Рабочая программа по изобразительному искусству, 3 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме
Рабочая программа по изобразителному искусству, автор учебника Н.А. горяева и др. (под редакцией Неменского)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo.docx | 83.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №9» г. Белгорода
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель МО Заместитель директора по УВР Директор МБОУ «Лицей №9» г. Белгорода
_________ Черкашина Н.Н. МБОУ «Лицей №9» г. Белгорода ____________ Петренко Е.Г.
Протокол № 6 ___________ Дедилова Т. П. Приказ №________
« 25 »июня 2013г. « 28»августа 2013г. «___»___________ 2013г.
Рабочая программа по изобразительному искусству
3 класс
система общего развития Л. В. Занкова
Разработана
учителем начальных классов
высшей категории
Болотовой Оксаной Дмитриевной
Белгород 2013
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 2 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству (М.: «Просвещение, 2011г.), авторской программы, разработанной под руководством народного художника России, академика РАО Б.М.Неменского, утвержденной Министерством образования и науки РФ (М.: Просвещение, 2011) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009г. и направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов.
Содержание курса изобразительного искусства разработано на основе дидактических принципов, направленных на общее развитие учащихся, и является составной частью целостной дидактической системы развивающего обучения Л.В. Занкова.
Развивающий потенциал предмета «Изобразительное искусство» связан с формированием личностных, познавательных, регулятивных учебных действий.
Моделирующий характер изобразительной деятельности создаёт условия для формирования общеучебных действий, замещения и моделирования в продуктивной деятельности учащихся явлений и объектов природного и социокультурного мира. Такое моделирование является основой развития познания ребёнком мира и способствует формированию логических операций сравнения, установления тождества и различий, аналогий, причинно-следственных связей и отношений.
Связь искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка – главный смысловой стержень программы.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе – формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выбранных поколениями. Эти ценности, как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т.е. зоркости души ребёнка.
Цели программы:
- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно- прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
- овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Задачи программы:
- приобрести основные знания художественной грамотности;
- овладеть способами различных видов деятельности использования приобретенных знаний и умений;
- освоить компетенции: ценностно-смыслового, ценностно-ориентационного, рефлексивного, коммуникативного, личностного саморазвития.
- Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном человеческом бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень программы занятий по изобразительному искусству.
Программа создана на основе развития традиций российского художественного образования, внедрения современных инновационных методов и на основе современного понимания требований к результатам обучения. Программа является результатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.
Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и самоидентификации. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе художественного творчества каждого ребенка.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с культурой разных стран мира, напротив, в основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».
В соответствии с Образовательной программой школы на 2013-2014учебный год рабочая программа рассчитана на 34 часа в год при 1 часе в неделю.
Общая характеристика предмета, курса
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень программы.
Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декоративно-прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими, то есть временными и синтетическими, искусствами.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
- изобразительная художественная деятельность;
- декоративная художественная деятельность;
- конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение — это художественное познание мира, выражение своего к нему отношения, эстетического переживания его; конструктивная деятельность — это создание предметно-пространственной среды; декоративная деятельность — это способ «организации общения людей, имеющий коммуникативные функции в жизни общества.
Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида тожественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира, произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин. глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т.д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.)
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.
Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и компьютерных презентаций. Для этого необходима работа со словарями, использование собственных фотографий, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т. е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры. Принцип опоры на личный опыт ребенка и расширения, обогащения его освоением культуры выражен в самой структуре программы.
Тема года «Искусство вокруг нас» раскрывается в разделах «Искусство в «твоем доме», «Искусство на улицах твоего города», «Художник и зрелище». «Художник и музей». Одна из основных идей программы - «От родного порога - в мир культуры Земли», то есть: без приобщения к культуре своего народа, культуре своей «малой родины» нет пути к общечеловеческой культуре. Обучение в этом классе строится на приобщении детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла. Дети подводятся к пониманию того, что предметы имеют не только утилитарное назначение, но и являются носителями духовной культуры, и так было всегда - от далекой древности до наших дней. Надо помочь ребенку увидеть красоту окружающих его вещей, предметов, объектов, произведений искусства, обратив особое внимание на роль художников - «Мастеров Изображения, Украшения, Постройки» - в создании среды жизни человека. И именно в 3 классе происходит формирование патриотических чувств ребенка.
В конце года дети должны почувствовать, что их жизнь, жизнь каждого человека ежедневно связана с деятельностью искусств. Завершающие уроки каждой четверти должны содержать вопрос: «А что было бы, если бы «Братья-Мастера» не участвовали в создании окружающего вас мира - дома, на улице и т. д.?» Понимание огромной роли искусства в реальной повседневной жизни должно стать открытием для детей и их родителей.
В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируется формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков. Тематическое планирование построено таким образом, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. При раскрытии темы урока предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
В тематическом плане определены виды и приемы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:
- изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
- декоративная и конструктивная работа;
- восприятие явлений действительности и произведений искусства;
- обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;
- изучение художественного наследия;
- подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
- прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Предмет изобразительное искусство входит в предметную область ИСКУССТВО.
Количество учебных часов за 4 учебных года (в соответствии с учебным планом) – 136 часов
Программа рассчитана на 34 часа в год (34 недели, 1 час в неделю).
Количество часов в I четверти – 8, во II четверти – 8, в III четверти- 10, в IV четверти - 8.
Основная литература
Стандарт. Начальная школа. (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения) – Москва «Просвещение», 2010г. – 191 с.
Программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство и художественный труд: 3-9 классы / под руководством Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2011.
Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н. А. Горяева [и др.]; под ред. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2013.
Изобразительное искусство. Твоя мастерская, 3 класс: рабочая тетрадь / Н. А. Горяева [и др.]; под ред. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2013.
Дополнительная литература
Б.М.Неменский,. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству. 1-4 классы пособие для учителя / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева. - М.: Просвещение, 2010.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомится с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально -ценностных критериев жизни.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Планируемые результаты освоения предмета
Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий, а также достижение необходимых предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
Универсальные учебные действия
Личностные универсальные учебные действия | |
У третьеклассника будут формироваться:
| Третьеклассник получит возможность для формирования:
|
Регулятивные универсальные учебные действия | |
|
|
Познавательные универсальные учебные действия | |
- умение творческого видения с позиций художника, т.е. умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; - умения на первоначальном уровне понимать особенности художественного замысла и его воплощения; |
|
Коммуникативные универсальные учебные действия | |
|
|
Предметные результаты | |
|
- принимать условность и субъективность художественного образа;
|
Содержание учебного предмета
ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС - 34 часа
Искусство в твоем доме – 8 час.
Твои игрушки.
Посуда у тебя дома.
Обои и шторы в твоем доме.
Мамин платок.
Твои книжки.
Открытки.
Труд художника для твоего дома (обобщение темы).
Искусство на улицах твоего города – 7 час.
Памятники архитектуры.
Парки, скверы, бульвары.
Ажурные ограды.
Волшебные фонари.
Витрины.
Удивительный транспорт.
Труд художника на улицах твоего города (села) (обобщение темы).
Художник и зрелище- 11 час.
Художник в цирке.
Художник в театре.
Художник-создатель сценического мира.
Театр кукол.
Образ куклы, её конструкция и костюм.
Маски.
Условность языка масок, их декоративная выразительность.
Афиша и плакат.
Праздник в городе.
Элементы праздничного украшения города.
Школьный праздник-карнавал (обобщение темы).
Художник и музей -8 час.
Музеи в жизни города.
Картина- особый мир. Картина-пейзаж.
Картина-портрет.
Картина-натюрморт.
Картины исторические и бытовые.
Учимся смотреть картины.
Скульптура в музее и на улице.
Художественная выставка (обобщение темы).
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Оборудование и приборы
1.Классная доска с набором приспособлений для крепления постеров и картинок.
2.Компьютер.
3.Мультимедийный проектор.
4.Интерактивная доска
Мультимедийные средства обучения
1. Различные презентации к урокам по темам курса
Формы и средства контроля
Формы контроля:
- наблюдение;
- беседа;
- фронтальный опрос;
- опрос в парах;
- устный опрос;
- творческие работы.
Критерии оценивания детских работ:
- Оформление: оригинальность дизайна, цветовое решение, оптимальность сочетания объектов.
- Техника выполнения: оправданность выбранных средств, использование различных способов изображения.
- Техническая реализация: сложность организации работы, соответствие рисунка заданной теме, название рисунка.
Тематическое планирование
Учебно-тематический план
№ | Содержание программного материала | Планируемые результаты УУД | Колво ча сов | Сроки проведения | |
Личностные | Метапредметные | ||||
1 | Искусство в твоем доме Твои игрушки. Посуда у тебя дома. Обои и шторы в твоем доме. Мамин платок. Твои книжки. Открытки. Труд художника для твоего дома |
| -умение принимать художественную задачу, инструкцию учителя и ход выполнения работы, предложенный в учебнике, -умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач; -умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий; -умение на первоначальном уровне понимать особенности художественного замысла и его воплощения; -умение обсуждать со сверстниками ход выполнения работы и её результаты; -умение использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от произведения живописи | 8 ч | |
2 | Искусство на улицах твоего города Памятники архитектуры. Парки, скверы, бульвары. Ажурные ограды. Волшебные фонари. Витрины. Удивительный транспорт. Труд художника на улицах твоего города (села) |
| -умение принимать художественную задачу, инструкцию учителя и ход выполнения работы, предложенный в учебнике, -умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач; -умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий; стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. - умение творческого видения с позиций художника, т.е. умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; - умения на первоначальном уровне понимать особенности художественного замысла и его воплощения; умение вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; -умения обсуждать со сверстниками ход выполнения работы и её результаты; -умения использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от произведения живописи | 7 ч | |
3 | Художник и зрелище Художник в цирке. Художник в театре. Художник-создатель сценического мира. Театр кукол. Образ куклы, её конструкция и костюм. Маски. Условность языка масок, их декоративная выразительность. Афиша и плакат. Праздник в городе. Элементы праздничного украшения города. Школьный праздник-карнавал |
| -умение принимать художественную задачу, инструкцию учителя и ход выполнения работы, предложенный в учебнике, -умение находить варианты решения различных художественно-творческих задач; -умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий; стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов; -умение творческого видения с позиций художника, т.е. умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; -умение вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; умения обсуждать со сверстниками ход выполнения работы и её результаты; -умения использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от произведения живописи | 11 ч | |
4 | Художник и музей Музеи в жизни города. Картина - особый мир. Картина-пейзаж. Картина-портрет. Картина-натюрморт. Картины исторические и бытовые. Учимся смотреть картины. Скульптура в музее и на улице. Художественная выставка |
| -умение принимать художественную задачу, инструкцию учителя и ход выполнения работы, предложенный в учебнике, -умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач; -умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий; -стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов; - умение творческого видения с позиций художника, т.е. умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; - умения на первоначальном уровне понимать особенности художественного замысла и его воплощения; -умение вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; -умения обсуждать со сверстниками ход выполнения работы и её результаты; -умения использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от произведения живописи | 8 ч |
Календарно-тематическое планирование
№ урока по плану | Дата по календарю | Дата фактич. проведения | Тема урока | Предметные результаты | Характеристика деятельности обучающихся | Стр.учебника\ тетради |
Искусство в твоём доме (8 часов) | ||||||
1 | Твои игрушки | Выбирать характер линий для изображения того или иного образа. Овладевать на практике основами цветоведения; | Характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материалы, из которых они сделаны. Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления игрушек (украшения). Выявлять в воспринимаемых образцах игрушек работу Мастеров Постройки, Украшения и Изображения, рассказывать о ней. Учиться видеть и объяснять образное содержание конструкции и украшения предмета. Создавать выразительную пластическую форму игрушки и украшать ее, добиваясь целостности цветового решения. | с.3-13 с.3-5 | ||
2 | Твои игрушки | с.14-17 с.6-7 | ||||
3 | Посуда у тебя дома | Использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники. Компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ. | Характеризовать связь между формой, декором посуды (ее художественным образом) и ее назначением. Уметь выделять конструктивный образ (образ формы, постройки) и характер декора, украшения (деятельность каждого из Братьев-Мастеров в процессе создания образа посуды). Овладевать навыками создания выразительной формы посуды и ее декорирования в лепке, а также навыками изображения посудных форм, объединённых общим, образным решением. | с.18-25 с.8-9 | ||
4 | Обои и шторы у тебя дома | Выбирать характер линий для изображения того или иного образа. Овладевать на практике основами цветоведения. | Понимать роль цвета и декора в создании образа комнаты. Рассказывать о роли художника и этапах его работы (постройка, изображение, украшение) при создании обоев и штор. Обретать опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза обоев или штор для комнаты в соответствии с ее функциональным назначением. | с.26-29 с.14-15 | ||
5 | Мамин платок | Использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники. Передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к человеку. Компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ. | Воспринимать и эстетически оценивать разнообразие вариантов росписи ткани на примере платка. Понимать зависимость характера узора, цветового решения платка от того, кому и для чего он предназначен. Знать и объяснять основные варианты композиционного решения росписи платка (с акцентировкой изобразительного мотива в центре, по углам, в виде свободной росписи), а также характер узора (растительный геометрический). Различать постройку (композицию), украшение (характер декора), изображение (стилизацию) в процессе создания образа платка. Обрести опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза росписи платка (фрагмента), выражая его назначение (для мамы, бабушки, сестры; праздничный или повседневный). | с.30-33 с.10-11 | ||
6 | Твои книжки | Использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники. Осознавать роль художника в создании книг. | Понимать роль художника и Братьев-Мастеров в создании книги (многообразие форм книг, обложка, иллюстрации, буквицы и т.д.). Знать и называть отдельные элементы оформления книги (обложка, иллюстрации, буквицы). Узнавать и называть произведения нескольких художников-иллюстраторов детской книги. Создавать проект детской книжки-игрушки. Овладевать навыками коллектив- ной работы. Понимать роль художника и Братьев-Мастеров в создании книги (многообразие форм книг, обложка, иллюстрации, буквицы и т.д.). Знать и называть отдельные элементы оформления книги (обложка, иллюстрации, буквицы). Узнавать и называть произведения нескольких художников-иллюстраторов детской книги. Создавать проект детской книжки-игрушки. Овладевать навыками коллектив- ной работы. | с.34-39 с.16-17 | ||
7 | Открытки | Выбирать характер линий для изображения того или иного образа. Овладевать на практике основами цветоведения. | Понимать и уметь объяснять роль художника и Братьев-Мастеров в создании форм открыток, изображений на них. Создавать открытку к определенному событию или декоративную закладку (работа в технике граттажа, графической монотипии, аппликации или в смешанной технике). Приобретать навыки выполнения лаконичного выразительного изображения | с.40-41 с.12-13 | ||
8 | Труд художника для твоего дома (обобщение темы) | Компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ. Применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основ графической грамоты. | Участвовать в творческой обучающей игре, организованной на уроке, в роли зрителей, художников, экскурсоводов, Братьев-Мастеров. Осознавать важную роль художника, его труда в создании среды жизни человека, предметного мира в каждом доме. Уметь представлять любой предмет с точки зрения участия в его создании волшебных Братьев-Мастеров. Эстетически оценивать работы сверстников | с.43 | ||
Искусство на улицах твоего города (7 ч) | ||||||
9 | Памятники архитектуры | Использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники. Компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ. Применять в художественно—творческой деятельности основы цветоведения, основ графической грамоты. Объяснять значение памятников и архитектурной среды. | Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды. Воспринимать и оценивать эстетические достоинства старинных и современных построек родного города (села). Раскрывать особенности архитектурного образа города. Понимать, что памятники архитектуры — это достояние народа, которое необходимо беречь. Различать в архитектурном образе работу каждого из Братьев-Мастеров. Изображать архитектуру своих родных мест, выстраивая композицию листа, передавая в рисунке неповторимое своеобразие и ритмическую упорядоченность архитектурных форм. | с.45-51 с.18-19 | ||
10 | Парки, скверы, бульвары | Эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории. Объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества. Выражать в изобразительной деятельности своё отношения к архитектурным и историческим ансамблям городов. | Сравнивать и анализировать парки, скверы, бульвары с точки зрения их разного назначения и устроения (парк для отдыха, детская площадка, парк-мемориал и др.). Эстетически воспринимать парк как единый, целостный художественный ансамбль. Создавать образ парка в технике коллажа, гуаши или выстраивая объемно-пространственную композицию из бумаги. Овладевать приемами коллективной творческой работы в процессе создания общего проекта. | с.52-55 с.21 | ||
11 | Ажурные ограды | Выбирать характер линий для изображения того или иного образа | Воспринимать, сравнивать, давать эстетическую оценку чугунным оградам в Санкт-Петербурге и Москве, в родном городе, отмечая их роль в украшении города. Сравнивать между собой ажурные ограды и другие объекты (деревянные наличники, ворота с резьбой, дымники и т.д.), выявляя в них общее и особенное. Различать деятельность Братьев-Мастеров при создании ажурных оград. Фантазировать, создавать проект (эскиз) ажурной решетки. Использовать ажурную решетку в общей композиции с изображением парка или сквера. | с.56-59 с.20 | ||
12 | Волшебные фонари | Выбирать характер линий для изображения того или иного образа. Овладевать на практике основами цветоведения. Создавать графическими средствами выразительные образы. | Воспринимать, сравнивать, анализировать старинные фонари Москвы, Санкт-Петербурга и других городов, отмечать особенности формы и украшений. Различать фонари разного эмоционального звучания. Уметь объяснять роль художника и Братьев-Мастеров при создании нарядных обликов фонарей. Изображать необычные фонари, используя графические средства или создавать необычные конструктивные формы фонарей, осваивая приемы работы с бумагой (скручивание, закручивание, склеивание). | с.60-63 с.22 | ||
13 | Витрины | Использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники. Передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к человеку, обществу. Компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ | Понимать работу художника и Братьев-Мастеров по созданию витрины как украшения улицы города и своеобразной рекламы товара. Уметь объяснять связь художественного оформления витрины с профилем магазина. Фантазировать, создавать творческий проект оформления витрины магазина. Овладевать композиционными и оформительскими навыками в процессе создания образа витрины. | с.64-67 с.23 | ||
14 | Удивительный транспорт | Применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основ графической грамоты | Уметь видеть образ в облике машины. Характеризовать, сравнивать, обсуждать разные формы автомобилей и их украшение. Видеть, сопоставлять и объяснять связь природных форм с инженерными конструкциями и образным решением различных видов транспорта. Фантазировать, создавать образы фантастических машин. Обрести новые навыки в коструировании из бумаги. | с.68-71 с.24-25 | ||
15 | Труд художника на улицах твоего города (села) (обобщение темы) | Характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны. Эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории. Объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества. Выражать в изобразительной деятельности своё отношения к архитектурным и историческим ансамблям городов. | Осознавать и уметь объяснять важную и всем очень нужную работу художника и Мастеров Постройки, Украшения и Изображения в создании облика города. Создавать из отдельных детских работ, выполненных в течение четверти, коллективную композицию. Овладевать приемами коллективной творческой деятельности. Участвовать в занимательной образовательной игре в качестве экскурсоводов | с.72-73 с.26-27 | ||
Художник и зрелище (11 ч) | ||||||
16 | Художник в цирке | Создавать графическими средствами выразительные образы природы, человека, животного. Использовать пропорциональные соотношения лица, фигуры человека при создании детского портрета | Понимать и объяснять важную роль художника в цирке (создание красочных декораций, костюмов, циркового реквизита и т.д.). Придумывать и создавать красочные выразительные рисунки или аппликации на тему циркового представления, передавая в них движение, характеры, взаимоотношения между персонажами. Учиться изображать яркое, веселое, подвижное. | с.75-79 с.28 | ||
17 | Художник в цирке. Жонглёр. | с.80-83 с.29 | ||||
18 | Художник в театре | Использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники. Передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к человеку, обществу | Сравнивать объекты, элементы театрально-сценического мира, видеть в них интересные выразительные решения, превращения простых материалов в яркие образы. Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании спектакля. Создавать «Театр на столе» — картонный макет с объемными (лепными, конструктивными) или плоскостными (расписными) декорациями и бумажными фигурками персонажей сказки для игры в спектакль. Овладевать навыками создания объемно-пространственной композиции. | с.84-87 с.30 | ||
19 | Художник в театре. Перчаточные куклы | с.88-91 с.31 | ||||
20 | Театр кукол | Передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу. Компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ. Применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основ графической грамоты. | Иметь представление о разных видах кукол (перчаточные, тростевые, марионетки) и их истории, о кукольном театре в наши дни. Придумывать и создавать выразительную куклу (характерную головку куклы, характерные детали костюма, соответствующие сказочному персонажу); применять для работы пластилин, бумагу, нитки, ножницы, куски ткани. Использовать куклу для игры в кукольный спектакль. | с.92-93 | ||
21 | Маски грустные и весёлые | Отмечать характер, настроение, выраженные в маске, а также выразительность формы и декора, созвучные образу. Объяснять роль маски в театре и на празднике. Конструировать выразительные и острохарактерные маски к театральному представлению или празднику. | с.94-95 с.32 | |||
22 | Маски сказочных героев | с.96-97 с.33 | ||||
23 | Афиша и плакат | Воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства. Передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу. | Иметь представление о назначении театральной афиши, плаката (привлекает внимание, сообщает название, лаконично рассказывает о самом спектакле). Уметь видеть и определять в афишах-плакатах изображение, украшение и постройку. Иметь творческий опыт создания эскиза афиши к спектаклю или цирковому представлению; добиваться образного единства изображения и текста. Осваивать навыки лаконичного, декоративно-обобщенного изображения (в процессе создания афиши или плаката). | с.98-99 с.34 | ||
24 | Афиша и плакат | с.99-100 с.35 | ||||
25 | Праздник в городе | Эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории. Выражать в изобразительной деятельности своё отношения к архитектурным и историческим ансамблям города. | Объяснять работу художника по созданию облика праздничного города. Фантазировать о том, как можно украсить город к празднику Победы (9 Мая), Нового года или на Масленицу, сделав его нарядным, красочным, необычным. Создавать в рисунке проект оформления праздника. | с.102-103 с.36 | ||
26 | Школьный карнавал (обобщение темы) | Эстетически оценивать явления природы, события окружающего мира. Использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники. | Понимать роль праздничного оформления для организации праздника. Придумывать и создавать оформление к школьным и домашним праздникам. Участвовать в театрализованном представлении или веселом карнавале. Овладевать навыками коллективного художественного творчества. | с.104-105 с.37 | ||
Художник и музей (8 ч) | ||||||
27 | Музей в жизни города | Различать виды художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства). Называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона | Понимать и объяснять роль художественного музея, учиться понимать, что великие произведения искусства являются национальным достоянием. Иметь представление и называть самые значительные музеи искусств России — Государственную Третьяковскую галерею, Государственный русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Иметь представление о самых разных видах музеев и роли художника в создании их экспозиций. | с.107-113 с.38 | ||
28 | Картина — особый мир. Картина-пейзаж | Различать виды художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства). Эстетически оценивать явления природы, события окружающего мира. Узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства. | Иметь представление, что картина — это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями. Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства. Рассматривать и сравнивать картины-пейзажи, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и т.д.). Знать имена крупнейших русских художников-пейзажистов. Изображать пейзаж по представлению с ярко выраженным настроением. Выражать настроение в пейзаже цветом. | с.114-119 с.39 | ||
29 | Картина-портрет | Узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства. Использовать пропорциональные соотношения лица, фигуры человека при создании детского портрета. | Иметь представление об изобразительном жанре — портрете и нескольких известных картинах-портретах. Рассказывать об изображенном на портрете человеке (какой он, каков его внутренний мир, особенности его характера). Создавать портрет кого-либо из дорогих, хорошо знакомых людей (родители, одноклассник, автопортрет) по представлению, используя выразительные возможности цвета. | с.120-123 с.40 | ||
30 | Портрет любимого книжного героя | с.124-125 с.41 | ||||
31 | Картина-натюрморт | Компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ. Применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основ графической грамоты. | Воспринимать картину-натюрморт как своеобразный рассказ о человеке — хозяине вещей, о времени, в котором он живет, его интересах. Понимать, что в натюрморте важную роль играет настроение, которое художник передает цветом. Изображать натюрморт по представлению с ярко выраженным настроением (радостное, праздничное, грустное и т.д.). Развивать живописные и композиционные навыки. Знать имена нескольких художников, работавших в жанре натюрморта. | с.126-129 с.42-45 | ||
32 | Картины исторические и бытовые | Различать виды художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства). Эстетически оценивать явления природы, события окружающего мира. Узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства. Знать названия ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона. Использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники. | Иметь представление о картинах исторического и бытового жанра. Рассказывать, рассуждать о наиболее понравившихся (любимых) картинах, об их сюжете и настроении. Развивать композиционные навыки. Изображать сцену из своей повседневной жизни (дома, в школе, на улице и т.д.), выстраивая сюжетную композицию. Осваивать навыки изображения в смешанной технике (рисунок восковыми мелками и акварель). | с.130-131 | ||
33 | Скульптура в музее и на улице | Рассуждать, эстетически относиться к произведению скульптуры, объяснять значение окружающего пространства для восприятия скульптуры. Объяснять роль скульптурных памятников. Называть несколько знакомых памятников и их авторов, уметь рассуждать о созданных образах. Называть виды скульптуры (скульптура в музеях, скульптурные памятники, парковая скульптура), материалы, которыми работает скульптор. Лепить фигуру человека или животного, передавая выразительную пластику движения. | с.132-137 | |||
34 | Художественная выставка (обобщение темы) | Приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека | Участвовать в организации выставки детского художественного творчества, проявлять творческую активность. Проводить экскурсии по выставке детских работ. Понимать роль художника в жизни каждого человека и рассказывать о ней. | с.138-141 с.46-47 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»
Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...
Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского
Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....
Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)
Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...
Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс. Учебник "Изобразительное искусство". Авторы: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Образовательная программа "Перспектива".
Количество учебных часов за год 31 час, в неделю: 1 час ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» основное общее образование 5 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Д...