Средневековая Европа
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Пырьёва Полина Анатольевна

Учащиеся познакомятся с традициями и архитектурой Средневековой Европой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_srednevekovaya_evropa.docx24.96 КБ

Предварительный просмотр:

Этап

Методы и приемы

время

Содержание. Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1

Огр. Момент.

Метод – словесный

Прием – эмоциональный настрой

 14:35- 14:36

-Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Эмоциональный настрой:

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.

 

Настраиваются на урок.

Л: Взаимно приветствовать

2

Повторение ранее изученного (актуализация знаний)

Обобщающий опрос

14:36- 14:38

-Вспомните ребята, чем в занимались на прошлом уроке?

Что вы узнали о Греции? Каким художественным материалом пользовались? Поднимите зеленый кружок те, кто доволен своей работой на прошлом занятии. Хорошо. А кто не доволен, поднимите красный кружок. На этот раз у вас получится намного лучше.

Активно слушать, отвечать на вопросы.

Р: Умение пользоваться полученной информацией.

3

Сообщение новых знаний.

Эвристическая беседа

14:38- 14:44

-Ребята, сегодня и мы с вами познакомимся с искусством и архитектурой Средневекового города Западной Европы.

Отправляемся на 700 лет назад в Европу. В это время по всей Западной Европе стали вырастать города. Они вырастали на перекрестках дорог, на берегах судоходных рек, там где было удобно устраивать ярмарки. Каждый город в те времена нуждался в защите и превращался в настоящую крепость с башнями и воротами, которые закрывались каждую ночь. Днем же город был открыт для торговли.

Ширина улиц средневекового города сильно варьировалась. Наиболее широкая улица 7-8 метров, а меленькие не более 2 метров или метр. Одна из улиц Брюсселя «Улица одного человека», т.к. двое не могли тут разойтись. Уличное движение составляли пешеходы, животные и повозки.

Тесно прижатые друг к другу дома с двускатными крышами образовывали сплошные стены из узких улочек. Каждый старался построить свой дом по-своему.. самые красивые и богатые постройки выходили на центральную площадь.. здесь возвышался громадный собор, который мог вместить всех жителей.

По сравнению с современным городом население средневекового было немногочисленным. Лишь немногие города, такие как Лондон и Париж, насчитывали несколько десятков жителей. 

Первоначально единственным общественным сооружением в городе был собор. Вокруг него размещались лавки ремесленников и торговцев. Соборная колокольня определяла городское время, а ее тревожный звон возвещал о бедствии, пожаре, эпидемии. 

Готические соборы возводили из камня. Но каменная стена как бы исчезла, от нее остался только каркас – столбы с опорами и арками. Стена превратилась в ажурные каменные конструкции, словно преодолев земное притяжение, устремилась у небу. 

Готический собор строился не на холме и не на утесе ( как на Руси). Это храм для городской жизни. Он вырос своими величавыми башнями и острым шпилем среди тесных и кривых улочек. В нижней части его фас ада, обращенного на площадь, расположены порталы – входы. Это неглубокие стрельчатые арки со скульптурами святых.

Соборы были украшены витражами. Витраж – это цветные стекла, заполнившие пространство окна.  Сюжетами были картины из Библии или сцены событий из жизни людей.  Витражи пропускали разноцветные лучи и  наполняли воздух прозрачной красочностью ожившей сказки.

Особое значение имел витраж – готическая роза. Это большое окно с ажурным переплетом на фасаде собора, высоко над входом.

В те времена скульптура была неотделима от архитектуры. Соборы украшали снаружи и внутри сотнями, а то и тысячами рельефов и статуй, изображающих Бога и Деву Марию, апостолов и святых, епископов и королей.

На этом слайде вы видите убранство Готического Собора во Флоренции (Италия). Вы можете заметить, что на стенах в сравнении с русской церковью чего-то не хватает? (икон) а вот свечи так же ставят, хотя  чуть иначе. А что же заменило иконы? (Скульптура)

Перед вами купол храма он также расписан фресками, как и русский.

Вы видим готический храм в разрезе. Вид сверху похож на русский храм, а вот  основная конструкция различна. Основной принцип работы конструкции таков: свод  не опирается на стены, давление свода передают на арки и на колонны. Это нововведение позволило сильно облегчить конструкцию за счет перераспределения нагрузок, а стены превратились в простую легкую «оболочку», их толщина более не влияла на общую несущую способность здания, что позволило проделать много окон и стенная роспись, за неимением стен, уступила витражному искусству и скульптуре.

Стрельчатые арки становятся все более вытянутыми, заостренными, выражали главную идею готической архитектуры — идею устремленности храма ввысь. Часто на месте опоры ставили остроконечные шпили башенки.

Рассматривать городскую толпу очень интересно. Знатные люди, рыцари, священники, ученые и мастера – люди разных профессий и занятий – одевались по-разному. Одежда богатых была разноцветной и украшалась вышивками. Бедняки не имели права одеваться ярко.  По костюму, его цвету и украшениям можно было сразу сказать, кто этот человек, чем занимается. В готическом костюме, как и в архитектуре преобладали вертикальные линии, подчеркивалась устремленность вверх, способность жить земной жизнью, но иметь в душе мир духовный.  Костюм предавал человеку волшебный облик.  Не случайно волшебников рисуют как персонажей этой эпохи.

Мужчины одевались в обтягивающие трико, а женщины в юбки с огромными шлейфами. Верх одежды был очень узким, это удлиняло фигуру и делало ее тоньше. Обувь шили из цветной кожи, носок был заострен и удлинен. Острые головные уборы представляли единообразие с заостренными башнями и шпилями соборов.

Слушать, отвечать на загадки

П: Строить рассуждения

К: Готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

К:Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем; делают выводы.

4

Формулировка темы и цели урока.

Эвристический поиск.

14:44- 14:46

-Как вы думаете, что мы будем сегодня рисовать?

Какая цель нашего урока?

Формулировать тему урока

Р: Определяют тему урока

5

Пед. показ.

Работа с демонстрационным материалом; эвристическая беседа.

Упражнение.

Композиция.

14:46- 14:54

-И так, сегодня мы рисуем на тему «Средневековая Европа».

-Сейчас мы выполним упражнения. На столах у вас половина альбомного листа. На нем мы нарисуем замок.  Замок у нас разноуровневый. Основная форма прямоугольник.

Упражнение мы закончили, сядьте удобно, уберите все лишнее из рук. Теперь на альбомном листе, я нарисую замок.

Что мы делаем в первую очередь?

- Линию горизонта.

- Затем, мы рисуем карандашом (тонкой линией) замок, а  затем небо. Сверху оно у нас темнее, но чем ближе к горизонту, тем светлее.  

- Затем мы рисуем траву. Потом начинаем рисовать замок. Как вы думаете, каким цветомзамок?

-Серый.

-Правильно. Что ещё мы можем нарисовать?

- Птиц, деревья, кусты.

Посмотрите, какой рисунок получился у меня в итоге.

Слушать. Наблюдать за выполнением работы учителя и анализировать

П: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построение рассуждений.

6

Постановка творческой задачи

14:54-14:55

 - Ребята, какая ваша задача?

- Закройте глаза и представьте свой замок, что его окружает. Открывайте глаза и помните, чтобы работа получилась интересной, работайте с желанием и включите свое воображение.

Активно слушают, отвечают на вопросы.

П: Строить рассуждения.

7

Практическая работа.

14:55-15:10

(Включаю фоновую музыку, во время работы детей, хожу по классу, даю рекомендации).

Самостоятельно выполняют работу.

Р: Умение  сосредоточиться на задании и творчески его выполнять.

8

Подведение итогов урока.

Демонстрационный, обобщающий опрос.

15:10- 15:15

Проводится выставка эскизов. Сначала 1 ряд выносят свои работы и кладут их на пол у доски, потом 2 ряд и 3-й. Учащиеся становятся полукругом возле работ и отмечают лучшие работы.

- Ребята, посмотрите на рисунки, которые мы с вами сегодня сделали. Каждый из вас нарисовал свой замок. Какие работы вам нравятся больше всего? Ребята, разбирайте свои работы, вы все большие молодцы, так как хорошо работали на уроке и именно поэтому у нас получились такие замечательные рисунки.

Подводить итоги, делать нравственный выбор, оценивать свои достижения.

   

Р: Оценивают свою деятельность, строят речевые высказывания и рассуждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 4 классе "Средневековье. Время рыцарей и замков"

Урок формирует представление о Средневековье, знакомит с основными религиями, развивает кругозор учащихся, устную речь, творческое мышление, способность наблюдать, строить предположения, умение ...

Образ готических городов средневековой Европы. Средневековая архитектура. 4 класс Неменский

Конспект урока и презентация на тему: "Образ готических городов средневековой Европы. Средневековая архитектура."по программе Б. Неменского 4 класс...

Анимированный кроссворд "Средневековая Европа"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3762731","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]Методические рекомендации по разгадыванию анимирова...

Средневековая Европа

Наглядный материал к уроку окружающего мира в 4 классе...

Презентация "Замки в средневековой Европе"

Презентация "Замки в средневековой Европе"...

Технологическая карта урока ИЗО "Европейские города Средневековья. Образ средневекового жителя" (УМК Перспектива, 4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирования представлений об образе средневекового жителя  Европы; создание условий для проявления познавательной активности в процессе...

Тема: «Образ готических городов средневековой Европы. Средневековая архитектура»

Цель: Организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с образом готических городов средневековой Европы. Выполнение творческой работы в парах «Готический собор».Задачи:Образовательна...