Средневековая Европа
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему
Учащиеся познакомятся с традициями и архитектурой Средневековой Европой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_srednevekovaya_evropa.docx | 24.96 КБ |
Предварительный просмотр:
№ | Этап Методы и приемы | время | Содержание. Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД |
1 | Огр. Момент. Метод – словесный Прием – эмоциональный настрой | 14:35- 14:36 | -Здравствуйте, ребята. Садитесь. Эмоциональный настрой: Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. |
Настраиваются на урок. | Л: Взаимно приветствовать |
2 | Повторение ранее изученного (актуализация знаний) Обобщающий опрос | 14:36- 14:38 | -Вспомните ребята, чем в занимались на прошлом уроке? Что вы узнали о Греции? Каким художественным материалом пользовались? Поднимите зеленый кружок те, кто доволен своей работой на прошлом занятии. Хорошо. А кто не доволен, поднимите красный кружок. На этот раз у вас получится намного лучше. | Активно слушать, отвечать на вопросы. | Р: Умение пользоваться полученной информацией. |
3 | Сообщение новых знаний. Эвристическая беседа | 14:38- 14:44 | -Ребята, сегодня и мы с вами познакомимся с искусством и архитектурой Средневекового города Западной Европы. Отправляемся на 700 лет назад в Европу. В это время по всей Западной Европе стали вырастать города. Они вырастали на перекрестках дорог, на берегах судоходных рек, там где было удобно устраивать ярмарки. Каждый город в те времена нуждался в защите и превращался в настоящую крепость с башнями и воротами, которые закрывались каждую ночь. Днем же город был открыт для торговли. Ширина улиц средневекового города сильно варьировалась. Наиболее широкая улица 7-8 метров, а меленькие не более 2 метров или метр. Одна из улиц Брюсселя «Улица одного человека», т.к. двое не могли тут разойтись. Уличное движение составляли пешеходы, животные и повозки. Тесно прижатые друг к другу дома с двускатными крышами образовывали сплошные стены из узких улочек. Каждый старался построить свой дом по-своему.. самые красивые и богатые постройки выходили на центральную площадь.. здесь возвышался громадный собор, который мог вместить всех жителей. По сравнению с современным городом население средневекового было немногочисленным. Лишь немногие города, такие как Лондон и Париж, насчитывали несколько десятков жителей. Первоначально единственным общественным сооружением в городе был собор. Вокруг него размещались лавки ремесленников и торговцев. Соборная колокольня определяла городское время, а ее тревожный звон возвещал о бедствии, пожаре, эпидемии. Готические соборы возводили из камня. Но каменная стена как бы исчезла, от нее остался только каркас – столбы с опорами и арками. Стена превратилась в ажурные каменные конструкции, словно преодолев земное притяжение, устремилась у небу. Готический собор строился не на холме и не на утесе ( как на Руси). Это храм для городской жизни. Он вырос своими величавыми башнями и острым шпилем среди тесных и кривых улочек. В нижней части его фас ада, обращенного на площадь, расположены порталы – входы. Это неглубокие стрельчатые арки со скульптурами святых. Соборы были украшены витражами. Витраж – это цветные стекла, заполнившие пространство окна. Сюжетами были картины из Библии или сцены событий из жизни людей. Витражи пропускали разноцветные лучи и наполняли воздух прозрачной красочностью ожившей сказки. Особое значение имел витраж – готическая роза. Это большое окно с ажурным переплетом на фасаде собора, высоко над входом. В те времена скульптура была неотделима от архитектуры. Соборы украшали снаружи и внутри сотнями, а то и тысячами рельефов и статуй, изображающих Бога и Деву Марию, апостолов и святых, епископов и королей. На этом слайде вы видите убранство Готического Собора во Флоренции (Италия). Вы можете заметить, что на стенах в сравнении с русской церковью чего-то не хватает? (икон) а вот свечи так же ставят, хотя чуть иначе. А что же заменило иконы? (Скульптура) Перед вами купол храма он также расписан фресками, как и русский. Вы видим готический храм в разрезе. Вид сверху похож на русский храм, а вот основная конструкция различна. Основной принцип работы конструкции таков: свод не опирается на стены, давление свода передают на арки и на колонны. Это нововведение позволило сильно облегчить конструкцию за счет перераспределения нагрузок, а стены превратились в простую легкую «оболочку», их толщина более не влияла на общую несущую способность здания, что позволило проделать много окон и стенная роспись, за неимением стен, уступила витражному искусству и скульптуре. Стрельчатые арки становятся все более вытянутыми, заостренными, выражали главную идею готической архитектуры — идею устремленности храма ввысь. Часто на месте опоры ставили остроконечные шпили башенки. Рассматривать городскую толпу очень интересно. Знатные люди, рыцари, священники, ученые и мастера – люди разных профессий и занятий – одевались по-разному. Одежда богатых была разноцветной и украшалась вышивками. Бедняки не имели права одеваться ярко. По костюму, его цвету и украшениям можно было сразу сказать, кто этот человек, чем занимается. В готическом костюме, как и в архитектуре преобладали вертикальные линии, подчеркивалась устремленность вверх, способность жить земной жизнью, но иметь в душе мир духовный. Костюм предавал человеку волшебный облик. Не случайно волшебников рисуют как персонажей этой эпохи. Мужчины одевались в обтягивающие трико, а женщины в юбки с огромными шлейфами. Верх одежды был очень узким, это удлиняло фигуру и делало ее тоньше. Обувь шили из цветной кожи, носок был заострен и удлинен. Острые головные уборы представляли единообразие с заостренными башнями и шпилями соборов. | Слушать, отвечать на загадки | П: Строить рассуждения К: Готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. К:Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем; делают выводы. |
4 | Формулировка темы и цели урока. Эвристический поиск. | 14:44- 14:46 | -Как вы думаете, что мы будем сегодня рисовать? Какая цель нашего урока? | Формулировать тему урока | Р: Определяют тему урока |
5 | Пед. показ. Работа с демонстрационным материалом; эвристическая беседа. Упражнение. Композиция. | 14:46- 14:54 | -И так, сегодня мы рисуем на тему «Средневековая Европа». -Сейчас мы выполним упражнения. На столах у вас половина альбомного листа. На нем мы нарисуем замок. Замок у нас разноуровневый. Основная форма прямоугольник. Упражнение мы закончили, сядьте удобно, уберите все лишнее из рук. Теперь на альбомном листе, я нарисую замок. Что мы делаем в первую очередь? - Линию горизонта. - Затем, мы рисуем карандашом (тонкой линией) замок, а затем небо. Сверху оно у нас темнее, но чем ближе к горизонту, тем светлее. - Затем мы рисуем траву. Потом начинаем рисовать замок. Как вы думаете, каким цветомзамок? -Серый. -Правильно. Что ещё мы можем нарисовать? - Птиц, деревья, кусты. Посмотрите, какой рисунок получился у меня в итоге. | Слушать. Наблюдать за выполнением работы учителя и анализировать | П: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построение рассуждений. |
6 | Постановка творческой задачи | 14:54-14:55 | - Ребята, какая ваша задача? - Закройте глаза и представьте свой замок, что его окружает. Открывайте глаза и помните, чтобы работа получилась интересной, работайте с желанием и включите свое воображение. | Активно слушают, отвечают на вопросы. | П: Строить рассуждения. |
7 | Практическая работа. | 14:55-15:10 | (Включаю фоновую музыку, во время работы детей, хожу по классу, даю рекомендации). | Самостоятельно выполняют работу. | Р: Умение сосредоточиться на задании и творчески его выполнять. |
8 | Подведение итогов урока. Демонстрационный, обобщающий опрос. | 15:10- 15:15 | Проводится выставка эскизов. Сначала 1 ряд выносят свои работы и кладут их на пол у доски, потом 2 ряд и 3-й. Учащиеся становятся полукругом возле работ и отмечают лучшие работы. - Ребята, посмотрите на рисунки, которые мы с вами сегодня сделали. Каждый из вас нарисовал свой замок. Какие работы вам нравятся больше всего? Ребята, разбирайте свои работы, вы все большие молодцы, так как хорошо работали на уроке и именно поэтому у нас получились такие замечательные рисунки. | Подводить итоги, делать нравственный выбор, оценивать свои достижения. |
Р: Оценивают свою деятельность, строят речевые высказывания и рассуждения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира в 4 классе "Средневековье. Время рыцарей и замков"
Урок формирует представление о Средневековье, знакомит с основными религиями, развивает кругозор учащихся, устную речь, творческое мышление, способность наблюдать, строить предположения, умение ...
Образ готических городов средневековой Европы. Средневековая архитектура. 4 класс Неменский
Конспект урока и презентация на тему: "Образ готических городов средневековой Европы. Средневековая архитектура."по программе Б. Неменского 4 класс...
Анимированный кроссворд "Средневековая Европа"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3762731","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]Методические рекомендации по разгадыванию анимирова...
Средневековая Европа
Наглядный материал к уроку окружающего мира в 4 классе...
Презентация "Замки в средневековой Европе"
Презентация "Замки в средневековой Европе"...
Технологическая карта урока ИЗО "Европейские города Средневековья. Образ средневекового жителя" (УМК Перспектива, 4 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирования представлений об образе средневекового жителя Европы; создание условий для проявления познавательной активности в процессе...
Тема: «Образ готических городов средневековой Европы. Средневековая архитектура»
Цель: Организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с образом готических городов средневековой Европы. Выполнение творческой работы в парах «Готический собор».Задачи:Образовательна...