Рабочая программа по ИЗО 4 класс УМК Гармония
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме
Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса разработана в соответствии с Положением о рабочей программе МБОУ « СОШ № 1 им.Б.Н.Куликова»,
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования 2007 года,
годовым календарным графиком и учебным планом школы , на основе программы под редакцией В.С.Кузина ( Программа для общеобразовательных учреждений.
Изобразительное искусство 1-4 классы . М.: Дрофа , 2010 )
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_izo_4_klass_umk_garmoniya.doc.docx.doc | 126.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Изобразительное искусство
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса разработана в соответствии с Положением о рабочей программе МБОУ « СОШ № 1 им.Б.Н.Куликова»,Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования 2007 года, годовым календарным графиком и учебным планом школы , на основе программы под редакцией В.С.Кузина ( Программа для общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство 1-4 классы . М.: Дрофа , 2010 )
Структура документа
Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, тематическое планирование с указанием количества контрольных работ ,календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки обучающихся, нормы и критерии оценивания, перечень учебно-методического обеспечения ,материально–техническое обеспечение.
Общая характеристика учебного предмета
Программа «Изобразительное искусство» в начальной школе соответствует образовательной области «Искусство» обязательного минимума содержания начального общего образования и отражает, один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности — изобразительное искусство. Посредством образного отражения предметов и явлений действительности рисунок, живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура помогают детям с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, видеть в нем красоту, развивать свои художественные способности. Содержание программы предусматривает как эстетическое восприятие предметов действительности и произведений изобразительного искусства, так и непосредственно художественную деятельность.
Главная цель художественного образования – формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям ,овладение культурным национальным наследием.
Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:
- овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации, элементарного дизайна;
- развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.
Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
Основные виды занятий должны быть тесно связаны, дополнять друг друга и проводиться в течение всего учебного года с учетом особенностей времени года и интересов учащихся.В основу программы положены:
- тематический принцип планирования учебного материала ;
- единство воспитания и образования, обучение и творческой деятельности учащихся;
- познавательно-эстетическая сущность изобразительного искусства;
- яркая выраженность познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства;
- система учебно-творческих заданий на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством;
- система межпредметных связей (литературное чтение, русский язык, музыка, окружающий мир,технология);
- соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;
- развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности,
Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя изображение находящихся перед школьниками объектов действительности, а также рисование их по памяти и по представлению карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью.
С 4 класса начинается изучение детьми закономерности ,перпективы, конструкции
светотени. Обучающиеся усваивают навыки изображения объемных предметов ,находящихся во фронтальной и угловой перспективе.
В разделе «Живопись» содержание обучения направлено на развитие у детей восприятия цветовой гармонии и основано на рисовании с натуры, по памяти и по представлению акварельными, гуашевыми красками, цветными карандашами.
Содержание разделов « Рисунок» и « Живопись» знакомит школьников с правилами рисования ,обогащает их знаниями конструктивного строения, композиции, светотени ,гармонии цветовой окраски.
Рисование на темы — это рисование композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. Содержание раздела направлено на формирование навыков соблюдения пропорций, грамотного изображения конструктивного строения ,объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов.
Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца).
В содержании раздела « Декоративная работа»раскрывается значение народного искусства как мощного средства эстетического ,трудового и патриотического воспитания.
Понимание ритма, гармоничности цветовых отношений ,зрительного равновесия форм и цвета, находит применение на уроках технологии при изготовлении аппликаций ,игрушек, вышивки.
Раздел «Лепка» - вид художественного творчества ,который развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности.
Основным содержанием этого раздела является лепка из пластилина листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта и т.д.
Аппликация — это составление изображения из разнообразных кусочков бумаги, ткани, засушенных листьев деревьев, соломки, фольги (приклеивание, пришивание на основу).
В содержание этого раздела входит составление цветных наклеенных рисунков с натуры: овощей,фруктов,животных; составление сюжетных композиций и декоративных работ.
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас основаны на показе произведений искусства. Беседы воспитывают у школьников интерес к искусству, любовь к нему, расширяют представления об окружающем мире.
Дети учатся пониманию содержания картин и некоторых средств художественной выразительности, у них воспитывается бережное отношение к памятникам старины и произведениям народного художественного творчества.
Место предмета в учебном плане
Авторская программа составлена без изменений, так как её содержание позволяет в полной мере реализовать требования Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования. В соответствии с учебным планом школы уроки изобразительного искусства в 4 классе рассчитаны на 1учебный час в неделю.Следовательно общее количество часов составило – 34 часа.
Общие учебные умения , навыки и способы деятельности
Важную роль в обучении литературного чтения играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников элементов учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками, воспитание привычки обращаться к ним.
Результаты обучения
представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих 4 класс и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Требования к уровню подготовки обучающихся
к концу 4 класса обучающиеся должны знать:
- начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, штрих, пятно, композиция, контраст света и тени, сочетание оттенков цвета, колорит и т. п.);
- начальные сведения о народной художественной резьбе по дереву и украшении домов и предметов быта;
- начальные сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства;
- основные средства композиции: высота горизонта, точка зрения, контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра;
- начальные сведения о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода ;
- начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающая тень), о зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения;
- деление цветового круга на группу теплых цветов (желтый, оранжевый, красный) и группу холодных цветов (синий, зеленый, фиолетовый);
- изменение цвета в зависимости от расположения предмета в пространстве (для отдельных предметов —смягчение очертаний, ослабление яркости и светлоты
цвета).
уметь:
- рассматривать и проводить анализ произведения искусства (содержания, художественной формы), определять его принадлежность к тому или иному виду или жанру искусства;
- чувствовать и определять красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении;
- выполнять изображения отдельных предметов (шар, куб и т. д.) с использованием фронтальной и угловой перспективы;
- передавать в рисунках свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающую тень;
- использовать различную штриховку для выявления объема, формы изображаемых объектов;
- анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, пространственного положения, особенности цвета, распределения светотени на поверхности предмета;
- использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, применять простейшие приемы народной кистевой росписи;
- применять знания о линейной и воздушной перспективе, светотени, цветоведении как выразительных средствах в аппликациях и коллективных мозаичных панно;
- передавать в лепных изделиях объемную форму, конструктивно-анатомическое строение животных, фигуры человека.
Перечень учебно- методического обеспечения
Для обучающихся :
1.Учебник : «Изобразительное искусство» 4 класс В.С.Кузин Москва,
«Дрофа», 2009 г
2.Рабочая тетрадь по изобразительному искусству 4 класс В.С.Кузин Москва,
«Дрофа», 2009 г
Для учителя :
1.»Изобразительное искусство» Программа для общеобразовательных учреждений 1- 4 классы
2. Учебник : «Изобразительное искусство» 4 класс В.С.Кузин Москва, «Дрофа», 2009 г
3. Рабочая тетрадь по изобразительному искусству 4 класс В.С.Кузин Москва,
«Дрофа», 2009 г
4. Методическое пособие « Изобразительное искусство» 4 класс составитель
С.Б.Дроздова
Материально-техническое обеспечение
- Таблицы
- Репродукции картин
- Раздаточный материал
- 4.Аудиозапись классической музыки
Нормы и критерии оценивания
Оценка "5"
- обучающийся полностью справляется с поставленной целью урока;
- правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
- верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
- умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Оценка "4"
- обучающийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
- гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
- умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
характерное.
Оценка "3"
- обучающийся слабо справляется с поставленной целью урока;
- допускает неточность в изложении изученного материала.
Оценка "2"
- обучающийся допускает грубые ошибки в ответе;
- не справляется с поставленной целью урока;
Приложение
Первое полугодие
1.Перечисли произведения известных художников – пейзажистов.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Что такое «натюрморт»?________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Какие бывают росписи?_________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Перечислить виды пейзажного жанра______________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Определить виды и жанры графики ________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Что такое « аппликация»?________________________________________________
________________________________________________________________________
7.Разновидности портрета это:______________________________________________
________________________________________________________________________
8.Декоративно- прикладное искусство это -___________________________________
________________________________________________________________________
Второе полугодие
1.Кто из художников иллюстрировал литературные произведения?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Перечислить народные художественные промыслы___________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Что объединяет « Батальный и исторический» жанры ?________________________
________________________________________________________________________
4.Что такое « орнамент» ?__________________________________________________
_______________________________________________________________________
5.Перечислить способы объема тушью_______________________________________
________________________________________________________________________
6.Какие градации светотени знаете?__________________________________________
________________________________________________________________________
Календарно- тематическое планирование
№ | ТЕМА УРОКА | КОЛ-ВО ЧАСОВ | Дата проведения | Характеристика деятельности учащихся | |
план | факт | ||||
ТЕМА №1 ПЕРСПЕКТИВА 5 ЧАСОВ . | |||||
1 | Азбука изобразительного искусства. Перспектива. | 1 | 05.09.12 | Уметь передавать эстетическое отношение к произведениям искусства Уметь изображать симметричную фигуру Знать перспектива, точка схода - линия горизонта, точка зрения - Ось, точки симметрии - Симметричная фигура - фронтальная перспектива - угловая перспектива | |
2 | Азбука изобразительного искусства. Плоскости горизонта. | 1 | 12.09.12 | ||
3 | Оси и точки симметрии. Объёмные геометрические фигуры. | 1 | 19.09.12 | ||
4 | Оси и точки симметрии. Изображение предметов в фронтальной и угловой перспективе. | 1 | 26.09.12 | ||
5 | Изображение предметов в фронтальной и угловой перспективе. Точки зрения. | 1 | 03.10.12 | ||
ТЕМА №2 СВЕТОТЕНЬ 1 ЧАС. | |||||
6 | Штриховка объёмного геометрического тела. Светотень. | 1 | 10.10.12 | Уметь применять приёмы изображения объёмных предметов простейших геометрических тел Знать - полутень, тень, свет - рефлекс, блик - источник освещения - тень собственная, тень падающая | |
ТЕМА №3 ЦВЕТ В ЖИВОПИСИ 2 ЧАСА. | |||||
7 | Контрастные цвета. | 1 | 17.10.12 | Уметь применять тёплый, холодный колорит при изображении Знать - цветовой контраст - колорит - тёплый колорит, холодный колорит | |
8 | Контрастные цвета. | 1 | 24.10.12 | ||
ТЕМА №4 РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ И ПО ПАМЯТИ 12 ЧАСОВ. | |||||
9 | Клубок ниток. Штриховка (карандаш). | 1 | 07.11.12 | Уметь анализировать форму, цвет и пространственное расположение предметов Уметь образно передавать задуманную композицию Уметь рисовать с передачей пропорций Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: а) для самостоятельной творческой деятельности; б) обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства; в) оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др. Различать основные и составные, теплые и холодные цвета. Использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага). Знать объём, пропорции - тёплые, холодные цвета, оттенки цвета -Пропорция предмета - натюрморт - пространственное расположение предметов - первый и второй план - композиция - краски природы | |
10 | Тёплые и холодные цвета (карандаш, фломастеры). | 1 | 14.11.12 | ||
11 | Рисование по памяти. Букет георгин (акварель). | 1 | 21.11.12 | ||
12 | Светотень. Настурции, ветка яблони (цветные карандаши) | 1 | 28.11.12 | ||
13 | Последовательность рисования ветки огородного горошка. Оттенки цвета. | 1 | 05.12.12 | ||
14 | Искусство натюрморта. Грибы. Овощи (цветные карандаши). | 1 | 12.12.12 | ||
15 | Натюрморт: арбуз на фоне доски. Светотень | 1 | 19.12.12 | ||
16 | Натюрморт: кувшин, миска, чашка (цветные карандаши) | 1 | 26.12.12 | ||
17 | Рисование с натуры натюрморта: кувшин и яблоко, ваза с яблоками. | 1 | 16.01.13 | ||
18 | Рисование с натуры: чайник и лимоны. | 1 | 23.01.13 | ||
19 | Рисование с натуры: ворона и аист (цветные карандаши). | 1 | 30.01.13 | ||
20 | Рисование по представлению: вечерняя природа, утренняя природа. | 1 | 06.02.13 | ||
ТЕМА №5 РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ И ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ. 8 ЧАСОВ. | |||||
21 | Иллюстрация к сказке «Маша и медведь» (фломастеры). | 1 | 13.02.13 | Уметь использовать в иллюстрации выразительные возможности композиций из сюжета сказки Уметь самостоятельно выбирать сюжет из сказки и иллюстрировать его Уметь определять изменение цвета и цветовой тон Сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства) Знать - иллюстрация - композиционный центр -Сюжет композиции -Главное в композиции -цветовой тон -вечерний пейзаж | |
22 | Иллюстрация к сказке «Колобок» (цветные карандаши). | 1 | 20.02.13 | ||
23 | Иллюстрация к сказке «Буратино». | 1 | 27.02.13 | ||
24 | Изображение сказочной лягушки (цветные карандаши). | 1 | 06.03.13 | ||
25 | Рисование сюжета «На уборке урожая». | 1 | 13.03.13 | ||
26 | Рисование сюжета «Корабль купца Садко» (цветные карандаши). | 1 | 20.03.13 | ||
27 | Тематическое рисование «Осень» (фломастеры). | 1 | 03.04.13 | ||
28 | Тематическое рисование «Кондор» (фломастеры). | 1 | 10.04.13 | ||
ТЕМА №6 ДЕКОРАТИВНАЯ РАБОТА. 8Ч. | |||||
29 | Городецкая роспись: доска (цветные карандаши). | 1 | 17.04.13 | Уметь изображать основные элементы росписи хохлома и городец Уметь расписывать абашевскую игрушку Уметь самостоятельно выбирать вид орнамента и народные мотивы к нему Уметь выразить отношение к произведениям искусства, к собственному творчеству Применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки. Знать - основные цвета росписи, основные элементы хохломской и городецкой росписи - особенности абашевской игрушки - роспись абашевской игрушки - особенности росписи архангельских пряников - орнамент, ритм орнамента - отношение к искусству - отношение к собственному творчеству |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа. Технология 3 класс. УМК "Гармония"
Рабочая программа. Технология 3 класс. УМК "Гармония"...
Рабочая программа для 2 класса УМК "Гармония"
Рабочая программа для 2 класса УМК "Гармония" содержит предметы: русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир, технология, изобразительное искусство, спецкурс "Мир человека"...
Рабочие программы для 4 класса УМК "Гармония"
Рабочие программы для 4 класса УМК "Гармония"...
Рабочая программа 4-й класс УМК "Гармония"
Рабочая программа 4-й класс УМК "Гармония"...
Рабочие программы для 1 класса УМК Гармония
Рабочие программы для 1 класса, в помощь учителям, работающим по УМК Гармония...
Рабочие программы для 1 класса УМК Гармония
Рабочие программы для 1 класса, в помощь учителям, работающим по УМК Гармония...
Рабочая программа для 2 класса УМК "Гармония"
Сдержит пояснительную записку и тематическое планирование по математике для 2 класса УМК "Гармония"...