Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему
Нет ни капли сомнения, что все дети талантливы. Но природа решила припрятать талант. Найти, раскрыть, способствовать развитию талантов ребёнка — это одна из важнейших задач учителя, родителей. Главное вовремя заметить, ведь он не всегда ярко выражен. Талант можно развить, а можно и загубить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Вязовкина Людмила Владимировна
учитель начальных классов
МБОУ «Весенненская СОШ»
Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства.
“Дети – прирождённые художники, учёные, изобретатели –
видят мир во всей его свежести и первозданности; каждый
день они заново придумывают свою жизнь. Они любят
экспериментировать, и смотрят на чудеса окружающего
мира с удивлением и восторгом”. (П.Вайнцвайг)
Творчество - это высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Перед учителем вырастает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас ходит в школу вырастить не только крепким здоровым, но и инициативным, думающим человеком, способным на творческий подход к любому делу. Эффективность работы учителя определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность и готовит её к познавательной, творческой общественно-трудовой деятельности.
Нет ни капли сомнения, что все дети талантливы. Но природа решила припрятать талант. Найти, раскрыть, способствовать развитию талантов ребёнка — это одна из важнейших задач учителя, родителей. Главное вовремя заметить, ведь он не всегда ярко выражен. Талант можно развить, а можно и загубить.
Однако опыт современной школы показывает, что существуют различия между учениками. Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Они постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность, активны.
Детское творчество - это новый мир. Это нечто таинственное, которое вселяется в каждом ребенке с его рождением. Маленький человек постоянно говорит: «Я сам!» Дайте ему возможность исследовать все вокруг себя, свободу в поиске, в работе. Именно в этом маленьком творении природы уже заложено желание быть самостоятельной личностью. Роль педагога состоит в том, чтобы целенаправленно формировать у детей самостоятельную деятельность:
- самоанализ, самоцелеполагание;
-самопланирование, самоорганизацию;
-самоконтроль и оценку, саморегулирование
Творчество учащихся понимается как самостоятельное решение новых поставленных перед ними задач. В занятиях рисованием заложены все предпосылки для развития творчества. Проявление его может быть связано не только с решением сложной задачи изображения, как в тематической композиции, но и с простейшей односложной задачей, решаемой в наброске с натуры, по памяти и представлению. Подвести ребенка к самостоятельности решения новой задачи, к открытиям – моя работа.
Систематическая работа по изобразительному искусству развивает такие качества личности, как пространственное мышление, острое ощущение цвета, зоркость глаза, формирует качества интеллекта человека, важные, в конечном счете, не только для работы по созданию рисунка, эскиза или модели предмета, но и для любой специальности, которую в дальнейшем выберет себе учащийся. К этим качествам относятся, прежде всего, образное представление и логическое мышление, именно они являются условием для творчества в любой деятельности человека. Эти качества проявляются уже у детей младшего школьного возраста в их занятиях изобразительным искусством, которые становятся потребностью развивающейся личности. В большей мере эти занятия способствуют проявлению индивидуальности школьника, что и создаёт особенно благоприятные условия для развития творческих способностей.
Осуществляя руководство изобразительной деятельностью, мне необходимо помнить, что это не обычное учебное занятие, на котором просто чему-то учатся, что-то узнают, а художественно-творческая деятельность, требующая от детей положительного эмоционального отношения, желания создать изображение, картину, прикладывая для этого умственные и физические усилия. Без этого успех невозможен.
Известно, что можно выделить два уровня способностей: репродуктивный и творческий. Ребенок, находящийся на первом уровне , проявляет умения быстро усваивать знания и овладевать определенной деятельностью, осуществляя ее по образцу. На втором уровне ребенок способен при помощи самостоятельной деятельности создавать новое, оригинальное.
В соответствии с особенностями и целями применения разного рода задач, можно использовать следующую модель урока, направленную на развитие творческих способностей, как в системе специальных уроков развития, так и занятий по различным учебным предметам.
Его структура может включать в себя четыре последовательных этапа:
- Разминка.
На этом этапе преобладают репродуктивные задачи. Позволяющие применять задания из разных областей знаний. Это придает дух соревновательности, контролирует внимание, развивает умения быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. В активной фронтальной работе принимает участие весь класс.
Опыт показывает , что большинство учащихся , как правило стараются работать, используя все свои возможности и способности. Очень важно помочь тем, кто послабее, поддержать и вдохновить их, вселить уверенность в том, что все препятствия преодолимы.
- Развитие психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей учащихся (памяти, внимания, мышления, воображения)
На этом этапе необходимо включать в уроки задания на развитие памяти и мышления, воображения.
Целенаправленная работа по развитию творческих способностей показала, что существует прямая связь между ними и уровнем развития памяти и внимания, особенно произвольного. Те учащиеся, которые быстрее решали задачи творческого характера, успешнее выполняли и задания , определяющие степень развития названных познавательных процессов.
Это позволило сделать вывод о том, что специальные задания формирующие приемы рационального запоминания. Тренирующие внимание, особенно произвольное, необходимо постоянно включать в уроки, приучая детей всегда быть собранными, готовыми в любой момент к неожиданному повороту событий, что дает им уверенность в собственных силах и ведет к повышению эффективности обучения в целом.
- Этап выполнения развивающихся частично- поисковых задач;
Иногда говорят, что умение творить – удел немногих и творческая деятельность является подарком богов.
Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе решения которого учащиеся как правило, самостоятельно без участия учителя или при его незначительной помощи, открывают новые для себя знания и способы их добывания.
Конкретно к частично- поисковым заданиям можно отнести задания, на нахождение закономерности, на нахождения принципа группировки расположение приведенных слов, явлений, задания на усовершенствование какого либо задания и т.д.
- Решение творческих заданий, рассчитанных на новые «повороты» при рассмотрении давно известных понятий, на неожиданные , непривычные комбинации с целью воспитания у учащихся умения видеть новое в известном, использовать полученные знания в новых или сильно видоизмененных условиях.
Решение творческих задач, можно разделить на два этапа.
Первый - это творческие задания, которые связаны с той или иной учебной дисциплиной. Они требуют большей самостоятельности, рассчитаны на поисковую деятельность, неординарный, нетрадиционный подход и творческое применение знаний.
Второй - это задания повышенной трудности интегративного характера. Они отчаются тем, что одно и тоже задание ориентировано на применение знаний из различных школьных дисциплин одновременно.
Решая творческие, нестандартные задания, дети испытывают радость к творческому мышлению, интуитивно ощущают красоту и величие науки. Любое детское открытие пусть самое маленькое , сродни открытию ученого.
Огромное значение в обучении и воспитании детей я придаю общению с природой. Именно природа во всей своей красоте вдохновляет людей творить: изображать, украшать, строить.
Природа наделила детей способностью ярко, эмоционально сопереживать новому, целостно воспринимать мир. В отличие от взрослых, дети не имеют инструментов, позволяющих воплотить прочувствованное. Это сложное идейно-эмоциональное содержание предмета поначалу живёт лишь в душе ребёнка, оно «невидимо», не имеет готового внешнего облика. Его надо вообразить, то есть придать ему соответствующую образность и форму, в которых замысел станет видимым, осязаемым, доступным другим людям. Для этого мне необходимо обогатить арсенал способов самовыражения детей, нужно дать ребёнку возможность познавать мир и манипулировать им.
Иногда приходится встречаться с мнением, что ребёнок работает творчески, когда учитель даёт ему полную свободу в рисовании на темы: выбор темы, момента, формы изображения. Чем шире этот выбор, тем более благоприятные условия создаются для проявления его инициативы. Например, в работе над иллюстрацией указывается сказка, из которой он может выбрать любой момент. Или даже ещё шире: он может выбрать любую сказку. Однако, в этих случаях отсутствует конкретная задача, которая должна стимулировать у ребёнка активность поиска изобразительных средств в решении ответа на поставленную перед ним изобразительную задачу. Другими словами, данная ему задача так широка и многозначна, что любое изображение может означать, что задание выполнено. Опыт показывает, что в этих случаях дети выбирают путь наименьшего сопротивления. Они изображают то, что видели в рисунках своих товарищей, в книжных иллюстрациях, или то, что подскажет им учитель рисунком на доске. Но для такого выполнения рисунка не требуется большой активности, усилия воли, напряжения памяти и других компонентов подлинного поиска.
Значит, не все формы преподавания развивают у детей творческие способности. Единство учебного и творческого стимулирования необходимо осуществлять путём заданий, знакомящих учащихся с элементарными понятиями и представлениями о действительности и особенностями изображения на плоскости, путём развития разнообразных умений для овладения основами реалистического изображения. К таким заданиям я отношу разнообразные элементарные упражнения. Они могут быть обусловлены разными учебными задачами в работе с натуры, по памяти и по представлению, в декоративной работе. Наряду с краткосрочными, простейшими упражнениями-этюдами включаю и более сложные комплексные задания, где одновременно решается несколько задач. С другой стороны, необходимы сужение и конкретизация тематических заданий, то есть перед ребятами ставлю конкретные изобразительные задачи, которые они должны самостоятельно решить. В этих условиях обе линии (обучение грамотности и развитие творчества) успешно реализуются. Инициатива ребёнка, его творческий поиск должны иметь место во всех заданиях.
Важным условием развития творческого воображения детей считаю применение ими разнообразных материалов и техник, а также смена видов изобразительной деятельности.
Наиболее эффективное построение содержания обучения – вариативное, т.к. позволяет использовать дифференцированный подход к учащимся, дает возможность учащимся реализовывать свои умения в соответствии со своими индивидуальными способностями.
Рисуя, ребенок развивает себя как физически так и умственно, так как функционирование мелкой моторики напрямую влияет на работу мозга. Хорошо рисующие дети логически рассуждают, больше замечают, внимательнее слушают… По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения, мышления .
Освоение как можно большего числа разнообразных техник позволяет обогащать и развивать внутренний мир ребёнка, проявлять творческое воображение – способность создать чувственный образ, раскрывающий внутреннее содержание.
Необходимо пробудить у ребенка личностную заинтересованность в искусстве. В этом мне помогают задания, требующие выражения собственного чувства отношения, настроения, замысла.
Творческие задания носят открытый характер, не имеют правильного ответа. Ответов столько же, сколько и детей. Моя роль состоит в том, чтобы не только понять и принять разнообразные решения, но и показать детям правомерность этих различий.
Использование компьютерных технологий позволяет развивать интерес к изобразительному искусству в новом качестве. Для достижения наилучших результатов в обучении и развитии творческих способностей компьютерные технологии незаменимы, т.к. они обладают более широкими возможностями, позволяют при минимуме затрат получить максимальный результат.
Использование компьютера на уроках изобразительного искусства позволяет активно развивать творческие и познавательные способности каждого ученика; создаёт эмоциональный настрой, это в свою очередь, положительно сказывается на развитии художественного творчества.
Все интересные находки по развитию детского воображения систематизируются для организации последующих коллективных и персональных выставок детских работ.
Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно дает и ученику, и учителю. Для учителя начальных классов важно создать и сохранить положительный эмоциональный настрой детей на обучение в школе, способствовать дальнейшему развитию их творческих способностей, фантазии и воображения.
Результаты развития творческих способностей – это участие детей в конкурсах, фестивалях, проектах различных уровней.
Творение может пережить творца;
Творец уйдет, природой побежденный,
Однако образ, им запечатленный,
Веками будет согревать сердца.
(Микеланджело)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения
Выступление на тему "Развитие творческих способностей учащихся младших классов на уроках литературного чтения". Развитие творческих способностей – цель работы каждого учителя. Творчество оживляет позн...
Методическая разработка занятия. Тема: "Архетип - Мировое дерево". Современная технология развития творческих способностей на основе первообразов искусства.
Для активизации развития творческих способностей детей следует применятьразличные современные технологии. Наиболее эффективным способом организации экспериментальной деятельности детей начальной школы...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/07/picture-285204-1378536574.jpg)
Развитие творческого потенциала на уроках изобразительного искусства.
Развитие творческого потенциала на уроках изобразительного искусства....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/04/picture-968576-1509786450.jpg)
Краткосрочные творческие проекты на уроках изобразительного искусства
Дети обводят свою ладошку потом дорисовывают шею, ноги, хвост, гриву и получается жираф.Рисование ёлочки из треугольника. Рисование танка и вертолёта к 23 февраля.Цветы для мамы....
Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей на уроках изобразительной деятельности
Рисовать можно чем угодно и как угодно! Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет всё время что-нибудь придумывать. Научившись выражать сво...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/08/picture-1290437-1607411194.jpg)
Использовании творческих заданий на уроках изобразительного искусства
Урок искусства – удивительный урок, здесь сталкиваются время и вечность, добро и зло, гениальность и бездарность, любовь ненависть.......