Узоры хохломской росписи, конспект урока
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме

Интегрированный урок изобразительного искусства и литературного чтения на тему "В мире красоты"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока "В мире красоты"42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок изобразительного искусства и литературного чтения в 1 классе

учитель Денисова Елена Ивановна

Тема урока: «В мире красоты» - упражнения в рисовании элементов цветочного узора в хохломской росписи.

Цели урока:

Обучающие: познакомить с основными элементами цветочного узора в изделиях Хохломы; обучить приёмам выполнения декоративных изображений «осочки», «травинки», «капельки».

Развивающие: развивать у учащихся навыки сравнения, обобщения.

Воспитательные: способствовать развитию эстетического восприятия произведений народного искусства.

Изобразительный ряд: хохломские изделия (репродукции, хохломская посуда).

Оборудование: презентация Power Point 2003, медиапроектор, рабочие тетради по изобразительному искусству 1 класс, цветные карандаши, фломастеры, рисунки – раскраски.

Ход урока

  1. Организационный момент. (Слайд 2)

Дети читают стихотворение « Наша Хохлома»

Хохломская роспись -
Алых ягод россыпь.
Отголоски лета
В зелени травы.
Рощи, перелески,
Шелковые всплески
Солнечно – медовой
Золотой листвы.


Роспись хохломская,
Словно колдовская,
В сказочную песню
Просится сама,
И нигде на свете
Нет таких соцветий!
Всех чудес чудесней
Наша Хохлома!          (П. Синявский)
.

2. Беседа

- Сейчас мы отправимся на экскурсию в село под названием Хохлома, в Нижегородской области.

- Почему именно эти краски использует мастер, мы узнаем из легенды.

Легенда – это рассказ о происходивших событиях в незапамятные времена.

Легенда о "Хохломе"  (Слайд 3).

Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер - иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому, однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса. Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками. Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом.
Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо - художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени, и чернь пепелища.
Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера - кисть из солнечных лучей.

Такова легенда. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но её, правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику.

- Какие цвета используются в росписи посуды?

(Ответы детей: чёрный, красный, жёлтый, зелёный)


- Золото (жёлтый цвет) олицетворяет счастливую жизнь, довольство, красоту и чистоту. Трава, цветы, ягоды, листья (красный и зелёный) – напоминали людям о молодости, силе.
Чёрный цвет – цвет пепелища, земли.

- Еще раз, ребята, присмотритесь к этому чуду. (Выставка репродукций)


- Какие элементы используются в хохломской росписи? (Ягоды, листочки, травка.)  Слайд 4, 5. 6.

3. Выполнение элементов цветочного узора в рабочих тетрадях (страница 58): «осочка», «травинка», «капелька»

. 4.Чтение детьми стихов с демонстрацией изделий Хохломы

(Слайды 7,8,9)

- Эти липовые ложки,
Блюдца, ковшики, матрешки,
Расписала нам сама
Золотая Хохлома!           (Л. Куликова)

- Стулья, доски и полати,
И кроватки и кровати,
Расписала нам сама
Золотая Хохлома!                          (Л. Куликова)

- Нет наряднее раскраски,
Будто к нам пришла из сказки,
Где цари и терема,
Золотая Хохлома!
(Л. Куликова)

5. Физкультминутка «Заводные игрушки»

Текст

Описания движений

Посмотрите, в магазине

Все игрушки на витрине:

Заводные зайчики,

Куколки и мячики,

Пушистые котята,

Матрёшки, медвежата.

Медвежонок взял гармошку,

Поиграть решил немножко.

Раз, два! Поворот…

Он танцует и поёт.

Вот матрёшки-крошки,

Пёстрые одёжки,

Яркие платочки,

Розовые щёчки.

Широко разводят руки в стороны

Движение руками вправо-влево

Прыжки на носочках, руки над головой

Приседания, прыжки

Повороты вправо-влево, руки на поясе

Слегка покачиваясь

Ноги слегка согнуты в коленях

руками имитируют игру на гармошке

Кружатся вокруг себя

Руки на поясе, полуприседания

Повороты вправо-влево

Наклоны вправо-влево

Руки держат за «кончики платочков»

Трут щёчки

6. Сообщение темы 

- Вот мы прослушали стихи, рассмотрели и прорисовали основные элементы хохломской росписи. Теперь настало время самим поработать в качестве мастеров – художников.

7. Самостоятельная работа учащихся. 

(Раскрашивание рисунка изделия Хохломы)

8. Выставка работ. Рефлексия

Кому вы  хотите подарить свою роспись?

9. Итог урока. (Слайд 10).  

Чтение стихотворения учителем

Кисть хохломская! – Большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни.
Ты, как душа у народа красива,
Ты, как и люди, служишь Отчизне!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект клубного часа "Сказочные узоры городецкой росписи" с мультимедийной презентацией

Клубный час разработан с целью познакомить учащихся с историей развития Городецкой росписи и произведениями промысла. Воспитывать любовь к Родине, ее истории и национальной культуре. Развивать творчес...

конспект "растительный узор в полосе с элементами хохломской росписи" 2 класс

конспект урока по изобразительному искусству с презентацией...

Класс:1. Раздел: «В гостях у народных мастеров». Тема: «Хохлома. Выполнение хохломской росписи – ягодка, травка».

Материал включает план - конспект и презентацию. План-конспект разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО....

Хохлома. Выполнение хохломской росписи – ягодка, травка.

Презентация к уроку изобразительного искусства в 1 классе. Раздел: "В гостях у народных мастеров". УМК "Планета Знаний"....

Конспект НОД в подготовительной группе по рисованию «Криуль - элемент хохломской росписи»

Программное содержание: формировать умение рисовать стебель - криуль и размещать на нём узоры травяного орнамента....

сообщение о хохломской росписи

Рассказ о хохломской росписи для обучающихся начальных классов...

Технологическая карта урока технологии, УМК "Школа России", 2 класс, тема: "Завершение работы над изделием миска с элементами хохломской росписи"

Цель урока: формирование у обучающихся знаний о виде декоративного искусства – хохломская роспись.Задачи урока:Дидактические:1) дать общее представление о росписи золотая хохлома;2) учить выполн...