Рабочая программа по изобразительному искусству, 2 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ №1021
Утверждаю Директор ГБОУ СОШ №1021 ______/Корябкина Н.В./ «____»_________20___г. | Согласовано Зам.директора по УВР _____/Горелькова О.В./ «____»_________20___г. | Рассмотрено на заседании методического объединения Протокол №__________________ Председ.м/о___Упатова Т.Н. «____»_________20___г. |
Рабочая программа
по курсу
изобразительное искусство
на 2011-2012 учебный год
Учитель: Жубрина Елена Викторовна
Составитель: учитель начаьных классов
ГБОУ СОШ № 1021
Жубрина Елена Викторовна
Москва 201 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа предполагает целостный интегрированный курс, включающий в себя виды искусства: живопись, графику, скульптуру, народное и декоративно-прикладное искусство, и строится на основе отечественных традиций гуманной педагогики.
Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации.
Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Темы программы формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узкотехнологической стороне.
Учебная программа «Изобразительное искусство и художественный труд» опирается на приоритеты современного школьного образования.
Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентации и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями: коммуникативной (К), личностного саморазвития (ЛС), ценностно-ориентационной (ЦО), смыслопоисковой (СП), рефлексивной (Р).
Это определило цели обучения изобразительному искусству на ступени начального общего образования:
- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
- овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
В контексте компетентностного подхода к образованию планирование построено так, чтобы дать обучающимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном человеческом бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень программы занятий по изобразительному искусству.
Предусматривается освоение трех способов художественного выражения действительности: изобразительного, декоративного и конструктивного, которые в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности.
Поэтому система уроков опирается на знакомство учащихся начальной школы с Мастерами Изображения, Украшения, Постройки. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволит систематически приобщать их к миру искусства.
Темы и задания уроков предполагают создание игровых и сказочных ситуаций, умение организовывать уроки-диспуты, уроки-путешествия и уроки-праздники. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.
Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса разработана на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы», созданной под руководством народного художника России, академика РАО Б.М. Неменского, утверждённой МО РФ (Москва, 2007г.) в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Учебник: Изобразительное искусство «Искусство и ты» учеб. для 2 кл. нач. шк. / Е.И. Коротеева; под. ред. Б.М. Неменского. –-е изд. – М. : Просвещение, 2011 год.
Методическое пособие: Изобразительное искусство 1 – 4 класс. Под редакцией Б.М. Неменского. Москва «Просвещение» 2011 г.
Программа рассчитана на изучение базового курса изобразительного искусства учащимися 2 класса в течении 34 часов (из расчета 1 час в неделю).
Изучение курса Изобразительного искусства в начальной школе во 2 классе направлено на достижение следующих целей/задач художественного развития учащихся:
- Ввести ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий.
- Приобщение детей к искусству как культуре.
- Познакомить детей с выразительными возможностями художественных материалов, открыть своеобразие, красоту и характер материалов.
- Освоение того, что в искусстве ничего и никогда не изображается, не украшается, не строится просто так, только ради искусности, искусство выражает человеческие чувства, мысли, отношение к тому, что люди изображают.
- Познакомить со средствами образной выразительности в изобразительном искусстве.
- Создание среды, стимулирующей творческую активность учащихся, с опорой на эмоции, на способность к сопереживанию.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны знать/понимать/уметь:
Знать о существовании трёх сфер художественной деятельности и их единстве, о том, что, изображая, украшая и строя, художник передаёт своё отношение к предмету или явлению.
Знать о роли фантазии в искусстве, о связи фантазии и реальности;
Иметь представления о многообразии природных форм, их рациональности и красоте;
Знать о том, что существуют основные и составные цвета;
Знать о том, как и для чего художники используют выразительность цвета, линии, пятна в своём творчестве;
Иметь представление о выразительных возможностях цвета, линии, пятна, композиции, фактуры, движения, ритма.
Знать несколько имён художников и произведений из приведённых на страницах учебника.
Уметь делать осмысленный выбор материала и приёмов работы для передачи своего отношения к изображаемому;
Иметь навыки работы кистью навыки смешивания красок;
Иметь навыки работы гуашью, навыки свободного заполнения всего листа бумаги изображением, а также навыки работы мелками, графическими материалами;
Иметь навыки построения композиции на всём листе.
Уметь работать с мягкими материалами (пластилин);
Учиться навыкам изображения линий разного эмоционального содержания;
Развивать навыки использования цвета, его насыщения для выражения эмоций;
Уметь смешивать цвет, получать желаемые оттенки, эмоционально изменять выразительность цвета в зависимости от поставленной творческой задачи;
Закрепить навыки работы кистью, пером, навыки осознанного использования выразительности материала для решения творческой задачи;
Учиться эмоционально строить композицию с помощью ритма линий, объемов, их движения;
Учиться творчески работать в паре, группе, коллективе сверстников (распределять роли, подчинять свои действия общим интересам, т.е. творчески сотрудничать.
Содержание изучаемого курса
I четверть. Чем и как работают художники.
ТЕМА | СОДЕРЖАНИЕ |
Три основные краски, строящие многоцветье мира. | 1 Беседа о красоте осенней природы, о многообразии её цветовой гаммы. 2 Основные и составные цвета. 3 Смешивание красок на листе бумаги (без палитры). 4 Задание: изобразить цветы, заполняя крупными изображениями весь лист (без предварительного рисунка) по памяти и впечатлению. |
Пять красок – всё богатство цвета и тона. | 1 Беседа о настроении в природе. 2 Тёмное и светлое, оттенки цвета. 3 Смешивание цветных красок с белой и чёрной. 4 Задание: изображение природных стихий (грозы, дождя, тумана, солнечного дня). |
Пастель и цветовые мелки, акварель; их выразительные возможности. | 1 Красота и выразительность пастели (восковых мелков) и акварели. 2 Варианты построения композиции. Законы построения «ближе – больше», «дальше – меньше» 3 Варианты и правила изображения деревьев. 4 Правила работы восковыми мелками + акварель. 5 Задание: изображение осеннего леса (по памяти и впечатлению) восковыми мелками + акварель. |
Выразительные возможности графических материалов. | 1 Красота и выразительность линии. Тонкие и толстые, подвижные и тягучи линии. 2 Образная характеристика линий: колючие, весёлые, злые, тихие и т. д.) 3 Техника изображения дерева. 4 Приёмы получения тонового пятна. 5 Задание: изображение зимнего дерева графическим материалом (углём) по впечатлению и по памяти. |
Выразительность материалов для работы в объёме. | 1 Плоскостное и объёмное изображение (различия). 2 Понятие «скульптура». 3 Лепка из пластилина из одного большого куска путём вытягивания и вдавливания. 4 Художники – анималисты (В. Ватагин.) 5 Беседа о животных родного края. 6 Строение животных (туловище, шея, голова, морда, ноги, лапы, хвост, уши, и т.д.). 7 Беседа «Дары осени». 8 Форма овощей и фруктов. 9 Задание: •1 Объёмное изображение животных родного края по впечатлению и памяти. •2 Лепка овощей и фруктов по впечатлению и памяти. |
Изображение и реальность. | 1 Мастер Изображения учит видеть мир вокруг нас. 2 Мастер Изображения учит нас вглядываться в животных и видеть их красоту: изгиб тела, стройность лап, шеи, пластику переходов одной части тела в другую и т.д. 3 Особенности животных, пропорциональные соотношения частей тела. 4 Задание: изображение реальных зверей, увиденных в зоопарке или домашних животных. |
Изображение и фантазия. | 5 Роль фантазии в жизни людей, умение фантазировать. 6 Мастер Изображения расскажет о том, что художники не только изображают реальность, но и свои фантазии, отталкиваясь от реальной жизни, которая их окружает. 7 Фантастические образы: птицы, люди, звери, растительный мир. 8 Задание: изображение сказочных, несуществующих животных и птиц. Соединение воедино элементов разных животных и даже растений. |
Украшение и реальность. | 9 Видеть красоту в природе, Мастер Украшения учится у природы, развитие наблюдательности. 10 Построение композиции. 11 Задание: изображение паутинок, снежинок при помощи графических элементов (линий, точек, кружочков и т д.) по памяти. |
Украшение и фантазия. | 12 Без фантазии невозможно создать ни одного украшения. 13 Иметь представление, что такое кокошник, кто носил кокошники, как их украшали. 14 Напомнить, что такое орнамент. 15 Построение композиции. 16 Задание: украшение кокошника по заданной форме (заготовка). |
Постройка и реальность. | 17 Мастер Постройки учится у природы. 18 Природные конструкции: соты, ракушки, домик улитки, подсолнух, головка мака, стручки гороха и т.д. 19 Природа сама, без участия человека создаёт свои конструкции, а человек учиться у природы, изучая её. 20 Задание: изображение реальных природных конструкций. |
Постройка и фантазия. | 21 Мастер Постройки показывает возможности фантазии человека в создании предметов. 22 Конструкции на основе природных объектов: цветок – светильник – беседка – зонтик; соты – дома. 23 Задание: придумать и изобразить фантастические постройки, основываясь на природных объектах. |
Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы). | 24 Взаимодействие трёх видов художественной деятельности. 25 Задание: создание новогодней открытки. |
О чём говорит искусство.
Выражение характера изображаемых животных. | 1 Всё живое имеет свой образ, характер, настроение. 2 Чувствовать и выражать в изображении характер животных. 10 Вспомнить строение животных (туловище, шея, голова, морда, ноги, лапы, хвост, уши, и т.д.). 3 Задание: изобразить животных, передавая характер (весёлый, стремительный, угрожающий). |
Выражение характера человека в изображении: мужской образ. | 4 Беседа о добре и зле. Черты характера доброго и злого человека. 5 Мужские качества характера: отвага, смелость, решительность, честность. 6 Особенности мимики человека – расположение частей лица при испуге, улыбки, растерянности, негодования и т. д., пропорции лица. 7 Цветовое решение добра и зла. 8 Задание: изображение доброго и злого сказочного мужского образа. |
Выражение характера человека в изображении: женский образ. | 1 Добрые и злые образы. Изображая человека, художник выражает своё отношение к нему, своё понимание этого человека. Важна духовная красота. 2 Женские качества характера: нежность, доброта, скромность, щедрость. 3 Повторить особенности мимики, пропорции лица, цветовое решение добра и зла. 4 Задание: изображение противоположных по характеру сказочных образов. |
Образ человека и его характер, выраженный в объёме. | 1 Изображения, созданные в объёме, тоже выражают наше отношение к миру, наши чувства. 2 Вспомнить, что такое скульптура. Особенности изображения в объёме. 3 Разговор о контрастных образах 4 Повторить приёмы лепки из целого куска путём вытягивания, вдавливания и защипления. 5 Задание: создание в объёме сказочных образов с ярко выраженным характером. |
Выражение характера и намерений человека через украшение. | 1 Беседа. Украшая себя, любой человек рассказывает тем самым о себе: кто он такой, какой он (например, смелый воин-защитник или агрессор). Через украшения мы не только рассказываем о том, кто мы, но и выражаем свои намерения: например, для праздника мы специально нарядно украшаем себя. 2 Выразительные средства: линия, орнамент, цвет. 3 Задание: украшение противоположных по характеру и намерениям предметов костюма. |
Изображение природы в разных состояниях. | 1 Беседа. Природа тоже имеет характер. Она может быть, то грозной и тревожной, то спокойной и радостной, то грустной и нежной – мы видим в ней настроение. Художник, изображая природу, выражает её состояние, настроение, его изображение обращено к нашим чувствам. 2 Цветовые соотношения в изображении природы с разным настроением. ¬3 Задание: изображение контрастных состояний природы. |
IV четверть. Как говорит искусство.
Цвет как средство выражения: тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного. | 1 Цвет и его эмоциональное восприятие человеком. 2 Представление о тёплом и холодном. Деление цветов на тёплые и холодные. Борьба цвета. 3 Смешение красок. 4 Задание: изображение пера Жар-птицы (краски смешиваются прямо на листе, черная и белая краски не применяются). |
Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. | 5 Беседа о возможностях цвета в создании настроения. 6 Смешение различных цветов с чёрной и белой красками – получение мрачных и нежных оттенков цвета. 7 Задание: изобразить «тёплое царство» – Солнечный город, «холодное царство» – царство Снежной королевы. |
Линия как средство выражения: ритм линий. | 8 Ритмическая организация листа с помощью линий. Понятие ритма. Изменение ритма линий меняет содержание работы. 9 Линии как средства характеристики изображаемого. 10 Эмоциональное звучание линии. 11 Задание: изображение ритма стволов деревьев и травы, ручейков. |
Линия как средство выражения: характер линий. | 12 Выразительные возможности линии. 13 Многообразие линий: толстые и тонкие, корявые и изящные, спокойные и порывистые и т. д. 14 Умение видеть линии в окружающей действительности. 15 Рассматривание весенних веток (берёза – дуб). 16 Задание: изображение ветки с определённым характером и настроением. |
Ритм пятен как средство выражения. | 17 Понятие «ритм пятна», «движение пятен» 18 Элементарные знания о композиции (от изменения положения на листе бумаги даже одинаковых пятен изменяется восприятие листа, его композиция). 19 Рассматриваем на примере летящих птиц. 20 Задание: ритмическое расположение летящих птиц. |
Пропорции выражают характер. Лепка. | 21 Понимание пропорций как соотношение между собой частей одного целого. 22 Лепим из целого куска путём вытягивания, вдавливания, защипывания. 23 Задание: лепка людей, животных с разным характером пропорций (атлет – гимнастка, слон – жираф). |
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности. | 24 Обобщение темы четверти. Ритм линий, пятен, цвет, пропорции составляют основы языка, на котором говорят Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. 25 Задание: оформление работ на выставку. |
Календарно - тематическое планирование
№ | Дата | ИЗО и худ.труд | ОБЖ |
1 | Три основные краски,строящие многоцветие мира и их смешение | Введение.Повторение пройденного в 1 классе | |
2 | Пять красок-все богатство цвета и тона | Дом-машина для жилья | |
3 | Изображение природных стихий | Учись управлять домом | |
4 | Пастель и цветные мелки | ||
5 | Акварель-выразительные возможности | ||
6 | Выразительные возможности аппликации | ||
7 | Неожиданные материалы | Что делать при пожаре в квартире | |
8 | Выразительные возможности графических материалов | ||
9 | Украшения в природе. Материалы для работы в объеме | Ядовитые грибы и растения | |
10 | Выразительные возможности бумаги. Конструируем сказочный город. Склеивание простых объемных форм | Если заблудился в лесу | |
11 | Изображение ночного праздничного города с помощью «неожиданных материалов» | ||
12 | Изображение и реальность Изображение животных увиденных в зоопарке | Поведение в лифте | |
13 | Изображение и фантазия Изображение несуществующих животных | ||
14 | Украшение и реальность. Умение видеть красоту в природе | Действия при аварии | |
15 | Украшение и фантазия Украшения заданной формы | ||
16 | Постройка и реальность Конструирование подводного мира | ||
17 | Постройка и фантазия Фантастический город | Газ.Как им пользоваться | |
18 | Взаимодействие трех видов худ.деятельности Коллективное панно | ||
19 | Выражение характера изображаемых животных Изображение животных веселых,угрожающих | ||
20 | Выражение характера человека в изображении Мужской образ Женский образ | ||
21 | Изображение противоположных по характеру сказочных образов | ||
22 | Образ человека и его характер в объеме | ||
23 | Изображение природы в разных состояниях Контрастное состояние природы | Зимняя река и география безопасности | |
24 | Выражение характера человека через украшение | Зачем нужна кожа | |
25 | Выражение намерений через украшение | ||
26 | Аппликация Мир сказочных героев(добрых и злых).Панно | Что и как мы едим | |
27 | Цвет как средство выраженя:теплые и холодные цвета Борьба теплого и холодного | Чем важен сон | |
28 | Тихие(глухие) и звонкие цвета Смешение с черной,серой,белой красками | ||
29 | Линия как средство выражения Ритм линий Характер линий | ||
30 | Ритм и движение пятен | ||
31 | Пропорции выражают характер | ||
32 | Птицы реальные и сказочные | ||
33 | Создение коллективного панно | ||
34 | Что ты знаешь и умеешь? |
Список литературы.
Программные документы:
Стандарт начального общего образования по изобразительному искусству, 2004 год.
«Изобразительное искусство и художественный труд», программа общеобразовательных учреждений под руководством Б.М.Неменского.
1 – 9 классы, изд. ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2009 г.
Учебники:
Коротеева Е.И. «Искусство и ты», 2 класс; под редакцией
Б.М. Неменского, Москва «Просвещение» 2007 г.
Учебно-методическая литература:
Неменский Б.М. Изобразительное искусство 1-4 класс: Методическое пособие – М.: Просвещение, 2008 г.
«Изобразительное искусство в начальной школе». 1-2 класс. 1 часть.
В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина, 1997 г.
«Изобразительное искусство в начальной школе». 1-2 класс. 2 часть.
В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина, 1997 г.
Павлова Н.Н. Знакомство младших школьников с произведениями изобразительного искусства // Начальная школа. – 1997.
Я познаю мир: Культура / сост. Н.В.Чудакова. – М.: АСТ – ЛТД. 1997.
Дополнительная литература:
Энциклопедия «Эрудит» Изобразительное искусство. – М: издательство «Мир книги», 2006 г.
Современная энциклопедия начальной школы. Рисование / Курбатова Н.В. – М: СЛОВО: ЭКСМО, 2006 г. Учебное пособие для начальной школы.
Рисование. Первый учебник вашего малыша / Г.П. Шалаева. – М: СЛОВО, ЭКСМО, 2007 г.
Энциклопедия «Искусство» Н. Платонова, Москва «РОСМЭН» 2002 г.
Энциклопедия «Как научиться рисовать» Москва, РОСМЭН, 2002 г.
Энциклопедия для детей «Искусство». Глав. ред. М.Д. Аксёнова – М: Аванта+, 1999 г.
Энциклопедия рисования, Москва, РОСМЭН, 2000 г.
Рутковская А. Рисование в начальной школе: Издательский Дом «Нева» / М: ОЛМА-ПРЕСС, 2001 г.
Михейшина М.В. Уроки рисования для младших школьников – Мн.: Литература, 1997 г. Ручеёк.
Марысаев В.Б. Рисование: Теория. 3-5 классы – М.: Рольф, 1999 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»
Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...
Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского
Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....
Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)
Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...
Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс. Учебник "Изобразительное искусство". Авторы: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Образовательная программа "Перспектива".
Количество учебных часов за год 31 час, в неделю: 1 час ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» основное общее образование 5 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Д...