Рабочая программа по предмету "Искусство" (изо) 4 класс
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме
Рабочая программа по предмету "Искусство" (изо) в соответствии ФГОС Программа "Школа России" 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_izo_4_klass_2012-2013.docx | 31.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по предмету «Искусство» (изо)
4 класс 2012-2013
Пояснительная записка
На основе примерной программы начального общего образования, авторской программы для общеобразовательной школы «Изобразительное искусство и художественный труд, 1 – 9 классы», созданной под руководством Б.М. Неменского, утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
«Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, декоративно-прикладное искусство, архитектуру, дизайн, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами и их конкретными связями с жизнью общества и человека.
Одна из основных идей программы — «От родного порога — в мир культуры Земли», т. е. вначале должно быть приобщение к культуре своего народа.
Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса разработана на основе культуре своей малой родины,— без этого нет пути к общечеловеческой культуре.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивной, изобразительной, декоративной.
Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные — живопись, графика, скульптура; конструктивные — архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства.
Выделение принципа художественной деятельности акцентирует перенос внимания не только на произведение искусства, но и на деятельность человека, на выявление его связей с искусством в процессе ежедневной жизни. Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень программы.
Программа построена так, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала.
В процессе обучения изобразительному искусству в начальной школе реализуются
следующие цели и задачи:
- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
- овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Общая характеристика курса
Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Обучающиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.
Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности обучающихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Необходимо иметь в виду, что, представленные в начальной школе в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения, Постройки, эти три вида художественной деятельности должны сопутствовать учащимся все годы обучения. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, а затем более глубоко осознавать искусство.
Результаты изучения курса
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
учащихся к концу 4 класса
Учащиеся должны знать:
- отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего;
- особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;
- закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции;
- различные приемы работы карандашом, акварелью, гуашью;
- знать деление изобразительного искусства на жанры, понимать специфику их изобразительного языка;
- роль изобразительного искусства в духовной жизни человека, обогащение его переживаниями и опытом предыдущих поколений.
Учащиеся должны уметь:
- видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунках;
- выбирать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу (предварительные наблюдения, наброски и зарисовки, эскизы), с помощью изобразительных средств выражать свое отношение к персонажам изображаемого сюжета;
- анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения, цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные особенности одного предмета с особенностями другого;
- пользоваться элементами перспективы, светотени, композиции и т. д. в рисовании на темы и с натуры;
- передавать тоном и цветом объем и пространство в натюрморте, пейзаже, портрете;
применять в рисунке выразительные средства (эффекты освещения, композиции, штриховки, разные приемы работы акварелью, гуашью), добиваться образной передачи действительности.
Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен знать (понимать):
• основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
• известные центры народных художественных ремесел России;
• ведущие художественные музеи России.
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен уметь:
• различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
• узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
• сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);
• использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
• применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям литературы и музыки.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• самостоятельной творческой деятельности;
• обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
• оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества.
В конце 4 класса учащиеся должны:
• усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов:
• приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн декоративно-прикладные и народные виды искусства;
• развивать по возможности свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;
• развивать фантазию воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;
• приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений;
• освоить выразительные возможности художественных материалов: гуашь, акварель, мелки, карандаш, пластилин, бумага для конструирования;
• приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства, начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли, то есть значение в жизни человека и общества;
• приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;
• приобрести знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в создании среды жизни и предметного мира;
• сформировать представления и деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства (в театре и кино);
• научиться анализировать произведения искусства, обрести знание конкретных произведений выдающихся художников в различных видах искусства; научиться активно использовать художественные термины и понятия;
• овладеть опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобрести навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема раздела урока | Кол-во часов | Тип/форма урока | Планируемые результаты обучения | Виды и формы контроля | Дата проведения (план) | Примечание | |
Освоение предметных знаний | УУД | |||||||
Раздел 1. Истоки родного искусства-11 часов. | ||||||||
1 | Рисование по памяти. Вспомним лето | 1 | Комбинированный | Умение подбирать необходимые краски для передачи настроения. Передать характерные черты и красоту разных времён года. Уметь работать в коллективе. Освоить выразительные возможности художественных материалов. Приобрести первичные навыки изображения предметного мира. Сформировать представление о деятельности художника в различных зрелищных видах искусств. Приобрести навыки восприятия художественных произведений . | Осуществлять анализ объекта. | текущий | 06.09.2012 | |
2 | Бумажная пластика. Пейзаж | 1 | Урок-практика | Строить речевые высказывания в устной форме, допускать существование разных точек зрения. Развивать наблюдательные и познавательные способности .Развивать фантазию и воображение. | текущий | 13.09.2012 | ||
3 | Гармония в природе | 1 | Урок - практика | Умение передавать пространство на плоскости, в объёме. | текущий | 20.09.2012 | ||
4 | Деревня. Деревянный мир. Карандаш | 1 | Комбинированный | Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении практических работ. Анализировать образец, определить материалы, контролировать и корректировать свою работу | текущий | 27.09.2012 | ||
5 | Деревянный мир. Акварель | 1 | Комбинированный | текущий | 04.10.2012 | |||
6-7 | Образ русского человека | 2 | Комбинированный | текущий | 11.10.2012 18.10.2012 | |||
8 | Воспевание труда в искусстве | 1 | Комбинированный | Умение изображать настроение в природе, в образе человека, Использование декоративных материалов. | текущий | 25.10.2012 | ||
9 | Народные праздники | 1 | Комбинированный | текущий | 01.11.2012 | |||
10-11 | Ярмарка. Карандаш. Акварель | 2 | Комбинированный | текущий | 15.11.2012 22.11.2012 | |||
Раздел 2 | Древние города нашей земли – 8часов | |||||||
12 | Древнерусский город-крепость | 1 | Комбинированный | Дать представление о древних городах, воинах и древней архитектуре. | Осуществлять информационный и практический поиск в открытии новых знаний. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении. | текущий | 29.11.2012 | |
13 | Древние соборы | 1 | Комбинированный | Познакомить с бытом народов древней Руси. | текущий | 06.12.2012 | ||
14 | Древние русские воины | 1 | Комбинированный | Оценить в произведениях образ матери и стариков. Показать характер воинов и защитников на художественных произведениях. Уметь оценивать героев | текущий | 13.12.2012 | ||
15 | Декоративное рисование. Узорчатые терема. | 1 | Комбинированный | Познакомить с искусством разных народов, их бытом, архитектурой, костюмами и природой | текущий | 20.12.2012 | ||
16-17 | Рисование по представлению. Новый год | 2 | Комбинированный | Приобрести первичные навыки художественной работы в живописи, графике, скульптуре, дизайне. | текущий | 27.12.2012 10.01.2013 | ||
18 | Рисование по представлению. Рыцари и замки | 1 | Комбинированный | Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении. | текущий | 18.01.2013 | ||
19 | Рисование по памяти. Города Русской земли | 1 | Комбинированный | текущий | 24.01.2013 | |||
Раздел 3 | Каждый народ – художник-11 часов | |||||||
20 | Рисование по представлению. Образ японских построек | 1 | Комбинированный | Строить речевые высказывания в устной форме, допускать существование разных точек зрения. Развивать наблюдательные и познавательные способности | текущий | 31.01.2013 | ||
21 | Тематическое рисование. Красота японской природы | 1 | Комбинированный | Умение подбирать необходимые краски для передачи настроения. | текущий | 07.02.2013 | ||
22 | Искусство народов гор и степей | 1 | Комбинированный | Использование декоративных материалов. | текущий | 14.02.2013 | ||
23 | Открытка к 23 февраля | 1 | Комбинированный | текущий | 21.02.2013 | |||
24 | Рисование по памяти. Древнегреческий человек | 1 | Комбинированный | текущий | 28.02.2013 | |||
25 | Древнегреческая архитектура | 1 | Комбинированный | текущий | 07.03.2013 | |||
26 | Олимпийские игры | 1 | Комбинированный | текущий | 14.03.2013 | |||
27 | Образ готических городов средневековой Европы | 1 | Комбинированный | текущий | 21.03.2013 | |||
Раздел 4 | Искусство объединяет народы | |||||||
28 | Многообразие художественных культур в мире. Каждый народ -художник | 1 | Комбинированный | Строить речевые высказывания в устной форме, | текущий | 04.04.2013 | ||
29 | Все народы воспевают материнство. Портрет женщины | 1 | Комбинированный | Показать в работах художников образ матери и стариков. | текущий | 11.04.2013 | ||
30 | Все народы воспевают мудрость старости. Портрет старика | 1 | Комбинированный | Осуществлять информационный и практический поиск в открытии новых знаний. | текущий | 18.04.2013 | ||
31 | Сопереживание - великая тема искусства | 1 | Комбинированный | текущий | 25.04.2013 | |||
32 | Герои, борцы и защитники | 1 | Комбинированный | Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении практических работ. | текущий | 16.05.2013 | ||
33 | Юность и надежды | 1 | Обобщение | 23.05.2013 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).
Библиографический список Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...
Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)
Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....