Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для 3 класса
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему
Рабочая программа курса изобразительного искусства разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по изобразительному искусству и авторской программы «Изобразительное искусство» под редакцией Б. М. Неменского.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izobrazitelnoe_iskusstvo_3a_klass.docx | 36.33 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Руководитель МО _____________/Шарыпова Е.В./ Протокол № 1 от «27» августа 2012 г. | «Согласовано» Заместитель руководителя МБОУ «СОШ № 1 г. Калининска» _____________/Демченко С.В./
«29» августа 2012 г. | «Утверждаю» Руководитель МБОУ «СОШ № 1 г. Калининска» _____________/Фирсунин М.А./
Приказ № ___ от «31»августа 2012 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Филоненко Л.Н.,
первой квалификационной категории
по изобразительному искусству, 3а класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1 от «30» августа 2012 г.
2012 – 2013 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса изобразительного искусства разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по изобразительному искусству и авторской программы «Изобразительное искусство» под редакцией Б. М. Неменского.
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом, его уникальность и значимость определяются нацеленностью на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности.
Цели курса:
- воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
- развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно- прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
- овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
- совершенствование эмоционально произведений искусства и окружающего мира;
- развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Структура курса
Курс изобразительного искусства имеет направленность на развитие эмоционально-ценностных отношений ребенка к миру. Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом. Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, будет поддерживать интерес учащихся к художественному творчеству. В перечень нормативных документов, прилагаемых к стандарту, входят рекомендации к материально-техническому оснащению кабинетов изобразительного искусства всеми необходимыми материалами.
Основные содержательные линии
Учебный материал в примерной программе представлен блоками, отражающими деятельностный характер и коммуникативно – нравственную сущность художественного образования: «Виды художественной деятельности», «Азбука искусства», «Значимые темы искусства», «Опыт художественно творческой ческой деятельности». Специфика подобного деления на блоки состоит в том, что первый блок раскрывает содержание учебного материала, второй дает инструментарий для его практической реализации, третий намечает эмоционально- ценностную направленность тематики заданий, четвертый содержит виды и условия деятельности, в которых ребенок может получить художественно- творческий опыт. В комплексе все блоки направлены на решение задач начального художественного образования и воспитания. На уроках изобразительного искусства формируются умения воспринимать окружающий мир и произведения искусства, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения по видовым и жанровым признакам; работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа. Дети учатся решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении, создавать творческие работы на основе собственного замысла. У младших школьников формируются навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребёнка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.
Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребёнка к миру, его духовно-нравственное воспитание.
Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребёнка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.
Место учебного предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение изобразительного искусства в начальной школе выделяется 135 часов, из них в первом классе 33 часа (1 час в неделю, 33 учебные недели), во 2-4-х классах по 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом и расписанием уроков на 2012- 2013учебный год и рассчитана
на 34 часа в год. Учебный материал запланирован в полном объёме.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты освоения курса изобразительного искусства:
- формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
- воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
- развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
- формирование духовных и эстетических потребностей;
- овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
- воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
- отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.
Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых
поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.
Регулятивные УУД
• Проговаривать последовательность действий на уроке.
• Учиться работать по предложенному учителем плану.
• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
• Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты:
- сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
- ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
- ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;
- первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;
- получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.
К концу обучения в 3-ем классе ученик достигнет следующих результатов:
Ученик научится:
знать/понимать:
- основные жанры и виды изобразительного искусства;
- известные центры народных художественных ремёсел России;
- ведущие художественные музеи России, объяснять их и назначение;
уметь:
- различать основные составные, тёплые и холодные цвета;
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);
- использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
- применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- самостоятельной и творческой деятельности;
- обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок и музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.
Ученик получит возможность научиться:
- пользоваться средствами выразительности языка живописи, декоративно-прикладного искусства, дизайна и художественного конструирования собственной художественно-творческой деятельности;
- выражать в собственном творчестве отношение к поставленной художественной задаче, эмоциональные состояния и оценку, используя выразительные средства живописи;
- активно работать в разных видах и жанрах изобразительного искусства (дизайн, пейзаж, натюрморт и др.), передавая своё эмоциональное состояние;
- участвовать в обсуждениях произведений искусства и дискуссиях, посвящённых искусству;
- выделять выразительные средства, использованные художником при создании произведения искусства, объяснять сюжет, замысел и содержание произведения;
- использовать ИКТ в творческо-поисковой деятельности.
Содержание учебного предмета
Название темы | Содержание учебной темы | Количество часов |
Искусство в твоём доме | Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ. Его условность, передача общего через единичное. Красота предметов в реальной повседневной жизни. Связь декора посуды, платка с назначением. Эмоциональная среда дома, создаваемая обоями: их цветом, рисунком, ритмом, величиной изображений. Книга как произведение искусства, многообразие форм и видов книг. Открытка как предмет искусства, разновидности тиражной графики. Причастность художника к созданию всего предметного мира, окружающего человека в его доме. | 7 ч |
Искусство на улицах твоего города | Архитектурные памятники как хранители памяти о своём времени, о тех, кто строил и украшал города и сёла. Роль природных аналогов (паутина, крылышки бабочек, стрекоз, жучков, ажурно-сетчатые конструкции листа дерева и др.) в создании инженерных конструкций с тончайшими ажурными сцеплениями металлических элементов. Художественное оформление витрин, отвечающее назначению магазина и вместе с тем являющееся рекламой и праздничным украшением магазина и улицы. Разнообразие форм и образное решение транспорта. | 8 ч |
Художник и зрелище | Художник в цирке. Художник в театре. Искусство рекламы, его роль в жизни (афиша и плакат). Работа Мастеров Изображения, Постройки, Украшения на улицах города для создания праздника в городе. Роль художника при изготовлении декораций, костюмов, карнавальных масок. Роль художника в праздничном украшении города, улицы. | 7 ч |
Художник и музей | Музеи, шедевры изобразительного искусства, хранящиеся в художественных музеях крупных городов России, памятники культуры родного края. Картина – особый мир. Картина – пейзаж (жанр пейзажа). Картина – портрет (жанр портрета). Картина – натюрморт (жанр натюрморта). Исторические картины и картины бытового жанра. Скульптура в музее и на улице. | 12 ч |
Календарно – тематическое планирование
уроков изобразительного искусства
Класс 3а
Учитель Филоненко Л.Н.
Количество часов:
Рекомендовано – 34 ч
Запланировано - 34 ч; 1 час в неделю.
Планирование составлено на основе авторской программы «Изобразительное искусство» под ред. Б.М. Неменского
Учебник «Искусство вокруг нас» 3 класс Н.А.Горяева, Л.А. Неменская, М.: Просвещение, 2010
Тематическое планирование
Планир. дата | Фактическая дата | Общая тема (блок) | № урока | Тема урока | Характеристика деятельности учащихся | ИКТ | Примечание |
05.09 | Искусство в твоём доме | 1 | Твои игрушки | Знать чем и как художники выражают чувства и настроения в своих произведениях. Понимать особенности и создавать игрушки по мотивам народных художественных промыслов. Применять в украшении мотивы растительного и животного мира. Включаться в художественную деятельность, проявляя инициативу, фантазию, воображение. Знать образцы игрушек Дымкова, Филимонова, Хохломы, Гжели. Уметь преобразиться в мастера Постройки, создавая форму игрушки. | |||
12.09 | 2 | Посуда у тебя дома | Передавать формы и пропорции. Решать самостоятельно декоративное оформление предметов (элементы хохломской росписи). Находить нужную информацию и пользоваться ею. | Презен-тация | |||
19.09 | 3 | Обои и шторы у тебя дома | Знать роль художников в создании обоев, штор. Передавать цветом настроение в работе. Составлять непрерывные полосные орнаменты, используя растительные композиции. | Презен-тация | |||
26.09 | 4 | Мамин платок | Знать в общем искусство росписи тканей. Уметь составить простейший орнамент. | Презен-тация | |||
03.10 | 5 | Твои книжки | Знать роль художника в создании книги, многообразие книг. Уметь отличать назначение книг, оформлять обложку иллюстрации. Находить нужную информацию и пользоваться ею. | ||||
10.10 | 6 | Открытки | Знать виды графических работ. Уметь выполнить простую графическую работу. Находить нужную информацию и пользоваться ею. | ||||
17.10 | 7 | Труд художника для твоего дома | Знать о существовании трёх сфер художественной деятельности и их единстве, о том, что изображая, украшая и строя художник передаёт своё отношение к предмету или явлению. Знать чем и как художники выражают чувства и настроения в своих произведениях. Включаться в художественную деятельность, проявляя инициативу, фантазию, воображение. | ||||
24.10 | Искусство на улицах твоего города | 8 | Памятники архитектуры | Знать основные памятники города, места их нахождения. Представлять и понимать связь архитектуры с природой. Уметь узнавать памятники, посвященные событиям Гражданской и Великой Отечественной войн. | Презен-тация | ||
07.11 | 9 | Парки, скверы, бульвары | Знать, в чем заключается работа художника – архитектора. Уметь изобразить парк или сквер. | Презен-тация | |||
14.11 | 10 | Ажурные ограды | Знать разные инженерные формы ажурных сцеплений металла. Наблюдать и передавать в собственной художественно-творческой деятельности разнообразие и красоту природных форм и украшений. | Презен-тация | |||
21.11 | 11 | Волшебные фонари | Знать виды и назначение фонарей. Уметь придумать свои варианты фонарей для детского праздника. Включаться в художественную деятельность, проявляя инициативу, фантазию, воображение | Презен-тация | |||
28.11 | 12 | Витрины | Знать оформление витрин по значению и уровню культуры города. Отличать разные по значению и оформлению витрины. | Презен-тация | |||
05.12 | 13 | Удивительный транспорт | Знать разные виды транспорта. Уметь изобразить разные виды транспорта. Находить нужную информацию и пользоваться ею. | Презен-тация | |||
12.12 | 14 | Труд художника на улицах твоего города | Знать, в чем заключается работа художника – архитектора. Уметь изобразить облик города. | ||||
19.12 | 15 | Новогодняя игрушка | Включаться в художественную деятельность, проявляя инициативу, фантазию, воображение. Выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного художественного замысла. | ||||
26.12 | Художник и зрелище | 16 | Художник в цирке | Знать отличие и сходство театра и цирка. Уметь создать эскиз циркового представления | Презен-тация | ||
09.01 | 17 | Художник в театре | Знать истоки театрального искусства. Уметь создать эпизод театральной сказки. Создавать сюжетные объёмно-пространственные композиции по мотивам театральной постановки. Уметь работать в коллективе, распределять обязанности. Включаться в художественную деятельность, проявляя инициативу, фантазию, воображение. | Презен-тация | |||
16.01 | 18 | Театр кукол | Знать отличие кукольного театра от других видов театра. Демонстрировать умение работать в коллективе в условиях сотворчества. Находить нужную информацию и пользоваться ею. | ||||
23.01 | 19 | Маска | Знать историю происхождения театральных масок. Уметь конструировать маску из бумаги. | Презен-тация | |||
30.01 | 20 | Афиша и плакат | Знать о назначении афиши и плаката. Уметь создать эскиз афиши и плаката к спектаклю. | ||||
06.02 | 21 | Праздник в городе | Знать отличие и сходство театра и цирка. Уметь создать эскиз. Включаться в художественную деятельность, проявляя инициативу, фантазию, воображение. | ||||
13.02 | 22 | Школьный карнавал | Знать отличие и сходство театра и цирка. Уметь создать эскиз. Включаться в художественную деятельность, проявляя инициативу, фантазию, воображение. | Презен-тация | |||
20.02 | Художник и музей | 23 | Музей в жизни города | Знать, что в музеях хранятся лучшие произведения искусства, подлинники авторов. Знать чем и как художники выражают чувства и настроения в своих произведениях. Уметь изобразить интерьер музея. Находить нужную информацию и пользоваться ею. | Презен-тация | ||
27.02 | 24 | Картины - особый мир | Знать, что такое картина. Участвовать в диалоге. Знать чем и как художники выражают чувства и настроения в своих произведениях. Воспринимать произведения художников. Группировать произведения искусства по видам и жанрам. Понимать ценность искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром. | Презен-тация | |||
06.03 | 25 | Музеи искусства | Знать, что в музеях хранятся лучшие произведения искусства, подлинники авторов. Понимать ценность искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром. Называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона. | ||||
13.03 | 26 | Картина – пейзаж | Знать, что такое картина – пейзаж, о роли цвета в пейзаже. Наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональные состояния. Передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние природы Уметь изобразить пейзаж по представлению. Использовать в работе впечатления, полученные от восприятия картин художников. | Презен-тация | |||
20.03 | 27 | Картина – портрет | Знать жанр портрета. Уметь нарисовать портрет близкого человека. Создавать графическими средствами выразительные образы человека. Передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние характерные черты внешнего облика человека. | Презен-тация | |||
03.04 | 28 | Картина - натюрморт | Знать, что такое натюрморт, где можно увидеть натюрморт. Овладевать приёмами самостоятельного составления натюрморта. Улавливать и передавать смысловую связь предметов в натюрморте. Использовать в работе впечатления, полученные от восприятия картин художников. | Презен-тация | |||
10.04 | 29 | Картины исторические и бытовые | Знать чем и как художники выражают чувства и настроения в своих произведениях. Отличать исторических и бытовых картин. Уметь изобразить сцену из повседневной жизни людей. | Презен-тация | |||
17.04 | 30 | Картины исторические и бытовые | |||||
24.04 | 31 | Скульптура в музее и на улице | Знать, что такое скульптура. Уметь смотреть на скульптуру. Знать чем и как художники выражают чувства и настроения в своих произведениях. | Презен-тация | |||
08.05 | 32 | Художественная выставка Каждый человек – художник! | Знать, что такое выставка. Уметь подготовить к выставке лучшие работы. Включаться в художественную деятельность, проявляя инициативу, фантазию, воображение. | ||||
15.05 | 33 | Резервный урок | Выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного художественного замысла. Включаться в художественную деятельность, проявляя инициативу, фантазию, воображение. | ||||
22.05 | 34 | Резервный урок |
Учебно – методическое обеспечение
Библиотечный фонд
- Учебник «Искусство вокруг нас» 3 класс Е. И. Коротеева , М.: Просвещение, 2010
Печатные пособия:
- «Беседы с учителем. 3 класс» под редакцией Л.Е. Журовой, М.: Вентана – Граф, 2010
- «Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству под редакцией Б.Н. Неменского» 1 – 4 классы.
М.: Просвещение, 2010
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа, в 2 частях (Стандарты второго поколения).
М: Просвещение 2011
ИКТ – средства:
самостоятельно разработанные презентации
мультимедийный проектор.
компьютер.
интерактивная доска
Демонстрационные пособия:
предметные картинки
муляжи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).
Библиографический список Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...
Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)
Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....