Узоры хохломской росписи, конспект урока
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме
Интегрированный урок изобразительного искусства и литературного чтения на тему "В мире красоты"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока "В мире красоты" | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок изобразительного искусства и литературного чтения в 1 классе
учитель Денисова Елена Ивановна
Тема урока: «В мире красоты» - упражнения в рисовании элементов цветочного узора в хохломской росписи.
Цели урока:
Обучающие: познакомить с основными элементами цветочного узора в изделиях Хохломы; обучить приёмам выполнения декоративных изображений «осочки», «травинки», «капельки».
Развивающие: развивать у учащихся навыки сравнения, обобщения.
Воспитательные: способствовать развитию эстетического восприятия произведений народного искусства.
Изобразительный ряд: хохломские изделия (репродукции, хохломская посуда).
Оборудование: презентация Power Point 2003, медиапроектор, рабочие тетради по изобразительному искусству 1 класс, цветные карандаши, фломастеры, рисунки – раскраски.
Ход урока
- Организационный момент. (Слайд 2)
Дети читают стихотворение « Наша Хохлома»
Хохломская роспись -
Алых ягод россыпь.
Отголоски лета
В зелени травы.
Рощи, перелески,
Шелковые всплески
Солнечно – медовой
Золотой листвы.
Роспись хохломская,
Словно колдовская,
В сказочную песню
Просится сама,
И нигде на свете
Нет таких соцветий!
Всех чудес чудесней
Наша Хохлома! (П. Синявский) .
2. Беседа
- Сейчас мы отправимся на экскурсию в село под названием Хохлома, в Нижегородской области.
- Почему именно эти краски использует мастер, мы узнаем из легенды.
Легенда – это рассказ о происходивших событиях в незапамятные времена.
Легенда о "Хохломе" (Слайд 3).
Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер - иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому, однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса. Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками. Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом.
Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо - художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени, и чернь пепелища.
Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера - кисть из солнечных лучей.
Такова легенда. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но её, правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику.
- Какие цвета используются в росписи посуды?
(Ответы детей: чёрный, красный, жёлтый, зелёный)
- Золото (жёлтый цвет) олицетворяет счастливую жизнь, довольство, красоту и чистоту. Трава, цветы, ягоды, листья (красный и зелёный) – напоминали людям о молодости, силе.
Чёрный цвет – цвет пепелища, земли.
- Еще раз, ребята, присмотритесь к этому чуду. (Выставка репродукций)
- Какие элементы используются в хохломской росписи? (Ягоды, листочки, травка.) Слайд 4, 5. 6.
3. Выполнение элементов цветочного узора в рабочих тетрадях (страница 58): «осочка», «травинка», «капелька»
. 4.Чтение детьми стихов с демонстрацией изделий Хохломы
(Слайды 7,8,9)
- Эти липовые ложки,
Блюдца, ковшики, матрешки,
Расписала нам сама
Золотая Хохлома! (Л. Куликова)
- Стулья, доски и полати,
И кроватки и кровати,
Расписала нам сама
Золотая Хохлома! (Л. Куликова)
- Нет наряднее раскраски,
Будто к нам пришла из сказки,
Где цари и терема,
Золотая Хохлома!
(Л. Куликова)
5. Физкультминутка «Заводные игрушки»
Текст | Описания движений |
Посмотрите, в магазине Все игрушки на витрине: Заводные зайчики, Куколки и мячики, Пушистые котята, Матрёшки, медвежата. Медвежонок взял гармошку, Поиграть решил немножко. Раз, два! Поворот… Он танцует и поёт. Вот матрёшки-крошки, Пёстрые одёжки, Яркие платочки, Розовые щёчки. | Широко разводят руки в стороны Движение руками вправо-влево Прыжки на носочках, руки над головой Приседания, прыжки Повороты вправо-влево, руки на поясе Слегка покачиваясь Ноги слегка согнуты в коленях руками имитируют игру на гармошке Кружатся вокруг себя Руки на поясе, полуприседания Повороты вправо-влево Наклоны вправо-влево Руки держат за «кончики платочков» Трут щёчки |
6. Сообщение темы
- Вот мы прослушали стихи, рассмотрели и прорисовали основные элементы хохломской росписи. Теперь настало время самим поработать в качестве мастеров – художников.
7. Самостоятельная работа учащихся.
(Раскрашивание рисунка изделия Хохломы)
8. Выставка работ. Рефлексия
Кому вы хотите подарить свою роспись?
9. Итог урока. (Слайд 10).
Чтение стихотворения учителем
Кисть хохломская! – Большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни.
Ты, как душа у народа красива,
Ты, как и люди, служишь Отчизне!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект клубного часа "Сказочные узоры городецкой росписи" с мультимедийной презентацией
Клубный час разработан с целью познакомить учащихся с историей развития Городецкой росписи и произведениями промысла. Воспитывать любовь к Родине, ее истории и национальной культуре. Развивать творчес...
конспект "растительный узор в полосе с элементами хохломской росписи" 2 класс
конспект урока по изобразительному искусству с презентацией...
Класс:1. Раздел: «В гостях у народных мастеров». Тема: «Хохлома. Выполнение хохломской росписи – ягодка, травка».
Материал включает план - конспект и презентацию. План-конспект разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО....
Хохлома. Выполнение хохломской росписи – ягодка, травка.
Презентация к уроку изобразительного искусства в 1 классе. Раздел: "В гостях у народных мастеров". УМК "Планета Знаний"....
Конспект НОД в подготовительной группе по рисованию «Криуль - элемент хохломской росписи»
Программное содержание: формировать умение рисовать стебель - криуль и размещать на нём узоры травяного орнамента....
сообщение о хохломской росписи
Рассказ о хохломской росписи для обучающихся начальных классов...
Технологическая карта урока технологии, УМК "Школа России", 2 класс, тема: "Завершение работы над изделием миска с элементами хохломской росписи"
Цель урока: формирование у обучающихся знаний о виде декоративного искусства – хохломская роспись.Задачи урока:Дидактические:1) дать общее представление о росписи золотая хохлома;2) учить выполн...