Конспект урока на тему "Мезенская роспись" для 4 класса
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме
Конспект урока включает в себя изучение обозначения элементов мезенской росписи, практическую часть (изображение одного из элементов росписи - олень или лошадь)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mezenskaya_rospis.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по изобразительному искусству
Тема: «Мезенская роспись»
Класс – 4.
Школа: МОУ «Основная общеобразовательная школа» с.Межадор
Ф.И.О. учителя изобразительного искусства: Селькова Татьяна Михайловна
Новое знание: мезенская роспись
Тип урока: комбинированный
Цель урока: выполнить карандашный рисунок элементов мезенской росписи (коня или оленя)
Образовательные задачи: знакомство с историей появления мезенской росписи, рассмотрение её элементов и что они обозначают
Развивающие задачи: развивать мелку моторику рук, творческое мышление, фантазию
Воспитательные задачи: воспитывать аккуратность, усидчивость, внимательность, трудолюбие
Оборудование:
- у учителя: конспект, ноутбук, проектор, карточки (последовательное выполнение элемента), расписная доска;
- у учащегося: карандаш, ластик, альбом, гуашь, клёнка, фартук, тряпочка
Межпредметные связи:
- МХК
- История культуры народа коми
Методы обучения:
- беседа с использованием проблемных вопросов;
- объяснение нового материала
- игра
План урока:
- организационный момент
- выход на тему
- формулирование темы и цели урока
- основная часть. Изучение нового знания
- практическая работа
- рефлексия
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя |
I. Орг. момент. II. Выход на тему III. Формулирование цели и задач урока İV. Этап изучения нового знания История росписи ? Читаю с карточки Работа на доске Элементы росписи ? V.Практическая часть. Объяснение VI. Рефлексия | - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Михайловна. Сегодня я проведу у вас урок изобразительного искусства. Садитесь. Надеюсь на вашу активность и внимательность. Внимательно слушайте, смотрите на меня. Вам сегодня понадобятся альбом, простой карандаш, ластик, кисти, гуашь Ребята, посмотрите, что я вам принесла на урок. Это доска с мезенской росписью. Ширина доски примерно три раза укладывается в ее длине. Все элементы изображены не просто так. Три яруса - три мира (нижний, средний и верхний или подземный, наземный и небесный). Нижний и средний ярусы заполняют олени и кони. Верхний ярус - птицы. Образ коня у народов севера это ещё и оберег (конь на крыше), а также символ солнца, плодородия, источник жизненных благ. Ярусы разделены горизонтальными полосами, заполненными повторяющимся узором. Ребята, исходя из сообщения, как вы думаете, что будем сегодня рисовать? Молодцы. Значит, тема нашего урока «Мезенская роспись» - Сегодня мы с вами познакомимся с историей появления мезенской росписи, рассмотрим её элементы и что они обозначают, и на практической части урока выполним несколько элементов. Сначала рассмотрим историю росписи. Как и большинство других народных промыслов свое название мезенская роспись получила от местности в которой зародилась. Ребята, как вы думаете, от какого слова она образовалась? Эта роспись зародилась в Удорском районе, вы слышали название этого района? Удора располагается по реке Мезень - отсюда и название росписи Мезенская роспись одна из наиболее древних художественных промыслов. Расписные прялки и короба, широко распространялись по реке Пинеге, вывозились на Печору, Двину и Онегу. Ребята, как вы думаете, для чего расписывали предметы быта? Для красоты, для продажи, народ коми обменивал свои расписные прялки, короба на ткань, продукты питания. В мезени нет обычной народной яркости, многоцветности. Орнаменты имеют графическую форму. Художник выстраивает узор, подчиняясь строгим правилам построения орнамента. Ребята, представьте, что вы мастера, живущие 500 лет назад. Как бы вы изобразили условно, графически солнце? Кто хочет показать на доске? А как нарисовали бы землю? У вас получились очень интересные рисунки. А вот как мастера расписывали прялки и короба. Посмотрите, я раздала вам карточки с элементами мезенской росписи. Прямая линия может означать и небо, и землю. Если она расположена наверху – это, как вы понимаете, небо. Символ плодородия и хлеба насущного — вот что такое земля для человека. Графически земля часто изображается квадратом. Иногда на лошадях были нарисованы борющиеся друг с другом всадники. Изображаемые на прялках кони неземного происхождения, они олицетворяют огонь. Мы познакомились с элементами мезенской росписи, и теперь ваша задача – выбрать элемент: коня или оленя. Ребята, а чем они отличаются? Все отличие оленей от лошадей заключается в том, что вместо гривы у них за спиной такими же черными штрихами рисуются разветвленные рога. Вам необходимо по шаблону обвести туловище животного и дополнить рисунок элементами, которые мы только что рассмотрели и выполнить в цвете. Туловище животного, какого цвета? Красного. Все остальные элементы смотрите на карточках и выполняете в цвете. Я рекомендую кисть № 2. Прежде чем начать работу, вы хорошо подумайте, какое именно животное вы будете рисовать. А сейчас подумайте и скажите, с чего грамотнее начинать работу? Слушаем меня внимательно и смотрим. Сначала берём альбомный лист горизонтально и делим его пополам. Простым карандашом намечаем высоту нашего изображения двумя горизонтальными линиями, затем берём шаблон и располагаем его в полосу с левой стороны и обводим. (Правую сторону оставляем для домашнего задания). Затем дорисовываем ноги, рога или гриву, и дополняем рисунок элементами с карточки, которые вам понравились. Оценка «5» ставится за схожесть с элементов мезенской росписи, аккуратность и чёткость выполнения, грамотное расположение элемента на листе. Можете начинать работу. Желаю удачи! Ребята, кто считает, что справился с работой, выйдите, пожалуйста, к доске и расскажите про свой рисунок, что он обозначает. Какие элементы использовали? Куда можно использовать? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.
Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
План-конспект урока по математике (4 класс) по теме: Проект урока математики в 4 классе
Цели: образовательные: повторить и обобщить знания детей по теме «Деление на числа, оканчивающиеся нулями», закрепить навыки устного счета, отрабатывать навыки, решение задач на движение, закрепить зн...
План-конспект урока по физкультуре (1 класс) на тему: Конспект образовательного урока по физической культуре. Технологическая карта урока
Предмет физическая культура Класс...
Конспект урока математики в 3 классе классе на тему: « Доли ». Презентация к уроку.
Изучение нового материала по теме " Доли"...
Конспект урока и презентация "Как учили школьников на Руси" план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме
Урок-исследование предполагает постановку проблемы, составление плана и проведение исследования через наблюдение, работу с книгой, проведение "эксперимента", обращение к другим людям и использование м...