Секреты волшебного рисунка
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 2 класс) по теме
Методическая разработка открытого урока по рисованию во 2 классе. Хохломская роспись, Гжельская роспись, Городецкая роспись, Дымкавская игрушка. С использованием интероактивной доски.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka.docx | 20.2 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Организационный момент
Учитель. Дети, посмотрите на свои руки. У мальчиков они большие, сильные. У девочек – нежные, ласковые. Мы любим свои руки, ведь они могут все: и обнять друга, и поднять упавшего товарища, и дать корм голодным птицам, и красиво нарисовать, вышить.
Что за чудо-чудеса:
Раз рука и два рука!
Вот ладошка правая,
Вот ладошка левая.
И скажу вам не тая,
Руки всем нужны друзья.
Сильные руки не бросятся в драку.
Добрые руки погладят собаку,
Умные руки умеют лепить.
Чуткие руки умеют дружить.
– Сегодня на уроке мы узнаем, что же могут эти руки.
2. Беседа о росписи, ее многообразии
Хохлома.
– А начну я свой рассказ с одной интересной легенды.
Давным-давно от царской немилости сбежал в керженские леса за Волгу мастеровой человек. Срубил он себе избу, смастерил из дерева лавки, стол, полки, потом дело дошло и до посуды. Опять же из дерева он вырезал чашки, плошки, ложки. Стали прилетать к нему птицы. Стал человек кормить их пшеном. Однажды к нему пожаловала и сама Жар-птица. Понравилось ей жить в необычной семье.
Но долго задерживаться на одном месте она не могла – надо было лететь дальше. Когда она улетела, в благодарность за доброту взмахнула крылом и коснулась им посуды, которую мастер изготовил, – и стала та золотой.
Никто Жар-птицу не видел, поэтому каждый хохломской мастер рисует ее по0своему. А еще любят хохломские мастера рисовать различные сказочные, фантастические цветы да ягоды: землянику, смородину, рябину, калину.
(показ слайдов.)
Все листочки – как листочки,
Здесь же каждый – золотой.
Красоту такую люди
Называют хохломой.
Практическая работа
Гжель
– Это была роспись деревянной посуды. Умельцы на Руси всегда славились еще и гончарным мастерством. Чтобы посуда из глины была красива, ее тоже расписывают. В росписи посуды прославились мастера из города Гжель. На прилавках наших магазинов часто можно видеть щедро украшенные нарядной росписью кувшины и кружки, сахарницы и чайники, вазы, тарелки, кувшины. Сочные синие цвета и травы сплошь заполняют белый фон, то гибкой линией оплетают изделие, подчеркивая его округлость формы.
(Показ слайдов)
– Стихи о росписи гжельских мастеров.
Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь:
Известно всем в народе ее названье – Гжель.
Гордятся в Гжели жители небесной синевой,
Не встретите на свете вы красоты такой!
Голубизну небесную, что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашку легко перенесла.
У каждого художника есть свой узор любимый,
И в каждом отражается сторонушка родимая.
Ее трава шелковая, ее цветы весенние –
И мастерство волшебное достойны восхищения.
И действительно, посмотрите, какая красота родилась под кистью художника, какие сказочно красивые узоры и это притом, что в росписи используется всего один цвет - Синий кобальт
Практическая работа
Сине-голубые
Розы, листья, птицы.
Увидев вас впервые,
Каждый удивится.
Чудо на фарфоре -
Синяя купель.
Это называется
Просто роспись… (гжель).
Чудо с синими цветами,
Голубыми лепестками,
Синими цветочками,
Нежными виточками.
На белом фарфоре,
Как на заснеженном поле,
Из-под белого снежочка
Растут синие цветочки.
Неужели, неужели,
Вы не слышали о Гжели.
3. Физкультминутка
Дымковская игрушка
Ах! Чуть жив от восхищенья!
Чудо всем на удивленье:
Расписные медвежата,
Барыни, коньки, утята,
Расписные даже хрюшки –
Царство дымковской игрушки!
Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз
И о дымковской игрушке
Поведем сейчас рассказ.
Дымковская игрушка называется так потому, что родилась она в слободе Дымково, недалеко от города Вятка .Игрушки были самым ярким украшением ярмарок, где проходили праздничные гуляния с озорным названием – Свистунья.
– Послушайте легенду.
Однажды к городу подошли враги. Городу грозила неминуемая гибель. Тогда вятичи придумали хитрость. Все жители города, даже малые дети, получили по глиняной игрушке. Подкравшись ночью к вражескому стану, они подняли отчаянный свист. Так, наверное, свистел Соловей-Разбойник, от свиста которого отлетали маковки на теремах, шатались деревья и замертво падали птицы.
Кочевники решили, что их окружает дружины, подоспевшие вятичам на выручку, и в страхе бежали. Так дымковские игрушки спасли город.
Показ слайдов
Практическая работа
Городецкая роспись
По розанам и купавкам
Городецкий скачет конь,
И в цветах весь утопает,
До чего ж красивый он.
Городецкая роспись получила свое название по названию города в Нижегородской области, где с давних времен мастера расписывали свои работы особыми, непохожими не на какие другие росписи, изображениями. Рисунки цветов, птицы, кони, девицы и молодцы особым образом украшали домашнюю утварь.
Городецкая роспись – как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Посмотрите на роспись – сочность красок манит.
Городецкая роспись душу нам веселит.
Мастер писал послойно темперными или масляными красками. Сначала крупной кистью прописывался замалевок- цветовое пятно круглой формы. Эти пятна и определяли композицию росписи. Они дополнялись более сложными элементами цветка. Затем, работая мелкими кистями, мастер пишет серединку и дужки лепестков. Последние штрихи работы – оживки, выполняются белой краской. В росписи применяется ограниченная цветовая палитра: красный, синий, зеленый, желтый черный цвета, но работы от этого совсем не проигрывают. Мастера превосходно владели чувством цветовой гармонии.
Показ слайдов
Практическая работа
А как вы думаете, возможно, ли создать такую красоту при помощи компьютера? Посмотрим.
4. Выставка работ учащихся.
5. Итог урока
– Декоративно-прикладное искусство живет уже несколько веков. Старшие поколения умельцев старались, чтобы народное искусство передавалось из поколения в поколение. До сих пор ваши родители хранят дома предметы, которые делали своими руками бабушки и дедушки, – это вышивка, ковры, посуда.
– Ребята, что нужно делать, чтобы декоративно-прикладное искусство развивалось, процветало?
– Да, нужно всем стараться что-то делать своими руками, украшать наш дом, школу.
– Мы сегодня говорили, что наши руки могут многое. Приложите сою руку к сердцу. Что вы чувствуете?
– Да, мы чувствуем, как бьются наши сердца. Мое большое, а ваши маленькие, как кулачки. Иногда человеку говорят: “У тебя доброе сердце”, “У тебя большое сердце”. Мне хотелось бы, чтобы ваши сердца были открыты для доброты, красоты и хороших поступков, а для этого у вас есть очень хорошие помощники – ваши добрые, трудолюбивые, крепкие руки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительные авторские программы художественно - эстетической направленности: «ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА», «СМОТРЮ НА МИР ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА», «ВОЛШЕБНЫЕ СЕКРЕТЫ ХУДОЖНИКА», «В МИРЕ ХУДОЖНИКА - СКАЗОЧНИКА».
Хочу вашему вниманию представить мною разработанные 4 программы.Авторская программа«ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»Авторская программа«СМОТРЮ НА МИР ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА»Авторская п...
Проектная работа "Волшебное слово и волшебная кисть"
Проектная работа заняла 3 место в окружном конкурсе научно - исследовательских и проектных работ "Открытие" в номинации "Кино, театр и мир искусства"....
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ НА ТЕМУ «СЕКРЕТЫ ЗДОРОВЬЯ». Сказки «Репка», «Секреты здоровья». ( с участием учащихся 4 –го класса).
Сказки «Репка», «Секреты здоровья».( с участием учащихся 4 –го класса)....
Учебный проект "Секреты волшебных сказок"
Цель представленной работы-разработка учебного проекта в образовательной области "Литературное чтение".Цели занятия:учить характеризовать сказку как жанр; знать виды сказок; знать признаки, ...
Технологическая карта по информатики. Тема урока:«Общее и особенное. Графический редактор Paint: создание одинаковых фрагментов рисунка.(создание рисунка по образцу )», УМК «Школа 2100» (3 класс)
Тип урока: урок «открытие» знания Цель урока: Формирование умений называть отдельные предметы заданной группы и давать общее имя группе предметов.Задачи урока Дидактические:1. На...
Первые рисунки для первого знакомства. Обзор рисунков первоклассников на свободную тему.
Основным содержанием статьи является обзор рисунков первоклассников по заданию "Свободная тема рисунка".В статье можно узнать об осоенностях детских рисунков. . Также читель узнает...
Презентация по ИЗО Рисунок. Виды рисунков
Презентация составлена для учащихся начальных классов...