Рабочая программа по предмету "Искусство" (изо) 4 класс
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме

Тарасова Людмила Алексеевна

Рабочая программа по предмету "Искусство" (изо) в соответствии ФГОС     Программа "Школа России" 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_izo_4_klass_2012-2013.docx31.63 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по предмету «Искусство» (изо)

4 класс 2012-2013

Пояснительная записка

                                                                         

На основе примерной программы начального общего образования, авторской программы для общеобразовательной школы «Изобразительное искусство и художественный труд, 1 – 9 классы», созданной под руководством Б.М. Неменского, утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

 «Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, декоративно-прикладное искусство, архитектуру, дизайн, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами и их конкретными связями с жизнью общества и человека.

Одна из основных идей программы — «От родного порога — в мир культуры Земли», т. е. вначале должно быть приобщение к культуре своего народа.

        Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса разработана на основе культуре своей малой родины,— без этого нет пути к общечеловеческой культуре.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивной, изобразительной, декоративной.

Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные — живопись, графика, скульптура; конструктивные — архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства.

Выделение принципа художественной деятельности акцентирует перенос внимания не только на произведение искусства, но и на деятельность человека, на выявление его связей с искусством в процессе ежедневной жизни. Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень программы.

Программа построена так, чтобы дать школьникам  представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала.

В процессе обучения изобразительному искусству  в начальной школе реализуются

следующие цели и задачи:

  1. развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
  2. освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
  3. овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
  4. воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Общая характеристика курса

Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Обучающиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Это  дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.

Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности обучающихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Необходимо иметь в виду, что, представленные в начальной школе в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения, Постройки, эти три вида художественной деятельности должны сопутствовать учащимся все годы обучения. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, а затем более глубоко осознавать искусство.

Результаты изучения курса

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

учащихся к концу 4 класса

Учащиеся должны знать:

- отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего;

- особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;

- закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции;

- различные приемы работы карандашом, акварелью, гуашью;

- знать деление изобразительного искусства на жанры, понимать специфику их изобразительного языка;

- роль изобразительного искусства в духовной жизни человека, обогащение его переживаниями и опытом предыдущих поколений.

Учащиеся должны уметь:

- видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунках;

- выбирать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу (предварительные наблюдения, наброски и зарисовки, эскизы), с помощью изобразительных средств выражать свое отношение к персонажам изображаемого сюжета;

- анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения, цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные особенности одного предмета с особенностями другого;

- пользоваться элементами перспективы, светотени, композиции и т. д. в рисовании на темы и с натуры;

- передавать тоном и цветом объем и пространство в натюрморте, пейзаже, портрете;

применять в рисунке выразительные средства (эффекты освещения, композиции, штриховки, разные приемы работы акварелью, гуашью), добиваться образной передачи действительности.

Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен знать (понимать):

 основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;

 известные центры народных художественных ремесел России;

 ведущие художественные музеи России.

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен уметь:

• различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;

 сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);

 использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);

применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям литературы и музыки.

        Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• самостоятельной творческой деятельности;

• обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

• оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества.

В конце 4 класса учащиеся должны:

• усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов:  

• приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн декоративно-прикладные и народные виды искусства;

• развивать по возможности свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;

• развивать фантазию воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;

•  приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений;

• освоить выразительные возможности художественных материалов: гуашь, акварель, мелки, карандаш, пластилин, бумага для конструирования;

• приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства, начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли, то есть значение в жизни человека и общества;

• приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой  художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;

• приобрести знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в создании среды жизни и предметного мира;

• сформировать представления и деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства (в театре и кино);

• научиться анализировать произведения искусства, обрести знание конкретных произведений выдающихся художников в различных видах искусства; научиться активно использовать художественные термины и понятия;

• овладеть опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобрести навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности.    

Календарно-тематическое планирование

№  урока

Тема раздела урока

Кол-во часов

Тип/форма урока

Планируемые результаты обучения

Виды и формы контроля

Дата проведения

(план)

Примечание

Освоение предметных знаний

УУД

Раздел 1. Истоки  родного искусства-11 часов.

1

Рисование по памяти. Вспомним лето

1

Комбинированный

Умение подбирать необходимые краски для передачи настроения. Передать характерные черты и красоту разных времён года. Уметь работать в коллективе. Освоить выразительные возможности художественных материалов. Приобрести первичные навыки изображения предметного мира. Сформировать представление о деятельности художника в различных зрелищных  видах искусств. Приобрести навыки  восприятия художественных произведений  .

Осуществлять анализ объекта.

текущий

06.09.2012

2

Бумажная пластика. Пейзаж

1

Урок-практика

Строить  речевые высказывания в устной форме, допускать существование разных точек зрения. Развивать наблюдательные и познавательные способности .Развивать фантазию и  воображение.

текущий

13.09.2012

3

Гармония в природе

1

Урок - практика

Умение передавать пространство на плоскости, в объёме.

текущий

20.09.2012

 4

Деревня. Деревянный мир. Карандаш

1

Комбинированный

Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении практических работ.  Анализировать  образец,  определить материалы, контролировать и  корректировать свою работу

текущий

27.09.2012

5

Деревянный мир. Акварель

1

Комбинированный

текущий

04.10.2012

6-7

Образ русского человека

2

Комбинированный

текущий

11.10.2012

18.10.2012

8

Воспевание труда в искусстве

1

Комбинированный

Умение изображать настроение

в природе, в образе человека, Использование декоративных  материалов.

текущий

25.10.2012

9

Народные праздники

1

Комбинированный

текущий

01.11.2012

10-11

Ярмарка. Карандаш. Акварель

2

Комбинированный

текущий

15.11.2012

22.11.2012

Раздел 2

Древние города нашей земли – 8часов

12

Древнерусский город-крепость

1

Комбинированный

Дать представление о древних городах, воинах и древней архитектуре.

Осуществлять информационный и практический поиск в открытии новых знаний. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении.

текущий

29.11.2012

13

Древние соборы

1

Комбинированный

Познакомить с бытом народов древней Руси.

текущий

06.12.2012

14

Древние русские воины

1

Комбинированный

Оценить в произведениях образ матери и стариков. Показать характер воинов и защитников на художественных произведениях. Уметь оценивать героев

текущий

13.12.2012

15

Декоративное рисование. Узорчатые терема.

1

Комбинированный

Познакомить с  искусством разных народов, их  бытом, архитектурой, костюмами и природой

текущий

20.12.2012

16-17

Рисование по представлению.  Новый год

2

Комбинированный

Приобрести первичные навыки художественной работы в живописи, графике, скульптуре, дизайне.

текущий

27.12.2012

10.01.2013

18

Рисование по представлению. Рыцари и замки

1

Комбинированный

Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении.

текущий

18.01.2013

19

Рисование по памяти. Города  Русской земли

1

Комбинированный

текущий

24.01.2013

Раздел 3

Каждый народ – художник-11 часов

20

Рисование по представлению. Образ японских построек

1

Комбинированный

Строить  речевые высказывания в устной форме, допускать существование разных точек зрения. Развивать наблюдательные и познавательные способности

текущий

31.01.2013

21

Тематическое рисование. Красота японской природы

1

Комбинированный

Умение подбирать необходимые краски для передачи настроения.

текущий

07.02.2013

22

Искусство народов  гор и степей

1

Комбинированный

Использование декоративных  материалов.

текущий

14.02.2013

23

Открытка к 23 февраля

1

Комбинированный

текущий

21.02.2013

24

Рисование по памяти. Древнегреческий человек

1

Комбинированный

текущий

28.02.2013

25

Древнегреческая архитектура

1

Комбинированный

текущий

07.03.2013

26

Олимпийские игры

1

Комбинированный

текущий

14.03.2013

27

Образ готических городов средневековой  Европы

1

Комбинированный

текущий

21.03.2013

Раздел 4

Искусство объединяет народы

28

Многообразие художественных культур в мире. Каждый народ -художник

1

Комбинированный

Строить  речевые высказывания в устной форме,

текущий

04.04.2013

29

Все народы воспевают материнство. Портрет женщины

1

Комбинированный

Показать в работах художников образ матери и стариков.

текущий

11.04.2013

30

Все народы воспевают мудрость старости. Портрет старика

1

Комбинированный

Осуществлять информационный и практический поиск в открытии новых знаний.

текущий

18.04.2013

31

Сопереживание - великая тема искусства

1

Комбинированный

текущий

25.04.2013

32

Герои, борцы и  защитники

1

Комбинированный

Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении практических работ.  

текущий

16.05.2013

33

Юность и надежды

1

Обобщение

23.05.2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)

Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...

Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....