Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме
рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс, по программе Б.М. Неменского.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iv_klass.docx_izo.docx | 83.06 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Плотниковская основная общеобразовательная школа»
Рассмотрено Утверждаю
на педсовете № 1 директор школы
протокол № 1 _________О.П.Ушакова
От « 28 » августа 2011г приказ № 354 от 02.09.2011г
Рабочая программа
по изобразительному искусству
4 класс
(2011-2012 учебный год)
Составитель : учитель нач.классов Афанасьева А.М.
с.Плотниково
2011г
Изобразительное искусство.
4 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы для общеобразовательной школы «Изобразительное искусство и художественный труд, 1 – 9 классы», созданной под руководством Б.М. Неменского, утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год – 1 час в неделю.
Для реализации программного содержания используются:
- Л.А.Неменская; под ред. Б.М. Неменского «Изобразительное искусство. Каждый народ – художник»: учебник для 4 класса. – М.: Просвещение, 2007.
- Поурочные планы по учебнику Л.А. Неменской «Изобразительное искусство. 4 класс» /автор-составитель И.В. Федотова. – Волгоград: Учитель, 2009.
«Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, декоративно-прикладное искусство, архитектуру, дизайн, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами и их конкретными связями с жизнью общества и человека.
Одна из основных идей программы — «От родного порога — в мир культуры Земли», т. е. вначале должно быть приобщение к культуре своего народа, даже культуре своей малой родины,— без этого нет пути к общечеловеческой культуре.
Обучение в 4 классе строится на приобщении детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла. Детей подводят к пониманию того, что предметы не только имеют утилитарное назначение, но являются также носителями духовной культуры, и так было всегда — от древности до наших дней.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивной, изобразительной, декоративной.
Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные — живопись, графика, скульптура; конструктивные — архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства.
Выделение принципа художественной деятельности акцентирует перенос внимания не только на произведение искусства, но и на деятельность человека, на выявление его связей с искусством в процессе ежедневной жизни. Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень программы.
Программа построена так, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения действительности должно служить источником развития образного мышления.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); выполнение декоративной и конструктивной работы; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью накопления опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания. Очень важно, чтобы коллективное художественное творчество обучающихся нашло применение в оформлении школьных интерьеров.
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция группируются вокруг общих закономерностей художественно-образных языков изобразительных, декоративных, конструктивных искусств. Эти средства художественной выразительности учащиеся осваивают на всем протяжении обучения.
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Необходимо иметь в виду, что, представленные в начальной школе в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения, Постройки, эти три вида художественной деятельности должны сопутствовать учащимся все годы обучения. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, а затем более глубоко осознавать искусство.
При всей предполагаемой свободе педагогического творчества необходимо постоянно иметь в виду ясную структурную цельность программы, цели и задачи каждого года и каждой четверти, обеспечивающие поступательность развития учащихся.
В процессе обучения изобразительному искусству в начальной школе реализуются следующие
цели и задачи:
- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
- овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Содержание тем курса:
КАЖДЫЙ НАРОД — ХУДОЖНИК
(ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ ВСЕЙ ЗЕМЛИ)
I четверть. Истоки искусства твоего народа
Пейзаж родной земли
Образ традиционного русского дома (избы)
Украшение деревянных построек и их украшение
Деревня – деревянный мир
Образ красоты человека
Народные праздники
II четверть. Древние города нашей Земли
Древнерусский город-крепость
Древние соборы
Древний город и его жители
Древнерусские воины-защитники
Города Русской земли
Узорочье теремов
Праздничный пир в теремных палатах
III четверть. Каждый народ — художник
Образ художественной культуры Древней Греции
Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии
Образ художественной культуры средневековой Западной Европы
Искусство народов гор и степей
Образ художественной культуры Средней Азии
Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы)
IV четверть. Искусство объединяет народы
Все народы воспевают материнство
Все народы воспевают мудрость старости
Сопереживание — великая тема искусства
Герои, борцы и защитники
Юность и надежды
Искусство народов мира (обобщение темы)
Целью художественного воспитания и обучения ребенка в IV классе является формирование представлений о многообразии художественных культур народов Земли и единстве представлений народов о духовной красоте человека.
Многообразие культур не случайно — оно выражает глубинные отношения каждого народа с жизнью природы, в среде которой складывается его жизнь, его история. Эти отношения не неподвижны — они живут и развиваются во времени, связаны с влиянием одной культуры на другую. В этом основа своеобразия национальных культур и их взаимосвязь. Разнообразие этих культур — богатство культуры человечества. Цельность каждой культуры — важнейший элемент содержания, которое должны постичь дети.
Ребенок сегодня окружен многоликой беспорядочностью явлений культуры, приходящих к нему через средства массовой информации. Здоровое художественное чувство ищет порядка в этом хаосе образов, поэтому каждую культуру нужно доносить как целостную художественную личность.
Художественные представления надо давать как зримые сказки о культурах. Дети по возрасту еще не готовы к историческому мышлению. Но им присущи чуткость, стремление к образному пониманию мира, соотносимому с сознанием, выраженным в народных искусствах. Здесь должна господствовать правда художественного образа.
Приобщаясь к истокам культуры своего народа или других народов Земли, дети начинают ощущать себя участниками развития человечества, открывают себе путь к дальнейшему познанию богатства человеческой культуры, представлений людей о природе, искусстве, труде, красоте человеческих отношений.
Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с гуашью, пастелью, пластилином, бумагой. Задачи трудового воспитания органично связаны с художественными задачами. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.
В IV классе возрастает значение коллективных работ в учебно-воспитательном процессе. На уроках должны присутствовать индивидуальные и коллективные формы работы.
Значительную роль в программе IV класса играют музыкальные и литературные произведения, позволяющие создать целостное представление о культуре того или иного народа.
I ЧЕТВЕРТЬ
ИСТОКИ ИСКУССТВА твоего народа
(8 ч)
Знакомство с истоками родного искусства — это знакомство со своей Родиной. В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире, красоте человека.
В содержание занятий обязательно должны быть внесены также особенности родной для ребенка культуры, того места, где он живет.
Тема. Пейзаж родной земли
Красота природы в произведениях русской живописи. Разнообразие природной среды и особенности среднерусской природы. Характерные черты, красота родного для ребенка пейзажа. Изменчивость природы по временам года и в течение дня. Красота разных времен года. Земля — это не только природа, земля сохраняет глубокие следы событий людской жизни. Роль искусства в понимании красоты природы. Разнообразие пейзажных сюжетов.
Повторение и развитие навыков живописи.
Задание: изображение российской природы (пейзаж).
Материалы: гуашь, кисти, бумага.
Зрительный ряд: репродукции картин русских художников-пейзажистов, наиболее точно выразивших характер природы, И. Левитана, И. Шишкина и др. (по выбору учителя).
Музыкальный ряд: русские народные песни.
Литературный ряд: поэтические образы русской природы.
Тема. Гармония жилья с природой. Деревня -деревянный мир
Традиционный образ деревни и связь человека с окружающим миром природы. Природные материалы, роль дерева.
Образ традиционного русского дома — избы. Воплощение в избе космогонических представлений — представлений людей о порядке и устройстве мира. Конструкция избы и назначение ее частей — порядок, найденный трудом многих поколений. Единство функциональных и духовных смыслов.
Украшения избы и их значение. Магические представления как поэтические образы мира.
Постройка, украшение, изображение при создании избы.
Различные виды изб. Традиции разных областей России.
Разнообразие сельских деревянных построек: избы, ворота, амбары, колодцы и т. д.
Деревянная храмовая архитектура. Красота русского деревянного зодчества.
Задание: работа над образом традиционной российской деревни:
1) изображение избы или ее моделирование из бумаги (объем, полуобъем);
2) создание образа традиционной деревни: коллективное панно или объемная пространственная постройка из бумаги (панно — коллективная работа с объединением индивидуально сделанных деталей).
Формирование конструктивных навыков.
Материалы: гуашь, кисти, бумага; ножницы, резак, клей.
Зрительный ряд: фотографии из книг или слайды деревянных ансамблей этнографических музеев; северная деревянная архитектура, ансамбль Кижи; художественные произведения, раскрывающие образ русской деревни,— картины И. Левитана, В. Серова, К. Коровина; красота русской деревни в творчестве художников XX века — В. Стожарова, В. Сидорова и др.
Литературный ряд: Д. Лихачев. Земля родная, В. Белов. Лад; отрывки из произведений И. Тургенева, И. Бунина, поэзия С. Есенина, А. Блока.
Музыкальный ряд: русские народные песни.
Тема. Образ красоты человека
У каждого народа складывается свое представление о красоте человека — и женщины, и мужчины. Это связано с традициями жизни и труда в определенных природных и исторических условиях. Образ русского человека воспет и во многом сохранен для нас в произведениях художников.
Образ мужчины неотделим от его труда. В нем соединены представления о единстве могучей силы и доброты — «добрый молодец». Красота мужчины всегда виделась в силе труженика, мужестве и благородстве защитника Родины. Образ такого человека — во многих произведениях искусства, посвященных нашей истории.
«Русская красавица» — сложившиеся веками представления об умении держать себя и одеваться, о чертах лица, а главное, способности тонко чувствовать природу и глубоко переживать горе и радость. Мягкость, нежность, величавость в образе русской женщины. Красота русской женщины в произведениях отечественных художников.
Традиционная одежда как выражение образа красоты человека. В образе женщины и в ее праздничном костюме присутствует способность людей мечтать, стремление выразить надежду на прекрасную жизнь, желание сберечь, сохранить счастье. Именно поэтому украшению женщины всегда придавалось так много внимания. Женский праздничный костюм концентрирует в себе народные представления об устройстве мира.
Общие представления о конструкции народного костюма женского и мужского, украшения и их значение. Роль головного убора. Постройка, украшение и изображение в народном костюме.
Образ русского человека в творчестве художников.
Образ труда в народной культуре. Воспевание труда в произведениях русских художников. Тема труда — естественное развитие представлений о красоте человека. (Акцент надо сделать на радости и красоте труда, его определяющем значении в формировании народных представлений о красоте человека.)
Необходимо подобрать для урока художественный материал с учетом местных видов труда.
Задание: изображение женских и мужских русских народных образов (индивидуальная работа или создание общего панно), развитие навыков изображения человека. Обратить внимание на то, что фигуры в детских работах должны быть в движении, они не должны напоминать выставку одежд.
При дополнительных возможностях — изготовление кукол по типу народных тряпичных или лепных фигур для уже созданной деревни.
Вариант задания: изображение сцен труда и крестьянской жизни.
Материалы: гуашь, кисти, бумага, клей, ножницы.
Зрительный ряд: русский народный костюм в книгах, на слайдах, в видеофильмах; работы художников И. Билибина, И. Аргунова, А. Венецианова, М. Врубеля, В. Сурикова, В. Васнецова, Ф. Малявина. Сцены крестьянского труда в произведениях: А.Венецианов. На пашне. Весна; Б.Кустодиев. Сенокос; А.Пластов. Сенокос. Картины А. Сороки, В. Тропинина, З. Серебряковой и др. на тему труда.
Литературный ряд: фрагменты былин, русских сказок; отрывки из поэм Н. Некрасова.
Музыкальный ряд: русские народные песни.
Тема. Народные праздники
Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарка; народные гулянья, связанные с приходом весны или концом страды. Праздник — это народный образ радости и счастливой жизни.
Изображение праздника является формой обобщения материала четверти. Развитие композиционных навыков.
Задание: создание работ на тему народного праздника — коллективное панно (возможно также создание индивидуальных композиционных работ).
Тема «Праздник» также может быть завершением коллективной работы, которая велась в течение нескольких занятий.
Материалы: гуашь, кисти, склеенное полотнище из обоев для панно или склеенные листы бумаги.
Зрительный ряд: произведения Б. Кустодиева, К. Юона, Ф. Малявина; произведения народного декоративного искусства.
Рекомендуется провести экскурсию в этнографический музей.
Литературный ряд: И. Токмакова. Ярмарка.
Музыкальный ряд: Р. Щедрин. Озорные частушки; Н. Римский-Корсаков. Снегурочка.
II ЧЕТВЕРТЬ
ДРЕВНИЕ ГОРОДа твоей ЗЕМЛИ
(7 ч)
Древнерусский город — неотъемлемая составляющая образа народной художественной культуры. Русь состояла, прежде всего, из городов-крепостей. Общий характер и архитектурное своеобразие разных древнерусских городов. Их сохранение сегодня.
Каждый город особенный. У него свое неповторимое лицо, свой характер, каждый город имеет свою особую судьбу. Его здания в своем облике запечатлели исторический путь народа, события его жизни. Слово «город» произошло от «городить», «отгораживать» крепостной стеной — крепостить. На высоких холмах, отражаясь в реках и озерах, росли белокаменные города с куполами храмов, перезвоном колоколов. Таких городов больше нигде нет! На уроках необходимо раскрыть красоту и мудрость их архитектурной организации.
В период изучения материала двух четвертей дети фактически получают представления об истории русской средневековой архитектуры и бытовой культуры, заканчивая XVII веком (материал дается на смысловом уровне, без указания дат).
Изучаемый материал способствует существенному развитию художественно-практических навыков. В этой четверти особый акцент делается на развитие чувства пропорций, соотношение частей при формировании образа. Развивается конструктивное и композиционное мышление, расширяются возможности восприятия и вариативность представлений об окружающем мире.
В течение четверти необходимо менять художественные материалы в работе детей: постройка из бумаги и лепка, графическое изображение и живописное изображение. Также необходимо чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.
Тема. Древнерусский город-крепость
Образ древнего русского города. Выбор места для постройки (на стрелке при слиянии рек). Впечатление, которое производил город при приближении. Крепостные стены и башни. Въездные ворота. Строительные материалы и их особенности. Роль пропорций в формировании конструктивного образа города. Понятия «вертикаль» и «горизонталь», их образное восприятие.
Задание: работа над образом древнерусского города—изучение конструкций и пропорций крепостных башен, постройка крепостных стен и башен из бумаги или пластилина.
Возможен изобразительный вариант задания.
Материалы: согласно выбранному варианту задания — бумага, ножницы, клей или пластилин, стеки или графические материалы.
Зрительный ряд: произведения А. Васнецова, И. Билибина, Н. Рериха; специальные детские иллюстрированные издания по истории русского города.
Тема. Древние соборы
Соборы — святыни города, они также воплощали красоту, могущество и силу государства. Они являлись архитектурным и смысловым центром города.
Знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма. Конструкция, символика, смысловое значение его частей. Постройка, украшение и изображение в здании храма.
Задание: изображение на бумаге, лепка или постройка макета здания древнерусского каменного храма — коллективная работа.
Материалы: гуашь, кисти, бумага или пластилин, стеки или бумага, коробки, упаковочный материал, ножницы, клей.
Зрительный ряд: репродукции произведений А. Васнецова, И. Билибина, Н. Рериха; подборки слайдов на темы «Прогулка по Кремлю», «Соборы Московского Кремля», «Соборы Новгорода»; альбом или фрагменты видеофильма по архитектуре г. Владимира.
Тема. Древний город и его жители
Организация внутреннего пространства города. Кремль, торг, посад. Размещение и характер жилых построек, их соответствие на Руси сельскому деревянному дому с усадьбой.
Задание: моделирование всего жилого наполнения города, завершение постройки древнего города.
Вариант задания: изображение древнерусского города графическими материалами (внешний или внутренний вид города).
Материалы: бумага, коробки, ножницы, клей или тушь, палочка.
Тема. Древнерусские воины-защитники
Образ жизни людей; князь и его дружина, торговый люд. Одежда и оружие воинов – их форма и красота, цвет в одежде, символические значения орнаментов.
Развитие изобразительных навыков, ритмическая организация листа, развитие навыков изображения человека.
Задание: изображение древнерусских воинов, княжеской дружины.
Материалы: гуашь и кисти или мелки, бумага.
Зрительный ряд: репродукции произведений И. Билибина, В. Васнецова; иллюстрации В. Фаворского к «Слову о полку Игореве»; иллюстрации к былинам и русским сказкам.
Тема. Города Русской земли
Москва, Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Ростов Великий и другие города (по выбору учителя). Они похожи и непохожи между собой.
Знакомство с конкретным образом и своеобразием этих исторических центров. Особый облик каждого из них, сформированный историей и характером деятельности жителей. Расположение города, архитектура знаменитых соборов. Храмы-памятники, построенные в честь знаменательных событий в Москве,— Покровский собор на Красной площади (храм Василия Блаженного), каменная шатровая церковь Вознесения в Коломенском. Памятники в других городах.
Задание: беседа-путешествие — знакомство с исторической архитектурой Москвы, Владимира, Новгорода и других городов (по выбору учителя).
Вариант задания: живописное или графическое изображение древнерусского города. Это особенно уместно, если на предыдущих уроках дети занимались постройкой.
Материалы: гуашь, кисти, бумага или мелки, монотипия.
Зрительный ряд: фотографии, слайды или видеофильмы о Кремле и соборах Москвы, о других городах; путешествия по историческим городам.
Тема. Узорочье теремов
Образы теремной архитектуры. Рост богатства городов и снижение функции города-крепости. Разукрашенные жилые терема и похожие на терема церкви со многими главками. Теремной дворец в Московском Кремле. Столбы и сводчатые потолки. Расписные интерьеры. Изразцы. Изменение смысловой основы орнамента: украшения теряют свой заклинательный смысл и служат выражением роскоши и богатства.
Задание: изображение интерьера палаты — подготовка фона для следующего задания.
Материалы: склеенные обои или листы бумаги для панно (бумага тонированная или цветная), гуашь, кисти.
Зрительный ряд: наборы слайдов «Древние палаты Московского Кремля»; В. Васнецов. Палаты царя Берендея; работы И. Билибина, А. Рябушкина.
Тема. Праздничный пир в теремных палатах
Обобщение материала четверти. Роль постройки, украшения и изображения в создании образа древнерусского города.
Завершает четверть изображение праздника в интерьере царских или княжеских палат, изображение участников пира: бояре-(травяные узоры на длиннополых боярских одеждах), боярыни, музыканты, гусляры, царские стрельцы, прислужники; ковши и другая посуда на праздничных столах. Стилистическое единство костюмов людей и облика архитектуры.
Задание: создание коллективного аппликационного панно «Княжеский пир» (изображение и вклеивание персонажей и предметного мира праздника) или индивидуальные изображения пира.
Материалы: гуашь, кисти, бумага, ножницы, клей.
Зрительный ряд: слайды с изображением Кремля и палат; В. Васнецов. Царевна-лягушка; А. Рябушкин. Едут!, Русские женщины 18-го столетия; К. Коровин. Театральные эскизы; иллюстрации к русским народным сказкам, к сказкам разных авторов; фрагменты мультфильмов и художественных фильмов.
Литературный ряд: А. Пушкин. Руслан и Людмила.
Музыкальный ряд: произведения М. Глинки, Н. Римского-Корсакова.
III ЧЕТВЕРТЬ
КАЖДЫЙ НАРОД — ХУДОЖНИК
(11 ч)
Братья-Мастера ведут детей от встречи с корнями родной культуры к осознанию многообразия художественных культур мира.
Для понимания исторически сложившегося лица культуры того или иного народа большое значение имеет заложенное в его сознании отношение человека и природы. Это отношение выражается и по сей день в духовной сущности национальной культуры, проявляясь в искусстве, в особой манере понимать явления жизни. Отношения с природой и природные материалы определили характер национальных построек и предметов традиционного быта, вид одежды, характер труда, а следовательно, весь уклад жизни. Нас интересует, как представления о красоте и устройстве мира, рожденные во взаимодействии с природой, выразились в предметном мире, созданном человеком.
В этой четверти невозможно, да и не нужно рассматривать много народов. Для более глубокого проникновения достаточно выбрать три культуры, чтобы успеть интересно прожить их образ с детьми. Но выбор за учителем.
Можно использовать мотив путешествия вокруг нашей большой страны, начиная со Страны восходящего солнца и ином попадая в разные природные условия. Это культура Японии (или Китая), культура народов степей и гор, Средней Азии, культура Индии, затем — Древней Греции как колыбели современной художественной культуры и, наконец, средневековой (готической) Европы. Однако учитель может взять для изучения, например, Египет, Китай, Индию или целостно рассмотреть гораздо более узкую национальную культуру, если это оправдано конкретными обстоятельствами.
Важно осознание детьми того, что мир художественной жизни на Земле чрезвычайно многолик — и это очень интересно, радостно. Через искусство мы приобщаемся к мировосприятию, к душе разных народов, сопереживаем им, становимся духовно богаче. Именно это нужно формировать на уроках.
Художественные культуры мира — это не история искусства этих народов. Это пространственно-предметный мир культуры, в котором выражается душа народа.
Есть удобный игровой методический прием, помогающий увидеть целостно образ культуры: путешествие сказочного героя по этим странам (Садко, Синдбад-мореход, Одиссей, аргонавты и т. д.).
Каждая культура рассматривается по четырем параметрам: природа, характер построек, образ человека в этой среде и праздники народов как выражение представлений о счастье и красоте жизни.
Тема. Страна восходящего солнца.
Образ художественной культуры Японии
Художественная культура Японии очень целостна, экзотична и в то же время вписана в современный мир. Особое поклонение природе. Воспитанное с глубокой древности умение видеть бесценную красоту каждого маленького момента жизни, внимание к красоте деталей. Традиции любований, молитвенного созерцания природной красоты. Японские сады.
Легкие сквозные конструкции построек с передвижными ширмами, отвечающие потребности быть в постоянном контакте с природой (и с учетом опасности землетрясений). Изящная конструкция здания храма-пагоды, напоминающая дерево (сравнить с конструкцией русского каменного храма-богатыря).
Совершенно иной образ женской красоты — изящные ломкие линии, изобразительный орнамент росписи японского платья-кимоно, отсутствие интереса к индивидуальности лица. Для образа японской культуры характерна графичность, хрупкость и ритмическая асимметрия — как будто подул ветер.
Японский «Праздник цветения вишни-сакуры» или «Праздник хризантем».
Особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии.
Тему предлагается распределить на три урока. Могут выполняться индивидуальные работы по теме, а на заключительном занятии — коллективное панно. Можно постепенно делать коллективное панно в течение всего изучения темы. Задания могут быть различны: например, можно выполнить бумажную куклу в кимоно или полуобъемное построение сада.
Задания:
1) изображение природы через детали, характерные для японских художников (ветка дерева с птичкой; цветок с бочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка цветуще Л на фоне тумана, дальних гор).
Материалы: листы мягкой (можно оберточной) бумаги, обрезанные как свиток, акварель (или жидко взятая гуашь), тушь, мягкая кисть.
2) изображение японок в национальной одежде (кимоно) с передачей характерных черт лица, прически, волнообразного движения фигуры;
3) коллективное панно «Праздник цветения вишни-сакуры» или «Праздник хризантем». Отдельные фигуры выполняются индивидуально и вклеиваются затем в общее панно. Группа «главного художника» работает над фоном — изображением природы и построек (здесь неправильно работать густой фактурной краской гуашью, лучше взять прозрачную акварель).
Материалы: большие листы бумаги для коллективной работы, гуашь или акварель, пастель, карандаши, ножницы, клей.
Зрительный ряд: японское искусство — свитки, ширмы, гравюры Утамаро, Хокусаи (женские образы, пейзажи); фотографии и фрагменты видеофильмов.
Литературный ряд: японская поэзия.
Тема. Искусство народов гор и степей
Разнообразие природы нашей планеты и способность человека жить в самых разных природных условиях. Изобретательность человека в построении своего мира.
Поселения в горах. Растущие вверх каменные постройки с плоскими крышами. Крепостной характер поселений. Традиции, род занятий людей; костюм и орнаменты.
Художественные традиции в культуре народов степей. Юрта как произведение архитектуры. Образ степного мира в конструкции юрты. Утварь и кожаная посуда. Орнамент и его значение; природные мотивы орнамента, его связь с разнотравным ковром степи.
Задание: изображение жизни в степи и красоты пустых пространств. Развитие живописных навыков.
Материалы: гуашь, кисти, бумага.
Зрительный ряд: П. Кузнецов. Степь, Мираж в степи; живописные произведения художников азиатских республик; книги по истории культуры.
Тема. Образ художественной культуры Средней Азии
Города в пустыне. Мощные портально-купольные постройки е толстыми стенами из глины, их сходство со станом кочевников. Глина — главный строительный материал. Присутствие крепостных стен.
Здание мечети: купол, торжественно украшенный огромный вход — портал. Минареты. Купольные сооружения - мавзолеи.
Тяжесть стен, которая не чувствуется за облицовкой лазурными узорчатыми изразцами. Орнаментальный характер культуры. Сплошная вязь орнаментов и ограничения на изображения людей.
Торговая площадь — шумный, пестрый восточный базар — самое многолюдное место. Площадь окружают лавки ремесленников, создающих серебряные и медные сосуды, чаши, кувшины, ткани, яркие ковры, украшенное оружие.
Задание: работа над образом древнего среднеазиатского города - аппликация на цветной бумаге или создание макета основных архитектурных построек.
Материалы: цветная бумага, мелки, ножницы, клей.
Литературный ряд: сказки народов Средней Азии.
Тема. Образ художественной культуры Древней Греции
Особое значение искусства Древней Греции.
Образ греческой природы. Мифологические представления древних греков. Воплощение в представлениях о богах образа прекрасного человека: красота его тела, смелость, воля и сила разума. Древнегреческий храм и его соразмерность, гармония с природой. Храм как совершенное произведение разума человека и украшение пейзажа. Конструкция храма. Древнегреческий ордер и его типы. Афинский Акрополь — главный памятник греческой культуры. Гармоническое согласие всех видов искусств в едином ансамбле.
Конструктивность в греческом понимании красоты мира. Красота построения человеческого тела — «архитектура» тела, воспетая греками. Древнегреческая скульптура. Восхищение гармоничным человеком — особенность миропонимания в Древней Греции.
Искусство греческой вазописи. Роспись ваз, рассказывающая о повседневной жизни греков.
Особенности изображения, украшения и постройки в искусстве древних греков.
Задания:
1) изображение греческих храмов (полуобъемные или плоские аппликации) для панно или объемное моделирование из бумаги;
2) изображение фигур олимпийских спортсменов (фигура в движении) и участников праздничного шествия (фигуры в одеждах);
3) работа над коллективным панно «Древнегреческий праздник». Это могут быть Олимпийские игры или праздник Великих Панафиней (торжественное шествие в честь богини Афины, прославление красоты человека, его физического совершенства и силы, которым греки поклонялись).
Материалы: бумага, ножницы, клей, гуашь, кисти.
Зрительный ряд: альбомы, книги; слайды произведений древнегреческого искусства: произведения древнегреческих скульпторов, греческие вазы и их росписи.
Литературный ряд: мифы Древней Греции.
Тема. Образ художественной культуры средневековой Западной Европы
Образ готических городов средневековой Европы. Активная жизнь и теснота за городскими стенами. Узкие улицы и сплошные фасады каменных домов. Образ готического храма. Его величие и устремленность вверх. Готические витражи и производимое ими впечатление. Портал храма. Средневековая скульптура. Ратуша и центральная площадь города.
Городская толпа, сословные разделения людей. Ремесленные цеха. Свои одежды, свои знаки отличия у членов каждого цеха. Средневековые готические костюмы, вертикальные линии, удлиненные пропорции, обтягивающие трико, шлейфы. Единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшениях.
Задание: поэтапная работа над панно «Праздник цехов ремесленников на городской площади» с подготовительными папами изучения архитектуры, одежды человека и его окружения (предметный мир).
Материалы: большие листы бумаги, гуашь, кисти, пастель, ножницы, клей.
Зрительный ряд: слайды видов городов Западной Европы, средневековой скульптуры; произведения братьев Лимбургов, старинные шпалеры.
Тема. Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы)
Выставка работ и беседа помогут закрепить в сознании детей тему четверти «Каждый народ — художник» — ведущую тему года. Итог — это не запоминание названий, а радость детей от того, что можешь поделиться открытиями иных, уже прожитых культурных миров.
Наши три Брата-Мастера именно на этом уроке должны помогать учителю и детям заниматься не заучиванием конкретных памятников, а пониманием разности своей творческой работы в разных культурах, т. е. помогать осознать, почему постройки, одежда, украшения такие разные.
IV ЧЕТВЕРТЬ
ИСКУССТВО ОБЪЕДИНЯЕТ НАРОДЫ
(8 ч)
Последняя тема завершает программу начальной школы. Заканчивается первый этап обучения. Педагогу необходимо завершить основные линии осознания искусства ребенком.
Темы года знакомили детей с богатством и разнообразием представлений народов о красоте явлений жизни. Здесь все – и понимание природы, и связь с ней построек, и одежда, и праздники— разное. В I—III четвертях дети должны были осознать: прекрасно то, что человечество столь богато разными художественными культурами и что они не случайно разные.
В IV четверти задачи принципиально меняются, даже противоположны: от представлений о великом многообразии надо перейти к представлению о едином для всех народов понимании красоты и безобразия коренных явлений жизни. Дети должны увидеть, что люди, при всей их разности, всегда остаются людьми и есть нечто, воспринимаемое всеми народами Земли как одинаково прекрасное. Общими для всех народов являются представления о самых глубинных явлениях жизни.
Рассматривая древние истоки каждой культуры, мы обращались в основном к прикладным формам художественной культуры. Обращение к станковому искусству — к живописи и графике – Нового времени показывает, как народные образы поняты в современной культуре этих народов, как осознана и переживается их красота. В этой четверти мы обращаемся к станковому изобразительному искусству, которое выражает глубокие чувства и переживания людей, их отношения.
Большое внимание здесь надо уделять восприятию произведений искусства.
Тема. Все народы воспевают материнство
У каждого человека на свете особое отношение к матери. В искусстве всех народов есть тема воспевания материнства - матери, дающей жизнь.
Существуют великие произведения искусства на эту тему, понятные и общие для всех людей.
Задание: изображение матери и дитя, их единства, ласки, отношения друг к другу (изображение по представлению).
Материалы: гуашь (пастель), кисти, бумага.
Зрительный ряд: икона «Владимирская Богоматерь»; Рафаэль. Сикстинская мадонна; М.Савицкий. Партизанская мадонна; Б. Не мен с кий. Тишина; и др.
Музыкальный ряд: колыбельная.
Тема. Все народы воспевают мудрость старости
Есть красота внешняя и внутренняя. Главное — внутренняя красота, красота душевной жизни. Красота, в которой выражен жизненный опыт. Красота связи поколений, мудрости доброты.
Задание: изображение любимого пожилого человека — стремление выразить его внутренний мир.
Материалы: гуашь или мелки, пастель, бумага.
Зрительный ряд: автопортреты Рембрандта, Леонардо да Винчи, Эль Греко, В. Тропинина.
Тема. Сопереживание — великая тема искусства
С древнейших времен искусство стремилось вызвать сопереживание зрителя. Искусство воздействует на наши чувства. Изображение страдания в искусстве. Через искусство художник выражает свое сочувствие страдающим, учит сопереживать чужому горю, чужому страданию.
Задание: рисунок с драматическим сюжетом, придуманным автором (больное животное, погибшее дерево и т. п.).
Материалы: гуашь (черная или белая), кисти, бумага.
Зрительный ряд: С. Боттичелли. Покинутая; Рембрандт. Возвращение блудного сына; П.Пикассо. Нищие.
Литературный ряд: Н.Некрасов. Плач детей.
Тема. Герои, борцы и защитники
В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление духовной красоты. Все народы воспевают своих героев. У каждого народа многие произведения искусства — живописи, графики, скульптуры, музыки, литературы — посвящены этой теме. Героическая тема в искусстве разных народов.
Задание: эскиз памятника герою (по выбору ребенка).
Материалы: пластилин, стеки, дощечка.
Зрительный ряд: памятники героям разных народов, памятники эпохи Возрождения, скульптурные произведения XIX и XX веков.
Тема. Юность и надежды
Тема детства, юности в искусстве. В искусстве всех народов присутствуют мечта, надежды на светлое будущее, радость молодости и любовь к своим детям.
Задание: изображение радости детства, мечты о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях.
Материалы: гуашь или мелки, бумага.
Зрительный ряд: В. Тропинин. Портрет сына; З. Серебрякова. Портреты детей; Б. Неменский. Мальчишка, Весна.
Тема. Искусство народов мира (обобщение темы)
Итоговая выставка работ. Открытый урок для родителей, учителей. Обсуждение детских работ.
Материалы: бумага для оформления работ, клей, ножницы.
Зрительный ряд: лучшие работы за год или за всю начальную школу; коллективные панно; собранный детьми по темам искусствоведческий материал.
Литературно-музыкальный ряд: по усмотрению учителя как иллюстрация к сообщениям экскурсоводов.
РАЗВЕРНУТЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Система уроков | Дидактическая модель обучения | Педагогические средства | Вид деятельности учащихся | Задачи. Планируемый результат и уровень усвоения | Информационно-методическое обеспечение | ||
Компетенции | ||||||||
Учебно-познавательная | Информа- ционно- коммуни- кативная | |||||||
Базовый уровень | Продвинутый уровень | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Р а з д е л 1. КАЖДЫЙ НАРОД - ХУДОЖНИК. ИСТОКИ ИСКУССТВА твоего народа(8 часов) Цель: развивать способности к восприятию красоты родного края, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру; способствовать освоению знаний об архитектуре, дизайне, формированию коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентационной компетенции. | ||||||||
1 2 3 4 5 | Пейзаж родной земли. Образ традиционного русского дома (избы) Украшения деревянных построек и их значение Гармония жилья и природы. Деревня -деревянный мир. Цель: развивать способности к эмоционально-ценностному восприятию природы, подвести учащихся к выводу о богатых исторических традициях русского народа | Продуктивная, объясни-тельно-иллюст-ратив-ная, личност-но ориентированная педагогическая ситуация | Беседа, вхождение в контекст проблем ученика | Индивидуальная, парная | Знать характерные черты родного пейзажа, образ русской избы. Уметь нарисовать пейзаж по памяти | Знать устройство русской избы, украшение избы. Уметь создать образ избы (коллективная работа) | Уметь находить справоч-но-ин-форма-ционный материал по теме и пользоваться им | Слайды: деревянные ансамбли (Ки-жи), репродукции картин И. Левитана, К. Коровина; стихи С. Есенина |
6 | Образ красоты человека. Цель: развивать способности к воображению, дать представление о характерных особенностях облика русской красавицы | Беседа, вхождение в контекст проблем ученика | Индивидуальная, парная, групповая | Иметь представление о красоте русского человека, традиционной народной одежде. Уметь создать женский, мужской, народный образ | Знать характер сельского труда, образы, связанные с ним, роль головного убора, украшения в народном костюме. Уметь изобразить сцену труда в крестьянской жизни | Репродукции: русский народный костюм, репродукции картин А. Вени-цианова, М. Врубеля, В. Сурикова, В. Васнецова | ||
7 | Народные праздники. Цель: сформировать представление о роли народных праздников в жизни людей; научить создавать коллективное панно «Праздник» | Индивидуальная, парная | Иметь представление о своеобразии русской природы, деревенской местности, ее жителях, специфике их труда | Знать календарные праздники, способ работы с композицией | Репродукции картин Б. Кустодиева, К. Юона, Ф. Малявина; |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 7 | 8 | 9 | |
8 | Народные праздники. Цель: продолжить работу над коллективным панно «Праздник» | Практикум | Индивидуальная, парная, групповая | Уметь использовать художественные материалы (гуашь, акварель) | Уметь применять выразительные средства для реализации своего замысла в рисунке | Уметь находить нужную информацию | музыкальное оформление: частушки, Н. А. Рим-ский-Корса-ков, фрагменты опер | |
Р а з д е л 2. ДРЕВНИЕ ГОРОДА твоей ЗЕМЛИ (7 часов) | ||||||||
1 | Древнерусский город-крепость. Цель: вызвать интерес к устройству города-крепости; развивать чувство пропорции, познакомить с понятиями вертикаль, горизонталь | Продуктивная, объясни-тельно-иллюст-ратив-ная, личност-но ориентированная педагогическая ситуация | Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок | Индивидуальная, парная, групповая | Знать, как выбиралось место для постройки крепостной стены, башни, ворот. Уметь изобразить крепостные башни, ворота | Знать понятия вертикаль, горизонталь. Уметь изобразить город-крепость на фоне пейзажа | Уметь находить справоч-но-ин-форма-ционный материал по теме и пользоваться им | Репродукции картин А. Васнецова, Н. Рериха, иллюстрации по истории русского города |
2 | Древние соборы. Цель: познакомить с архитектурой древнего каменного храма, закрепить навыки видеть пропорции | Индивидуальная, парная, групповая | Знать особенности соборной архитектуры, пропорции соборов. Уметь объяснять, почему собор является смысловым центром города; лепить из пластилина макет храма (в группе) | Знать конструкцию, символику частей храма, украшения храма. Уметь выполнять групповую работу по постройке храма (бумаго-пластика) | Репродукции картин А. Васнецова, Н. Рериха, ЭЭ, ПК: соборы Московского кремля, соборы Новгорода | |||
3 | Древний город и его жители. Цель: вызвать интерес к устройству внутреннего пространства Кремля, познакомить с древними русскими городами и их жителями | Беседа, вхождение в контекст проблем ученика | Индивидуальная, парная, групповая | Знать организацию внутреннего пространства Кремля. Уметь моделировать жилое наполнение города | Знать строение и конструктивные особенности кремля, торгового посада. Уметь завершить коллективную работу по созданию макета древнего города с его жителями | Кн. 11, 12, 13, 15, репродукции картин Н. Рериха, А. Васнецова |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
4 | Древнерусские воины-защитники. Цель: вызвать интерес к познанию образа жизни князя и его дружины; развивать образное воображение учащихся, навыки и чувство пропорции | Продуктивная, объясни-тельно-иллюст-ратив-ная, личност-но ориентированная педагогическая ситуация | Упражнения, лекция, беседа, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок | Индивидуальная, парная, групповая | Знать, как жили князь и его люди, как одевались. Уметь изобразить древнерусских воинов | Знать различия в жизни князя с дружиной и торгового люда. Уметь изобразить князя, торговый люд | Уметь находить справоч-но-ин-форма-ционный материал по теме и пользоваться им | Репродукции И. Билибина В. Васнецова, иллюстрации к былинам и русским сказкам |
5 6 | Города Русской земли. Узорочье теремов. Цель: подвести учащихся к выводу о богатой и великой истории русских городов; познакомить со способами передачи пространства | Индивидуальная, парная, групповая | Знать старинные русские города: Москва, Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов Великий. Уметь отличать эти города | Знать конкретный образ и облик каждого из этих городов. Уметь изобразить живописно или графически древнерусский город | В. Васнецов, «Палаты царя Берендея», слайды с изображением древних городов, ЭЭ, ПК | |||
7 | Праздничный пир в теремных палатах. Цель: обобщить материал четверти, закрепить навыки изображения города, используя пропорции, композиции, цвет | Индивидуальная, парная, групповая | Знать роль постройки, украшения и изображения в создании образа древнерусского города. Уметь изобразить техникой вклеивания предметный мир праздника «Княжеский пир» | Знать стилистическое единство архитектуры и костюмов людей. Уметь создать коллективное аппликационное панно «Княжеский пир» | Репродукции В. Васнецова, К. Коровина, музыка А. Римского- Корсакова, М. Глинки | |||
Р а з д е л 3. КАЖДЫЙ НАРОД - ХУДОЖНИК (11 часов) | ||||||||
1-2 | Страна восходящего солнца Образ художественной культуры Японии. Цель: вызвать интерес учащихся к культуре зарубежных стран; познакомить с особенностями изображения, украшения и постройки в искусстве Японии | Продуктивная, объясни-тельно-иллюст-ративная педагогическая ситуация | Упражнения, лекция, беседа, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок | Индивидуальная, парная, групповая | Знать особенности легких конструкций, построек в Японии. Уметь сравнивать бытовую постройку и храм-пагоду | Знать особенности японской культуры: графичность, хрупкость. Уметь изобразить природу через детали (ветка, трава) | Уметь находить справоч-но-ин-форма-ционный материал по теме и пользоваться им | Японское искусство, фото, ЭЭ, ПК |
3-4 | Образ художественной культуры Древней Греции. Цель: вызвать интерес, потребность дальнейшего изучения художественной культуры Древней | Знать значение искусства Древней Греции, образ греческой природы, Акрополь | Знать конструктивность в греческом понимании красоты мира | Мифы Древней Греции; слайды с изображением скульптуры, |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
Греции; закрепить навыки передачи пространства цветом; создать панно «Древнегреческий праздник» | Уметь изобразить греческий храм | Уметь изобразить олимпийских спортсменов, работать над панно в группе | Уметь находить справоч-но-ин-форма-ционный материал по теме и пользоваться им | вазописи; работы учащихся, ЭЭ, ПК | ||||
5-6 7-8 9-10 | Образ художественной культуры средневековой Западной Европы. Цель: развивать навыки умения вырезать и склеивать бумагу (бу-магопластика); подготовить к итоговому уроку Искусство народов гор и степей Цель: изображение жизни в степи и красоты пустых пространств. Развитие живописных навыков. Образ культуры Средней Азии Цель6 Работа над образом среднеазиатского города. | Продуктивная, объясни-тельно-иллюст-ратив-ная, личност-но ориентированная педагогическая ситуация | Упражнения, лекция, беседа, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок | Индивидуальная, парная, групповая | Знать образ готических городов средневековой Европы, готические витражи. Уметь цветом передавать пространственные планы; конструировать объемные формы | Знать сословное разделение людей, средневековые готические костюмы (вертикальные линии, удлиненные пропорции). Уметь конструировать объемные формы, усложняя их декоративными деталями | ЭЭ, ПК. Слайды с изображением средневековых городов, старинные шпалеры, кн. 4, 6, 8, 9,15 | |
11 | Многообразие художественных культур в мире Обобщение темы четверти. Цель: закрепить умение работы в стиле бумагопластики; подготовить выставку работ учащихся; создать коллективное панно | Индивидуальная, парная, групповая | Иметь общее представление об образах городов разных стран, их жителях (в разные столетия). Уметь отличать образы городов, анализировать эти отличия | ЭЭ, ПК, кн. 4, 6,15 | ||||
Р а з д е л 4. ИСКУССТВО ОБЪЕДИНЯЕТ НАРОДЫ (8 часов) | ||||||||
1-2 | Все народы воспевают материнство. Цель: подвести учащихся к выводу о едином для всех народов понимании эстетических категорий красоты и безобразия в явлениях жизни, в искусстве | Продуктивная, объясните л ьно-иллюст-ративная педагогическая ситуация | Упражнения, лекция, беседа, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок | Индивидуальная, парная, групповая | Знать, что в искусстве всех народов есть тема воспевания матери. Уметь изобразить мать и дитя | Знать, как в разные времена разные народы воспевали материнство. Уметь самостоятельно изобразить маму (живописно) | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | ЭЭ, ПК; тематическая подборка репродукций мадонн Леонардо да Винчи, К. Петро-ва-Водкина; аудиозапись колыбельных песен |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
3-4 | Все народы воспевают мудрость старости. Цель: развивать чувство сопереживания средствами искусства, воспитывать уважение к старости, учить выполнять собственную работу с учетом общего коллективного замысла | Продуктивная, объясни-тельно-иллюст-ратив-ная, личност-но ориентированная педагогическая ситуация | Упражнения, лекция, беседа, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок | Индивидуальная, парная, групповая | Знать, что красота - это эстетическая и духовная категория; лучшие черты характера бабушки, дедушки. Уметь найти хорошее в повседневной жизни стариков; изобразить любимых бабушку, дедушку | Знать, что красота старости - в мудрости. Уметь изобразить старое дерево, животное, используя цвет, колорит | Уметь находить справоч-но-ин-форма-ционный материал по теме и пользоваться им | Репродукции картин Рембрандта, Леонардо да Винчи, В. Тропини-на, И. Репина «Возвращение блудного сына» |
5 | Сопереживание - великая тема искусства. Цель: активизировать деятельность учащихся, работу над произведениями, помогающими пробудить сопереживание, учить выражать сочувствие чужому горю, чужому страданию | Индивидуальная, парная, групповая | Знать, что искусство способно выражать человеческую скорбь, отчаяние и т. п., что унижение, угнетение человека следует понимать как нарушение гармонии и красоты жизни человека. Уметь изобразить рисунок с драматическим сюжетом | Знать, что героическая тема в искусстве важна и занимает большое место. Уметь создать эскиз на тему подвига | Репродукции памятников героям ВОВ, картин Давида, П. Пикассо, А. Дейне-ки, посвященных ВОВ, панорамы Сталинградской битвы | |||
6 | Герои, борцы и защитники. Цель: закрепить знания, умения и навыки по теме; развивать умения передавать свое отношение к изображаемым событиям, использовать для этого возможности композиции, рисунка, цвета | Продуктивная, объясни-тельно-иллюст-ратив-ная, личност-но ориентированная педагогическая ситуация | Упражнения, лекция, беседа, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок | Индивидуальная, парная, групповая | Знать героев Сталинградской битвы: М. Па-никаху, С. Филиппова, и др. Уметь выполнить памятник в технике аппликации | Знать основные памятные события, связанные со Сталинградской битвой. Уметь выполнить коллективную работу на военную тему | Уметь находить справоч-но-ин-форма-ционный материал по теме и пользоваться им | Изображения основных скульптур города; репродукции портретов детей В. Тро-пинина, 3. Серебряковой; лучшие работы учащихся за год, музыкальные записи песен о Родине, детстве |
7 8 | Юность и надежды. Искусство народов мира(обобщение темы). Цель: расширить возможности восприятия красоты человека; подвести итог работы учащихся за год | Индивидуальная, парная, групповая | Знать о воплощении темы детства и юности в искусстве всех народов. Уметь изобразить радость детства с помощью коллективного коллажа | Знать основные сюжеты и темы детства, юности. Уметь выполнить коллективный коллаж, самостоятельно подобрать его сюжет, построить композицию |
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
учащихся к концу 4 класса
Учащиеся должны знать:
- отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего;
- особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;
- закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции;
- различные приемы работы карандашом, акварелью, гуашью;
- знать деление изобразительного искусства на жанры, понимать специфику их изобразительного языка;
- роль изобразительного искусства в духовной жизни человека, обогащение его переживаниями и опытом предыдущих поколений.
Учащиеся должны уметь:
- видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунках;
- выбирать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу (предварительные наблюдения, наброски и зарисовки, эскизы), с помощью изобразительных средств выражать свое отношение к персонажам изображаемого сюжета;
- анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения, цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные особенности одного предмета с особенностями другого;
- пользоваться элементами перспективы, светотени, композиции и т. д. в рисовании на темы и с натуры;
- передавать тоном и цветом объем и пространство в натюрморте, пейзаже, портрете;
применять в рисунке выразительные средства (эффекты освещения, композиции, штриховки, разные приемы работы акварелью, гуашью), добиваться образной передачи действительности.
Список литературы:
Для учителя:
- Программа «Изобразительное искусство» под редакцией Б.М. Неменского;
- Поурочные планы по учебнику Л.А. Неменской «Изобразительное искусство. 4 класс» /автор-составитель И.В. Федотова. – Волгоград: Учитель, 2009.
Для обучащюихся:
- Учебник «Изобразительное искусство. Каждый народ – художник», автор Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского. –М.: Просвещение, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»
Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...
Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского
Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....
Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)
Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...
Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс. Учебник "Изобразительное искусство". Авторы: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Образовательная программа "Перспектива".
Количество учебных часов за год 31 час, в неделю: 1 час ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» основное общее образование 5 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Д...