Программа объединения по интересам детей. «Тестопластика»
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему
Программа разработана для учащихся коррекционной школы VII вида , для детей 3-4 классов. Ученые исследовательского института физиологии подтверждают связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Уровень развития речи также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Систематическая тренировка пальцевой моторики является стимулирующей для общего развития ребенка. Занятия проходят в течении учебного года еженедельно по 2 часа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_obedineniya_testosplastika.doc | 103.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа объединения по интересам детей.
«Тестопластика»
Программу составила:
Воспитатель Дьяченко Л.В.
Пояснительная записка.
Когда-то давным-давно, в седую старину, люди начали лепить хлебные лепешки из муки и воды и обжигать их на раскаленных камнях. Из теста выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия. Изготовление теста из муки, соли и воды является старинным обычаем и применялось для выполнения фигурок из народных сказаний и в религиозных целях. Еще древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для преклонения перед своими божествами. В Германии и Скандинавии издавна было принято изготавливать пасхальные из рождественские сувениры из соленого теста. Различные медальоны, венки, кольца и подковы вывешивались в проеме окон или крепились к дверям. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома, который они украшают, удачу и благоденствие. В странах Восточной Европы популярны большие картины из теста. У славянских народов такие картины не раскрашиваются и имеют обычный для выпечки цвет, что считается особенно привлекательным. В Греции и Испании во время торжеств в честь Богоматери на алтарь кладут великолепные хлебные венки, украшенные пышными орнаментами. Даже в далеком Эквадоре мастера художественных промыслов делали поделки из яркоокрашенного теста. У индейцев такие фигурки из теста раньше имели символический или мистический смысл. В Китае начиная с 17 века делали марионетки из теста. В Гималаях используют деревянные формы для жертвенных культовых фигур из ячменной муки. Когда главным символом рождества стала елка бедные люди изготавливали из хлебного теста рождественские украшения. Для сохранения украшений от поедания мышами и насекомыми в тесто добавляли большое количество соли. Так возникло соленое тесто.
На Руси фигурки из этого материала дарили на Новый год в знак благополучия, плодородия, сытости. Еще в те времена, когда на Руси Новый год праздновали 1 сентября, а заодно и свадьбы играли, было принято дарить фигурки из соленого теста. А украшали их росписью, характерной для той местности, где жили наши предки. Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме, - символ богатства и благополучия в семье. И хлеб с солью будут всегда на столе. Вот почему эти фигурки нередко называли очень просто - "хлебосол". Возрождение этой старой народной традиции расширило применение соленого теста. Оно оказалось прекрасным материалом для детского творчества. Хотя поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Работа с ним доставляет удовольствие и радость.
Т.к данное объединение существует в коррекционной школе-интернате, то оно является не только объединением по интересам, но и коррекционной работой. Ученые исследовательского института физиологии подтверждают связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Уровень развития речи также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Систематическая тренировка пальцевой моторики является стимулирующей для общего развития ребенка. Поэтому на занятиях с детьми я использую кинезиологические упражнения на синхронизацию работы полушарий головного мозга, различные пальчиковые игры, массаж кистей рук с проговариванием стихов. Лепка – одно из полезнейших занятий для ребенка, одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Работа с мягким пластичным материалом успокаивает, снимает напряжение и тревогу, позволяет вести себя естественно и непринужденно. Итак, воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руки, пальцы, что способствует развитию речи, развивают наблюдательность, детскую фантазию.
Цель программы: научить лепке из солёного теста, развивать художественные способности абстрактное мышление и воображение.
Задачи:
- повышать сенсорную чувствительность (способность тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций);
- развивать общую умелость, мелкую моторику, пространственное мышление и воображение;
- формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел.
Инструменты и материалы.
Маленькая скалочка, противень, баночка с водой, кисточка для смачивания теста, ситечко, чесноковыжималка, формочки для вырезания теста, фольга, небольшой ножичек и стеки. Всегда под рукой должны быть также чашечка с мукой и доска для раскатывания теста и, наконец, небольшая кастрюлька с водой и полотенце, ведь в процессе работы очень часто приходится мыть руки и очищать от налипшего теста инструменты.
Фактурный рисунок на заготовки наносят при помощи различных штампиков (можно использовать все, что есть под рукой, главное, чтобы рисунок получался рельефным).
Рецепт соленого теста: 2 стакана муки (можно в муку, не выходя из нормы двух стаканов, добавить сухой крахмал. Например, 1 1/2 ст. муки + 1/2 ст. крахмала. С добавлением крахмала тесто станет более эластичным. Из такого теста особенно хорошо получаются тонкие детали, например, лепестки цветов.), 1 стакан соли, 1 неполный стакан воды, примерно 180 г, можно добавить 2 стол. ложки клея ПВА. Вместо воды можно сварить клейстер из крахмала. Смешать все компоненты. Вымесить тесто до тех пор, пока масса не станет однородной и эластичной, если тесто получается жидковатым, то можно вымешивать его дальше, добавляя понемногу муки до тех пор, пока оно не станет упругим. Лепить или вырезать фигурки нужно сразу на противне. Противень предварительно следует увлажнить водой, в таком случае между изделием и поверхностью противня не образуются пузыри, следовательно, поверхность изделия будет ровной и устойчивой.
Во время работы тесто следует хранить в закрытой посуде или в полиэтиленовом пакете.
Способы сушки.
Сушка в духовке. Нужно исходить из того, что изделие толщиной 5 мм сушится в течение 1 часа. Температура при этом должна быть 75 градусов.
Воздушная сушка. Самый экономичный, но и самый длительный. При воздушной сушке влага из изделия испаряется очень медленно - за 1 день изделие просушивается не более чем на 1 мм толщины. Такую сушку целесообразнее всего проводить летом, когда можно использовать тепло солнечных лучей (зимой на батарею украшения ни в коем случае класть нельзя!).
Комбинированная сушка. Она более всего подходит для объемных лепных украшений: изделия выдерживают несколько дней на солнце, затем досушивают в духовке.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
Вводное занятие. Знакомство с преимуществом соленого теста(рецепт, способы сушки теста, инструменты для работы) | 2 | |
Лепка композиции «Осенние дары природы» | 4 | |
Раскрашивание композиции«Осенние дары природы» | 2 | |
Оформление композиции «Осенние дары природы» | 2 | |
Лепка настенного панно «Чайный стол» | 4 | |
Раскрашивание настенного панно «Чайный стол» | 2 | |
Оформление настенного панно «Чайный стол» | 2 | |
Лепка композиции «Давайте дружить»(коллективная работа) | 2 | |
Раскрашивание композиции «Давайте дружить» (коллективная работа) | 2 | |
Оформление композиции «Давайте дружить» (коллективная работа) | 2 | |
Лепка композиции «Рождественские подарки» | 4 | |
Раскрашивание композиции «Рождественские подарки» | 2 | |
Оформление композиции «Рождественские подарки» | 2 | |
Изготовление ёлочных игрушек | 2 | |
Изготовление сувенира ко дню святого Валентина (работа по замыслу) | 2 | |
Раскрашивание сувенира ко дню святого Валентина(работа по замыслу) | 2 | |
Лепка композиции «Защитникам Отечества» | 2 | |
Раскрашивание композиции «»Защитникам Отечества | 2 | |
Оформление композиции «Защитникам Отечества» | 2 | |
Лепка композиции «Подарок к 8 марта» | 2 | |
Раскрашивание композиции «Подарок к 8 марта» | 2 | |
Оформление композиции «Подарок к 8 марта» | 2 | |
Лепка композиции «Весна - красна» | 2 | |
Раскрашивание композиции «Весна - красна» | 2 | |
Оформление композиции «Весна - красна» | 2 | |
Изготовление объемных поделок к празднику Святой пасхи | 2 | |
Раскрашивание поделок к празднику Святой пасхи | 2 | |
Оформление поделок к празднику Святой пасхи | 2 | |
Лепка композиции «Победа наших дедов» | 2 | |
Раскрашивание композиции «Победа наших дедов» | 2 | |
Оформление композиции «Победа наших дедов» | 2 | |
Лепка на свободную тему (Обмен опытом между учащимися) | 4 | |
Итоговое занятие. Подготовка выставки поделок | 2 | |
ИТОГО: | 74
|
Литература:
1.Е. Бычкова Лепим из солёного теста. Москва. Полиграфиздат. 2009.
2.ПОДЕЛКИ И СУВЕНИРЫ ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТА,ТКАНИ,БУМАГИ И ПРИРОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ. Москва. Мой мир. 2006.
3.Н.В.Волкова 100 замечательных поделок из всякой всячины. Ростов-на-Дону. Феникс 2009
4.Сюзи О`Рейли Лепка Санкт-Петербург.1997
5.И. Хананова СОЛЕНОЕ ТЕСТО. Москва. 2007.
6.Г. Чаянова СОЛЕНОЕ ТЕСТО ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ. Москва. Дрофа-Плюс. 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Указ президента РФ "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017г"
В материале были сделаны основные выжимки из Указа президента РФ В.В.Путина "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017г". Этот Указ можно обсуждать на методических объедин...
Программа объединения дополнительного образования детей "Радуга" (Детское творчество и рукоделие, 7-10 лет)
Программа разработана мною для использования в обучении детей детскому творчеству и рукоделию на протяжении 4 учебных лет.в программе представленыпояснительная записка, организационно-педагогические о...
Рабочая программа декоративно-прикладного творчества по тестопластике.
Рабочая программа декоративно-прикладного творчества по тестопластике....
Занятие по внеурочной деятельности объединения по интересам «Православная культура». Тема: "СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ - ВЕЛИКИЙ СВЯТОЙ РУССКОЙ ЗЕМЛИ"
В ходе занятия дети сами рассказывают о проделанной работе, знакомятся с материалами, собранными учащимися. В центре занятия – презентация, она отражает весь жизненный...
Статья. « Стратегические линии Российской образовательной политики в интересах детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающие соблюдение социально правовых гарантий детей с ОВЗ на получение качественного образования »
Одним из важнейших направлений государственной политики Российской Федерации в области образования является обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА творческого объединения «Размышляйка» для детей 7-8 лет.
Актуальность работы по развитию логического мышления и моторики детей в 1 классе обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в этом возрасте интенсивно развив...
конспект занятия объединения по интересам "Мукосолька" Рождественский вертеп (работа с шаблонами)
В ходе занятия воспитанники познакомятся с одним из основных христианских праздников – Рождество Христово; расширят свои знания о современных материалах, инструментах и приспособления...