Программа "Основы эстетического воспитания"
рабочая программа (1 класс) на тему
Младший школьный возраст-это тот жизненный период человека, когда закладывается духовно-нравственный фундамент личности и формируется основы взаимодействия с окружающим миром.
Авторская образовательная программа по воспитанию младших школьников направлена на формирование основ личности гражданина РФ. Содержание программы способно пробуждать и воспитывать высокие человеческие эмоции и чувства, культуру поведения.
Образовательная программа формирует базовые национальные ценности, которые приведены в федеральных государственных образовательных стандартах. Содержание программы позволяет осуществлять духовно-нравственное развитие и воспитание личности. При этом цель и задачи развития и воспитания обучающихся осуществляется в единстве урочной и внеурочной деятельности.
Структура программы отвечает требованиям, предъявляемым к работам такого рода: состоит из логически связанных частей: пояснительной записки к разработанному курсу, содержательной части, перечня требований к уровню знаний и умений, которыми должны овладеть учащиеся, содержит тематический и календарно-тематический планы, список литературы.
Разделы программы:
-речевой этикет
этика общений человеческих отношенийправосл
овный календарь
природа и человек
Я- гражданин велиеой России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_osnovy_esteticheskogo_vospitaniya.docx | 41.51 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Основы эстетического воспитания»
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность - это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур. Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Наша школа работает по трём уровням результатов внеучебной деятельности школьников:
1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;
2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;
3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:
- формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
- приобретение школьниками социального опыта;
- самостоятельного общественного действия.
Цель:
- Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Общешкольные дела по программе воспитательной системы будут включены в общую годовую циклограмму и явятся компонентом внеурочной деятельности. Подготовка к участию и участие в общешкольном мероприятии позволят ребенку овладевать универсальными способами деятельности (компетенциями) и демонстрировать уровень их развития. Участие ребенка в общешкольных делах будет осуществляться на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями.
Задачи:
- усилить педагогическое влияние на жизнь учащихся в свободное от учебы время;
- выявить интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности;
- оказать помощь в поисках «себя»;
- -оздать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
- развить опыт творческой деятельности, творческих способностей;
- создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
- развить опыт общения, взаимодействия, сотрудничества;
- вырабатывать у детей потребность в получении знаний.
- вовлекать учащихся в художественно-творческую деятельность и приобщать их к эстетической культуре.
- развивать у детей вкус и творческие способности.
Принципы программы:
- включение учащихся в активную деятельность.
- доступность и наглядность.
- связь теории с практикой.
- учёт возрастных особенностей.
- сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
- целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к
- сложному).
Кадровое обеспечение:
-классные руководители
-воспитатели группы продленного дня
Предполагаемый результат внеурочной деятельности учащихся
- создание оптимальных условий для развития и отдыха детей;
- расширение возможностей для творческого развития личности учащегося, реализации его интересов.
- творческая самореализация детей;
- формирование навыков коллективной и организаторской деятельности;
- психологический комфорт и социальная защищенность каждого ребенка;
- развитие ученического самоуправления на всех уровнях;
Планируемые личностные результаты:
Самоопределение:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
- принятие образа «хорошего ученика»;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- осознание своей этнической принадлежности;
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
Смыслообразование:
- мотивация любой деятельности
- самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;
- целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
Нравственно-этическая ориентация:
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
Основными характеристиками системы содержательных поощрений является:
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования. Особенностями системы оценки являются:
- Доброжелательное отношение к ученику как к личности;
- Положительное отношение к усилиям, предпринимаемым учеником для решения поставленной задачи;
- Конкретный анализ трудностей, которые испытывал учащийся при решении поставленной задачи, а также допущенных им ошибок.
- Конкретные указания на то, как можно уличить достигнутый результат во время следующего задания.
- комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
- использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
- уровневый подход к разработке планируемых результатов;
- использование накопительной системы оценивания (портфолио);
- использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;
Направления внеурочной деятельности
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | Итого | |
Речевой этикет | 6 | 7 | 7 | 7 | 27 |
Этика общения человеческих отношений | 6 | 7 | 7 | 6 | 26 |
Православный календарь | 7 | 8 | 8 | 7 | 30 |
Природа и человек | 6 | 6 | 6 | 6 | 24 |
Я – гражданин великой России | 8 | 6 | 6 | 8 | 28 |
Итого часов: | 33 | 34 | 34 | 34 | 135 |
I. Речевой этикет – 27 часов.
Задачи:
- Познакомить учащихся с понятием этикет;
- Формировать умение свободного общения в типовых ситуациях
№ урока по теме | Наименование темы | Кол-во часов |
1 класс- 6ч. | ||
1. | Что такое этикет? | 1 |
2. | Речевой этикет. | 1 |
3. | Поведение за столом. | 1 |
4. | У тебя в гостях друзья. | 1 |
5. | Прощание с гостем. | 1 |
6. | Практическое занятие («Игра в гости».) | 1 |
2 класс -7 ч. | ||
1. | Урок познавательной беседы с элементами театрализации. | 1 |
2. | Поведение в театре, кино, в библиотеке, в детской поликлинике и в магазине. | 1 |
3. | Любимый уголок родной отчизны. | 1 |
4. | Доброе слово – что ясный день. | 1 |
5. | Ежели вы вежливы. | 1 |
6. | Да здравствует мыло душистое. | 1 |
7. | Простые правила этикета. | 1 |
3 класс – 7ч. | ||
1. | Повседневный этикет. | 1 |
2. | Сказки об этикете. | 1 |
3. | Человек – мера всему (в школе, семье). | 1 |
4. | Учимся делать покупки. | 1 |
5. | Вежливая просьба. | 1 |
6. | Утреннее приветствие и прощание перед сном. | 1 |
7. | Ролевая игра «Можно – нельзя» | 1 |
4 класс -7 ч. | ||
1. | Как поступить, если ты обедаешь, а в это время пришел твой друг? | 1 |
2. | Этикет в театре. | 2 |
3. | Этикет вежливости. | 1 |
4. | Рыцарский турнир вежливости. | 1 |
5. | Правила поведения за столом | 1 |
6. | Викторина: Знаешь ли ты как себя вести. | 1 |
II. Этика общения человеческих отношений – 26 часов.
Задачи:
- Расширить эстетический кругозор в логике этики отношений учащихся;
- Совершенствовать практику эстетического поведения детей в отношении к людям, природе;
- Формировать опыт нравственных отношений и взаимоотношений в коллективе.
№ урока по теме | Наименование темы | Кол-во часов |
1 класс – 6 ч. | ||
1. | Мой класс – мои друзья. | 1 |
2. | Мальчики и девочки. Игра «Ручеёк». | 1 |
3. | Самолюб – никому не люб. | 1 |
4. | От чего зависит настроение. | 1 |
5. | Игра «Волшебное зеркало». | 1 |
6. | Умею дарить радость. | 1 |
2 класс – 7 ч. | ||
1. | Игра «Настроение». | 1 |
2. | Советуем друг другу. | 1 |
3. | Добрым жить на белом свете веселее. | 1 |
4. | Чего в другом не любишь, того не делай сам. | 1 |
5. | Подумай о других. Игра «Цветик – семицветик». | 1 |
6. | Душа – это наше творение. | 1 |
7. | Человек расширяет знакомство. | 1 |
3 класс -7 ч. | ||
1. | Человек общается с книгой. | 1 |
2. | Вглядись в себя. Сравни с другим. | 1 |
3. | Коллектив начинается с меня. | 1 |
4. | Дружеские встречи. | 1 |
5. | Как правильно преподнести подарок и как правильно его принять. | 1 |
6. | Произведения В.Осеевой и А Толстого о поступках детей (Чтение и обсуждение) | 1 |
7. | Учебные игры «Правила хорошего тона» | 1 |
4 класс – 6 ч. | ||
1. | Дружба – как духовная ценность. | 1 |
2. | Секретные советы девочкам и мальчикам. | 1 |
3. | Друг, товарищ, дружба. | 1 |
4. | Коллектив. Уважение в коллективе. | 1 |
5. | Как правильно вести себя со взрослыми | 1 |
6. | Игра «Звездный час вежливости» | 1 |
III. Православный календарь – 30 часов.
- Задачи:
- Познакомить учащихся с наследием русского народа;
- Разбудить потребность в овладении культурными богатствами народа;
- Разбудить желание охранять и сохранять эти богатства;
- Формировать бережное отношение к реликвиям прошлого;
- Обучать вести исследовательскую работу, размышлять и анализировать;
- Воспитывать любовь к своему отечеству на примере исторических событий.
№ урока по теме | Наименование темы | Кол-во часов |
1 класс – 7 ч. | ||
1. | Рождественская ёлка. | 1 |
2. | Практическое занятие «Изготовление игрушек и открыток к Рождеству». | 1 |
3. | Славянские праздники – беседа. | 1 |
4. | Зимний праздник в России – Масленица. | 1 |
5. | Пасха – Светлый праздник. | 1 |
6. | Практическое занятие «Изготовление подарков к Пасхе». | 2 |
2 класс - 8 ч. | ||
1. | Беседа «Рождество и мы». | 1 |
2. | Изготовление игрушек к Рождеству. | 1 |
3. | Беседа – «Славянские праздники». | 1 |
4. |
| 1 |
5. |
| 1 |
6. |
| 1 |
7. |
| 1 |
8. |
| 1 |
3 класс – 8 ч. | ||
1. | Урок с элементами театрализации. | 1 |
2. | Славянские праздники – беседа. | 1 |
3. | Покровительница ярмарки Параскева. | 1 |
4. | День рождения леса «Жаворонушки» - 22 марта. | 1 |
5. | Смесь языческих и христианских обычаев. | 2 |
6. | Урок с элементами театрализации. | 1 |
7. | Детские игры и развлечения на святках. | 1 |
4 класс – 7 ч. | ||
1. | Рождественская ёлка. История. | 1 |
2. | Изготовление игрушек к Рождеству. | 1 |
3. | Масленица. Обычаи и традиции. | 1 |
4. | Урок Славянской письменности. | 1 |
5. | Пасха – светлый праздник. | 1 |
6. | Изготовление подарков к празднику. | 2 |
IV. Природа и человек – 24 часа.
Задачи:
- Формирование навыков наблюдения за эстетическими проявлениями окружающей природы, осознание, переживание и накопление эмоционально – эстетических чувств;
- Развивать интерес к природе родного края;
- Воспитывать чувство бережного отношения к природе родного края.
№ урока по теме | Наименование темы | Кол-во часов |
1 класс – 6 ч. | ||
1. | «Мой город» Экскурсия. | 1 |
2. | Красота родного края. Экскурсия | 1 |
2. | Конкурс рисунков о родном городе и крае | 1 |
3. | Конкурс поделок из природного материала «Природа – кудесница» | 1 |
4. | Утренник «Цветы в легендах, поэзии и музыке». | 1 |
5. | Викторина «О братьях наших меньших» | 1 |
2 класс -6 ч. | ||
1. | Заочное путешествие «Города – России» | 1 |
2. | Заочное путешествие «Заповедники России». | 1 |
3. | Праздники времен года. | 1 |
4. | Практическая работа «Птичья столовая» | 1 |
5. | Игра – путешествие «Путешествие в зеленую аптеку» | 1 |
6. | Экологическая мозаика | 1 |
3 класс – 6 ч. | ||
1. | Удивительный мир природы в мифах древних славян. | 3 |
2. | Урок в краеведческом музее. | 3 |
3. | Экологический праздник. | 1 |
4. | Выпуск газеты к Дню Экологии | 2 |
4 класс – 6 ч. | ||
1. | Экскурсия «Времена года». | 3 |
2. | Времена года в творчестве русских поэтов | 2 |
3. | Временна года в музыке | |
4. | Времена года в творчестве русских художников | |
5. | Урок - презентация «Природа в опасности!» | |
6. | Творческий отчет. |
.
V. Я –гражданин великой России – 28 часов
Задачи:
- способствовать получению и расширению знаний учащихся о России и родном крае;
- развивать чувство патриотизма и гордости за родную страну;
- познакомить с моральными качествами личности человека;
- воспитывать у детей нравственно- естетические качества.
№ урока по теме | Наименование темы | Кол-во часов |
1 класс -8 ч. | ||
1. | Беседа – обсуждение «Дом, в котором я живу» | 1 |
2. | Беседа: Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок» | 1 |
3. | Праздник твоего имени | 1 |
4. | Слава солдатская – сила богатырская | 1 |
5. | Беседа с играми: «Мои любимые игры и игрушки» | 1 |
6. | Выставка рисунков «Мои родные» | 1 |
7. | Викторина: «О наших бабушках и дедушках» | 1 |
8. | Выставка поделок «Красота и уют моего дома» | 1 |
2 класс – 6 ч. | ||
1. | Игра – путешествие «Мой город» | 1 |
2. | Наша страна Россия | 1 |
3. | Литературные посиделки «Русский солдат умом и силой богат» | 1 |
4. | О великих людях нашей страны | 1 |
5. | О великих датах нашей страны | 1 |
6. | Беседа о родословной «Откуда мы родом» | 1 |
3 класс – 6 ч. | ||
1. | Урок – путешествие «Знания нужны мне и моей стране» | 1 |
2. | Виртуальное путешествие по городам «Мое Отечество» | 1 |
3. | Лирико – поэтический час «Слава тебе, победитель, солдат!» | 1 |
4. | Сочинения о своей семье | 1 |
5. | Мои обязанности в семье | 1 |
6. | Моя помощь родным | 1 |
4 класс -8 ч. | ||
1. | Россия, мы дети твои | 1 |
2. | Герои нашей страны | 1 |
3. | Семейные реликвии | 1 |
4. | История нашей школы | 1 |
4. | Игра – путешествие «Права детей в нашей стране» | 1 |
5. | Презентации детей о родном городе | 1 |
6. | Школа – наш второй дом | 1 |
7. | Что мы знаем и чему мы научились | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эстетическое воспитание младших школьников на уроках интеграции
Выступление на МО начальных классов...
«Эстетическое воспитание как средство развития творческой личности »
Материал содержит воспитательную систему класса, напраленную на развитие творческой личночти....
Театр как средство художественно – эстетического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Представляемая модель развития эстетических способностей средствами театрального искусства заключается в том, чтобы гармонизировать отношения ребёнка с окружающим миром, что в дальнейшем ...
Эстетическое воспитание школьника в учебном процессе
Роль эстетического воспитания в образовательном процессе...
Роль эстетического воспитания в формировании личности младшего школьника
В статье рассказывается о том, какую роль имеет эстетическое воспитание в развитии младшего школьника....
Выступление на педагогическом совете "Самопознание.Эстетическое воспитание. Экологическое воспитание"
Материал является своего рода обобщением проделанной воспитательной работы по трём направлениям.Небольшой теоретический материал подтверждается фотогалереей....
Концепция педагогической деятельности .Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.
Концепция педагогической деятельности .Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России...