Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса УМК "Школа России"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, содержание учебной дисциплины, результаты обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izobrazitelnoe_iskusstvo.rar24.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Новохоперская средняя общеобразовательная школа №91»

Рабочая программа учебной

 дисциплины «Изобразительное искусство»

4 класс

                                                                            Составила: Львова Г.П.

учитель начальных классов

1 квалификационная категория

Новохоперск 2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

                      Статус документа:

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 4 класс создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и учебной программы по изобразительному искусству для четырехлетней начальной школы (автор - доктор педагогических наук В. С. Кузин). Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.  

                       

Цели и задачи обучения:

 Изучение изобразительного искусства и художественного труда в 4 классе направлено на достижение следующих целей:

 • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

• освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

• овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

• воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

                         Место предмета в базисном учебном плане

   В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство» отводится 1 час в неделю. Всего на изучение программного материала отводится  34 часа. Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство»  4 класс разработана на основе учебно-методического комплекта «Школа России», а именно авторской программы Кузина В.С., Шорохова Е.В., Шпикаловой Т.Я., Кубышкиной Э.И  и др.

  Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа, практические и тематические работы. На учебных занятиях используются коллективные способы обучения в парах постоянного состава (ППС), в малых группах. Во время учебных занятий ученики обсуждают работы товарищей, результаты коллективного творчества и индивидуальные работы на уроках.

   В 4 классе возрастает значение коллективных работ в учебно-воспитательном процессе. Значительную роль играют литературные и музыкальные произведения, позволяющие создать целостное представление о культуре народа.

   Большое внимание уделяется развитию речи обучающихся, так как раскрываются основные термины и понятия такие, как: пастель, гравюра, репродукция, панно.

                       

                       Общая характеристика учебного предмета

           Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

             Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Обучающиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Это  дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.

          Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности обучающихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

        Целью художественного воспитания и обучения в 4 классе является формирование представления о многообразии культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека.  

       Рабочая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала.

      Приобщаясь через уподобление сотворчества и восприятия к истокам культуры своего народа или других народов Земли, обучающиеся начинают ощущать себя участниками развития человечества, открывают себе путь к дальнейшему расширению восприимчивости богатства человеческой культуры.

      Многообразие представлений различных народов о красоте раскрывается в процессе сравнения родной природы, труда, архитектуры, красоты человека с культурой других народов.

     Темы раскрывают богатство и разнообразие представлений народов о красоте явлений жизни. Здесь все – и понимание природы, и связь с ней построек, и одежда, и праздники – разное. Обучающиеся должны осознать: прекрасно именно то, что человечество столь богато разнообразными художественными культурами и что они не случайно разные.    

       Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

      Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – проводятся экскурсии в краеведческие музеи; используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.          

      Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения.  При прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с окружающим миром («Природа России», «Родной край – часть большой страны», «Страницы всемирной истории», «Страницы истории Отечества»), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудовым обучением (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ

          Изобразительное искусство 4 кл. (всего 34ч.)     

 

№п/п

     Название раздела

Количество часов

1.

Рисование с натуры и по представлению (рисунок, живопись).

10 часов

2.

Тематическое рисование. Иллюстрирование (композиция).

9 часов

3.

Декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна.

11 часов

4.

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

4 часа

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

I четверть (9ч.)

№ урока

в году

№ урока

в разделе

Тема урока

Название раздела

Дата

1.

1.

Летний пейзаж.

Тематическое рисование.

2.

1.

Рисование с натуры карандашом отдельных предметов (коробка, мяч, барабан).

Рисование с натуры

3.

2.

Рисование с натуры овощей и фруктов (гуашь, акварель).

Рисование с натуры

4.

2.

Рисование на тему «На уборке урожая».

Тематическое рисование.

5.

3.

Рисование осенней ветки в вазе.

Рисование с натуры

6.

1.

Аппликация «Осенняя симфония в лесу».

Декоративная работа. Аппликация

7.

4.

Рисование карандашом грузовых и легковых машин.

Рисование с натуры и по представлению

8.

1.

Жанры изобразительного искусства.

Беседа

9.

5.

Рисование с натуры предметов из овощей и фруктов.

Рисование с натуры

II четверть (7ч.)

10.

6.

Рисование с натуры предметов из овощей и фруктов.

Рисование с натуры

11.

7.

Рисование птиц с натуры и по памяти.

Рисование с натуры

12.

8.

Рисование животных с натуры и по памяти.

Рисование с натуры

13.

3.

Иллюстрирование произведения К.Паустовского «Растрёпанный воробей».

Тематическое рисование.

14.

2.

Выполнение эскиза новогоднего пряника.

Декоративная работа.

Лепка.

15.

3.

Роспись  новогоднего пряника.

Декоративная работа.

Лепка.

16.

9.

Рисование с натуры паука, бабочки, стрекозы. Рисование фигуры человека.

Рисование с натуры

III четверть (10ч.)

17.

4.

Рисование на тему «Катание с гор».

Тематическое рисование.

18.

5.

Иллюстрирование произведения А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Тематическое рисование.

19.

6.

Иллюстрирование произведения А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Тематическое рисование.

20.

7.

Иллюстрирование произведения А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Тематическое рисование.

21.

4.

Выполнение эскиза памятного кубка.

Декоративная работа.

Лепка.

22.

5.

Лепка фигурок по мотивам народных игрушек.

Декоративная работа.

Лепка.

23.

6.

Лепка фигурок по мотивам народных игрушек.

Декоративная работа.

Лепка.

24.

2.

Портрет в русском искусстве.

Беседа

25.

7.

Коллективное мозаичное панно из цветной бумаги «Птицы прилетели».

Декоративная работа. Аппликация

26.

3.

Люди труда в изобразительном искусстве.

Беседа

IV четверть (8ч.)

27.

8.

Выполнение эскиза росписи кухонной разделочной доски.

Декоративная работа.

Лепка.

28.

9.

Выполнение эскиза росписи кухонной разделочной доски.

Декоративная работа.

Лепка.

29.

10.

Выполнение эскиза росписи кухонной разделочной доски.

Декоративная работа.

Лепка.

30.

8.

Рисунок на тему «Весна пришла».

Тематическое рисование.

31.

11.

Лепка тематической композиции «Воины-герои».

Декоративная работа.

Лепка.

32.

9.

Рисование на тему «День Победы».

Тематическое рисование.

33.

10.

Рисование с натуры цветка в вазе.

Рисование с натуры

34.

4.

Художественные промыслы России.

Беседа

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

         В рабочей программе по изобразительному искусству 4 класс выделены 3 основные содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержание обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью.

      Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности: конструктивной, изобразительной, декоративной.

     Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные – живопись, графика, скульптура; конструктивные – архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства. Но одновременно каждая из этих форм деятельности присуща созданию любого произведения искусства и поэтому является необходимой основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности.  

      Три способа освоения художественной действительности представлены в начальной школе в игровой форме, как Братья – Мастера Изображения, Украшения, Постройки, эти три вида художественной деятельности сопутствуют обучающимся весь год обучения. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, а затем более глубоко осознавать искусство.

               

          Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

На уроках изобразительного искусства формируются умения:

♦ воспринимать окружающий мир и произведения искусства;

♦ выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений;

♦ анализировать результаты сравнения;

♦ объединять произведения по видовым и жанровым признакам;

♦ работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа;

♦ решать творческие задачи на уровне импровизаций, проявлять оригинальность при их решении;

♦ создавать творческие работы на основе собственного замысла;

♦ формировать навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат);

♦ работать с пластилином, глиной, бумагой, гуашью, мелками;

♦ участвовать в создании «проектов» изображений, украшений, построек для улиц родного города;

♦ конструировать из бумаги макеты детских книжек;

♦ складывать бумагу в несколько слоев, соединять простые объемные бумажные формы в более сложные бумажные конструкции (создание игрушечного транспорта);

♦ передавать на доступном уровне пропорции человеческого тела, движения человека.

           

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ ОБУЧАЮЩИХСЯ К КОНЦУ 4 КЛАССА

               

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен знать (понимать):

• основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;

• известные центры народных художественных ремесел России;

• ведущие художественные музеи России.

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен уметь:

• различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

• узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;

• сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);

• использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);

• применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям литературы и музыки.

            Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• самостоятельной творческой деятельности;

• обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

• оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества.

В конце 4 класса учащиеся должны:

• усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов:  

• приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн декоративно-прикладные и народные виды искусства;

• развивать по возможности свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;

• развивать фантазию воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;

•  приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений;

• освоить выразительные возможности художественных материалов: гуашь, акварель, мелки, карандаш, пластилин, бумага для конструирования;

• приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства, начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли, то есть значение в жизни человека и общества;

• приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой  художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;

• приобрести знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в создании среды жизни и предметного мира;

• сформировать представления и деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства (в театре и кино);

• научиться анализировать произведения искусства, обрести знание конкретных произведений выдающихся художников в различных видах искусства; научиться активно использовать художественные термины и понятия;

• овладеть опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобрести навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности.  

ЛИТЕРАТУРА:

 1. Программа: Изобразительное искусство 1-4 кл. Программа для общеобразовательных учреждений. В.С. Кузин, С.П. Ломов, Е.В. Шорохов и др. М.: Дрофа, 2011г.

2. Методическое пособие: Изобразительное искусство. 4 класс: поурочные планы по учебнику В.С.Кузина, Э.И.Кубышкиной. авт .-сост. Л.М.Садкова.- Волгоград: Учитель,2010.- 255 с.

 3.  Рабочая тетрадь:  ИЗО. 4 кл.: Рабочая тетрадь / В.С. Кузин, Э.И.     Кубышкина – М.: Дрофа, 2011 -2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс Школа России по программе Т.Я.Шпикаловой

Пояснительная записка. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы. Цели и задачи. Требования к уровню подготовки обучающихся. Методы и формы. Формы контроля уровня достижений обучающих...

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс "Школа России"

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс "Школа России" составлена  в соответствии с ФГОС НОО в 2012г....

Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс "Школа России"

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, содержание курса, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки, учебно-методическое обеспечение образовательного процесса....

Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс "Школа России"

Рабочая программа с развёрнутым тематическим планированем....

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс "Школа России"

Рабочая программа с развёрнутым тематическим планированем....

Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс "Школа России"

Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс "Школа России" соответствует Федеральным Государственным Образовательным Стандартам...

рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс Школа России ФГОС

рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс Школа России ФГОС...