рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме
рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvernutyy_tematicheskiy_plan_4_klass_izo.docx | 45.54 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе:
- Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г.);
- примерной программы для начальной школы;
- авторской программы для общеобразовательной школы «Изобразительное искусство и художественный труд, 1–9 классы», созданной под руководством Б. М. Неменского, 2007 год
- учебного плана МБОУ «СОШ с. Тумутук» Азнакаевского муниципального района РТ на 2012-2013 учебный год.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.
Цели обучения:
- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
- овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Задачи обучения:
- совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
- развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура);
- формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Целью художественного воспитания и обучения в 4 классе является формирование представления о многообразии культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека.
Рабочая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала.
Приобщаясь через уподобление сотворчества и восприятия к истокам культуры своего народа или других народов Земли, обучающиеся начинают ощущать себя участниками развития человечества, открывают себе путь к дальнейшему расширению восприимчивости богатства человеческой культуры.
Многообразие представлений различных народов о красоте раскрывается в процессе сравнения родной природы, труда, архитектуры, красоты человека с культурой других народов.
Темы раскрывают богатство и разнообразие представлений народов о красоте явлений жизни. Здесь все – и понимание природы, и связь с ней построек, и одежда, и праздники – разное. Обучающиеся должны осознать: прекрасно именно то, что человечество столь богато разнообразными художественными культурами и что они не случайно разные.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – проводятся экскурсии в краеведческие музеи; используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.
Учебно -тематическое планирование
по изобразительному искусству
Класс: 4
Учитель: Галиева Гульнара Анасовна
Количество часов:
Всего: 34 ч; в неделю : 1 ч.
Планирование составлено на основе:
- Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г.);
- Примерной программы начального общего образования;
- авторской программы для общеобразовательной школы «Изобразительное искусство и художественный труд, 1–9 классы», созданной под руководством Б. М. Неменского, Москва, Просвещение, 2007 год
- учебного плана МБОУ «СОШ с. Тумутук» Азнакаевского муниципального района РТ на 2012-2013 учебный год
Содержание программы
КАЖДЫЙ НАРОД - ХУДОЖНИК. ИСТОКИ РОДНОГО ИСКУССТВА (8 часов)
Пейзаж родной земли.
Гармония жилья и природы.
Деревня -деревянный мир.
Образ красоты человека.
Народные праздники.
ДРЕВНИЕ ГОРОДА НАШЕЙ ЗЕМЛИ (7 часов)
Древнерусский город-крепость.
Древние соборы.
Древний город и его жители.
Древнерусские воины-защитники.
Города Русской земли.
Узорочье теремов.
Праздничный пир в теремных палатах.
КАЖДЫЙ НАРОД - ХУДОЖНИК (11часов)
Страна восходящего солнца (Япония).
Украшения и постройки в искусстве Японии
Образ художественной культуры Японии
Искусство народов гор и степей
Образ художественной культуры Средней Азии
Образ художественной культуры Древней Греции.
Образ художественной культуры средневековой Западной Европы.
Многообразие художественных культур в мире (Обобщение темы)
ИСКУССТВО ОБЪЕДИНЯЕТ НАРОДЫ (8 часов)
Все народы воспевают материнство.
Все народы воспевают мудрость старости.
Сопереживание - великая тема искусства.
Герои, борцы и защитники.
Юность и надежды.
Искусство народов мира. Обобщение
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 4 класса
- усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;
- приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, начала архитектуры, декоративно-прикладные и народные формы искусства;
- развить по возможности свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;
- развить фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;
- освоить выразительные возможности художественных материалов: гуашь, акварель, пастель и мелки, уголь, карандаш, пластилин, бумага для конструирования;
- приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства, начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли, т. е. значение в жизни человека и общества;
- научиться анализировать произведения искусства, обрести знание конкретных произведений выдающихся художников в различных видах искусства; научиться активно, использовать художественные термины и понятия;
- овладеть опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобрести навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности;
Критерии и нормы оценок
Этапы оценивания детского рисунка:
- как решена композиция: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выдержана общая идея и содержание;
- характер формы предметов: степень сходства изображения с предметами реальной действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное;
- качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой;
- владение техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в построении изображения, какова выразительность линии, штриха, мазка;
- общее впечатление от работы. Возможности ученика, его успехи, его вкус.
Критерии оценивания знаний и умений
Оценка «5» - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна интересна.
Оценка «4»- поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.
Оценка «3»- поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки.
Оценка «2»- поставленные задачи не выполнены
Календарно-тематический план
№ | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Планируемые результаты | дата | |
По плану | Факт. | |||||
Р а з д е л 1. КАЖДЫЙ НАРОД - ХУДОЖНИК. ИСТОКИ РОДНОГО ИСКУССТВА (8 часов) | ||||||
1 | Пейзаж родной земли. | 1 | Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира, отражение в произведениях отношения к природе. Характерные черты родного пейзажа, образ русской избы, знакомство с произведениями выдающихся художников И.И.Шишкина,И.И.Левитана | Знать устройство русской избы, украшение избы. Уметь создать образ избы (коллективная работа) | 5.09 | |
2 | Гармония жилья и природы | 1 | 12.09 | |||
3 | Деревня-деревянный мир | 1 | 19.09 | |||
4 | Образ красоты человека. | 1 | Отражение патриотической темы в произведениях отечественных художников, представление о красоте русского человека, традиционной народной одежде. создать женский, мужской, народный образ, изображение по памяти Репродукции Венецианова, Васнецова, Серова, Врубеля | Знать характер сельского труда, образы, связанные с ним, роль головного убора, украшения в народном костюме. Уметь изобразить сцену труда в крестьянской жизни | 26.09 | |
5 | Образ мужчины | 1 | 3.10 | |||
6 | Русская красавица | 1 | 10.10 | |||
7 | Народные праздники. | 1 | Представление о своеобразии русской природы, деревенской местности, ее жителях, специфике их труда использовать художественные материалы (гуашь, акварель), взаимосвязь изобразительного искусства с музыкой, выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства Репродукции Кустодиева, Юона | Знать календарные праздники, способ работы с композицией Уметь применять выразительные средства для реализации своего замысла в рисунке | 17.10 | |
8 | Народные праздники. Панно «Праздник» | 1 | 24.10 | |||
Р а з д е л 2. ДРЕВНИЕ ГОРОДА НАШЕЙ ЗЕМЛИ (7 часов) | ||||||
9 | Древнерусский город-крепость. | 1 | Понятие вертикаль, горизонталь, знакомство с произведениями выдающихся художников: В.М.Васнецов | Знать как выбиралось место для постройки крепостной стены, башни, ворот. Уметь изобразить крепостные башни, ворота | 31.10 | |
10 | Древние соборы. | 1 | Передача настроения в творческой работе, создание моделей предметов бытового окружения человека, овладение навыками бумагопластики | Знать конструкцию, символику частей храма, украшения храма. Уметь выполнять групповую работу по постройке храма (бумаго-пластика) | 14.11 | |
11 | Древний город и его жители. | 1 | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в художественном изделии. Строение и организация внутреннего пространства Кремля. Уметь моделировать жилое наполнение города | Знать строение и конструктивные особенности кремля, торгового посада. Уметь завершить коллективную работу по созданию макета древнего города с его жителями | 21.11 | |
12 | Древнерусские воины-защитники. | 1 | Ознакомление с жизнью князя и его людей, как одевались. Уметь изобразить древнерусских воинов Знакомство с произведениями выдающихся художников | Знать различия в жизни князя с дружиной и торгового люда. Уметь изобразить князя, торговый люд | 28.11 | |
13 | Города Русской земли. | 1 | Передача настроения в творческой работе старинных русских городов: Москва, Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов Великий. отличать эти города | Знать конкретный образ и облик каждого из этих городов. Уметь изобразить живописно или графически древнерусский город | 5.12 | |
14 | Узорочье теремов. | 1 | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в аппликации; передача настроения в творческой работе. | Знать стилистическое единство архитектуры и костюмов людей. Уметь создать коллективное аппликационное панно «Княжеский пир» | 12.12 | |
15 | Праздничный пир в теремных палатах. | 1 | 19.12 | |||
Р а з д е л 3. КАЖДЫЙ НАРОД - ХУДОЖНИК (11часов) | ||||||
16 | Страна восходящего солнца (Япония).
| 1 | Образное содержание искусства, отражение в произведениях отношения к природе, особенности легких конструкций, построек в Японии.
| Знать особенности японской культуры: графичность, хрупкость. Уметь изобразить природу через детали (ветка, трава) | 26.12 | |
17 | Украшения и постройки в искусстве Японии | 1 | 16.01 | |||
18 | Образ художественной культуры Японии | 1 | 23.01 | |||
19 | Искусство народов гор и степей | 1 | 30.01 | |||
20 | Образ художественной культуры Средней Азии | 1 | Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции. Значение искусства Древней Греции, образ греческой природы, Акрополь | Знать значение искусства Древней Греции, образ греческой природы, Акрополь Знать конструктивность в греческом понимании красоты мира | 6.02 | |
21 | Образ художественной культуры Древней Греции. | 1 | 13.02 | |||
22 | Панно «Древнегреческий праздник» | 1 | Олимпийские спортсмены Древней Греции. Использование в коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: гуашь, акварель, карандаш | Уметь изобразить олимпийских спортсменов, работать над панно в группе | 20.02 | |
23 | Образ художественной культуры средневековой Западной Европы. Готические города | 1 | Образ готических городов средневековой Европы, готические витражи | Знать сословное разделение людей, средневековые готические костюмы (вертикальные линии, удлиненные пропорции). Уметь конструировать объемные формы, усложняя их декоративными деталями | 27.02 | |
24 | Средневековые готические костюмы | 1 | Представление о роли изобразительных искусств, основы изобразительного языка | 6.03 | ||
25 | Панно «Праздник на городской площади» | 1 | 13.03 | |||
26 | Многообразие художественных культур в мире (Обобщение темы) | 1 | Общее представление об образах городов разных стран, их жителях (в разные столетия). | Уметь отличать образы городов, анализировать эти отличия | 20.03 | |
Р а з д е л 4. ИСКУССТВО ОБЪЕДИНЯЕТ НАРОДЫ (8 часов) | ||||||
27 | Все народы воспевают материнство. | 1 | Взаимосвязь изобразительного искусства с музыкой, литературой, передача настроения в творческой работе ( в живописи) | Знать, как в разные времена разные народы воспевали материнство. Уметь изобразить мать и дитя( по представлению) Уметь самостоятельно изобразить маму (живописно) | 3.04 | |
28 | Моя мама | 1 | 10.04 | |||
29 | Все народы воспевают мудрость старости. | 1 | Знакомство с отдельными произведениями выдающихся зарубежных художников: Леонардо да Винчи, Рембрандт ван Рейн. Красота - это эстетическая и духовная категория; лучшие черты характера бабушки, дедушки. | Знать, что красота старости - в мудрости. Уметь изобразить любимого пожилого человека | 17.04 | |
30 | Сопереживание - великая тема искусства. Больное животное | 1 | Взаимосвязь изобразительного искусства с литературой, особенности художественного творчества: художник и зритель, иметь представление, что искусство способно выражать человеческую скорбь, отчаяние и т. п., что унижение, угнетение человека следует понимать как нарушение гармонии и красоты жизни человека | Знать, что героическая тема в искусстве важна и занимает большое место. Уметь изобразить рисунок с драматическим сюжетом | ||
31 | Сопереживание - великая тема искусства. Погибшее дерево | 1 | 24.04 | |||
32 | Герои, борцы и защитники | 1 | Отражение патриотической темы в произведениях отечественных художников, знакомство с художественными музеями России и героями Сталинградской битвы | Знать основные памятные события, связанные со Сталинградской битвой. Уметь выполнить памятник в технике аппликации | 8.05 | |
33 | Юность и надежды. | 1 | Восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Знание о воплощении темы детства и юности в искусстве всех народов | Знать основные сюжеты и темы детства, юности. Уметь выполнить коллективный коллаж, самостоятельно подобрать его сюжет, построить композицию | 15.05 | |
34 | Искусство народов мира. Обобщение | 1 | 22.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»
Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...
Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского
Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....
Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)
Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...
Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс. Учебник "Изобразительное искусство". Авторы: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Образовательная программа "Перспектива".
Количество учебных часов за год 31 час, в неделю: 1 час ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» основное общее образование 5 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Д...