Рабочая программа по ИЗО 1 класс Школа России
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МОУ-ХОТЫНЕЦКАЯ НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании районного методического Заместитель директора по УВР Директор МОУ- Хотынецкой
объединения учителей начальных классов начальной общеобразовательной
Протокол №__________ _______________________ школы
от “____” _____________ 2011 г. _______________ С.В. Алехина
Руководитель РМО____________ “____” _______________ 2011 г. “____” _______________ 2011 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИССКУСТВУ (ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ) ДЛЯ 1 КЛАССА
2011-2012ГГ.
(Составлена по УМК «Школа России»)
Учебник: Б.М. Неменский «Искусство и ты». 1 класс
Разработчик:
Суровых Марина Викторовна,
учитель начальных классов
Пояснительная записка
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных про странственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.
Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выра зительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 1 — 4 класса начальной школы.
На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс — 135 ч.
Предмет изучается: в 1 классе — 33 ч в год, во 2—4 классах — 34 ч в год (при 1 ч в неделю).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Приоритетная цель художественного образования в школе —духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирова ние у него качеств, отвечающих представлениям об истинной че ловечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в вос питании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повсед невном его бытии, в жизни общества, значение искусства в раз витии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень
сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и вырази тельных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отно шение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
- умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
- выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Учебно-тематическое планирование по изобразительному искусству, 1 класс, автор учебника Б.М. Неменский «Искусство и ты» , 33 часа.
№ урока | Да та | Дата фак тичес кая | Тема урока | Ожидаемый результат каждый ученик | Планируемые действия каждого ученика Речевые, индивидуально-проверяемые | Примечание | |
Знает, имеет представление | умеет | ||||||
Ты изображаешь. (11ч) | |||||||
1 | Введение в предмет. | Правила работы с красками. | Работать кистью и акварельными красками. |
Проговаривает правила пользования акварельными красками, кистью. Выполняет рисунок солнца. | |||
2 | Изображения всюду вокруг. | Правила работы на уроке. О видах художественной деятельности. | Видеть и изображать. | Проговаривает правила работы на уроке и материалами. Изображает увиденное. | |||
3 | Мастер Изображения учит видеть. | О цветовой гамме, форме листьев. | Наблюдать. | Проговаривает значение понятия «форма». Выполняет рисунок листа. | |||
4 | Изображать можно пятном. | О изображении на плоскости. | Использовать пятно, как из главных средств изображения. | Проговаривает технику выполнения работы пятном. Изображает рисунок животного пятном. | |||
5 | Изображать можно в объёме. | О работе с пластилином. | Представлять. | Проговаривает значение понятия « объём».Правила работы с пластилином. Выполняет фигуру животного. | |||
6 | Изображать можно линией. | Об изображении линией на плоскости. | Видеть линии в природе. | Проговаривает значение понятия « графика». Выполняет путаницу из линий, дорисовывает до получения изображения какого – то предмета. | |||
7 | Изображать можно линией. Рисование на тему «Рассказ про себя». | Об изображении линией на плоскости. | Видеть линии в природе. | Проговаривает правила работы с материалами на уроке . Выполняет карандашами «Рассказ про себя». | |||
8 | Разноцветные краски. | О работе с красками. | Получать новые цвета при их смешивании. | Проговаривает правила работы на уроке с материалами. Рисует коврик. | |||
9 | Изображать можно и то, что невидимо. | О невидимом мире, мире чувств, настроении. | Красками передать своё настроение. | Проговаривает правила работы на уроке с материалами. Рисует своё настроение. | |||
10 | Художник и зрители. | О художественных произведениях. | Наблюдать. | Проговаривает виды и жанры искусства. Рисунок летнего леса. | |||
11 | Посещение музея. | О художественных произведениях. | Наблюдать. | Проговаривает правила поведения в музее. Проговаривает значение новых слов: экскурсовод, экспонат. | |||
Знакомство с Мастером Украшения. (8ч). | |||||||
12(1) | Мир полон украшений. | О видах художественной деятельности. | Воображать. | Проговаривает значение слова украсить. Выполняет рисунок сказочного цветка. | |||
13(2) | Красоту надо уметь замечать. | Загадки о природе, стихотворения. | Видеть красоту родной природы. | Проговаривает значение слова кайма. Выполняет рисунок свободного выбора. | |||
14(3) | Узоры на крыльях. | О различных узорах на крыльях бабочек. | Видеть красоту родной природы. | Узоры на крыльях бабочек, на что похожи. Изображает наряд для бабочки. | |||
15(4) | Красивые рыбы. Украшение рыб. | О рыбах, их окраске. | Видеть красоту разнообразных поверхностей. | Проговаривает значение слова монотипия. Изображение рыбы. | |||
16(5) | Украшение птиц. | О разнообразии украшений в природе и форме украшений. О начальных навыках объёмной работы с бумагой. | Видеть красивое, описывать. | Проговаривает правила работы на уроке с материалами. Изготавливает сказочную птицу. | |||
17(6) | Узоры, которые создали люди. | О разнообразии орнаментов. | Наносить и создавать орнаменты. | Проговаривает правила работы на уроке с материалами. Рисует орнамент. | |||
18(7) | Как украшает себя человек. | Об украшениях. | Рассказать о человеке по его украшениям. | Проговаривает правила работы на уроке с материалами. Изображает своего любимого сказочного героя. | |||
19(8) | Мастер Украшения помогает сделать праздник. | О различных праздничных украшениях. | Подбирать материал для изготовления поделок. | Проговаривает инструктаж по выполнению поделок. Изготавливает игрушку. | |||
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки. (8ч.) | |||||||
20(1) | Постройки в нашей жизни. | О различных видах построек. | Владеет новой техникой изображения. | Проговаривает новые слова архитектура, дизайн. Изготовление своего дома. | |||
21(2) | Рисуем домики для сказочных животных. | О различных видах построек. | Владеет новой техникой изображения. Подбирать нужный домик для своего героя. | Припоминает новые слова архитектура, дизайн. Изображает сказочные домики для героев из книг. | |||
22(3) | Домики, которые построила природа. | О различных видах построек ( домики) | Видеть домик в любом предмете. | Припоминает новые слова архитектура, дизайн. Изготовление сказочного домика из пластилина. | |||
23(4) | Дом снаружи и внутри. | О внешнем виде и внутренней конструкции дома. | Представить внутренний и внешний вид домика. | Проговаривает понятия «внутри» и «снаружи». Изображает дом из буквы алфавита. | |||
24(5) | Строим город. | О конструкторской работе. | Наблюдать, фантазировать. | Припоминает новые слова архитектура, дизайн. Строит город из пластилина. | |||
25(6) | Всё имеет своё строение. | О конструкторской работе | Видеть конструкцию предмета. | Проговаривает последовательность техники аппликации из геометрических фигур. Изготавливает из бумаги жирафа. | |||
26(7) | Постройка предметов (упаковок). | О конструкторской работе О работе дизайнера. | Видеть результат своей работы. | Припоминает новые слова архитектура, дизайн. Изготавливает сумочку для карандашей. | |||
27(8) | Город, в котором мы живём. | О различных видах построек ( домики) | Наблюдать, фантазировать | Проговаривает правила работы на уроке с материалами. Выполняет аппликацию. | |||
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу. (6ч) | |||||||
28(1) | Совместная работа трёх братьев – мастеров. | О изображении на плоскости. О различных видах построек. Об украшениях. | Наблюдать, фантазировать Видеть результат своей работы. | Проговаривает правила работы на уроке с материалами. | |||
29(2) | Праздник весны. Конструирование птиц из бумаги. | О конструировании из бумаги объектов. Природы и украшать. | Видеть результат своей работы. | Проговаривает правила работы на уроке с материалами. Конструирует птицу из бумаги. | |||
30(3) | Разноцветные жуки. | О видах насекомых, называет их. | Рисовать объекты природы и их украшения. |
Проговаривает виды насекомых. Изображает божью коровку. | |||
31(4) | Сказочная страна. | О сказочном мире. | Наблюдать, фантазировать. Изображать сказочный мир. | Проговаривает правила работы на уроке с материалами. Изображает сказочный город со своими жителями. | |||
32-33 (5-6) | «Здравствуй, лето!» Образ лета в творчестве художников. | О творчестве отечественных художников, изобразивших лето. | Изображать при помощи красок, карандашей. | Припоминает изученные слова в течение года. Создаёт композицию «Здравствуй, лето!» | |||
Итого - 33 ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы для 4 класса "Школа России".
Рабочие программы по всем предметам....
Рабочая программа для 1 класса "Школа России"
Рабочая программа для 1 класса по основным предметам, а так же татарский язык...
Рабочие программы для 4 класса "Школа России"
Готовые рабочие прогаммы для 4 класса по русскому языку (.Канакина В.П.), по математике (Моро М.И.), по окружающему миру (Плешаков А.А.), по литературному чтению(Климанова Л.Ф) ....
Рабочие программы для 4 класса ("Школа России")
Рабочие программы для 4 класса ("Школа России") по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру, ОБЖ....
Рабочая программа. Математика.1 класс. Школа России
Рабочая программа. Математика.1 класс. Школа России...
Рабочая программа: математика, 1 класс. "Школа России".
Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, планируемых резуль...
Рабочая программа "Технологии" 1 класс Школа России ФГОС (33 ч.)
Рабочая программа по дисциплине "Технологии" для 1 класса Школа России ФГОС (33 ч.) с календарно-тематическим планированием...