Рабочая программа кружка "Народные узоры"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Программа кружка «Народные узоры»
для обучающихся 1 класса.
Автор: Разина Наталья Викторовна
Пояснительная записка.
Программа рассчитана на 33 часа.
Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю по 45 минут
Кружок формирует художественный вкус, развивает чувство прекрасного, творческую инициативу.
Методика проведения кружковой работы строится на тематическом разнообразии, заинтересованном воплощении каждой темы.
Данная программа предусматривает углубленное ознакомление с теоретическими знаниями по декоративной работе и народным орнаментам, практические упражнения и выполнение художественных работ по народным мотивам.
На занятиях кружка дети совершенствуют навыки и умения, полученные на уроках изобразительного искусства по декоративному рисованию.
Работы выполняются под руководством учителя и по собственному замыслу детей. Предусматриваются коллективные, групповые и индивидуальные творческие работы.
Работа, выполненная своими руками - огромная радость для ребят.
Это помогает поддерживать эмоциональный настрой в коллективе, интерес к занятиям.
Формы подведения итогов реализации данной программы: выставки, конкурсы, творческие отчёты и проекты.
Программа актуальна, поскольку предполагает формирование у младших школьников ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, даёт возможность каждому воспитаннику реально открыть для себя волшебный мир декоративно - прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности
Первый год обучения – ознакомительный. Раннее обучение младших школьников предполагает простую степень сложности. Основная задача: помочь ребёнку преодолеть чувство страха перед новым, неизведанным; дать возможность поверить в успех и свои творческие способности; научить вести себя в коллективе; развивать мелкую моторику рук, глазомер; освоить приёмы владения простейшими инструментами; прививать культуру труда. Работы выполняются по образцу.
Второй год обучения – элементарная грамотность. Основные задачи: расширить представление о возможностях предлагаемых видов изобразительной деятельности, продолжить развитие навыков владения инструментами и материалами; освоить простые изобразительные техники и приёмы, стимулировать самостоятельное творческое мышление.
В результате обучения школьники должны знать:
- виды декоративно – прикладного творчества;
- народные художественные промыслы России и их историю;
- названия и назначение инструментов;
- названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;
- правила организации рабочего места;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами.
Должны уметь:
- правильно организовать рабочее место;
- пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретённые навыки на практике;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами;
- выполнять работы самостоятельно согласно технологии;
- сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищескую помощь, проявлять самостоятельность.
Приёмы и методы организации занятий кружка.
В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд, учение, общение, творчество. При этом соблюдаются следующие правила:
виды деятельности должны быть разнообразными, социально значимыми, направлены на реализацию личных интересов членов группы;
деятельность должна соответствовать возможностям отдельных личностей, рассчитана на выдвижение детей на роли лидеров, чьё влияние благотворно;
необходимо учитывать основные черты коллективной деятельности: разделение труда, кооперацию детей, сотрудничество детей и педагога.
При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:
воспитывающего характера труда;
научности (соблюдение строгой технической терминологии, символики и др.)
связи теории с практикой
систематичности и последовательности;
учёт возрастных и индивидуальных особенностей личности;
доступности и посильности;
сознательности и активности;
наглядности;
прочности овладения знаниями и умениями (достигается реализацией всех вышеперечисленных принципов).
В процессе обучения в кружке у детей формируются три основные группы практических умений и навыков:
1) политехнические: измерительные, вычислительные, графические, технологические;
2) общетрудовые: организаторские, конструкторские;
3) специальные: обработка бумаги, картона и других материалов; овладение различными техниками работы с акварелью, гуашью.
Формы организации учебной деятельности: групповая, конкурс, выставка, экскурсия, творческая мастерская.
Основной вид занятий – практический.
Используются следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично поисковый или эвристический, исследовательский.
Педагогические приёмы:
формирования взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);
организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование);
стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка и т.д.);
сотрудничества, позволяющие педагогу и воспитаннику быть партнёрами в увлекательном процессе образования;
свободного выбора.
Дидактическое и техническое оснащение занятий.
Основные составляющие занятий:
1) воспитательный момент (правила хорошего тона, этикет)
2) организация рабочего места
3) повторение пройденного материала
4) организация и проведение занятия (включает следующие структурные элементы:
инструктажи: вводный – проводится перед началом практической работы, текущий – во время выполнения практической работы, заключительный
практическая работа
физкультминутки
подведение итогов, анализ, оценка работ
приведение в порядок рабочего места)
Перечисленные элементы не обязательно использовать на каждом занятии. Дополнительное образование позволяет преподавателю быть более свободным в выборе средств обучения, импровизируя по своему усмотрению. Главное, чтобы труд становился для детей источником радости, доставлял им удовольствие и моральное удовлетворение.
Литература:
1. Абрамова А.С. Из цветной бумаги. Альбом самоделок. – Калинин, 1990
2. Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. – М., 1990
3. Горнова Л. В. Студия декоративно-прикладного творчества. - Волгоград. 2008г.
4. Гусакова М. А. Аппликация. – М., «Просвещение», 1992
5.Гуреева Ирина Витальевна. Изобразительное искусство. 3-4 классы. Внеклассная работа.- Волгоград: ИТД «Корифей».2007.
6. Кузин В. С. Изобразительное искусство.1-4классы.
Программы общеобразовательных учреждений. - М., «Дрофа», 2010.
План работы кружка « Народные узоры» 1 класс. (33 часа)
№ п/п | № в теме | Тема занятия | Дата план | Дата факт | Коррекция |
Дымковская игрушка - 8 часов | |||||
1 | 1 | Вводное занятие. Знакомство с дымковской игрушкой. | |||
2 | 2 | Лепка дымковских игрушек. | |||
3 | 3 | Лепка дымковских игрушек. | |||
4 | 4 | Рисование элементов дымковской росписи. | |||
5 | 5 | Роспись силуэта дымковских игрушек. | |||
6 | 6 | Роспись силуэта дымковских игрушек | |||
7 | 7 | Роспись дымковских игрушек | |||
8 | 8 | Роспись дымковских игрушек | |||
Гжель - 5 часов | |||||
9 | 1 | Синеокая гжель. Знакомство с гжельской керамикой. | |||
10 | 2 | Рисование элементов гжельской росписи. | |||
11 | 3 | Роспись шаблонов. | |||
12 | 4 | Свободное рисование. | |||
13 | 5 | Свободное рисование. | |||
Филимоновская игрушка- 5 часов | |||||
14 | 1 | Лепка филимоновской игрушки. | |||
15 | 2 | Лепка филимоновской игрушки. | |||
16 | 3 | Рисование элементов филимоновской росписи. | |||
17 | 4 | Роспись филимоновских игрушек | |||
18 | 5 | Роспись филимоновских игрушек | |||
Хохлома - 7 часов | |||||
19 | 1 | Знакомство с хохломским промыслом. | |||
20 | 2 | Рисование элементов хохломской росписи. | |||
21 | 3 | Рисование элементов хохломской росписи. | |||
22 | 4 | Роспись шаблонов хохломским узором. | |||
23 | 5 | Роспись шаблонов хохломским узором. | |||
24 | 6 | Роспись разделочных досок. | |||
25 | 7 | Роспись разделочных досок. | |||
Русская матрёшка - 4 часа | |||||
26 | 1 | История возникновения матрёшки. | |||
27 | 2 | Составление узора росписи матрёшки. | |||
28 | 3 | Роспись матрёшки. | |||
29 | 4 | Роспись матрёшки. | |||
Русский пряник – 2 часа | |||||
30 | 1 | Знакомство с историей изготовления пряников и пряничных досок. | |||
31 | 2 | «Лепной пряник». Лепка фигурных пряников. | |||
Игрушки-свистульки - 2 часа | |||||
32 | 1 | Знакомство с игрушками- свистульками. Лепка | |||
33 | 2 | «Разноцветная ярмарка» (итоговое занятие) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/10/picture-253417-1368193992.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Донские узоры" для 2-3 классов
Данная программа содержит курс занятий, на которых ребята знакомятся с семикаракорской росписью, а также учатся сами расписывать посуду по семикаракорским мотивам....
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/19/picture-458868-1403186039.jpg)
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/31/picture-699416-1446271358.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ общекультурного направления «Народные узоры»
Данная программа представляет собой дополнительный образовательный курс общекультурного направления, способствующий формированию активной творческой личности, развитию чувственной сферы, предоставляет...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/20/picture-807041-1471669837.jpg)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/16/picture-457467-1402883853.jpg)
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/19/picture-42817.jpg)
введение в образовательную программу "Соломенный узор"
Это первый урок кружка "Соломенный узор". Дети узнают историю соломенного дела, попробуют создать своими руками панно. Это актуально на данном этапе, т.к. 2022 год - год культуры...