Рабочая программ по ИЗО
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 59
Приморского района Санкт-Петербурга
«Согласовано» «Утверждаю»
Протокол МО № _____ от ________ Директор школы Т.А. Морозова
Рабочая программа учителя начальной школы
Калининой
Нины Васильевны
(высшая квалификационная категория, педагогический стаж- 23 года)
по учебному курсу «Изобразительное искусство»
3 класс ( V вид )
Базовый уровень
2011-2012 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по изобразительному искусству для учащихся с ограниченными возможностями здоровья V вида составлена в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений Министерства общего и профессионального образования РФ
Автор – В.С. Кузин (Москва, «Просвещение», 2009 год)
В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплект:
1. В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. Учебник «Изобразительное искусство». 3 класс. Москва, «Дрофа», 2009 год;
2. Е.В. Алексеева. Поурочные планы по учебнику В.С. Кузина, Э.И. Кубышкиной «ИЗО в начальной школе». 3 класс.
Волгоград, «Корифей», 2006 год.
По учебному плану 1 час в неделю.
Всего за год 33 часа.
Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить целостные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.
Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный информационный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
На ознакомление с произведениями изобразительного искусства в 3 классе отводится 10 минут от урока.
Цели обучения:
- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
- овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе; своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Обязательный минимум содержания образования (прямой шрифт) - это тот уровень, который должны взять абсолютно все дети, и это является основой для их перевода в последующую ступень обучения. Материал программного уровня направлен в первую очередь на расширение общего кругозора учащихся.
2
Формы, методы, технологии обучения изобразительному искусству используемые в 3 классе:
- проблемное обучение;
- групповая работа;
- информационные технологии;
- индивидуальное обучение;
- дифференцированный подход;
Таблица тематического распределения количества часов на 3 класс
№ п/п Разделы, темы | Количество часов | |
1. | Рисование с натуры (рисунок, живопись) | 10 |
2. | Рисование на темы | 8 |
3. | Декоративная работа | 7 |
4. | Лепка | 3 |
5. | Аппликация | 2 |
6. | Беседы об ИЗО и красоте вокруг нас | 4 |
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального образования по курсу «Изобразительное искусство. 3 класс»:
Образовательные задачи:
- Продолжать формировать графические умения и навыки в изображении симметричной формы карандашом, акварельными красками.
- Формировать умение сравнивать свои рисунки с натурой с целью передачи пропорций, характерных особенностей формы.
- Формировать навыки рисования цветов, листов, ягод.
- Формировать навыки декоративной росписи, согласуя ее с формой окрашиваемой вещи.
- Формировать умение выделять главное в рисунке (размером, расположением, цветом).
- Формировать умение выбирать размер и расположение рисунка в зависимости от замысла.
- Формировать умение сравнивать свой рисунок с натуры и исправлять замеченные ошибки.
- Дать сведения о ритме и композиции декоративных элементов в круге.
- Углубить и совершенствовать графические и живописные умения и навыки.
- Закреплять умения сравнивать свой рисунок с натурой и исправлять замеченные ошибки.
- Формировать умения выделять наиболее интересное, подчеркивать размером, цветом главное в рисунке.
- Формировать умение выбирать формат рисунка в зависимости от замысла.
Наряду с общеоб разовательными ставятся следующие основные коррекционно- развивающие задачи:
- Развивать наблюдательность, художественный вкус, творческое воображение, фантазию.
- Корректировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение.
- Развивать мелкую мускулатуру рук, глазомер, активный словарь учащихся, кругозор.
Наряду с общеоб разовательными и коррекционно- развивающими ставятся следующие воспитательные задачи:
- Воспитывать уважение к труду людей, к их творчеству, прививать и поддерживать интерес к изобразительному искусству.
- Воспитывать чувства товарищества и коллективизма, культуру общения, эстетический вкус.
- Воспитывать усидчивость, терпение, работоспособность, усердие, трудолюбие, аккуратность при выполнении работ.
3
Характеристика класса на начало учебного года (на основе стартовой диагностики; собеседования и анкетирования родителей)
В классе 19 учащихся. Из них 6 девочек и 13 мальчиков. У 7 учащихся полные семьи, у 6 - неполные семьи – детей воспитывают мамы; 1 ребенок из многодетной семьи, у 2 детей - потеря кормильца, у двоих - материи – одиночки, двое –воспитанники детского дома №6.
Большинство детей не имеют хронических заболеваний. У 1 ребенка инвалидность. Так как класс речевой, все дети наблюдается у логопеда.
Класс успешно завершил программу 2 класса. Уровень подготовки учащихся позволяет начать освоение курса изобразительное искусство 3 класс и не требует корректировки в содержании. Однако необходимо отметить, что особое внимание при планировании следует уделять развитию навыков коммуникации, мелкой моторике рук, развитию речи, воображения, кругозора, наблюдательности, обогащению словаря, развитию познавательных процессов, выработке самостоятельной ориентации, как наиболее проблемным для класса.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной общеобразовательной программы 3 класса.
Учащиеся должны знать/понимать:
- основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
- известные центры народных художественных ремесел России;
- основные цвета спектра в пределах акварельных красок;
- особенности работы акварельными и гуашевыми красками;
Учащиеся должны уметь:
- выражать свое отношение к рассматриваемому произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно, какие чувства вызывает);
- чувствовать и объяснять гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество форм, очертаний;
- сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;
- правильно определять, харатеризовать и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;
- выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом главное в рисунке;
- соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);
- чувствовать и определять холодные и теплые цвета;
- выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира;
- использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике и круге;
- творчески применять простейшие приемы народной росписи: цветовые круги и овалы, обработанные темными и белыми штрихами, дужками, точками в изображении декоративных цветов и листьев; своеобразие приемов в изображении декоративных ягод и трав;
- называть и использовать силуэт и светлотный контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции;
- расписывать готовые изделия согласно эскизу;
- описывать и применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке, изготовлении игрушек на уроках труда.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- самостоятельной творческой деятельности;
- обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства
4
I триместр (11 часов)
№ урока | дата | Тема урока | Характеристика деятельности учащихся |
1 АЗ | 06.09 | Вступительная организационная беседа: «Инструменты и материалы для работы художника. Техника безопасности на уроках ИЗО». Тематическое рисование «Вот и лето прошло». | Использовать художественные инструменты и материалы на уроках ИЗО, применяя технику безопасности. Находить, рассматривать красоту в обыкновенных явлениях природы и рассказывать об увиденном с помощью изобразительных средств. |
2 АЗ | 13.09 | Рисование с натуры осенней ветки дерева в акварели. | Видеть и изображать неожиданную красоту в деталях природы, любоваться красотой природы. |
3 АЗ | 20.09 | Растительный узор в полосе. | Создавать, изображать на плоскости заданный растительный узор на основе выбранных форм (ягоды, листья). |
4 АЗ | 27.09 | Рисование с натуры аквариума (параллелепипеда, куба). | Наблюдать и анализировать формы аквариумов, их конструк- цию, пропорции, изображать с помощью графических средств. |
5 АЗ | 04.10 | Золотая осень. Пора листопада. | Сравнивать и изображать различные листья на основе выявления их геометрических форм. |
6 АЗ | 11.10 | Рисование геометрического узора в полосе. | Создавать, изображать на плоскости заданный узор в полосе на основе выбранной геометрической формы. |
7 ИД | 18.10 | Беседа: «Декоративно- прикладное искусство». | Анализировать произведения декоративно-прикладного искусства. Воспринимать и обсуждать работы, находить в предметах, созданных человеком. |
8 АЗ | 25.10 | Рисование с натуры деревьев. | Разглядывать с натуры деревья, созданные природой, интерпретировать их в собственных изображениях. |
9 АЗ | 15.11 | Рисование сельского пейзажа и сельского дома. | Находить выразительные, образные объемы в сельском пейзаже, анализировать, из каких основных частей состоит дом, изображать их. |
10 ИД | 22.11 | Беседа: «Виды ИЗО и архитектуры. Основные жанры ИЗО: пейзаж, портрет, натюрморт, бытовой жанр». | Анализировать произведения художников в основных жанрах ИЗО: пейзаж, портрет, натюрморт, бытовой жанр. Восприни -мать и обсуждать работы, выделять в них знакомые средства выражения, определять задачи, которые решал автор в работе. |
11 АЗ | 29.11 | Рисование интерьера своей комнаты. | Изображать интерьер своей комнаты. |
5
II триместр (12 часов)
№ урока | дата | Тема урока | Характеристика деятельности учащихся | ||
1 АЗ | 06.12 | Работа по карточкам: срисовывание с изображения на карточке (или с макета) и скворечника или русского сельского дома. | Наблюдать постройки в природе (птичьи гнезда, скворечники), анализировать их форму, конструкцию, пропорции, изображать. | ||
2 АЗ | 13.12 | Растительный узор в круге с элементами хохломской росписи: кудрины, ягоды. | Находить растительные узоры с элементами хохломской росписи: кудрины, ягоды в предметах, созданных человеком. Придумывать свой орнамент | ||
3 АЗ | 20.12 | Аппликация из цветной бумаги «Ослик и цыплёнок». | Сочинять и рассказывать при помощи аппликации из цветной бумаги маленькие сюжетные истории. | ||
4-5 АЗ | 27;10 | Расскажи свою любимую сказку (рисунок - иллюстрация). | Сочинять и рассказывать с помощью линейных изображений сюжет из своей любимой сказки. Изображать сказочных героев | ||
6 АЗ | 17.01 | Рисунок с натуры геометрического тела вращения: шар, (мяч). | Рассматривать, сравнивать и изображать реальные формы геометрического тела вращения (мяча). | ||
7 ИД | 24.01 | Беседа: «Исторический и батальный жанры. Любовь к Родине». | Анализировать произведения художников в ИЗО в историческом и батальном жанрах. Воспринимать и обсуждать выставку работ, выделять в них знакомые средства выражения, отношение к Родине, определять задачи, которые решал автор в своей работе. | ||
8 АЗ | 31.01 | Рисование элементов хохломской росписи на шаблонах посуды. Растительный узор. Понятие фоновой росписи. | Придумывать свой орнамент хохломской росписи на шаблонах посуды, используя фоновую роспись. | ||
9 АЗ | 07.02 | Городской пейзаж. | Анализировать архитектуру городских домов с точки зрения их строения, изображать городской пейзаж. | ||
10 АЗ | 14.02 | Рисование с натуры группы овощей (перец, огурцы, др) | Изображать в объеме овощи. | ||
11 АЗ | 21.02 | Лепка с натуры овощей различной формы. | Лепить в объеме с натуры овощи различной формы. | ||
12 ИД | 28.02 | Беседа: «Анималистический жанр в ИЗО». | Анализировать произведения художников в ИЗО в анималистическом жанре. Воспринимать и обсуждать выставку работ, выделять в них знакомые средства выражения, определять задачи, которые решал автор в своей работе, настроение. |
6
III триместр (10 часов)
№ урока | дата | Тема урока | Характеристика деятельности учащихся |
1 АЗ | 06.03 | Рисование с натуры яблок на фоне бело- голубой ткани «Яблоки на снегу…» | Изображать в объеме с натуры фрукты (яблоки). |
2 АЗ | 13.03 | Лепка с натуры фруктов различной формы. | Лепить в объеме с натуры фрукты различной формы. |
3 АЗ | 20.03 | Рисование симметричного растительного узора. Городецкие букеты. Понятие бесфоновой росписи. | Находить растительные узоры: городецкие букеты в предметах, созданных человеком. Придумывать свой узор бесфоновой росписи. |
4 АЗ | 03.04 | Рисование с натуры насекомых «Бабочки летают, бабочки!» | Изображать с натуры насекомых. |
5 АЗ | 10.04 | Аппликация из ткани «Сказочный домик». | Сочинять и рассказывать при помощи цветной ткани аппликацию с изображением сказочного домика. |
6 АЗ | 17.04 | Рисование с натуры птиц «Волнистые попугайчики». | Изображать в объеме с натуры птиц. |
7 АЗ | 24.04 | Тематическое рисование. Весна пришла. | Находить и изображать выразительные, образные объемы в природе (облака, камни, коряги, плоды и т. д.), эстетически оценивать украшения в природе, высказывать своё настроение. |
8 АЗ | 08.05 | Рисование с натуры животных «Кошка, которая гуляет сама по себе». | Изображать в объеме с натуры зверей. |
9 АЗ | 15.05 | Лепка из пластилина (теста) и роспись дымковских коней. «Сказ о дымковском чуде». | Сочинять и рассказывать с помощью пластилина и гуаши маленькие сюжеты о дымковском чуде. |
10 АЗ | 22.05 | Рисование с натуры цветов. | Изображать в объеме с натуры цветы. |
7
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Комментарии
Рабочая программа по ИЗО 3 класс
Рабочая программа, автор Кузьмин