили», «Портрет ноты ля», «Музыкальная клякса», «Музыкальная радуга». | ||
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) (6 часов) | |||||
29. | Искусство и человек. Развитие представлений о памятниках культуры: Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге, собор Василия Блаженного в Москве. Художественные музеи как здания для хранения произведений искусства «Природные форы в архитектуре. Кто создаёт архитектуру» | 1ч. | Участвовать в обсуждении тем: «Искусство вокруг нас», «Красота форм в архитектуре». Находить в поисковых системах Интернета знаменитые архитектурные объекты в разных странах мира. Знакомство с архитектурой своего города (прогулки по городу). Коллективный проект «Архитектура моего города» | ||
30. | Формирование представлений о работе над композицией и созданием колорита. Высказывание своих суждений о работе, о выразительных средствах и содержании картины «Встреча с художником» | 1ч. | «Отличите понятия: работа над композицией и работа над колоритом». Понимать и объяснять понятие: средства художественной выразительности при воплощении замысла. Видеть различия в художественно-выразительном языке разных мастеров. Уметь находить образы природы в произведениях живописи и архитектуры (в том числе в поисковых системах Интернета). Наблюдать за работой художника и выражать своё отношение к творческому труду и роли художника в жизни. Средства художественной выразительности. Э. Мане, О. Ренуар, А.А. Дейнека, С.В. Герасимов, К.С. Петров-Водкин, К. Моне, М.А. Врубель, А.Я. Головин, В. Ван Гог, К.А. Коровин, А.И. Куинджи, В.Д. Поленов, П. Пикассо, П. Синьяк. Встреча с художником (в мастерской, в школе, по видео- и киноматериалам). Наблюдение за работой художника над картиной, наброском, эскизом. | ||
31. | Мир природы: разнообразие цвета и формы (цветы, насекомые, птицы). Отображение мира природы в искусстве | 1ч. | Осознавать разнообразие красоты цвета и формы в природе и искусстве. Передавать разнообразие оттенков цвета объектов природы (растений, птиц, насекомых). Красота форм и цвета в природе и изобразительном искусстве. Разнообразие оттенков цвета. В.Д. Поленов, И.Ф. Хруцкий, С.Ф. Щедрин, И.И. Шишкин, М.С. Сарьян, И.И. Левитан, К.А. Коровин, В.Ф. Стожаров. | ||
32. | Писатель — художник — книга. Декоративное оформление книги (переплёт, обложка, страница, буквица). Выбор текста для иллюстрирования | 1ч. | Иметь представление о работе художника-иллюстратора. Участвовать и вносить свои предложения при обсуждении тем: «Выбор текста для иллюстрирования», «Сказочные образы и образы природы, созданные иллюстраторами детских книг». Находить в Интернете иллюстрации художников к сказкам. Иллюстрация в книге и декоративное оформление обложки и переплёта. Художники-иллюстраторы: Е.И. Чарушин, Т.А. Маврина, Ю.А. Васнецов, В.М. Конашевич, В.В. Лебедев, М.П. Митурич. | ||
33. | Выразительность народной глиняной и деревянной игрушки разных регионов России | 1ч. | Наблюдать и характеризовать разнообразие форм народной игрушки и её украшения. Передавать в словесных образах выразительность форм и цвета глиняной и деревянной игрушки. Красота произведений декоративно-прикладного искусства. | ||
34. | Связь и родство изобразительного искусства с другими видами искусства: музыкой, театром, литературой, танцем | 1ч. | Представлять особенности работы художника в театре балета, в музыкальном, кукольном, драматическом театрах. Уметь объяснять различие в деятельности разных художников, находить общее в их работе. Размышлять на тему «Стилизация в работе театрального художника». Просмотр фильма о единстве разных видов художественной деятельности. Организация обсуждений фильма, нахождение сходства и различий. Беседа о создании средствами живописи, графики, скульптуры образов героев, известных по литературе и другим видам искусства (музыка, театр). |
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Второклассник научится:
- различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись. скульптура, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- различать основные виды и жанры пластических искусств;
- эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;
- узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны окружающего мира и жизненных явлений;
- приводить примеры одного-двух ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве
- использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
- различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
- наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для задания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
- использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России;
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы человека, сказочного героя, предмета, явления и т.д. — в живописи, графике и скульптуре своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы цветоведения, усвоенные способы действия.
Второклассник получит возможность научиться:
- воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
- видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура скульптура и т.д. в природе, на улице, в быту);
-высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;
-пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
-моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства;
-видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий предметов;
-изображать пейзажи, натюрморты, выражая к ним своё отношение;
-изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать
активных работах на эти темы;
-применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач, использовать в творчестве различные ИКТ-средства.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета
Критерии оценивания
Система оценки предусматривает уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения. Согласно этому подходу, за точку отсчёта принимается необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений. Достижение этого опорного уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребёнка, как исполнение им требований нового образовательного стандарта. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижение учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития.
В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
- «удовлетворительно/неудовлетворительно», т.е. оценкой, свидетельствующей освоении опорной системы знаний и правильном выполнении учебных действий в рамках зона (круга) заданных задач, построенных на опорном учебном материале;
- «хорошо», «отлично» — оценками, свидетельствующими об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов.
Объектом оценки результатов служит в полном соответствии с требованиями нового стандарта способность второклассников решать учебно-познавательные и учебно- практические задачи.
Оценка достижения этих результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых детьми с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний курса «Изобразительное искусство».
В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изучаемого приема или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, умению работать самостоятельно или в группе). Формами подведения итогов реализации программы являются тематические выставки.
Отметим важность того, чтобы комплект работ второклассника демонстрировал нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий. Примерами такого рода работ могут быть аудиозаписи, фото- и видеоизображения примеров изобразительной деятельности, иллюстрации к музыкальным произведениям, иллюстрации на заданную тему, продукты собственного творчества, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, материалы самоанализа и рефлексии, презентации, интерактивные материалы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству Савенковой JI.Г., Ермолинской Е.А. (4 класс).
Рабочая программа по изобразительнрому искусству по программе "Начальная школа 21 века" для 4 класса....
Рабочая программа по изобразительному искусству. 3 кл.Савенкова УМК «Начальная школа XXI века»
Рабочая программа, календарно - тематическое планирование...
Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс. Автор Савенкова Л.Г.
Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс СавенковаЛ.Г. Пояснительная записка. Календарно -тематический план....
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...
Рабочая программа по изобразительному искусству (Савенкова Л.Г.) для 3 класса ( УМК " Школа 21 века")
Материал содержит рабочую программу и КТП по изобразительному искусству...
Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс Л.Г.Савенкова Е.А.Ермолинская
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству 3 класс "Перспектива"...
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс ФГОС УМК "Начальная школа XXI века", Л.Г.Савенкова
Бюджетное общеобразовательное учреждение г. Омска«Средняя общеобразовательная школа № 132» РАССМОТРЕННОна заседании МО _____________ /________________Руководитель МО П...