Урок ИЗО в 1 классе
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме
Урок ИЗО в 1 классе. Знакомство учащихся с хохломской росписью и приемами её выполнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_izo.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок изобразительного искусства в 1 классе
Тема урока:
«Узоры, которые создали люди. Чудесный рисунок волшебной травы».
Цель - познакомить с народными промыслами русского народа.
Задачи урока:
- Познакомить учащихся с понятиями «народное искусство», «декоративно-прикладное искусство», «народные художественные промыслы».
- Ознакомить учащихся с хохломской росписью и приемами её выполнения.
- Формировать понятие об орнаменте, более подробно о хохломской росписи. Освоить основные виды хохломского орнамента травка, пряник, под фон, кудрина.
- Воспитывать чувство прекрасного, любви и гордости за свою страну.
Ход урока
1. Организационный момент
- Здравствуйте. Настроимся на хорошую работу и улыбнемся друг другу.
2. Сообщение темы и целей урока.
- Мы недавно познакомились с вами с изделиями их хохломы. Сегодня на уроке мы научимся украшать хохломской росписью готовые изделия и попробуем вернуться в те далекие времена, когда люди сами украшали свой дом. В конце урока, когда мы закончим работу, у нас появиться на доске целый деревенский дом, с посудой и предметами быта. Попробуем?
3. Беседа.
- Издавна человек стремился сделать свое жилище, одежду, предметы быта не только удобными и красивыми. Любой природный материал – глина, дерево – по-своему красив. Но красота его открывается не всем людям, а лишь чутким и внимательным, в руках которых эти материалы говорят на языке красоты. По всей нашей стране живут художники-умельцы. Места, где живут и работают художники, называются центрами народных промыслов.
- Ребята! Перед вами изделия одного из видов народных промыслов. Я думаю, что на перемене вы уже успели рассмотреть эти образцы, поэтому сейчас без труда сможете мне сказать: по какому материалу выполнена эта роспись? (По дереву)
- Да, ребята, вы правы. Все предметы, украшенные этой росписью, сделаны из дерева. А какие это предметы? (Посуда, столовые приборы, детская мебель)
Может быть, кто-то из вас знает, как называется эта роспись? (Хохломская роспись)
Ученик 1.
То ли солнцем облита, то ль сверкает сама
Далеко знаменита золотая хохлома.
Самоцветные краски, вязь узоров тонка
Продолжение сказки, что слагалась века.
Ученик 2.
И в беде, и в ненастье красотою полна,
Добрым людям на счастье создается она.
Вместе с этой посудой входит радость в дома.
Рукотворное чудо - золотая хохлома!
Учитель. А начнем мы свой рассказ с одной интересной легенды. Давным-давно от царской немилости сбежал в керженские леса за Волгу мастеровой человек. Срубил он себе избу, смастерил из дерева лавки, стол, полки, потом дело дошло и до посуды. Опять же из дерева он вырезал себе чашки, плошки, ложки. Стали прилетать к нему птицы. Стал человек кормить их пшеном. Однажды к нему пожаловала и сама Жар-птица. Понравилось ей жить в необычной семье. Но долго задерживаться на одном месте она не могла, надо было лететь дальше. Когда она улетала, в благодарность за доброту взмахнула крылом и коснулась им посуды, которую мастер изготовил, и стала та золотой.
Никто Жар-птицу не видел, поэтому каждый хохломской мастер рисует ее по-своему. Кроме изображения птиц, мастера вырезают и посуду в виде птиц: чашки, ковши, братины. А еще любят хохломские мастера рисовать различные сказочные, фантастические цветы да ягоды: землянику, смородину, рябину, калину.
4. Повторение темы.
- Посмотрите внимательно и скажите, какими цветами выполнен узор на хохломских изделиях? (Золотым, желтым, красным, черным и зеленым)
- Какие цвета взяли народные мастера за основу?
(Черный, красный и золотой)
Я советую не брать за основу для своего изделия черный цвет, так как на нем будет плохо виден узор. Ведь хохломские изделия проходят специальную обработку, после которой все цвета на черном фоне кажутся яркими, а мы с вами такой обработки сделать не сможем, так как наши предметы сделаны не из дерева. Поэтому лучше за основу взять желтый или красный цвет. Возьмем заготовки хохломских изделий. Тонировать вы умеете, поэтому выполните эту работу самостоятельно.
Физкультминутка
- Представьте, что вы находитесь в цехе хохломской росписи, что вы мастера, которые должны проявить фантазию, воображение и придумать свой узор. Когда мастера работают, они шутят, поют песни. Мы петь не будем, мы послушаем.
5. Тонировка изделия.
Ученики самостоятельно тонируют изделия. Пока дети работают учитель ходит по классу и помогает советом тем, кому это необходимо.
6. Роспись изделия. Самостоятельная творческая работа
- На прошлых уроках мы с вами учились рисовать элементы растительного узора. Посмотрите, какие из них вы видите на хохломских изделиях?
(Осочки, травку, кустики, завитки, ягодки, гроздья...)
- Откуда народные мастера берут эти элементы узора?
(Списывают с деревьев, цветов, трав)
- Это так называемый растительный орнамент. Такими орнаментами украшают не только предметы из хохломы, но и изделия из кожи, фарфора, металла, тканей. А пока ваши изделия сохнут, послушайте сказку.
Учитель. А вот посмотрите - знакомый сюжет. Узнали вы сказку? Узнали иль нет? Вам мамы ее рассказали когда-то. Сейчас эту сказку напомнят ребята.
Ученик. Жили-были в селе Хохлома дед да баба. В старину это село было большим торговым центром, откуда во все края России развозили расписную посуду. А у деда с бабой не было такой посуды, зато была курочка Ряба, которая несла золотые яйца. Дед и баба брали кисточки и расписывали эти яйца яркими и красочными узорами. Были они мастерами-волшебниками, и потому в их руках рисунки оживали и могли заговорить на своем особом языке - языке красоты. Радовались этому чуду дед и баба и часто вечерами, отдыхая, слушали задушевный голос русской балалайки. Вот так они и жили-поживали, горя не знавали. Но однажды завелась у них мышка, и стала она каждую ночь портить их удивительные творения. Заплакали дед и баба. Что делать?! А курочка кудкудахчет: «Не плачь, дед, не плачь, баба! Я снесу вам другие яички - лучше прежних. Будет у вас любимое занятие. А мышке подложим простые - они ей больше по вкусу придутся». Так и сделали. И все остались довольны.
Тут и сказке конец. А кто слушал - молодец!
- Как называют хохломскую роспись?
(Золотая, теплая, огненная, яркая...)
- Почему? (От нее как будто веет теплом)
- Мастера расписывают изделия красками теплых тонов. Какой тип орнамента применяют хохломские мастера? (Растительный)
Ученик.
Простые по форме, а радуют взор.
Богат и наряден чудесный узор.
По золоту фона затейливой змейкой
Орнамент здесь вьется - попробуй сумей-ка!
Ученик.
А где-то кудрины по черному полю
Мерцают, как звезды в небесном узоре.
Еще характерен для всей хохломы
Чудесный рисунок волшебной травы.
- Что является основой растительного хохломского узора?
(Извивающийся стебель, см. рис. 1).
- Правильно. Народные мастера называют его «криуль». Значит, весь узор вы будете составлять вокруг этого стебля. На нем располагаются главные элементы узора - ягоды. Затем рисуем листики. После выполнения ягод и листиков по обе стороны криуля мастер располагает осочки и завитки, травики, усики и капельки. Красный, черный и золотой цвета придают росписи торжественное и праздничное звучание.
По ходу рассказа учитель знакомит детей с этапами выполнения работы.
Физкультминутка
А теперь - внимание! Сейчас у нас с вами очень важный этап работы: вы будете расписывать предметы. Этим узором вы должны украсить изделие. Только сперва вспомним, как нужно правильно держать кисточку.
Кисточку держат под прямым углом к расписываемому предмету, зажав ее тремя пальцами.
- Приступайте к работе.
Звучит музыка. Дети работают самостоятельно. При необходимости учитель помогает ученикам; испытывающим затруднения.
7. Итог работы .
- Молодцы! Закончили свою работу. Вспомним еще раз, с каким народным промыслом вы сегодня работали? (С хохломской росписью)
- Какой тип орнамента применяют мастера? Как называется изгибающийся стебель, вокруг которого рисуют элементы узора? (Криуль)
А теперь давайте рассмотрим, что же у вас получилось.
Изделия прикрепляют на доску. Дети анализируют работы, выбирают наиболее удачные. Учитель не забывает отметить что-то хорошее и в слабых работах.
- Молодцы, ребята! По работам видно, что все вы очень старались. Поэтому сегодня я присваиваю вам звание лучших мастеров.
- Урок окончен. Всем спасибо! Оцените свою работу. Не забудьте убрать свое рабочее место.
Домашнее задание
Первый уровень сложности: рассказать, как называются основные элементы хохломских узоров,
Второй уровень сложности: подобрать пословицы и поговорки, прославляющие труд людей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики 1 класс. Тема "Литр". Тип урока - урок- проблема
данный урок составлен с помощью технологии деятельностного метода с элементами проблемного обучения. Урок 84. Математика. 1 класс.Тема: Литр.Тип урока: урок – проблема.Структура:1....
Презентация к разработке урока по математике 1 класс Конспект урока по математике1 класс по программе "Школа 2100", авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым.
Презентация к уроку по математике 1 класс по программе "Школа 2100" , авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым....
План-конспект открытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013г Урок № 7 2 класс Тема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Грига».Учитель музыки Зайцева Т.Г.Межгорье Башкирия
План-конспектоткрытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013гУрок № 72 классТема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Г...
Урок математики 2 класс, урок русского языка 2 класс.
Урок математики по теме :"Четные и нечетные числа", " Выражения со скобками"Русския язык " Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН.".....
Реализация исследовательского подхода на уроках окружающего мира в начальных классах 9(на примере урока "Насекомые" 1 класс. УМК "Школа России)
На примере урока "Насекомые" 1 класс. УМК "Школа России показан прием реализации исследовательского подхода....
Интегрированный урок с презентацией по русскому языку и литературному чтению во 2 классе.Тема: Пословицы и поговорки"Закрепление изученного в 1 классе.Составила урок учитель начальных классов МОУ сош №9 г.Надыма Кульбашева Ольга Николаевна.
Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению рекомендуется проводить во 2 классе в начале учебного года.Цель урока: формирование ключевых компетенций у учащихся.На уроке закрепляются ...
Проектная работа. Современный урок русского языка. Тема урока: Правописание парных согласных в корне слова. "Во саду ли, в огороде..." Тип урока: Урок - исследование. 2 класс.
Современный урок русского языка. 2 класс....