Календарно-тематическое планирование с УУД по изобразительному искусству в 1 классе
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Утверждаю: Согласовано: Рассмотрено
Директор школы Зам.директора по УВР на заседании МО
_________Бореева Н.А. ______ Мельникова Н. В. протокол от
«___»_________201 г «___»__________201 г «___»_________201 г
Рабочая программа по изобразительному искусству
Учитель начальных классов:
Покшиванова Л.В.
2012 г.
I Пояснительная записка
Программа разработана на основе примерной программы по изобразительному искусству и авторской программы Б.М.Неменского
« Изобразительное искусство», М.:«Просвещение» 2011г. Она соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования.
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
II Общая характеристика учебного предмета, курса
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.
Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы , инструменты, а также художественные техники
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Конечная цель — духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
III Место учебного предмета, курса в учебном плане
Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 1 — 4 класса начальной школы.
На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс — 135 ч.
Предмет изучается: в 1 классе — 33 ч в год, во 2—4 классах — 34 ч в год (при 1 ч в неделю).
IV Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Приоритетная цель художественного образования в школе —духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
V Результаты изучения учебного предмета.
Личностные результаты:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты:
- овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
- понимание образной природы искусства;
- •эстетическая оценка явлений природы , событий окружающего мира
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России
- и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Требования к узучению курса « Изобразительное искусство»
•будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;
• начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;
• формируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;
• появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;
•установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурного -исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия Отечество» ,«родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций много национального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный и взгляд на мир;
• будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся:
• овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;
• получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстника научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;
• научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);
VI Содержание учебного предмета, курса
ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения
Изображения всюду вокруг нас.
Мастер Изображения учит видеть.
Изображать можно пятном.
Изображать можно в объеме.
Изображать можно линией.
Разноцветные краски.
Изображать можно и то, что невидимо.
Художники и зрители (обобщение темы).
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения
Мир полон украшений.
Красоту надо уметь замечать.
Узоры, которые создали люди.
Как украшает себя человек.
Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки
Постройки в нашей жизни.
Дома бывают разными.
Домики, которые построила природа.
Дом снаружи и внутри.
Строим город.
Все имеет свое строение.
Строим вещи.
Город, в котором мы живем (обобщение темы).
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу
Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.
«Сказочная страна». Создание панно.
«Праздник весны». Конструирование из бумаги.
Урок любования. Умение видеть.
Здравствуй, лето! (обобщение темы).
VII Календарно-тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» 1 класс (Программа Б.М.Неменского, УМК «Школа России)
№пп | Тема урока | Деятельность детей | Деятельность учителя | Виды деятельности | Форма организации | КОД | УУД |
1 класс Ты изображаешь, украшаешь и строишь (33 ч) Три вида художественной деятельности (изобразительная, декоративная, конструктивная), определяющие все многообразие визуальных пространственных искусств, — основа познания единства мира этих визуальных искусств. Игровая, образная форма приобщения к искусству: три Брата-Мастера — Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки. Уметь видеть в окружающей жизни работу того или иного Брата-Мастера — интересная игра, с которой начинается познание связей искусства с жизнью. Первичное освоение художественных материалов и техник. |
Р а з д е л 1. Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (8 часов) Цель: обучить первичному опыту владения художественными материалами. |
1./1 | Изображения всюду вокруг нас | Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками. Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. | Провести инструктаж по технике безопасности и Учить организовывать рабочее место, вести диалог. Рассказать сказку о красках. Учить находить в окружающем мире предметы разного цвета. Знакомить с пониманием композиции, основными цветами, мнемоническим приемом для запоминания цветов радуги. Показ изображения круга, радостного солнца. Выявить наиболее интересные замыслы, образы, обратить на них внимание ребят. Объяснить необходимость завершения работы и аккуратного ведения альбома, готовности к уроку. Д.з. Наблюдать, что интересного, необычного мы можем увидеть в природе, в окружающем мире, что нас удивляет своей красотой.
| Индивидуальная, изображение радуги, радостного солнца, предметов разного цвета | Урок-сказка Рассказ, беседа, диагностика уровня и характера дошкольной подготовки учеников | рисунок | Лич. смыслообразование, выбор замысла рисунка, материалов, понимание эстетической потребности в общении с природой и искусством, умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность Рег .умение организовать раб. место, доводить работу до логического конца, Поз..умение наблюдать, первые представления о композиции, цвете Ком. умение вести диалог, управлять точностью выражения своих мыслей, рассуждать о содержании рисунков |
2./2 | Мастер Изображения учит видеть | Рассказать о своих наблюдениях. Находить, рассматривать красоту (интересное, эмоционально-образное, необычное) в обыкновенных явлениях (деталях) природы (листья, капли дождя, паутинки, камушки, кора деревьев и т. п.) и рассуждать об увиденном (объяснять увиденное). Видеть зрительную метафору (на что похоже) в выделенных деталях природы. Выявлять геометрическую форму простого плоского тела (листьев). Сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм. Создавать, изображать на плоскости графическими средствами (цветные карандаши, фломастеры) заданный (по смыслу) метафорический образ на основе выбранной геометрической формы (сказочный лес, где все деревья похожи на разные по форме листья). | Проверка д.з. Что интересное, необычное вы видели в природе, в окружающем мире, что нас удивляет своей красотой. Удивить красотой обыкновенного в природе (капли дождя, паутинки с росой…) Заставить задуматься о благодарности и неблагодарности по отношению к природе. Учить грамотно задавать вопросы и тактично вести диалог. Учить сравнивать различную форму листьев, выявлять их геометрическую форму. Показать варианты композиций, положение листа, способы работы цветными карандашами. Познакомить с основными видами штрихов, линий, пятен. Проанализировать работы, отобрать наиболее интересные, найти в диалоге основной критерий оценки – красота, гармония. Индивидуальная помощь учащимся при затруднении выполнения задания Учить давать оценку выполненной работе. Обеспечение эмоционального благополучия. Д.з. Наблюдать, какие силуэты и когда мы можем увидеть в природе, дома. | Индивидуальная, изображение сказочного леса, где все деревья похожи на разные по форме листья | Рассказ, беседа, наглядные пособия, упражнение, игра, практическая работа | Выставка рисунков | Лич. Умение удивляться красоте окружающего мира, смыслообразование -быть благодарным природе. Ком. Умение участвовать в диалоге, высказывать и отстаивать свое мнение, Поз. Наблюдательность. Уметь сравнивать различную форму листьев, выявлять геометрическую форму, выбирать правильное расположение листа Рег. Умение организовать рабочее место, проводить различные виды штрихов, линий; оценивать работы |
3./3 | Изображать можно пятном | Рассказать о своих наблюдениях. Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости. Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений. Видеть зрительную метафору —находить потенциальный образ в случайной форме силуэтного пятна и проявлять его путем дорисовки. Воспринимать и анализировать (на доступном уровне) изображения на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам. Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской. Создавать изображения на основе пятна методом от целого к частностям (создание образов зверей, птиц, рыб способом «превращения», т.е. дорисовывания пятна (кляксы). | Проверка д.з. Какие силуэты и когда мы можем увидеть в природе, дома (дома, кошка…) Создание проблемной ситуации – как догадаться, что изображено на рисунке; Рассказать сказку про парту и кляксу, заставить задуматься о бережном отношении к окружающим предметам; Анализ иллюстраций художников к детским книгам, выполненных работ (от пятна). Обсуждение порядка работы и создание алгоритма. Показ основных видов живописных мазков (упражнение); Индивидуальная коррекция деятельности учеников при затруднении. Отбор наиболее удачных образов, определение отличительных особенностей этих работ. Д.з. Наблюдать, где мы можем встретить объемные предметы и произведения искусства. | Индивидуальная, создание образов зверей, птиц, рыб с помощью дорисовывания пятна | Рассказ, беседа, «Сказка про кляксу» упражнения, демонстрация игра-упражнение. практическая работа | Рисунок выставка | Рег. Умение организовать рабочее место, применять основные средства худож. выразительности (пятно) в рисунке на плоскости, умение рационально строить самост. творч. деятельность Ком. умение эмоционально передать свои чувства, передать красоту окружающего мира Лич. Находить худож. образ в случайной форме силуэтного пятна. Смыслообразование ( забота о тех, кого приручили –кошках, собаках); бережное отношение к вещам (школьной мебели). Поз. Наблюдательность.Уметь выполнять основные живописные мазки. Анализировать иллюстрации художников к детским книгам, собственную работу. |
4./4 | Изображать можно в объеме | Рассказать о своих наблюдениях. Находить выразительные, образные объемы в природе (облака, камни, коряги, плоды и т. д.). Обсуждение. Воспринимать выразительность большой формы в скульптурных изображениях, наглядно сохраняющих образ исходного природного материала (скульптуры С. Эрьзи, С. Коненкова). Овладевать первичными навыками изображения в объеме. Изображать в объеме птиц, зверей способами вытягивания и вдавливания (работа с пластилином). | Проверка д.з. Где мы можем встретить объемные предметы и произведения искусства. Какие они, из каких материалов? Познакомить с особенностями скульптуры Игра на внимание «Мороз и солнце» Демонстрация скульптурных изображениях Анализировать форму животных, составлять ее их форму простых геометрических фигур. Учить пониманию формы, основных пропорций Учить использовать художественные материалы (пластилин), познакомить с основными приемами лепки. Учить обобщать итоги работы и оценивать свои достижения на уроке. Д.з. Наблюдать мир природы и определить, что можно изобразить с помощью линии, какие бывают линии, какой у них характер? | Индивидуальная,лепка птицы и животного из целого куска пластилина | Беседа, показ наглядных пособий, демонстрация, игра, практическая работа | Объемная форма птицы – выставка работ | Поз.Наблюдательность.Умение использовать пластилин , применять технологию лепки от большой формы способами вытягивания и вдавливания. Ком. Умение участвовать в диалоге, выбирать и использовать адекватные выразительные средства Рег. Умение подбирать оптимальный размер образа, понимать его форму и основные пропорции , организовать рабочее место при работе с пластилином, Поз. Умение быть внимательным, слышать учителя. |
5./5 | Изображать можно линией | Рассказать о своих наблюдениях. Знакомиться с графикой как видом искусства, различными графическими материалами и средствами выразительности. Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, навыками работы графическими материалами (черный фломастер, простой карандаш, гелевая ручка). Находить и наблюдать линии и их ритм в природе, произведениях искусства. Сочинять и рассказывать с помощью линейных изображений маленькие сюжеты из своей жизни. | Проверка д.з. Что можно изобразить с помощью линий, какие бывают линии, какой у них характер? Учить понимать учебную задачу и стараться ее выполнить. Рассказать сказку про линию и штрих, подвести к образованию смысла авторства, создания собственного образа. Учить работать различными графическими материалами, проводить штрихи и линии в разных направлениях Учить применять основные средства художественной выразительности (линия, штрих, пятно, тон) в линейном рисунке (по воображению); Познакомить с коллективной работой – каждый создает свой рисунок, вместе собирается интересное панно. Создать ситуацию выбора материалов, тематики работы. Д.з. Наблюдать золотую осень, какие бывают листья по форме и по цвету | Коллективная, изображение рисунка линией на тему «Расскажи нам о себе», изображение рисунка линией на тему «Семья ежей в лесу» | Рассказ, беседа, упражнение, практическая работа | Панно «Расскажи о себе», рисунки | Лич. Умение создавать образ, отбирать главное для рисунка, определять основы композиции, умение создавать творческие работы на основе собственного замысла, использовать художественные материалы открытость для творчества, снятие страха перед чистым листом. Поз.Наблюдательность.Умение работать графическими материалами (фломастер, маркер, гелевая ручка), использовать различные средства выразительности. Ком. Умение участвовать в диалоге. Рег. Умение работать в команде, планировать свою деятельность и время работы |
6./6 | Разноцветные краски | Рассказать о своих наблюдениях. Овладевать первичными навыками работы гуашью. Соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т. д.), приводить примеры. Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен при создании осенних листьев, красочных ковриков. | Рассказать «Сказку про кленовый листок», обсудить ее смысл. Проверка д.з. Какие бывают листья по форме и по цвету? Учить организовать рабочее место при работе красками, использовать художественные материалы (гуашь); применять основные средства художественной выразительности. Учить смешивать различные цвета, добиваться понимания цвета как критерия работы Коррекция деятельности при затруднении. Учить оценивать свои достижения, отвечать на итоговые вопросы урока. Д.з. Что может изобразить художник, что на первый взгляд невидимо? | Индивидуальная (коллективная), изображение осенних кленовых листьев | Рассказ, упражнение, игра, практическая работа | Рисунок, Панно «Осень» | Лич. Смыслообразование, восхищение красотой осенней природы, выбор размера работы, цветового решения Рег. Умение выбирать и использовать выразительные средства Поз. Уметь быть внимательным, работать цветом, различать различные объекты природы в окружающем мире Ком. Умение участвовать в диалоге, слышать собеседника, точно высказывать свои мысли |
7./7 | Изображать можно и то, что невидимо (настроение) | Рассказать о передаче в произведениях искусства и в рисунках настроения, чувств. Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями. Осознавать, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (радость или грусть, удивление, восторг и т. д.). Изображать радость или грусть (работа гуашью). | Проверка д.з. Что может изобразить художник, что на первый взгляд невидимо? Обсуждение возникающих чувств при прослушивании музыки, просмотре рисунков, общении с природой. Создание проблемной ситуации – как изобразить радость или грусть. Обсуждение элементов композиции рисунка, возможных композиционных решений. Учить создавать работу на основе собственного замысла. Учить применять основные средства художественной выразительности (живописный мазок или различные его виды). Учить оценивать свои достижения, отвечать на итоговые вопросы урока. Определять в диалоге чувства, которые вызывает авторская работа. Рассказать притчу о художнике. Д.з. Подготовиться к уроку обобщения. Проверить ведение альбома, наблюдать, что изображают художники на своих картинах, с помощью каких материалов? Нарисовать сказочный персонаж. | Индивидуальная, (изображение чувств , вызванных муз. произведением) | Рассказ, беседа, упражнение, показ, практическая работа | Рисунок, выставка | Лич. Смыслообразование (важность чистоты помыслов, уважения к миру для творчества, вдохновения) Выбор настроения, цветового решения, умение передавать настроение в творческой работе с помощью различных живописных мазков. Поз. Уметь быть внимательным, применять основы композиции, средств выразительности, различные виды живописных мазков Рег. Умение выбирать и использовать выразительные средства Ком. Умение участвовать в диалоге, выражать свои мысли и обосновывать их при анализе настроений в рисунках |
8./8 | Художники и зрители (обобщение темы) | Представить творческую работу – персонажа из сказки. Рассказать о его основных качествах. Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников. Участвовать в обсуждении выставки. Рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально оценивать их, отвечать на вопросы по содержанию произведений художников (В. Васнецов, М. Врубель, Н. Рерих, В. Ван Гог и др.). | Анализ рисунков сказочных персонажей и их качеств. Подведение к смыслообразованию – за что мы любим этих героев и эти сказки. Проведение «Экскурсии для сказочного персонажа». Создание проблемной ситуации ----кто помогает нам изображать окружающий мир (мастер изображения), что мы можем изображать, с помощью каких материалов, средств? Познакомить ребят с произведениями художников (иллюстрации к сказкам). Учить узнавать отдельные произведения выдающихся художников (В. М. Васнецова). Определение с ребятами ролей художника и зрителя. Обсуждение творческих работ учащихся. Обобщение темы. Понимание основных видов изобразительного искусства, основных средств выразительности при создании художественных образов. Д.з. Наблюдать, что делает ваш дом красивым? | Индивидуальная, изображение сказочного персонажа, обсуждение работ | Беседа, экскурсия, обобщение темы | Анализ произведений художников Выставка работ, их обсуждение | Лич. Определение значимых для себя качеств сказочных героев.Уважительное отношение к культуре народа, сказкам и произведениям изобразительного искусства. Уметь эстетически оценивать произведения искусства. Поз. Умение узнавать отдельные произведения выдающихся зарубежных художников. Ком.Умение вступать в общение с произведением искусства, участвовать в диалоге, адекватно воспринимать произведения художников. Рег. Умение доводить до результата все работы в альбоме, изображать объекты и явления окружающего мира с учетом основ худож. грамоты. |
Р а з д е л 2. Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (8 часов) Цель: обучение начальным навыкам декоративной художественной деятельности. |
9/1 | Мир полон украшений | Рассказать об украшениях в нашем доме. Наблюдать и эстетически оценивать украшения в природе. Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности (в школе, дома, на улице). Видеть неожиданную красоту в неброских, на первый взгляд незаметных, деталях природы, любоваться красотой природы. Создавать роспись цветов-заготовок, вырезанных из цветной бумаги (работа гуашью). Составлять из готовых цветов коллективную работу (поместив цветы в нарисованную на большом листе корзину или вазу). | Проверка д.з. Что делает ваш дом красивым? Создать проблемную ситуацию–Какой мастер помогает сделать наш дом красивым и уютным? А мир природы? Обсуждение, где народные мастера брали идеи для росписи. Упражнение. Живописный мазок в народной росписи. Элементы цветов. Учить понимать «язык» украшений Учить создавать композицию из предложенных элементов (цветов, листьев). Учить сотрудничать в процессе совместной деятельности. Д.з. Ответить на вопрос, что значат слова–« твоими ненасытными глазами природа восхищается собой»? Чем ты восхищаешься в природе? | Индивидуальная, изображение сказочного цветка (по воображению) | Рассказ, беседа, наглядность, упражнение, игра, практическая работа | Рисунок для коллективной работы Панно «Цветы России» | Лич. Смыслообразование. Человек –творец. Природа –лучший художник. Выбор Поз.Уметь понимать «язык» украшений, различать основные народные промыслы, понимать, что все идеи для росписи мастера брали в природе. Ком. Уметь работать в команде, понимать значимость работы каждого в коллективной работе. Рег. Умение организовать рабочее место и рационально строить самост. творч. деятельность |
10/2 11/3 | Красоту надо уметь замечать Цветы | Находить природные узоры (сережки на ветке, кисть ягод, иней и т. д.) и любоваться ими, выражать в беседе свои впечатления. Разглядывать узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных изображениях и украшениях. Изображать (декоративно) птиц, бабочек, рыб и т. д., передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры. Осваивать простые приемы работы в технике графической росписи, монотипии (плоскостной аппликации). | Проверка д.з. Чем ты восхищаешься в природе? Учить видеть прекрасное в обыкновенном. Рассказ. Девочка и снежинка. Демонстрация узоров, созданных природой (крыльев стрекоз, бабочек, морозных узоров). Упражнение по стилизации природных форм. Учить использовать художественные материалы для графического изображения (цв.карандаши, гелевая ручка) или бумагу. Учить отвечать на вопросы и оценивать свои достижения. Д.з. Наблюдать, где мы видим орнаменты? | Индивидуальная, украшение крыльев бабочки | Рассказ, беседа, упражнение, показ, практическая работа | Творческая работа (графика, аппликация) | Лич. Смыслообразование. Неповторимость образа (красота мгновение). Снежинка. Поз. Умение выделять главное, сравнивать, обобщать природные формы до декоративных элементов. Ком. Умение работать в команде, высказывать свое мнение, отвечать на вопросы. Рег. Умение рационально строить самост. творч. деятельность, использовать графич. художественные материалы. |
12/4 13/5 | Узоры, которые создали люди Красивые рыбы | Рассказать о том, где мы встречаем орнаменты? Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком. Рассматривать орнаменты, находить в них природные и геометрические мотивы. Выполнение упражнений на симметрию, сочетание цвета Придумывать свой орнамент: графическая работа. | Проверка Д.з. Где мы видим орнаменты? Демонстрация различных орнаментов, содержащих геометрические и растительные мотивы. Упражнения на симметрию, на сочетание цвета (контрастные цвета, теплые, холодные) Учить применять художественные материалы (цветные карандаши, фломастеры). Игра «Мороз и солнце» Индивидуальная коррекция деятельности учеников при затруднении. Отбор наиболее удачных образов, определение отличительных особенностей этих работ. Д.з. Посмотреть сказки и наблюдать, как украшаются костюмы сказочных героев. | Индивидуальная, создание орнамента в полосе | Рассказ, беседа, наглядные пособия, упражнение, игра, практическая работа, выставка работ | Орнамент из природных мотивов | Лич. Смыслообразование. Изменение и движение (день и ночь, лето и зима…) Поз. Умение строить симметричный рисунок, сравнивать, подбирать гармоничные сочетания цвета. Развитие внимания. Ком. Участие в совместной игровой деятельности. Рег. Умение работать с учителем, планировать работу и время, рефлексия. |
14/6 15/7 | Как украшает себя человек Украшения птиц | Рассказать об украшении костюмов сказочных героев. Рассматривать изображения сказочных героев в детских книгах. Анализировать украшения как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие их. Изображать сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений (шляпа Незнайки и Красной Шапочки, т. д.). | Рассказ об оберегах, значении украшений в одежде русского человека. Проверка Д.з. Как украшаются костюмы сказочных героев? Упражнение по рисованию фигуры человека (композиция, пропорции). Обсуждение вариантов украшения костюмов, различных замыслов. Создание ситуации выбора сказочного героя, вариантов костюма и его украшения, выбора цветового решения в соответствии с характером героя и замыслом работы. Учить давать оценку выполненной работе. Обеспечение эмоционального благополучия Д.з. Подготовиться к уроку обобщения. Проверить ведение альбома, придумать, какие можно создать елочные игрушки? Дорисовать сказочного героя. | Индивидуальная, изображение любимых сказочных героев и их украшений | Рассказ, беседа, наглядные пособия, упражнение, игра, практическая работа | рисунок | Лич. Смыслообразование. Лицо и костюм – отражение характера героя. Выбор материалов. Поз. Умение рисовать пропорционально лицо человека. Сравнение и выделение главного в костюме. Ком. Умение высказывать свое мнение, отвечать на вопросы преподавателя. Рег. Уметь давать оценку выполненной работе, оценивать чувства героя и свое эмоциональное состояние. |
16/8 | Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы) | Придумать, как можно украсить свой класс к празднику Нового года, какие можно придумать украшения, фантазируя на основе несложного алгоритма действий. Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги (снежинки, гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы). Выделять и соотносить деятельность по изображению и украшению, определять их роль в создании новогодних украшений. | Проверка Д.з. Выставка и обсуждение работ. Рассказ «Девочка со спичками». Нахождение смысла Показ разнообразных елочных украшений. Учить работе с бумагой, ножницами, организации рабочего места. Подведение итогов урока. Обсуждение результатов. Собрать альбомы на проверку. Д.з. Подобрать информацию о домиках, в которых жили герои сказок. | Индивидуальная, создание новогодней игрушки, снежинки | Беседа, наглядность, демонстрация образцов, практическая работа | Анализ произведений художников Выставка работ, их обсуждение, украшение класса | Лич.Смыслообразование (Новый год – семейный праздник, подарить близким радость) . Выбор. Поз. Уметь находить материалы по изучаемой теме в различных источниках. Ком. Уметь находить значимое в рассказе учителя, анализировать работы учащихся, обсуждать и высказывать свое мнение. Рег. Уметь организовать работу с бумагой и ножницами, работать аккуратно. |
Р а з д е л 3. Ты строишь. Знакомство с мастером Постройки (11 часов) Цель: ознакомить с конструктивной художественной деятельностью. |
17/1. | Постройки в нашей жизни | Рассматривать и сравнивать, различные архитектурные постройки, иллюстрации из детских книг с изображением жилищ, предметов современного дизайна с целью развития наблюдательности и представлений о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм. Изображать придуманные дома для себя и своих друзей или сказочные дома героев детских книг и мультфильмов | Проверка Д.з. –Какие домики сказочных героев Вы знаете. Демонстрация архитектурных построек, детских рисунков. Упражнение по изображению элементов домика на основе геометрических фигур. Обсуждение единства характера домика и героя сказки. Организация творческой работы по изображению домика сказочного персонажа Коррекция. Подведение итогов урока. Обсуждение результатов. Д.з. Наблюдать основные части дома, придумать интересные конструкции домов | Индивидуальная, Изображение или постройка сказочного домика. | Беседа, наглядность, демонстрация, игра, практическая работа | рисунок | Лич. Смыслообразование. Дом – отражение характера героя. Выбор. Эстетическая оценка. Поз. Уметь находить информацию и наглядный материал по теме, определять геом. Фигуры, из которых состоит домик. Ком. Уметь обсуждать замысел работы, высказывать и отстаивать свое мнение. Рег. Уметь передать характер героя через образ его домика. Планировать работу и оценивать результаты. |
18/2. | Дома бывают разными | Рассказать о различных частях дома. Соотносить внешний вид архитектурной постройки с ее назначением. Анализировать, из каких основных частей состоят дома. Конструировать изображение дома с помощью печаток («кирпичиков») (работа гуашью) или аппликация | Проверка Д.з. Обсуждение основных элементов дома (крыши, стен, окон, их различных вариантов), значении цвета для создания его характера. Учить работе в группах. Показ приемов работы с помощью печаток, значимость фундамента дома. Подведение итогов урока. Сравнение выполненных работ. Обсуждение результатов. Д.з. Наблюдать, какие домики существуют в природе. | Коллективная, изображение дома с помощью печаток («кирпичиков») | Рассказ, беседа, демонстрация, работа в группах | Выставка работ | Лич. Смыслообразование (фундамент дома) Выбор и значение цвета. Поз. Уметь находить информацию и наглядный материал по теме, определять геом. фигуры, из которых состоит домик. Ком. Уметь работать в группе, обсуждать замысел работы, высказывать и отстаивать свое мнение. Рег. Уметь передать характер героя через образ здания. Планировать коллективную работу и оценивать результаты. |
19/3 | Домики, которые построила природа | Рассказать о домиках, которые существуют в природе. Наблюдать постройки в природе (птичьи гнезда, норки зверей, пчелиные соты, панцирь черепахи, раковины, стручки, орешки и т. д.), Анализировать их форму, конструкцию, пропорции. Изображать (или лепить) сказочные домики в форме овощей, фруктов, грибов, цветов и т. п. | Проверка Д.з. –Какие домики мы встречаем в природе? Демонстрация различных природных домиков (грибов, фруктов, птичьих гнезд, норок зверей, пчелиных сот, раковин, стручков, т. д.). Обсуждение конструкций домиков, сравнение их с геометрическими телами. Анализ различных образов домиков. Учить основным приемам работы с пластилином, основным приемам работы. Организация самостоятельной работы. Индивидуальная помощь. Объединение домиков в единую композицию. Д.з. Посмотреть азбуку и русские сказки и отобрать наиболее интересные формы букв алфавита. | Коллективная, Лепка (изображение) из пластилина сказочных домиков | Рассказ, наглядность, практическая работа, выставка работ | Макет «Постройки в природе» | Лич. Смыслообразование. Значение дома в жизни каждого в окружающем мире. Выбор. Эстетическая оценка. Поз. Уметь найти интересную идею для создания образа сказочного домика. Ком. Уметь обсуждать замысел работы, высказывать и отстаивать свое мнение. Рег. Уметь передать красоту и разнообразие домиков, созданных природой. Планировать работу и оценивать результаты. |
20-21/4-5 | Дом снаружи и внутри | Рассказать о форме букв, их украшении. Понимать взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома. Придумывать и изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, различных бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри (работа восковыми мелками, цветными карандашами, фломастерами, возможен фон – акварель или цветная бумага). | Проверка Д.з. Какими могут быть буковки-домики? Рассказать о важности каждой буквы в русском языке, о красоте русского языка. Показ и обсуждение вида домиков снаружи и внутри, возможных элементов –лесниц, окошек…, сочетание их построения и украшения. Творческая работа. Индивидуальная помощь. Объдинение домиков в единую композицию «Вначале было слово»(оформление классного уголка «Поздравляем с днем рождения») Подведение итогов урока. Д.з. Подобрать коробки из бумаги, картона, подумать над элементами макета игрового городка. | Индивидуальная (коллективная), Изображение домиков – букв для сказочных человечков | Рассказ, беседа, упражнение, показ, практическая работа | Коллективная работа «Вначале было слово» | Лич. Смыслообразование. Кириллица (значение буквы), смысл слов (словом поддержать), выбор, эмоциональная оценка. Поз. Анализировать, сравнивать, создать образ фантазийного дома-буквы , сложить из них важные слова. Ком. Понимать важность работы каждого в коллективном творчестве, умение высказывать и отстаивать свое мнение. Рег. Уметь работать в группе, организовать свою деятельность, оценивать результат. |
22/6 | Строим город | Рассказать об элементах игрового городка. Рассматривать и сравнивать реальные элементы разных форм. Овладевать первичными навыками конструирования из бумаги. Конструировать (строить) из бумаги (или коробочек-упаковок) разнообразные дома, создавать коллективный макет игрового городка (детской площадки). | Проверка Д.з. Из каких элементов может состоять игровой городок? Рассказать о важности прогулок, спорта в жизни человека. Учить основным приемам работы с бумагой. Упражнение по созданию различных элементов. Организация групповой работы. Индивидуальная помощь. Подведение итогов. Собирание макета игрового городка из отдельных элементов. Д.з. Продумать, из каких геометрических фигур можно создать образы сказочных животных. | Групповая, создание коллективного макета игрового городка (детской площадки). | Рассказ, наглядность, демонстрация, игра, практическая работа | Макет игрового городка (детской площадки). | Лич. Смыслообразование. ЗОЖ. Умение давать эстетическую оценку. Поз. Уметь находить нужные материалы, освоить приемы работы с бумагой, подружиться с мастером постройки. Ком. Уметь работать в группе. Рег. Уметь организовать раб. место, планировать работу и оценивать результаты. |
23/7 | Все имеет свое строение | Рассказать о создании образов сказочных животных, их характерах, особенностях формы. Анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы, их конструкции. Составлять, конструировать из простых геометрических форм (прямоугольников, кругов, овалов, треугольников) Изображение животных в технике аппликации. | Проверка Д.з. С помощью каких геометрических фигур можно создать образы сказочных животных? Обсуждение характеров животных, цветового решения образа. Упражнение по вырезанию из бумаги различных элементов, геометрических форм. Организация самостоятельной работы. Подведение итогов. Организация выставки работ. Д.з. Наблюдать предметы быта, придумать форму предмета, который можно сделать из бумаги. | Индивидуальная, | Беседа, упражнения, наглядность, выставка, практическая работа | Аппликация по созданию образа сказочного животного | Лич. Смыслообразование. Значимость творчества (Я сам). Выбор материалов, цвета, размера, фигур…) Поз. Уметь сравнивать и подбирать различные фигуры для создания образа, использовать приемы работы с бумагой. Ком. Уметь описывать образ и характер сказочного животного, обсуждать результаты. Рег. Уметь спланировать и организовать самост. деятельность, анализировать выставочные работы. |
24-25/8-9 | Строим вещи | Рассказать о том, какие предметы может сконтруировать Мастер Постройки. Понимать, что в создании формы предметов быта принимает участие художник-дизайнер, который придумывает, как будет этот предмет выглядеть. Конструировать (строить) из бумаги различные простые бытовые предметы, упаковки, а затем украшать их, производя правильный порядок учебных действий. | Проверка Д.з. Какие предметы украшают наш дом, что мы можем сделать из бумаги? Демонстрация образца и последовательности выполнения работы из бумаги. Конструирование коробочки (стаканчика) и ее украшение. Подведение итогов урока. Обсуждение результатов. Д.з. Подготовиться к уроку обобщения. Проверить ведение альбома, наблюдать, в чем особенности нашего города, сделать зарисовки по впечатлению. | Индивидуальная,конструирование коробочки (стаканчика) и ее украшение. | Рассказ, наглядность, демонстрация, практическая работа | Конструкция из бумаги | Лич. Выбор. Смыслообразование. Синтез искусств. Эст.оценка. Поз. Умение конструировать форму стаканчика и его украшать. Ком. Умение обсуждать результаты работы. Рег. Умение выстраивания последовательности работы из бумаги, ее украшения. |
26-27/10-11 | Город, в котором мы живем (обобщение темы) | Рассказать об особенностях нашего города. Понимать, что в создании городской среды принимает участие художник-архитектор, который придумывает, каким быть городу. Делать зарисовки города по впечатлению после экскурсии. Участвовать в создании коллективных панно-коллажей. Овладевать навыками коллективной творческой деятельности под руководством учителя. Участвовать в обсуждении итогов совместной практической деятельности. | Проверка Д.з. Что мы узнали о Мастере Постройки. В чем особенности нашего города? Анализ и обсуждение зарисовок и предложений по созданию панно. Демонстрация видов нашего города. Игра «Мороз и солнце» Организация практической работы. Объемное изображение домов, цветов, облаков… Подведение итогов. Притча о художнике. Д.з. Наблюдать в окружающем мире, где работают все 3 мастера – изображения, украшения и постройки, выбрать одну работу учебного года на выставку. | Коллективная, Создание панно «Наш Зеленоград» (Флейта среди цветов) | Беседа, наглядность, заочная прогулка-экскурсия, урок-обобщение | Выставка работ, их обсуждение, панно | Лич. Смыслообразование (притча о художнике – все в руках Творца) Поз. Анализ и синтез. Уметь работать с участием 3 мастеров –украшения, изображения и постройки. Ком. Умение работать в группе, планировать и осуществлять групповую деятельность. Рег. Умение организовать свою деятельность как части коллективной работы, эстетически оценивать результат. |
Р а з д е л 4. Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 часов) Цель: ознакомить со средствами образной выразительности в изобразительном искусстве. |
28/1 | Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе | Различать три вида художественной деятельности. Анализировать деятельность Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки, их «участие» в создании произведений искусства (изобразительного, декоративного, конструктивного). Воспринимать и обсуждать выставку детских работ (рисунки, скульптура, постройки, украшения), выделять в них знакомые средства выражения, определять задачи, которые решал автор в своей работе. | Проверка Д.з. определять, какой мастер-художник работал над созданием произведения искусства, где мастера работают вместе. Рассказать об основных критериях оценки произведений изобразительного искусства Обсуждение произведений искусства и творческих работ учащихся. Д.з. Продумать эскиз коллективной работы по теме «Сказочная страна» | Коллективная, обсуждение критериев и оценка произведений, работ учеников | Беседа, ролевая игра | Обсуждение выставки рисунков | Лич. Смыслообразование (творчество в жизни человека) Поз. Анализ и синтез. Умение анализировать работы в соответствии с критериями. Ком. Умение высказывать свое мнение, обсуждать работы выставки. Рег. Умение рефлексировать работы учащихся по осн.критериям. |
29/2 | «Сказочная страна». Создание панно. | Овладевать навыками коллективной деятельности, работать организованно в команде одноклассников под руководством учителя. Создавать коллективное панно-коллаж с изображением сказочного мира. | Проверка Д.з. –Просмотр эскизов для коллективной работы. Деление класса на группы, определение задач. Организация творческой работы. Объединение всех работ в единое панно. Подведение итогов урока. Д.з. Наблюдать, что изменяется в природе весной. | Коллективная, Изображение панно-коллажа «Сказочный мир» | Беседа, наглядность, сказка, практическая работа | Коллективное панно «Сказочная страна» | Лич. Выбор (любимые сказочные герои). Смыслообразование (сказка добра или зла,красивая или некрасивая). Поз. Уметь отбирать интересные материалы по теме, создавать эскизы. Ком. Умение участвовать в обсуждении замысла коллективной работы, обосновывать значимость той или иной идеи. Рег. Уметь организовать свою деятельность как часть коллективной работы. |
30-31/3 | «Праздник весны». Конструирование из бумаги | Наблюдать и анализировать природные формы. Овладевать художественными приемами работы с бумагой (бумагопластика), графическими материалами, красками. Фантазировать, придумывать декор на основе алгоритмически заданной конструкции. Придумывать, как достраивать простые заданные формы, изображая различных насекомых, птиц, цветов на основе анализа зрительных впечатлений, а также свойств и возможностей заданных художественных материалов. | Проверка Д.з. Что изменяется в природе весной, что и кого мы можем включить в панно «Праздник весны». Обсуждение смысла притчи «Все в твоих руках» Упражнение по созданию весенних листьев, цветов и птиц (бабочек, насекомых) из бумаги. Организация практической работы Объединение всех работ в единый макет. Подведение итогов урока. Д.з. Наблюдать весеннюю природу, найти в природе что-то, удивившее вас своей красотой. | Индивидуальная, конструирование весенней природы, весенних листьев, цветов | Беседа, демонстрация, практическая работа | Макет «Праздник весны» | Лич. Смыслообразование, выбор (все в твоих руках). Поз. Наблюдение весенней природы. Уметь создавать из бумаги цветы, листья, насекомых. Ком. Умение участвовать в обсуждении замысла коллективной работы, обосновывать значимость той или иной идеи. Рег. Уметь организовать свою деятельность как часть коллективной работы. |
32/4 | Урок любования. Умение видеть | Уметь повторить и затем варьировать систему несложных действий с художественными материалами, выражая собственный замысел. Творчески играть в процессе работы с художественными материалами, изобретая, экспериментируя, моделируя в художественной деятельности свои переживания от наблюдения жизни Сотрудничать с товарищами в процессе совместной работы (под руководством учителя), выполнять свою часть работы в соответствии с общим замыслом. Создавать свой рисунок как часть коллективной работы. | Проверка Д.з. – Что включает окружающий мир природы? Обсуждение смысла притчи о таланте. Упражнение по зарисовке растительных форм, цветов и насекомых (жуков). Организация творческой работы. Подведение итогов. Д.з. Наблюдать природу с точки зрения трех Мастеров, любоваться красотой природы, продумать идею для рисунка на асфальте. | Коллективная, Панно «Окружающий мир природы» | Беседа, демонстрация упражнение, практическая работа | Рисунки для панно «Окружающий мир природы» | Лич. Смыслообразование (притча о таланте). Поз. Наблюдать весеннюю природу. Уметь находить в природе интересные формы и стилизовать их. Ком. Умение участвовать в обсуждении замысла коллективной работы, обосновывать значимость того или иного образа. Рег. Уметь организовать свою деятельность как часть коллективной работы. |
33/5 | Здравствуй, лето! (обобщение темы) | Любоваться красотой природы. Наблюдать живую природу и картины с точки зрения трех Мастеров, т. е. имея в виду задачи трех видов художественной деятельности. Выражать в рисунках свои впечатления от прогулки в природу и просмотра картин художников. Создавать композицию на тему «Здравствуй, лето!». | Экскурсия в природу и художественный салон «Лейта». Организация конкурса рисунков на асфальте. | Коллективная, Рисунки на асфальте «Здравствуй, лето!» | Беседа, Экскурсия, творческая работа | Рисунки на асфальте | Лич. Смыслообразование. Эстетическая оценка произведений. Поз. Наблюдать весеннюю природу и картины художников. Ком. Умение находить в картинах художников и в природе работу 3 мастеров , создавать свой образ по впечатлениям от природы и просмотра картин. Рег. Уметь организовать свою деятельность как часть коллективной работы. |
VIII Требования к уровню подготовки обучающихся
По результатам практической работы на компьютере выпускники начальной школы должны знать (понимать):
• основные источники информации;
• назначение основных устройств компьютера;
• правила безопасного поведения и гигиены при работе с компьютером;
Обучающиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• решения учебных и практических задач с применением возможностей компьютера;
• поиска необходимой информации;
• изменения и создания при помощи компьютера простых информационных объектов.
IX Учебно – методическoе и материально-техническое обеспечение:
1. Печатные пособия.
Программа:
Б.М.Неменский Изобразительное искусство. Рабочие программы Изобразительное искусство . предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского 1-4 класс М. Просвещение 2011г.
Учебник «Изобразительное искусство» 1 класс автор Л. А. Неменская
2. Материально технические средства.
Доска с магнитной поверхностью, экспозиционный экран.
4 Интернет – ресурсы.
Сайт учителя начальных классов Ю. М. Понятовской
Оборудование класса
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский с двумя тумбами.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
Магнитная доска
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование учебного материала курса изобразительное искусство 2 класс
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования и материалам авторского учебно-методического...
Календарно – тематическое планирование по искусству (изобразительное искусство) 2 класс УМК «Начальная школа 21 века»
Календарно – тематическое планирование по искусству (изобразительное искусство)2 классУМК «Начальная школа 21 века»...
Планирование(зрительный ряд) по изобразительному искусству. 3 класс
В презентации представлено планирование зрительного ряда на первое полугодие....
Календарно-тематическое планирование ФГОС по предмету "Изобразительное искусство" 1 класс
УМК "Школа России". Календарно-тематическое планирование по предмету "Изобразительное искусство" для 1 класса на 2018-2019 учебный год....
Календарно-тематическое планирование ФГОС по предмету "Изобразительное искусство" 2 класс.
УМК "Школа России". Календарно-тематическое планирование по предмету "Изобразительное искусство" для 2 класса на 2018-2019 учебный год....
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Изобразительное искусство» 4 класс УМК «Школа России» ( под редакцией Б. М. Неменского)
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Изобразительное искусство» 4 класс УМК «Школа России»...
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету Изобразительное искусство 3 класс.
Уровень образования Начальная школаНазвание учебника Изобразительное искусство под редакцией Б.М. НеменскогоКласс 3Авторский коллектив Н.А. Горяева, Л.А. Неменская, А.С. Питерских, Г.Е. Гуров, Н.А. Ле...