Рисование животных (техника рисования углем)
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме
Тема урока «Рисование животных (техника рисования углем)», тип урока – комбинированный; на данном уроке учащиеся получают теоретические знания о работе с углем, а также работают в альбомах, пошагово выполняя инструкции учителя. Из конспекта к уроку видно, что урок продуман и хорошо спланирован. Учитель выделяет четкую структуру урока, которая соответствует современным требованиям к уроку, продумана система разнообразных творческих заданий, способствующих развитию творческих способностей детей. Тема и цель урока обозначены, указаны обучающие, развивающие и воспитательные задачи. Наблюдается межпредметная связь с уроками окружающего мира, музыки. Предусмотрены разные виды деятельности учащихся: декоративное рисование (различные завитки, узоры), игра. На данном уроке были созданы условия для развития универсальных учебных действий наряду с традиционным изложением предметного содержания данной темы (не только выполнение пошаговых инструкций, а непосредственное участие в проведении урока). На уроке применяются различные формы организации учебной деятельности (групповые, индивидуальные). Применение различных методов обучения (традиционные: широко применялся наглядный материал; активные и интерактивные) позволило обеспечить более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом, а также - доминирование активности учащихся в процессе обучения. Из представленных материалов виден высокий профессионализм учителя, который владеет и применяет современные, инновационные методы обучения: ИКТ, проблемно-эвристический метод, и исследовательский метод. Учитель владеет практикой индивидуализированного обучения: он умело управляет не только усвоением учебного материала, но и самостоятельной творческой деятельностью каждого ученика. Учителем разработана серия уроков, направленных на развитие творческого воображения младших школьников на уроках ИЗО. Формы и методы соответствуют психофизиологическим и индивидуальным особенностям учащихся. Учитель активно использовал следующие принципы: принцип продуктивного выхода (работа закончилась получением значимого для ребенка продукта); принцип творческого подхода к обучению творчеству (многие приемы и модели дети «переоткрывали» самостоятельно в результате построенной определенным образом учебной работы); принцип обратной связи (результаты работы контролировались через ответы детей, оценку творческих работ); интеллектуальная раскованность детей и общий положительный эмоциональный фон занятий. Материал урока связан с темой урока. Таким образом, наблюдается логическое соответствие между темой урока и выбором заданий.
В целом, рецензируемая работа носит завершенный, самостоятельный характер и может быть рекомендована для участия в финале Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» по второму направлению «Начальная школа» на 2012/2013 учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seriya_5.docx | 18.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Серия 5 «Представь и коснешься»
Урок изобразительного искусства в 3 классе
по теме «Рисование животных (техника рисования углем)»
Цели урока:
1) сформировать умения изображать зайчика углем, передавая его общее строение; закрепить умения верно передавать объем предметов с помощью основных свето-тоновых законов; совершенствовать умение без напряжения проводить линии в нужном направлении, не вращая при этом лист бумаги;
2) активизировать образы памяти, представлений; формировать операционные навыки, необходимые для создания образов воображения;
3) воспитывать организованность, ответственность.
Оборудование: для учителя – таблица «Светотеневые градации. Передача объема», ватман, уголь, вата, лак для волос, аудиокассета, чучело зайца, репродукция Дюрера «Зайчик»; для учащихся – альбом, карандаш.
Зрительный ряд: репродукция Дюрера «Зайчик».
Литературный ряд: А.А. Блок. Зайчик; Айдар Хусаинов. Зайчик.
Музыкальный ряд: аудиокассета с тихой и спокойной музыкой.
Ход урока
1. Создание эмоционального настроя, подготовка к возникновению художественно-образных представлений.
Ребята, закройте глазки. Представьте, что мы с вами оказались в зимнем лесу. Кругом деревья, наклонившиеся от тяжести покрытого снега. Все кругом белое, ни шума, ни шороха не услышишь. Только тишина. (учитель шепотом читает стихотворение А. Хусаинова)
Не хочу собой хвалиться,
Но смелей не встретишь ты-
От меня бегут лисицы
И деревья, и кусты!
Посмотрите на доску (учитель заранее рисует на доске различные геометрические фигуры, элементы различных растений и животных). Все засыпало снегом, и остались видны лишь маленькие части. Попробуйте дорисовать незаконченные фигурки, превратив их в деревья, кусты, животных.
Придумайте историю про этот лес (сочинение рассказа по «цепочке»).
2. Осознание идеи, образа под воздействием определенных художественно-образных представлений.
Вы знаете, что котята – пушистые, сироп – липкий, лед – скользкий, наждачная бумага – шершавая. Эти и другие ощущения возникают при касании или, другими словами, благодаря вашему осязанию. Используя свое воображаемое осязание, вы сможете вспомнить ощущения, которые когда-то возникали у вас, или изобрести совершенно новые.
Вряд ли вы дотронетесь рукой до радуги, но в своем воображении вы можете это сделать. Представьте и вы прикоснетесь к радуге. Что вы чувствуете? Опишите свои ощущения. Что вы ощущаете, когда дотрагиваетесь до счастья? Представьте, что вы находитесь в музее, где вместо таблички «Руками не трогать» висит табличка «Дотронься и почувствуешь». В этом музее много вещей, которые вам очень нравятся. Представьте, что вы закрываете глаза и прикасаетесь к ним по очереди. Опишите свои ощущения.
А теперь представьте, что вы рука и ласкаете пушистого зайчика (звучит тихая спокойная музыка, учитель читает стихотворение А.А. Блока).
А.А. Блок. «Зайчик»
Маленькому зайчику На сырой ложбинке Прежде глазки тешили Белые цветочки… Осенью расплакались Тонкие былинки, Лапки наступают На желтые листочки. | Хмурая, дождливая Наступила осень, Всю капусту сняли, Нечего украсть. Бедный зайчик прыгает Возле мокрых сосен, Страшно в лапы волку Серому попасть… | Думает о лете, Прижимает уши, На небо косится – Неба не видать… Только б потеплее, Только бы посуше… Очень неприятно По воде ступать. |
Вы поглаживаете его, щекочете ему животик, почесываете ему спинку. Какая шерстка у него: мягкая или немного жесткая? Опишите свои ощущения. Попробуем такого зайчика нарисовать.
3. Анализ и синтез элементов, образующих целостный образ.
Учитель открывает доску, на которой находится репродукция картины Дюрера «Зайчик», выполненная углем. Серией вопросов направляет внимание учащихся на детали изображения.
4. Осмысление средств воплощения данного замысла в изделие.
– Ребята, сегодня на уроке вы научитесь рисовать углем.
– Вспомните, что мы узнали об угле на уроке природоведения. Кто скажет, а что называется углем? Где его применяют? (используют в качестве топлива, при изготовлении красок и пластмасс, добывают уголь в шахтах и карьерах)
– Прежде чем приступить к рисованию зайчика, вам необходимо овладеть техникой рисования углем.
– Возьмите угольки в руки и проведите сначала прямую линию, держа уголек под прямым углом. У вас получилась тонкая линия. На что она похожа?
– Теперь проведите линию, положа уголек под наклоном. Получилась жирная линия. Что она вам напоминает? Как ее можно назвать?
– Поучимся изображать другие линии: 1) «волна» (волнообразные линии); 2) «запятая»; 3) буква «а» (прописная); 4) «винт» (круговые движения слева направо, переходящие в прямую линию; заканчивается таким же круговым движением); 5) «спираль» (круговые движения начинаются от центра); 6) «поворот» (полукруг по часовой стрелке); 7) «серпантин» (волнообразные линии, вытянутые по длине листа, слева направо); 8) «зигзаг» (начинают снизу, затем вверх, снова вниз); 9) «лимон» (начинают рисунок с наброска формы, затем от края к центру круговыми движениями заполняют форму примерно на половину; при помощи ваты круговыми движениями растирают уголь, добиваясь передачи объемной формы).
Учитель выполняет упражнения по изображению разного вида линий на ватмане, предлагает ученикам назвать получившиеся линии и изобразить их на отдельных листах (черновиках). После выполнения каждого упражнения анализируются допущенные ошибки. Проводя коррекционную работу, учитель обращает внимание детей на таблицу «Передача объема».
– Теперь, когда вы владеете основными приемами, приступим к рисованию зайчика (дети наблюдают за ходом выполнения работы учителем).
Начинать необходимо с рисования прямоугольника, в который будет заключен наш заяц. Затем приступают к наброску формы.
– На какие части можно разбить наше изображение? (голову можно заключить в круг, туловище в приплюснутый овал).
После наброска основной формы, приступаем к наброску ушей, лап и хвоста. Теперь, когда набросок готов, необходимо прорисовать изображение более детально. Круговыми движениями необходимо немного оттенить туловище и голову, при помощи ваты – передать объем.
Рисовать необходимо по форме, т. к. ушки вытянутые, то линии тоже будут прямыми и вытянутыми. Лапки согнуты, поэтому сначала прорисовываем до сгиба короткими отрывистыми линиями, затем – после сгиба. Не забудьте о светотени. Основной источник света в классе – окно, то свет на него падает тоже от окна, т. е. слева.
Заяц не может висеть в воздухе, поэтому нарисуйте поверхность, на которой он сидит. Вы сегодня – «ласковая рука», поэтому, рисуя, ласкайте угольком своего зайчика, не давите на него. Линии должны быть плавными и точно повторять линии тела зайчика.
Составим план нашей работы по изображению зайца.
1. Определить месторасположение.
2. Составить схему изображаемого.
3. Прорисовать детали.
4. Дорисовать окружающее пространство.
5. Практические действия по созданию изделия: изображение зайца углем.
В процессе выполнения работы учителем оказывается индивидуальная и фронтальная помощь. На доске разбираются типичные ошибки (слишком сильный нажим, неправильное растирание ватой и др.).
6. Анализ практической работы.
Работы обсуждаются коллективно, лучшие выставляются у доски.
7. Домашнее задание: принесите на следующий урок матрешек или их изображения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный педагогический опыт "Использование нетрадиционных техник рисования на НОД по рисованию для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста"
Данная работа посвящена выявлению и развитию детской художественной нетрадиционной одаренности средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства.Изо...
Урок ИЗО в нетрадиционной технике рисования по теме "Рисование осенних листьев"
Урок ИЗО в нетрадиционной технике рисования отпечатком губки для детей со сложными дефектами.Тема: «Рисование осенних листьев».Дидактическая цель урока для обучающихся, воспитанников:...
Конспект занятия с применением нетрадиционной техники рисования (техника «набрызг»). Тема: «Зимний пейзаж».
Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «набрызг».Задачи:- образовательные:• Дать представления о нетрадиционной технике рисования «набрызг».&bull...
Методическая разработка. Рисование ластиком и карандашом (нетрадиционные техники рисования) "Очарование зимы"
Методическая разработка проведения занятия во внеурочное время, с использованием нетрадиционной техники рисования. Определены цели, задачи, материал занятия и этапы рисования.Занятие направлено ...
Открытый урок по нетрадиционному рисованию для 4класса. «Обитатели подводного мира в нетрадиционных техниках рисования»
Урок комплексного применения знаний и умений ....
Урок по рисованию« Осеннее дерево». Рисование в технике «Кляксография».
Цель урока: Нарисовать изображение дерева с помощью пятна....
Комментарии
Рекомендую проводить данный
Рекомендую проводить данный урок в серии с остальными "Представь и увидишь", "Представь и услышишь", "Представь и почувствуешь"
Пояснительная записка
Пояснительная записка
Предмет: Изобразительное искусство
Тема урока: «Рисование животных (техника рисования углем)»
Программа: «Изобразительное искусство»
Авторы программы: Кузин В.С., Кубышкина Э.И.
Учебник: Изобразительное искусство, 3 класс. Учебник с мультимедийным приложением.
Раздел учебника: Рисование на темы, по памяти и представлению.
Количество часов в неделю: 1
Количество часов в год: 34
В классе, в котором я являюсь классным руководителем,– 31 ребенок (18 мальчиков и 13 девочек). Коллектив учащихся дружный, сплоченный, трудолюбивый.
Часть ребят во внеурочное время посещает кружки, секции и художественную и музыкальную школы. Дети очень любят принимать участие в различных конкурсах, акциях, внеклассных мероприятиях, праздниках, субботниках и трудовых десантах.
Наши достижения за 2012 год:
«Первые шаги в науку» (Брехов Георгий – 2 место), 2012г
«Я – исследователь» - VI региональный конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников (Уконин Кристиан – 3 место), 2012
«Я – исследователь» VI региональный конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников (Брехов Георгий – 1 место), 2012
«Рождественские колокольчики» (Софянов Константин – 1 место), 2012
Мною был получен ДИПЛОМ ЛАУРЕАТА 1 место IX Всероссийского конкурса педагогов «Образовательный потенциал России» в номинации «Методики и содержание программ по раскрытию творческих способностей», 2012г.
Большое внимание на уроках я уделяю развитию творческих способностей детей. Социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, диктуют необходимость подготовки творчески активной личности, умеющей эффективно и нестандартно решать новые проблемы в быстро меняющихся жизненных условиях. «Создание творческой личности, устремленной в будущее, как подчеркивал Л.С. Выготский, подготавливается творческим воображением, воплощающимся в настоящем». В младшем школьном возрасте воображение включено в процесс учения.
Большие возможности для развития творческого воображения представляет изобразительная деятельность детей. Мною разработана серия уроков, направленных на развитие творческого воображения. 1 серия «Представь и услышишь», 2 серия «Представь и увидишь», 3 серия «Представь и попробуешь», 4 серия «Представь и ощутишь запах», 5 серия «Представь и коснешься». Вашему вниманию я бы хотела представить урок из 5 серии.
Творческое воображение способствует обогащению деятельности других психических процессов; всех видов человеческой деятельности; является неотъемлемой стороной технического, художественного и иного творчества; важным условием усвоения общественного опыта.
Если обучение ориентировать на развитие воображения и мышления, то такое обучение будет более осознанным, продуктивным и результативным, поскольку названные психические процессы помогают усвоению всех школьных предметов. В этом можно убедиться на примере моего класса, в котором большая часть класса учится на «4» и «5»!