программы по художественно-эстетическому развитию «Солёная сказка».
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) по теме

Дьяченко Лиана Викторовна

Программа «Соленая сказка» относится к художественно-эстетическому направлению и ориентирована на приобщение детей к древнему виду творчества – тестопластике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_-solyonaya_skazka.doc138 КБ

Предварительный просмотр:

 Программа

«Солёная сказка»

   (тестопластика)

воспитатель: Дьяченко  Л.В.

2012-2013


Пояснительная записка

Направленность программы

Программа «Соленая сказка» относится к художественно-эстетическому направлению и ориентирована на приобщение детей к древнему виду творчества – тестопластике.

Уже с раннего возраста у ребенка должно развиваться чувство прекрасного, эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Это способствует формированию духовно богатой, гармонически развитой личности.

Практика работы с детьми свидетельствует, что лепка из соленого теста (тестопластика) как вид художественной деятельности обладает большим развивающим потенциалом. Поэтому я  решила заняться тестопластикой с детьми коррекционной школы. Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Работа с тестом - это своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений. В процессе лепки из соленого теста у детей  повышается сенсорная чувствительность (способность к тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций); развивается общая ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируются работа обеих рук. Занятия тестопластикой способствуют развитию речи детей. У младших  школьников коррекционной  школы формируется  умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел.

В процессе лепки дети получают возможность устанавливать физические закономерности, овладевать представлениями об изменении веществ. Экспериментирование с соленым тестом, инструментами и дополнительными материалами обогащает знания ребенка об их свойствах и возможностях применения, стимулирует к поискам новых действий и способствует смелости и гибкости мышления.

Особое влияние занятие тестопластикой оказывает на развитие детского творчества, фантазии. На занятиях лепкой развитие творческого воображения имеет свои особенности. Это объясняется тем, что лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Любой предмет имеет объем и воспринимается ребенком со всех сторон. Именно благодаря воображению, на основе восприятия предмета в сознании ребенка, формируется образ.

Занятия по лепке из соленого теста не просто вооружают детей умениями и навыками, но и помогают  им почувствовать себя творцами, способным подчинить собственной воле материал и  создать из него образ, дают возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя. Они будят интеллектуальную и творческую активность, учат планировать свою деятельность, вносить изменения в технологию, конструкцию изделий, осуществлять задуманное.

И самое главное – тестопластика вызывает у детей большой интерес, они получают огромное удовольствие от совместного творчества и возможность выразить свои мысли, свое отношение к увиденному, к услышанному, прочитанному в пластическом виде искусства.

Соленое тесто наиболее доступный материал для творчества. Программа «Соленая сказка» поможет воспитанникам овладеть навыками лепки из соленого теста, а забавные композиции, сделанные своими руками, украсят интернат и станут прекрасными подарками.

Актуальность программы

Лепка – любимое и увлекательное занятие детей. Можно лепить из глины и пластилина, но интересно попробовать и что-то новое. Программа «Соленая сказка» знакомит с нетрадиционным материалом для лепки – соленым тестом. Несмотря на древность этого искусства, сегодня оно становится все более популярным и востребованным, потому что этот материал является наиболее доступным и сравнительно дешевым. Дети легче осваивают основные приемы лепки, работая именно с соленым тестом: оно эластично, не пачкает рук, в сравнении с пластилином; легче, чем глина поддается обработке. Поделки из соленого теста получаются легкими, прочными, а самое главное – экологически чистыми. Они наполняют дом уютом и теплом, служат прекрасным подарком для друзей и близких.

Приобретая практические умения и навыки в области лепки, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание что-то сделать своими руками.

Новизна программы

Новизна программы заключается:

  1. в интеграции близких ребенку знаний о традициях и ценностях семьи, способах укрепления традиций и роли декоративно-прикладного творчества в этом процессе;
  2. в использовании нетрадиционных для данного вида искусства способах работы для создания художественного образа (каркас, декорирование изделия различными материалами, такими как текстиль, фурнитура, бисер);
  3. в комплексном использовании заданий и упражнений по развитию творческого воображения на каждом занятии.

Педагогическая целесообразность

Предоставляемая данной программой возможность «пробы сил» воспитанников в данном виде творчества – лепке из соленого теста, содействует разрушению стереотипа неспособности к художественному творчеству, развитию уверенности в себе, формированию адекватной самооценке детей. Дети младшего школьного возраста нуждаются в том, чтобы результат их деятельности – созданное изображение из соленого теста – прежде всего, удовлетворял бы их самих, а также вызывал бы одобрение их сверстников и взрослых. А это возможно при условии систематического и последовательного усвоения детьми знаний, навыков и умений, необходимых для успешного овладения искусством тестопластики и развития их творчества.

Функционально мелкая пластика в современной культуре может выполнять не только традиционную роль произведения декоративно-прикладного искусства, но и быть средством общения (сувенир или подарок), связующим звеном между культурой прошлого поколения и современной культурой (интерпретация традиционных образов глиняной, деревянной и других игрушек в знаковой символической форме), способом творческого самовыражения (компенсаторная функция искусства).

Разделы программы «Украшаем дом» (1 год обучения), «Мой родной, уютный дом» (2 год обучения) и тематика индивидуального обучения раскрывают мир духовных ценностей в семейных праздниках, насыщенных традициями и обрядами.

Цели и задачи образовательной программы

Цель: через обучение искусству тестопластики, через развитие рук, развивать речь, мышление и  творческое воображение младших школьников.

Задачи:

1. В области образования:

  1. обучить основным приемам лепки, основным элементам формообразования на примере изготовления различных поделок из соленого теста;
  2. сформировать представление о роли цвета в мелкой пластике;
  3. сформировать представление об основах композиции;
  4. сформировать основные знания по объемной и плоскостной лепке.

2. В области воспитания:

  1. воспитание ценностного отношения к культуре и искусству своего народа, к семейным ценностям;
  2. воспитывать трудолюбие, усидчивость, аккуратность в работе,
  3. способствовать преодолению воспитанниками «комплекса неумения» средствами декоративно-прикладного искусства, развитие уверенности в себе и своих возможностях.

3. В области развития:

  1. развивать мелкую моторику рук;
  2. активизировать воображение, фантазию;
  3. развитие мотивации к творческому поиску;
  4. развитие коммуникативных навыков, культуры общения со сверстниками.

Дети приобретут коммуникативные навыки и умения работы в коллективе, а также навыки трудолюбия и аккуратности в работе.

.

 


Учебно-тематический план

1 год обучения «Украшаем дом»

Название тем

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

1

0,5

0,5

2

Основные способы лепки

6

2

4

3

Лепка простых форм

6

1,5

4,5

4

Основы цветоведения

3

1

2

5

Медальоны

8

2

6

6

Елочные игрушки

8

2

6

7

Цветы

8

2

6

8

Основы композиции

3

1

2

9

Панно

10

2

8

10

Домашние животные

6

2

4

11

Украшения для дома

8

2

6

12

Игротека

2

1

1

13

Экскурсии

3

3

-

Всего

72

22

50


Содержательная характеристика образовательной программы

1. Вводное занятие

Теория. История появления поделок из соленого теста. Материалы и инструменты используемые в работе с соленым тестом. Подготовка рабочего места. Приготовление соленого теста (рецепт). Инструктаж по технике безопасности.

Практика. Приготовление соленого теста.

2. Основные способы лепки

2.1Основные формы. Теория. Основные элементы формообразования в лепке.

Практика. Лепки шара, цилиндра, конуса. Деление теста на части, соединение деталей. Изготовление поделок на основе базовых элементов.

2.2Приемы лепки. Теория. Приемы лепки - раскатывание, скатывание, сплющивание, защипывание.

Практика. Освоение приемов лепки. Лепка шара, раскатывание с помощью скалки, защипывание полученной лепешки. Изготовление листьев различной конфигурации разными способами (вырезание из пласта, вылепливание).

2.3 Способы лепки. Теория. Способы лепки - конструктивный, пластический.

Практика. Изготовление поделок конструктивным способом –«Божья коровка», «Колобок», «Удав», «Сердечко с птицами».

3. Лепка простых форм

 3.1 Овощи. Теория. Беседы «Дары осени». Рассматривание иллюстраций и рисунков с изображением овощей, фруктов, ягод. Обсуждение особенностей форм и размеров различных плодов.

Практика. Лепка овощей. Овощной натюрморт.

3.2 Фрукты. Теория. Беседа «Собираем урожай». Рассматривание иллюстраций и рисунков с изображением фруктов. Рассматривание муляжей фруктов и обсуждение особенностей форм и размеров различных плодов.

Практика. Лепка различных фруктов.

3.3 Ягоды. Теория. Беседа «У медведя во бору». Использование иллюстраций и рисунков с изображением, ягод. Обсуждение особенностей форм и размеров различных плодов.

Практика. Лепка ягод (клубника, малина, вишня, смородина). Оформление работы на бумажной одноразовой тарелке.

4. Основы цветоведения

4.1 Цветовой круг .Теория. Основные и дополнительные цвета.

Практика. Смешивание красок. Роспись поделок.

4.2 Теплые и холодные цвета. Теория. Теплые и холодные цвета.

Практика. Цветовое решение готовых поделок.

4.3 Хроматические и ахроматические цвета. Теория. Хроматические и ахроматические цвета.

Практика. Раскрашивание сырого и выпеченного изделия.

5. Медальоны

5.1.Медальон с орнаментальными деталями. Теория. Знакомство с понятием «медальон». Демонстрация готовых медальонов.

Практика. Изготовление медальонов с орнаментальными деталями.

5.2Медальон-портрет. Теория. Знакомство с жанром изобразительного искусства – портрет.

Практика. Изготовление медальона – портрет.

5.3. Медальон с знаками Зодиака. Теория. Знаки Зодиака.

Практика. Изготовление медальонов с изображением знаков Зодиака.

5.4 Медальоны с изображением животных. Теория. Домашние и дикие животные.

Практика. Медальоны с изображением животных. Роспись высушенных медальонов.

6. Елочные игрушки

6.1Елочная игрушка «Заяц». Теория. Особенности лепки объемной игрушки и оформление сувениров.

Практика. Объемная елочная игрушка «Заяц».

6.2 Новогодние традиции. Теория. Традиции празднования Нового года у разных народов.

Практика. Елочные игрушки в виде овощей и фруктов. Использование канцелярских скрепок.

6.3 Восточный гороскоп. Теория. Символ года по восточному календарю. Знакомство с восточным гороскопом.

Практика. Изготовление сувенира – символ наступающего года по восточному календарю.

6.4 Дед Мороз и Снегурочка. Теория. Изучение рождественских традиций украшать елку.

Практика. Лепка объемных фигурок Деда Мороза и Снегурочки.

7. Цветы

7.1 Ромашки. Теория. Знакомство с разновидностями цветов.

Практика. Лепка букета из ромашек.

7.2 Розы. Теория. Садовые цветы. Загадки на тему «Цветы».

Практика. Подставка с розами. 

7.3 Васильки. Теория. Цветы полевые.

Практика. Букет из васильков.

7.4 Лилии. Теория. Королевские лилии.

Практика. Ваза с лилиями.

8. Основы композиции

8.1.Правила составления композиции. Теория. Основные правила составления композиции. Расположение элементов в композиции.

Практика. Работа с карточками. Зарисовка эскизов.

8.2 Свойства композиции. Теория. Свойства композиции. Ритм в композиции.

Практика. Работа по карточкам. Изготовление пласта с растительным орнаментом.

8.3 Симметрия и асимметрия. Теория. Равновесие в композиции. Симметрия и асимметрия.

Практика. Работа с эскизами. Лепка бабочки.

9. Панно

9.1Клубника. Теория. Особенности плоскостной лепки.

Практика. Клубника.

9.2 Овощи. Теория. Изготовление и оформление работы.

Практика. Патиссоны.

9.3 Гусеница. Теория. Использование подсобных материалов для оформления работ.

Практика. Гусеница. Роспись и оформление готовых работ.

9.4 Пчелка. Теория. Мир насекомых.

Практика. Пчелка. Подготовка к оформлению.

9.5 Веселая корова. Теория. Понятие «стилизация».

Практика. Веселая корова. Роспись.

9.6 Моя семья. Теория. Беседа на тему «Моя Семья». Стихотворение Л.Квитко  «Бабушкины руки».

Практика. Лепка панно «Моя бабушка». Основы вязания на спицах.

9.7 Пасхальный заяц. Теория. Традиция празднования Пасхи.

Практика. Пасхальный заяц.

9.8 Заячья избушка. Теория. Чтение сказки «Заячья избушка».

Практика. Изготовление панно по мотивам прочитанной сказки.

9.9 Петушок. Теория. Чтение отрывка из русской народной сказки «Петушок золотой гребешок».

Практика. Изготовление панно по мотивам прочитанной сказки.

9.10.Оформление работ. Теория. Использование различных материалов для оформления настенных панно.

Практика. Роспись и оформление работ. Оформление выставки.

10.Домашние животные

10.1 Кто живет у нас в сарае? Теория. Чтение стихотворения – загадки «Кто живет у нас в сарае?»

Практика. Семейка поросят.

10.2 Кошка. Теория. Беседа « Мои домашние питомцы».

Практика. Кошка на окошке.

10.3 Собаки. Теория. Беседа «Самые преданные друзья».

Практика. Собака.

10.4 Домашние птицы. Теория. «Птичий двор» Чтение отрывка из сказки Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок».

Практика. Утка с утятами.

10.5 Петух. Теория. Загадки о домашних животных.

Практика. Петух.

10.6 Роспись и оформление работ. Теория. Закрепление знаний основ цветоведения.

Практика. Роспись и оформление работ. Выставка работ.

11.Украшения для дома

11.1 Декоративные решетки. Теория. Убранство квартиры. Уют и порядок в доме.

Практика. Изготовление декоративных решеток с различными украшениями.

11.2 Венок с фруктами. Теория. Принимаем гостей. Этикет встречи гостей.

Практика. Изготовление венка украшенного фруктами.

11.3 Подсвечник. Теория. Этикет за столом.

Практика. Лепка подсвечника украшенного розами.

11.4 Подкова. Теория. Беседа « Как вручать и принимать подарок».

Практика. Изготовление подковы.

11.5 Украшения для стола. Теория. Сервировка стола.

Практика. Изготовление подставки под яйцо, кольца для салфеток, подставки под именные карточки.

12. Игротека

12.1Домино. Теория. Настольные игры. Способы изготовления различных игр из соленого теста.

Практика. Домино.

12.2 Настольные игры. Теория. Кубики и фишки для настольных игр.

Практика. Изготовление кубиков и фишек. Раскрашивание домино.

13. Итоговое занятие. Организация выставки лучших работ воспитанников. Подведение итогов работы.

14.Экскурсии. Предусмотрены экскурсии в музеи, на выставки изобразительного и декоративно-прикладного искусства.


Учебно-календарный план

2 год обучения 
«Мой родной, уютный дом»

Название тем

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

1

0,5

0,5

2

Хлеб да соль

2

0,5

1,5

3

Чаепитие

2

1

1

4

Хоровод матрешек

6

2

4

5

Зимние забавы

5

2

3

6

Русский пряник

3

1

2

7

Культовые фигурки и обереги

4

1

3

8

Посуда

4

1

3

9

Украшения для дома

7

3

4

Всего

34

12

22


Содержательная характеристика

1.Вводное занятие

Теория. Знакомство с планом работы объединения. История возникновения искусства тестопластики. Организация рабочего места. Инструктаж по технике безопасности.

Практика. Лепка шара, цилиндра, конуса и изготовление поделок по собственному замыслу конструктивным способом.

2. Хлеб да соль.

2.1 Выпекали мы в печи пироги да калачи. Теория. Беседа о ценностном отношении к хлебу.  Хлеб и соль – символ гостеприимства

Практика. Лепка мелких хлебобулочных изделий из соленого теста. Изготовление корзины для хлебобулочных  изделий. Оформление работы.

3. Чаепитие.

3.1 Композиция  «Чайный стол». Теория. Беседа о традиции чаепития на Руси.

Практика. Изготовление  деталей для композиции «Чайный стол».

  Оформление композиции.

4.Хоровод матрешек

4.1 Народные промыслы. Теория. Знакомство с народным  промыслом игрушек из глины и дерева.

Практика. Лепка матрешек разного размера.

4.2 Русская матрешка. Теория. Сведения о декоративной росписи деревянной игрушки в прославленных центрах народного творчества – Сергиевом Посаде, Семенове, Полхов-Майдане. Последовательность росписи матрешек.

Практика. Выполнение эскиза росписи матрешки. Роспись матрешек.

4.3 Отражение народных мотивов в оформлении игрушки. Теория. Сведения о русском народном костюме: его изготовление, декоративном украшении.

Практика. Лепка матрешек и мелких предметов для полуобъемной композиции.

4.4 Настенное панно «Хлебосольные матрешки». Теория Традиция встречать дорогих гостей хлебом и солью. Последовательность выполнения коллективной работы.

Практика. Коллективное выполнение композиции. Оформление работы.

4.5 Дымковские игрушки  Теория. Беседа об истории дымковской игрушки.

Практика. Лепка матрёшек-неволяшек.

4.6 Декоративная роспись по малой скульптуре «Дымковские узоры».  Теория. Беседа об особенности дымковской росписи.

Практика. Роспись матрешек-неволяшек.

5. Зимние забавы.

 5.1 Новый год. Теория. Традиция празднования Нового Года на Руси. Новогодний фольклор.

Практика. Изготовление сувениров новогодней тематики. Оформление поделок.

5.2. В гостях у новогодней сказки. Теория. Новогодние персонажи. История происхождения снеговика.

Практика. Лепка снеговиков для коллективной композиции.

5.3. Город снеговиков. Теория. Зимние сказки.

Практика. Выполнение и оформление коллективной композиции «Город снеговиков»

5.4 Рождество на пороге. Теория. Традиция празднования Рождества на Руси. Рождественские сувениры.

Практика. Рождественский венок. Лепка и оформление работы.

.

6. Русский пряник.

6.1 Обрядовые пряники. Теория. Беседа: «К каждому празднику определенная выпечка из теста». Пряничные обряды, обычаи и поверья.

Практика. Изготовление пряников-коровок для колядок и  пряников- жаворонков для  закличек весны в марте. Оформление работ.

6.2 Тульский пряник. Теория. Беседа о традициях украшения  тульских пряников. Тульский пряник- визитная карточка города Тулы.

Практика. Лепка и оформление тульского пряника.

7.Культовые фигурки и обереги.

7.1 Куклы. Теория. Куклы. Куклы-обереги. Куклы разных времен. Использование различных материалов для создания одежды для кукол.

Практика. Изготовление кукол. Изготовление одежды для кукол из ткани, бумаги, картона и др. материалов. Роспись и оформление работ.

7.2 Символические фигурки Масленицы. Теория. Беседа «Масленица- праздник уходящий корнями в глубокую древность». Символы Масленицы.

Практика. Изготовление  фигурок масленичной птицы и солнца.

7.3 Панно «Масленица». Теория. Беседа о традициях встречать Масленицу. Масленичная неделя.

Практика. Коллективное выполнение композиции. Оформление работы.

8. Посуда.

8.1 Золотая хохлома. Теория. Беседа о Хохломе – одном из старейших центров русской народной культуры. Способы создания полых форм.

Практика. Лепка посуды:  декоративные тарелки, солонки, чаши.

8.2 Декоративная посуда. Теория. Особенности хохломского травного узора, преобладание золотого цвета.

Практика. Прорисовка элементов росписи на плоскости. Листья, ягоды. Травка. Цветы, бутоны. Роспись посуды.

 8.3 Голубая гжель. Теория.   Ознакомление с гжельской керамикой. История  росписи, её особенности. Цвета и предметы гжельской посуды.              

Практика.  Лепка посуды. Чайная пара.

8.4 Чайная пара. Теория. История  росписи, её особенности

Практика. Прорисовка элементов росписи. Оформление посуды.

9.Украшения для дома.

9.1 Пасхальный перезвон. Теория. Традиция празднования Святой пасхи – обряды и символы. Пасхальный декор.

Практика. Пасхальное гнездо. Писанки. Панно «Христос Воскрес».

 9.2 Русское зодчество. Теория. Краткая беседа о древнерусской архитектуре. Просмотр слайдов или открыток с изображением деревянных строений (Кижи, Валаам, Северная деревня).

 Практика. Аппликация из теста древнерусской постройки (изба, терем, церковь).

9.3 Кухонные украшения. Теория Беседа об украшении интерьера кухни.

Практика. Подсвечники. Подставки для салфеток. Кольца для салфеток.

 9.4 Путешествие в сказку. Теория. «Сказка ложь, да в ней намек…» Народные сказки. Авторская сказка. Конкурс «Путешествие в сказку».

Практика.   Леплю, что люблю. Герои страны сказок.  

9.5 Итоговое. Оформление выставки работ воспитанников. Подведение итогов работы творческого объединения «Соленая сказка».


Методическое обеспечение программы

Описание форм занятий

Основной формой организации образовательного процесса является учебное занятие.

Занятие состоит из этапов:

- организационный момент;

- подготовительный;

- основной;

- итоговый;

- рефлексивный.

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:

- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей),

-фронтальная (работа со всеми воспитанниками одновременно, например, при объяснении нового материала или отработке определенного технологического приема),

- групповая (разделение учащихся на группы для выполнения определенной работы),

- коллективное выполнение работ для выставки.

Используются также нетрадиционные формы образовательного процесса, такие, как:

- занятие-игра;

- занятие-соревнование (конкурсы),

- занятие-фантазия (сказка);

Программа первого года обучения относится к частично- репродуктивному уровню программ по внеурочной деятельности.

В процессе занятий, накапливая практический опыт в выполнении изделий из соленого теста, воспитанники от освоения основных форм лепки постепенно переходят к более сложным работам и изготовлению творческих работ.

Овладение мастерством лепки на первом году обучения создает возможности для творческой самореализации детей. Программа второго года обучения относится к продуктивному уровню, поскольку воспитанники самостоятельно выполняют художественные композиции из соленого теста , творчески применяя полученные знания и умения. Программа предусматривает, прежде всего, выполнение панно и объемных композиций, сложность которых зависит от индивидуальных способностей ребенка.

Занятия строятся таким образом, что сначала дается словесный материал по данной теме (стихи, сказки, рассказы и др.), который ложиться затем в основу изображаемого сюжета. Благодаря правильно подобранного художественного слова, музыки, наглядного материала создается настрой, который вызывает желание самостоятельно передать образ в своей работе.

Важное место в программе отводится ознакомлению с древнерусской культурой, с обычаями и традициями сохранившимися до наших дней, с народными промыслами, ибо приобщение к традициям своего народа, обращение к его корням и истокам играет большую роль в формировании личности.

Приемы и методы организации образовательного процесса

Методы обучения, используемые на занятиях:

1. Словесные: объяснение, диалог (диалог педагога и воспитанника, диалог учащихся друг с другом), рассказ, беседа, консультация.

2. Наглядные:

  1. наглядные материалы: картины, рисунки, плакаты;
  2. демонстрационные материалы (образцы изделий).
  3. проведение занятий с использованием средств искусства:
  1. изобразительное искусство: знакомство, изучение, обсуждение; занятия на природе;
  2. декоративно-прикладное искусство: знакомство с декоративно-прикладным искусством, изучение народных промыслов;
  3. литература (проза, поэзия, устное народное творчество): чтение, прослушивание, обсуждение.

4.Практические:

  1. упражнения;
  2. выполнение задания (репродуктивный метод);
  3. творческая работа воспитанников.

Большую помощь педагогу оказывают также методы, стимулирующие интерес к обучению: игра, создание ситуаций успеха, занимательности.

При актуализации цели и задач занятия по изучению нового материала используются приемы технологии диалога. Проектирование учебной диалогической среды позволяет эмоционально мотивировать ребенка на восприятие нового материала. Ключевая фраза, интересная реплика включает ребенка в диалог. Программа предлагает такие приемы диалоговой технологии, как беседа, система вопросов, прослушивание музыкальных и литературных произведений, которые позволяют создать атмосферу открытости и психологической комфортности. Следуя принципу равноправного общения с воспитанниками, можно добиться большего раскрепощения ребенка, активизировать мышление и творческий потенциал, развивать умение слушать, формулировать и высказывать свое мнение, воспитывать уважение к собеседнику.

Групповая форма организации познавательной деятельности оказывает мощное стимулирующее действие на развитие ребенка, обеспечивает активность учебного процесса и достижение высокого уровня усвоения содержания. Работа в группах способствует развитию коммуникативных качеств, повышает активность, самооценка, познавательный интерес.

Большая роль на занятиях отводится приемам игровой технологии, так как свободная деятельность детей во время игры располагает к более доступному восприятию информации. Задание «На что это похоже» способствует развитию творческого воображения и вместе с тем позволяет отрабатывать основные приемы лепки. Дети учатся фантазировать выполняя упражнение-игру «Что произойдет». Например: - Что произойдет, если оживут все сказочные герои?

В процессе игры воспитанники учатся общаться, анализировать, выделять главное, излагать свои мысли. Творческие мини-спектакли используются на занятиях по воплощению образов героев сказки в поделку.

Ведущую роль в развитии личности играет практическая деятельность, которая формирует трудолюбие, усидчивость, упорство в достижении цели.

Развитие творческого и познавательного интереса у воспитанников не возможно без использования рефлексии. Осмысление и переосмысление содержания знаний и личных переживаний приводят ребят к осознанной деятельности.

1. Общедидактические принципы построения программы:

1.1 Учет  особенностей воспитанников.

В связи с особенностями воспитанников (коррекционная школа-интернат) отсутствие устойчивого внимания, усидчивости, быстрой утомляемости рекомендуется изготовление простых поделок, не требующих длительных усилий.

В процессе 2 года обучения идет усложнение изделий и повышение требований к качеству.

Уровень подготовки детей посещающих занятия различен, поэтому наиболее продуктивным подходом к занятиям является дифференцированный подход, позволяющий каждому ребенку добиваться положительного результата.

1.2 Принцип наглядности.

Педагогический процесс должен обеспечиваться дидактическим материалом, в который входят книги и журналы с образцами изделий ,стенды с готовыми изделиями, иллюстрации из газет и журналов позволяющие зрительно воспринимать услышанное. Применение наглядных пособий играет большую роль в усвоении детьми нового материала. Средства наглядности позволяют дать детям разностороннее понятие о каком-либо образце и способствует более прочному усвоению материала. Они дают точное представлении о размере, форме, объеме изделий. Наглядным пособием служит и различный иллюстрационный материал , которым обычно сопровождается рассказ или беседа.

1.3 Принцип доступности.

Обучение на доступном для понимания воспитанников материале способствует повышению интереса и желанию учится выбранному виду творчества, стремлению к успешному выполнению практических заданий.

1.4 Принцип системности и последовательности.

Предполагается такую организацию образовательного процесса, при котором одно занятие является логическим продолжением предыдущего, поднимается на более высокий уровень образованности. Занятия спланированы так что одна и та же тема в течении года дает несколько раз в разных вариантах (плоское изображение, объемные фигуры, аппликация). Такая работа формулирует у детей прочные навыки и умения.

1.5 Принцип единства обучения и воспитания.

В процессе изготовления сложных поделок, требующих сосредоточенности, усидчивости, развитие мелкой моторики рук , осуществляется формирование таких качеств личности, как терпение и трудолюбие. Дети учатся работать аккуратно , планомерно, стремятся к достижению положительного результата, преодолевая трудности и прилагая усилия.

 Список  использованной литературы :

  1. Боголюбов, Н.С. Лепка на занятиях в школьном кружке. Н.С. Боголюбов.– М., «Просвещение»,1989.-90 с.
  2. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству/ И.П. Волков. – М., «Просвещение», 1982.-220 с.
  3. Колмыков, В. Коняшки-глиняшки/В. Колмыков . - Саранск, 1993.-96 с.
  4. Немов, Р.С. Психология/ Р.С Немов– М., 2002.- 608 с.
  5. Сластенин, В.А. Педагогика/В.А. Сластенин., И.Ф. Исаев– М., 2002.- 685 с.
  6. Силаева, К.В. Соленое тесто/К.В. Силаева, – М,. 2002. -  200 с.
  7. Тихомирова, Л.Ф. Развитие познавательных способностей/Л.Ф.Тихомирова, - Ярославль, 2004.- 119 с.
  8. Федотов, Г. Основы художественного ремесла/ Г.Федотов. – М.,«АСТ-ПРЕСС», 1997.
  9. Горячева, В.С. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина/ В.С.Горячева, М.И. Нагибина.- Я, 1998. – 208 с.
  10. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М., ТЦ Сфера, 2006. – 464 с.
  11. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте/Л.С.Выготский –М., 1997 – 189 с.
  12. Киреенко, В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности/В.И. Киреенко – М., 1998. – 208 с.
  13. Русакова, Т.Г. Декоративное искусство на уроках в начальной школе/ Русакова Т.Г., – Оренбург, 1991
  14. Шумакова Б.Н., Щербо Н.П. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П.Торренса у младших школьников.//Вопросы психологии – 1991, №1, с.27-32
  15. Барышева, Т,А. Как воспитать в ребенке творческую личность?/Т.А. Барышева, -Ростов н/Д:Феникс, 2004. – 224с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА кружка художественно-эстетического направления «Умелые руки»(внеурочная деятельность 1 класс)

Кружок – это центр детского творчества. В программе реализуются основные задачи, направленные на совершенствование развития, обучения и воспитания подрастающего поколения. Тру...

Дополнительная образовательная программа кружка художественно — эстетической направленности в средней группе «В мастерской гномиков».

Дополнительная образовательная программакружка художественно — эстетической направленностив средней группе«В мастерской гномиков»Составители:Богова Наталья Михайловна,Вторцева Татьяна ИгоревнаПо...

Программа по художественно-эстетическому воспитанию "Мастерилка"

Настоящая программа разработана для обеспечения развития творческих способностей, эстетического вкуса учащихся коррекционной школы VII вида. Программа  построена  так,  чтобы  учащ...

Программа по художественно-эстетическому воспитанию "В союзе с красотой"

Программа по художественно-эстетическому воспитанию "В союзе с красотой"...

Программа по художественно-эстетическому воспитанию «В союзе с красотой»

   Культура - великое богатство, накопленное человечеством в сфере духовной и материальной жизни людей, высшее проявление творческих сил и способностей человека. Задача педагога - пом...

Рабочая программа по художественно-эстетическому направлению

Кружок "Акварелька" для учащихся 2 класса....