Конспект урока по ИЗО "Зимой и летом - разным цветом"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме

Марина Юлия Александровна

Изучение холодных и тёплых цветов. Знакомство с цветовым кругом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimoy_i_letom_-_raznym_cvetom.docx25.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по курсу "Изобразительное искусство" для 1 класса.

Предмет:  ИЗО

Тема урока: ЗИМОЙ И ЛЕТОМ – РАЗНЫМ ЦВЕТОМ

Цель урока :   знакомство с палитрой теплых и холодных цветов и способах их выражения.

Задачи:

  1. Предметные: познакомить учащихся с основами цветоведения, дать понятие цветового круга, основных, составных цветов и дополнительного цвета; холодного и тёплого цветов, насыщенности цвета, находить гармоничные цветовые сочетания, формировать представления о воздействии цвета на эмоциональную сферу человека.
  2. Метапредметные: продолжить способствовать развитию способности к сопоставлению, наблюдательности, внимания, развитие способности к аналитико-синтетическому мышлению, расширение кругозора.
  3. Личностные : развивать культуру зрительного восприятия, умение анализировать, сравнивать, развивать умение формулировать и высказывать свои мысли; расширение кругозора.

Тип урока: урок изложения нового материала

Формы работы учащихся : индивидуальная, фронтальная и групповая.

Оборудование: Запись П. И. Чайковский «Лето», «Зима», цветовой круг, репродукции картин Рембранта, Рубенса, Д. Левицского, другие ( Эль Греко, В, Борисова-Мусатова, П. Пикассо

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

  1. Организация класса

Включение в деловой ритм.

Подготовка класса к  работе.

Словесный, мотивации учебной деятельности

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные:

планирование учебного

сотрудничества с учителем  и сверстниками.

  1.  Актуализация знаний

Выявляет уровень знаний.

Определяет типичные недостатки.

- Скажите, а чем пользуемся мы, выступая в роли художниками, когда хотим передать свои чувства и эмоции(красками и кистью).

- А чем пользуется композитор? (звуками)

Запись П. И. Чайковский «Лето», «Зима».

- Что вы можете сказать о данных произведениях?

- В чём их различие?

- Какими красками вы смогли бы нарисовать рисунки к данным произведениям?

Выполняют задание,

тренирующее отдельные

способности к учебной

деятельности, мыслительные

операции и учебные навыки

Прослушивание музыки.

Наглядный, словесный,

познавательный

Коммуникативные:

планирование учебного

сотрудничества с учителем  и сверстниками. Познавательные: 

логические - анализ объектов.

  1.  Сообщение темы урока
  1. Постановка проблемы
  2. Поиск решения.
  3. Открытие нового
  4. Обобщение

Активизирует знания учащихся.

Создаёт проблемную ситуацию.

- А теперь давайте рассмотрим иллюстрации. Что вы можете о них сказать?

- Назовите холодное время года. А какое время года очень тёплое, жаркое? Перечислите характерные цвета зимы и лета.

- А как художнику удаётся передать на холсте все эти характерные признаки того или иного времени года?

- Трудно не согласиться с тем, что каждое время года словно окрашено своими красками. Было замечено, что в холодное время года преобладают синие, голубые, фиолетовые от"

тенки; а в теплое и жаркое время года доминируют желтые, оранжевые и красные оттенки. Обратите внимание на слово

«оттенки». Если рисунок или картину просто раскрасить

цветами определенной цветовой гаммы без оттенков, то по"

лучится не слишком красиво и однообразно.

- Как вы думаете, над чем мы сегодня будем работать на уроке?

Ставят цели, формулируют

(уточняют) тему урока.

Проблемный

Регулятивные: разбираться в выборе цветовой гаммы для

определенного времени года.

Познавательные: 

самостоятельное выделение – формулирование

познавательной цели;

логические: формулирование

проблемы.

Личностные: понимание красоты окружающего мира и бережного отношения к природным явлениям.

  1.  Работа над новым материалом

Организует учащихся по

исследованию проблемной ситуации.

- Вспомните цветовой круг, который мы сделали на прошлом уроке. Видите

(с. 47, рис. 1), круг делится на две

половинки: более светлую и более

тёмную. Согласны ли вы со словами, написанными на этих половинках?

- Также на рис. 2 показано, как и с помощью каких красок можно создать светлые и темные оттенки каждого цвета.

На рисунке отчетливо видно, что для затемнения красок надо добавить в выбранный цвет – черную краску; а для того

чтобы получить более светлые оттенки, необходимо добавить

каплю белой краски. Надо понимать, что чем больше белой

или черной краски добавляется в цвет, тем краска становится или светлее, или темнее.

Тёплые цвета: красные, жёлтые, оранжевые и все другие, в которых есть частичка этих цветов .Тёплые цвета напоминают цвет солнца, огня, которые в природе дают тепло.

Холодные цвета: синие, голубые, зелёные, сине-фиолетовые, сине-зелёные и цвета, которые можно получить от смешения с названными цветами.

Холодные цвета ассоциируются в нашем представлении с чем-то действительно холодным – льдом, снегом, водой, лунным светом и т. д.

Интересно, что тёплые цвета наилучшим образом сочетаются с чёрным цветом, холодные цвета наилучшим образом сочетаются с белым цветом.

В творчестве любого художника есть периоды, когда он отдаёт предпочтение той или иной цветовой гамме.

Ещё примеры: Так, испанский художник П. Пикассо одно время работал с холодными цветами, а в другой период – с тёплыми (так называемые розовый и голубой периоды в его творчестве) Одни художники пишут красками тёплого оттенка (Рембрант, Рубенс, Д. Левицский, Тициан, В. Тропинин) другие отдают предпочтение холодным цветам ( Эль Греко, В, Борисов-Мусатов)

- Оказывается, есть даже такая наука, как цветоведение – наука о цвете.

Составляют план достижения

цели и определяют средства

(алгоритм, модель и т.д.)

Информационно-рецептивный,

объяснительно-иллюстративный,

практический.

Регулятивные: планирование,

прогнозирование;

Познавательные: приобретение новых знаний о цветовом

круге.

Логические :

решение проблемы, построение

логической цепи рассуждений,

доказательство, выдвижение

гипотез и их обоснование, Личностные: 

проявление интереса к предметноисследовательской (учебнопознавательной) деятельности, предложенной в учебнике;

коммуникативные :

инициативное сотрудничество в

поиске и выборе информации.

5.  Физминутка

Игровой прием здоровьесбережения учащихся.

- Я буду загадывать загадки и если отгадкой будет холодный цвет, то вы топаете, а если тёплый – хлопаете.

Я бычок, но не реву,

Потому, что я влюбленный! -

Я люблю щипать траву,

А любимый цвет -...

Ответ: Зелёный

На картине небо ясным

Нарисуем мы с тобой

И его закрасим краской

Как обычно -...

Ответ: Голубой

Говорила мама Боре:

- Не пойдем сейчас - опасно!

Потому, что в светофоре

Не зеленый свет, а ...

Ответ: Красный

Я бы красить василек

Даже черным цветом мог!

Но, не бойтесь, не покрашу!

Цвет его намного краше!

Ответ: Синий

Одуванчику привет!

И привет купальнице!

Ваш веселый, яркий цвет

Всем нам очень нравится!

Ответ: Жёлтый

Апельсинчик трогал Леша,

Ласково поглаживал:

- Ты красивый и хороший,

Круглый и ...

Ответ: Оранжевый

Маме в качестве подарка

Выбирайте розы вы!

Цветом красным, но не ярким,

По простому - ...

Ответ: Розовый

У тетрадного листочка

И у сахара кусочка,

И у соли, и у мела

Цвет какой бывает? -...

Ответ: Белый

Он из всех неяркий самый,

Только веришь или нет -

Можно видеть этот цвет

И с закрытыми глазами!

Ответ: Чёрный

Волк, ворона, воробьишка,

Слон и маленькая мышка -

Все они зимой и летом

Одинаковые цветом!

Ответ: Серый

метод фронтальной организации учащихся.

Регулятивные: контроль, оценка,

коррекция;

коммуникативные:

управление поведением

партнёра – контроль, коррекция,

оценка действий партнёра.

6. Первичное закрепление (Дифференцированное задание и творческое задание в группах)

Устанавливает осознанность

восприятия. Первичное обобщение. Организует деятельность по

применению новых знаний.

- Раскрасьте лист оттенками го-

лубого, синего и фиолетового – от

тёмного внизу до светлого наверху

в одном из выбранных направлений.

- Поверх рисунка можно рисовать чёрным или белым.

- А теперь проведите волнообразные линии оттенками жёлтого, оранжевого, красного от тёмного внизу до светлого вверху в одном из выбранных направлений.

Для прорисовки деталей подбирай

цвета самостоятельно. Они наносятся вторым слоем.

_-А теперь задания по группам.

Задание мальчикам

Выполнить рисунок в холодной

цветовой гамме – она сдержанная и более суровая, чем теплая. Сюжет желательно придумать каждому свой.

Задание девочкам

Девочки могут выполнить работу в теплой цветовой гамме, создавая свой сюжет.

Решают типовые задания с

проговариванием алгоритма

вслух. Групповая работа.

практический, метод контроля,  самоконтроля, взаимоконтроля, частично-поисковый.

Регулятивные: контроль, оценка,

коррекция;

познавательные:

осознавать познавательную задачу, умение

структурировать знания, выбор

наиболее эффективных способов

решения задания,

пользоваться знаками, символами, изображениями,

приведенными в учебнике,

понимать содержание рисунков в рубриках «Впечатление» и «Выражение»;

Коммуникативные: – следить за действиями других участников в совместной деятельности,  осуществлять совместную деятельность в

группе с учетом конкретных задач;

 

7. Рефлексия

(итог урока)

Организует рефлексию.

-Закончите предложение.

Я приобрёл знания о…
Я научился…
Мне еще нужно учиться…

Я понял, что…
Было трудно…
Было интересно…
Хочу сказать “спасибо”…

Осуществляют самооценку

собственной учебной

деятельности, соотносят цель и

результаты, степень их

соответствия

познавательно-рефлексивный, словесный.

Коммуникативные:

управление поведением

партнёра – контроль, коррекция,

оценка действий партнёра.

познавательные: рефлексия;

личностные:

смыслообразование.

Регулятивные: самооценка своих действий согласно

заданной последовательности действий.

Личностные:

 осознания себя как части природы;

первоначальный уровень понимания красоты, уникальности природы и окружающего мира.

8. Дифференцированное домашнее задание

Подобрать стихотворения о разных цветах(по желанию)

Словесный, наглядный

9.  Выставление оценок

словесный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок ИЗО «Зимой и летом разным цветом» в 1 классе по системе Занкова.

Урок даёт возможность показать красоту русской природы в живописи на примере произведений русских художников, развивать образную память. На уроке прослеживаются межпредметные связи изобразительн...

Конспект урока ИЗО в 1 классе «Зимой и летом разным цветом»

Знакомство учащихся с основами цветоведения...

Конспект урока по математике "Решение задач разными способами"

Конспект урока по математике. Тема: "Решение задач разными способами". 2 класс...

Конспект урока технологии в 1-2 классе "Цветы из карандашных стружек"

Через участие в коллективном творчестве, где каждый может самореализоваться, а также, работая в группе, можно  привлечь детей к к специально - организованным наблюдениям в природе, сконцентрирова...

Конспект урока по изобразительному искусству 2 класс «Цвет как средство выражения. Тихие цвета»

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления с понятием «тихие» цвета и учить использовать их в рисовании подмалёвка весеннего пейзажа.Планируемые результаты предметные:-зн...

Конспект урока по теме «Ритм линий, пятен, цвет, пропорции- средства выразительности. Ваза с цветами» ( УМК «Школа России» , 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения у обучающихся создавать картину ваза с цветами.Планируемы результаты:Предметные:- знать, что такое «ритм линий, пятен, цвет, пропорции»;- уме...

Конспект урока изобразительного искусства 2 класс. Тема: "Цвет как средство выражения. Тихие цвета". Неменский Б.М.

Конспект урока изобразительного искусства 2 класс. Тема: "Цвет как средство выражения. Тихие цвета". Неменский Б.М....