Рабочая программа по ИЗО 1 класс Школа России
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему

Рабочая программа по ИЗО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo.doc171.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ-ХОТЫНЕЦКАЯ НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

     «Рассмотрено»                                                        «Согласовано»                                                         «Утверждаю»                        

на  заседании районного методического             Заместитель директора  по УВР                                 Директор  МОУ- Хотынецкой

объединения учителей начальных классов                                                                                                      начальной общеобразовательной

 Протокол №__________                                                 _______________________                                                                                      школы                                                                                                    

от  “____”  _____________  2011 г.                                                                                                                             _______________  С.В. Алехина

Руководитель РМО____________                            “____”  _______________ 2011 г.                                    “____”  _______________ 2011 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ИССКУСТВУ (ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ) ДЛЯ 1 КЛАССА

2011-2012ГГ.

(Составлена по УМК «Школа России»)

Учебник: Б.М. Неменский  «Искусство и ты». 1 класс

                                                                              Разработчик:

Суровых Марина Викторовна,

                                                                                         учитель начальных классов


Пояснительная записка

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства  —   традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли   художника    в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных про странственных искусств:

     —  изобразительная художественная деятельность;

—  декоративная художественная деятельность;

—  конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.

Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.

Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.

Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное  значение  имеет  познание  художественной  культуры  своего народа.

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выра зительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

Место учебного предмета  в учебном плане

Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 1 — 4 класса начальной школы.

На изучение предмета отводится 1 ч в  неделю, всего на курс — 135 ч.

Предмет изучается: в 1 классе — 33 ч в год, во 2—4 классах — 34 ч в год (при 1 ч в неделю).  

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Приоритетная цель художественного образования в школе —духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирова ние у него качеств, отвечающих представлениям об истинной че ловечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в вос питании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повсед невном его бытии, в жизни общества, значение искусства в раз витии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  1. чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  2. уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  3. понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  4. сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  5. сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
  1. овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  2. умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  3. умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень

сформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  1. овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  2. овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  3. использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
  4. умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  5. умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  6. осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  1. знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
  2. знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  3. понимание образной природы искусства;
  4. эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  5. применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  6. способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  7. умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и вырази тельных средствах; 
  8. усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  9. умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  10. способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;  
  11. способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отно шение к природе, человеку, обществу;
  12. умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
  13. освоение умений применять в художественно—творческой  деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
  14. овладение  навыками  моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа; 
  15. умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  16. умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
  17. изображение в творческих работах  особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  18. умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
  19. способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
  20. умение  объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
  21. выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
  22. умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего  мира человека.


Учебно-тематическое планирование по   изобразительному искусству, 1 класс,  автор учебника Б.М. Неменский  «Искусство и ты» , 33  часа.

№ урока

Да

та

Дата фак

тичес

кая

Тема урока

Ожидаемый результат

 каждый ученик

Планируемые действия каждого ученика

Речевые, индивидуально-проверяемые

 Примечание

Знает, имеет представление

умеет

Ты изображаешь. (11ч)

1

Введение в предмет.

Правила работы с красками.

 Работать  кистью и акварельными красками.

 

Проговаривает  правила пользования акварельными красками, кистью.

Выполняет рисунок  солнца.

2

Изображения всюду вокруг.

Правила работы на уроке.

О видах художественной деятельности.

Видеть и изображать.

Проговаривает  правила  работы на уроке и материалами.

Изображает увиденное.

3

Мастер Изображения учит видеть.

О цветовой гамме, форме листьев.

Наблюдать.

Проговаривает  значение понятия «форма».

Выполняет рисунок  листа.

4

Изображать можно пятном.

О изображении на плоскости.

Использовать пятно, как из главных средств изображения.

Проговаривает  технику  выполнения работы пятном.

Изображает рисунок  животного пятном.

5

Изображать можно в объёме.

О работе с пластилином.

 Представлять.

Проговаривает  значение понятия « объём».Правила работы с пластилином.

Выполняет фигуру животного.

6

Изображать можно линией.

Об изображении линией на плоскости.

Видеть линии в природе.

Проговаривает  значение понятия « графика».

Выполняет путаницу из линий, дорисовывает до получения изображения  какого – то предмета.

7

Изображать можно линией. Рисование на тему «Рассказ про себя».

Об изображении линией на плоскости.

Видеть линии в природе.

Проговаривает  правила работы с материалами  на уроке .

Выполняет карандашами «Рассказ про себя».

8

Разноцветные краски.

О работе с красками.

Получать новые цвета при их смешивании.

Проговаривает  правила  работы на уроке  с материалами.

Рисует   коврик.

9

Изображать можно и то, что невидимо.

О невидимом мире, мире чувств, настроении.

Красками передать своё  настроение.

Проговаривает  правила работы на уроке с  материалами.

Рисует своё настроение.

10

Художник и зрители.

О художественных произведениях.

Наблюдать.

Проговаривает  виды и жанры искусства.

Рисунок  летнего леса.

11

Посещение музея.

О художественных произведениях.

Наблюдать.

Проговаривает  правила поведения в музее. Проговаривает  значение новых слов: экскурсовод, экспонат.

Знакомство с Мастером Украшения. (8ч).

12(1)

Мир полон украшений.

О видах художественной деятельности.

Воображать.

Проговаривает  значение  слова  украсить.

Выполняет рисунок сказочного цветка.

13(2)

Красоту надо уметь замечать.

Загадки о природе, стихотворения.

Видеть красоту родной природы.

Проговаривает  значение  слова  кайма.

Выполняет рисунок свободного выбора.

14(3)

Узоры на крыльях.

О различных узорах на крыльях бабочек.

Видеть красоту родной природы.

Узоры на крыльях бабочек, на что похожи.

Изображает наряд для бабочки.

15(4)

Красивые  рыбы. Украшение рыб.

О рыбах, их окраске.

Видеть красоту  разнообразных поверхностей.

Проговаривает  значение  слова   монотипия.

Изображение рыбы.

16(5)

Украшение птиц.

О разнообразии украшений в природе и форме украшений. О начальных  навыках объёмной работы с бумагой.

Видеть красивое, описывать.

Проговаривает  правила работы на уроке с материалами.

Изготавливает сказочную птицу.

17(6)

Узоры, которые создали люди.

О разнообразии орнаментов.

Наносить  и создавать орнаменты.

Проговаривает  правила работы на уроке с материалами.

Рисует орнамент.

18(7)

Как украшает себя человек.

Об украшениях.

Рассказать о человеке по его украшениям.

Проговаривает  правила работы на уроке с материалами.

Изображает своего любимого сказочного героя.

19(8)

Мастер Украшения помогает сделать праздник.

О различных праздничных  украшениях.

Подбирать материал для изготовления поделок.

Проговаривает  инструктаж по выполнению поделок.

Изготавливает игрушку.

Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки. (8ч.)

20(1)

Постройки в нашей жизни.

О  различных видах построек.

Владеет новой техникой изображения.

Проговаривает  новые  слова архитектура, дизайн.

Изготовление  своего дома.

21(2)

Рисуем домики для сказочных животных.

О  различных видах построек.

Владеет новой техникой изображения. Подбирать нужный домик для своего героя.

 Припоминает   новые  слова архитектура, дизайн.

Изображает сказочные домики для героев из книг.

22(3)

Домики, которые построила природа.

О  различных видах построек ( домики)

Видеть домик в любом предмете.

Припоминает   новые  слова архитектура, дизайн.

Изготовление сказочного домика из пластилина.

23(4)

Дом снаружи и внутри.

О внешнем виде  и внутренней конструкции дома.

Представить внутренний и внешний вид домика.

Проговаривает  понятия «внутри» и «снаружи».

Изображает дом из буквы алфавита.

24(5)

Строим город.

О конструкторской работе.

Наблюдать, фантазировать.

Припоминает   новые  слова архитектура, дизайн.

Строит город из пластилина.

25(6)

Всё имеет своё строение.

О конструкторской работе

Видеть конструкцию предмета.

Проговаривает последовательность техники аппликации из геометрических фигур.

Изготавливает из бумаги жирафа.

26(7)

Постройка предметов (упаковок).

О конструкторской работе

О работе дизайнера.

 Видеть результат своей работы.

Припоминает   новые  слова архитектура, дизайн.

Изготавливает  сумочку для карандашей.

27(8)

Город, в котором мы живём.

О  различных видах построек ( домики)

Наблюдать, фантазировать

Проговаривает  правила работы на уроке с материалами.

Выполняет аппликацию.

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу. (6ч)

28(1)

Совместная работа трёх братьев – мастеров.

О изображении на плоскости. О  различных видах построек. Об украшениях.

Наблюдать, фантазировать

Видеть результат своей работы.

Проговаривает  правила работы на уроке с  материалами.

29(2)

Праздник весны. Конструирование птиц из бумаги.

О конструировании из бумаги объектов. Природы и украшать.

Видеть результат своей работы.

Проговаривает  правила  работы на уроке с материалами.

Конструирует птицу из бумаги.

30(3)

Разноцветные жуки.

О видах насекомых, называет их.

Рисовать объекты природы и их украшения.

 

Проговаривает  виды насекомых.

Изображает божью коровку.

31(4)

 Сказочная страна.

О сказочном мире.

Наблюдать, фантазировать.

Изображать сказочный мир.

Проговаривает  правила  работы на уроке с материалами.

Изображает сказочный город со своими жителями.

32-33

(5-6)

«Здравствуй, лето!» Образ лета в творчестве художников.

О творчестве отечественных художников, изобразивших лето.

 Изображать при помощи красок,  карандашей.

Припоминает  изученные  слова в течение года.

Создаёт композицию «Здравствуй, лето!»

                           

                          Итого  - 33 ч.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы для 4 класса "Школа России".

Рабочие программы по всем предметам....

Рабочая программа для 1 класса "Школа России"

Рабочая программа для 1 класса по основным предметам, а так же татарский язык...

Рабочие программы для 4 класса "Школа России"

Готовые рабочие прогаммы для 4 класса по русскому языку (.Канакина В.П.),  по математике (Моро М.И.), по окружающему миру (Плешаков А.А.), по литературному чтению(Климанова Л.Ф) ....

Рабочие программы для 4 класса ("Школа России")

Рабочие программы для 4 класса ("Школа России") по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру, ОБЖ....

Рабочая программа. Математика.1 класс. Школа России

Рабочая программа. Математика.1 класс. Школа России...

Рабочая программа: математика, 1 класс. "Школа России".

Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, планируемых резуль...

Рабочая программа "Технологии" 1 класс Школа России ФГОС (33 ч.)

Рабочая программа по дисциплине "Технологии" для 1 класса Школа России ФГОС (33 ч.) с календарно-тематическим планированием...