Рабочая программа по ИЗО
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме

 

Определяющими характеристиками данной программы являютс я интеграция искусств и полихудожес твенное развитие школьника. Структура, содержание, концептуальные положения творческого развития ребенка, учебные задачи, виды и формы работы с детьми, а также педагогические подходы и методологические основания программы опираются на концепцию образовательной области «Искусство», разработанной в Учреждении Российской академии образования «Институт художественного образования» Б.П. Юсовым. Данная программа учитывает передовой опыт современных направлений педагогики искусства в области художественного

образования школьников, научно-методические концепции, технологии обучения, а также изменения культурного пространства России, появление новых имен, тенденций, произведений искусства. Современный уровень социокультурного развития общества диктует иную культуру общения педагога с учащимися (ученик становится субъектом образовательного процесса), требует от учебных программ созвучных педагогических характерис тик, обеспечивающих полихудожественное развитие школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_1.docx42.69 КБ
Microsoft Office document icon izo_2.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»                                «Согласовано»                              «Утверждено»

Руководитель ШМО                            Заместитель                                  Руководитель МБОУ

_____// Догадина И.А/                     руководителя по УР                      «ЗСОШ№6»

Протокол №___от                            МБОУ «ЗСОШ№6»                        ______/ Кузнецов С.А

«___»_________2011г.                    _______ /Тихонова Л.Ю./              Протокол №___ от

                                                          «___»_________2011г.                    «___»_________2011г.  

Рабочая  программа

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «ЗСОШ№6» Заинского муниципального района

Учитель начальных классов высшей квалификационной категории

Шайбакова Розалия Рифкатовна

по искусству ( ИЗО) , 4 класс «А»

                                                                                          Рассмотрено на заседании

                                                                                           педагогического совета

                                                                                           протокол №_____ от

                                                                                           «_____»____________2011 г.

2010-2011 учебный год

                          Учебно-тематическое планирование

по изобразительному искусству

Класс  4 «А»

Учитель  Шайбакова Розалия Рифкатовна

Количество часов:

Всего 34 часа; в неделю 1 час.

Плановых контрольных работ_____, зачетов_____, тестов_____

Административных контрольных уроков________

Планирование составлено на основе программы начального общего образования, авторской программы  «Изобразительное искусство»

Кузин В.С., утвержденной МО РФ (Москва, 2007 год), в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального обучения (Москва, 2004 год).

Рабочие тетради:

Кузин В.С.  «Изобразительное искусство», 4 класс,  Москва, Дрофа, 2007 год

Методическая литература:

С.И.Доля. Изобразительное  искусство. 4 класс. Книга для учителя.

Волгоград, Учитель, 2008

Пояснительная записка

Определяющими характеристиками данной программы являютс я интеграция искусств и полихудожес твенное развитие школьника. Структура, содержание, концептуальные положения творческого развития ребенка, учебные задачи, виды и формы работы с детьми, а также педагогические подходы и методологические основания программы опираются на концепцию образовательной области «Искусство», разработанной в Учреждении Российской академии образования «Институт художественного образования» Б.П. Юсовым. Данная программа учитывает передовой опыт современных направлений педагогики искусства в области художественного

образования школьников, научно-методические концепции, технологии обучения, а также изменения культурного пространства России, появление новых имен, тенденций, произведений искусства. Современный уровень социокультурного развития общества диктует иную культуру общения педагога с учащимися (ученик становится субъектом образовательного процесса), требует от учебных программ созвучных педагогических характерис тик, обеспечивающих полихудожественное развитие школьников.

Целью уроков изобразительного искусства в начальной школе является реализация фактора развития, формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, активизация самостоятельной творческой деятельности, развитие интереса к природе и потребность в общении с искусством; формирование духовных начал личнос ти, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного (изобразительного) искусства; нравственных и эс тетических чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре.

Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»:

- воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение нравственных качес тв, способности проявления себя в искусстве и формирование художественных и эстетических предпочтений;

- развитие творческого потенциала ребенка в условиях активизации воображения и фантазии, способности к эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; развитие желания привносить в окружающую действительнос ть красоту; навыков сотрудничества в художественной деятельности;

- освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

- овладение выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами с опорой на возрастные интересы и предпочтения детей, их желания выразить в своем творчес тве свои предс тавления об окружающем мире;

- развитие опыта художественного восприятия произведений искусства.

Фактор развития реализуется в программе посредством развития дифференцированного зрения, освоения выразительности художественно- образного языка изобразительного искусства, приоритетности самостоятельной художес твенно-творческой деятельности школьника, восприятия разных видов искусства. Основой всего педагогического процесса в преподавании изобразительного искусства является органическое единство учебного и воспитательного процессов в условиях интеграции и взаимодействия с другими образовательными дисциплинами.

Характерными признаками развивающего обучения в условиях полихудожественного подхода (по Б.П. Юсову) на уроках изобразительного искусства являются следующие:

1. Духовное возвышение ребенка. Необходимость воспитания учителем духовных потребнос тей и интересов учащихся, детских переживаний и нравственных помыслов как высшей задачи урока. Духовная устремленность помогает развивать в ребенке возвышенные чувства, связанные с искусством и творческими достижениями художественной культуры, умение любить и ценить культурное наследие родной страны и народов мира, помогает личнос ти откликаться на возвышенные стимулы жизни.

2. Действие, радость, увлечение школьника работой.

Изобразительное творчес тво должно порождать в ребенке чувство радости и желания участвовать в коллективном творческом проекте, что выступает непременной предпосылкой воспитательного и развивающего влияния художественных знаний.

3. Живое общение с искусством. Необходимо активно внедрять в учебный процесс общение ребенка с живым словом, музыкой, красками, формами, ритмом, движением. Дети должны быть свидетелями и участниками живого формообразования в художественном событии, которыми являются уроки искусства. Творческий продукт, по возможности, должен рождаться на глазах у детей в живом явлении и их собственными силами — их руками, глазами, словами.

4. Освоение разнообразных сторон жизни окружающего мира.

Дальний мир и близкое детям окружение в ходе занятий необходимо развернуть в сознании учащихся разными с торонами своего проявления, обозначить взаимосвязь с духовными и материальными потребностями людей. Природное окружение, растения, животные, архитектура, творения искусства, люди с их разнообразными характерами и обликам, жизненными устремлениями, ближний и дальний Космос, Солнце и звезды, разные страны и континенты должны быть предс тавлены в разнообразном и взаимосвязанном приложении к жизненным ситуациям и нравственному смыслу.

5. Опора на региональный компонент в обучении. Региональный компонент определяется как совокупность географических, климатических, национальных, культурно-ис торических основ местности, которые педагогу важно учитывать и использовать, выстраивая учебно- информативный материал урока и планируя учебные творческие задания. Возникает возможность отражать феномен живой художественной культуры региона в педагогике искусства.

6. Реализация полихудожественного, интегрированного подхода.

Полихудожественный подход и интегрированные формы организации занятий, в сравнении с монохудожественным, обладают большим педагогическим и воспитательным эффектом. Они развивают интерес к искусству, обогащают эмоциональный опыт, формируют «копилку художественных образов». Родство видов искусств помогает учащемуся почувствовать художественное явление в разном сенсорном облике, развивает умение переносить художественный образ одного искусства на язык другого. Именно поэтому, педагогу следует сознательно планировать в работе с детьми по искусству взаимодействие разных видов художественной деятельности детей.

7. Сенсорное насыщение представлений и действий детей, обогащение чувств и ощущений. Детские представления нередко односторонни и разрознены, основываются на механическом запоминании, страдают словесно-логическим формализмом. Дети могут сказать и назвать, но не всегда умеют почувствовать и сделать. Глаз и ухо необходимо учить видеть и слышать, а тело двигаться. Структура занятия, учебный материал, практическая творческая деятельнос ть ребенка должны давать ему возможность раскрытия разнообразных чувств и сенсорных впечатлений, полноты жизни за счет активного развития других каналов восприятия: тактильных ощущений, обоняния, осязания, моторной памяти.

8. Раскрытие разных сторон жизни искусства. Педагогический процесс, по возможности, должен обеспечивать освоение и порождение детьми полифонической, полифункциональной палитры возможностей каждой художественной деятельности, поскольку в реальной художественной практике существует три стороны:

1) исполнительская, техническая, механическая с тороны искусства, основанные на многократном повторении, тренинге, научении, расчете;

2) творческая, образная, неожиданная, требующая выразительности и индивидуальности, одухотворения и фантазии, изобразительности, живого внимания и тонкой наблюдательности;

3) самостоятельная жизнь произведения искусства, которая в историческом и культурном наследии определяет сферу «экологии культуры».

9. Активное творчество самих детей. В начальной школе ученик в первую очередь созерцатель, восприемник любого рода информации, зритель, наблюдатель, деятель. Содержание программы и заложенные в ней педагогические возможности требуют переноса акцента с научения изобразительным навыкам на творческое проявление каждого ребенка в искусстве. Задача всемерного развития детских творческих способностей решается при живом участии в творчестве самих школьников. На этом основаны предлагаемые в программе задания, требующие разнообразия художественных дейс твий с формой, пространс твом, цветом, звуком, словом. Творческая устремленность детей находит разрешение в пространственном движении, социоигровых методах работы в условиях сотворчества учителя и учащихся. Искусство в школе выступает в качестве условия и механизма познания мира, которые предполагается реализовать на основе учета возрастных характеристик учащихся, оптимально созвучных каждому возрасту мыслительных процессов — художественно-образное, художественно-действенное и логические формы мышления. В основу содержания программы положен принцип целостности: систематическое развитие у школьников способности восприятия и порождения художественного образа и его посильного отражения в собственных художественных работах. Программа опирается на художественную специфику реалистического искусства, выраженную в понятии художественного образа. Методико-педагогическая реализация системного подхода в обучении просматривается через обобщающие направления. Каждый этап обучения в начальной школе имеет свои приоритеты в видах и направлениях работы, которые определяются следующим образом.

4 класс. Освоение каждым народом данного ему природного ландшафта (региональный компонент). Формирование понятия — освоение человеком принадлежащего ему природного ландшафта (национальный образ мира, человек в среде): человек — природа — культура (региональный компонент).

Расширение и обогащение представления о прос транстве. Формирование понятия и предс тавления о национальной культуре: природа, климат, географические условия, особенности труда, культуры, обычаев, народного искусства, характера жилища (народной архитектуры). Национальный дизайн, эстетика мира вещей. Закладываются основы проектного мышления.

Использование ИКТ на занятиях способствует становлению мировоззрения ученика, его нравственных и патриотических чувств; направлено на освоение культуры родного края и культуры разных народов; воспитывают уважение к другим национальностям. Предложенная в программе тематика направлений работы и заданий достаточно широка, что позволяет педагогу увеличивать количество часов на изобразительное искусство исходя из возможностей и особенностей школы (например, в школах с углубленным изучением образовательной области «Искусство»).

Методической основой преподавания изобразительного искусства является:

- опора на практическую деятельнос ть ребенка и возвышение её до уровня творчества;

- процесс преподавания рассматривается как живой, образный, изменяющийся и чутко реагирующий на внутренний мир ребенка конкретного возраста (субъективный фактор), внешние социальные и культурные изменения (объективный фактор);

- проникновение в духовную, эстетическую, художественную природу искусства и в отношения человека и природы;

- активизация проектных форм мышления как основа укрупнения педагогических задач развития.

Программа открывает возможность реализации интегрированного обучения в художественном образовании школьников, педагогического творчества учителя, поскольку предложенная с труктура учебного материала предоставляет учителю свободу творческого поиска, инициативы и самостоятельности в раскрытии темы, задач, последовательности изучения, выборе художественных материалов, формах работы с детьми. В основе программы дано максимальное проявление самостоятельности и активной личностной позиции педагога. В ней приведены примерные задания, которые ориентируют педагога на разработку и создание своих учебных и творческих заданий, форм и видов работы. Структура, образовательные задачи, принципы организации процесса обучения, темы заданий и учебно-методический материал программы могут стать основой работы учителя при любом количестве учебных часов в неделю. Программа выстроена в соответствии с Государственными Образовательными стандартами по изобразительному искусству.

Содержание курса 4 класса

I. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму Художник — творец и природа. Искусство в окружающей предметно-пространственной среде. Развитие пространственного ощущения мира (многомерность историческая, культурная, национальная, географическая): архитектура, быт, народное искусство.

1.1. Первоосновой для создания художником произведения искусства выступают впечатления от природы, которая покоряет его многообразием состояний, форм, цвета, звуков, ароматов, ритмов, игры света и тени. Развитие представления о пространс тве окружающего мира: природное пространство разных народов: Север (снежные просторы, океан), Вос ток (пустыни, пески, сады), Закавказье (горы, леса, озера), средняя полоса России (равнины, реки, поля, леса) и др.

1.2. Развивать представление об особенностях окружающей природной среды и их влиянии на представления каждого народа об устройстве мира— мироздании: красоте, добре, чести и справедливости. Формировать представление о красоте и величии природы в большом и малом. Связь былин, сказаний, сказок песен, танцев с природным окружением.

1.3. Освоение разными народами своего природного пространства. Зависимость архитектуры, одежды, утвари от климатических условий. Развитие понимания того, что каждый народ живёт в своём природном пространстве, которые отличаются разнообразием природных ландшафтов (рельеф местности), климатом, флорой и фауной.

1.4. Организация и проведение работ по памяти или по наблюдению на темы по выбору: развитие представлений о композиции на основе кругового распределения фигур в пространстве. Использование в работе способов, приемов, средств художественной выразительности: композиция, манера письма, колорит, ритм, формат, сюжет.

1.5. Содержание и художественный образ в произведениях разных художников в разных видах искусства (изобразительное искусство, архитектура, декоративно-прикладное искусство, литература и музыка) помогают понять, как каждый народ воспринимают природу и выстраивают с ней отношения. Народная архитектура в природной среде.

1.6. Пространс твенные отношения между предметами в открытом пространстве с учетом единой точки зрения и воздушной перспективы. Формирование понятия об ахроматической и хроматической гамме.

1.7. Сюжетно-смысловая компоновка фигур с учетом организации плоскости рисунка как единого образа. Передача индивидуальной характеристики персонажей через их внешнее сюжетно-смысловые атрибуты. Развитие стремления самостоятельно решать творческие задачи в работе над произведением.

1.8. Знакомство с пропорциями тела человека. Передача характерных особенностей модели (формы головы, частей лица, прически, одежды, фактуры и окраски) графическими средствами (наброски, зарисовки, на передачу характерной формы и характера человека) Изображение человека по наблюдению.

1.9. Рисование с натуры одного предмета (домашней утвари разных народнос тей) в разной цветовой гамме: передача окраски предметов хроматическими цветами; передача окраски предметов с помощью тональных отношениями (черно-белое изображение). Передача на плоскости в объеме характерных особенностей предмета, его пропорций, конструкции, масштаба деталей, выразительности формы.

1.10. Знакомство с песенным фольклором, сказками и былинами разных

народов. Обращать внимание на описание в сказках характеров героев,

природного и бытового пространства.

1.11. Коллективные исследования по материалам народной архитектуры, условий жизни, занятий, народного творчества разных народов (казахи, горцы, китайцы, русские, др.). Общее и отличие одного народа от другого, в чем это проявляется и причины этого отличия.

1.12. Знакомство с народными праздниками. Оформление и разыгрывание народных праздников, обрядов, соответствующих временам года и сезонным работам. Лепка из глины или пластилина, коллективная многофигурная композиция: «Праздник в деревне, ауле», «Праздник дракона» и др. Лепка человека в национальном костюме, за определенным видом деятельности.

1.13. Пропорции человека. Лепка в глине или пластилине. Связь костюма с регионом и головного убора климатическими условиями.

1.14. Литературно-сказочные сюжеты в изобразительном творчестве. Создание объемно-пространственной композиции по мотивам народной архитектуры в природной среде по описанию в народной сказке.

1.15. Декоративное украшение и убранство народной архитектуры (изба, хата, хижина, сакля, юрта, и др.). Узорная резьба наличников, причелин, крыльца и ворот избы. Формирование представлений о том, что по украшению дома можно судить о его хозяине.

1.16. Симметрия и асимметрия в природе и декоративно-прикладном искусстве. Передача на плоскости и в объеме характерных особенностейпредмета с учетом его пропорций и конструкции, масштаба деталей, выразительности изображений. Отображение флоры и фауны своего региона в орнаменте каждого народа.

1.17. Изображение замкнутого прос транства Предс тавление о трехмерном

пространстве помещения и его изображения на плоскости (три измерения: длина, высота, глубина (ширина). Формирование представлений о внутреннем убранстве народного жилища, в котором отразились представления народа об устройстве мира (мироздании) и красоте. Предметы интерьера (домашняя утварь, мебель и другие) их форма, украшение, материал, из которого они изготовлены, могут многое поведать о жизни народа: об окружающей природе (растительном и животном мире).

II. Развитие фантазии и воображения

Введение учащихся в мир фантазии, воображаемое пространство разных народов. Освоение сюжетного разнообразия сказок, чудотворной силы, используемых народами в сказках; отражение в сказке жизни народа, особенностей трудовой деятельности; характера флоры и фауны окружающей природы.

2.1. Самостоятельное вычленение творческой задачи. Родной язык, звучащее слово. Раскрытие понятия об устном народном творчестве и литературной сказке. Связь уроков изобразительного искусства с историей нашей Родины.

2.2. Творческие работы по воображению и представлению на обозначенные исторические темы, созвучные с предметами истории, литературы, внеклассного чтения.

2.3. Выражение исторического времени в литературе, поэзии, театре через отражение среды, его отображение изобразительном искусстве.

2.4. Формирование представления о композиции без конкретного изображения (абстрактная композиция). Передача в композиции настроения, динамики, колорита, исторического времени.

2.5. «Путешествия» на «машине времени» (перемещение в другие Миры, эпохи прошлого и будущего, космические путешествия, в том числе «музыкальные»). Лепка по подсказке с соблюдением основной технологии и раскраска. Развивать умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другую.

2.6. Изучение особеннос тей формы народных игрушек, взаимодействия: материала, пластики, характера, украшения в народной игрушке. Отображение характера традициионной игрушки в современной декоративно-прикладной игрушке.

2.7. Проведение исследовательских работ по выявлению существовавших ранее промыслов и ремесел в близлежащих областях и населенных пунктах. Особеннос ти традиционного декоративно-прикладного искусства у разных народов. Происхождение народного искусства, его изначальная прикладная функция. Зависимость народного искусства от особенностей местности, климата, культурных традиций, национальных особенностей.

2.8. Символика народного орнамента узоры народного орнамента. Как через орнамент можно рассказать о жизни людей, которые его создали: как они предс тавляли себе мир вокруг, в каких природных условиях жили и даже чем занимались.

2.9. Форма изделий определялась их прикладной функцией. У каждого промысла была своя, только ему присущая технология изготовления вещи. Поэтому каждый народный промысел самобытен. Народные промыслы — часть декоративно-прикладного искусства. Художник- прикладник создаёт вещи для жизни — красивые (декоративные) и удобные (то есть имеющие практическое — прикладное — значение).

2.10. Подготовка одного большого художественного события на темы сказок или такие темы, как: «Жизнь на Земле через 1000 лет». «Космическая музыка».

2.11. Народные промыслы в области художественной росписи. Отображение в декоре элементов окружающей природы.

III. Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства

3.1. Композиция и сюжет в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве: живопись, графика, роспись (ритм, динамика цветовая гармония, смысловой композиционный центр).

3.2. Народные художественные промыслы в области игрушки (дымковская, филимоновская, богородская, семеновская) росписи (жостово, городец, хохлома). Работая над игрушкой, мастера создают разные образы. Проведение исследований на темы: какие народные игрушки изготавливались там, вы живёте. Какие природные материалы мас тера использовали в их изготовлении? Украшались ли игрушки росписью? Продолжаются ли сегодня традиции народного промысла?

3.3. Особенности и своеобразие формы народной архитектуры, ее

зависимость от климатических и природных условий региона. Народная

архитектура: форма, декоративное украшение.

3.4. Легенды и мифы в изобразительном искусстве. Сюжетный и мифологический жанры. Сакральное искусство разных народов. Нравственный смысл народного искусства.

3.5.Анималистический жанр. Передача повадок и характера животных в произведениях живописи, графики и скульптуры, росписи, декоративно- прикладном искусстве. Отражение в них формы, характера движений, динами, смылового содержания.

3.6. Изображения человека в разных видах изобразительного искусства: живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве (Фаворский, Кустодиев, Репин, Коненков, Суриков, Васнецов, Нестеров и др.). Своеобразие формы, пластики, динамики, характера и манеры изображения каждого художника.

Планируемые результаты обучения

Личностные результаты освоения основной образовательной программы по изобразительному искусству:

1) формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира;

2) формирование интереса и уважительного отношения к культурам разных народов, иному мнению, истории и культуре других народов;

3) развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии;

4) развитие этических чувств и эстетических потребнос тей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства; пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей;

5) воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы по изобразительному искусству:

1) освоение способов решения проблем поискового характера; развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи;

2) развитие визуально-образного мышления, способности откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении, формирование предс тавлений о цикличности и ритме в жизни и в природе;

3) развитие сознательного подхода к восприятию эстетического в действительнос ти и искусстве, а также к собственной творческой деятельности;

4) активное использование речевых, музыкальных, знаково- символических средств, информационных и коммуникационных технологий в решении творческих коммуникативных и познавательных задач, саморазвитие и самовыражение; накапливать знания и представления о разных видах искусства и их взаимосвязи;

5) формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое); формировать умение накапливать знания и развивать представления об искусстве и его истории; воспитание умения и готовности слушать собеседника и вести;

6) развитие пространственного восприятия мира; формирование понятия о природном пространстве и среде разных народов;

7) развитие интереса к искусству разных стран и народов;

8) понимание связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона; представлений об освоении человеком пространства Земли;

9) освоение выразительных особенностей языка разных искусств; развитие интереса к различным видам искусства;

10) формирование у детей целос тного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства;

11) воспитание нравственных и эс тетических чувств; любви к народной природе, своему  народу, к многонациональной культуре;

12) формирование первых предс тавлений о пространстве как о среде (все существует, живет и развивается в определенной среде), о связи каждого предмета (слова, звука) с тем окружением, в котором он находится.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по изобразительному искусству должны отражать:

1) формирование ус тойчивого интереса к изобразительному творчеству; способность воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства;

2) индивидуальное чувство формы и цвета в изобразительном искусстве, сознательное использование цвета и формы в творческих работах;

3) развитость коммуникативного и художественно-образного мышления детей в условиях полихудожественного воспитания;

4) проявление эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и воображения детей;

5) использование в собственных творческих работах цветовых фантазий, форм, объемов, ритмов, композиционных решений и образов;

6) сформированность представлений о видах пластических искусств, об их специфике; овладение выразительными особеннос тями языка пластических искусств (живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна);

7) умение воспринимать изобразительное искусство и выражать свое отношение к художественному произведению; использование изобразительных, поэтических и музыкальных образов при создании театрализованных композиций, художественных событий, импровизации по мотивам разных видов искусства.

8) нравственные, эстетические, этические, общечеловеческие, культурологические, духовные аспекты воспитания на уроках изобразительного искусства.

Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса

В результате изучения изобразительного искусства учащиеся должны

знать/понимать:

– основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;

– известные центры народных художественных ремесел России;

– ведущие художественные музеи России;

уметь:

– различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

– узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;

– сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);

– использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель,
бумага);

– применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению; в декоративных и конструктивных работах; иллюстрациях к произведениям литературы и музыки);

– использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

– для самостоятельной творческой деятельности;

– обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

– оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.



Предварительный просмотр:

тематическое планирование по ИЗО

п/п

Наиме-

нование

раздела

программы

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Элементы

содержания

Требования к уровню

подготовки обучающихся (результат)

Вид

контроля

Элементы

Доп.(необязательного)

содержания

Домашнее задание

Дата
провед.

план

факт

1

В мире изобразительного ис-кусства
(12 часов)

Красота родной природы в творчестве русских художников. Рисунок «Летний пейзаж»

1

Беседа.

Практическая работа

Знакомство с творчеством русских пейзажистов. Простейший анализ произведений искусства. Работа

над развитием творческого воображения

Уметь передать эстетическое отношение

к произведениям искусства

Рисование на тему

Совершенствование умений отражать

в тематических рисунках явления действительности

8.09

2

Составление мозаичного панно «Парусные лодки на реке»

1

Беседа.

Практическая работа

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в аппликации. Наблюдение за окружающим миром

Уметь:

– работать над развитием творческого

воображения, пространственного мышления;

– образно передать

задуманную композицию;

– наблюдать за окружающим миром

Аппликация

Составление индивидуальных мозаичных панно

15.9

3

Составление мозаичного панно «Парусные лодки на реке»

1

Беседа.

Практическая работа

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в аппликации. Наблюдение за окружающим миром

Уметь:

– работать над развитием творческого

воображения, пространственного мышления;

– образно передать

задуманную композицию;

– наблюдать за окружающим миром

Аппликация

Составление индивидуальных мозаичных панно

22.9

4

Ознакомление

с произведениями изобразительного искусства. Рисование с натуры натюрморта: кувшин и яблоко; ваза с яблоками

1

Беседа.

Практическая работа

Передача настроения

в творческой работе.

Работа над развитием чувства композиции

Уметь анализировать форму, цвет и их пространственное расположение предметов

Рисование с натуры

29.9

5

Искусство натюрморта. Рисование с натуры натюрморта. Кувшин и яблоко

1

Беседа.

Практическая работа

Передача настроения

в творческой работе.

Работа над развитием

чувства композиции

Уметь анализировать форму, цвет, пропорции предметов и их пространственное расположение

Рисование с натуры

6.10

6

Искусство натюрморта. Рисование с натуры натюрморта. Кувшин и яблоко

1

Беседа.

Практическая работа

Передача настроения

в творческой работе.

Работа над развитием

чувства композиции

Уметь анализировать форму, цвет, пропорции предметов и их пространственное расположение

Рисование с натуры

13.10

7

Изучае

м азбуку изобразительного искусства. Рисование с натуры коробки

1

Беседа.

Практическая работа

Основы изобразительного языка искусства: объем, пропорции

Освоить приемы изображения объемных предметов простейших геометрических тел

Рисование с натуры

20.10

8

Изучаем азбуку изобразительного искусства. Рисование с натуры шара

1

Беседа.

Практическая работа

Основы изобразительного языка искусства: объем, пропорции

Освоить приемы изображения объемных предметов простейших геометрических тел

Рисование с натуры

27.10

 9

Рисование по памяти «Моя улица» или «Мой двор»

1

Беседа.

Практическая работа

Использование в индивидуальной деятельности различных художественных материалов.

Работа над развитием наблюдательности

к окружающему миру.

Воспитание любви

к родному краю

Уметь использовать

в работе различные художественные материалы

Рисование по памяти

10.11

10

Рисование с натуры фигуры человека

1

Беседа.

Практическая работа

Первичные навыки рисования с натуры человека

Знать пропорции фигуры.

Уметь их анализировать

Рисование с натуры

17.11

11

Рисование с натуры фигуры человека

1

Беседа.

Практическая работа

Первичные навыки рисования с натуры человека

Знать пропорции фигуры.

Уметь их анализировать

Рисование с натуры

24.11

12

Лепка фигуры человека с атрибутами труда

или спорта

1

Беседа.

Практическая работа

Работа в художественно-конструктивной деятельности

Знать:

– пропорции фигуры человека;

– характерное соотношение частей фигуры человека и их передача в скульптуре малой формы

Лепка

1.12

13

Мы

любим

смотреть

Картины  и рисовать

Рисование животных с натуры

или по памяти

1

Беседа.

Практическая работа

Навыки рисования

по памяти. Работа

над развитием зрительного представления,

наблюдательности

к повадкам животных

Уметь рисовать с передачей пропорций

Рисование по памяти

8.12

 14

Рисование с натуры фигуры  птицы

1

Беседа.

Практическая работа

Знать пропорции фигуры.

Уметь их анализировать

Рисование с натуры

Первичные навыки рисования с натуры

15.12

15

Сказка в декоративном искусстве

1

Беседа.

Практическая работа

Передача настроения

в творческой работе

Знать произведения народного декоративно-прикладного искусства (Палех,

Городец, Хохлома, Гжель)

Декоративное рисование

22.12

16

Сказка в декоративном искусстве

1

Беседа.

Практическая работа

Первичные навыки рисования с натуры человека

Знать пропорции фигуры.

Уметь их анализировать

Рисование с натуры

29.12

17

Иллюстрация

к сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

1

Беседа.

Практическая работа

Приемы рисования

на сказочные сюжеты

Уметь использовать

в иллюстрации выразительные возможности композиций сюжета из сказки

Рисование на тему

12.01

18

Составление сюжетной аппликации русской народной сказки «По щучьему

велению»

1

Беседа.

Практическая работа

Формирование творческого воображения

Уметь передавать

динамику событий, действия героев сказки посредством цветовых и тональных контрастов цветной бумаги

Аппликация

29.01

19

Составление сюжетной аппликации русской народной сказки «По щучьему

велению»

1

Беседа.

Практическая работа

Формирование творческого воображения

Уметь передавать

динамику событий, действия героев сказки посредством цветовых и тональных контрастов цветной бумаги

Аппликация

26.02

20

«В мирное время».

Рисование с натуры или по представлению. Атрибуты Армии ВС

1

Беседа.

Практическая работа

Совершенствование графических умений

и навыков

Знать жанры изобразительного искусства – батальный и исторический

Рисование по памяти

2.02

 21

Рисование с натуры или по памяти современных машин

1

Беседа.

Практическая работа

Совершенствование навыков линейного рисунка

Знать о многообразии различных явлений, событий и предметов действительности

Рисование с натуры

9.02

22

Рисование народного праздника «Песни нашей Родины»

1

Беседа.

Практическая работа

Эстетическое отношение к народным обычаям. Развитие интереса к народным традициям

Знать народные традиции, обычаи

Рисование на тему

16.02

23

Выполнение

эскиза лепного пряника и роспись готового изделия

1

Беседа.

Практическая работа

Эстетическое восприятие произведений декоративно-прикладного искусства, передача

объемной формы. Развитие творческого воображения и изобразительных навыков

Знать произведения народного декоративно-прикладного искусства

Лепка, декоративная работа

1.03

24

Выполнение

эскиза лепного пряника и роспись готового изделия

1

Беседа.

Практическая работа

Эстетическое восприятие произведений декоративно-прикладного искусства, передача

объемной формы. Развитие творческого воображения и изобразительных навыков

Знать произведения народного декоративно-прикладного искусства

Лепка, декоративная работа

15.03

25

Изображение животных и птиц

в произведениях изобразительного искусства «Мы снова рисуем животных и птиц»

1

Беседа.

Практическая работа

Упражнение в передаче в рисунке основ изобразительного языка искусства. Работа над развитием творческих способностей, наблюдательности, внимания к природе

Уметь анализировать особенности конструктивно-анатомического строения птиц и животных

Рисование животных и птиц. Рисование с натуры

5.04

26

Иллюстрирование басни И. А. Крылова «Ворона

и Лисица»

1

Иллюстрирование басни

Работа над развитием

творческого воображения, умения передать конструкторское строение цвета изображаемых объектов, совершенствованием навыков передачи сюжета литературного произведения в рисунке

Уметь самостоятельно выбрать сюжет из басни и проиллюстрировать его

Рисование на тему

12.04

27

Иллюстрирование басни И. А. Крылова «Ворона

и Лисица»

1

Иллюстрирование басни

Работа над развитием

творческого воображения, умения передать конструкторское строение цвета изображаемых объектов, совершенствованием навыков передачи сюжета литературного произведения в рисунке

Уметь самостоятельно выбрать сюжет из басни и проиллюстрировать его

Рисование на тему

19.04

28

Тематическое

рисование «Закат солнца»

1

Беседа.

Практическая работа

Элементарные основы живописи. Основы

воздушной перспективы. Совершенствование навыков рисования в цвете

Уметь:

– выделять главное

в пейзаже;

– определять изменение цвета и различать цветовой тон;

– эмоционально воспринимать образ природы

Рисование на тему

26.04

29

Тематическое

рисование «Закат солнца»

1

Беседа.

Практическая работа

Элементарные основы живописи. Основы

воздушной перспективы. Совершенствование навыков рисования в цвете

Уметь:

– выделять главное

в пейзаже;

– определять изменение цвета и различать цветовой тон;

– эмоционально воспринимать образ природы

Рисование на тему

3.05

30

Люди труда

в изобразительном искусстве

1

Беседа.

Практическая работа

Работа над развитием

эстетического восприятия и понимания красоты труда людей в жизни и произведениях изобразительного искусства

Уметь анализировать

содержание и художественные особенности картин

Творческое рисование

10.05

31

Составление мозаичного панно «Слава труду»

2

Беседа.

Практическая работа

Использование различных художественных материалов. Работа над развитием творческого воображения, эстетического восприятия, понимания красоты труда и творческого воображения

Уметь выполнять пан-но из цветной бумаги по эскизным рисункам

Составление мозаичного панно

из цветной бумаги

17.05

32

Составление мозаичного панно «Слава труду»

2

Беседа.

Практическая работа

Использование различных художественных материалов. Работа над развитием творческого воображения, эстетического восприятия, понимания красоты труда и творческого воображения

Уметь выполнять пан-но из цветной бумаги по эскизным рисункам

Составление мозаичного панно

из цветной бумаги

24.05

33

Аппликация. Орнаменты народов мира

1

Беседа.

Практическая работа

Использование светотени в аппликации. Работа над развитием творческого воображения, изобразительных навыков

Уметь:

– самостоятельно выбрать вид орнамента

и народные мотивы

к нему;

– оценивать свои работы и аппликации товарищей

Аппликация

31.05

34

Итоги года. Выставка рисунков. Искусствоведческая викторина

1

Игровая форма, сообщения, соревнования, кон-

курсы

Любовь к истории народов. Работа над развитием творческого воображения, изобразительных навыков. Выступления по теме

«Народные художественные промыслы»

Уметь:

– выразить отношение к произведениям искусства, к собственному творчеству;

– участвовать в дидактических играх и конкурсах;

– выступать с сообщениями

Выставка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...