Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 2 класс) по теме

Батурина Елена Алексеевна

 Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_izo.doc264.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ        ЗАПИСКА

                   Рабочая программа по изобразительному искусству   разработана на основе   Примерной программы по учебным предметам. Начальная школа. Изобразительное искусство. М. Просвещение, 2011год.  Руководитель проекта Кондаков А. М.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

      Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России1.

Программа создана на основе развития традиций российского художественного образования, внедрения современных инновационных методов и на основе современного понимания требований к результатам обучения. Программа является результатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы.      Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.

   Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и самоидентификации. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе художественного творчества каждого ребенка. Цели художественного образования состоят в развитии эмоционально-нравственного потенциала ребенка, его души средствами приобщения к художественной культуре как форме духовно-нравственного поиска человечества. Содержание программы учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания и коммуникации в современных условиях.

Культуросозидающая  роль программы состоит также в воспитании гражданственности  патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с культурой разных стран мира, напротив, в основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты.

Связи искусства с жизнью человека,  роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка —главный смысловой стержень программы.

Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как она включает в себя основы разных видов визуально- пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декоративно-прикланое искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими, то есть временными и синтетическими, искусствами.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

изобразительная художественная деятельность;

декоративная художественная деятельность;

конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение — это художественное познание мира, выражение своего к нему отношения, эстетического переживания его; конструктивная деятельность — это создание предметно-пространственной среды; декоративная деятельность — это способ организации общения людей, имеющий коммуникативные функции в жизни общества.

Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира, произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т.д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого. -

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей. Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и компьютерных презентаций. Для этого необходима работа со словарями, использование собственных фотографий, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: разбитие наблюдательности, т. е. умения вглядываться в явления жизни, и разбитые фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры. Принцип опоры на личный опыт ребенка и расширения, обогащения его освоением культуры выражен в самой структуре программы.

Тема 2 класса — «Искусство и ты». Художественное развитие ребенка сосредотачивается на способах выражения в искусстве чувств человека, на художественных средствах эмоциональной оценки: доброе — злое, взаимоотношении реальности и фантазии в творчестве художника.

     Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознаний и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и литература, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

        Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

        Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

       Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной  выразительности — форма, пропорции,  пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.

На уроках вводится игровая драматургия. По изучаемой  теме,  прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

       Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство  как духовную  летопись человечества, как выражение отношения  человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры,  скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 1—4 классов начальной школы.

На изучение предмета отводится 1 ч в неделю — 34 ч в год. Но так как в Уставе образовательного учреждения закреплено 35 учебных недель, то в рабочую программу добавлен 1 час в тему  «Как говорит искусство» .

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомится с искусством других народов.        

 В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие- всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения. Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью.   Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления. Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально- ценностных критериев жизни.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

сформированность эстетических чувств, художественно - творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников цод руководством учителя; умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотнрситъ свою часть работы с общим замыслом;

умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированное  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; • овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;

умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);

знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств; понимание образной природы искусства;

эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

Л

способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства; умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах; усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике; способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу; умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты; овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа; умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека :в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории; -умение приводить примеры произведений  искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

Планируемые результаты

В результате изучения искусства у обучающихся:

будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;

начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие 'способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;

сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус; появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;

установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный взгляд на мир;

будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной

принадлежности, ответственности за общее благополучие.

Обучающиеся:

овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;

получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства; научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);

будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Искусство и ты 2 класс

Как и чем работает художник? - 8ч.

Три основных цвета - желтый, красный, синий. Белая и черная краски.Пастель и цветные мелки, акварель их выразительные возможности. Выразительные возможности аппликации. Выразительные возможности графических материалов. Выразительность материалов для работы в объёме. Выразительные возможности бумаги. Неожиданные материалы (обобщение темы).

Реальность и фантазия- 7ч.

Изображение и реальность. Изображение и фантазия. Украшение и реальность. Украшение и фантазия. Постройка и реальность. Постройка и фантазия.Братья - Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе(обобщение темы).

О чем говорит искусство -11ч.

Изображение природы в различных состояниях.

Изображение характера животных.

Изображение характера человека: женский образ.

Изображение характера человека: мужской образ.

Образ человека в скульптуре.

Образ человека в скульптуре.

Человек и его украшения.

Человек и его украшения.

О чем говорят украшения.

Образ здания. В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, своё отношение к миру (обобщение темы).

Как говорит искусство – 8+1ч.

Тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного. Тихие и звонкие цвета. Что такое ритм линий ?

Характер линий. Ритм пятен.

Пропорции выражают характер,.

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции - средства выразительности.

Обобщающий урок года

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству 2 класс (35ч)

№ п/п

Название раздела, темы урока.

Количество часов

Стр.

учебника

Дата проведения

Характеристика видов деятельности учащихся

Примечание

Предп

Факт.

Как и чем работает художник? (8ч)  

Знакомство с основами образного языка изобразительного искусства. Понимание языка искусства и связей его с жизнью. Выразительные возможности художественных материалов. Введение в мир искусства, эмоционально связанный с миром личных наблюдений, переживаний людей. Выражение в искусстве чувств человека, отношения к миру, добра и зля. Практическая творческая работа (индивидуальная и коллективная).

1(1)

Три основных цвета - желтый, красный, синий

1

4.09

Наблюдать цветовые сочетания в природе.

Смешивать краски сразу на листе бумаги, посредством приёма «живая краска». Овладевать первичными живописными навыками.

Изображать на основе смешивания трех основных цветов разнообразные цветы по памяти и впечатлению

2(2)

Белая и черная краски

1

 

 11.09

Учиться различать и сравнивать тёмные и светлые оттенки цвета и тона. Смешивать цветные краски с белой и черной, для получения богатого колорита.Развивать навыки работы гуашью.Создавать различные по настроению пейзажи, посвященные изображению природных стихий

3(3)

Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.

1

 18.09

Расширять знания о художественных материалах. Понимать красоту и выразительность пастели, мелков , акварели. Развивать навыки работы пастелью, мелками, акварелью. Овладевать первичными знаниями перспективы.Изображать осенний лес, используя выразительные возможности материалов

4(4)

Выразительные возможности аппликации

1

25.09

Овладеть техникой и способами аппликации.Понимать и использовать особенности изображения на плоскости с помощью пятна.Создавать коврик на тему осенней земли, опавших листьев.

5(5)

Выразительные возможности графических материалов

1

 

 

Понимать выразительные возможности линии, точки, тёмного и белого пятен

для создания художественного образа.

Осваивать приёмы работы графическими материалами.

Наблюдать за пластикой деревьев веток и др. на фоне снега.

5 (5)

Выразительные возможности графических материалов.

1

2.10

Изображать используя графические материалы, зимний лес.

6(6)

Выразительность материалов для работы в объеме

1

9.10

Сравнивать выразительные возможности различных художественных материалов которые применяются в скульптуре. Развивать навыки работы с целым куском пластилина. Овладевать приёмами работы с пластилином.

Создавать объёмное изображение животного с передачей характера.

7(7)

Выразительные возможности бумаги

1

16.10

Развивать навыки создания геометрических форм( конуса, цилиндра, прямоугольника] из бумаги, навыки перевода плоского листа в разнообразные объемные фигуры

Овладеть приемами работы с бумагой, навыками перевода плоского листа в разнообразные объемные формы.

Конструировать из бумаги объекты игровой площадки.

8(8)

Неожиданные материалы (обобщение темы]

1

23.10

Повторять и закреплять полученные на предыдущих уроках знания о художественных материалах и их выразительных возможностях. Создавать образ ночного города с помощью разнообразных неожиданных материалов.

Обобщать пройденный материал, обсуждать творческие работы на игровой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих одноклассников

Реальность и фантазия - 7ч

Для изображения реальности необходимо воображение. Для создания фантастического образа необходима опора на реальность. Значение фантазии и воображения для творчества художника.

Изображение реальных и фантастических животных. Изображение узоров, увиденных в природе, и орнаментов для украшения человека. Изображение фантазийных построек.

Развитие духовной и эмоциональной сферы ребенка через общение с природой.

9(1)

Изображение и реальность

1

 


30.10

Рассматривать, изучать и анализировать строение реальных животных. Изображать животных, выделяя пропорции частей тела. Передавать в изображении характер выбранного животного. Закреплять навыки работы от общего к частному

10(2)

Изображение и фантазия

1

2 четверть 13.11

Размышлять о возможностях • изображения как реального, так и фантастического мира.

Рассматривать слайды и изображения как реальных и фантастических животных ( русская деревянная и каменная резьба и т.д.] Придумывать выразительные фантастические образы животных. Изображать сказочные существа путем соединения воедино элементов разных животных и даже растений. Развивать навыки работы гуашью.

11(3)

Украшение и реальность

1

20.11

Наблюдать и учиться видеть украшения в природе. Эмоционально откликаться на красоту природы.

12(4)

Украшение и фантазии

1

27/11

Создавать с помощью графических материалов, линий изображения различных украшений в природе (паутинки, снежинки и т.д.) Развивать навыки работы тушью, пером, углем, мелом.

 

 шение и фантазия

 

Сравнивать, сопоставлять природные формы с декоративными мотивами в кружевах, тканях, украшениях на посуде.

Осваивать приемы создания орнамента: повторение модуля ритмическое чередование элемента.

Создавать украшения (воротничок для платья, подзор, закладка для книг и т.д.), используя узоры.

Работать графическими материалами (роллеры, тушь, фломастеры) с помощью линий различной толщены.



13(5)

Постройка и реальность

1

Ы11

Рассматривать природные конструкции, анализировать их формы, пропорции. Эмоционально откликаться на красоту различных построек в природе. Осваивать навыки работы с бумагой (закручивание, надрезание, складывание, склеивание).

Конструировать из бумаги формы подводного мира. Участвовать в создании коллективной работы.

14(6)

Постройка и фантазия

1

1Z.fr

Сравнивать, сопоставлять природные формы с архитектурными постройками. Осваивать приемы работы с бумагой. Придумывать разнообразные конструкции.

Создавать макеты фантастических зданий, фантастического города. Участвовать в создании коллективной работы.

15(7)

Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы]

1

igJZ

Повторять и закреплять полученные на предыдущих уроках знания. Понимать роль, взаимодействие в работе трех Братьев-Мастеров (их триединство).

Конструировать('моделировать) и украшать елочные украшения (изображающие людей, зверей, растения) для новогодней елки. Обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих одноклассников.

О чём говорит искусство

-11ч

Искусство выражает чувства человека, его понимание и отношение к тому, что он изображает, украшает и строит.

Изображение состояний (настроений) в природе. Изображение доброго и злого сказочного образа. Украшения, характеризующие контрастных по характеру, по их намерениям персонажей. Постройки для добрых и злых, разных по характеру сказочных героев.

16(1)

Изображение природы в различных состояниях

1

/г.

Наблюдать природу в различных состояниях.

Изображать живописными материалами контрастные состояния природы. Развивать колористические навыки работы гуашью.

               13(5)

Постройка и реальность

1

4.12

Рассматривать природные конструкции, анализировать их формы, пропорции. Эмоционально откликаться на красоту различных построек в природе. Осваивать навыки работы с бумагой (закручивание, надрезание, складывание, склеивание).

Конструировать из бумаги формы подводного мира. Участвовать в создании коллективной работы.

              14(6)

Постройка и фантазия

1

11.12

Сравнивать, сопоставлять природные формы с архитектурными постройками. Осваивать приемы работы с бумагой. Придумывать разнообразные конструкции.

Создавать макеты фантастических зданий, фантастического города. Участвовать в создании коллективной работы.

             15(7)

Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы]

1

18.12

Повторять и закреплять полученные на предыдущих уроках знания. Понимать роль, взаимодействие в работе трех Братьев-Мастеров (их триединство).

Конструировать('моделировать) и украшать елочные украшения (изображающие людей, зверей, растения) для новогодней елки. Обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих одноклассников.

О чём говорит   искусство

-11ч

Искусство выражает чувства человека, его понимание и отношение к тому, что он изображает, украшает и строит.

Изображение состояний (настроений) в природе. Изображение доброго и злого сказочного образа. Украшения, характеризующие контрастных по характеру, по их намерениям персонажей. Постройки для добрых и злых, разных по характеру сказочных героев.

             16(1)

Изображение природы в различных состояниях

1

25.01

Наблюдать природу в различных состояниях.

Изображать живописными материалами контрастные состояния природы. Развивать колористические навыки работы гуашью.

17(2}

Изображение характера животных

1

3 четверть

15.01

Наблюдать и рассматривать животных в различных состояниях. Давать устную зарисовку-характеристику зверей. Входить в образ изображаемого животного.

Изображать животного с ярко выраженным характером и настроением. Развивать навыки работы гуашью.

18(3)

Изображение характера человека: женский образ

1

22.01

Создавать противоположные по характеру сказочные женские образы (Золушка и злая мачеха, баба Бабариха и Царевна-Лебедь, добрая и злая волшебницы), используя живописные и графические средства

19(4]

Изображение характера человека: мужской образ

1

29/01

Характеризовать доброго и злого сказочных героев.

Сравнивать и анализировать используя возможности изобразительных

средств для создания доброго и злого образов.

Учиться изображать эмоциональное состояние человека.

Создавать живописными материалами выразительные контрастные образы доброго и злого героя (сказочные и былинные персонажи).

20(5}

Образ человека в скульптуре

1

05.02

Сравнивать; сопоставлять выразительные возможности различных художественных материалов, которые применяются в скульптуре (дерево, камень, металл и др.).

Развивать навыки создания образов из целого куска пластилина.

Овладеть приемами работы с пластилином (вдавливание, заминание,

вытягивание, защипление).

Создавать в объеме сказочные образы с ярко выраженным характером.

21(6)

Образ человека в скульптуре

1

12.02

Сравнивать, сопоставлять выразительные возможности различных художественных материалов, которые применяются в скульптуре (дерево, камень, металл и др.).

Развивать навыки создания образов из целого куска пластилина.

Овладеть приемами работы с пластилином (вдавливание, заминание,

вытягивание, защипление).

Создавать в объеме сказочные образы с ярко выраженным характером.

22(7)

Человек и его украшения

1

 

19.02

Понимать роль украшения в жизни человека

Сравнивать и анализировать украшения, имеющие разный характер. Создавать декоративные композиции заданной формы (вырезать из бумаги богатырские доспехи, кокошники/воротники). Украшать кокошники, оружие для добрых и злых героев и т.д.

23(8)

Человек и его украшения

1

26.02

Понимать роль украшения в жизни человека

Сравнивать и анализировать украшения, имеющие разный характер. Создавать декоративные композиции заданной формы (вырезать из бумаги богатырские доспехи, кокошники, воротники). Украшать кокошники, оружие для добрых и злых героев и т.д.

24(9)

0 чем говорят украшения

1

5.03

Сопереживать, принимать участие в создании коллективного панно. Понимать характер линии, цвета, формы, способных раскрыть намерения человека.

Украшать паруса двух противоположных по намерениям сказочных флотов.

25(10)

Образ здания

1

 

12.03

Учиться видеть художественный образ в архитектуре.

Приобретать навыки восприятия архитектурного образа в окружающей жизни

и сказочных построек.

Приобретать опыт творческой работы.

26(11)

В изображение украшении и постройки человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы)

1

 

19.04

Повторять и закреплять полученные на предыдущих уроках знания о художественных материалах и их выразительных возможностях. Создавать образ ночного города с помощью разнообразных неожиданных материалов.

Обобщать пройденный материал, обсуждать творческие работы на игровой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих одноклассников

Как говорит искусство -8 +

Средства образной выразительности в изобразительном искусстве. Эмоциональное воздействие цвета: теплое - холодное, звонкое и глухое звучание цвета. Выразительные возможности линии. Понятие ритма; ритм пятен; линий.Выразительность соотношения пропорций. Выразительность фактур. Язык изобразительно искусства и его выразительные средства служат выражению мыслей и чувств художника.

27(1)

Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного

1

4 четверть

2.04

Расширять знания о средствах художественной выразительности. Уметь составлять теплые и холодные цвета.

Понимать эмоциональную выразительность теплых и холодных цветов. Уметь видеть в природе борьбу и взаимовлияние цвета.

Осваивать приемы работы кистью (мазок «кирпичики», «волна», «пятнышко»). Развивать колористические навыки работы гуашью.

Изображать простые сюжеты с колористическим контрастом (угасающий костер вечером, сказочная жар-птица и т.п.).

28 (2)

Тихие и звонкие цвета

1

9.04

Уметь составлять на бумаге тихие (глухие) и звонкие цвета.

Иметь представление об эмоциональной выразительности цвета - глухого и

звонкого.

Уметь наблюдать многообразие и красоту цветовых состояний в весенней

природе.

Изображать борьбу тихого (глухого) и звонкого цветов, изображая весеннюю землю.

Создавать колористическое богатство в нутрии одной цветовой гаммы. Закреплять умения работать кистью.

29 (3)

Что такое ритм линий?

1

16.04

Расширить знания о средствах художественной выразительности. Уметь видеть линии в окружающей действительности Получать представление об эмоциональной выразительности линии. Фантазировать, изображать весенние ручьи, извивающиеся змейками, задумчивые, тихие и стремительны (в качестве подмалевка-изображение весенней земли).

Развивать навыки работы пастелью, восковыми мелками.

30 (4)

Характер линий

1

23.04

Уметь видеть линии в окружающей действительности.

Наблюдать, рассматривать, любоваться весенними ветками различных деревьев.

Осознавать, как определенным материалом можно создавать художественный образ.

Использовать в работе сочетание различных инструментов и материалов. Изображать ветки деревьев с определенным характером и настроением.

31(5)

Ритм пятен

1

30.04

Расширять знания о средствах художественной выразительности. Понимать, что такое ритм.

Уметь передавать расположение (ритм) летящих птиц на плоскости листа. Развивать навыки творческой работы в техники обрывной аппликации.

32(6)

Пропорции выражают характер

1

7.05

Расширять знания о средствах художественной выразительности. Понимать, что такое пропорции.

Создавать выразительные образы животных или птиц с помощью изменения пропорций.

33(7)

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции - средство выразительности

1

14.05

Расширить знания о средствах художественной выразительности. Понимать, что такое пропорции.

Создавать выразительные образьг животных или птиц с помощью изменения пропорций.

Повторять и закреплять полученные знания и умения.

Понимать роль взаимодействия различных средств художественной выразительности для создания того или иного образа. Создавать коллективную творческую работу (панно) «Весна. Шум птиц». Сотрудничать с товарищами в процессе совместной творческой работы, уметь договариваться, объясняя замысел, уметь выполнять работу в границах заданной роли.

34(8)

35(9)

Обобщающий урок года

Резервный урок

1

1

 

21.05

28.05

Анализировать детские работы на выставке, рассказывать о своих впечатлениях от работы товарищей и произведений художников. Понимать и уметь называть задачи, которые решались в каждой четверти. Фантазировать и рассказывать о своих творческих планах на лето.




Методы обучения, используемые на уроках изобразительного искусства:

словесные (беседа, сообщение),

наглядные (использование таблиц, схем и т.д.),

практические,

метод проблемного обучения,  

методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций),

методы контроля и самоконтроля.

Основные формы работы:

рисование с натуры (рисунок, живопись);

рисование на темы и иллюстрирование (композиция);

декоративная работа;

лепка;

аппликация с элементами дизайна;

беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

Здоровьесберегающий компонент. На уроках изобразительного искусства используются:

ф из минутки,

гимнастика для глаз,   беседы по ТБ:

«Организация рабочего места»;

«Техника безопасности при работе с красками»;

«Техника безопасности при работе с клеем»;

«Техника безопасности при работе с пластилином».

Материально-техническое обеспечение

1 Книго-печатная прдукция

1Федеральный государственный образовательный стандарт

2 Рабочая программа по изобразительному искусству. Москва, Просвещение, 2011

3 Учебники по изобразительному искусству

4 Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4 кл. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007.

5.  И. В. Федотова. Изобразительное искусство 2 класс: поурочные планы по учебнику JI. А. Неменской «Искусство и ты». - Волгоград: Учитель, 2008

6. Учебно-наглядные пособия. Таблицы, методический фонд

Натюрмортами фонд: предметы для натурной постановки (кувшины, вазы и др.)

Муляжи фруктов и овощей

Набор гипсовых тел

7Методические таблицы по различным темам

Рисование человека

Деревья, листья, цветы

Материалы по народным промыслам (Гжель, Жостово, Полховский Майдан и др.)

Перспектива

Светотень

Декоративная работа

Народной искусство

Рисование птиц и животных

Народный костюм России

Искусство Древней Греции

Графика

Искусство Древнего Египта

Репродукции с картин русских и зарубежных художников

Образцы детских работ по различным темам как примеры выполнения творческих заданий.

Образцы произведений народных промыслов.

8. Печатные пособия

1 Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.

9. Информационно-коммуникативные средства

Электронные библиотеки по искусству.

10.Технические средства обучения

Музыкальный центр

Мультимедийный компьютер

Мультимедийный проектор

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления.

Экран навесной

11. Учебно-практическое оборудование

Краски акварельные

Краски гуашевые

Бумага А3,  А4

Бумага цветная

Фломастеры

Восковые мелки

Кисти

Емкость для воды

Стеки

Пластилин

Клей

Ножницы

Рамы для оформления работ

12 Модели и натурный фонд

Муляжи фруктов

Муляжи овощей

Гербарий

Изделия декоративно-прикладного искусства

Гипсовые геометрические тела

Керамические изделия, вазы

Предметы быта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Программа разработана на основе государственной  образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...

Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского

Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....

Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)

Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...

Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...

Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...


 

Комментарии

Батурина Елена Алексеевна

представлена рабочая программа в соответствии с требованиями ФГОС