программа изостудии "Махаон"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме
Программа по кружку изобразительного искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 255.5 КБ |
![]() | 167.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата | Название темы | Содержание занятия | Количество часов | Средства обучения | Используемая литература |
Теория | Прак-тика |
1 02.11 | ВВЕДЕНИЕ. Инструктаж по технике безопасности | Знакомство детей с целями и задачами кружка, правилами поведения на занятиях, с инструментами и материалами, которые пригодятся для выполнения творческих работ. Инструктаж по технике безопасности. | 2 | - |
2 03.11 | Все о красках, кисточках и бумаге. Как рисовать акварелью | Знакомство детей с инструментами и материалами, нужными для работы. Знакомство детей с разными способами работы с акварельными красками. Задание: использование всех приемов на практике. Материалы: акварель, кисти, бумага, губка | - | 2 | Образцы работ | «Мои первые уроки рисования. Акварель»У.Людвиг-Кайзер |
3 09.11 | ЖИВОПИСЬ. Основные и составные цвета. Упражнение «Радуга» | Знакомство детей с основными цветами, как их смешивать, чтобы получить составные. Понятие «цветовая гармония». Определение дополнительных цветов. Задание: тренировочное упражнение «Радуга». Материалы: акварель, кисти, бумага. | 2 | - | Таблица «Цветовой круг» | «Полное руководство по рисованию» |
4 10.11 | Теплые и холодные цвета. Рисунок ограниченной палитрой. | Знакомство с теплыми и холодными цветами. Задание: выполнение рисунка ограниченной палитрой. Материалы: акварельные краски, кисти, бумага. | - | 2 | «Школа рисования» А.В.Рахманов |
5 16.11 | Форма предметов. Композиция. Перспектива | Основные формы рисования: круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник. Знакомство с понятиями «композиция», «перспектива», «горизонт», «точка схода». | 2 | - | таблицы | «Школа рисования» А.В.Рахманов |
6 17.11 | Объем предметов, светотень, тоновые переходы. Рисунок снеговика. | Знакомство с понятиями «светотень», «собственная и падающая тень», «полутень», «тоновые переходы», «блик». Задание: рисунок снеговика. Материалы: акварель, кисти, бумага | 2 | - | Таблицы, образцы работ | «Школа рисования» А.В.Рахманов |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
7 23.11 | Свет и тень. Рисуем мухоморы. | Закрепление понятий «света» и «тени». Задание: выполнение рисунка мухоморов сначала в карандаше, затем в акварели с изображением фона. Материалы: акварель, гуашь, кисти, бумага | - | 2 | Таблицы, образцы работ | «Мои первые уроки рисования. Акварель»У.Людвиг-Кайзер |
8 24.11 | Изображение листьев (дуб, клен) | Определение форм листьев, особенностей построения, линия симметрии. Работа в акварели или гуаши. Задание: выполнение обучающих рисунков листьев дуба и клена. Материалы: акварель, гуашь, кисти, бумага, карандаш | - | 2 | Таблицы, образцы работ | «Учимся рисовать растения» Г.П. Шалаева |
9 30.11 | Изображение ветки с листьями (береза) | Выявление формы листьев. Обратить внимание на то, что одни листья могут закрывать другие. При раскрашивании менять цвет у листьев в зависимости от освещения. Задание: выполнение рисунка ветки березы. Материалы: карандаш, акварель, гуашь, кисти, бумага | - | 2 | Таблицы, образцы работ | «Учимся рисовать растения» Г.П. Шалаева |
10 01.12 | Выполнение рисунков деревьев (береза, дуб, ель, кустарник) | Сравнивание форм деревьев. Поэтапное выполнение работы. Прорисовывание листьев на деревьях кончиком тонкой или широкой кисти. Задание: Изображение рисунков березы, дуба, ели, кустарника. Материалы: карандаш, акварель, гуашь, кисти, бумага | - | 2 | Таблицы, образцы работ | «Учимся рисовать растения» Г.П. Шалаева «Рисуем карандашом» В.П. Пенова |
11 07.12 | Изображение различных фруктов (яблоко, апельсин, груша) | Выявление форм предметов. Поэтапная работа в карандаше, затем в красках. Изображение на рисунках света и тени. Задание: выполнение рисунков апельсина, яблока, груши. Материалы: карандаш, акварель, гуашь, кисти, бумага | - | 2 | Таблицы, образцы работ | «Учимся рисовать растения» Г.П. Шалаева «Школа рисования» А.В.Рахманов |
12 08.12 | Учимся рисовать цветы (ромашка, одуванчик, роза) | Выяснение строения цветка. Поэтапное прорисовывание частей растения. Задание: выполнение рисунков ромашки, одуванчика, розы. Материалы: карандаш, акварель, кисти. | - | 2 | Таблицы, образцы работ Фотографии цветов | «Школа рисования» А.В.Рахманов |
13 14.12 | Учимся рисовать цветы (подсолнух, тюльпан, наперстянка) | Поэтапное изображение рисунка подсолнуха сначала в карандаше, затем в красках с оформлением фона. Задание: рисунки тюльпана и наперстянки. Материалы: карандаш, гуашь, кисти | - | 2 | Таблицы, образцы работ Фотографии цветов | «Мои первые уроки рисования. Акварель»У.Людвиг-Кайзер |
14 15.12 | Рисуем цветочную клумбу | Выполнение наброска карандашом (забор, цветы). Работа в красках: изображение неба, зелени луга. После высыхания краски прорисовываются в цвете листва и цветки. Задание: изображение цветочной клумбы. Материалы: карандаш, акварель, гуашь, кисти, бумага | - | 2 | Таблицы, образцы работ Фотографии цветов | «Мои первые уроки рисования. Акварель»У.Людвиг-Кайзер |
15 21.12 | ЖАНРЫ ЖИВОПИСИ. Жанры живописи. Анималистический и исторический жанры | Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Знакомство с различными жанрами живописи. Раскрытие отличительных особенностей каждого жанра. Зрительный ряд: репродукции И.И. Шишкина, В.И. Сурикова. | 2 | - | Репродукции картин, слайды | О.Д. Ушакова «Великие художники» Энциклопедия юного художника |
16 22.12 | О чем рассказывают картины | Знакомство с произведениями русских художников. Беседа по картинам В.Г. Перова и В.М. Васнецова. Зрительный ряд: репродукции В.Г. Перова и В. М. Васнецова | 2 | - | Репродукции картин | О.Д. Ушакова «Великие художники» |
17 28.12 | Третьяковская галерея | Просмотр фильма «Третьяковская галерея». Знакомство с творчеством русских художников. Обсуждение фильма. Беседа о понравившихся картинах. | 2 | - | Диск с фильмом |
18 29.12 | Конкурс – состязание на лучшего знатока живописи | Обобщающее занятие по теме «Жанры живописи». Мероприятие проходит в виде игры-викторины на лучшего знатока жанров, произведений русских художников. | - | 2 | Репродукции картин, слайды |
19 11.01 | НАТЮРМОРТ. Изображение предметного мира – натюрморт. | Знакомство с понятием «натюрморт». Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение настроения в натюрморте. Роль цвета. Задание: изображение натюрморта (по представлению) с выражением настроения. | 2 | - | Репродукции картин, слайды | «Школа рисования» А.В.Рахманов |
20 12.01 | Изображение натюрморта «Букет сирени» | Поэтапная работа над натюрмортом. Задание: изображение букета сирени в вазе. Материалы: карандаш, акварель, гуашь, кисти, бумага | - | 2 | Образцы работ, таблицы | «Мои первые уроки рисования. Акварель»У.Людвиг-Кайзер |
21 18.01 | Изображение натюрморта «Кувшин и фрукты» | Использование осевой линии при построении кувшина. Поэтапная работа в цвете. Задание: выполнение рисунка кувшина и фруктов. Материалы: карандаш, акварель, гуашь, кисти, бумага | - | 2 | Образцы работ, таблицы | «Школа рисования» А.В.Рахманов |
22 19.01 | Изображение натюрморта «Куб, конус» | Поэтапная работа над рисунком. Штриховка в карандаше. Задание: Выполнение натюрморта «Куб, конус». Материалы: графические карандаши, бумага | - | 2 | Образцы работ, таблицы |
23 25.01 | ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО Дымковская и филимоновская игрушка | Знакомство с декоративно-прикладным искусством. Особенности пластической формы, цветового строя и элементов росписи глиняных игрушек (филимоновская и дымковская). Задание: выполнение эскизов игрушек. Материалы: карандаш, акварель, кисти, бумага | 2 | - | Иллюстрации, игрушки | И.А. Лыкова «Филимоновская игрушка» |
24 26.01 | Дымковская и филимоновская игрушка | Использование приемов вытягивания. Задание: лепка игрушек по собственному эскизу. Материалы: глина, стеки. | - | 2 | Иллюстрации, игрушки | И.А. Лыкова «Филимоновская игрушка» |
25 01.02 | Дымковская и филимоновская игрушка | Выбор орнамента. Задание: выбеливание полученных моделей игрушек, роспись и украшение игрушек. Материалы: краска для грунтовки, гуашь, клей ПВА, кисти | - | 2 | Образцы работ, таблицы | И.А. Лыкова «Филимоновская игрушка» |
26 02.02 | «Золотая хохлома» натюрморт | Знакомство с хохломской росписью. Рассказ «Золотая хохлома». Задание: декоративное рисование по мотивам хохломской росписи – на полосе, круге. Материалы: карандаш, гуашь, бумага | - | 2 | Образцы работ, таблицы, набор открыток | И.А. Лыкова «Золотая хохлома» |
27 08.02 | Объемные изображения в скульптуре. Поделки из пластилина | Знакомство детей с основными приемами лепки из пластилина предложенных животных, а также среды их обитания. Задание: лепка животных и птиц. Материалы: пластилин, стеки | - | 2 | Образцы работ, таблицы | «Пластилиновые фигурки животных» |
28 09.02 | Объемные изображения в скульптуре. Поделки из пластилина | Продолжение. Задание: лепка животных и птиц. Материалы: пластилин, стеки | - | 2 | Образцы работ, таблицы | «Пластилиновые фигурки животных |
29 15.02 | Поделки из природного материала. Панно из соломки. Инструктаж по технике безопасности | Знакомство с приемами подготовки соломки для работы. Подготовка деталей для поделки. Задание: изготовление панно. Материалы: соломка, клей, ножницы, картон | - | 2 | Образцы работ, таблицы | Т.Геронимус «Я все умею делать сам» |
30 16.02 | Продолжение. Поделки из природного материала. Аппликация «Бабочка» | Подготовка деталей для поделки. Задание: изготовление аппликации. Материалы: соломка, клей, ножницы, картон | - | 2 | Образцы работ, таблицы | Т.Геронимус «Я все умею делать сам» |
31 22.02 | ПЕЙЗАЖ Изображение пространства. Правила линейной и воздушной перспективы. | Изучение правил линейной и воздушной перспективы. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Уменьшение удаленных предметов – перспективные сокращения. Задание: рисунок уходящей вдаль аллеи. Материалы: карандаш, бумага, линейка | 2 | - | таблицы | «Рисуем карандашом» В.П. Пенова |
32 29.02 | Пейзаж – большой мир. Русские пейзажисты (В.Д. Поленов, И.И. Левитан, И.Н. Крамской) | Знакомство с творчеством русских художников. Зрительный ряд: репродукции В.Д. Поленова, И.И. Левитана, А.К. Саврасова. Задание: просмотр слайдов. | 2 | - | Слайды, репродукции картин | О.Д. Ушакова «Великие художники» Энциклопедия юного художника |
33 01.03 | Пейзаж. Обучающие упражнения в прорисовывании отдельных частей пейзажа (небо, деревья) | Задание: тренировочные упражнения в прорисовывании неба (летнее, зимнее, облачное), деревьев разными способами. Материалы: акварель, гуашь, кисти, губка, бумага. | - | 2 | Образцы работ, таблицы | «Мои первые уроки рисования. Акварель»У.Людвиг-Кайзер |
34 07.03 | Рисуем пейзаж «Цветущая вишня» | Выполнение эскиза: линия горизонта, рисунок дерева. Изображение неба, травы на лугу, ветвей дерева, цветков. Работа над светом и тенью. Задание: изображение пейзажа «Цветущая вишня». Материалы: карандаш, акварель, гуашь, кисти, бумага | - | 2 | Образцы работ, таблицы | «Мои первые уроки рисования. Акварель»У.Людвиг-Кайзер |
35 14.03 | И.К. Айвазовский – русский живописец, крупнейший мастер морского пейзажа | Знакомство с творчеством русского художника И.К. Айвазовского, крупнейшим мастером морского пейзажа. Задание: просмотр слайдов, репродукций картин этого художника. | 2 | - | Слайды, репродукции картин | О.Д. Ушакова «Великие художники» |
36 15.03 | Изображение поверхности воды (гладкая поверхность, волны) | Обучающие упражнения в изображении моря. Задание: выполнение серий рисунков моря в разное время суток и при разных погодных условиях. Материалы: акварель, гуашь, кисти, бумага | - | 2 | Образцы работ, таблицы | «Мои первые уроки рисования. Акварель»У.Людвиг-Кайзер |
37 21.03 | Рисуем пейзаж с холмами | Выполнение эскиза. Изображение света, тени среди холмов. Работа над изображением песка и моря. Задание: изображение пейзажа с холмами. Материалы: акварель, гуашь, кисти, бумага | - | 2 | Образцы работ, таблицы | «Мои первые уроки рисования. Акварель»У.Людвиг-Кайзер |
38 22.03 | Рисуем корабли | Выполнение эскиза, работа в красках, прорисовывание теней. Задание: изображение кораблей в разном положении. Материалы: карандаш, акварель, гуашь, кисти, бумага | - | 2 | Образцы работ, таблицы | «Мои первые уроки рисования. Акварель»У.Людвиг-Кайзер |
39 28.03 | Изображение морского пейзажа «Корабли на море» | Линия горизонта. Изображение в карандаше кораблей. Построение композиции. Работа в красках сначала над небом и морем, затем с кораблями. Изображение тени над парусами. Задание: изображение морского пейзажа. Материалы: карандаш, акварель, кисти, бумага | - | 2 | Образцы работ, таблицы | «Мои первые уроки рисования. Акварель»У.Людвиг-Кайзер |
40 29.03 | Рисуем кирпичный дом | Поэтапный рисунок дома. Составление композиции. Приемы изображения кирпичей для дома. Задание: изображение пейзажа с изображением кирпичного дома. Материалы: карандаш, акварель, гуашь, кисти, бумага | - | 2 | Образцы работ, таблицы | «Мои первые уроки рисования. Акварель»У.Людвиг-Кайзер |
41 04.04 | Рисуем сельский пейзаж | Поэтапная работа над построением композиции. Изображение деревьев, света, тени. Задание: изображение пейзажа с сельским домом. Материалы: карандаш, акварель, гуашь, кисти, бумага | - | 2 | Образцы работ, таблицы | «Мои первые уроки рисования. Акварель»У.Людвиг-Кайзер |
42 05.04 | Рисуем дом в горах | Построение композиции. Поэтапная работа над рисунком. Изображение дома, гор и деревьев. Нанесение краски одну поверх другой. Задание: изображение пейзажа с домом в горах. Материалы: карандаш, акварель, гуашь, кисти, бумага | - | 2 | Образцы работ, таблицы | «Мои первые уроки рисования. Акварель»У.Людвиг-Кайзер |
43 11.04 | ЗАРИСОВКИ ЖИВОТНЫХ Зарисовки насекомых (стрекоза, бабочка) | Поэтапная работа над рисунком. Понятие «линия симметрия». Работа над цветом и тенями. Задание: Изображение бабочки и стрекозы. Материалы: карандаш, акварель | - | 2 | Образцы работ, таблицы | «Школа рисования» А.В.Рахманов |
44 12.04 | Выполнение рисунков рыб (золотая рыбка, акула, другие морские жители) | Продолжение зарисовок животных. Работа в карандаше, далее в цвете. Задание: изображение морских жителей (рыбы, медузы, осьминог). Материалы: карандаш, акварель, гуашь, кисти, бумага | - | 2 | Образцы работ, таблицы | «Школа рисования» А.В.Рахманов |
45 18.04 | Изображение морского дна | Использование навыков предыдущего занятия в рисовании жителей моря. Изображение воды, водорослей. Задание: Выполнение рисунка морского дна. Материалы: карандаш, акварель, гуашь, кисти, бумага | - | 2 | Образцы работ, таблицы |
46 19.04 | Рисуем дельфинов | Поэтапная работа над рисунком дельфинов. Построение композиции. Изображение воды. Задание: изображение пейзажа с дельфинами. Материалы: карандаш, акварель, гуашь, кисти | - | 2 | Образцы работ, таблицы | «Мои первые уроки рисования. Акварель»У.Людвиг-Кайзер |
47 25.04 | Рисуем диких экзотических животных (слон, леопард, жираф) | Выяснить, из каких форм состоят части тела животных. Поэтапное построение рисунка. Работа над цветовой гаммой. Задание: изображение диких животных (слон, леопард, жираф). Материалы: карандаш, акварель, гуашь, кисти, бумага | - | 2 | Образцы работ, таблицы | «Учимся рисовать животных» Г.П. Шалаева |
48 26.04 | Рисуем домашних животных (собака, лошадь) | Поэтапное построение рисунков. Работа над цветом. Задание: изображение домашних животных (собака, лошадь). Материалы: карандаш, акварель, гуашь, кисти, бумага | - | 2 | Образцы работ, таблицы | «Учимся рисовать животных» Г.П. Шалаева |
49 02.05 | Рисуем белочку | Выполнение эскиза. Использование овалов для построения рисунка. Изображение меха сухой краской. Работа над фоном. Задание: изображение белки. Материалы: карандаш, акварель, кисти | - | 2 | Образцы работ, таблицы | «Мои первые уроки рисования. Акварель»У.Людвиг-Кайзер |
50 03.05 | Рисуем кролика | Выполнение эскиза. Работа над фоном. Поэтапное изображение меха кролика. Задание: изображение кролика с помощью основных форм (овалы). Материалы: карандаш, акварель, кисти, бумага | - | 2 | Образцы работ, таблицы | «Мои первые уроки рисования. Акварель»У.Людвиг-Кайзер |
51 10.05 | Рисуем котенка | Выполнение эскиза. Составление фона. Задание: изображение котенка с помощью основных форм (круг, овал). Материалы: карандаш, акварель, кисти, бумага | - | 2 | Образцы работ, таблицы | «Школа рисования» А.В.Рахманов |
52 16.05 | Рисуем птиц (цыпленок, снегирь) | Изображение птиц. Прорисовывание крыльев, ножек, клюва. Работа над цветом и фоном. Задание: выполнение рисунка цыпленка, снегиря с помощью овала и круга. Материалы: карандаш, акварель, гуашь, кисти, бумага | - | 2 | Образцы работ, таблицы | «Школа рисования» А.В.Рахманов |
53 17.05 | Рисуем птиц (аист, орел, павлин) | Изображение птиц. Прорисовывание крыльев, ножек, клюва. Работа над цветом и фоном. Задание: выполнение рисунка аиста, орла, павлина с помощью основных форм. Материалы: карандаш, акварель, гуашь, кисти, бумага | - | 2 | Образцы работ, таблицы | «Школа рисования» А.В.Рахманов |
54 23.05 | Пейзаж «Птицы у зимней кормушки» | Выполнение эскиза рисунка. Линия горизонта, построение композиции. Работа над цветом и фоном. Прорисовывание птиц в разных положениях. Задание: изображение пейзажа «Птицы у зимней кормушки». Материалы: карандаш, акварель, гуашь, кисти, бумага | - | 2 | Образцы работ, таблицы | «Мои первые уроки рисования. Акварель»У.Людвиг-Кайзер |
55 24.05 | Пейзаж «В джунглях» | Выполнение эскиза. Линия горизонта, построение композиции. Работа над цветом и фоном. Прорисовывание птиц, экзотических животных, тропических деревьев. Задание: изображение пейзажа «В джунглях». Материалы: карандаш, акварель, гуашь, кисти, бумага | - | 2 | Образцы работ, таблицы |
56 25.05 | Пейзаж «В джунглях» | Продолжение работы. Задание: изображение пейзажа «В джунглях». Работа над цветом и фоном. Материалы: акварель, гуашь, кисти, бумага | - | 2 | Образцы работ, таблицы |
57 30.05 | ОБОБЩЕНИЕ. Выставка лучших работ. Конкур-викторина на лучшего знатока искусства | Проводится выставка картин детей. Анализ и обсуждение работ. Конкурс-викторина проводится в виде соревнования двух команд. | 2 | - | Работы детей |
58 31.05 | Рисунок на свободную тему | Задание: изображение рисунка на свободную тему. Материалы: акварель, гуашь, карандаш, кисти, бумага | - | 2 | Работы детей |
ВСЕГО | 26 | 90 |
ИТОГО | 116 |
Дата | Название темы | Содержание занятия | Количество часов | Средства обучения | Используемая литература |
Теория | Прак-тика |
1 03.11 | ВВЕДЕНИЕ. Инструктаж по технике безопасности | Знакомство с целями и задачами кружка, правилами поведения на занятиях, с инструментами и материалами, которые пригодятся для выполнения творческих работ. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | - |
2 10.11 | ЖИВОПИСЬ. Теплые и холодные цвета. Рисунок ограниченной палитрой. | Теплые и холодные цвета. Задание: выполнение рисунка ограниченной палитрой «Изумрудный город» Материалы: акварельные краски, кисти, бумага. | - | 1 | Таблица «Цветовой круг» | «Полное руководство по рисованию» |
3 17.11 | Форма предметов. Композиция. Перспектива. Линейный рисунок домика | Основные формы рисования: круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник. Знакомство с понятиями «композиция», «перспектива», «горизонт», «точка схода». Задание: линейный рисунок домика во фронтальной перспективе. Материалы: карандаш, бумага | - | 1 | таблицы | «Школа рисования» А.В.Рахманов |
4 24.12 | Свет и тень. Рисунок воздушных шаров | Закрепление понятий «света» и «тени». Задание: выполнение рисунка воздушных шаров сначала в карандаше, затем в акварели с изображением фона. Материалы: акварель, гуашь, кисти, бумага | - | 1 | «Мои первые уроки рисования. Акварель»У.Людвиг-Кайзер |
5 01.12 | Изображение ветки с листьями (дуб) | Выявление формы листьев. Обратить внимание на то, что одни листья могут закрывать другие. При раскрашивании менять цвет у листьев в зависимости от освещения. Задание: выполнение рисунка ветки дуба. Материалы: карандаш, акварель, гуашь, кисти, бумага | - | 1 | Таблицы, образцы работ | «Рисуем карандашом» В.П. Пенова |
6 08.12 | Выполнение рисунка фруктов (виноград) | Выявление форм предмета. Поэтапная работа в карандаше, затем в красках. Изображение на рисунках света и тени. Задание: выполнение рисунка винограда. Материалы: карандаш, акварель, гуашь, кисти, бумага | 2 | - | Таблицы, образцы работ | «Школа рисования» А.В.Рахманов |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(индивидуальные занятия)
7 15.12 | Рисуем цветочную клумбу | Работа в красках: изображение неба, зелени луга. После высыхания краски прорисовываются в цвете листва и цветки. Задание: изображение цветочной клумбы по представлению. Материалы: карандаш, акварель, гуашь, кисти, бумага | - | 1 | Таблицы, образцы работ Фотографии цветов | «Мои первые уроки рисования. Акварель»У.Людвиг-Кайзер |
8 22.12 | ЖАНРЫ ЖИВОПИСИ. О чем рассказывают картины | Знакомство с произведениями русских художников. Беседа по картинам В.Г. Перова и В.М. Васнецова. Зрительный ряд: репродукции В.Г. Перова и В. М. Васнецова | - | 1 | Репродукции картин, слайды | О.Д. Ушакова «Великие художники» |
9 29.12 | История создания Третьяковской галереи | Знакомство с созданием Третьяковской галереей. | - | 1 | Репродукции картин |
10 12.01 | НАТЮРМОРТ. Изображение предметного мира – натюрморт. | Выражение настроения в натюрморте. Роль цвета. Задание: изображение натюрморта «Кухонная утварь». Материалы: карандаш, акварель, кисти, бумага | - | 1 | Таблицы, образцы работ |
11 19.01 | Изображение натюрморта «Шар» | Использование осевой линии при построении шара. Задание: выполнение рисунка шара. Материалы: графические карандаши, бумага | - | 1 | Таблицы, образцы работ |
12 26.01 | ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Лепка дымковской игрушки | Использование приемов вытягивания. Задание: лепка игрушек по собственному эскизу. Материалы: глина, стеки. | - | 1 | Образцы работ, таблицы | И.А. Лыкова «Дымковская игрушка» |
13 02.02 | Лепка дымковской игрушки | Выбор орнамента. Задание: выбеливание полученных моделей игрушек, роспись и украшение игрушек. Материалы: краска для грунтовки, гуашь, клей ПВА, кисти | - | 1 | Образцы работ, таблицы | И.А. Лыкова «Дымковская игрушка» |
14 09.02 | Натюрморт «Золотая хохлома» | Задание: декоративное рисование по мотивам хохломской росписи – на полосе, круге. Материалы: карандаш, гуашь, бумага | - | 1 | Таблицы, образцы работ | И.А. Лыкова «Золотая хохлома» |
15 16.02 | Объемные изображения в скульптуре | Знакомство с основными приемами лепки из пластилина предложенных животных, а также среды их обитания. Задание: лепка животных и птиц. Материалы: пластилин, стеки | - | 1 | Таблицы, образцы работ | «Пластилиновые фигурки животных» |
16 01.03 | Изготовление поделок из природного материала. Аппликация из соломки «Птицы» | Знакомство с приемами подготовки соломки для работы. Подготовка деталей для поделки. Задание: изготовление панно. Материалы: соломка, клей, ножницы, картон | - | 1 | Таблицы, образцы работ | Т. Геронимус «Я все умею делать сам» |
17 15.03 | ПЕЙЗАЖ. Городской пейзаж «На стройке» | Линейная и воздушная перспектива. Линия горизонта. Задание: изображение пейзажа «На стройке». Материалы: карандаш, бумага | - | 1 | Таблицы, образцы работ | «Школа рисования» А.В.Рахманов |
18 22.03 | Городской пейзаж «На стройке» | Продолжение. Линейная и воздушная перспектива. Линия горизонта. Задание: изображение пейзажа «На стройке». Материалы: акварель, гуашь, бумага, кисти | - | 1 | Таблицы, образцы работ |
19 29.03 | Изображение пейзажа «На реке» | Линейная и воздушная перспектива. Линия горизонта. Задание: изображение пейзажа «На реке». Материалы: карандаш, бумага | - | 1 | Образцы работ, таблицы | «Мои первые уроки рисования. Акварель»У.Людвиг-Кайзер |
20 05.04 | Изображение пейзажа «На реке» | Продолжение. Линейная и воздушная перспектива. Линия горизонта. Задание: изображение пейзажа «На реке». Материалы: акварель, гуашь, бумага, кисти | - | 1 | Образцы работ, таблицы |
21 12.04 | Изображение пейзажа по представлению | Линейная и воздушная перспектива. Линия горизонта. Точка схода. Задание: изображение пейзажа по представлению. Материалы: карандаш, бумага | - | 1 | Таблицы, образцы работ | «Мои первые уроки рисования. Акварель»У.Людвиг-Кайзер |
22 19.04 | Изображение пейзажа по представлению | Продолжение. Линейная и воздушная перспектива. Линия горизонта. Задание: изображение пейзажа по представлению. Материалы: акварель, гуашь, бумага, кисти | - | 1 | Репродукции картин, слайды |
23 26.04 | ЗАРИСОВКИ ЖИВОТНЫХ Пейзаж «Бабочка» | Поэтапная работа над рисунком. Понятие «линия симметрия». Работа над цветом и тенями. Задание: изображение бабочки. Материалы: карандаш, акварель | - | 1 | Таблицы, образцы работ | «Школа рисования» А.В.Рахманов |
24 03.05 | Рисунок золотых рыбок | Поэтапная работа над рисунком. Построение композиции, выявление форм. Задание: выполнение рисунка золотых рыбок. Материалы: графические карандаши, бумага | - | 1 | Таблицы, образцы работ | «Рисуем карандашом» В.П. Пенова |
25 10.05 | Рисуем экзотических животных | Выяснить, из каких форм состоят части тела животных. Поэтапное построение рисунка. Работа над цветовой гаммой. Задание: изображение диких животных (тигр, зебра). Материалы: карандаш, акварель, гуашь, кисти, бумага | - | 1 | Таблицы, образцы работ | «Школа рисования» А.В.Рахманов |
26-27 17.05 24.05 | Рисунок «Котенок с клубками» | Выполнение эскиза. Составление фона. Задание: изображение котенка с помощью основных форм (круг, овал). Материалы: карандаш, акварель, кисти, бумага | - | 2 | Образцы работ, таблицы | «Учимся рисовать животных» Г.П. Шалаева |
28-29 25.05 31.05 | Пейзаж «В саванне» | Выполнение эскиза. Линия горизонта, построение композиции. Работа над цветом и фоном. Прорисовывание птиц, экзотических животных, тропических деревьев. Задание: изображение пейзажа «В саванне». Материалы: карандаш, акварель, гуашь, кисти, бумага | - | 2 | Образцы работ, таблицы | «Учимся рисовать животных» Г.П. Шалаева |
Предварительный просмотр:
РАБОЧ А Я П Р О Г Р А М М А
«МАХАОН»
художественно-эстетической направленности
разработана в 2011 году, срок реализации 1 год
возраст обучающихся 10-12 лет
форма организации образовательной деятельности – студия
Разработчик программы
учитель изобразительного искусства
Федорова Юлия Александровна
педагогический стаж 18 лет
первая квалификационная категория
ВЕНЕВ
2011
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа занятий студии изобразительного искусства «Махаон»
ставит целью пробуждать и укреплять интерес и любовь к изобразительному
искусству, развивая эстетические чувства и понимание прекрасного; совер-
шенствовать изобразительные способности, художественный вкус, наблюда-
тельность, творческое воображение и мышление; знакомить с искусством
родного края, с произведениями изобразительного и декоративно – приклад-
ного искусства, расширять и углублять возможности детского творчества за рамками школьной программы, дает возможность одаренным детям получить творческое удовлетворение от созданного ими. Изобразительная деятельность- это своеобразная форма познания реальной действительности окружающего мира, постижения художественного искусства, и поэтому требует углубленного изучения.
Работа в студии включает руководство практической работой детей,
выход на природу (в парк, лес) с целью наблюдения и зарисовок, проведение
бесед об изобразительном искусстве.
На занятиях студии особое внимание необходимо уделять приобретению умений и навыков, которые могут быть использованы в практической деятельности (оформление выставок, плакатов, стенгазет, праздников и т.п.).
Художественная деятельность во внеурочное время позволяет более подробно и более расширенно познакомить учащихся с различными изобразительными техниками – аппликацией, «процарапыванием», с различными графическими и живописными материалами.
Изостудия базируется на представлениях об искусстве, полученных учащимися в начальной школе, закладывает основы художественных знаний
и умений школьников в области искусства. Процесс познания происходит
посредством собственного творчества, изучения художественного наследия
и выдающихся произведений современности.
Изучению каждого вида искусства уделяется специальное время, в течение которого анализируется его язык, художественно – образная природа, а также его связь с жизнью общества и человека.
Задачами художественного развития учащихся являются:
- формирование нравственно-эстетической отзывчивости:
- формирование эстетического вкуса,
- понимание роли изобразительного искусства в жизни общества,
- формирование умения образно воспринимать окружающий мир
и откликаться на его красоту.
- формирование художественно-творческой активности:
- учащиеся студии должны уметь анализировать произведения искусства в жанре пейзажа, натюрморта, проявляя самостоятельность,
- творчески включаться в индивидуальную и коллективную работу,
- участвовать в обсуждении работ.
- формирование художественных знаний, умений и навыков.
Программа изостудии рассчитана на год, на детей от 10 до 12 лет
(4-6 класс).
В результате посещения занятий студии изобразительного искусства
учащиеся должны знать:
- особенности языка основных видов изо искусства: живописи, графики;
- основные жанры изобразительного искусства;
- известные музеи нашей страны;
- выдающихся художественных деятелей;
- выдающиеся произведения искусства;
- особенности народного искусства своего края, области;
Дети должны уметь:
- работать с натуры и по представлению в живописи и графике над
натюрмортом, пейзажем;
- выбирать наиболее подходящий формат при работе над художественной композицией;
- добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объема;
- передавать при изображении предмета пропорции и характер формы;
- передавать пространственные планы в живописи и графике с применением знаний линейной и воздушной перспективы;
- в рисунке с натуры передавать единую точку зрения на группу предметов;
- пользоваться различными графическими и живописными техниками;
- оформлять выставки собственных работ.
Художественная деятельность на занятиях изостудии находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на занятиях; изучение творческого художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных); просмотр видеоматериалов.
Предлагаемая программа построена так, чтобы во внеурочное время дать
учащимся более глубокие представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми материала. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих поисков.
Учебный план.
№ п/п | Разделы и темы | Количество часов |
всего | теория | практика |
1 | Введение | 4 | 2 | 2 |
2 | Живопись | 24 | 6 | 18 |
3 | Жанры живописи | 8 | 6 | 2 |
4 | Натюрморт | 8 | 2 | 6 |
5 | Декоративно-прикладное искусство | 16 | 2 | 14 |
6 | Пейзаж | 24 | 6 | 18 |
7 | Зарисовки птиц и животных | 28 | - | 28 |
Обобщение | 4 | 2 | 2 |
Итого: | 26 | 90 |
Всего: | 116 |
№ Раз-дела | № Заня-тия | Тема | Кол-во часов |
Тео-рия | Практика | Все-го |
1 | 1 | Введение. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения в кабинете. | 2 | - | 2 |
2 | Все о красках, кисточках и бумаге. Как рисовать акварелью | - | 2 | 2 |
2 | 2 | 4 |
2 | 3 | Живопись. Основные и составные цвета. Упражнение «Радуга» | 2 | - | 2 |
4 | Теплые и холодные цвета. Рисунок ограниченной палитрой. | - | 2 | 2 |
5 | Форма предметов. Композиция. Перспектива. | 2 | - | 2 |
6 | Объем предметов, светотень, тоновые переходы. Рисуем снеговика | 2 | - | 2 |
7 | Свет и тень. Рисуем мухоморы. | - | 2 | 2 |
8 | Изображение листьев (дуб, клен) | - | 2 | 2 |
9 | Изображение ветки с листьями (береза) | - | 2 | 2 |
10 | Выполнение рисунков деревьев (береза, дуб, ель, кустарник) | - | 2 | 2 |
11 | Изображение различных фруктов (яблоко, апельсин, груша) | - | 2 | 2 |
12 | Учимся рисовать цветы (ромашка, одуванчик, роза) | - | 2 | 2 |
13 | Учимся рисовать цветы (подсолнух, тюльпан, наперстянка) | - | 2 | 2 |
14 | Рисуем цветочную клумбу | - | 2 | 2 |
6 | 18 | 24 |
3 | 15 | Жанры живописи Жанры живописи. Анималистический и исторический жанры. | 2 | - | 2 |
16 | О чем рассказывают картины | 2 | - | 2 |
17 | Третьяковская галерея | 2 | - | 2 |
18 | Конкурс-состязание на лучшего знатока живописи | - | 2 | 2 |
6 | 2 | 8 |
4 | 19 | Натюрморт. Изображение предметного мира – натюрморт. Рисунок натюрморта по представлению | 2 | - | 2 |
20 | Изображение натюрморта «Букет сирени" | - | 2 | 2 |
21 | Изображение натюрморта «Кувшин и фрукты» | - | 2 | 2 |
22 | Натюрморт «Куб, конус» | - | 2 | 2 |
2 | 6 | 8 |
5 | 23-25 | Декоративно-прикладное искусство. Филимоновская и дымковская игрушки | 2 | 4 | 6 |
26 | «Золотая хохлома» натюрморт | - | 2 | 2 |
27-28 | Объемные изображения в скульптуре. Поделки из пластилина | - | 4 | 4 |
29-30 | Изготовление поделок из природного материала. Панно из соломки | - | 4 | 4 |
2 | 14 | 16 |
6 | 31 | Пейзаж. Изображение пространства. Правила линейной и воздушной перспективы. Рисунок уходящей вдаль аллеи | 2 | - | 2 |
32 | Пейзаж – большой мир. Русские пейзажисты (В.Д. Поленов, И.И. Левитан, И.Н. Крамской) | 2 | - | 2 |
33 | Пейзаж. Обучающие упражнения в прорисовывании отдельных частей пейзажа (небо, деревья) | - | 2 | 2 |
34 | Рисуем пейзаж «Цветущая вишня» | - | 2 | 2 |
35-36 | Великий русский моренист И.К. Айвазовский. Изображение поверхности воды (гладкая поверхность, волны). | 2 | 2 | 4 |
37 | Рисуем пейзаж с холмами | - | 2 | 2 |
38 | Рисуем корабли | - | 2 | 2 |
39 | Изображение морского пейзажа «Корабли на море» | - | 2 | 2 |
40 | Рисуем кирпичный дом | - | 2 | 2 |
41 | Рисуем сельский пейзаж | - | 2 | 2 |
42 | Рисуем дом в горах | - | 2 | 2 |
6 | 18 | 24 |
7 | 43-53 | Зарисовки животных. Зарисовки животных (насекомые, птицы, рыбы, экзотические, домашние животные) | - | 22 | 22 |
54 | Пейзаж «Птицы у зимней кормушки» | - | 2 | 2 |
55-56 | Пейзаж «В джунглях» | - | 4 | 4 |
- | 28 | 28 |
57 58 | Выставка лучших работ. Конкурс-викторина на лучшего знатока искусства Рисунок на свободную тему | 2 - | - 2 | 2 2 |
2 | 2 | 4 |
ВСЕГО | 26 | 90 | 116 |
Список использованной литературы.
- А. Рахманов. Школа рисования. – Астрель. Москва. 2011
- О.Д. Ушаков. Великие художники. – Санкт-Петербург 2007
- Г.П. Шалаева. Учимся рисовать животных. – АСТ. Слово. Москва.-2009
- Г.П. Шалаева. Учимся рисовать растения. – АСТ. Слово. Москва.-2009
- И.А. Лыкова. Филимоновская игрушка. – И.Д. Карапуз. 2008
- И.А. Лыкова. Золотая хохлома. – И.Д. Карапуз. 2008
- В.П. Пенова. Рисуем карандашом. Деревья. Цветы. Животные. – Белгород. 2008
- У. Людвиг-Кайзер. Мои первые уроки рисования. Акварель. – Питер
- Пластилиновые фигурки животных. – Донецк. СКИФ. – 2010
- Т. Геронимус. Я все умею делать сам. – АСТ-ПРЕСС ШКОЛА 2011
Методическое обеспечение программы
студии «МАХАОН»
Художественные произведения мировой культуры:
Слайды и книги с изображением различных птиц и животных ( Чарушин, Бианки); Схемы и рисунки орнаментов; произведения И.Шишкина, И.Левитана, В.Поленова, А. Саврасова, И. Айвазовского, В. Сурикова, набор открыток «Хохлома»
Музыкальные произведения:
«Дождь и радуга» С.С.Прокофьева, «Песня жаворонка» П.И.Чайковского, прелюдии до минор и ля минор Ф.Шопена, «Мотылек» С.М.Майкапара, «Облака» К.Дебюсси; произведения И.С.Баха, С.В.Рахманинова, Н.А.Римского- Корсакова, А.П.Бородина, Ф.Шуберта, Д.Б.Кабалевского.
Поэтические литературные произведения:
Произведения Н.С.Гумилева, А.А.Фета, К.Бельмонта, И.А.Бунина, С.Есенина, Ф.И.Тютчева, Р.Киплинга, сказки А.С.Пушкина и другие худ. произведения.
Художественные материалы:
Краски гуашевые и акварельные; художественные кисти, бумага для живописи; бумага для графических работ и зарисовок; карандаши графические; клей, ножницы, картон, пластилин, глина, соломка.
Оборудование кабинета:
Столы и стулья, баночки для воды, предметные столики для натюрмортов, освещение, оснащение техническими средствами, подборка видеосюжетов, фильмов и слайдов.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
(индивидуальное занятие)
№ Раз-дела | № Заня-тия | Тема | Кол-во часов |
теория | прак-тика |
1 | 1 | Введение. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения в кабинете. | 1 | - |
2 | 2 | Живопись. Теплые и холодные цвета. Выполнение рисунка «Изумрудный город» | - | 1 |
3 | Форма предметов. Композиция. Перспектива. Линейный рисунок домика во фронтальной перспективе. | - | 1 |
4 | Свет и тень. Рисуем воздушные шары. | - | 1 |
5 | Изображение ветки дуба. | - | 1 |
6 | Выполнение рисунка фруктов (виноград) | - | 1 |
7 | Рисуем цветочную клумбу | - | 1 |
3 | 8 | Жанры живописи. О чем рассказывают картины. Творчество В.М. Васнецова | 1 | - |
9 | История создания Третьяковской галереи | 1 | - |
4 | 10 | Натюрморт. Изображение натюрморта «Кухонная утварь» | - | 1 |
11 | Рисуем натюрморт «Шар» | - | 1 |
5 | 12-13 | Декоративно-прикладное искусство. Лепка дымковской игрушки | - | 2 |
14 | Натюрморт «Золотая хохлома» | - | 1 |
15 | Объемные изображения в скульптуре. | - | 1 |
16 | Изготовление поделок из природного материала. Аппликация из соломки «Птицы» | - | 1 |
6 | 17-18 | Пейзаж. Городской пейзаж «На стройке» | - | 2 |
19-20 | Изображение пейзажа «На реке» | - | 2 |
21-22 | Изображение пейзажа по представлению | - | 2 |
7 | 23 | Зарисовки животных. Пейзаж «Бабочка» | - | 1 |
24 | Выполнение рисунка золотых рыбок. | - | 1 |
25 | Рисунки экзотических животных | - | 1 |
26-27 | Рисунок «Котенок с клубками» | - | 2 |
28-29 | Пейзаж «В саванне» | - | 2 |
ВСЕГО | 3 | 26 |
ИТОГО | 29 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/16/picture-243291-1366092365.jpg)
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полног...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/15/picture-280887-1637006972.jpg)
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/15/picture-280887-1637006972.jpg)
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/15/picture-280887-1637006972.jpg)
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/30/picture-321389-1383135283.jpg)
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/19/picture-458868-1403186039.jpg)
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Комментарии
Мне очень понравилась ваша
Мне очень понравилась ваша рабочая программа. Разработанные занятия актуальны, содержат новые педагогические технологии. Ваши методические разработки помогут и заинтересуют учителей изобразительного искусства. Спасибо!