рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме

Галиева Гульнара Анасовна

рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvernutyy_tematicheskiy_plan_4_klass_izo.docx45.54 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Рабочая программа  по изобразительному искусству разработана на основе:

  1. Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г.);
  2. примерной программы для начальной школы;
  3. авторской программы для общеобразовательной школы «Изобразительное искусство и художественный труд, 1–9 классы», созданной под руководством Б. М. Неменского, 2007 год
  4. учебного плана МБОУ «СОШ с. Тумутук» Азнакаевского муниципального района РТ на 2012-2013 учебный год.

 Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.

Цели обучения:

  1. развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
  2. освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
  3. овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
  4. воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Задачи обучения:

  1. совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
  2. развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура);
  3. формирование навыков работы с различными художественными материалами.

Целью художественного воспитания и обучения в 4 классе является формирование представления о многообразии культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека.  

Рабочая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала.

Приобщаясь через уподобление сотворчества и восприятия к истокам культуры своего народа или других народов Земли, обучающиеся начинают ощущать себя участниками развития человечества, открывают себе путь к дальнейшему расширению восприимчивости богатства человеческой культуры.

Многообразие представлений различных народов о красоте раскрывается в процессе сравнения родной природы, труда, архитектуры, красоты человека с культурой других народов.

Темы раскрывают богатство и разнообразие представлений народов о красоте явлений жизни. Здесь все – и понимание природы, и связь с ней построек, и одежда, и праздники – разное. Обучающиеся должны осознать: прекрасно именно то, что человечество столь богато разнообразными художественными культурами и что они не случайно разные.    

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

        Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – проводятся экскурсии в краеведческие музеи; используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.          

        

Учебно -тематическое планирование

по  изобразительному искусству

Класс: 4

Учитель: Галиева Гульнара Анасовна

Количество часов:

Всего:  34 ч;   в неделю : 1 ч.

Планирование составлено на основе: 

      - Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г.);

      - Примерной программы начального общего  образования;

                 - авторской программы для общеобразовательной школы «Изобразительное искусство и художественный труд, 1–9 классы», созданной под руководством Б. М. Неменского, Москва, Просвещение, 2007 год

      - учебного плана МБОУ «СОШ с. Тумутук» Азнакаевского муниципального района РТ на 2012-2013 учебный год  

Содержание программы

КАЖДЫЙ НАРОД - ХУДОЖНИК. ИСТОКИ РОДНОГО ИСКУССТВА (8 часов)

Пейзаж родной земли.

Гармония жилья и природы.

Деревня -деревянный мир.

Образ красоты человека.

Народные праздники. 

ДРЕВНИЕ ГОРОДА НАШЕЙ ЗЕМЛИ (7 часов)

Древнерусский город-крепость.

Древние соборы.

Древний город и его жители.

Древнерусские воины-защитники.

Города Русской земли.

Узорочье теремов.

Праздничный пир в теремных палатах.

КАЖДЫЙ НАРОД - ХУДОЖНИК (11часов)

Страна восходящего солнца (Япония).

Украшения и постройки в искусстве Японии

Образ художественной культуры Японии

Искусство народов гор и степей

Образ художественной культуры Средней Азии

Образ художественной культуры Древней Греции.

Образ художественной культуры средневековой Западной Европы.

Многообразие художественных культур в мире (Обобщение темы)

ИСКУССТВО ОБЪЕДИНЯЕТ НАРОДЫ (8 часов)

Все народы воспевают материнство.

Все народы воспевают мудрость старости.

Сопереживание - великая тема искусства.

Герои, борцы и защитники.

Юность и надежды.

Искусство народов мира. Обобщение

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 4 класса

  1. усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;
  2. приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, начала архитектуры, декоративно-прикладные и народные формы искусства;
  3. развить по возможности свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;
  4. развить фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;
  5. освоить выразительные возможности художественных материалов: гуашь, акварель, пастель и мелки, уголь, карандаш, пластилин, бумага для конструирования;
  6. приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства, начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли, т. е. значение в жизни человека и общества;
  7. научиться анализировать произведения искусства, обрести знание конкретных произведений выдающихся художников в различных видах искусства; научиться активно, использовать художественные термины и понятия;
  8. овладеть опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобрести навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности;

Критерии и нормы оценок

Этапы оценивания детского рисунка:

  1. как решена композиция: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выдержана общая идея и содержание;
  2. характер формы предметов: степень сходства  изображения с предметами реальной действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное;
  3. качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой;
  4. владение техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в построении изображения, какова выразительность линии, штриха, мазка;
  5. общее впечатление от работы. Возможности ученика, его успехи, его вкус.

Критерии оценивания знаний и умений

Оценка «5» - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна интересна.

Оценка «4»- поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.

Оценка «3»- поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки.

Оценка «2»- поставленные задачи не выполнены

Календарно-тематический план

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания

Планируемые результаты

дата

По плану

Факт.

Р а з д е л 1. КАЖДЫЙ НАРОД - ХУДОЖНИК. ИСТОКИ РОДНОГО ИСКУССТВА (8 часов)

1

Пейзаж родной земли.

1

Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира, отражение в произведениях отношения к природе. Характерные черты родного пейзажа, образ русской избы, знакомство с произведениями выдающихся художников И.И.Шишкина,И.И.Левитана

Знать устройство русской избы, украшение избы.

Уметь создать образ избы (коллективная работа)

5.09

2

Гармония жилья и природы

1

12.09

3

Деревня-деревянный мир

1

19.09

4

Образ красоты человека.

1

Отражение патриотической темы в произведениях отечественных художников, представление

о красоте русского человека, традиционной народной одежде. создать женский, мужской, народный образ, изображение по памяти  Репродукции Венецианова, Васнецова, Серова, Врубеля

Знать характер сельского труда, образы, связанные с ним, роль головного убора, украшения в народном костюме.

Уметь изобразить сцену труда в крестьянской жизни

26.09

5

Образ мужчины

1

3.10

6

Русская красавица

1

10.10

7

Народные праздники.

1

Представление

о своеобразии русской природы, деревенской местности, ее жителях, специфике их труда использовать художественные материалы (гуашь, акварель), взаимосвязь изобразительного искусства с музыкой, выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства  Репродукции Кустодиева, Юона

Знать календарные праздники, способ работы с композицией

Уметь применять выразительные средства для реализации своего замысла в рисунке

17.10

8

Народные праздники.

Панно «Праздник»

1

24.10

Р а з д е л 2. ДРЕВНИЕ ГОРОДА НАШЕЙ ЗЕМЛИ (7 часов)

9

Древнерусский город-крепость.

1

Понятие вертикаль, горизонталь, знакомство с произведениями выдающихся художников: В.М.Васнецов

Знать как выбиралось место для постройки крепостной стены, башни, ворот. Уметь изобразить крепостные башни, ворота

31.10

10

Древние соборы.

1

Передача настроения в творческой работе, создание моделей предметов бытового окружения человека, овладение навыками бумагопластики

Знать конструкцию, символику частей храма, украшения храма. Уметь выполнять групповую работу по постройке храма (бумаго-пластика)

14.11

11

Древний город и его жители.

1

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в художественном изделии. Строение и организация внутреннего пространства Кремля.

Уметь моделировать жилое наполнение города

Знать строение и конструктивные особенности кремля, торгового посада.

Уметь завершить коллективную работу по созданию макета древнего города с его жителями

21.11

12

Древнерусские воины-защитники.

1

Ознакомление с жизнью князя и его людей, как одевались. Уметь изобразить древнерусских воинов Знакомство с произведениями выдающихся художников

Знать различия в жизни князя с дружиной и торгового люда. Уметь изобразить князя, торговый люд

28.11

13

Города Русской земли.

1

Передача настроения в творческой работе старинных русских городов: Москва, Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов Великий. отличать эти города

Знать конкретный образ и облик каждого из этих городов.

Уметь изобразить живописно или графически древнерусский город

5.12

14

Узорочье теремов.

1

Выбор и  применение  выразительных средств для реализации собственного замысла в аппликации; передача настроения в творческой работе.

Знать стилистическое единство архитектуры и костюмов людей. Уметь создать коллективное аппликационное панно «Княжеский пир»

12.12

15

Праздничный пир в теремных палатах.

1

19.12

Р а з д е л 3. КАЖДЫЙ НАРОД - ХУДОЖНИК (11часов)

16

Страна восходящего солнца (Япония).

 

1

Образное содержание искусства, отражение в произведениях отношения к природе, особенности легких конструкций, построек в Японии. 

 

Знать особенности японской культуры: графичность, хрупкость.

Уметь изобразить природу через детали (ветка, трава)

26.12

17

Украшения и постройки в искусстве Японии

1

16.01

18

Образ художественной культуры Японии

1

23.01

19

Искусство народов гор и степей

1

30.01

20

Образ художественной культуры Средней Азии

1

 Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции. Значение искусства Древней Греции, образ греческой природы, Акрополь

Знать значение искусства Древней Греции, образ греческой природы, Акрополь

Знать конструктивность в греческом понимании красоты мира

6.02

21

Образ художественной культуры Древней Греции.

1

13.02

22

Панно «Древнегреческий праздник»

1

Олимпийские спортсмены Древней Греции. Использование в коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: гуашь, акварель, карандаш

Уметь изобразить олимпийских спортсменов, работать над панно в группе

20.02

23

Образ художественной культуры средневековой Западной Европы. Готические города

1

Образ готических городов средневековой Европы, готические витражи

Знать сословное разделение людей, средневековые готические костюмы (вертикальные линии, удлиненные пропорции). Уметь конструировать объемные формы, усложняя их декоративными деталями

27.02

24

Средневековые готические костюмы

1

Представление о роли изобразительных искусств, основы изобразительного языка

6.03

25

Панно  «Праздник на городской площади»

1

13.03

26

Многообразие художественных культур в мире (Обобщение темы)

1

Общее представление об образах городов разных стран, их жителях (в разные столетия).

Уметь отличать образы городов, анализировать эти отличия

20.03

Р а з д е л 4. ИСКУССТВО ОБЪЕДИНЯЕТ НАРОДЫ (8 часов)

27

Все народы воспевают материнство.

1

Взаимосвязь изобразительного искусства с музыкой, литературой, передача настроения в творческой работе ( в живописи)

Знать, как в разные времена разные народы воспевали материнство. Уметь изобразить мать и дитя( по представлению)  

Уметь самостоятельно изобразить маму (живописно)

3.04

28

Моя мама

1

10.04

29

Все народы воспевают мудрость старости.

1

Знакомство с отдельными произведениями выдающихся зарубежных художников: Леонардо да Винчи, Рембрандт  ван Рейн. Красота - это эстетическая и духовная категория; лучшие черты характера бабушки, дедушки.

Знать, что красота старости - в мудрости. Уметь изобразить любимого пожилого человека

17.04

30

Сопереживание - великая тема искусства. Больное животное

1

Взаимосвязь изобразительного искусства с литературой, особенности художественного творчества: художник и зритель, иметь представление, что искусство способно выражать человеческую скорбь, отчаяние и т. п., что унижение, угнетение человека следует понимать как нарушение гармонии и красоты жизни человека

Знать, что героическая

тема в искусстве важна

и занимает большое

место.

Уметь изобразить рисунок с драматическим сюжетом

22.04

31

Сопереживание - великая тема искусства. Погибшее дерево

1

24.04

32

Герои, борцы и защитники

1

Отражение патриотической темы в произведениях отечественных художников, знакомство с художественными музеями России и героями Сталинградской битвы

Знать основные памятные события, связанные со Сталинградской битвой.

Уметь выполнить памятник в технике аппликации

8.05

33

Юность и надежды.

1

Восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Знание о воплощении темы детства и юности в искусстве всех народов

Знать основные сюжеты и темы детства, юности. Уметь выполнить коллективный коллаж, самостоятельно подобрать его сюжет, построить композицию

15.05

34

Искусство народов мира. Обобщение

1

22.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Программа разработана на основе государственной  образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...

Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского

Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....

Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)

Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...

Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...

Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...