"Поздравительная открытка, декоративная закладка» , 3 класс.
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме
Урок по теме: "Поздравительная открытка, декоративная закладка» , 3 класс, программа Б.Неменского. Это интегрированный урок, но может проводить и учитель изо, если есть опыт работы в графическом редакторе Paint. Фрагменты мультимедийной презентации используются в данном уроке на этапе изучения нового материала и способствуют развитию чувства прекрасного. На уроке применяются различные формы и методы работы: предварительная поисковая работа учащихся по теме «Золотая Хохлома», рассказ, показ, работа на компьютере..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_pozdravitelnaya_otkrytka.docx | 31.99 КБ |
narodnye_promysly.zip | 1.25 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме "Поздравительная открытка, декоративная закладка» , 3 класс.
Цель урока: Формирование умений для создания поздравительной открытки или декоративной закладки с элементами хохломской росписи в графическом редакторе Paint
Образовательные: познакомить учащихся с терминами «открытка», «графика», с народным промыслом «Золотая Хохлома»; продолжить работу по выработке умений пользоваться компьютером, изучение основных параметров работы с графическим редактором Paint, навыков умения работать с инструментами - "копирование", "вставка"; научиться создавать открытку или декоративную закладку, используя одну или несколько одинаковых фрагментов;
Развивающие: развитие творческой личности, развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся; чувства прекрасного, навыки работы на компьютере, дружеское и деловое общение учащихся в совместной работе.
Воспитательные: воспитание интереса к народным промыслам, к «Графике», любовь к предмету и коммуникабельность
Тип урока: интегрированный – изучение новых знаний, формирование новых умений.
Литературный ряд: стихи о «Золотой Хохломе», стихи о мастерах, Геннадий Федотов «Большая энциклопедия ремесел», издательсьво «Эксма», 2008г.;
Серия «История России» «Народные промыслы», издательство «Белый город», 2007г.; Л.Д.Рондели - Народное декоративно-прикладное искусство. В.Б.Фозенвассер – беседы об искусстве. Журнал «Искусство в школе»1992г. № 3,4. Журнал «Юный художник» 1991г. № 1, 1989 № 1.В.Б.Косминская, Н.Б.Халезова – Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей.Интернетwww.webartplus.narod.ru/folk7.html. http://literra.websib.ru/borovikova/text_article.htm?52
Музыкальный ряд: слайды с музыкальным сопровождением Марии Пахоменко; песня: «Если с другом вышел в путь, веселей дорога. Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями – много!».
Материалы и оборудование: презентация: открытки, закладки, легенда о Хохломе», технология изготовления, растительный узор; изделия «Золотая Хохлома»; изделия и посуда с хохломской росписью, игрушки – матрешки с хохломской росписью, образцы росписи, детские рисунки (приложение), компьютер с программным обеспечением (графический редактор Paint), проектор, видеоаппаратура, плакаты.
Методы и приемы:
1. исследовательский, метод проблемного изложения, проблемный метод, видеометод, совместная деятельность, проблемно-поисковый, практический, самостоятельный (продуктивно-творческая деятельность
Этапы урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний: теплые и холодные цвета
III. Знакомство с новой темой:
- Знакомство с терминами «открытка», «графика».
- Сообщение поисковой группы учащихся;
- Знакомство с «Золотой Хохломой»;
- Изучение элементов «копирование», «вставка» (пошаговая инструкция)
IV. Физкультминутка.
V.Самостоятельная работа.
Выполнение открытки с хохломской росписью на компьютере в программе Paint.
VI. Итог урока. Рефлексия.
Содержание урока
- Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте ребята! Садитесь.
Прекрасная осенняя пора....Выглянет солнышко из-за осенних туч, и сразу лес вспыхнет чудесным огнём. Золотом горят листья берёзок, клёнов, драгоценными рубинами краснеют спелые ягоды калины, рябины. А это уже не осенний лес, а посуда, но такая же нарядная, красочная. Будто это не обыкновенные деревянные миски да ложки, ковши-братины да чаши, а золотые! Такую посуду и на царский стол поставить не стыдно. (Слайды №1,2).
Итак, тема нашего урока «Поздравительная открытка, декоративная закладка с элементами хохломской росписи». (Слайд №3).
На предыдущем уроке мы познакомились с народным промыслом - Гжелью, сегодня познакомимся с «Золотой Хохломой» и научимся составлять открытку или закладку с элементами хохломской росписи в графическом редакторе Pain, применяя новые знания и те знания, умения и навыки, которыми вы уже владеете.
Ветка плавно изогнулась
И колечком завернулась.
Рядом с листиком трехпалым
Земляника цветом алым.
Засияла, поднялась,
Сладким соком налилась.
А трава, как бахрома,
Золотая хохлома!
Все листочки как листочки
здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди
называют хохломой! (слайд №4)
II. Активизация опорных знаний: теплые и холодные цвета
Учитель: посмотрите внимательно на слайд. Что вы можете по этому слайду мне рассказать? (Слайд №5)
Ученик: На слайде множество изображений. Я думаю, они здесь неслучайно. Здесь изображены узоры, посуда. Я вижу «Гжель». Мы уже его расписывали на тарелках из папье – маше.. Гжель относится к народным промыслам. Она изготовлена из глины. Другую посуду я тоже видел. Она сделана из дерева.
Ученик: Здесь изображены предметы, имеющие теплые и холодные цвета.
Ученик: голубой, синий, фиолетовый - это холодные цвета, красный, оранжевый, желтый – это теплые цвета. Зеленый может быть и теплым и холодным. Это зависит, к какому цвету он ближе - желтому или голубому.
Учитель: А на этом слайде что видим? (Слайд №5)
Ученик: Цветовой круг: красный оранжевый желты, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Еще я вижу радугу. Она имеет такие же цвета, что и на цветовом круге.
Ученик: Чтобы вспомнить цвета радуги мы запоминаем подсказку «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»
Учитель: Какие вы молодцы, все помните, мне очень приятно. Вы мне доставили большую радость своими познаниями, и у меня поднялось настроение. А у вас хорошее настроение? Если хорошее настроение улыбнитесь друг – другу и пожелайте успехов
Знакомство с новой темой:
- Знакомство с терминами «открытка», «графика»
Учитель: Сегодня мы знакомимся с терминами «открытка», «графика»,познакомимся с «Золотой Хохломой», которая имеет только теплые цвета: цвет солнца, огня, тепла, цвет улыбки мамы.
Что же это за названия?
Открытка – это открытое письмо. (Слайд 3). Вы все видели открытки, они продаются в магазинах, на почте. Открытки распространяются огромными тиражами, они являются произведением искусства. Этот вид искусства называется «графика». Раз их много производят, тиражами, то и отсюда название «Тиражная графика». Открытки появились примерно в конце 19 века. Появление открытки во многом было вызвано сугубо практическими надобностями, да и сегодня она, не утратив своей первоначальной функции, является одним из видов почтовой связи, хотя и мало распространенным по причине наличия более скоростных вариантов передачи информации.
Учитель: какие скоростные передачи открыток , кто скажет?
Ученик: можно открытку послать по мобильному телефону или по интернету.
Учитель: Да, ныне функции открытки несколько изменились, и мы воспринимаем ее главным образом как атрибут праздника и поздравления. Вы сегодня тоже будете художниками-графиками и на компьютере выполните свою открытку с хохломской росписью. Что за непонятное название – «Хохлома», и почему ее называют «Золотой»? Чтобы это понять мы послушаем нашу поисковую группу, которая приготовила нам стихи о «Хохломе».
- Сообщение поисковой группы.
1 ученик: Я узнала, что есть песня о хохломе. Ее исполняет певица Мария Пахоменко. Я прочту наизусть слова из этой песни.
Городок красивый есть,
И хвала ему, и честь,
Просто русский городок -
Волго-Вятский говорок.
Островок в лесах зелёных
В окружении озёр.
Город сказочный - Семёнов -
О тебе наш разговор.
Покупайте, покупайте для красы и для души:
Поварёшки, чашки, ложки и диковины-ковши,
Огненные кони в бликах солнца, золотые купола…
И одним лишь словом это всё зовётся - Хохлома! Хохлома, Хохлома.
А теперь сказать пора
О самих о мастерах.
Что ни мастер - чудодей -
Нет узора без затей!
Мастера резца и кисти -
Из-под ваших добрых рук
Травы, ягоды и листья
Распускаются вокруг
Хохлома, Хохлома.
И молва идёт не зря
Через горы и моря,
Восхищается весь мир -
Ай да русский сувенир!
Ах, какие чудо-краски,
Ух, российские умы!
И по свету бродят сказки
И улыбки Хохломы.
2 ученик: Я к уроку выучила стихотворение о мастерах.
Есть жажда творчества,
Уменье созидать.
На камень камень класть,
Вести леса строений.
Не спать ночей, по суткам голодать,
Вставать до звёзд и падать на колени.
Остаться нищим и глухим навек,
Идти с собой, с своей эпохой вровень
И пить из тех целебных рек,
К которым прикоснулся сам Бетховен.
Брать в руки гипс, склоняться на подрамник,
Весь мир вместить в дыхание одно,
Одним мазком весь этот лес и камни
Живыми положить на полотно.
Не дописав,
Оставить кисти сыну,
Так передать цвета своей земли,
Чтоб век спустя всё так же мяли глину
И лучшего придумать не смогли.
- ученик: стихотворение «Хохломская роспись»:
1Хохломская роспись -
Алых ягод россыпь
Отголоски лета
В зелени травы
Рощи – перелески
2Шелковые всплески
Солнечно - медовой
Золотой листвы
У красы точеной-
Сарафан парчовый
3По волнам узоров
Яхонты горят.
Что за чародеи
Хохлому одели
В этот несказанный
Праздничный наряд?
Роспись хохломская
Словно колдовская
В сказочную песню
Просится сама.
И нигде на свете
Нет таких соцветий
Всех чудес чудесней
Наша хохлома
- Знакомство с «Золотой Хохломой»
Учитель:Ребята, вы от поисковой группы узнали о «Золотой Хохломе». Молодцы поисковики, не подвели!
Я расскажу вам легенду о «Золотой Хохломе»: Хохлома родилась в Заволжье. По берегам рек Керженец и Ветлуги издавна жили мастера, изготовлявшие деревянную посуду (Слайд 7). Свои изделия мастера делали похожими на золото и расписывали их орнаментом. Хохлома - это торговое село, где изготавливали посуду и продавали ее на крупнейших ярмарках. Легенда о том, как пришла на волжскую землю "хохлома" и где она взяла свои огненные краски. (Слайд 8). Рассказывают, что жил в давние времена в Москве мастер - иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса. Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками. Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом. Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени и чернь пепелища. Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера - кисть из солнечных лучей.
Такова легенда. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но ее, правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику.
Рефлексия
- Понравилась вам легенда?
- Где родилась «Хохлома?»
- Из какого дерева изготовляли посуду?
- Если внимательно слушали легенду, почему краски цвета огня и пепла?
Как же изготовляли «Золотую Хохлому?» (Слайд 9). Внимательно посмотрите, подумайте и составьте рассказ об изготовлении посуды.
Ученик. У нас вокруг леса. Если есть лес, то человек имеет все: дома, дрова, мебель, посуду. Для изготовления посуды мастера пилили пилой осину или липу. Потом снимали кору, распиливали на небольшие чурбаны, выдалбливали углубления, обрабатывали ножом и в конце шлифовали. Это называлось «Белье».
Учитель. Правильно, кто продолжит рассказ.
Ученик. Изделие из дерева покрывают грунтом из глины, сушат в печи, шлифуют, чтобы была гладкой.
Учитель правильно, (Слайды №10,11)
потом ее обмазывали олифой, чтобы появилась липкая плёнка, к которой легко пристаёт полуда. «Полуда» = это измельчённый порошок металла. Втирание полуды – это «лужение» и посуда становится серебряным. Затем ее красят и расписывают. Когда изделие расписано, его покрывают несколькими слоями лака-олифы и закаливают в горячей печи. Серебряный цвет от высокой температуры становится золотым.
Сначала хохломская посуда, какой была?
Ученик: деревянной.
Учитель: верно, а дальше сделай вывод?
Ученик: Она была деревянной - «Белье», потом из-за металлического порошка «Полуды»стала серебряной, а после горячей печи стала золотой.
Учитель: Этот секрет золочения мастера позаимствовали у иконописцев
Какие же мотивы в хохломской росписи? (Слайд 12, 13)
Ученик: Мотивы хохломской росписи это травка, кудрины. Художники любят изображать ягоды: малину, смородину, калину, рябину. Если травка закручивается, то она становится кудриной.
Учитель: Цветущие кусты и плоды на Руси считались пожеланием добра и благополучия, поэтому-то их так много в хохломской росписи (слайд №12,13).
Вы узнали, что хохломская роспись представляет собой растительный орнамент, составленный из небольшого числа мотивов называемых травка, ягодка, яблочко, листик, виноград. (Приложение). Посмотрите хохломскую роспись в детских работах. Хохломская роспись применяется и в легкой промышленности (приложение) и в изготовлении деревянных игрушек (изделия и слайды №14,15).
Сейчас вы увидите неземную красоту, выполненную художниками – великими мастерами. Поистине чудесней хохломы не найти. (Слайдыв сопровождении песни в исполнении Марии Пахоменко).
- Изучение элементов «копирование», «вставка». Продолжение знакомства с
инструментами графического редактора Paint; (пошаговая инструкция, практическая работа).
Вы готовы приступить к работе на компьютере? На компьютере можно выполнить открытку или декоративную закладку с хохломской росписью в круге, вполосе, можно самому нарисовать, а можно копировать, вставлять, готовые элементы росписи. В графическом редакторе Paint вы уже работали и знаете, где находятся инструменты. Сегодня мы с вами будем упражняться в копировании. Вы за мной повторяете технологию. Пошаговая инструкция все время перед вашими глазами. Если вы что-нибудь забудете или перепутаете, можно взглянуть.
(Упражнение в копировании, рисовании элементов на компьютере. Работа в графическом редакторе). Я показываю, а вы повторяете за мной.
Шаг первый: на панели инструментов взять эллипс или прямоугольник и с помощью мыши придать форму открытки или закладки;
Шаг второй: на панели найти надпись «Слои» и, щелкнув мышью, открыть его;
Шаг третий: найти надпись «Импортировать из файла» и щелкнув мышью открыть «Мои рисунки»;
Шаг четвертый: щелкать на выбранном рисунке, нажать «Открыть» и он появится на вашем листе;
Шаг пятый: левой кнопкой мыши щелкнуть на скопированном рисунке и потянуть его на круг;
Шаг шестой: открыть «Слои», найти там надпись «Дублировать слой», левой кнопкой мыши рисунок потянуть и установить на другом месте. Повторять до нужного количества;
Шаг седьмой: точно так же копируем другой рисунок из папки «Мои рисунки»; устанавливаем, если рисунок нужно повернуть, то правой кнопкой мыши поворачиваем в нужную сторону.
Шаг восьмой: находим на панели инструментов «отменить выделение»;
IV. Физкультминутка
V.Самостоятельная работа.
Вы сегодня художники-графики! Ваша задача изготовить поздравительную открытку или декоративную закладку. Для этого вы должны найти среди множества изображений в папке «Мои рисунки» изображения узоров или изделий золотой хохломы и вставить в свою работу. Работать будете попарно. Ваш успех зависит друг от друга. «Если с другом вышел в путь, веселей дорога. Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями – много!». (Звучит мелодия песни во время работы).
VI. Итог урока. Рефлексия.
- анализ работ, выставление оценок.
Учитель: на уроке вы познакомились с терминами «открытка», «тиражная графика», с хохломской росписью; увидели возможности компьютерной графикии выполнили открытки в программе Paint.
Вы соприкоснулись с тайной древнего искусства, и, перекинув мостик в сегодняшний день, осуществили аналогичную работу с помощью компьютерной техники.
Ребята, мы сейчас все вместе посмотрим на открытки. Проведем анализ работ. (Дети сами проводит анализ).
Ученики: красиво, интересная открытка, закладка, у всех получилось по-разному и т.д.
Учитель: Вы сегодня были настоящими художниками-графиками. Все работы прекрасны. Вы смело их можете подарить мамам на день матери, учителям, своим друзьям. Все вы заслужили оценку «5». Поисковая группа, подготовившая стихотворения о золотой хохломе, получает дополнительную оценку «5». Работы, выполненные на компьютере, мы вывесим на следующем уроке с остальными работами за четверть и проведем урок-экскурсию по теме «Искусство в твоем доме».
Ваши работы я распечатаю и принесу на следующий урок.
- Рефлексия:
Закончите предложение:
- Понравилось работать на компьютере, особенно…
- Сегодня мы узнали…
- Было интересно, весело…
- Научились создавать свою открытку…
- Было трудно…
- Вдвоем работать лучше, чем одному…
- Вспомнили холодные и теплые цвета…
- Узнали о «Золотой Хохломе»…
3.Домашняя работа: принести все свои рисунки, которые мы рисовали в течение четверти по блоку «Искусство в твоем доме» для проведения урока-экскурсии. Подготовиться к уроку для выступления в роли экскурсовода.
Всем спасибо за урок.
Подписи к слайдам:
« Золотая хохлома»
Тема: «Поздравительная открытка, декоративная закладка » Открытка-открытое письмо Виды открыток
«Золотая хохлома»
Теплые и холодные цвета Гжель Хохлома
Стадии производства изделий хохломской росписи Ковш-лебедь, материал – липа. Ковш-лебедь. Перед росписью покрыт цветным лаком.
Ковш-лебедь Хохломской после операции ковш- лебедь лужения
Мотивы хохломской росписи
Изделия с хохломской росписью сумка Фартук, салфетки
Игрушки, расписанные хохломской росписью
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс ученика: "Поздравительная открытка".
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3758317","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 48px; height: 47px;"}}]]Мастер-класс ученика: "Поздравительная открытка" (работ...
Урок ИЗО 3 класс Поздравительная открытка
урок по системе Неменского 1-4 кл....
Технологическая карта урока технологии «Образ и конструкция открытки. Новогодняя поздравительная открытка» 2 класс
мини-проект по созданию новогоднее открытки...
Презентация по трудовому воспитанию на тему: технология изготовления аппликации-открытки "Поздравительная открытка ко дню пожилого человека"
Открытка выполнена в технике «аппликация» с элементами оригами и бумагопластики.Цель: развитие творческих способностей субъектов образовательного процесса посредством создания открытки в технике «аппл...
Конспект урока по технологии на тему "Декоративный цветок Астра.Поздравительная открытка" 4 класс
....
Конспект урока изобразительного искусства: "Поздравительная открытка. Изображение открытки" ( УМК " Школа России" , 3 класс)
Тема: «Поздравительная открытка. Изображение открытки»Цели деятельности учителя: развитие творческих способностей учащихся в процессе рисования открытки; формирование представления о...
Технологическая карта урока по технологии "Изготовление поздравительной открытки на 9 мая.Изделие: Поздравительная открытка на 9 мая" (УМК "Перспективная начальная школа", 1 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для ознакомления с историей праздника, для изготовления поздравительной открытки к 9 мая.Задачи урокаДидактические:Повторить...