Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме

Данная рабочая программа составлена к учебнику Шпикаловой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_izobrazitelnomu_iskusstvu_4_klass.doc275.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по изобразительному искусству.

УМК «Перспектива» 4 класс.

Предметная линия учебников:  Т.Я.Шпикалова, Л.В. Ершова.

Количество часов в неделю: 1

Количество часов за год: 34

  1. Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Величкина Г.А. Изобразительное искусствоУчебник. 4 класс.
  2. Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Макарова Н.Р. и др. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 4 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
  2. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. – М.: Просвещение. 2008. 
  3. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. Я. Шпикаловой, Л. В. Ершовой. 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Поровская  и др.]; под ред. Т. Я. Шпикаловой. — М. : Просвещение, 2011.

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

Цели курса:

_ воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и

других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;

_ развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.

Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:

_ развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

_ совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

_ развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

_ освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;

_ овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Учебный материал в программе представлен блоками, отражающими деятельностный характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования: «Виды художественной деятельности», «Азбука искусства», «Значимые темы искусства», «Опыт художественно-творческой деятельности». Специфика подобного деления на блоки состоит в том, что первый блок раскрывает содержание учебного материала, второй блок даёт инструментарий для его практической реализации, третий намечает духовно-нравственную эмоционально-ценностную направленность тематики заданий, четвёртый содержит виды и условия деятельности, в которых ребёнок может получить художественно-творческий опыт. Все блоки об одном и том же, но раскрывают разные стороны искусства: типологическую, языковую, ценностно-ориентационную, деятельностную. Они (все вместе!) в разной мере присутствуют почти на каждом уроке. В комплексе все блоки направлены на решение задач начального художественного образования и воспитания.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ

СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Уникальность и значимость учебного курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей и творческого потенциала ребёнка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребёнка к миру, его духовно-нравственное воспитание.  Овладение основами художественного языка, получение эмоционально-ценностного опыта, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость для ребёнка экспериментирования с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Представленная программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

8) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

9) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее

эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических

задач;

6) активное использование речевых средств информации и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными за-

дачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим со-

провождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог готовность признавать возможность существования различных точек  зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты:

1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

2) сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края,  эстетического отношения к миру; понимание красоты как

ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

3) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

4) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, декоративно-прикладной

деятельности, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись,

элементы мультипликации и пр.)

Номер урока

Дата

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся.

1

Восхитись вечно живым миром красоты.

 ( 14 ч.) Целый мир от красоты. Пейзаж: пространство, композиционный центр, цветовая гамма, линия, пятно (1 ч)

Восприятие произведений живописцев А. Куинджи, Л. Бродской, З. Серебряковой, графика М. Ахунова и резных прялок Архангельской и Вологодской областей второй половины XIX в., запечатлевших красоту окружающего человека мира.

Основные содержательные линии. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Образы природы и человека в живописи. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет,

линия, форма, ритм.

Диалог об искусстве. Средства художественной выразительности языка, живописи, графики, декоративно – прикладного и  народного искусства, передающие богатство, красоту и художественный образ окружающего мира.

Творческое задание с использованием средств выразительности живописи и графики.

Материалы: акварель, фломастеры, цветные карандаши и мелки, аппликация.

Рассматривать произведения мастеров декоративно прикладного и народного искусства, пейзажи живописцев и графиков, в которых отразилась красота окружающего мира и образ пространства.

Различать средства художественной выразительности в орнаментальных композициях народных предметов быта и в произведениях живописцев и графиков. Высказывать своё мнение о том, что обозначали в узорах на старинных изделиях быта горизонтальные и вертикальные волнистые линии, кресты и перекрещивающиеся линии.

Сопоставлять изображение мира в орнаментальном узоре прялки с живописным и графическим, находить общее и различное.

Участвовать в обсуждении выразительных средства для передачи образа окружающего пространства в произведениях разных видов искусства и в живописном, графическом пейзаже.

Изображать пейзажную композицию по летним впечатлениям. Применять выразительные живописные и графические средства в работе. Выражать в творческой работе своё видение мира и отношение к нему.

 Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности

2.

Дерево жизни – символ мировоззрения.

Наброски и зарисовки: линия, штрих, пят-

но, светотень (1 ч)

Восприятие символических и реалистических изображений дерева в произведениях выдающихся живописцев XIX в. И. Шишкина, А. Саврасова и современного графика А. Мунхалова, в гобелене С.Гавина, учебной работе.

Основные содержательные линии. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображении деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты, Линия, штрих, пятно и художественный образ. Пейзажи родной природы.

Диалог об искусстве. Роль живописных и графических средств художественной выразительности в создании поэтического образа дерева.

Работать по художественно-дидактической таблице.

Творческое задание с использованием графических средств выразительности (линия, штрих, пятно, светотень).

Материалы: уголь, фломастер.

Наблюдать деревья разнообразных пород природ своего родного края. Рассказывать о своих наблюдениях деревьев. Рассматривать произведения живописцев, графиков и мастеров декоративно-прикладного и народного искусства, в которых главным персонажем является образ дерева как древнейший символ-образ в искусстве, в устном народном творчестве.

Определять, какими изобразительными средствами выражают художники своё отношение к дереву как наиболее почитаемому человеком явлению природы в своих произведениях, относящихся к разным видам искусства.

Объяснять значение понятия набросок  в  художествен-

ной деятельности.

Участвовать в обсуждении цвета как основного выразительного средства живописи, его возможности в передаче своеобразия природы России разных географических широт, роли линии в различных видах изобразительного искусства, отражения в рисунке характерных особенностей формы.

Работа по художественно-дидактической таблице «Наброски лиственных и хвойных деревьев».

Сверять с изображениями на ней собственные наброски.

Выполнять зарисовки и наброски деревьев с натуры, по памяти, по представлению, передавая характерные признаки пород деревьев, особенности их конфигурации. Выражать в творческой работе своё отношение к природе.

Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

3.

3. Мой край родной. Моя земля. Пейзаж:

пространство, планы, цвет, свет (1 ч)

Восприятие произведений выдающихся художников

И. Шишкина, А. Саврасова, И. Левитана,

Н. Ромадина, И. Билибина и современного художника А. Либерова, отобразивших родную природу в живописных и графических пейзажах.

Основные содержательные линии. Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Пейзажи родной природы. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.

Диалог об искусстве. Вклад русских художников в развитие отечественного пейзажа. Средства художественного языка искусства в отображении национального пейзажа. Понятия мой край родной, моя земля, моя Родина. Образ дерева в композиции

пейзажа в зависимости от замысла художника. Работа по художественно-дидактической таблице «Варианты композиционных схем

пейзажа с деревьями».

Творческое задание с использованием художественных выразительных средств живописи и графики в многоплановом пейзаже, в котором дерево — главный герой композиции.

Материалы (по выбору): цветные мелки,

пастель, уголь, акварель, гуашь.

Рассматривать пейзажи русских мастеров живописи и графики XIX—XX вв. Рассказывать об особенностях

русского национального пейзажа. Приводить примеры.

Называть главные средства выразительности в кар-

тинах художников-пейзажистов (пространство, цвет,

свет, линия, штрихи, тон).

Объяснять значения слов национальный пейзаж..

Высказывать своё мнение об отличии понятия мотив в пейзаже от понятия мотив в декоративно-прикладном искусстве.

Участвовать в обсуждении особенностей воссоздания

родной природы в пейзажах живописцев и графиков,

средств художественной выразительности, своеобразия

композиции.

Работать по художественно-дидактической таблице.

Соотносить композиционные схемы с пейзажами, находить соответствия в передаче пространства.

Выполнять композицию пейзажа на тему «Величие

и красота могучего дерева» согласно теме и условиям творческого задания. Выражать в пейзаже своё отношение к образу дерева, к природе родного края.

 Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

4.

4. Цветущее  дерево        — символ жизни.

Декоративная композиция: мотив дере ва в народной росписи (1 ч)

Восприятие произведений народных и со временных мастеров городецкой росписи.

Основные содержательные линии. Пред ставления о богатстве и разнообразии худо жественной культуры (на примере культу ры народов России). Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Ознакомление с произведения ми: народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). Ис кусство вокруг нас сегодня. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.

Диалог об искусстве. Образы цветущей природы в творчестве народного мастера и художника. Общее и различное в выявле нии приёмов городецкой живописи и дру гих школ народного мастерства.

Работа по художественно-дидактической таблице «Образцы декоративных  разживок для  цветов».

Творческое задание с применением по следовательности и приёмов городецкой ро списи кистью.

Материалы: кисть, гуашь, бумага.

Р а с с м а т р и в а т ь   и з д е л и я   м а с т е р о в   Городца        отображающих народное восприятие мира, связь человека с при родой, родной землёй.

Сопоставлять декоративные мотивы в изделиях городецких мастеров, выделять из них 'наиболее распро странённые мотивы.

Рассказывать о центрах народных промыслов, в ко торых цветы, цветущие ветки, букеты являются глав ными мотивами.

Участвовать в обсуждении средств создания образов цветущей природы в городецкой росписи, её своеобра зия в отличие от других школ народного мастерства.

Работать по художественно-дидактической таблице. Различать приёмы городецкой росписи - «подмалёв ка», «разживка чёрным цветом, «разживка белила ми». Повторяя за народным мастером приёмы чёрной и белой «разживок», рисуя кистью.

Выполнять роспись цветущей ветки с помощью «разживки чёрным цветом и белилами».

5.

Птица — символ света, счастья и до бра. Декоративная композиция: равнове сие красочных пятен, узорные декоратив ные разживки, симметрия, ритм, единство колорита (1 ч)

Восприятие образа птицы-света в творче стве городецких мастеров конца XIX — XX вв.

Представление о роли изобразительных (пласти ческих) искусств в повседневной жизни че ловека, в организации его материального окружения. Ознакомление с произведени ями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). Про должение знакомства с основами художе ственной грамоты: композиция, цвет, ли ния, форма, ритм.

Работа по художественно-дидактическим таблицам: «Образцы декоративных разживок для птиц».

Творческое задание с использованием приёмов работы кистью (силуэт, пятно, ли ния, «разживки белилами», выявляющие ритм оперения) в декоративном изображе нии птиц.

Материалы: кисть, гуашь, бумага.

Советы мастера.

Подведение итогов

Рассматривать декоративную композицию с птицами «у древа». Сопоставлять образы птиц в разных видах народного творчества. Рассказывать, что означает в на родном искусстве образ птицы-света. Высказывать суж дение о заполнении пространства в декоративной трёхчастной композиции в городецкой росписи прялочного донца.

Участвовать в обсуждении символики: мотива птицы в городецкой росписи и художественных выразитель ных средств решения этой декоративной композиции.

Работать по художественно-дидактической таблице. Повторять за народным мастером ритм и форму «разживок белилами».

Выполнить кистью свой вариант росписи птиц у цве тущей ветки с использованием: приёмов городецкой ро списи. Выражать в творческой работе своё отношение к природе, к образу птицы-света.

Обсуждать творческие работы одноклассников и да вать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

6.

 Конь — символ солнца, плодородия и добра. Декоративная композиция: пиния, силуэт с вариациями городецких разживок.

Восприятие образов вороного коня и всад ника в изделиях городецких мастеров и п р о и з в с д е н и я х    х у д о ж н и к а - г р а ф и к а Т. М а в риной. Традиционный образ-символ коня в народном искусстве. Неразрывная связь природы и образов народного творчества.

Основные содержательные линии. Исто ки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народ ной культуры (украшение жилища, предметов быта, ору дий труда, костюма; музыка, песни, хоро воды; былины, сказания, сказки). Ознаком ление с. произведениями народных художе ственных промыслов в "России (с учётом  местных  у с л о в и й).

IIродолжение  знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.

Диалог об искусстве. Глубина поэтическо го изображения коня и всадника на коне, их синтетичность в фольклоре (конь-время, к о н ь - с в е т,  к о н ь - птица, конь - богатырская   сила), связанные с возрождением солнеч ного тепла, света, жизни. Живописная ма нера кистевой росписи в творчестве городецких мастеров.

Работа по художественно-дидактической таблице «Образцы декоративных  разживок для коня».

Творческое задание с использованием  с р е д с т в      в ы р а з и телъного  языка  народного декоративно-прикладного искусства.

Материалы: кисть, гуашь, бумага.

Различать, как образ-символ коня представлен в раз ных видах устного народного творчества в декоративн о - п р и к л а д н о м            и        н а р од н о м   и с к у с с т в е.

Рассказывать, почему в народном искусстве мастера постоянно обращаются к образу коня, приводить при меры из разных видов народного творчества.

Участвовать в обсуждении художественных средств в создании выразительного образа коня-символа в на родном искусстве и называть их.

Работать по художественно-творческой таблице. Ов ладевать живописными приёмами изображения коня. Осваивать приёмы белильных разживок для коня.

Выполнять кистью свой вариант росписи коня с ис пользованием приёмов городецкой росписи и декора тивного обобщения фигуры коня без карандашного ри сунка .

Обсуждать творческие работы одноклассников и да вать оценку результатам своей и их творческо-художственнои деятельности.

7.

Связь поколений в традициях Городца. Декоративная композиция с вариациями  городецких мотивов: ритм, Симметрия, динамика, статика.

Восприятие произведений мастеров раз ных поколений, современных мастеров, продолжающих и paзвивающих традиции: старейших мастеров городецкой росписи И. Мазина, Ф. Красноярова, И, Лебедева и детских творческих работ.

Творческое задание с использованием средств     выразительного    

языка   народного  декоративно-прикладного искусства, с при менением традиционных приёмов декора тивных разделок для объединения разных цветовых сочетаний.

Материалы: кисть, гуашь, бумага

Участвовать в обсуждении художественно-эстетиче ской ценности изделий с городецкой росписью, преем ственности живописных традиций в творчестве масте ров современного художественного промысла «Городец кая роспись».

Выполнять декоративную композицию по мотивам го родецкой росписи для украшения изделий разнообраз ных по форме и назначению (декоративной тарелки, панно, разделочной доски, подставки для специй). Вы ражать в творческой работе своё отношение к искус ству городецкой росписи.

Обсуждать творческие работы одноклассников и да вать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности

8.

Знатна Русская земля мастерами и талантами. Портрет: пропорции лица человека.

Восприятие    произведений   выдающихся  портретистов XIX в. В. Тропинина, В. Ма ковского, В. Васнецова, В. Сурикова и со временных художников Г. Васько, П. Пав лова, запечатлевших в своих работах обра зы творческих людей.

Основные содержательные линии. Образ современника. Образ человека в традици оной культуре.

Жанр портрета. Продолжение знакомства с основами худо жественной грамоты: композиция, цвет, ли ния, форма, ритм.

Диалог об искусстве. Искусство портре та. Выявление характерных признаков об раза портретируемого и его принадлежно сти pc творческой профессии.

Работа по художественно-дидактической таблице «Композиционные схемы изобра жения лица человека в разных ракурсах».

Творческое задание с использованием средств выразительности живописи и гра фики, соблюдением пропорции лица чело века.

Материалы: акварель, гуашь, пастель, фломастеры.

Рассказывать, по каким признакам мож но определить, что на портрете изображён художник или народный мастер.

Участвовать в обсуждении образов художников и на родных мастеров в произведениях живописи и графи ки, особенностей передачи внешнего облика в лице, ко стюме, в предметном окружении; выбирать положение головы и передавать её поворот, движения фигуры.

Работать по художественно-дидактической таблице. Читать пропорции лица человека во фронтальном по ложении и вполоборота. Выполнять портрет народного мастера или художни ка в момент создания им художественного произведе ния. Выражать в творческой работе своё отношение

 к  изображае мому     герою.

9.

10.

11.

 Вольный ветер — дыхание земли. Пей заж: линии, штрихи, точки, пятно, свет (1 ч)

Восприятие пейзажей живописцев XIX— XX вв. А. Куинджи, II. Крымова, А. Тка чёва, 3, Браговского, Е, Винокурова и гра фика В. Фаворского, в которых едва ли не главное место занимает изображение неба.

Основные содержательные линии. Жанр пейзажа. Пейзажи родной природы. Про должение знакомства с основами художе ственной грамоты: композиция, цвет, ли ния, ритм.

Диалог об искусстве. Приёмы передачи бесконечности и глубины небесных просто ров, стремительности продвижения облаков по небу. Статика и: динамика в компози ции пейзажа.

Работа по художественно-дидактической таблице «Варианты графического решения облачных масс».Творческое задание с использованием средств выразительного языка графики (точка, линия, штрих, светотеневое пятно).

Материалы: простой карандаш, цветные карандаши, гелиевая ручка, фломастеры.

Движение — жизни течение. Набро ски с натуры, по памяти и представле нию: подвижность красочных пятен, ли ний

(1 ч)

Восприятие произведений отечественных мастеров живописи XX в. А. Дейнеки, М. Сарьяна, И. Глазунова, Б. Домапшикова, графики Л. Пахомова, В. Курчевского, М. Ахунова, Л. Киселёвой и народного ма стера И. Маркичева  из Палеха.

Основные содержательные линии. Обра зы природы и человека в живописи. Раз ница в изображении природы в разное вре мя года, суток, различную погоду. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соот ветствии с поставленными задачами. Про должение знакомства с основами художе ственной грамоты: композиция, цвет, ли ния, форма, ритм.

Диалог об искусстве. Искусство как уни версальный способ отображения изменчи вости в природе и человеческой жизни. Жи вописные средства художественной выразительности, передающие статичность и ди намичность композиции произведений раз ных видов искусства.

Творческое задание с использование средств выразительности языка живописи и графики.

Материалы: акварель, гуашь, фломасте ры, цветные карандаши.

 

Осенние метаморфозы. Пейзажи: колорит, композиция.

 Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Использование различных худо жественных материалов и средств для соз дания выразительных образов природы.

Творческое задание с использованием  языка живописи для передачи движения в композициях.

Материалы (по выбору): акварель, гуашь,  обрывная бумажная мозаика, фломастеры.

Рассматривать живописные и графические пейзажи художников, в которых отражаются древние представ ления человека о природных стихиях. Участвовать в обсуждении выразительных средств пе редачи состояния природы в пейзаже (чередование рез ких цветовых пятен, мазков, плавные и тонкие пере ходы цвета, разбивка пространства неба неравномерно расположенными формами облаков в живописных ра ботах).

Работать по художественно-дидактической таблице. Различать графические выразительные средства для пе редачи планов в пейзажах. Исследовать возможности графики при передаче ветреного состояния природы.

Выполнять по памяти или по представлению изобра жение неба с несущимися облаками в пейзаже и дере вьев, гнущихся под ветром. Выражать в творческой ра боте своё отношение к. разным состояниям в природе.

Наблюдать подвижность жизни природы и человека и отображение её в разных видах искусства. Рассма тривать произведения разных видов искусства, отобра жающих явления окружающего мира.

Сопоставлять художественные приёмы, позволяющие выразительно передавать состояние спокойствия в при роде или её ритмов и изменений.

Участвовать в обсуждении художественных приёмов, позволяющих передавать состояние статики и динами ки. Прослеживать, как передана подвижность цветовых пя тен в набросках людей, деревьев. Выполнить компози ционные схемы к понравившимся произведениям, под черкнув направление движения главных элементов в их композициях.

Выполнять наброски с натуры деревьев, транспорт ных средств, заводных игрушек и детей в движении. Выражать в творческой работе своё отношение" к раз ным состояниям в природе.

Наблюдать изменчивые состояния осенней природы. Называть особые приметы осенней природы в разные периоды, приводить примеры.

Рассматривать произве дения изобразительного искусства, в которых живопис цы и графики отразили изменчивость природы, её раз личные состояния в осеннюю пору.

Сопоставлять, как по-разному художники и поэты от ражают жизнь природы на человека осенью. Называть приёмы, которые используют художники для передачи в картине движения, яркости и мажорности' пейзажей.

Участвовать в обсуждении колорита, динамики пей зажной картины, расположения и характера элементов композиции, гармоничного чередования цветовых пя тен, многообразных графических и цветовых подвиж ных элементов.

Работать по художественно-дидактической таблице. Прослеживать колористические приёмы передачи из менчивых состояний осенней природы. Осуществлять поиск нужных цветовых оттенков для выполнения мо тива осеннего пейзажа.

Изображать один и тот же уголок природы в пору зо лотой и поздней осени. Дополнить композицию изобра жениями домов, людей, техники

12.

Любуйся ритмами в жизни  природы и человека. (14 ч.).

Родословное дерево – древо жизни, историческая память, связь поколений. Групповой портрет: пропорции лица человека, композиция.

Основные содержательные линии. Образ современника. Жанр портрета. Тема люб ви, дружбы, семьи в искусстве. Продолже ние знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия.

Диалог об искусстве. Уважительное отно шение к своей родословной. Красота и гар мония общения с людьми старшего поко ления. Средства художественной вырази тельности в групповом' семейном портрете.

Материалы: кисть, акварель, бумага.

Рассматривать живописные групповые портреты раз ных семей.

Представлять родословное древо своей семьи и гор диться своими близкими.

Участвовать в обсуждении разнообразия тем и сюжетов в изображении семьи разными художниками, осо бенностей рисования характерных пропорций лица.

Выполнять групповой портрет своих близких с пере дачей своего отношения к создаваемому портрету на тему «Я горжусь своей родословной*. Выражать в твор ческой работе отношение к своей семье.

13.

Двенадцать братьев друг за другом бродят... Декоративно-сюжетная компо зиция; приём уподобления, силуэт(1 ч)

Восприятие сказки С. Маршака «Двенад цать месяцев» и произведений живописца К. Васильева и художника-графика В. Алфеевского

Диалог об искусстве. Книжная графика. Выразительные средства в создании худо жественного образа в иллюстрации к сказ ке. Приём уподобления, характерный для народного восприятия- красоты каждого вре мени года.

Творческое задание на размещение фи гур с использованием условного, обобщён ного силуэта.

Материалы: простой карандаш, бумага.

Участвовать в чтении по ролям фрагмента сказки и обсуждении приёма уподобления при описании образов братьев-месяцев в сказке С. Маршака.

Рассматривать поэтические произведения живописи и книжной графики как яркие образы, выбирать раз ные сюжеты для иллюстрации. Представлять зритель но каждый из природных циклов (зима, весна, лето, осень) в образе человека, одетого в традиционную рус скую одежду. Сопоставлять свои представления об об разах героев сказки с изображениями в иллюстрациях художников- иллюстраторов.

Выполнять поисковые эскизы композиции иллюстра ции к сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев». Вы ражать в творческой работе своё отношение к содержа нию и персонажам сказки.

14.

15.

 Год не неделя двенадцать месяцев впереди. Иллюстрация к сказке: компо зиция, цвет (1 ч)

Восприятие произведений художников, создавших сказочные сюжеты :И. Билибииа, В. Алфеевского, мастеров  лаковой  миниатюрной живописи из Палеха и Хо луя, гравюры XVI в.

Основные содержательные линии. Ска зочные образы в народной культуре и декоративно - прикла дном    и с к у с с т в е. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Про должение знакомства с основами художе ственной грамоты: композиция, цвет, ли ния, форма, ритм.

Диалог об искусстве. Цветовая гармония как средство художественной выразитель ности, особенности старинной русской одеж ды героев сказочных сюжетов.

Творческое задание с использованием жи вописных и графических средств вырази тельности,

Материалы (по выбору),

 Новогоднее настроение. Колорит: гармоническое  сочетание родственных цветов (/ ч)

Восприятие     произведений   художников А. Ставровского, II. Парухнова, О. Богаевс к о й      посвя щ ён н ы х    п ра з д н ов ан ию   Н о в о г о   года.

 Эмо циональные возможности цвета. Продолже ние знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.

Рассматривать лаковые миниатюры и иллюстрации к сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев». Вспом нить цветовой круг. Называть основные и составные цвета.

Сопоставлять произведения художников и рассказы вать, какую роль в них играет цвет в зависимости от содержания выбранных сюжетов.

Участвовать в обсуждении средств художественной выразительности -  роли цвета в передаче настроения и признаков времён года, цветовой гармонии в произ ведениях на темы сказок.

Работать по художественно-творческой таблице. Рас сматривать примеры гармонического сочетания цветов и определять по цветовому кругу родственные и кон трастные цвета. Исследовать возможности живописи, подбирать цвета п оттенки, передающие цветовую гам му разного состояния природы в январе, феврале, мар те, апреле.

Выполнить иллюстрацию к сказке С. Маршака «Две надцать месяцев» на основе эскизов предыдущего уро ка с учётом особенностей состояния природы в костю ме конкретного месяца года с помощью цвета и деко ра. Выражать в творческой работе своё отношение к содержанию, выбранным персонажам сказки.

Рассматривать произведения изобразительного искус ства, воссоздающие новогоднее настроение. Называть, какими средствами и художественными приёмами пе редано праздничное настроение в картинах. Высказы вать своё мнение, какую роль играет цвет в работах, художников для передачи настроения новогоднего праздника.

Участвовать в обсуждении содержания и выразитель ных средств различных жанров изобразительного ис кусства, отображающих новогодний праздник.

16.

Твои новогодние поздравления. Про ектирование открытки: цвет, форма, ритм, симметрия (1 ч)

Продолжение знаком ства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.

Диалог об искусстве. История авторской открытки. Содержание и выразительные художественные средства новогодней от крытки.

Творческое задание с использованием ма териалов предыдущего урока и включени ем в проект открытки поздравительной над писи для создания праздничного новогод него настроения.

Материалы (по выбору): альбомная бума га, поролоновая губка, гуашь, акварель, фломастеры, гелиевая ручка.

Рассматривать поздравительную открытку как про изведение графического искусства малых форм. Рас сказывать об основных элементах и атрибутах поздра вительной открытки к Новому году, объяснять их зна чение. Приводить примеры современных конструкций новогодних открыток. Называть наиболее часто встре чающуюся в новогодних поздравлениях цветовую гамм у.

Участвовать в обсуждении привлекательности ново годней открытки, приёмов, которыми пользуются ху дожники для создания праздничного, весёлого настро ения.

Изготовить проект открытки-сюрприза с использова нием элементов симметричного вырезывания, выполне ния рисунка-отпечатка и разноцветного фона. Выра жать в творческой работе своё отношение к новогодне му празднику. Выбирать художественные материалы.

17

Зимние фантазии. Наброски и зари совки: цвет, пятно, силуэт, линия (/ ч)

Восприятие   живописных   произведений  А. Саврасова, Э, Грабаря, Н. Ромадина и графических работ П. Петрова, посвящён ных зимней природе: стихотворений рус ских поэтов.

 Образы природы и человека в живописи. Кра сота и разнообразие природы, человека, зда ний, предметов, выраженные средствами рисунка. Пейзажи разных географических широт. Продолжение знакомства с основа ми художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.

Творческое задание с использованием жи вописных и графических средств вырази тельности в передаче красоты зимы.

Материалы (по выбору); фломастеры, цветные мелки, акварель.

Рассматривать произведения изобразительного искус ства, посвящённые зиме. Рассказывать о том, что ху дожники, перед тем' как написать картину, подолгу на блюдают природу, выполняют много зарисовок, эски зов будущей картины.

Объяснять символическое значение; зимы в природе, жизни и искусстве.

Участвовать в обсуждении средств художественной выразительности, которыми художники передают при меты зимы в разные периоды в разных видах искус ства, называть их.

Описывать устно свои зимние впечатления и наблю дения и использовать их в зарисовках в дальнейшей работе. Подбирать цветовые оттенки для изображения зимнего неба, снега, передавать состояние зимней при роды. Использовать в набросках собственные впечатле ния и наблюдения зимней природы. Выполнить бы стрые наброски заснеженных деревьев, людей, домов по наблюдению и по памяти.

18.

Зимние картины. Сюжетная компози ция: линия горизонта, композиционный центр, пространственные планы, ритм, динамика (1 ч)

Восприятие произведений изобразитель ного искусства современных художников В. Калиничевой, В. Курчевского, поэзии и музыки.

Образы природы и человека в живописи. Кра сота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи.

Творческое задание с использованием вы разительных средств живописи, набросков ггредыдущего  у рок а.

Материалы (по выбору): белая и цветная гуашь, акварель.

 

Рассматривать тематические произведения современ ных художников. Рассказывать о своих впечатлениях и наблюдениях от зимней природы, полученных во вре мя зимних каникул, о том, как переживают зиму люди, животные,   растения.

 Объяснять роль цветовой гаммы в создании определённого состо яния природы, настроения в картине. Называть цвето вые оттенки снега, зимнего неба, подмеченные в нату ре, и находить их в произведениях художников.

Участвовать в обсуждении композиции картин, вы бора художником уровня горизонта и размещения ком позиционно-сюжетного центра.

Рисовать картину зимней природы, включать в ком позицию улицы, дома людей, использовать в изобра жении их действий таблицу «Схемы фигуры человека в разнообразных движениях».

Выполнять творческое задание согласно условиям. Выражать в творческой работе своё отношение к кра соте зимней природы.

19.

Ожившие вещи. Натюрморт: форма, объём предметов, их конструктивные особенности, композиция {/ ч)

Восприятие  предметного  мира  в  произ ведениях   живописцев   XX   в.   К. Петрова- Водкина, II. Кончаловекого, И, Машкова, А. Васильева, В. Эльконина и современных графиков М. Андреева, М. Ромадина.

Чело век, мир природы в реальной жизни: обра зы человека, природы в искусстве. Жанр натюрморта.

Диалог об искусстве. Старинные и совре менные предметы в жизни человека и ис кусстве. «Жизнь обычных вещей» в натюр морте. Выявление красоты старинных ве щей в натюрморте.

Творческое задание с использованием: гра фических средств выразительности, с учё том пропорций и конструктивных особен ностей формы предметов.

Материалы: простой карандаш, фло мастеры, шариковая ручка, цветные мел ки.

Рассматривать предметы старины и современные бы товые вещи как предметный мир, окружающий чело века. Понимать, что бытовые предметы отражают мир увлечений человека, его профессию, народные тради ции, и объяснять это на примерах.

Группировать предметы своего дома по их назна чению, исторической и художественной ценности, месту их в повседневной жизни. Описывать их исто рию.

Вспомнить последовательность изображения симме тричных округлых предметов на основе работы по ху дожественно-дидактической таблице и рисовать их. Выполнять упражнения на передачу пропорций, кон структивных особенностей формы и объёма отдельных предметов с натуры.

Выполнять натюрморт, в котором предметы объеди нены одной темой (по выбору), — «Вещи из старого дома», «Старинные предметы из нашего школьного му зея» или придумывать свой натюрморт. Выражать в творческой работе своё отношение к задуманному на тюрморту

20.

Выразительность формы предметов. Декоративный натюрморт: условность формы и цвета, чёрная линия, штрихи в обобщении формы предмета (1 ч)

Диалог об искусстве. Художественные приёмы обобщения в декоративном натюр морте: условность формы и цвета предме та, чёрная линия, штрихи в обобщении фор мы предмета.

Рассматривать натюрморты художников. Сопостав лять и сравнивать реалистическое и декоративное ре шение натюрморта. Вспомнить приёмы создания деко ративного натюрморта, изученные в 1—3 классах, и на зывать их.

Объяснять смысл понятия декоративность и то, ка кую роль играет цвет в декоративной композиции, на сколько он может соответствовать цвету реального пред мета или отличаться от него. Узнавать и называть при ёмы декоративного решения натюрморта: условность формы и цвета предмета, усиление цветового контраста.

Участвовать в обсуждении средств выразительности в декоративном решении натюрмортов, художествен ных приёмов обобщения в декоративном натюрморте.

21.

Русское поле, Бородино, Портрет. Батальный жанр.

Основные содержательные линии. Отра жение в произведениях пластических ис кусств общечеловеческих идей о нравствен ности и эстетике: отношение к природе, че ловеку и обществу. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества. Жанр портрета. Продолжение знакомства с основами художественной гра моты: композиция, цвет, линия.

Диалог об искусстве. Герои Бородинско го сражения в искусстве.

Творческое задание с использованием ху дожественных приёмов и средств выразительности графики и приёма схематичного рисования фигур для определения пропор ций и характера движения воина.

Материалы: фломастеры, пастель, шари ковая ручка.

Рассматривать произведения портретного и батально го жанра в искусстве как отражение героических со бытий Отечественной войны 1812 г.

Рассказывать, что известно о Бородинском сражении, и высказывать своё мнение об образах конкретных ге роев сражения.

Объяснять смысл понятия батальный жанр.

22.

«Недаром помнит        Россия про   день Бородина...» Сюжетная компози ция: композиционный центр, колорит (1 ч)

Диалог об искусстве. Отечественная вой на 1812г. в изобразительном искусстве. Созвучность образного строя произведений живописи и графики об Отечественной во йне 1812г. произведениям о Великой От ечественной войне 1941 —1945 гг.

Рассматривать произведения живописи, в которых ху дожники отразили мужество и героизм всего русского народа. Рассказывать, какие строки из стихотворения М. Лермонтова передают героику и трагизм происхо дящих военных событий, отображённых на фрагменте панорамы «Бородинская битва» Ф. Рубо. Называть глав ных героев батальных композиций, их действия, детали воинского снаряжения, боевую ситуацию. Высказывать своё мнение о том, какое отношение к участникам вой ны передал в картинах художник В. Верещагин. Участвовать в обсуждении средств выразительности языка живописи в представленных живописных про изведениях, отображающих моменты Отечественной во йны 1812 г.

Работать по художественно-дидактической таблице. Рассматривать возможные сюжеты военных действий.

Выполнять иллюстрацию к фрагменту стихотворения М. Лермонтова «Бородино», используя предваритель ные зарисовки, выполненные на прошлом уроке. Вы ражать в творческой работе своё отношение к героиз му русского народа известными художественными при ёмами и: средствами

23.

Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома. Образы-символы, Орнамент: ритм, сим метрия, символика {/ ч)

Восприятие орнаментов в конструкции избы, костюма, а также образов-символов в их орнаментальном украшении.

 Человек, мир природы в реальной жизни: обра зы человека, природы в искусстве. Пред ставление о роли изобразительных (пласти ческих) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Продолжение знакомства с ос новами художественной грамоты: компози ция, цвет, линия, форма, ритм.

Диалог об искусстве. Символика народ ного искусства, образ мира, заключённый в облике и орнаментике крестьянского жи лища и народного костюма. Сходство этих орнаментальных композиций и их место нахождение.

Творческое   задание   с   использованием приёмов коллективной работы в группах. Материалы (по выбору).

Рассматривать произведения народного декоративно-прикладного искусства, в которых нашло отражение многообразие картины мира, красота и разнообразие орнаментальных украшений. Рассказывать об орнамен тальном оформлении народного жилища и костюма, предметов быта и игрушек. Раскрывать символический смысл конструкции и декора избы и костюма.

Сравнивать орнаментальные элементы в резном деко ре изб, домашней утвари, костюме.

Выполнять композицию «На деревенской улице празд ник», работая в одной из творческих групп по изготов лению праздничного женского головного убора, основ ной части народного женского костюма, силуэтов фа сада крестьянских домов, оконных наличников или кукол в народных костюмах. Выражать в творческой работе свои художественно-эстетические знания и ху дожественные умения и навыки в рисунке, апплика ции, бумагой ластике, лоскутной технике.

Обсуждать творческие работы одноклассников и да вать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности

24.

Народная расписная картинка-лубок. Декоративная композиция: цвет, линия, штрих (1ч)

Основные содержательные линии. Пред ставление о роли изобразительных (пласти ческих) искусств в повседневной жизни че ловека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических ис кусствах природных, географических усло вий, традиций, религиозных верований раз ных народов (на примере изобразительно го и декоративно-прикладного искусства на родов    России.    Продолжение  знакомства с основами художественной грамоты: ком позиция, цвет, линия, форма, ритм.

Творческое задание с использованием гра фических приёмов чёрного контура, штри хов и цветовой гаммы лубочной картинки.

Материалы: чёрная шариковая ручка и тонкие фломастеры, кисть, акварель, бу мага.

Объяснять, чем лубочная картинка отличается от из вестных графических произведений, что её роднит с дру гими видами народного искусства.

Участвовать в обсуждении специфики искусства рус ского лубка, графического решения природы (земли, травы, деревьев, животных), человека, элементов одеж ды.

Выполнять поисковый эскиз композиции лубка, вы брав для сюжета декоративной композиции пословицу, поговорку или слова народной песни.

25.

Народная расписная картинка-лубок. Декоративная композиция: цвет, линия, штрих (1 ч)

Основные содержательные линии. Кра сота и разнообразие природы, человека, зда ний, предметов, выраженные средствами рисунка. Продолжение знакомства с осно вами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.

Диалог об искусстве. Народные лубочные картинки как своеобразные портреты одно го, двух героев в композиции. Композици онные, графические, декоративные и коло ристические особенности народного лубка. Главные из них - чёткий графический ри сунок, который часто держится на чёрном контуре с множеством разнообразных штри хов, передача пространства, размер и ме сто текста.

Творческое задание с использованием гра фических приёмов чёрного контура, штри хов и цветовой гаммы лубочной картинки.

Материалы: графические.

Рассматривать народную картинку как иносказатель ный, часто насмешливый рассказ о людских пороках, когда народные мастера «прятали» своих героев в об разы животных, шутов, былинно-сказочных или песен ных героев. Высказывать своё мнение о понравившем ся: сюжете и отношении к нему, подбирать текст к сю жету. Объяснять смысл понятий лубок, лубочная кар тина, народная картина,

Участвовать в обсуждении композиционных, гра фических и колористических особенностей народного лубка.

Выполнять композицию лубка карандашом, раскра шивая акварелью и нанося обводку чёрным фломасте ром, тонкой кистью. Выражать в творческой работе своё-отношение к выбранному сюжету, выбирая соответству ющие средства художественной выразительности

26.

Восхититесь созидательными силами природы и человека ( 9ч).

Вода – живительная стихия. Проект

экологического плаката: композиция, ли ния, пятно (1 ч)

 Основные содержательные линии.

Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных обра зов природы. Искусство вокруг нас сегодня. Продолжение знакомства с основами худо жественной грамоты: композиция, цвет, ли ния, форма, ритм.

Диалог об искусстве. Природная сти хия – вода, раскрытие её роли в жизни че ловека и места в искусстве. Виды и язык плакатного искусства, особенности его гра фического, цветового и композиционного решения.

Рассматривать произведения живописи, графики, де коративно-прикладного искусства, в которых отобра жена живительная сила природной стихии – воды. Рассказывать о своих наблюдениях за водой в родных местах, о необходимости бережного отношения к воде.

Сравнивать произведения художников-пейзажистов и плакатистов, находить общее и различное в изображе нии природной стихии, в передаче цвета, света формы, объёма предметов.

Подготовить материалы (вырезки из журналов, свя занные с темой изображения, цветную бумагу, слова-заготовки) для выполнения на следующем уроке пла ката в технике коллажа. Выполнять кистью, гуашью поисковые эскизы плаката на тему «Вода — жизнь», намечая яркими пятнами места размещения текста и общие очертания изобразительных элементов.

27.

Повернись к мирозданию. Проект экологического плаката в технике колла жа (/ ч)

Основные содержательные линии. Искус ство вокруг нас. Использование различных художественных материалов и средств  для создания выразительных образов природы. Продолжение знакомства с основами худо жественной грамоты: композиция, цвет, ли ния, форма, ритм.

Диалог об искусстве. Средства художе ственной выразительности плаката (лако ничность, ограниченность цвета, условность и простота изобразительных элементов, чёт кость и хорошая читаемость текста, деко ративность).

Творческое задание с использованием под готовленных материалов. - Материалы: цветная бумага, вырезки из журналов, газет, фотографии, маркер, фло мастер.

Рассматривать разные варианты композиций плака тов, размещение, содержание призывов, величину тек ста и анализировать их. Высказывать свои впечатле ния, чувства, которые вызвали произведения художни ков-плакатистов.

Объяснять смысл понятий экологический плакат, коллаж.

Участвовать   в  обсуждении  поисковых  эскизов  для выполнения  их в технике  коллажа,  того,  как можно использовать технику  коллажа для  создания проекта    плаката.

Создать   проект   плаката   на  тему   «Вода. — жизнь»     в технике  коллажа  на  основе предварительных эскизов, выполненных на прошлом уроке. Выражать в творческой работе своё отношение к природе средствами

художественного образного языка плаката.

28 – 29

30.

Русский мотив. Пейзаж: компо зиция, колорит, цветовая гамма, про странство (2 ч)

Восприятие произведений русских худож ников-пейзажистов XIX—XX вв. А. Савра сова., Б. Домашникова, П. Фомина и народ ного мастера Т. Милютина из Холуя, их ко лорит в передаче примет весны.

Диалог об искусстве. Средства вырази тельности в передаче художниками весен него состояния природы, характерного для среднерусской полосы и северных регионов России.

Всенародный праздник — День По беды, Патриотическая тема в искусстве: образы защитников Отечества (1 ч)

Основные содержательные линии. Пред ставления народа о красоте человека (внеш ней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества. Основные темы скульптуры.  

Выразительность объёмных композиций. Продолжение знакомства с ос новами художественной грамоты: компози ция, цвет, линия, форма, объём, ритм.

Диалог об искусстве. Эстафета поколений и историческая перспектива подвига наше го народа в Великой Отечественной войне 1941 —1945 гг. и памяти о нём.

Рассматривать произведения изобразительного искус ства, в которых созданы образы русской весенней при роды России разных географических широт. Расска зывать о своих наблюдениях и впечатлениях от вос приятия произведений искусства и красоты весенней природы в родных местах, об их цветовой гамме. На зывать оттенки цвета, которые используют живописцы в изображении лесных далей, и объяснять, как можно добиться неясных оттенков цвета в работе акварелью, гуашью.

Участвовать в обсуждении того, какие моменты ве сенней природы заинтересовали художников, чем они любуются и восхищаются, находить общее и различное в передаче радостного обновления всего живого, при роды, человека, сравнивать средства художественной выразительности в передаче особых примет весенней природы в разные периоды.

Обращать внимание на приёмы заполнения простран ства, и передачи воздушной среды, находить различия в построении композиционных схем, определять, что меняется в изображении неба, моря при изменении уровня горизонта. Определять, на каких палитрах пред ставлена цветовая, гамма произведений вернисажа. Экс периментировать с художественными материалами в пе редаче определённого весеннего состояния.

Выполнять по памяти или по наблюдению эскиз ком позиции весеннего пейзажа. Выполнять композицию «Русский мотив», выбрав художественные материалы для создания максимальной выразительности замысла.

Рассматривать произведения живописцев, скульпто ров, соотносить их с произведениями литературы о ге роях Великой Отечественной войны 1941 —1945 гг. и о Дне Победы. Называть произведения искусства, по свящённые защите Отечества, из курса 1—3 классов.

Высказывать своё мнение о средствах выразительно сти, которыми художники: и скульпторы раскрывают в произведениях эстафету поколений и историческую перспективу подвига народа и памяти о нём. Объяс нять смысл понятия монументальное искусство.

Участвовать в обсуждении произведений искусства, посвящённых историческим событиям Великой Отече ственной войны 1941 —1945 гг., подвигу народа.

Выполнить эскиз памятной плакетки «Слава воину-победителю». Выполнять эскиз памятника, посвящён ного Победе в Великой Отечественной войне. Выражать в творческой работе своё отношение к всенародному празднику, ощущение радости и торжества

31.

«Медаль за бой, за труд из одного металла льют». Медальерное искусство: образы-символы (/ ч)

Восприятие изображений орденов и ме далей для награждения за заслуги в защи те социалистического Отечества и другие военные заслуги в период Великой Отече ственной войны 1941 —1945 гг.

Основ ные темы скульптуры. Элементарные при ёмы работы с пластическими скульптурны ми материалами. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: ком позиция, цвет, линия, форма, объём, ритм.

Диалог об искусстве. Медальерное искус ство. Особенности лаконичного решения ор денов и медалей, применение символов, эм блем и аллегорий.

Творческое задание с использованием из вестных средств художественной вырази тельности и приёмов работы с пластили ном .

Материалы: пластилин.

 

Рассматривать ордена и медали, которыми отмечены

подвиги народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Рассказывать, как каждое изображение свя зано со значением медали.

Объяснять смысл понятий медаль, орден, медальер ное искусство.

Участвовать в обсуждении того, что изображено на медалях городов-героев «За оборону Ленинграда», «За оборону Москвы», «За оборону Севастополя», «За обо рону Сталинграда ».

Выполнять памятную плакетку «Слава воину-победи телю» согласно эскизу. Выражать в творческой работе своё отношение к наградам за защиту Отечества извест ными художественными приёмами и средствами выра зительности

32 - 34

 Орнаментальный образ в веках. Орнамент народов мира: региональное разнообразие и национальные особен ности (3 ч)

 Восприятие произведений народных ма стеров и художников декоративно-приклад ного искусства разных стран.

Основные содержательные линии. Зна комство с несколькими наиболее яркими культурами мира (Древняя Греция, средне вековая Европа, Япония или Индия). Диалог об искусстве. Особенности орна ментов народов России и мира.

Творческое задание на подбор орнамен тов бытовых предметов, костюмов, интерье ров разных стран мира.

Материалы: иллюстрации из журналов, фотографии, ресурсы Интернета.

 

Различать орнаменты известных регионов России. Рассказывать о значении знаков-символов в декоративном убранстве одежды и жилища русского человека.

Находить отличия в орнаментах России, Италии, Франции, Турции и др.

Участвовать в обсуждении художественных законо мерностей орнаментального образа в использовании раз личных выразительных средств разными народами мира.

Готовить презентацию орнаментальных композиций на предметах, созданных в традициях народного искус ства в разных странах мира. Выражать в творческой работе своё отношение к красоте орнамента.

Оценивать результаты творческой работы в соответ ствии с поставленной задачей.

Выполнять задания творческого и поискового харак тера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Программа разработана на основе государственной  образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...

Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского

Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....

Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)

Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...

Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...

Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...