Рабочая программа по ИЗО Л.А. Неменская
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему
Рабочая программа по ИЗО. "Школа России" Авт. Л.А. Неменская
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_izo_l.a._nemenskaya.docx | 56.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Старохуторская основная общеобразовательная школа»
Валуйского района Белгородской области
«Согласовано» Руководитель МО учителей музыки и изобразительного искусства _______________________ Протокол № __ от «__» ____________2015г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ «Старохуторская ООШ» _______Дундукова В.И. «___ » __________2015 г. | «Утверждаю» Директор МОУ «Старохуторская ООШ» _______Посохова Г.Г. Приказ № __ от «___» _______2015 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
на уровень начального общего образования
(1-4 классы)
Составитель: Папенко Ольга Викторовна
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 1-4 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования и авторской программы Б.М. Неменского. Изобразительное искусство: Рабочие программы 1-4 классы – М. Просвещение, 2012.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» — формирование художественной культуры обучающихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- развивать воображение, желание и умение подходить к любой своей деятельности творчески, способность к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.
- освоить первоначальные знания о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества.
- овладеть элементарной художественной грамотой;
- формировать художественный кругозор и приобретать опыт работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами;
- совершенствовать эстетический вкус.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка – главный смысловой стержень программы.
При составлении рабочей программы изменения не предусмотрены.
Для реализации программы Используется УМК системы «Школа России»:
- Неменская, Л. А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2013.
- Л.А. Неменская, Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 1 класс. Пособие для обучающихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение.
- Е.И. Коротеева. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012.
- Л.А. Неменская, Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 2 класс. Пособие для обучающихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение.
- Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. / (Н.А. Горяева, Л.А. Неменская, А.С. Питерских и др.); под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2013.
- Л.А. Неменская, Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 3 класс. Пособие для обучающихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение.
- Неменская Л. А. Каждый народ – художник: Учебник для 4 класса /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2011г
- Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / (Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева и др.); под ред. Б.М. Неменского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 129с.
Формы организации учебного процесса
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков.
Виды занятий: урок, практическое занятие, экскурсия.
Используются фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки.
Общая характеристика учебного предмета
Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных видов искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное, и декоративно-прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими, то есть временными и синтетическими, искусствами.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение – это художественное познание мира, выражение своего к нему отношения, эстетического переживания его; конструктивная деятельность – это создание предметно-пространственной среды; декоративная деятельность – это способ организации общения людей, имеющий коммуникативные функции в жизни общества.
Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.
Развитие художественно-образного мышления обучающихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель - формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Тематическая цельность и последовательность развития, курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры. Принцип опоры на личный опыт ребенка и расширения, обогащения его освоением культуры выражен в самой структуре программы.
Тема 1 класса – «Ты изображаешь, украшаешь и строишь». Дети знакомятся с присутствием разных видов художественной деятельности в повседневной жизни, с работой художника, учатся с разных художнических позиций наблюдать реальность, а также, открывая первичные основания изобразительного языка, - рисовать, украшать и конструировать, осваивая выразительные свойства различных художественных материалов.
Тема 2 класса — «Искусство и ты». Художественное развитие ребенка сосредотачивается над способам выражения в искусстве чувств человека, на художественных средствах эмоциональной оценки: доброе — злое, взаимоотношении реальности фантазии в творчестве художника
Тема 3 класса — «Искусство вокруг нас». Показано присутствие пространственно-визуальных искусств в окружающей нас действительности. Обучающийся узнает, какую роль играют искусства и каким образом они воздействуют на нас дома, на улице 1е, в городе и селе, в театре и цирке, на празднике — везде, все люди живут, трудятся и созидают окружающий мир.
Тема 4 класс – «Каждый народ – художник». Дети узнают, почему у разных народов по-разному строятся традиционные жилища, почему такие разные представления о женской и мужской красоте, так отличаются праздники. Но, знакомясь с разнообразием народных культур, дети учатся видеть, как многое их объединяет. Искусство способствует взаимопониманию людей, учит сопереживать и ценить друг друга, а непохожая, иная, красота помогает глубже понять свою родную культуру и ее традиции.
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества обучающихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа - это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры , по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности - форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция - осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры. скульптуры , живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 1-4 классов начальной школы.
Рабочая программа рассчитана на четыре года обучения. Общий объём учебного времени составляет 135 часов:
1 класс – 33ч в год (33 учебные недели).
2 класс - 34 ч. в год (34 учебные недели).
3 класс - 34 ч. в год (34 учебные недели).
4 класс - 34 ч. в год (34 учебные недели).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Приоритетная цель художественного образования в школе- духовно-нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истиной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего, ребёнок постигает искусство своей Родины, а потом знакомится с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Ребёнок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка - главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса - развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание - проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению - основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально- ценностных критериев жизни.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоение
учебного предмета
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны преобразование в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
- Чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
- Уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- Сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- Сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя;
- Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом;
- Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформулированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- Овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- Формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
- Овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- Использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
- Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- Умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- Осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- Сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
- Сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
- Овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
- Овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
- Знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной (народных и прикладные виды искусства);
- Знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- Понимание образной природы искусства;
- Эстетическая оценка явлений природы , событий окружающего мира
- Применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- Способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- Умение обсуждать и анализировать произведения искусства,
- Выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- Усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- Умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- Способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники;
- Способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональных состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- Умение компоновать на плоскости листа и в объеме заду манный художественный образ;
- Освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- Умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- Умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- Изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- Способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
- Умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Планируемые результаты
В результате изучения предмета « Изобразительное искусство у обучающихся:
•будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;
• начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;
• формируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;
• появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;
•установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурного -исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия Отечество» ,«родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций много национального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный и взгляд на мир;
• будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся:
• овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;
• получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстника научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;
• научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);
• будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Содержание учебного предмета
1 класс
ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ
Раздел I. Ты учишься изображать – 9 час.
- Изображения, красота всюду вокруг нас.
- Мастер Изображения учит видеть.
- Изображать можно пятном.
- Изображать можно в объеме.
- Изображать можно линией.
- Разноцветные краски.
- Изображать можно и то, что невидимо.
- Художники и зрители (обобщение темы).
- Художники и зрители (обобщение темы).
Раздел II. Ты украшаешь-8 час.
- Мир полон украшений.
- Цветы.
- Красоту надо уметь замечать.
- Узоры на крыльях. Ритм пятен.
- Красивые рыбы. Монотипия.
- Украшения птиц. Объёмная аппликация.
- Как украшает себя человек.
- Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).
Раздел III. Ты строишь- 11 час.
- Постройки в нашей жизни.
- Дома бывают разными.
- Домики, которые построила природа.
- Форма и конструкции природных домиков.
- Дом снаружи и внутри.
- Внутреннее устройство дома.
- Строим город.
- Все имеет свое строение.
- Строим вещи.
- Город, в котором мы живем (обобщение темы).
- Прогулка по родному городу.
Раздел IV. Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу -5 час.
- Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.
- Праздник весны. Праздник птиц.
- Разноцветные жуки.
- Сказочная страна.
- Времена года. Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение темы).
2 класс
ИСКУССТВО И ТЫ
Раздел I. Как и чем работает художник?- 9 час.
- Три основных цвета – желтый, красный, синий.
- Белая и черная краски.
- Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.
- Выразительные возможности аппликации.
- Выразительные возможности графических материалов.
- Выразительность материалов для работы в объеме.
- Выразительные возможности бумаги.
- Неожиданные материалы (обобщение).
Раздел II. Реальность и фантазия – 7 час.
- Изображение и реальность.
- Изображение и фантазия.
- Украшение и реальность.
- Украшение и фантазия.
- Постройка и реальность.
- Постройка и фантазия.
- Братья-Мастера Изображения, Украшения и постройки всегда работают вместе.
(обобщение темы)
Раздел III. О чём говорит искусство -9 час.
- Изображение природы в различных состояниях. Изображение характера животны
Раздел IV. Как говорит искусство – 9 час.
- Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Чудо-коврик
- Цвет как средство выражения. Тихие и звонкие цвета
- Пятно как средство выражения. Силуэт.
- Ритм и движение пятен как средство выражения. Мыльные пузыри
- Линия как средство выражения. Ритм линий. Весенняя поляна
- Линия как средство выражения. Характер линий. Дерево.
- Ритм линий и пятен, композиция – средства выразительности. Весна идет (обобщение и закрепление знаний)
- В музее у веселого художника (обобщающий урок)
ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС 3 класс
Искусство в твоем доме
Твои игрушки придумал художник.
Посуда у тебя дома.
Мамин платок.
Обои и шторы в твоем доме.
Твои книжки.
Поздравительная открытка.
Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы).
Искусство на улицах твоего города
Памятники архитектуры — наследие веков.
Парки, скверы, бульвары.
Ажурные ограды.
Фонари на улицах и в парках.
Витрины магазинов.
Транспорт в городе.
Что делал художник на улицах моего города (села) (обобщение темы).
Художник и зрелище
Художник в цирке.
Художник в театре.
Маски.
Театр кукол.
Афиша и плакат.
Праздник в городе.
Школьный праздник-карнавал (обобщение темы).
Художник и музей
Музеи в жизни города.
Изобразительное искусство. Картина-пейзаж.
Картина-портрет.
Картина-натюрморт.
Картины исторические и бытовые.
Скульптура в музее и на улице.
Художественная выставка (обобщение темы).
КАЖДЫЙ НАРОД — ХУДОЖНИК (ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ ВСЕЙ ЗЕМЛИ) 4 класс
Истоки родного искусства
Пейзаж родной земли.
Гармония жилья с природой. Деревня — деревянный мир.
Образ красоты человека.
Народные праздники (обобщение темы).
Древние города нашей Земли
Древнерусский город-крепость.
Древние соборы.
Древний город и его жители.
Древнерусские воины-защитники.
Города Русской земли.
Узорочье теремов.
Праздничный пир в теремных палатах (обобщение темы).
Каждый народ — художник
Страна Восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.
Искусство народов гор и степей.
Образ художественной культуры Средней Азии.
Образ художественной культуры Древней Греции.
Образ художественной культуры средневековой Западной Европы.
Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).
Искусство объединяет народы
Все народы воспевают материнство.
Все народы воспевают мудрость старости.
Сопереживание — великая тема искусства.
Герои, борцы и защитники.
Юность и надежды.
Искусство народов мира (обобщение темы).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 класс ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ./ 33 ч./
№ | Части | Темы | Кол-во часов |
1. | Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения | Изображения всюду вокруг нас. Мастер Изображения учит видеть. Изображать можно пятном. Изображать можно в объеме. Изображать можно линией. Разноцветные краски. Изображать можно и то, что невидимо. Художники и зрители (обобщение темы). | 9ч. |
2. | Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения | Мир полон украшений. Цветы Красоту надо уметь замечать. Узоры на крыльях. Ритм пятен Красивые рыбы. Монотипия Украшения птиц. Объемная аппликация Узоры, которые создали люди Как украшает себя человек. Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы). | 8ч. |
3. | Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки | Постройки в нашей жизни. Дома бывают разными. Домики, которые построила природа. Дом снаружи и внутри. Строим город. Все имеет свое строение. Строим вещи. Город, в котором мы живем (обобщение темы). | 11ч. |
4. | Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу | Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. Праздник весны. Праздник птиц. Разноцветные жуки Сказочная страна Времена года Здравствуй, лето! (обобщение темы). | 5ч. |
2класс ИСКУССТВО И ТЫ. / 34ч./
№ | Части | Темы | Кол-во часов |
1. | Как и чем работает работают художник? | Три основных краски –красная, синяя, желтая. Белая и черная краски Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. Выразительные возможности аппликации. Выразительные возможности графических материалов. Выразительность материалов для работы в объеме. Выразительные возможности бумаги. Неожиданные материалы (обобщение темы). | 8ч. |
2. | Реальность и фантазия | Изображение и реальность. Изображение и фантазия. Украшение и реальность. Украшение и фантазия. Постройка и реальность. Постройка и фантазия. Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы). | 7ч. |
3. | О чём говорит искусство | Изображение природы в различных состояниях. Изображение характера животных Изображение характера человека: женский образ. Изображение характера человека: мужской образ Образ человека в скульптуре Человек и его украшения О чем говорят украшения Образ здания В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы) | 11ч. |
4. | Как говорит искусство | Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. Тихие и звонкие цвета. Что такое ритм линий. Характер линий. Ритм пятен Пропорции выражают характер. Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности. Обобщающий урок года. | 8ч. |
3 класс ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС. /34ч./
№ | Части | Темы | Кол-во часов |
1. | Искусство в твоем доме | Твои игрушки Посуда у тебя дома. Обои и шторы в твоем доме. Мамин платок. Твои книжки. Открытка Труд художника для твоего дома (обобщение темы). | 8ч. |
2. | Искусство на улицах твоего города | Памятники архитектуры Парки, скверы, бульвары. Ажурные ограды. Волшебные фонари Витрины Удивительный транспорт Труд художника на улицах твоего города (села) (обобщение темы). | 7ч. |
3. | Художник и зрелище | Художник в цирке. Художник в театре. Театр кукол. Маски. Афиша и плакат. Праздник в городе. Школьный праздник-карнавал (обобщение темы). | 11ч. |
4. | Художник и музей | Музеи в жизни города. Картина – особый мир. Картина-пейзаж. Картина-портрет. Картина-натюрморт. Картины исторические и бытовые. Скульптура в музее и на улице. Художественная выставка (обобщение темы). | 8ч. |
4 класс. КАЖДЫЙ НАРОД — ХУДОЖНИК (ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ ВСЕЙ ЗЕМЛИ.) /34ч./
№ | Части | Темы | Кол-во часов |
1. | Истоки родного искусства | Пейзаж родной земли. Деревня — деревянный мир. Красота человека. Народные праздники (обобщение темы). | 8ч. |
2. | Древние города нашей Земли | Родной угол Древние соборы. Города Русской земли. Древнерусские воины-защитники. Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва Узорочье теремов. Пир в теремных палатах (обобщение темы). | 7ч. |
3. | Каждый народ — художник | Страна Восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Народы гор и степей. Древняя Эллада Европейские города Средневековья Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы). | 11ч. |
4. | Искусство объединяет народы | Все народы воспевают материнство. Все народы воспевают мудрость старости. Сопереживание — великая тема искусства. Герои, борцы и защитники. Юность и надежды. Искусство народов мира (обобщение темы). | 8ч. |
Формы и средства контроля
Данная рабочая программа предполагает проведение текущего контроля знаний учащихся в следующих формах:
- устный опрос во время урока;
- уроки – путешествия;
- уроки – игры;
- уроки – викторины;
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.
Основная литература
Учебно-методический комплект:
1. Неменская, Л. А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс : учеб.дляобщеобразоват. учреждений / Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2013.
2. Л.А. Неменская, Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 1 класс. Пособие для обучающихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение.
3. Е.И. Коротеева. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012.
4. Л.А. Неменская, Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 2 класс. Пособие для обучающихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение.
5. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. / (Н.А. Горяева, Л.А. Неменская, А.С. Питерских и др.); под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2013.
6. Л.А. Неменская, Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 3 класс. Пособие для обучающихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение.
7. Неменская Л. А. Каждый народ – художник: Учебник для 4 класса /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2011г
8. Л.А. Неменская, Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс. Пособие для обучающихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение.
Дополнительная литература:
- Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1-4классы/[Б.М. неменский, Л.А. Неменская, Е.И. Коротеева и др.]; под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2013. – 240с.
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства.
- Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, обучающие программы по предмету.
Технические средства обучения.
- Аудиторская доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.
- Экспозиционный экран.
- Персональный ноутбук.
4. Образовательные ресурсы (диски).
Учебно-практическое оборудование.
- Краски акварельные, гуашевые.
- Тушь.
- Бумага А4.
- Бумага цветная.
- Фломастеры.
- Восковые мелки.
- Кисти беличьи, кисти из щетины.
- Емкости для воды.
- Пластилин.
- Клей.
- Ножницы.
6. Модели и натурный фонд.
- Муляжи фруктов и овощей.
- Гербарии.
- Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
- Гипсовые геометрические тела.
- Керамические изделия.
- Предметы быта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по ИЗО 1 класс Неменский
Рабочая программа содержит пояснительную записку, программу по изобразительному искусству; развернутое тематическое планирование с ууд, содержанием урока, оборудованием, деятельностью учащихся....
Рабочая программа по ИЗО автор Б.Неменский
Рабочая программа с тематическим планированием...
Рабочая программа по ИЗО Б.М.Неменского. 2 класс
Программа соответствует ФГОС...
Рабочая программа Изобразительное искусство(Б.М.Неменский) ФГОС 4 класс
Рабочая программа "Изобразительное искусство"(Б.М.Неменский) ФГОС 4 класс...
Рабочая программа Изобразительное искусство(Б.М.Неменский) ФГОС 1 класс
Рабочая программа Изобразительное искусство(Б.М.Неменский) ФГОС 1 класс...
Рабочая программа по курсу ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО (Неменского Б.М) 3 класс ФГОС
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданин...
Рабочая программа по технологии ( Б.М. Неменский)
Программа составлена с учётом 1ч. в неделю. Содержание раздела "Художник и зрелище" нацелено на создание учебного проекта "Кукольный спектакль"....