Развитие творческого потенциала на уроках изобразительного искусства.
статья по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме
Развитие творческого потенциала на уроках изобразительного искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvorcheskogo_potentsiala_na_urokakh_izobrazitelnogo_iskusstva.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие творческого потенциала на уроках изобразительного искусства.
Учитель начальных классов
МОУ «ООШ х. М.Скатовка
Саратовского р-на»
Кудрявцева Ю.В.
Саратов 2013.
Являясь одним из древнейших видов творческой деятельности, изобразительное искусство позволяет активно познавать окружающий мир и, отражая его в наглядных образах, глубоко воздействует на сознание и чувства человека, формируя в нём личность. Изобразительное искусство, являясь творческой деятельностью и формой отражения реальности, занимает важное место в системе эстетического воспитания обучающихся и развития их творческого потенциала.
Для развития творчества младших школьников на занятиях по изобразительному искусству при выполнении заданий по разным видам работ важно использовать разную технику исполнения. Это могут быть работы, выполненные карандашом, красками, в технике аппликации, гуашью, гелевыми ручками и др.
Как показывает практика, в первоначальном периоде обучения особенно полезна работа кистью без предварительного прорисовывания карандашом, т. к. она воспитывает смелость и уверенность в работе, что очень важно для развития творческих способностей. Этот способ может найти применение как в декоративной работе. Так и при изображении предметов с натуры и в рисовании на различные темы.
Для осуществления такой работы необходимо подготовить краски (гуашь, акварель), воду, тряпочку, палитру, круглую кисть с тонким кончиком при смачивании, плотную бумагу. Иногда в качестве фона можно использовать цветную бумагу.
Учиться работать кистью без предварительного прорисовывания лучше начинать с самых простейших упражнений – изображения горизонтальных и вертикальных полосок, волнистых линий, клеточек, кружков, овалов, простейших цветов и листьев и только потом переходить к изображениям более сложных объектов, требующих широкой заливки цветом небольшой поверхности бумаги и всего листа в сочетании с прямыми и изогнутыми мазками.
При выполнении заданий по декоративному рисованию детей надо познакомить с понятиями ритма и симметрии, узора и орнамента. С приёмами стилизации, познакомить с подбором гармонически сочетающихся по цвету элементов декоративной композиции.
С выработкой определённых навыков работы кистью у обучающихся создаются всё новые и новые условия для решения творческих задач в каждом новом задании. Особенно этому способствует знакомство с народным творчеством: глиняными расписными игрушками, гжельской керамикой, деревянными изделиями Хохломы, жостовскими подносами и другими изделиями народных мастеров, элементы оформления которых также выполнены кистью без предварительного прорисовывания. На уроках класс превращается как бы в мастерскую, в которой ученики, играя в народных мастеров, создавали эскизы оформления различных вещей, расписывая заготовки из плотной бумаги – силуэты разных по форме предметов (тарелки, чашки, подносы, кувшины и т. д.)
Работа кистью без предварительного прорисовывания полезна также и при изображении различных предметов с натуры и по памяти. Особенно это относится к рисованию растительных и природных форм – листьев, цветов, фруктов, овощей и других предметов.
При изображении кистью более сложных объектов окружающей жизни – деревьев, людей, птиц, зверей, строений и других предметов на подготовительном этапе к работе в цвете полезно использовать однотонное решение в передаче силуэта или объёмной формы предмета, применяя для этой цели чёрную, синюю, коричневую или какую-нибудь другую краску.
При рисовании на темы из окружающей жизни или иллюстрировании литературных произведений способ работы кистью без предварительного прорисовывания также занимает большое место. Особенно он полезен на занятиях с детьми шести -семилетнего возраста. Выполнять такие задания лучше всего гуашью на заранее приготовленном цветном фоне. В процессе выполнения заданий дети самостоятельно выполняют на палитре цвет неба, леса, моря и т.д. и наносят этот цвет в качестве фона на рисунок. Фон рисунка обычно выполняется быстрыми движениями кисти сверху вниз и слева направо.
Результаты описанных вариантов работы показывают, что метод свободного письма кистью помогает детям довольно быстро отойти от привычного им ещё до школы раскрашивания и приобщиться к элементам живописи, а также творчески решать задачи на уроках изобразительного искусства.
Среди условий успешной творческой деятельности обучающихся на уроках изобразительного искусства следует особо выделить необходимость чередования разных видов занятий с использованием дидактических игр и игровых моментов, графических, живописных и композиционных упражнений с применением технических средств обучения, экскурсий.
Научно обоснованная игра используется для формирования и развития чувства понимания прекрасного, изобразительных навыков и умений. Соединение игры с художественным творчеством создаёт у ребёнка определённую установку на более яркое восприятие и передачу окружающей действительности. В процессе игры вводятся элементы соревнования, организуются встречи с любимыми персонажами детской литературы, появляются фантастические ситуации, наполненные музыкой, необычными превращениями.
Одной из таких игр, способствующих развитию творческих способностей, является игра «Дорисуй предмет, пользуясь заданной формой». Раздаются листы, на каждом из которых нарисован круг радиусом 4 см. Дети работают простыми или цветными карандашами. Учитель говорит: «Ребята, сегодня к нам на урок пришёл гость. Это Карандаш. Он предлагает интересную игру. Карандаш(кукла на руку) «говорит»: «Ребята, сейчас я покажу вам свой рисунок – вот этот круг. Попробуйте угадать, что я хотел нарисовать при помощи этого круга, и изобразите на своих листах». Дети дорисовывают круг, а Карандаш «просматривает» работы, в непринуждённой форме «указывает» на ошибки, «помогает». Когда рисунки почти готовы, Карандаш подводит итог: «Совершенно верно, всё это я и хотел нарисовать!» Рисунки у всех получились разные: здесь и воздушный шарик. И улыбающаяся рожица клоуна, поросёнок, петушок, Чебурашка, чайник, ягода и т.д. Детям нравится эта игра, но чтобы она не надоела, её следует постепенно усложнять путём введения: а) элемента соревнования, когда детям даётся не один лист с формой круга ( или другой геометрической формой), а сколько они пожелают; б) новых геометрических форм ( полукруга, квадрата, прямоугольника, треугольника; в) загадок, ответы на которые изображаются при помощи уже готовых геометрических форм.
Проводя игру «Художники – волшебники», учитель говорит:
- Мы все, художники-волшебники, творим на бумаге чудеса. Сейчас я вам покажу, как это делается. У меня два листа бумаги: это – обычная бумага, а это – смоченная волшебной водой. Я беру бумагу, смоченную волшебной водой, кистью нарисую три лепестка малиновой краской, потом три лепестка фиолетовой краской. Видите. Как краски вплывают одна в другую. Вот и получились волшебные цветы. Теперь давайте сделаем бумагу, которая лежит у вас на партах, волшебной. Возьмём кисточку покрупнее, окунём её в воду и смочим бумагу. Положим кисточки, держим руки над бумагой, закройте глаза и медленно считайте: «Раз, два, три, бумага волшебная, смотри!» Ученики повторяют волшебные слова, а бумага тем временем немного подсыхает.
- Теперь мы можем создавать волшебные цветы. Возьмём тонкую кисточку и волшебные краски, сотворим чудо.
В конце урока подводится итог работы. Ребята смотрят, у кого получились самые необычные цветы на бумаге.
На уроках тематического рисования возможно использование таких игровых моментов, как выполнение видеорепортажей с комментариями, стихами. Рассказами, интервью на улицах. Так при рисовании на тему «Мы на праздничной улице» детей захватывает выполнение коллективных видеорепортажей с праздничной улицы, они подмечают праздничное настроение, интересное убранство улиц.
Введение дидактических игр и игровых ситуаций позволяет ученикам в занимательной форме научиться познавать красоту окружающего мира и раскрывать свой творческий потенциал.
Радость от встречи с прекрасным, от процесса творчества способствует воспитанию доброты, сопереживания и сочувствия окружающим, изображаемым героям. В.А.Сухомлинский. отмечая огромную роль рисования в естественном стремлении выразить свои чувства, своё отношение к явлениям действительности, заметил: «…детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребёнка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой».[1]
[1] Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1973. С. 44
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства
Нет ни капли сомнения, что все дети талантливы. Но природа решила припрятать талант. Найти, раскрыть, способствовать развитию талантов ребёнка — это одна из важнейших задач учителя...
Методические рекомендации. Статья "Развитие творческого потенциала на уроках физической культуры"
Развитие творческого потенциала на уроках физической культурой в начальных классах. «Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения… убивает в ученике охот...
Методические рекомендации "Развитие творческого потенциала на уроках акробатики"
Развитие творческого потенциала детей на уроке акробатики. Итоговый урок из системы уроков акробатики в начальных классах. (4класс)На уроке используется строго индивидуаль...
Краткосрочные творческие проекты на уроках изобразительного искусства
Дети обводят свою ладошку потом дорисовывают шею, ноги, хвост, гриву и получается жираф.Рисование ёлочки из треугольника. Рисование танка и вертолёта к 23 февраля.Цветы для мамы....
Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей на уроках изобразительной деятельности
Рисовать можно чем угодно и как угодно! Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет всё время что-нибудь придумывать. Научившись выражать сво...
Использовании творческих заданий на уроках изобразительного искусства
Урок искусства – удивительный урок, здесь сталкиваются время и вечность, добро и зло, гениальность и бездарность, любовь ненависть.......
Развитие функциональной грамотности на уроках изобразительного искусства при использовании проектной технологии.
Развитие фукциональной грамотности на уроках ИЗО при использовании проектной технологии...