"Мир искусства"учебная программа по эстетическому воспитанию обучающихся 1-4 классов (ФГОС)
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1,2,3,4 класс) по теме
Эстетическое воспитание детей представляет собой синтез возвышенной творческой деятельности людей по сотворению красоты (культуры).
Вся система эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребёнка, как в эстетическом плане, так и в нравственном. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально - психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю .
Эстетическое воспитание пробуждает и развивает чувство красоты, облагораживает личность. Человек, чуткий к красоте, испытывает потребность строить свою жизнь на её началах. Красота вызывает в нём светлую радость, создает радостное, торжественное настроение.
Эстетическое воспитание затрагивает как художественное творчество, так и эстетику быта, поведения, труда, отношений, способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе.
«Конечная цель эстетического воспитания - это гармоничная личность, всесторонне развитый человек… образованный, прогрессивный, высоконравственный, обладающий умением трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и красоту искусства» (М.М.Рукавицин).
Воспитание у детей доброты, ответственности, аккуратности, вежливости, соблюдение гигиены - является важной стороной эстетического воспитания. Правильные, красивые отношения в семье, отношения в школе между учителями и учащимися, между товарищами составляют фундамент эстетического воспитания. Чувство такта, умение в трудной обстановке найти правильное решение и поступиться своими желаниями ради близких людей, способность создавать хорошее настроение - все это не только нравственная воспитанность ребенка, но и проявление его эстетической культуры.
Как и любая черта личности, эстетическая культура развивается в деятельности, и если вся жизнь ребенка, его учение, труд, отдых будут проникнуты эстетической направленностью, тогда он будет вносить в свою жизнь элементы прекрасного. Именно в деятельности, имеющей эстетическую направленность, и развивается эстетическая активность преобразователя и устроителя жизни по законам красоты.
На занятиях по эстетическому воспитанию дети не только узнают о прекрасном, учатся им восхищаться, но и сами активно участвуют в создании прекрасного в жизни, искусстве, труде, поведении, отношениях. Это требует развитие у ребёнка нравственных качеств, развития эмоционально- чувственной сферы.
Важно, чтобы ребенок не только чувствовал, но и понимал прекрасное, мог судить о нем. Этому помогают специальные знания. Знания о взаимоотношениях людей, форме и цвете, свете и тени в области изобразительного искусства, знания о ритме, гармонии, о звуках в музыке и пении, знания о выразительных средствах художественного слова, знания направлений, жанров, методов искусства.
Учащиеся на занятиях овладевают такими навыками и умениями, которые необходимы в индивидуальной, коллективной и общественной работе. Дети рисуют, пишут заметки, зарисовки, выпускают стенные газеты, готовят выставки, стенды, творческие альбомы, авторские книги.
Такая многообразная и интересная деятельность дает разумный выход познавательной, трудовой, творческой активности детей.
Современная система образования делает ориентир на формирование у обучающихся умения учиться, добывать информацию, извлекать из неё необходимые знания. Особое значение в этом приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры личности. Этому способствуют методы организации познавательной деятельности в работе с источниками информации. В связи с этим, данная Программа предполагает работу с детскими периодическими изданиями. Такая работа формирует у детей навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, включая умение определять примерное содержание текста при беглом его просмотре, выработку высокой техники чтения, умение извлекать информацию из текста и оформлять полученную информацию. В итоге, дети способны не только ориентироваться в потоке информации, но и продуктивно использовать полученные знания и информацию, как в личных, так и в социально значимых целях, включая совершенствование нравственных качеств, повышение культурного уровня и эстетической воспитанности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fgos._nachalnaya_shkola_no_35.docx | 71.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю: Согласовано: Рассмотрено
Директор МОУ Зам. директора по УВР на заседании «Школа №35» МО Протокол
___________ ___________ ____________
___________ ___________ ____________
« МИР ИСКУССТВА »
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
ОБУЧАЮЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ
Учитель: Клинова Марина Владимировна
Количество часов в учебном году:
Всего- 33 часа(1 класс) в неделю- 1 час.
34 часа (2-4классы)
Тематическое планирование составила: Клинова М.В
учитель изобразительного искусства и черчения
_____________
Прокопьевск
2011-2012 учебный год
Разделы Программы:
- пояснительная записка (раскрывает цели и задачи, содержит общую характеристику Программы, её принципы);
- планируемые результаты освоения обучающимися Программы (показатели освоения Программы);
- методическое обеспечение Программы;
- программа формирования универсальных учебных действий;
- тематическое планирование;
- система оценки достижения планируемых результатов;
- диагностический инструментарий;
- приложение.
Пояснительная записка
Цель данной программы – развитие у обучающихся способности чувствовать, воспринимать, понимать красоту человека, природы, искусства, стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира на началах красоты.
Задачи:
* воспитание эстетической чуткости;
* воспитание чувства красоты;
* формирование нравственно-эстетической потребности;
* формирование эстетических вкусов и идеалов личности;
* развитие способности к созиданию красоты;
* воспитание культуры речи;
* обогащение словарного запаса.
Эстетическое воспитание детей представляет собой синтез возвышенной творческой деятельности людей по сотворению красоты (культуры).
Вся система эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребёнка, как в эстетическом плане, так и в нравственном. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально - психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю .
Эстетическое воспитание пробуждает и развивает чувство красоты, облагораживает личность. Человек, чуткий к красоте, испытывает потребность строить свою жизнь на её началах. Красота вызывает в нём светлую радость, создает радостное, торжественное настроение.
Эстетическое воспитание затрагивает как художественное творчество, так и эстетику быта, поведения, труда, отношений, способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе.
«Конечная цель эстетического воспитания - это гармоничная личность, всесторонне развитый человек… образованный, прогрессивный, высоконравственный, обладающий умением трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и красоту искусства» (М.М.Рукавицин).
Воспитание у детей доброты, ответственности, аккуратности, вежливости, соблюдение гигиены - является важной стороной эстетического воспитания. Правильные, красивые отношения в семье, отношения в школе между учителями и учащимися, между товарищами составляют фундамент эстетического воспитания. Чувство такта, умение в трудной обстановке найти правильное решение и поступиться своими желаниями ради близких людей, способность создавать хорошее настроение - все это не только нравственная воспитанность ребенка, но и проявление его эстетической культуры.
Как и любая черта личности, эстетическая культура развивается в деятельности, и если вся жизнь ребенка, его учение, труд, отдых будут проникнуты эстетической направленностью, тогда он будет вносить в свою жизнь элементы прекрасного. Именно в деятельности, имеющей эстетическую направленность, и развивается эстетическая активность преобразователя и устроителя жизни по законам красоты.
На занятиях по эстетическому воспитанию дети не только узнают о прекрасном, учатся им восхищаться, но и сами активно участвуют в создании прекрасного в жизни, искусстве, труде, поведении, отношениях. Это требует развитие у ребёнка нравственных качеств, развития эмоционально- чувственной сферы.
Важно, чтобы ребенок не только чувствовал, но и понимал прекрасное, мог судить о нем. Этому помогают специальные знания. Знания о взаимоотношениях людей, форме и цвете, свете и тени в области изобразительного искусства, знания о ритме, гармонии, о звуках в музыке и пении, знания о выразительных средствах художественного слова, знания направлений, жанров, методов искусства.
Учащиеся на занятиях овладевают такими навыками и умениями, которые необходимы в индивидуальной, коллективной и общественной работе. Дети рисуют, пишут заметки, зарисовки, выпускают стенные газеты, готовят выставки, стенды, творческие альбомы, авторские книги.
Такая многообразная и интересная деятельность дает разумный выход познавательной, трудовой, творческой активности детей.
Современная система образования делает ориентир на формирование у обучающихся умения учиться, добывать информацию, извлекать из неё необходимые знания. Особое значение в этом приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры личности. Этому способствуют методы организации познавательной деятельности в работе с источниками информации. В связи с этим, данная Программа предполагает работу с детскими периодическими изданиями. Такая работа формирует у детей навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, включая умение определять примерное содержание текста при беглом его просмотре, выработку высокой техники чтения, умение извлекать информацию из текста и оформлять полученную информацию. В итоге, дети способны не только ориентироваться в потоке информации, но и продуктивно использовать полученные знания и информацию, как в личных, так и в социально значимых целях, включая совершенствование нравственных качеств, повышение культурного уровня и эстетической воспитанности.
Принципы Программы:
* Принцип культуросообразности - развитие ребёнка на основе культурно-исторических традиций народа.
* Личностный – развитие личностных качеств, эстетических чувств, развитие готовности к самостоятельной деятельности по сбору и обработке информации, развитие самодеятельности, умение отстаивать свои убеждения и реализовывать их.
* Принцип системности и последовательности – обучение в соответствии с возрастными особенностями детей. Подбор материала от менее сложного к более сложному.
* Принцип целостного представления о мире - поможет ребенку понять свое место в обществе и мире. Формирование эстетической культуры на основе целостного миропонимания.
* Принцип доступности – получение новых знаний и их закрепление с использованием материала, понятного и доступного детям.
* Принцип творчества – развитие творчества через художественную деятельность, слово, творческую деятельность.
* Принцип ответственности – использование учебного материала, способствующего развитию ответственности за собственные слова и поступки.
* Принцип наглядности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным, наглядным. Этот принцип формирует у обучающихся стремление к прекрасному, способствует желанию с радостью выполнять предлагаемые виды заданий и достичь результата.
* Принцип справедливости – использование правдивого, актуального, общественно значимого материала.
Показатели освоения Программы:
Социальный критерий
Эстетическая воспитанность в социальном смысле проявляется во всём комплексе поведения и отношения ребёнка. Его поступки, трудовая деятельность, взаимодействия с людьми в общественной и личной жизни, его одежда и внешний вид – всё это очевидные и убедительные свидетельства степени эстетической воспитанности школьника. Его подлинная эстетическая воспитанность проявляется в наличии эстетического идеала и художественного подлинного вкуса, органически соединённых с развитой способностью к воспроизведению, любованию, переживанию, суждению и художественно-эстетическому творчеству, в развитии умений и навыков изготовления собственных творческих работ.
Воспитанники проявляют широкий интерес к различным видам искусства, глубокую потребность общения с эстетическими явлениями искусства и жизни. Проявляется отношение к творчеству и искусству как к созиданию красоты и пользы.
Педагогический критерий
Проявляется в качестве выбираемых детьми произведений искусства, в оценке явлений искусства и жизни; в результате их разнообразной деятельности, особенно художественно-эстетического творчества. Педагогические критерии дают возможность обнаружить у ребят уровень художественно-образного мышления и творческого воображения; умение создавать собственный, новый, оригинальный образ, а также навыки творческой деятельности. Для высокого уровня эстетической воспитанности в творчестве характерно отточенное исполнительское мастерство, объединённое с импровизацией, созиданием нового образа.
Психологический критерий
Проявляется в развитии у детей эмоциональной отзывчивости на красоту, в развитии эстетического восприятия народного и профессионального искусства. У детей сформировано эмоционально-ценностное отношение к искусству и жизни, устойчивая потребность к общению с искусством в различных формах. Дети способны восхищаться художественными образами, воссоздавать их в своём воображении. У детей развита любознательность, потребность проявлять творческую инициативу.
Критериями оценки эстетической воспитанности, сформированной при обращении к искусству дизайна, на уровне творческой деятельности являются:
- оригинальность,
- гармоничность,
- выразительность,
- колористическое решение,
- художественно-графические умения,
- техника исполнения.
Программа формирования универсальных учебных действий
* Личностный блок
Развитие нравственных качеств, эстетической воспитанности, творческих и литературных способностей. Формирование межличностных отношений.
* Познавательный блок
Получение знаний о красоте, культуре, культурных ценностях. Знакомство с произведениями композиторов, художников, народных умельцев. Знакомство с творчеством сверстников (рисунки, поделки, стихи, заметки). Овладение первоначальными оформительскими навыками.
* Регулятивный блок
Обучение планированию деятельности, выделению этапов деятельности. Обучение оценки своей деятельности и деятельности сверстников.
* Коммуникативный блок
Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Отработка умения слушать и вступать в диалог. Обучение постановки вопросов. Обучение поиску и сбору информации. Отработка умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами. Участие в коллективных творческих делах. Обучение владению диалогической и монологической речью.
Методическое обеспечение Программы
- Рабочая тетрадь по основам детской журналистики «Я красивый мир творю» для детей предшкольного возраста. Рабочая тетрадь предназначена для всех, кто хочет научить детей чувствовать и видеть красо ту мира и людей, творчески мыслить и понимать смысл слов. Рисунки-раскраски, творческие задания, добрые сти хи и тексты развивают воображение и чувства, учат понимать красоту как основу всего сущего. Настоящее пособие содержит 2 приложения для индивидуальной работы детей: «Словарь добрых слов» и предметные картинки для раскрашивания и вырезания;
- методические рекомендации к рабочей тетради «Я красивый мир творю». Предлагаемое методическое пособие адресовано, в первую оче редь, воспитателям дошкольных учреждений разных типов, учителям предшкольной подготовки, студентам и препо давателям педагогических вузов, колледжей, училищ и всем, кто хочет научить детей чувствовать и видеть красоту мира и людей, творчески мыслить и понимать смысл слов.
Пособие содержит конспекты занятий, методические рекомендации по использованию при ложения к тетради, оформлению настенного панно, сцена рии праздников;
- эксклюзивная «Цветочная азбука» предназначена для знакомства детей с русским алфавитом. «Цветочная азбука» представляет собой набор карточек размером 10х14 см в удобной упаковке. В наборе – 33 карточки. На каждой - красивый яркий цветок с буквой на одной стороне, на другой – печатная и письменная буква русского алфавита и позитивное стихотворение для разучивания;
- рабочая тетрадь по основам детской журналистики «Дорогою Добра» для учащихся первых классов. В основе содержания тетради – детские работы, фрагменты рассказов детских писателей, великих педагогов, фольклорные тексты от малых жанров (пословицы, заклички) до былин и сказок. Рабочая тетрадь может быть адресована каждому ребенку, который только научился читать и готов выразить богатство своей фантазии в разных видах творчества от рисунка до художественного текста.
- методические рекомендации к рабочей тетради «Дорогою Добра». Настоящее пособие содержит календарно-тематическое планирование и подробные поурочные планы по основам детской журналистики. В пособии описаны особенности уроков, дан перечень необходимого оборудования, выделен музыкальный ряд. Предлагаются разнообразные приёмы работы с учащимися, направленными на развитие мыслетворчества и рукотворчества через идею Добра.
- рабочая тетрадь по основам детской журналистики «Радужный мир» для учащихся третьих классов. Тетрадь знакомит детей с профессией журналиста, помогает им приобрести навыки собственного литературного творчества. Рисунки-раскраски, стихи, кроссворды, способствуют лучшему освоению предлагаемых занятий.
- методические рекомендации к рабочей тетради «Радужный мир». Пособие содержит календарно-тематическое планирование, конспекты занятий и сценарии праздников, фрагменты портфолио юнкоров, словарь газетных терминов. Отличительной особенностью занятий, представленных в пособии, является развитие творческого мышления, воображения, навыков устной и письменной речи у детей через знакомство и изучение основ профессии журналиста.
- рабочая тетрадь по основам детской журналистики «Звонкий голос детства» для учащихся третьих классов. Используя материал, данный в тетради, дети научатся писать тексты в таких газетных жанрах, как заметка, отзыв, зарисовка, интервью, репортаж. В тетради даются советы по выпуску стенных газет, созданию авторской книги в компьютерном варианте и оформлению уголка журналиста.
-методические рекомендации к рабочей тетради «Звонкий голос детства». Пособие содержит календарное планирование, конспекты занятий и сценарии праздников, описание оформления уголка юного журналиста, рекомендации по созданию авторской книги.
- рабочая тетрадь по основам детской журналистики «Мыслью строим мир» для учащихся четвёртых классов. В тетради раскрываются этические понятия, формирующие у детей осознанные нравственные ориентиры,
приводятся примеры высоконравственного поведения людей.
- методические рекомендации к рабочей тетради «Мыслью строим мир». Пособие содержит календарное планирование, подробные конспекты занятий, рекомендации по созданию творческих книг-учебников («Дети для детей»).
- брошюра «Проект: школьная газета в начальных классах». В пособии на конкретном примере дан алгоритм реализации проекта и разработаны рекомендации по его выполнению. Пособие содержит план работы кружка юных журналистов и работы пресс-центра, темы для творческих работ, фото проектных листов, вопросы для анкетирования, рекомендации по работе с газетой в учебном процессе, словарь газетных терминов. Материал, представленный в пособии, будет интересен всем, кто создаёт школьную газету и принимает участие в проектной деятельности.
- всероссийская газета-журнал «Добрята». В реализации Программы помогает полноцветная всероссийская газета «Добрята», которая издается в г. Томске с 2003г. Уникальность газеты в том, что она состоит из творческих работ детей: заметок, зарисовок, стихотворений, рисунков, размышлений о добре, мире и нашей родной земле. Цель газеты – с помощью позитивной информации заложить в сознание детей понятия Добра, Любви, Справедливости. Издание помогает детям в выработке правильного миропонимания, творческого подхода к любому делу, учит патриотизму, гражданственности, любви к родному Слову.
Газета «Добрята» способствует установлению дружеских контактов со сверстниками по всей стране и за рубежом.
Тематическое планирование
1 класс
( 33часа в год/ 1 час в неделю)
на основе методического пособия и рабочей тетради
«Я красивый мир творю»
(дополнительная образовательная программа «Служу Отечеству пером»)
№ | Тема | Содержание |
1. | «Что такое красота» | Раскрытие смысла слов МИР, ТВОРИТЬ, КРАСОТА. Экскурсия- игра на улицу «Ищем красоту». Просмотр видеосюжета о красоте родной природы под красивую музыку. Чтение заметок в газете-журнале. Раскрашивание иллюстраций. |
2. | «Что такое красота» | Беседа о труде человека. Посещение городского Краеведческого музея. Выставка «Результат труда людей». Разучивание стихотворения «Я – человек». |
3. | «Человек – творец красоты» | Раскрытие смысла понятия ДОБРО. Беседа о качествах доброго человека. Чтение заметок в газете-журнале. Рисование по представлению «Добрый мир». |
4 | «Человек – творец красоты» | Беседа «Человек труженик и творец». Игра «Назови профессию». Чтение рассказа Сухомлинского «Пахарь и крот», беседа о прочитанном. Раскрашивание «Творческого дерева». |
5. | «Красота родной природы» | Экскурсия-наблюдение на улицу. Чтение стихотворения «Природа Родины моей». Игра «Словесная корзинка». |
6. | «Красота природы» | Просмотр видеосюжета о красоте родной природы под красивую музыку. Отгадывание кроссворда. Чтение рассказа «Всё в лесу поёт», беседа о прочитанном. Чтение заметок в газете-журнале о красоте природы. Наблюдение за осенней природой на улице. Рисование «Волшебницы-Осени». |
7. | «Красота мира» | Работа со словом МИР. Игра-путешествие по прекрасному миру. |
8. | «В мире прекрасного» | Работа со словами КРАСОТА, ПРЕКРАСНЫЙ, КРАСНЫЙ. Чтение сказки «Как Земля стала красивой», беседа по содержанию. Рисование по представлению – «В мире прекрасного». |
9. | «Красота мысли» | Посещение КВЦ «Вернисаж». Беседа о влиянии мыслей на деятельность человека. Игра «Полезные мысли». Просмотр видеосюжета о красоте природы под красивую музыку. Красота мыслей – в рисунке. |
10. | «Слова – корабли мысли» | Беседа о взаимосвязи мыслей, слов и поступков. Чтение рассказа «Сёма и его непослушные дети», работа по содержанию. Игра «Поймай добрую мысль». Рисуем добрую мысль. |
11. | «Красота слова» | Фотоэкскурсия в городской парк с последующим оформлением школьной фотовыставки природы. Описание словами красивых картин природы. Чтение стихотворений о природе. Рисование иллюстраций к стихотворениям. |
12. | «Школа вежливости» | Беседа о вежливых словах. Значение слов ЗДРАВСТВУЙТЕ, БЛАГОДАРЮ, ИЗВИНИТЕ. Добрые пожелания. Чтение рассказа «Для чего говорят «спасибо», работа по содержанию. Изготовление бумажного кораблика. Запись на нём вежливого слова. |
13. | «Красота труда» | Игра «Соотношение профессии и результата труда». Разгадывание ребуса. Чтение рассказа «Какой труд всё создаёт», работа по содержанию. Рассматривание поделок в газете-журнале. |
14. | «Красота труда» | Работа со словами ТРУЖЕНИК, МАСТЕР, ТВОРЕЦ. Чтение заметок о труде в газете-журнале. Изготовление бумажного домика. |
№ | Тема | Содержание |
15. | «Красота сердца» | Беседа о сердце. Работа со словом СЕРДЦЕ. Чтение сказки «Красота сердца», работа по содержанию. Игра «Доброе сердце». Оригами «Сердечко». |
16. | «Сокровища сердца» | Беседа о качествах человека. Беседа о сердечном общении. Игра «Учимся общаться». Игра «Сердечные чувства». Изготовление из бумаги объёмного сердечка. |
17. | «Красота добра» | Беседа о поступках доброго человека. Чтение стихотворения «Добрый ребёнок», работа по содержанию. Изготовление бумажных цветов для Дерева Добра. |
18. | «Мир добрых дел» | Беседа о добрых делах. Чтение рассказа «Как мы спасли птенцов жаворонка», работа по содержанию. Чтение заметок о добре в газете-журнале. Изготовление бумажного солнышка из ладошек и кормушек для птиц. Закрепление кормушек на деревьях школьного полисадника. |
19. | «Школа дружбы» | Беседа о дружбе. Игра «Спешим на помощь другу». Прослушивание и исполнение песни о дружбе. Чтение заметок о друзьях в газете-журнале. Рисуем портрет друга. |
20. | «Красота дружбы» | Чтение рассказа «Самое дорогое», работа по содержанию. Беседа о качествах дружелюбного человека. Изготовление бумажного самолётика. Запись на самолётике качества дружелюбного человека. |
21. | «Красота любви» | Беседа о мамах. Слова-обращения к маме. Чтение рассказа «Самая красивая», работа по содержанию. Прослушивание и исполнение песни о маме. Изготовление праздничной открытки для мамы. |
22. | «Красота любви» | Чтение заметок в газете-журнале о мамах. Коллективная работа – «Букет для мамы» (изготовление аппликации). |
23. | «Красота радости» | Беседа о радости. Игра-путешествие «В поисках радости». Изготовление бумажных лебедей. |
24. | «Поделись улыбкою своей» | Чтение сказки «Улыбка», работа по содержанию. Рисование бабочек. |
25. | «Образы красоты» | Чтение стихотворения о весне. Описание возникших образов. Работа со словами: ВООБРАЖЕНИЕ, ИЗОБРАЖЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ. Экскурсия на улицу. Игра «Красивые образы природы». Просмотр рисунков природы в газете-журнале. Рисование природы на улице. |
26. | «Сила творчества» | Чтение рассказа «Сила творчества», работа по содержанию. Посещение КВЦ «Вернисаж». Беседа о творчестве людей. Просмотр выставки «Народное творчество». Виды росписи. Расписываем посуду. |
27. | «Красота музыки» | Беседа о музыке. Работа со словами: МУЗЫКА, МУЗЫКАНТ, МУЗЫКАЛЬНЫЙ, МУЗА. Беседа о музыкальных инструментах. Прослушивание народных мелодий. Чтение рассказа «Барабан и скрипка», работа по содержанию. Импровизированный оркестр. Рисование музыкального инструмента (по выбору). |
28. | «О чём может рассказать музыка» | Чтение стихотворения «Музыка Земли», работа по содержанию. Слушаем музыку природы на улице. Игра-путешествие «В мире музыки». |
29. | «Красота танца» | Посещение концерта ансамбля русского народного танца «Калинушка» ДК им Маяковский. Беседа о танце. Беседа о хороводе. Разучивание и исполнение танца «Хоровод». |
30. | «Красота танца» | Чтение зарисовки «Прекрасное утро». Постановка танца «Прекрасное утро». |
31. | «Красота Вселенной» | Работа со словами: ВСЕЛЕННАЯ, КОСМОС, МИРОЗДАНИЕ. Посещение городского музея космонавтики (МОУ«Школа№1») Фотовыставка «Космос». Прослушивание космической музыки Рыбникова. Разучивание «Танца планет». |
№ | Тема | Содержание |
32. | Праздник «Красота Вселенной | Исполнение «Танца планет». Игра «Космическое путешествие». Чтение стихотворений о красоте мира. Изготовление звёздочек. Запись на них добрых пожеланий. |
33. | Итоговое занятие | Организация и проведение отчетной выставки работ обучающихся |
Тематическое планирование
2 класс
(34 часа в год/ 1 час в неделю)
на основе методического пособия и рабочей тетради
«Дорогою Добра»
(дополнительная образовательная программа «Служу Отечеству пером»)
№ | Тема | Содержание |
1. | «Страна Красоты и Добра» | Экскурсия в парк. Беседа о красоте родной природы. Беседа о ДОБРЕ и КРАСОТЕ. Чтение заметок о добре и красоте в газете-журнале. Рисование страны Добра и Красоты. Подбор цветовой гаммы. |
2. | «Страна Красоты и Добра» | Работа со словами ЧЕЛОВЕК, ЛУЧШЕ. Чтение рассказа «Как Федя почувствовал в себе человека», работа по содержанию. Оформление панно «Страна Добра и Красоты» (коллективная работа – аппликация). |
3. | «Дорога Добра» | Чтение сказки «Дорога Добра», беседа по содержанию. Разучивание песни «Дорогою добра». Рисование иллюстрации к сказке. |
4. | «Дворец красоты» | Размышление над мудростью «Твори добро другим во благо». Чтение и анализ стихотворений «Родной любимый дом», «Добрый мир». Рисование Дворца Красоты. |
5. | «Мыслить – значит жить» | Работа над мудростью «Каждая добрая мысль даётся человеку на исполнение». Чтение рассказа «Письмо отцу». Рисование добрых мыслей. |
6. | «Культура речи» | Работа с деревом-корнесловом РЕЧЬ. Чтение стихотворения «Родной язык», работа по содержанию. Чтение заметок в газете-журнале о чистоте речи. Аппликация «Дерево-корнеслов». |
7. | «Словесный сад» | Работа с деревом-корнесловом - СЛОВО. Чтение рассказа «Я хочу сказать своё слово». Просмотр видеосюжета о красоте родной природы. Игра «Называем красивые слова». Игра-путешествие «В словесном саду». Работа со словами: СЛОВО, САД, РОДИНА, ДОБРО, КРАСОТА. |
8. | «Жить – добро творить» | Посещение КРЦ «Чайка» «Планета кино» кинофильм о нравственных качествах. Беседа о добрых делах людей. Чтение заметок о добротворчестве в газете-журнале. Просмотр видеосюжета «Творчество во благо других». Игра «Назови профессию». Рисование по представлению «Моя профессия». |
9. | «Ладошка-полянка» | Чтение стихотворения «Какого цвета добро?», работа по содержанию. Работа над мудростью «Награда за доброе дело – в самом его свершении. Беседа о бережном отношении человека к природе. Чтение заметок о защите природы в газете-журнале. Рисование ладошки-полянки на улице. |
10. | «Красота спасёт мир» | Чтение рассказа «Для чего человек живёт на свете?», работа по содержанию. Значение слова КРАСОТА. Размышление над мудростью «Красота есть Добро, и Добро прекрасно». Чтение заметок о красоте в газете-журнале. Рисование по представлению «Что такое красота?». |
11. | «В культуре – свет и радость» | Размышление над словом КУЛЬТУРА. Размышление над мудростью «В культуре – свет и радость». Посещение КВЦ «Вернисаж». Выставка «Культурные ценности». |
12. | «Человек – творец культуры» | Экскурсия в городской Дворец творчества. Размышление над словами «Я красивый мир творю». Качества культурного человека. Выставка книг о культуре. Изготовление книжки-малышки. |
13. | «В гостях у зимушки-зимы» | Экскурсия-наблюдение за красотой зимней природы. Наблюдение «Снежинки – чудо природы». Изготовление бумажных снежинок. |
№ | Тема | Содержание |
14. | «Зимняя сказка» | Чтение рассказа «Моя новость», работа по содержанию. Игра «Узнай новость». Просмотр слайдов «Новогодние украшения». Рассматривание поделок в газете-журнале. Оформление класса к новогоднему празднику и изготовление снежного городка. |
15. | «Здравствуй, праздник Новый год» | Беседа о подарках. Размышление над мудростью «Сердце сердцу весть подаёт». Чтение стихотворения «Пожелание». Просмотр слайдов «Новогодние открытки». Изготовление поздравительной новогодней открытки. Посещение Драматического театра «Новогодняя сказка» |
16. | «Круглый год» | Просмотр видеосюжета о красоте природы в разное время года. Разгадывание кроссворда «Календарь». Беседа «Народный календарь». Выставка репродукций картин художников «Времена года». Рассматривание детских рисунков в газете-журнале. Рисование любимого времени года. |
17. | «Моя Родина» | Занимательная экскурсия в парк. Раскрытие смысла слов РОДИНА, ОТЕЧЕСТВО. Чтение заметки «Знаете ли вы?». Просмотр видеосюжета «Русские берёзы». Техника «Рисуем манной крупой» (выкладывание манной крупой берёзки). |
18. | «Родной дом» | Беседа о членах семьи. Просмотр семейного фотоальбома. Беседа «Уют в доме». Просмотр видеосюжета «Домашний интерьер». Изготовление мебели из картонных коробочек. |
19. | «Я строю дом» | Урок-экскурсия по родному городу. Беседа о красоте архитектуры. Просмотр слайдов «Красивая архитектура нашего города». Творческая работа - макетирование домов. |
20. | «Вселенная в доме» | Значение слова «Вселенная». Чтение рассказа «Вселенная в доме». Понятие СИМВОЛИЗМА. Просмотр слайдов «Украшение окон – деревянные наличники». Рисование русского терема, украшение наличников. |
21. | «Поздравляем мам» | Чтение рассказа «Моя мама». Беседа о мамах. Чтение заметок в газете-журнале о мамах. Рисуем мамин портрет. |
22. | «Игрушка матрёшка» | Экскурсия в КВЦ «Вернисаж» выставка «Русская матрешка». Символизм матрёшки. Разучивание танца матрёшек. Роспись матрёшек. |
23. | «Краски природы» | Чтение заметки «Всё кругом говорит». Экскурсия-наблюдение за весенней природой. Размышление над словами: «Пойми живой язык природы – и скажешь ты: «Прекрасен мир!». Раскрашивание рисунка «Матушка-Природа». |
24. | «Огоньки радости» | Экскурсия-наблюдение за первыми весенними цветами. Беседа о красоте цветов. Просмотр слайдов «Цветы». Просмотр видео «Распускающиеся цветы». Игра «Назови цветок». Коллективное изготовление панно «Цветочная мозаика». |
25. | «Теремок дружбы» | Беседа о братьях наших меньших. Размышление над словами: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Изготовление персонажей сказки «Теремок» из перчатки. |
26. | «Теремок дружбы» | Инсценировка сказки «Теремок». |
27. | «Музыка Земли» | Беседа о звуках. Чтение заметки «Звуки в мире». Прослушивание записи «Звуки природы». Разучивание песни о красоте природы. Исполнение песни под видеосюжет о красоте природы. |
28. | «Космические дали» | Значение слова «Космос». Просмотр видеосюжета «Красота космоса». Вырезание шаблонов-звёздочек. Творческая работа – «Звёздное небо» (методом распыления красок). |
29. | «Красота науки» | Беседа о науке. Чтение заметок в газете-журнале. Чтение рассказа «Разные миры». Беседа «Чему научился человек у природы». Беседа о научных изобретениях. Просмотр видеосюжета об изобретениях. Изготовление макета самолёта. |
№ | Тема | Содержание |
30. | «Цветик-семицветик» | Посещение КРЦ «Чайка» «Планета кино». Просмотр сказок. Беседа о сказках. Размышление над словами: «В сказке – мудрость народа». Чтение сказки «Цветик-семицветик», работа по содержанию. Беседа о мечте и желаниях. Аппликация из бумаги «Цветик-семицветик». Запись желаний на лепестках. |
31. | «Будем здоровы!» | Урок- игра на школьном стадионе «Будем здоровы!» Беседа о здоровье. Чтение рассказа «Содружество», работа по содержанию. Беседа о влиянии звука, цвета на здоровье человека. |
32. | «Будем здоровы!» | Красота Цветосочетание. Творческая работа – изготовление коврика из лоскутков. |
33. | Праздник «Красота мира» | Чтение стихотворений о красоте мира. Исполнение песни о красоте. Выставка творческих работ. Коллективная работа – изготовление панно «Красота мира». |
34. | Итоговое занятие | Организация и проведение отчетной выставки работ обучающихся |
Тематическое планирование
3 класс
(34 часа в год/ 1 час в неделю)
на основе методического пособия и рабочей тетради
«Радужный мир»
(дополнительная образовательная программа «Служу Отечеству пером»)
№ | Тема | Содержание |
1. | «Наука эстетика» | Посещение городской библиотеки «Маяк». Эстетика как наука. Просмотр видеосюжета о красоте мира. Беседа о красоте человека. Разучивание песни «Большой хоровод». Рисование по представлению «Большой хоровод». |
2. | «Красота речи» | Беседа о красоте речи (устной и письменной). Знакомство с газетными жанрами. Творческая игра «Определи жанр текста». |
3. | «Осень – прекрасная пора» | Наблюдение на улице за красотой осенней природы. Отгадывание загадок. Игра «Подбираем красивые слова-описания». Сбор осенних листьев. |
4. | «Осень – художница» | Просмотр видеосюжета о красоте осенней природы. Чтение заметки «Осень-художница». Написание осенней зарисовки в школьном полисаднике. |
5. | «Красота в словах и творчестве» | Беседа о заголовках текстов. Знакомство с видами заголовков. Чтение осенних зарисовок, стихотворений об осени в газете-журнале, выделение заголовков цветом. Просмотр видеосюжета о красоте осенней природы. Выбор «осеннего заголовка» и иллюстрирование его (составление композиции из осенних листьев). |
6. | «Мы – художники-оформители» | Урок-экскурсия во Дворц творчества секция конструирования. Знакомство с основами дизайна, макетирования. Художественное оформление зарисовки. |
7. | «Мы – художники оформители» | Оформление стенной газеты «Осень – художница» |
8. | «Дарим красоту» | Просмотр видеосюжета о бабочках. Беседа о возникших чувствах. Беседа о взаимосвязи чувств, мыслей, слов, поступков. Игра «Собери пословицу». Изготовление аппликации «Бабочки» (из ткани). |
9. | «Красота слова» | Речевые игры. Просмотр видеосюжета «Раскрывающийся цветок». Беседа о возникших чувствах. Сочинение в жанре «Хокку». Иллюстрирование сочинения. |
10. | «Иллюстрирование текстов» | Чтение стихотворения «Добрый мир». Чтение заметок, стихотворений о добре и радости в газете-журнале. Рассматривание иллюстраций к текстам. Размышление над словами «Мысль – основа творчества». Иллюстрирование стихотворения «Радость». |
11. | «Волшебница-зима» | Экскурсия-наблюдение за красотой зимней природы. Игра «Подбираем слова-описания». Изготовление снеговиков. |
12. | «Волшебница-зима» | Написание зимней зарисовки. Художественное оформление зарисовки и изготовление снежного городка. |
13. | «Новогодняя стенгазета» | Просмотр видеосюжета о красоте зимней природы. Чтение заметок, зарисовок, стихотворений о зиме в газете-журнале. Написание и оформление новогоднего поздравления. |
14. | «Новогодняя стенгазета» | Изготовление ёлки из «бумажных ладошек». Оформление стенгазеты (бумажная ёлка, зарисовки, поздравления). |
15. | «Готовим новогодний подарок» | Изготовление из ткани рождественского ангела. |
16. | «Волшебный снег» | Изготовление поделок из снега, катание на снежной горке. |
№ | Тема | Содержание |
17. | «Заметка о творческом деле» | Газетный жанр – заметка. Знакомство с памяткой «Как написать заметку». Написание заметки о творческом деле (изготовлении поделки из снега). |
18. | Оформление стенгазеты «Волшебный снег» | Иллюстрирование заметки. Художественное оформление заметки. Оформление стенгазеты. |
19. | «Мечтать на пользу людям» | Беседа о мечте и желаниях. Рассказ о К. Циолковском. Просмотр слайдов «Звёздное небо». Изготовление макета космического корабля. |
20. | «Отзываемся сердцем» | Газетный жанр – отзыв. Знакомство с памяткой «Как написать отзыв». Чтение заметки «Трудиться, трудиться и трудиться». Беседа о творческих делах на пользу людям. Посещение городской библиотеки № 1 Выставка «Творчество – для блага других». Написание отзыва «Творчество – для блага других». |
21. | «Письмо незнакомому другу» | Рассматривание поделок в газете-журнале. Написание письма-отзыва автору понравившейся поделки. Художественное оформление письма. |
22. | «Самое дорогое» | Урок- экскурсия в школьный музей. Беседа о героизме и подвиге, о защите Родины. Чтение рассказа «Самое дорогое». Изготовление подарка для пап – пятиконечной звезды (оригами). |
23. | «Цветок для мамы» | Беседа о мамах. Чтение заметок в газете-журнале о мамах. Изготовление цветка- аппликации из бумаги. Приклеивание в серединку цветка фото мамы. Запись на лепестках качеств мамы. |
24. | Выпуск стенгазеты «Мамин праздник» | Выпуск праздничной стенгазеты (работа в группах: рисование портретов мам, написание заметок о маме, оформление поздравления, оформление заголовка стенгазеты). |
25. | «Путешествие в страну новостей» | Беседа о новостях. Сбор новостей - экскурсия в кабинет биологии. Рассказ учителя о садовых цветах, о времени их цветения. Наблюдение за посадкой семян для рассады. Практическая работа – посадка семян. |
26. | «Путешествие в страну новостей» | Новость – приезд в школу. гостей. Беседа об этикете. Экскурсия в кабинет домоводства. Рассказ учителя об этикете за столом. Практическая работа - сервировка стола. |
27. | «В царстве книг» | Экскурсия в библиотеку. Интервью с библиотекарем. Разгадывание чайнворда. Выставка книг по теме «Рукотворчество». Индивидуальный выбор поделки из книги. |
28. | «Творческая мастерская» | Изготовление выбранной поделки. Организация выставки поделок. |
29. | «Красота цветущей ветки» | Экскурсия на улицу – наблюдение за цветущими деревьями. Рассказ об испытанных чувства. Рисование цветущей ветки. |
30. | «Весна-красна» | Чтение заметок, зарисовок, стихотворений в газете-журнале о весне. Просмотр видеосюжета о красоте природы весной под классическую музыку. Разучивание танца цветов. |
31. | «Разноцветное небо» | Экскурсия на улицу – наблюдение за облаками, за оттенками неба. Выставка картин репродукций картин по теме «Разноцветное небо». Рисование неба. |
32. | Праздник «Планета красоты» | Чтение стихотворений о красоте. Исполнение танца цветов. Исполнение песни о красоте мира. Инсценировка «Красота вокруг». |
№ | Тема | Содержание |
33. | Праздник «Планета красоты» | Творческая работа – вырезание из голубой и жёлтой бумаги «ладошек». На фоне рисунков «Разноцветное небо» составление солнышка и нитей дождя из «ладошек». |
34. | Итоговое занятие | Организация и проведение отчетной выставки работ обучающихся |
Тематическое планирование
4 класс
(34 часа в год/ 1 час в неделю)
на основе методического пособия и рабочей тетради
«Звонкий голос детства»
(дополнительная образовательная программа «Служу Отечеству пером»)
№ | Тема | Содержание |
1. | «В гости к Красоте» | Понятие эстетики. Чтение рассказа «Человек с горячим сердцем». Беседа о нравственных качествах человека. Беседа «Где живёт красота?» Просмотр видеосюжета о красоте природы под классическую музыку. Чтение заметок о красоте в газете-журнале. Игра «Ищем красоту». |
2. | «Горячее сердце» | Беседа о внутренней красоте человека. Чтение заметки «Откроем сердца». Чтение притчи «Сила сердца». Размышление «В чём сила сердца?». Значение слова ВЕЛИКОДУШИЕ. Беседа о символизме. Рисование матрёшки и её роспись. |
3. | «Любимое дело» | Размышление над понятиями ПИТАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ. Беседа о пользе чтения. Чтение отрывка из книги И.Ильина о пользе чтения. Чтение книг о красоте. |
4. | «Мир –книга о красоте» | Рассматривание картины «Чикус-Мале», Чтение стихотворение «Книга мира», работа по содержанию. Экскурсия в школьную библиотеку. Рисование по представлению – «Мир – открытая книга». |
5. | «Мы – авторы книг» | Экскурсия в городскую библиотеку «Маяк». Размышление над словами «Рукопись – это пожатие на расстоянии». Беседа о пользе книг. Написание заметки-рассуждения «О чём бы я хотел написать в своей книге». Оформление обложки авторской книги. |
6. | «Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!» | Чтение рассказа «Парашют», работа по содержанию. Экскурсия на улицу. Значение слова СОЗЕРЦАНИЕ. Размышление над словами: «Созерцая природу, человек всё лучшее берёт из себя». «Учимся созерцать» - наблюдения на улице за природой (выбираем один объект). Делимся чувствами. Описание своих чувств. |
7. | «Чудо красоты» | Беседа о радости и красоте. Беседа «Где живёт красота?» Чтение стихотворения «Чудо красоты». Надувание мыльных пузырей на улице. Фотовыставка «Мыльные пузыри». Написание зарисовки мыльного пузыря. Оформление работы. |
8. | «Подарок маленького принца» | Чтение отрывка из сказки «Маленький принц», работа по содержанию. Рисование по представлению – «Подарок Маленького принца». Оформление выставки работ. |
9. | «Сердце храбреца» | Посещение КРЦ «Чайка» «Планета кино». Просмотр мультфильма «Сердце храбреца». Беседа по содержанию. Беседа о мультипликации, о мультипликационных персонажах. Беседа «Чему учат мультфильмы». Рисование своего мультипликационного персонажа. Объяснение выбора. |
10. | «Дерево сильно корнями, а человек – друзьями» | Беседа о дружбе. Исполнение песен о дружбе. Игра «Разгадай шифровку». Чтение отрывка из сказки «Маленький принц». |
11 | «Дерево сильно корнями, а человек – друзьями» | Творческая работа на улице – подарок другу из природного материала (поделочный материал – по выбору). |
№ | Тема | Содержание |
12. | «Прогулка по словесному саду» | Игра-путешествие «Прогулка по словесному саду». Размышление над понятиями ДОБРО, КРАСОТА, РАДОСТЬ. Чтение заметок в газете-журнале. Рисование дерева-корнеслова. |
13. | «Прекрасен мир поющий» | Экскурсия в кабинет музыки. Беседа о музыке. Понятие РИТМ. Чтение стихотворения «Прекрасен мир поющий». Беседа «Звуки зимы». Прослушивание классической музыки. Беседа-представление «О чём поют снежинки?» Разучивание танца снежинок. |
14. | «Подготовка к выпуску новогодней стенгазеты» | Работа в библиотеке: чтение заметок, стихотворений о новогоднем празднике в газете-журнале. Подбор материала для стенгазеты. |
15. | «Выпуск стенгазеты» | Оформление материала для стенгазеты. Выпуск стенгазеты. |
16. | «Новогодний спектакль» | Беседа о правилах поведения в театре. Посещение театра - просмотр новогоднего спектакля. |
17. | «Информационный листок» | Беседа о спектакле. Выпуск информационного листка. |
18. | «Радость жизни – в творчестве» | Значение слова ТВОРЧЕСТВО. Беседа о творчестве. Чтение заметки «Доброе дело украшает жизнь», работа по содержанию. Чтение стихотворения «Сотворённое чудо». Беседа «Плоды творческого дерева». Изготовление Птицы Прекрасы из кусочков ткани. |
19. | «Мудрецы о красоте» | Значение слов МУДРЕЦ, МУДРОСТЬ, МЫСЛИТЕЛЬ. Экскурсия в кабинет информатики. Работа с дополнительной литературой (или Интернетом) – подбор мудростей о красоте. Оформление стенгазеты «Стена мудрости. |
20. | «Оформление Уголка Красоты» | Беседа о назначении Уголка Красоты. Рисование Творческого дерева, Дворца Красоты, речки Радости, гор Мудрости. Оформление свитка с мудростью о красоте. |
21. | «Мир искусства» | Экскурсия в музей искусств. Интервью с работником музея искусств. |
22. | «Мир искусства» | Написание отзыва о посещении музея. Оформление стенгазеты «Мир искусства». |
23. | «Вышивка – встреча с красотой» | Чтение интервью с прохожим «Вышивка – встреча с красотой». Посещение выставки «Чудо-вышивка». Обмен впечатлениями. |
24. | «Вышивка – встреча с красотой» | Творческая работа – учимся вышивать. Организация выставки работ. |
25. | «Красота в домашнем обиходе» | Беседа о красоте интерьера. Экскурсия в библиотеку. Рассматривание книг с росписью: гжель, хохлома, жостовская, роспись предметов быта. Обмен впечатлениями. Написание отзыва на увиденное. |
26. | «Красота в домашнем обиходе» | Практическая работа - роспись по дереву (или чеканка). |
27. | «Игрушки-самоделки» | Просмотр слайдов «Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка». Изготовление игрушки-самоделки - подарок первоклассникам. Написание репортажа с места события. |
№ | Тема | Содержание |
28. | «Дарим подарок» | Беседа о подарках. Учимся дарить подарки и принимать подарки. Рассказ первоклассникам о значении красоты, показ им видеосюжета о красоте природы. Вручение подарков (игрушек-самоделок) первоклассникам. |
29. | «Русская пейзажная живопись» | Организация в школе выставки репродукций картин русских художников. Подготовка речи экскурсовода. Проведение выставки для младшеклассников. |
30. | «Моя авторская книга» | Знакомство с правилами оформления книги. Работа с понятиями: ДИЗАЙН-МАКЕТ, ФОРЗАЦ, ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ. Выбор названия для авторской книги. Оформление страниц авторской книги. Оформление страниц авторской книги. |
31. | «Моё увлечение» | Изготовление творческих поделок для выставки «Красота – в подарок». |
32. | «Подготовка к празднику Красоты» | Подбор стихотворений о красоте и доброте в газете-журнале, оформление выставки творческих работ. Разучивание песни о красоте. Значение слова ХОРОВОД, символизм. Разучивание танца «Хоровод с лентами». |
33. | «Праздник Красоты и Добра»» | Чтение стихотворений о красоте и доброте под видеоряд красивой природы и классическую музыку. Презентация выставки творческих работ «Красота – в подарок». Исполнение танца «Хоровод с лентами». Презентация авторских книг. |
34. | Итоговое занятие | Организация и проведение отчетной выставки работ обучающихся |
Механизм контроля и отслеживания результатов
1 год обучения
Задачи | Показа тель | Содержание | Способ диагности ки | Механизм отслежива ния |
Раскрытие смысла понятий МИР, ТВОРЧЕСТВО, КРАСОТА, ДОБРО | Знание | Беседы, чтение художественных произведений, наблюдения, рисование | Тематичес кое рисование, ответы | Анализ рисун ков, ответов |
Раскрытие смысла понятия «Образы красоты» | Понимание, отношение | Просмотр видеосюжетов, наблюдения, беседы, чтение художественных произведений, рассказов, организация выставок | Тематичес кое рисование, рукотворчество | Анализ рисун ков, поде лок |
Раскрытие смысла понятий «Красота труда», «Красота творчества». | Понимание, отношение | Рассказы о творческих людях, о самоотверженном труде. Рассматривание результатов творческого труда. | Тематичес кое рисование, рукотворчество | Анализ рисун ков, поде лок |
Итог 1-го года обучения: выпуск индивидуальных творческих альбомов
Механизм контроля и отслеживания результатов
2 год обучения
Задачи | Показа тель | Содержание | Способ диагности ки | Механизм отслежива ния |
Раскрытие смысла понятия «Человек – творец культуры» | Понимание, отношение | Беседы, наблюдения, чтение заметок, художественных произведений, рассматривание результатов творческого труда. | Тематичес кое рисование, рукотворчество, культура речи | Анализ рисун ков, поде лок, ответов |
Познакомить с качествами культурного человека | Знание, понимание, отношение | Беседы, наблюдения, чтение заметок, художественных произведений, анализ поведения | Общение с товарищами, взрослыми, рукотворчество, художественная деятельность | Анализ поведения, творческих работ |
Развитие культуры речи | Отношение, умение подбирать красивые эпитеты, сравнения, использование в речи вежливых слов | Наблюдения, посещение театра, чтение художественных произведений, текстов в газете-журнале | Общение с товарищами, взрослыми, написание заметок постановка мини-сценок, исполнение песен, организация выставок | Анализ тексов, речи |
Воспитание чувства прекрасного | Понимание, отношение | Наблюдения за природой, просмотр видеосюжетов о красоте мира, посещение театра, выставок, чтение текстов в газете-журнале | Постановка мини-сценок, исполнение песен, постановка танцев, рукотворчество, изодеятельность, организация выставок | Анализ художественной самодеятельности, творческих работ |
Итог 2-го года обучения: выпуск индивидуальных творческих альбомов
Механизм контроля и отслеживания результатов
3 год обучения
Задачи | Показа тель | Содержание | Способ диагности ки | Механизм отслежива ния |
Развитие чувственного восприятия | Понимание, отношение | Наблюдения за природой, просмотр видеосюжетов о красоте мира, посещение театра, выставок, чтение текстов в газете-журнале | Постановка мини-сценок, исполнение песен, постановка танцев, рукотворчество, изодеятельность, организация выставок | Анализ художественной самодеятельности, творческих работ |
Развитие оформительских навыков | Понимание, отношение, знание | Наблюдения, объяснение учителя, посещение выставок | Выпуск стенных газет, выполнение творческих работ | Анализ творческой деятельности |
Развитие умения видеть красоту природы в различное время года. | Понимание, отношение | Наблюдения, созерцания, просмотр видеосюжетов, репродукций картин | Изодеятель ность | Анализ творческой деятельности |
Развитие творческих навыков. | Отношение | Наблюдения, чтение заметок в газете-журнале, рассматривание образцов поделок, посещение выставок | Написание заметок, зарисовок, отзывов, изодеятель ность, театральная деятель ность, художественная деятель ность, выпуск стенных газет | Анализ творческой деятельности |
Итог 3-го года обучения: выпуск индивидуальных творческих книг-самоделок.
Механизм контроля и отслеживания результатов
4 год обучения
Задачи | Показа тель | Содержание | Способ диагности ки | Механизм отслежива ния |
Раскрытие смысла понятия «Красота внутреннего мира человека» | Понимание, отношение, знание | Беседы, наблюдения, чтение заметок, художественных произведений, анализ поведения | Общение с товарищами, взрослыми, рукотворчество, художественная деятельность | Анализ поведения, творческих работ |
Раскрытие смысла понятия СОЗЕРЦА НИЕ. | Понимание, отношение. | Наблюдения | Написание зарисовок, изодеятельность | Анализ творческих работ |
Развитие оформительских навыков | Отношение | Наблюдения, рассматривание образцов, посещение выставок | Изодеятель ность, художественная деятель ность, выпуск стенных газет, авторской книги | Анализ творческой деятельности |
Развитие творческих навыков. | Отношение | Наблюдения, чтение заметок в газете-журнале, рассматривание образцов поделок, посещение выставок | Написание заметок, зарисовок, отзывов, интервью, репортажей,изодеятель ность, театральная деятель ность, художественная деятель ность, выпуск стенных газет | Анализ творческой деятельности |
Итог 4-го года обучения: выпуск индивидуальных творческих книг-самоделок.
Диагностический инструментарий
- метод наблюдения;
- метод изучения продуктов детского творчества;
- диагностика уровня эмоционально-эстетического развития;
- вопросник «Что я люблю».
Метод наблюдения
Критерии оценки уровня развития художественно-эстетической направленности детей:
высокий уровень – ярко проявленный демонстрируемый интерес к художественным видам деятельности и разножанровой направленности;
средний уровень – выражается в наличии интереса к разным видам искусств, но с предпочтением развлекательной направленности, вне ориентации на высокохудожественные, классические эталоны;
низкий уровень – характеризуется отсутствием или слабо выраженным интересом к разным видам искусств и разным видам художественной деятельности.
Диагностика уровня эмоционально-эстетического развития
(разработал А.Ф. Яфальян)
В ходе исследования выделяются три критерия эмоционально-эстетического развития детей:
соматическое выражение эмоций, в котором определялась адекватность восприятия детьми эмоциональных состояний людей и выражение эмоций в движениях;
вербальное выражение эмоций, в котором проверялась адекватность передачи эмоционального состояния в речи;
визуально-графическое выражение эмоций, которое состояло из визуального восприятия эмоционального состояния и графического выражения экспрессии чувств и эмоций.
Градации уровней эстетического отношения детей к людям, которое соответствует развитию эстетических чувств и эмоций:
неэстетический (низкий) уровень;
предэстетический (средний) уровень;
эстетический (высокий) уровень.
Дети, которые способны быть выразительными соматически, умеют выразить словесно экспрессию чувства и определить визуально, а затем выразить это в рисунке, достигают той степени эмоционального и эстетического развития, которая является необходимой для целостного полноценного развития ребенка.
Показатели, которые характеризуют каждый критерий, а также баллы, которые соответствуют уровням:
1 — низкий (неэстетический),
2 — средний (предэстетический),
3 — высокий (эстетический).
Критерии | Уровни | Баллы |
Соматическое выражение эмоций | Не выражает эмоции в мимике и жестах, движения хаотичные, резкие или вялые. | 1 |
Не всегда адекватно передает эмоции в мимике и жестах, движения осмысленны, однако не всегда выразительны. | 2 | |
Мимика и жесты выразительны, соответствуют передаваемой эмоции, движения пластичные, музыкальные. | 3 | |
Вербаль- ное выражение эмоций | Не может передать выразительно в речи эмоциональное состояние, не может подобрать прилагательное для передачи характера произведения. | 1 |
Может адекватно передать в речи эмоциональное состояние при помощи педагога, подбирает 1-2 слова для передачи эмоциональных состояний. | 2 | |
Речь интонационно выразительна, подбирает 3 и более прилагательных, соответствующих эмоциональному состоянию. | 3 | |
Визуально-графичес кое выражение эмоций | Не может в изображении определить характер эмоции, графические не выражает эмоциональные состояния. | 1 |
Адекватно определяет 2 -3 изображения эмоциональных состояний, графически выражает эмоциональные состояния. | 2 | |
Адекватно определяет все предложенные изображения, графически выразительно изображает эмоциональные состояния. | 3 |
Вопросник «Что я люблю»
* Что ты любишь больше всего на свете?
* Что тебе нравится, когда ты попадаешь в лес?
* Что ты любишь в школе?
* Что тебе нравится во взрослых людях?
* Что тебя удивляет?
* Назови свои увлечения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Основы эстетического воспитания"
Младший школьный возраст-это тот жизненный период человека, когда закладывается духовно-нравственный фундамент личности и формируется основы взаимодействия с окружающим миром. Авторская образоват...
Народное искусство в трудовом и эстетическом воспитании школьников
Значение народного искусства для современных детей...
Статья "Народное искусство как средство совершенствования эстетического воспитания учащихся младших классов"
Развитие творческих способностей учащихся во внеурочное время.Развитие индивидуальных способностей у детей....
«Эстетическое воспитание обучающихся специальной (коррекционной) школы»
Затрагивая вопросы эстетического воспитания в специальной коррекционной школе, необходимо отметить, что оно носит системный характер, т.е. новые знания и понятия о красоте постоянно подкрепляютс...
Реабилитация инвалидности средствами искусства (создание условий для эстетического воспитания, художественного образования и самостоятельного художественного творчества инвалидов) на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
. В данной работе представлена система работы с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата посредством изобразительной деятельности....
Выступление на МО учителей начальных классов "Эстетическое воспитание обучающихся специальной коррекционной школы"
Наша цель – научить детей воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное во всех его проявлениях: в искусстве, природе, труде, общественных отношениях, поступках людей....
Статья.Роль изобразительного искусства в формировании нравственного-эстетического воспитания учащихся.
Автор: Большакова Любовь Петровна Изобразительное искусство как один из учебных предметов общеобразовательной школы занимает важное место в воспитании учащихся. Действительно, внимательный анализ,...