программа по изо для 1 класса
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МОУ Дубровицкая СОШ имени Героя России А.Г. Монетова
УТВЕРЖДАЮ
Директор __________________
/Бухвостова Н.В./
____________________ 2012 г.
Рабочая программа
по изобразительному искусству
1 «Б» класс
Учитель: Колупаева Л.П.
2012 г.
Пояснительная записка
Данная программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта начального образования на базовом уровне, отраженном в примерной основной образовательной программе по изобразительному искусству (сост.Е. С. Савинов, М.,- «Просвещение» 2010 г.) и авторской программе В.С. Кузина.
Программа и учебники этой линии полностью соответствуют обязательному минимуму содержания образования.
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом, его уникальность и значимость определяются нацеленностью на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. По сравнению с
остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности.
Доминирующее значение имеет направленность программ на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру. Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, будет поддерживать интерес учащихся к художественному творчеству.
Цели курса:
- воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
- развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
- овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
- совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
- развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Место курса в учебном плане
На изучение изобразительного искусства в каждом классе начальной школы отводится 1 ч в неделю. Программа рассчитана на 135 ч: 1 класс — 33 ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 класс — по 34 ч (34 учебные недели).
Результаты изучения курса
Личностные результаты:
в ценностно-эстетической сфере:
- эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям);
- толерантное принятие разнообразия культурных явлений;
- художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;
в познавательной (когнитивной) сфере:
- способность к художественному познанию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
в трудовой сфере:
- навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты:
- умении видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- желании общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
- активном использовании языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка и др.);
- обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
- умении организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
- способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты:
в познавательной сфере:
- понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства;
- умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику;
- сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;
в ценностно-эстетической сфере :
- умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности;
- умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного);
- проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;
в коммуникативной сфере:
- способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;
- умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
в трудовой сфере:
- умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности;
- моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
Содержание курса (135 ч)
ВИДЫ ЗАНЯТИЙ | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ | |||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |
Рисование с натуры (рисунок, живопись) | 9 | 8 | 10 | 12 |
Рисование на темы | 8 | 8 | 8 | 7 |
Декоративная работа | 8 | 8 | 7 | 7 |
Лепка | 3 | 3 | 3 | 2 |
Аппликация | 2 | 3 | 2 | 2 |
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас | 3 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 33 | 34 | 34 | 34 |
Виды художественной деятельности
Восприятие произведений искусства.
Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на пример культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России: ГТГ, Русский музей, Эрмитаж — и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни, человека, в организации его материального окружения.
Рисунок.
Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Живопись.
Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
Скульптура.
Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн.
Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека. Использование базисных средств графического и растрового редакторов на компьютере для конструирования и дизайна.
Декоративно-прикладное искусство.
Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты). Как говорит искусство?
Композиция.
Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.
Цвет.
Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Линия.
Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.
Форма.
Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.
Объём.
Объём в пространстве и объем на плоскости. Способы передачи объема. Выразительность объемных композиций.
Ритм.
Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.
Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?
Земля — наш общий дом.
Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнезда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д.
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителях разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).
Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства.
Родина моя — Россия.
Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отраженные в искусстве. Образ защитника Отечества.
Человек и человеческие взаимоотношения.
Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.
Искусство дарит людям красоту.
Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
Опыт художественно-творческой деятельности
Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности.
Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).
Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой.
Освоение основ работы в графическом и растровом редакторе на компьютере, рисования на графическом планшете, работы со сканированными изображениями.
Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации (в том числе в графическом редакторе на компьютере), компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъемки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.
В результате изучения курса «Изобразительное искусства» у обучающихся на ступени начального общего образования:
- будут сформированы основы художественной культуры: представление о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства;
- начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, учебно-творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям действительности и художественный вкус;
- сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности — способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощённых в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом; устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве, — любви, взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о младших и старших, ответственности за другого человека;
- появится готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественно-продуктивной деятельности, разовьётся трудолюбие, оптимизм, способность к преодолению трудностей, открытость миру, диалогичность;
- установится осознанное уважение и принятие традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьётся принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся:
- овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: графике (рисунке), живописи, скульптуре, архитектуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве;
- смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать своё отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности;
- научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач, познакомятся с возможностями использования в творчестве различных ИКТ-средств;
- получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, будут способны вставать на позицию другого человека;
- смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни.
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Выпускник научится:
- различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
- эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;
- узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
- приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
Выпускник получит возможность научиться:
- воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
- видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д. в природе, на улице, в быту);
- высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Выпускник научится:
- создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
- использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
- различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
- создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
- наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
- использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
- пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
- моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
- выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?
Выпускник научится:
- осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.
Выпускник получит возможность научиться:
- видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
- понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
- изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним своё отношение;
- изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№ п/п | Сроки | Тема урока (страницы учебника, тетради) | Решаемые проблемы | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | |||
Понятия | Предметные результаты | УУД | Личностные результаты | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
«В мире волшебных красок» (8 ч.) | |||||||
1 | Вводная беседа «Что мы будем делать на уроках изобразительного искусства». (уч. 4-7;10-13) | 1.Какие правила надо соблюдать при работе с кистью и с красками? 2.Почему акварельные краски имеют такое название? 3.Знакомство с порядком цветов радуги. | -акварель -карандаш -горизонтальные, вертикальные, наклонные, круговые, овальные линии; -семь цветов радуги | -познакомить детей с изобразительным искусством, с содержанием уроков изобр. искусствава; -познакомить с акварельными красками; -формировать умения работать с красками; | -активизировать творческую деятельность детей, -умение воспринимать мысли художника | -развитие фантазии, воображения, | |
2 | Урок - экскурсия «Краски осени». | Экскурсия по осеннему парку. | -освоение представления о роли изобразительного искусства в жизни людей | -закрепление навыков правильной организации рабочего места на уроке | -воспитывать любовь и уважение к труду; -умение фантазировать | ||
3 | Беседа «Родная природа в творчестве русских художников». (уч. 69,70-71) | 1.Кто такие художники-пейзажисты? 2.Выбери картину, кот. тебе понравилась больше всего, и расскажи о ней. 3.Что общего в изображении осенней природы у художников И.Шишкина, И.Левитана и И.Грабаря? А в чем различия? | -пейзажисты | - знакомство с изображением родной природы в творчестве русских художников | -формирование зрительных образов осенней природы, эстетического отношения к природе | -воспитывать эстетическое отнош. к окружающей природе; -развивать эстетическую потребность в общении с картинами | |
4 | Урок-путешествие. Какого цвета осень? | ||||||
5 | Беседа: «Что такое декоративно-прикладное искусство?» (уч.33,34, 54,55) | 1.Ознакомление с орнаментами из геометрических фигур. 2.Как ты думаешь, что означает выражение «декорировать предмет»? | -орнамент -ритм -декоративный орнамент -растительный орнамент -декоративность | -знакомство с декоративно-прикладным искусством; с простейшими закономерностями построения орнамента; | -реализовывать межпредметные связи декор. работы и труда | -развитие фантазии, воображения, логического и пространственного мышления. | |
6 | Беседа: «Искусство народных мастеров. Русские народные промыслы». «Волшебные листья и ягоды» (54-55; уч. 102-109) | 1.Назовите центры народных промыслов. 2.Сравните изделия мастеров Гжели и слободы Дымково. | -Гжель -Хохлома -Городец -Дымковская игрушка | -формирование умения упражняться в рисовании кистью отдельных элементов -систематизировать представление об искусстве народных мастеров, народных промыслах | -осуществлять межпредметные связи (объединять эстет. впечатления детей о красоте декор. узоров с новыми представлениями о красоте цветочного мотива); -реализовывать межпредметные связи декор. работы и труда | -воспитывать эстетическую отзывчивость на произведения нар. декоративно-прикладного искусства; - развивать творческое воображение; -воспитывать любовь и уважение к творчеству нар. мастеров | |
7 | Декоративная работа. «Волшебный узор» - составление узора из декор. ягод и листьев. (т. ; уч. 37,104-105). | 1.Рассмотри хохломскую роспись и городецкую. Какие цвета преобладают в каждом виде росписи? | - гуашь -листок -ягодка -травка | -знакомство с простейшими свойствами гуашевых красок; -ознакомление с росписью хохломских изделий; -ознакомить с новыми приемами рисования; -закреплять умение украшать полосу бумаги, используя линии, мазки, точки | -активизировать творческое воображение детей -развивать цветовое восприятие, чувство ритма | -воспитывать эстетическую отзывчивость на произведения нар. декоративно-прикладного искусства; - развивать творческое воображение, фантазию; -воспитывать любовь и уважение к творчеству нар. мастеров | |
8 | Беседа о красоте осеннего леса. (т.20-23; уч. 15) Лепка: «Красота формы листьев деревьев» ( уч.52-53, 41-43) | 1.Почему нельзя нарушать последовательность выполнения работы над рисунком? 2. Знакомство с искусством лепки. 3. Проанализируйте наиболее удачные работы. | -прожилки -основная форма -лепка -скульптура -пластический способ лепки -конструктивный способ лепки | -учить рисованию с натуры листьев деревьев -формировать умение последовательно изображать лист дерева -формировать знания о растительном узоре; -знакомство с искусством лепки, инструментами и материалами, используемыми в процессе лепки из глины и пластилина, последовательностью выполнения лепного изделия | -осуществлять межпредметные связи -активизировать творческое воображение детей -осуществлять межпредметные связи -активизировать творческое воображение детей | -воспитывать эстетическое отнош. к окружающей природе; -воспитывать любовь к нар. декоративно-прикладному искусству; -активизировать познавательный интерес к скульптуре | |
«Мы готовимся к празднику» (8 ч.) | |||||||
1 | Рисование с натуры. «Осенние подарки» -рисование овощей и фруктов. Беседа «Красота вещей» (уч.14, 16-17, 60-61, 66-68; т. 14-15) | 1. Ознакомление с натюрмортами известных худ-ков с изображением фруктов и овощей. 2.Что такое натюрморт? 3.Назови авторов, понравившихся тебе картин.
| -натюрморт -форма -пропорции | -формирование умения сам-но изучать и изображать в рисунке форму простых по форме овощей и фруктов -умение передавать их цвет -последовательность работать акварельными красками | -активизировать творческое воображение детей; -анализ размеров, пропорций, цветовой окраски | -эстетическое восприятие красоты действительности у детей; - положительного отношения к природе. | |
2 | Рисование с натуры. «Осенние подарки» -рисование овощей и фруктов. Беседа «Красота вещей» (уч.14, 16-17, 60-61, 66-68; т. 14-15) | 1. Ознакомление с натюрмортами известных худ-ков с изображением фруктов и овощей.
| -натюрморт -форма -пропорции | -формирование умения сам-но изучать и изображать в рисунке форму простых по форме овощей и фруктов -умение передавать их цвет -последовательность работать акварельными красками | -активизировать творческое воображение детей; -нацелить на представление размеров, пропорций, цветовой окраски | -эстетическое восприятие красоты действительности у детей; - положительного отношения к природе. | |
3 | Рисование на тему «Сказка про осень». Беседа: «Виды изобразительного искусства и архитектура». (уч. 12, 28-29, 72) | 1.Показать красоту русской осени в живописи на примере произведений И.Левитана и В.Поленова 2.Вспомни известные тебе памятники архитектуры | -архитектура | -познакомить с понятием «виды изобр. искусства» и «архитектура» -показать красоту русской осени в живописи -формировать умение сам-но компоновать сюжетный рисунок -умение последовательно вести рисунок на тему | -осуществлять межпредметные связи изобр. иск-ва и музыки | -активизировать познавательный интерес к архитектуре -развитие фантазии, воображения, | |
4 | Декоративная работа. Составление узора из листьев, цветов, ягод, фруктов для платья кукле «Чудо – платье» | Ознакомление с народной вышивкой на современных изделиях и беседа о красоте узоров | -точки -мазки -линии | -развивать чувство ритма и цвета -учить выделять элементы узора -закреплять умение рисовать кистью знакомые декор. элементы -способствовать формированию умения создавать новые сочетания | -реализовывать меж-предметные связи декор. работы и труда | -прививать любовь к народному искусству | |
5 | Аппликация. «Узор из кругов и треугольников» -сост.аппликации из цв.бум. и картона ( уч. 44-46) | 1.Беседа об искусстве аппликации, ее красоте. 2.Выполни ап-цию на тему «Мой любимый цветок». | -декоративная ап-ция -сюжетная ап-ция | -знакомство с искусством аппликации, инструментами и материалами | -развивать способность чувствовать красоту форм и цвета | -развитие творческого воображения, фантазии | |
6 | Рисование с натуры: «Украшение для елки» - рисование игрушек: бус, шаров, рыб, птиц и т.д. в карандаше. (т. 31, 40-41, уч. 25-27) | 1.Выполни в альбоме рисунок игрушки в карандаше. | -осевая линия - контур -боковая линия | -развивать умение анализировать объекты изображения -умение сравнивать -развивать умение зрительно определять и изображать форму | -реализовывать меж-предметные связи декор. работы и труда | -воспитывать эмоциональную отзывчивость детей -формировать эстет. вкус, творческую фантазию | |
7 | Рисование с натуры: «Украшение для елки» - рисование игрушек: бус, шаров, рыб, птиц и т.д. в цвете. Завершение работы. (т. 31, 40-41, уч. 25-27) | Выполни в альбоме рисунок игрушки в цвете. | -развивать умение определять пространственное расположение, пропорции, цвет -воспитывать аккуратность при работе с красками, восковыми мелками | -активизировать творческое воображение детей; -нацелить на представление размеров, пропорций, цветовой окраски | -развивать интерес и любовь к природе, животным -формировать эстет. вкус, творческую фантазию | ||
8 | Лепка: «Красота простых вещей» (уч. 41-43, 52-53) | 1.Дальнейшее знакомство с искусством лепки. 2.Сравните основные пропорции яблока и груши со своим изделием. | -пропорции | -ознакомить с известными скульпторами и их произведениями -формировать умения лепить из пластилина или глины | -реализовывать межпредметные связи -развивать наблюдательность, «чувство» пропорций, пространственных отношений | -формировать эстет. вкус, творческую фантазию -эстетическое восприятие красоты действительности у детей; | |
«Красота вокруг нас» (10 ч.) | |||||||
1 | Рисование на тему: «В гостях у сказки» - иллюстрирование рус. нар. сказки «Колобок». Беседа на тему «Сказочные сюжеты». (уч. 30-31, 96-101) | 1.Беседа «Сказочные сюжеты». 2.Демонстрация произведений М.Врубеля, В.Васнецова, И.Билибина, Е.Рачева и их анализ. 3.Выполни в альбоме рисунок в карандаше. | -художники-иллюстраторы | -обучать детей умению самостоятельно выбирать сюжет темы -формировать умение выполнять иллюстрации к народным сказкам | -активизировать творческое воображение детей; -нацелить на представление размеров, пропорций, цветовой окраски | -воспитывать любовь к русским народным сказкам, сопереживание настроениям их героев -развивать творческую фантазию | |
2 | Рисование на тему: «В гостях у сказки» - иллюстрирование рус. нар. сказки «Колобок». (уч. 32) | 1.Повторный показ ил-ций художников, демонстрация новых. 2.Исправление ошибок в рисунках карандашом. 3.Завершение ил-ции к сказке в цвете. | -художники-иллюстраторы | -завершить работу над рисунками в цвете; -обобщение представлений о зимнем лесе, о красоте зимней природы | -развивать умение выражать цветом, насыщенностью оттенков краски свои чувства, настроение; -осуществлять межпредметные связи изобр. искусства и чтения | -развивать эстетическое восприятие и радостные переживания от красоты зимней природы | |
2 полугодие | |||||||
3 | 12.01 | Декоративная работа. «Новогодняя елка». Беседа «Жанры живописи». (уч. 58-65, 73; т. 34, 38, 41) | 1.Беседа о встрече праздника Нового года. 2.Выбор сюжета по теме урока. 3. Беседа «Жанры живописи». | -портрет -пейзаж -натюрморт -бытовой жанр | -обобщить первые представления о жанрах живописи | - осуществлять межпредметные связи изобр. искусства и музыки, литературы | -развивать умение цветом, насыщенностью оттенков выражать свои чувства, настроения |
4 | 19.01 | Декоративная работа. «Городецкие узоры» - рисование кистью элементов городец. растит. узора. (уч. 36-37, 106-107) | 1.Ознакомление с городецкой росписью и беседа о ее красоте. 2.Объяснить последовательность упр-ний и приемов рисования элементов. | -городецкая роспись | -познакомить с изделиями мастеров соврем. городецкой росписи -учить выделять элементы цветочного узора мастеров из Городца -умение выделять хар-ные особ-ти городецкой росписи | -реализовывать меж-предметные связи декор. работы и труда -развитие чувства цвета, пониманию его выр-ти и красоты; -совершенствовать умение анализировать объекты изображения, сравнивать их; - осуществлять межпредметные связи | -развивать эстет. восприятие цвета, |
5 | 26.01 | Декоративная работа. «Летняя сказка зимой» - выполнение цветового узора по мотивам городецкой росписи. (уч.38) | 1.Дальнейшее знакомство с городецкой росписью и беседа о ее красоте. | - способ примакивания кисть-дужки -штрихи -орнамент | -закреплять знания о характерных особенностях гор. Росписи -умение выделять элементы росписи, отличать цвета элементов росписи -формировать умение сост. Узоры в квадрате по особому замыслу | -развивать умение выражать средствами декор композиции, свое отношение к изображаемому. | -развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности |
6 | 02.02 | Рисование с натуры: «Мы рисуем зимние деревья» - рисование по памяти и по представлению зимних деревьев. (уч.76) | 1.Беседа по картине А.Пластова «Первый снег» и по детским впечатлениям от зимней природы. | -художники-пейзажисты | -учить рисовать объекты и несложные сюжеты по представлению -учить изображать внешнее строение, величину деревьев | - осуществлять межпредметные связи | -развивать творческое воображение и художествен. спос-ти -развивать эстетическое восприятие |
7 | 16.02 | Рисование на тему: «Красавица зима». Беседа «Родная природа в тв-ве рус. худ-ков. Красота русской зимней природы».(уч.73-78) | 1.Беседа «Родная природа в тв-ве рус. худ-ков. Красота русской зимней природы». | -оттенок -восхищение -удивление | -формирование умения сам-но выбирать изобразит. мат-л для творческой работы -раскрыть эстет. представления о цветовом богатстве зимнего пейзажа на примере картин | -осуществлять межпредметные связи изобр. искусства и чтения | -активизировать творческое воображение -развивать эстетическое восприятие и радостные переживания от красоты природы -воспитывать любовь к природе |
8 | 01.03 | Декоративная работа. «В мире красоты» - упр-ния в рисовании эл-тов цветочного узора в хохломской росписи. (уч. 37, 104-105; т. 58,59) | 1.Дальнейшее знакомство с хохломской росписью и беседа о ее красоте. | -Хохлома | -ознакомить с изделиями мастеров соврем. хохломской росписи | -реализовывать меж-предметные связи декор. работы и труда -развитие чувства цвета, пониманию его выразительности и красоты; -совершенствовать умение анализировать объекты изображения, сравнивать их; - осуществлять межпредметные связи | -воспитание интереса и любви к народному искусству |
9 | 15.03 | Рисование на тему: «Маша и медведь» - иллюстрирование рус. нар. сказки. (уч.30-32) | 1.Ознакомление с ил-ми Ю.Васнецова, В.Лосина, Е.Рачева к рус. нар.сказкам. 2.Беседа о главных героях сказки. 3.Выполнение в альбоме рисунка в карандаше | -формировать умение самостоятельно выполнять композицию выделять главное в рисунке -совершенствовать умения и навыки работы красками, применения смешанной техники | -реализовывать меж-предметные связи декор. работы и труда -развитие чувства цвета, пониманию его выр-ти и красоты; -совершенствовать умение анализировать объекты изображения, сравнивать их; - осуществлять межпредметные связи | -развитие фантазии, воображения, любви к рус. нар. сказкам | |
10 | 05.04 | Рисование на тему: «Маша и медведь» - ил-вание рус. нар. сказки | 1.Выявление цвета в раскрытии сказочного сюжета в ил-циях Ю.Васнецова, В.Лосина, Е.Рачева 2.Выполнение в альбоме рисунка в цвете. | -проанализировать выполненные на предыдущем уроке рисунки и на этой основе их корректировать, исправлять ошибки | -умение анализировать -развивать творческое воображение | -стремление к передаче эмоционально-эстетического отношения к объектам изображения | |
«Встреча с Весной - красной» (7 ч.) | |||||||
1 | 12.04 | Рисование на тему: «Весенний день». Беседа «Родная природа в тв-ве рус. худ-ков. Красота русской весенней природы».( (уч. 48, 79-82) | 1.Анализ картин К.Юона «Мартовское солнце», И.Левитана «Половодье», «Цветущие яблони», А.Саврасова «Грачи прилетели». 2.Выбор сюжета. 3.Выполнение в альбоме рисунка в карандаше. | -выразитель-ность -композиция | -раскрыть красоту весенней природы, изображенную в картинах -формировать умение передавать свои наблюдения в рисунках -выделять композицию | -раскрывать учащимся красоту русской природы; -осуществлять межпредметные связи -развивать умение выражать самое интересное, впечатляющее | -воспитывать патриотизм -пробудить эстетич. чувства -развивать творческое воображение |
2 | 19.04 | Рисование на тему: «Весенний день». (уч. 48, 79-82) | 1.Доработка рисунка. 2.Оживление в памяти образов весен. Природы средствами поэзии и музыки. 3.Завершение ил-ции в цвете. | -выразитель-ность -композиция | -формировать умение последовательно проводить работу над рисунком | -умение передавать красоту природы разными видами искусства - живописью, литературой и музыкой | -развивать эстетическую, эмоционально-нравственную отзывчивость на прекрасное |
3 | 26.04 | Лепка: «В мире животных» - по памяти и по представлению, с натуры. (уч.26-27, 30-32,42-43) | Беседа о домашних и диких животных, о их пользе и любви человека к животным. | -конструктив-ный способ -пластический способ -форма -цветовая окраска | -продолжение знакомства с природными особенностями глины и пластилина, с правилами лепки | -развивать умение рисовать по памяти, с натуры разнообразных животных; -осуществлять межпредметные связи | -развитие зрительных образов, фантазий, пространственных представлений |
4 | 03.05 | Декоративная работа. «Праздничные краски узоров» -рисование кистью элементов геометр. узора, украшающего дымковскую игрушку (т.60-61; уч.108-109) | 1.Ознакомление с дымковской игрушкой, с характером росписи. Беседа о ее красоте. 2.Объяснение последовательности упражнений и демонстрация приемов рисования кистью. | -дымковская игрушка | -ознакомить с дымковской игрушкой -научить выделять элементы геометр. узора дымковской росписи -формировать восприятие цвета -умение выделять характерные особенности росписи -упражняться в приемах рисования кистью | -воспитывать любовь к нар. иск-ву, отзывчивость | -развивать творческое отношение к процессу рисования -развивать эстет. восприятие, чувство ритма |
5 | 10.05 | Рисование с натуры: «Красота вокруг нас» - рисование с натуры простых по форме цветов-одуванчика, тюльпана и т.д. Беседа «Родная природа в тв-ве рус. худ-ков. Красота русской летней природы». (уч. 13,19,61,20-23; т.24-29) | 1.Беседа о весенней природе и первых цветах в лесу, поле, саду. Беседа по картинам И.Шишкина, В.Поленова, И. Левитана, А.Пластова | -форма цветка | -развивать умение рисовать с натуры разнообразные цвета(анализ и изображение форм, пропорций, очертаний и т.д.) | -воспитывать любовь к природе -углублять чувство сопереживания при восприятии цветов и чтении стихотворения о природе | -воспитывать эстетическое отнош. к красоте цветов родного края, эмоциональную отзывчивость |
6 | 17.05 | Рисование с натуры: «Красота вокруг нас» - рисование с натуры простых по форме цветов-одуванчика, тюльпана и т.д. Беседа «Родная природа в тв-ве рус. худ-ков. Красота русской летней природы». (уч.91-95) | 1.Беседа о красоте природы в разное время суток. Рассмотрение картин.декоративные цветы. 2.Объяснение и показ, как рисовать с натуры тюльпаны, садовые ромашки кистью. | -приемы работы с кистью | -умение рисовать с натуры различные формы растит. мира | -развивать способность чувствовать красоту цветов, их роль в создании настроения человека -осуществлять межпредметные связи изобр. искусства и литературы | -активизировать творческое воображение, фантазию |
7 | 24.05 | Аппликация из цв. бумаги и картона «Мой любимый цветок» (уч.44-46, 91-95) | Беседа «Вечер в рисунке и живописи, золото заката» на примере картин (И.Левитан «Вечерний звон», «Последние лучи солнца», А.Куинджи «Вечер на Украине», «Закат»,цветных фотографий с изобр. солнца). 2.Составление композиции. | -композиция | -формирование умения воспринимать разнообразные оттенки закатного неба и окружающего мира -развивать умение подбирать по цвету и форме детали аппликации | -выразительно использовать изобразительные материалы | -воспитывать чувство восхищения природой |
Итого | 33 часа. |
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания ШМО
от __________________ 2011 г. № ___
Руководитель ШМО __________________
/Андреева И.А./
СОГЛАСОВАНО
Зам. Директора по УВР __________________
/Киселева Н.И./
___________________________ 2011 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ИЗО 2 класс на основе Программы для ОУ «Изобразительное искусство 1-4 классов» Б.М. Неменского– М.Дрофа, 2010
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» 2 класс создана на основе федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования. Она разработ...
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).
Библиографический список Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...
Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...