Рабочая программа по изобразительному искусству (коррекционной программе VIII вида) 2 класса
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) по теме
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности ребенка с ОВЗ, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izobrazitelnoe_is-vo_2_klass.rar | 30.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет администрации города Славгорода Алтайского края по образованию и делам молодежи
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9»
поселка Бурсоль города Славгорода Алтайского края
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
рук.ШМО нач.классов зам.директора по УВР директор МОУ «СОШ №9»
_____________ Т.Д. Гурина __________ В.А.Мелихова __________ В.С.Глебова
«__» __________ 2012 г. «___» ____________ 2012 г «___» ____________ 2012 г
Рабочая программа по изобразительному искусству
(коррекционной программе VIII вида) 2 класса
Автор: Грошенков И.А
Срок реализации: 2012 – 2013 учебный год
Учитель:
Рудниченко Л.А.
2012 год
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
2 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности ребенка с ОВЗ, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
Школьный курс по изобразительному искусству ставит следующие основные задачи:
способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.
Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.
Прежде чем приступить к этим занятиям, учащихся необходимо к ним подготовить.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
Их главная задача — формирование и обогащение чувственного опыта (умения видеть, слышать, осязать), являющегося необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности школьников. На этом этапе важно также сформировать первичные навыки работы с материалами и инструментами, показать, что рисунки отражают свойства предметов и их отношения, привить интерес к изобразительной деятельности.
В подготовительный период обучения учитель, используя разнообразный игровой и графический материал, проводит работу, направленную на развитие у учащихся зрительного внимания, восприятия предметов и их свойств (формы, величины, цвета, количества деталей и их положения по отношению друг к другу), на формирование представлений. Большое внимание уделяется совершенствованию мелких, дифференцированных движений пальцев и кисти рук, зрительно-двигательной координации, выработке изобразительных навыков. При этом необходимо добиваться, чтобы учащиеся могли осознанно выполнять движения карандашом (фломастером) в заданном направлении, изменять направление движения, прекращать движение в нужной точке.
Все занятия, как правило, проводятся в игровой, занимательной форме. Для этого необходимо иметь соответствующие дидактические пособия: строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, плакаты с образцами несложных рисунков, геометрическое лото, а также различные игрушки.
Эти игры и упражнения на каждом уроке должны заканчиваться графическими действиями учащихся, выполнением простейших рисунков, отражающих решение той или иной задачи.
После определенной подготовки, когда дети приобретут некоторые знания и умения, можно переходить к изображению относительно сложных по форме и строению предметов, хорошо знакомых учащимся и подобранных по сходству с основными геометрическими формами.
ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ
На уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. В процессе занятий школьники получают сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта.
Краткие беседы о декоративно-прикладном искусстве с показом изделий народных умельцев, учебных таблиц и репродукций помогают в определенной степени формированию у учащихся эстетического вкуса.
Занятия по декоративному рисованию должны, как правило, предшествовать урокам рисования с натуры, так как они формируют технические и изобразительные умения учащихся.
РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ
Рисованию с натуры обязательно предшествует наблюдение изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После всестороннего изучения предмета учащиеся передают его в рисунке так, как видят со своего места.
Большое значение на этих уроках имеет правильный отбор соответствующего оборудования и моделей.
Основная задача обучения рисованию с натуры в младших классах — научить детей рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов.
На занятиях по рисованию с натуры очень важно выработать у учащихся потребность постоянно сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться простейшими вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.
РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ
Содержанием уроков рисования на темы являются изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений.
Во2 классе задача тематического рисования сводится к тому, чтобы учащиеся смогли изобразить по представлению отдельные предметы, наиболее простые по форме и окраске. Например, дети рисуют елочные игрушки, снеговика, рыбок в аквариуме, выполняют рисунки к сказкам «Колобок», «Три медведя» и др.
Ставя перед учащимися задачу передать в рисунке какую-либо тему, раскрыть сюжет отрывка литературного произведения, проиллюстрировать текст-описание, учитель должен сосредоточить свои усилия на формировании у них замысла, активизации зрительных образов. После объяснения учителя учащиеся рассказывают, что следует нарисовать, как, где и в какой последовательности.
БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
Беседы об искусстве — важное средство нравственного и художественно-эстетического воспитания школьников.
Во 2 классе занятия ограничиваются рассматриванием изделий народных мастеров (преимущественно игрушек), репродукций художественных произведений, а также разбором иллюстраций в детских книгах. Отдельные уроки для такой работы не отводятся, а выделяется 10—15 минут в начале или в конце урока.
Для подготовки учащихся к пониманию произведений изобразительного искусства важное значение имеет систематическая работа с иллюстративным материалом, рассчитанная на развитие у детей зрительного восприятия.
В младших классах учитель в основном работает над тем, чтобы учащиеся смогли узнать и правильно назвать изображенные предметы.
Во время бесед об искусстве, как и на других уроках рисования, не следует забывать о работе по обогащению словаря и развитию речи учащихся, по коррекции недостатков произношения.
ПРОГРАММА
2 класс
(1 ч в неделю)
ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ
Учить детей проводить от руки прямые линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные), делить отрезок на равные части; развивать умения рисовать от руки основные геометрические фигуры и составлять из них узор в полосе, соблюдая чередование по форме и цвету; составлять узоры из растительных элементов в полосе, квадрате, круге; совершенствовать навык раскрашивания рисунка; равномерно накладывать штрихи без излишнего нажима в одном направлении, не выходя за контур; учить использовать в узорах красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый цвета.
РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ
Учить детей правильно размещать изображение на листе бумаги; различать и называть формы квадратных, прямоугольных, круглых и треугольных предметов; развивать умения замечать и передавать в рисунке квадратную и прямоугольную формы отдельных предметов; соблюдать пространственные отношения предметов и обозначать эти отношения словами посередине, справа, слева; определять существенные признаки предмета, выявляя характерные детали путем расчленения относительно сложной формы; аккуратно раскрашивать рисунок, подбирая цветные карандаши в соответствии с натурой.
РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ
Учить детей передавать в рисунке основную форму знакомых предметов; развивать умения объединять эти предметы в одном рисунке; изображать по представлению округлую форму частей предмета, их величину, а также передавать пространственные отношения предметов и их частей (сверху, снизу, рядом, около).
БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
(2 раза в четверть)
Развивать у детей умение узнавать в иллюстрациях персонажи народных сказок, называть действующих лиц, изображенных на картинке, сравнивать их между собой; называть и дифференцировать цвета.
Знакомить с иллюстрациями к народным сказкам из книг для детей старшего дошкольного возраста (иллюстрации художников Ю. Васнецова, В. Ватагина, В. Лебедева, Е. Рачева, Е. Чарушина и др.).
Примерные задания
П е р в а я ч е т в е р т ь
Рисование с натуры овощей и фруктов. Рассматривание иллюстраций в детских книжках.
Рисование с натуры разных видов грибов (белый, подосиновик, мухомор).
Рисование в полосе узора из листьев и ягод (по образцу).
Самостоятельное составление учащимися узора в полосе.
Рисование геометрического орнамента в квадрате (построить в квадрате осевые линии, полученные треугольники раскрасить цветными карандашами).
Рисование в квадрате узора из веточек с листочками (на осевых линиях).
Рисование на тему «Деревья осенью». Рассматривание иллюстраций в детских книжках.
Рисование с натуры знакомых предметов несложной формы (например, папка, линейка, треугольник чертежный).
Декоративное рисование — узор из цветов для коврика прямоугольной формы.
В т о р а я ч е т в е р т ь
Рисование геометрического орнамента в прямоугольнике (по образцу).
Декоративное рисование — орнамент в квадрате. Рассматривание иллюстраций в детских книжках. Знакомство с городецкой росписью.
Рисование в квадрате узора из веточек ели (на осевых линиях).
Рисование с натуры веточки ели. Рассматривание иллюстраций в детских книжках.
Рисование с натуры праздничных флажков. Рисование с натуры елочных украшений. Рисование на тему «Веточка с елочными игрушками».
Т р е т ь я ч е т в е р т ь
Рисование узора из снежинок (украшение шарфа или свитера).
Рисование на тему «Снеговики».
Беседа по картинам. Рисование с натуры рамки для картины.
Рисование с натуры игрушки-рыбки. Рисование на тему «Рыбки в аквариуме среди водорослей».
Рисование с натуры предмета прямоугольной формы (ранец, портфель, сумка).
Беседа об изобразительном искусстве. Знакомство с Полхов-Майданскими изделиями. Рисование узора в полосе.
Декоративное рисование — узор в полосе для косынки треугольной формы (треугольник — готовая форма).
Рисование с натуры дорожного знака «Впереди опасность» (равносторонний треугольник желтого цвета с черным восклицательным знаком и красной полосой по краям).
Рисование узора в круге — расписная тарелка (круг — готовая форма).
Рисование на классной доске и в тетрадях несложных предметов, сочетающих в себе различные геометрические формы (домик — квадрат и треугольник, тележка — прямоугольник и два круга, скворечник — прямоугольник и треугольник и т. п.).
Ч е т в е р т а я ч е т в е р т ь
Рисование узора в полосе из чередующихся геометрических фигур, данных учителем.
Декоративное оформление открытки «Ракета летит».
Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала.
Рисование с натуры праздничного флажка и воздушных шаров.
Тематический рисунок «Дом, украшенный к празднику флажками и огоньками».
Рисование узора в полосе из цветов и листочков. Узор из цветов в круге (круг — готовая форма). Рисование с натуры весенних цветов.
Беседа по картинам.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги;
ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в соответствии с инструкцией учителя;
использовать данные учителем ориентиры (опорные точки) и в соответствии с ними размещать изображение на листе бумаги;
закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры изображения, направление штрихов и равномерный характер нажима на карандаш;
рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы;
понимать принцип повторения или чередования элементов в узоре (по форме и цвету);
различать и знать названия цветов;
узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально-эстетическое отношение к ним.
Изобразительное искусство(34ч)
1четверть- 8 часов
№ | Название раздела, темы урока | Кол-во час | Тип урока | Форма урока | Информационное сопровождение | дата | |
По плану | фактически | ||||||
1 | Рисование с натуры овощей и фруктов | 1 | изучения нового материала | рисование с натуры | Муляжи. | 2.09 | |
2 | Рисование с натуры разных видов грибов (белый, подосиновик, мухомор) | 1 | изучения нового материала | рисование с натуры | таблица: съедобные и несъедобные грибы, муляжи | 9.09 | |
3 | Рисование в полосе узора из листьев и ягод (по образцу) | 1 | изучения нового материала | рисование по образцу | образец, картинки рябины, калины, др. ягод | 16.09 | |
4 | Самостоятельное составление узора в полосе | 1 | обобщения и систематизации знаний | самостоятельная работа | методичка, картинки ягод, листьев разной формы | 23.09 | |
5 | Рисование геометрического орнамента в квадрате (построить в квадрате осевые линии, полученные треугольники раскрасить) | 1 | изучения нового материала | рисование по образцу | геометрические фигуры: круг, квадрат, овал, прямоугольник | 30.09 | |
6 | Рисование в квадрате узора из веточек с листочками (на осевых линиях) | 1 | изучения нового материала | рисование по образцу | квадрат, веточки с листочками | 7.10 | |
7 | Рисование на тему «Деревья осенью». | 1 | изучения нового материала | беседа по картине «Осень»., рисование на тему | картина «Осень», картинки деревьев | 14.10 | |
8 | Рисование с натуры предметов (линейка, треугольник чертёжный) | 1 | изучения нового материала | рисование с натуры | линейка, треугольник, пенал | 21.10 |
2 четверть- 7 часов
№ | Название раздела, темы урока | Кол-во час | Тип урока | Форма урока | Информационное сопровождение | дата | |
По плану | фактически | ||||||
1 | Узор из цветов для коврика прямоугольной формы | 1 | изучения нового материала | рисование по образцу, объяснение | геометрические фигуры | 07.11 | |
2 | Рисование геометрического орнамента в прямоугольнике (по образцу) | 1 | изучения нового материала | рисование по образцу, беседа по картине | квадрат, картина Васнецова «Алёнушка» | 14.11 | |
3. | Орнамент в квадрате. Знакомство с городецкой росписью. | 21.11 | |||||
3 | Узор из веточек ели в квадрате (на осевых линиях) | 1 | изучения нового материала | демонстрация, рисование по образцу | веточки ели, квадрат, | 28.11 | |
4 | Рисование с натуры веточки ели | 1 | изучения нового материала | рисование с натуры путешествие | веточка ели | 05.12 | |
5 | Рисование с натуры праздничных флажков | 1 | изучения нового материала | объяснение, рисование с натуры | флажки | 12.12 | |
6 | Рисование с натуры елочных украшений | 1 | комбинированный | объяснение, рисование с натуры | елочные украшения | 1912 | |
7 | Веточка с елочными игрушками | 1 | обобщения и систематизации знаний | рисование на тему, демонстрация | веточка ели с елочными украшениями | 26.12 |
3четверть- 10 часов
№ | Название раздела, темы урока | Кол-во час | Тип урока | Форма урока | Информационное сопровождение | дата | |
По плану | фактически | ||||||
1 | Рисование узора из снежинок (украшение шарфа) | 1 | изучения нового материала | рисование по образцу | шарф, образец, | ||
2 | Рисование на тему «Снеговик» | 1 | комбинированный | объяснение, рисование на тему | образец, методичка, круги, иллюстрация снеговика | ||
3 | Рисование с натуры рамки для картины | 1 | комбинированный | рисование с натуры, беседа | рамка для картины, образец | ||
4 | Рисование с натуры игрушки рыбки | 1 | изучения нового материала | рисование с натуры. | игрушка- рыбка, картинки рыбок, | ||
5 | Рисование на тему: «Рыбки в аквариуме среди водорослей» | 1 | обобщения и систематизации знаний | практикум, рисование на тему | картинки рыбок, аквариум .образец | ||
6 | Рисование с натуры портфеля | 1 | комбинированный | объяснение, рисование с натуры | портфель | ||
7 | Знакомство с Полхов - Майданскими изделиями. Рисование узора в полосе. | 1 | комбинированный | рисование по образцу | образцы узоров | ||
8 | Декоративное рисование узора для косынки | 1 | комбинированный | рисование по образцу | образцы узоров | ||
9 | Рисование с натуры дорожного знака «Впереди опасность!» | 1 | изучения нового материала | объяснение, рисование с натуры | картинка дорожного знака «Впереди опасность!», | ||
10 | Рисование геометрических форм | 1 | обобщения и систематизации знаний | объяснение, рисование по образцу | геометрические фигуры, образец, |
4четверть- 9 часов
№ | Название раздела, темы урока | Кол-во час | Тип урока | Форма урока | Информационное сопровождение | дата | |
По плану | фактически | ||||||
1 | Рисование в полосе узоров из квадратов с чередующимися геометрическими элементами | 1 | комбинированный | объяснение, рисование по образцу | геометрические фигуры, образец | ||
2 | Рисование на тему: «Первый спутник» | 1 | обобщения и систематизации знаний | демонстрация, рисование на тему | образец, картинки спутников | ||
3 | Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала | 1 | изучения нового материала | объяснение, рисование с натуры | строительный конструктор | ||
4 | Рисование с натуры праздничного флажка и воздушных шаров. | 1 | изучения нового материала | демонстрация, рисование с натуры | флажки, воздушные шарики, методичка | ||
5 | Декоративное оформление открытки «ракета» | 1 | обобщения и систематизации знаний | объяснение, рисование на тему | сюжетные картинки образец | ||
6 | Рисование узора в полосе | 1 | изучения нового материала | самостоятельная работа | образцы природных и геометрических узоров | ||
7 | Рисование узора в круге | 1 | изучения нового материала | самостоятельная работа | образцы природных и геометрических узоров | ||
8 | Рисование с натуры весенних цветов. Беседа по картинам (народные сказки) | 1 | комбинированный | экскурсия, беседа, рисование с натуры | картинки цветов, книги со сказками, иллюстрации | ||
9 | Свободное рисование | 1 | закрепление | конкурс на лучший рисунок, выставка | методичка, образцы рисунков за учебный год |
Ресурсное обеспечение рабочей программы
1.Грошенков И.А. Занятия изобразительным искусством во вспомогательной школе: Кн. Для учителя.- М.: Просвещение, 1993.- 175с
2. Грошенков И.А Уроки рисования в 1-4 классах вспомогательной школы, Изд. 3-е, испр. и доп. М. «Просвещение» 1975.
Лист изменений в программе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду 3 класс по программе Б.М.Неменского
Структура данной программы соответствует ФГОС - планируемые результаты (ученик научиться/ ученик получит возможность научиться), материально-техническая база, нормы оценок, в тематическом планировании...
Рабочая программа по изобразительному искусству УМК «Школа России» 3 класс
Развернутое тематическое планирование по изобразительному искусству УМК «Школа России» 3 класс...
Урок технологии в 4б(И) классе по теме: «Изготовление открытки по образцу и показу учителя открытки к 8 марта.» (2 урок по теме коррекционная школа VIII вида класс "и"
Урок для 4 класса с глубокой уственной отсталостью, проводится накануне праздника 8 марта....
Рабочая программа по изобразительному искусству для учащихся 1-4 классов. УМК "Начальная школа 21 века".
Рабочая программа по изобразительному искусству адресована учащимся 1 ступени начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школ...
Рабочая программа по изобразительному искусству, УМК "Школа России", 1 класс
Рабочая программа по изобразительному искусству, УМК "Школа России", 1 класс, ФГОС...
Рабочая программа по изобразительному искусству по программе "Школа России"
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа по изобразительному искусству по программе "Школа России"
Рабочая программа по изобразительному искусству по программе "Школа России"...