Рабочая программа
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Зубрилинская основная общеобразовательная школа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По предмету Изобразительное искусство________
(указать предмет, курс, модуль)
Ступень обучения (класс) начальное общее , 1 -4 класс
(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)
Количество часов 135ч Уровень базовый_____
(базовый, профильный)
Учитель Коновалова Вера Павловна
Программа разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы доктора педагогических наук профессора В. С. Кузина «Изобразительное искусство», утверждённой МО РФ (Москва, 2007 г.), соотнесённой с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г)
Пояснительная записка
Учебный предмет «Изобразительное искусство» вносит важные аспекты в развитие личности школьника и закладывает основы творчества и художественного мышления. Изобразительное искусство способствует духовно-нравственному развитию, патриотическому и эстетическому восприятию мира, воспитанию художественного вкуса, интереса и потребности в общении с искусством, с прекрасным в жизни и в творчестве.
Данная рабочая программа «Изобразительное искусство» для 1-4 класса полностью составлена на основе авторской программы Кузина В.С. «Изобразительное искусство. 1-4 классах», соответствующая федеральному компоненту государственного образовательного стандарта.
Рабочая программа по изобразительному искусству создана на основе федерального компонента госу дарственного стандарта и примерной программы начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Рабочая программа дает распределение учебных часов по крупным разделам курса, а также определяет конкретные виды изобразительной деятельности учащих ся.
Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественно го образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в пото ке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целост ном явлении, поэтому темы программы формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененно сти и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.
Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик -художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхо да к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произ ведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искус ства.
В рабочей программе выделены три содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом кон кретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобрази тельного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью».
Цели обучения
- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусст ва, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
- овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и на-
- родного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, сво ему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю I по IV классах в соответствие с федеральным базисным учебным планом.
На уроках изобразительного искусства формируются умения воспринимать окружающий мир и произведе ния искусства, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художест венных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения по видовым и жанровым признакам; работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особен ностей художественного образа. Дети учатся решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении, создавать творческие работы на основе собственного замысла. У младших школьников формируются навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат).
К концу обучения в начальной школе у младших школьников формируются представления об основных жанрах и видах произведений изобразительного искусства; известных центрах народных художественных реме сел России. Формируются умения различать основные и составные, теплые и холодные цвета; узнавать отдель ные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать раз личные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства). В резуль тате обучения дети научатся пользоваться художественными материалами и применять главные средства худо жественной выразительности живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства в собствен ной художественно-творческой деятельности. Полученные знания и умения учащиеся могут использовать в прак тической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства, оценке произведений искусства при посещении выставок и художественных музеев искусства.
В процессе обучения детей в начальной школе решаются важнейшие задачи образования (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции). Безусловно, каждый предмет имеет свою специфику. Очень важную роль в процессе развития и воспитания личности играет предмет «Изобразительное искусство», так как он нацелен на формирование образного мышления и творческого потенциала детей, на развитие у них эмоционально-ценностного отношения к миру.
Одной из важнейших задач образования в начальной школе является формирование функционально грамотной личности, обладающей не только предметными, но и универсальными знаниями и умениями. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, в том числе и через приобщение детей к художественной культуре, обучение их умению видеть прекрасное в жизни и искусстве, эмоционально воспринимать произведения искусства и грамотно формулировать своё мнение о них, а также – умению пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни и в проектной деятельности (как индивидуальной, так и коллективной). Эти навыки и умения, безусловно, обогащают внутренний мир учащихся, существенно расширяют их кругозор и дают им возможность более осознанно и цельно постигать окружающий мир.
Общая характеристика учебного предмета
Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству
как части общечеловеческой культуры, средству познания мира
и самопознания, формирование эмоционального и осознанного отношения
к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами
курса изобразительного искусства.
Благодаря развитию современных информационных технологий
современные школьники гораздо больше информированы, рациональнее и логичнее мыслят, но в то же время у многих из них существуют проблемы с эмоционально-образным мышлением и восприятием красоты мира.
Перед педагогом встаёт трудная задача построить урок таким образом, чтобы, с одной стороны, научить детей эмоционально воспринимать произведения искусства, уметь выражать свои чувства, а с другой – обеспечить усвоение необходимых знаний и умений.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребёнка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребёнка к миру, его духовно-нравственное воспитание.
Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребёнка с разными художественными Материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с базисным учебным планом курс «Изобразительное искусство» изучается с 1-го по 4-й класс по одному часу в неделю.
Общий объём учебного времени составляет 135 часов.
Результаты изучения учебного предмета.
Личностные результаты:
- в ценностно-эстетической сфере — эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;
- в познавательной (когнитивной) сфере — способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
- в трудовой сфере — навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты:
• умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
• желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
• активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.);
• обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно -эстетическим содержанием;
• формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
• формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты:
• в познавательной сфере — понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;
• в ценностно-эстетической сфере — умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;
• в коммуникативной сфере — способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
• в трудовой сфере — умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
Содержание начального общего образования по учебному предмету
Виды художественной деятельности
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различие. Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители и изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГГГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве,
Планируемые результаты освоения программы изобразительного искусства
В результате изучения изобразительного искусства в начальной школе у выпускников будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства. Начнут развиваться образное мышление и воображение, учебно-творческие способности, формироваться основы анализа произведения искусства; будут
проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру и художественный вкус. Учащиеся овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве. Выпускники смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности. Они научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач.
Выпускник научится:
• различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;
• различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
• эмоционально - ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка;
• узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
• называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона. • создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
• использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
• различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий). • осознавать главные темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
• выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;
• передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта.
• передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта.
Выпускник получит возможность научиться:
• воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых произведений
• видеть проявления художественной культуры вокруг: музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре;
• высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
• пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
• моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы природы, человека, фантастического существа средствами изобразительного искусства;
• видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
• понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
• изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое эмоциональное отношение;
• изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
1 класс
УМК "Перспективная начальная школа"
Программа Кузина В.С. Курс рассчитан на 33 часа (1 час в неделю).
Список рекомендуемой учебно-методической литературы:
- Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 1 класс: учебник – М.: Дрофа, 2009;
- Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 1 класс: рабочая тетрадь – М.: Дрофа, 2009;
- Кузин В. С. Изобразительное искусство. 1 класс: книга для учителя – М.: Дрофа, 2009.
Цель: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучение изобразительного искусства на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих задач:
- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- способствовать освоению школьниками первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
- способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы начальной школы как: литературное чтение, русский язык, музыка, труд, природоведение, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений.
Таблица тематического распределения количества часов:
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | |
Авторская программа | Рабочая программа | ||
1. | Рисование с натуры (рисунок, живопись) | 9 часов | 9 часов |
2. | Рисование на темы | 8 часов | 8 часов |
3. | Декоративная работа | 8 часов | 8 часов |
4. | Лепка | 4 часа | 4 часа |
5. | Аппликация | 3 часа | 3 часа |
6. | Беседа об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас | 1 час | 1 час |
ИТОГО: | 33 часа | 33 часа |
Содержание обучения, перечень практических работ, требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с авторской программой по предмету.
Виды занятий:
- Рисование с натуры (рисунок, живопись)
- Рисование на темы
- Декоративная работа
- Лепка
- Аппликация
- Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас
Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Изобразительное искусство» к концу первого года обучения
Должны знать /понимать:
- названия семи цветов спектра (красный, жёлтый, синий, зелёный, фиолетовый, оранжевый, голубой);
- элементарные правила смешения основных цветов (красный и синий дают в смеси фиолетовый, синий и жёлтый – зелёный и т.д)
- о деятельности художника (что может изобразить художник – предметы, людей события;
- с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.).
Уметь:
- правильно сидеть за партой (столом), верно держать лист бумаги и карандаш;
- свободно работать карандашом – без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
- передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;
- правильно работать акварельными красками – разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности);
- выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира (карандашом, акварельными и гуашевыми красками);
- применять приёмы рисования кистью элементов декоративных изображений на основе народной росписи (Городец, Хохлома);
- рассказать, устно описать изображённые на картине или иллюстрации предметы, явления (человек, дом, животное, машина, время года, время дня, погода и т.д.), действия (идут, сидят, разговаривают и т. д.); выразить своё отношение;
- пользоваться простейшими приёмами лепки (пластилин, глина);
- выполнять простейшие композиции – аппликации.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- самостоятельной творческой деятельности;
- обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
- овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.
Календарно – тематическое планирование
1 класс
1 час в неделю
33 часа в год
№ п/п | Дата | Тема урока | Кол-во час | Элементы дополнительного содержания | |||
план | факт | ||||||
1 | В мире волшебных красок – 8 ч Рисование Чем и как работают художники. «Волшебные краски» | 1 | Использование материалов: фломастеры, пастель, восковые мелки, тушь, пласти лин, глина | ||||
2 | Аппликация «Цветовой круг» | 1 | Использование различных техник и материалов: аппликация | ||||
3 | Декоративная работа «Красивые цепочки» | 1 | Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в небольшом сочинении | ||||
4 | Рисование с натуры Волшебные краски осеннего дерева. И.Левитан «Золотая осень» | 1 | Передача настроения в творческой работе с помощью тона, штриха | ||||
5 | Лепка Беседа «Жанры изобразительного искус ства и архитектура». «Листья деревьев» | 1 | Использование материалов: глина | ||||
6 | Лепка «Овощи и фрукты» | 1 | |||||
7 | Декоративная работа Беседа «Русское на родное декоративно-прикладное искусство». Декоративная работа «Волшебные листья и ягоды» | 1 | Передача на строения в творческой работе с помощью орнамента, конструирования | ||||
8 | Декоративная работа Хохломская роспись. «Волшебный узор» | 1 | Передача настроения в творческой работе с помощью орнамента | ||||
9 | Мы готовимся к празднику 5 ч Рисование на тему Беседа о красоте осенней природы «Сказка про осень» | 1 | Использование материалов: тушь | ||||
10 | Декоративная работа Орнамент. «Чудо-платье» составление узора из листьев, цветов, ягод, фруктов для платья куклы. Ознакомление с народной вышивкой на современных изделиях и беседа о красоте узоров. | 1 | |||||
11 | Аппликация Узор из кругов и треугольников Беседа об искусстве аппликации и её красоте | 1 | Использование художествен- ной техники: коллаж | ||||
12 | Рисование с натуры Праздничный флажок | 1 | Выражение своего отноше ния к произведению изобразительного искусства в небольшом сочинении | ||||
13 | Декоративная работа Дымковская игруш ка. «Праздничные краски узоров» | I | Орнамент | ||||
14 | Красота вокруг нас 13 ч Рисование на тему «Новогодняя ёлка» | 1 | Выражение своего отноше ния к произведению изобразительного искусства в небольшом сочинении | ||||
15 | Рисование с натуры игрушек на ёлку: бусы, шары | 1 | Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в небольшом сочинении | ||||
16 | Рисование с натуры игрушек на ёлку: рыбки | 1 | Использование материалов: тушь | ||||
17 | Рисование с натуры ветки ели или сосны. «Красота лесной природы» | 1 | Использование материалов: восковые мелки | ||||
18 | Лепка животных по памяти и представлению | 1 | Использование материалов: глина | ||||
19 | Рисование на тему Беседа «Сказочные сюжеты в изобразительном искусстве и литературе». Иллюстрирование русской народной сказки «Колобок» | 1 | Использование материалов: фломастеры, пастель, восковые мелки | ||||
20 | Декоративная работа Городецкая роспись. Рисование кистью элементов Городецкого растительного узора. «Летняя сказка зимой» | 1 | Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в небольшом сочинении | ||||
21 | Рисование с натуры Беседа о красоте зимней природы. Мы рисуем зимние деревья | 1 | Умение выбирать и использовать адекватные выразительные средства | ||||
22 | Рисование на тему «Красавица зима» | 1 | Умение вступать в общение с произведениями искусств, участвовать в диалоге | ||||
23 | Декоративная работа Гжель. Рисование декоративных элементов росписи. «Синие узоры на белоснежном поле» | 1 | Передача настроения в творческой работе с помощью орнамента, конструирования | ||||
24 | Декоративная работа Составление эскиза узора из декоративных цветов, листьев для украшения тарелочки. «Синее чудо» | 1 | Использование материалов: фломастеры, пастель, воско- вые мелки | ||||
25 | Рисование на тему Беседа «Сказочные сюжеты в изобразительном искусстве и литературе». Ознакомление с иллюстрациями Ю.Васнецова, В.Лосина, Е.Рачёва к русским народным сказкам. Иллюстрирование русской народной сказки «Маша и мед ведь» | 1 | Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в небольшом сочи нении | ||||
26 | Беседа «Двенадцать месяцев в творчестве художника-пейзажиста Бориса Щербакова» | 1 | Использование материалов: фломастеры, пастель, восковые мелки, тушь | ||||
27 | Встреча с Весной – красной 7 ч Лепка птиц по памяти и представлению | 1 | Использование материалов: пластилин, глина | ||||
28 | Беседа о красоте весенней природы. Рисование на тему «Весенний день» | 1 | Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в небольшом сочинении | ||||
29 | Рисование на тему «Весенний день» | 1 | |||||
30 | Рисование на тему «Праздничный салют» | 1 | Использование материалов: фломастеры, пастель, восковые мелки, тушь | ||||
31 | Рисование по представлению. «Бабочка» | 1 | Симметрия. Использование материалов: фломастеры, пастель, восковые мелки | ||||
32 | Рисование с натуры простых по форме цветов. «Красота вокруг нас» Наброски различными художественными материалами и приёмами. Беседа «Родная природа в творчестве русских художников. Красота природы» | Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в небольшом сочинении | |||||
33 | Аппликация. «Мой любимый цветок» - составление композиции-аппликации из цветной бумаги и картона. | 1 | Художественная техника: коллаж |
2 класс
- В год -34 ч.
- В неделю- 1 ч.
Требования к уровню подготовки учащихся
В течение учебного года учащиеся должны получить начальные сведения:
- о деятельности художника;
- о рисунке (живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре);
- о художественной росписи по дереву (Полхов - Майдан, Городец), по фарфору (Гжель);
- о глиняной народной игрушке (Дымково);
- о вышивке;
- об основных цветах солнечного спектра в пределах наборов акварельных красок , о главных красках ( красная, жёлтая, синяя);
- об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками, об элементарных правилах смешивания главных красок для получения составных цветов.
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
- высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства (что больше всего понравилось, почему, какие чувства, переживания может передавать художник);
- верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
- правильно сидеть за партой, правильно держать лист бумаги, карандаш и кисть, свободно рисовать карандашом – без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
- правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, ровно закрывая ими нужную поверхность, менять направление мазков согласно форме;
- определять величину и расположение изображения в зависимости от размера листа бумаги;
- передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов, отражать в иллюстрациях основное содержание литературного произведения;
- передавать в тематических рисунках пространственные отношения: изображать основания более близких предметов на бумаге ниже, дальних – выше; изображать предметы, расположенные на первом плане , крупнее равных по размеру, но удалённых предметов;
- выполнять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно – обобщённых форм растительного мира, а также из геометрических форм;
- лепить простейшие объекты действительности, животных, фигурки народных игрушек с натуры, по памяти и представлению;
составлять простейшие аппликационные композиции из разных материалов.
Список рекомендуемой учебно-методической литературы:
- Кузин, В. С, Кубышкина, Э. И. Учебник. 2 класс. - М.: Дрофа, 2008;
- Кузин, В, С, Кубышкина, Э. И. Рабочая тетрадь. 2 класс. - М.: Дрофа, 2008;
- Кузин, В. С, Кубышкина, Э. И. Изобразительное искусство в начальной школе. - М.: Дрофа, 2006.
- Программно-методические материалы. Изобразительное искусство. Начальная школа/ Сост. В. С. Кузин, В. И. Сиротин. – М.: Дрофа, 1999. – 224 с.
Таблица тематического распределения количества часов:
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | |
Авторская программа | Рабочая программа | ||
1. | Рисование с натуры (рисунок, живопись) | 8 часов | 8 часов |
2. | Рисование на темы | 8 часов | 8 часов |
3. | Декоративная работа | 8 часов | 8 часов |
4. | Лепка | 3 часа | 3 часа |
5. | Аппликация | 3 часа | 3 часа |
6. | Беседа об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас | 4 часа | 4 часа |
ИТОГО: | 34 часа | 34 часа |
Содержание обучения, перечень практических работ, требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с авторской программой по предмету.
2 класс
1 час в неделю
34 часа в год
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Оборудование | |
План | Факт | ||||
Тёплые и холодные цвета в живописи. Творческая работа «Дорожные знаки» Рисование с натуры | 1 | Коллаж,граттаж, аппликация, пастель, фломастеры, пластелин | |||
Орнамент из геометрических фигур. Аппликация. ТБ при работе с ножницами. | 1 | Картон, цветная бумага | |||
Узоры в полосе из растительного орнамента. Декоративная работа. | 1 | Шаблоны, акварель | |||
Набросок: бабочка. Ось симметрии. Рисование по памяти и представление. | 1 | Восковые мелки. | |||
Беседа «Прекрасное в жизни и в произведениях изобразительного искусства» Листья деревьев. Лепка. | 1 | Картины И. Левитан, В. Суриков, А.Саврасов И. Машков. Натюрморты. Пластилин. | |||
Ваза с фруктами. Корзина с грибами, овощами. Лепка | 1 | Пластилин | |||
Беседа «Русское народное творчество в декоративно-прикладном искусстве» Орнамент из цветов, листьев, бабочек. Узор в полосе. Декоративная работа. | 1 | акварель | |||
Красота гжельских узоров. Творческая работа «Волшебная тарелка» Декоративная работа. | 1 | Образцы, Акварель презентация | |||
Беседа «Жизнь природы» Рисование на тему «Осенний волшебный дождь» | 1 | Акварель Работы Н. Ромадина. | |||
Жостовская роспись. Творческая работа «Букеты цветов на подносе» Декоративная работа. | 1 | Образцы, Акварель презентация | |||
Орнамент. Украшаем варежки узором. Аппликация. ТБ при работе с ножницами. | 1 | Картон, цветная бумага | |||
Рисование на тему «Овощи и фрукты» Рисование с натуры. | 1 | пастель, фломастеры, коллаж, восковые мелки. | |||
Полхов-майданские мастера. Русская матрёшка. Творческая работа «Праздничные краски Руссой матрёшки» Декоративная работа. | 1 | Образцы, Акварель презентация | |||
Рисование с натуры. Творческая работа «Игрушечные машины» | 1 | Игрушечные машины Образцы, Акварель, карандаши | |||
Любимая книга. Рисование с натура. Графические и живописные упражнения. | 1 | Образцы, Акварель, карандаши | |||
Ёлочные игрушки. Рисование с натуры. | 1 | Акварель ,пастель, фломастеры, восковые мелки. | |||
Ветка ели или сосны с шишками. Рисование с натуры. | 1 | Акварель ,пастель, фломастеры, восковые мелки. образцы | |||
Творческая работа «Барыня» Лепка. | 1 | Пластилин. образцы | |||
Беседа «Художники – сказочники» И.Билибин, В. Васнецов. Иллюстрирование сказки «Маша и медведь» Рисование на тему. | 1 | Акварель ,пастель, фломастеры, восковые мелки. Образцы. Работы И.Билибина, В. Васнецова. | |||
Архангельские и тульские печатные пряники. Рисование тульского пряника. Творческая работа «Фигурки животных и людей. Декоративная работа. | 1 | Презентация Акварель ,пастель, фломастеры, восковые мелки. Образцы. | |||
Беседа «Выдающиеся русские художники второй половины 19 века. И.Репин, И.Шишкин. Рисунок «С чего начинается Родина?» Рисование с натуры. | 1 | Работы И.Шишкина, И.Репина. | |||
Зимние развлечения с друзьями. Рисование на тему. | 1 | Работы А. Пластова, И. Грабаря. | |||
Выполнение коллективного фриза «Здравствуй,весна» на основе декоративного изображения птиц, цветов. Декоративная работа. | 1 | Образцы, акварель, фломастера, восковые мелки | |||
Выполнение коллективного фриза «Здравствуй,весна» на основе декоративного изображения птиц, цветов. Декоративная работа. | 1 | Образцы, акварель, фломастера, восковые мелки | |||
Беседа «Городские и сельские пейзажи» Иллюстрирование произведений литературы. Рисование на тему. | 1 | Стихи С. Есенина «Берёза» Образцы, акварель, фломастера, восковые мелки | |||
Беседа «Главные художественные музеи России» | 1 | Подборки «Государственная Третьяковская галерея», «Русский музей», «Эрмитаж», презентации | |||
Филимоновские глиняные игрушкию Лепка игрушек несложной формы по народным мотивам. | 1 | Пластилин , образцы | |||
Художники –анималисты. Силуэты животных. Рисование на тему. | 1 | Работы В. Ватагина, М.Кукунова | |||
Животные в творчестве В.Серова Тематическое рисование. | 1 | Работы В.Серова | |||
Праздничный салют. Тематическое рисование | 1 | Образцы, акварель, фломастера, восковые мелки | |||
Мои любимые животные. Наброски. Рисование с натуры. | 1 | Карандаши,восковае мелки | |||
Красота вокруг нас. Цветы. Рисование снатуры. | 1 | Образцы, акварель | |||
Поле маков. Аппликация. ТБ при работе ножницами. | 1 | Картон, цветная бумага | |||
Путешествие в страну «Волшебный мир красок» Итоговый урок-виктрина | 1 |
3 класс
1 час в неделю
34 часа в год
Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса разработана на основе При мерной программы начального общего образования и авторской программы В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной «Изобразительное искусство», утверждённой МО РФ (Москва, 2007) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2004).
Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:
- овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
- развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.
Учитывая возрастные особенности школьников, их интересы, решая задачи нравственного, трудового и эстетического воспитания. В основу календарно – тематического планирования уроков положен тематически – поурочный принцип: все темы уроков подчинены общей теме четверти:
- 1 четверть «И снова осень к нам пришла»;
- 2 четверть «В мире сказок»;
- 3 четверть «Труд и отдых людей зимой и весной»;
- 4 четверть «В каждом рисунке – солнце».
Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Изобразительное искусство» к концу второго года обучения.
Должны знать:
- Основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
- Известные центры народных художественных ремёсел России;
- Ведущие художественные музеи России;
Уметь:
- Различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;
- Узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
- Сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);
- Использовать художественные материалы;
- Применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре; в декоративных и конструктивных работах;
- Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
- Для самостоятельной творческой деятельности;
- Обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
- Оценки произведений искусства при посещении выставок, музеев изобразительного искусства и др.
Список рекомендуемой учебно-методической литературы:
- Кузин, В. С, Кубышкина, Э. И. Учебник. 3 класс. - М.: Дрофа, 2008;
- Кузин, В, С, Кубышкина, Э. И. Рабочая тетрадь. 3 класс. - М.: Дрофа, 2008;
- Кузин, В. С, Кубышкина, Э. И. Изобразительное искусство в начальной школе. - М.: Дрофа, 2006.
- Программно-методические материалы. Изобразительное искусство. Начальная школа/ Сост. В. С. Кузин, В. И. Сиротин. – М.: Дрофа, 1999. – 224 с.
Таблица тематического распределения количества часов:
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | |
Авторская программа | Рабочая программа | ||
1. | Рисование с натуры (рисунок, живопись) | 10 часов | 10 часов |
2. | Рисование на темы | 8 часов | 8 часов |
3. | Декоративная работа | 7 часов | часов |
4. | Лепка | 3 часа | 3 часа |
5. | Аппликация | 2 | 2 |
5. | Беседа об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас | 4 час | 4 час |
ИТОГО: | 34 часа | 34 часа |
Содержание обучения, перечень практических работ, требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с авторской программой по предмету.
Виды занятий:
- Рисование с натуры (рисунок, живопись)
- Рисование на темы
- Декоративная работа
- Лепка
- Аппликация
- Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас
3 класс
В год – 34 ч.
В неделю-1 ч.
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
И снова осень к нам пришла-9 ч.
№ п/п | № урока | Содержание (разделы, темы) | Кол – во часов | Дата | Оборудование | ||||||||
По плану | Факт. | ||||||||||||
1 | 1 | Прощаемся с теплым летом. Рисование по памяти и представлению. | 1 | Репродукции Ф.А.Васильева и И.И.Шишкина, стих. Ю.Щербакова | |||||||||
2 | 2 | Осенние листья сложной формы. Рисование с натуры. | 1 | Репродукция И.И.Левитана, коллекция осенних листьев, стих.В.Политова | |||||||||
3 | 3 | Рисование с натуры. Натюрморт «Дары осени». | 1 | Презентация | |||||||||
4 | 4 | Декоративное рисование. Русская матрешка в осеннем уборе. | 1 | Образцы русских матрешек,, нар. творчество | |||||||||
5 | 5 | Русская матрешка в осеннем уборе. Рисование в цвете. | 1 | http://school-collection.iv-edu.ru/ | |||||||||
6 | 6 | Рисование с натуры. Дары осеннего сада и огорода. | 1 | Репродукция Т.Н.Яблонской, муляжи, стих. | |||||||||
7 | 7 | Декоративная работа. Оформление декоративной тарелки с узором из ягод в круге. | 1 | Образцы декоративно-прикладного искусства, загадки | |||||||||
8 | 8 | Декоративное рисование «Мы осенью готовимся к зиме.» | 1 | ||||||||||
9 | 9 | Беседа. Сказка в произведениях русских художников. | 1 | Репродукции – В.М.Васнецова, И.Я. Билибина, М.А.Врубель | |||||||||
«В мире сказок»-7 ч. | |||||||||||||
10 | 1 | Рисование сказочных сюжетов. Иллюстрирование сказки «Конёк-горбунок» П.П. Ершова. | 1 | Иллюстрации И.Я. Билибина к «Сказка о царе Салтане», музыка из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» | |||||||||
11 | 2 | Иллюстрирование сказки «Конёк-горбунок» П.П. Ершова. | 1 | Презентация | |||||||||
12 | 3 | Рисование с натуры. Игрушка «Золотая рыбка». | 1 | Иллюстрации И.Я. Билибина к «Сказка о царе Салтане», стих. А.А.Фета, загадка | |||||||||
13 | 4 | Тематическое рисование. В сказочном подводном царстве. | 1 | Иллюстрации И.Я. Билибина к былине «Садко», изобр. рыб, музыка из балета | |||||||||
14 | 5 | Лепка. Сказочный букет. | 1 | Образцы произведений народного декоративно-прикладного искусства | |||||||||
15 | 6 | Декоративное рисование. Готовим наряд для сказочной елки. | 1 | Стих.В.Политова «Елочка», песня «Новогодняя хороводная» | |||||||||
16 | 7 | Декоративное рисование. Мы готовимся к встрече Нового года – праздника радости и сказок. | 1 | Стих. Е.Серовой «Гости», А.Блок «Фейерверк» | |||||||||
«Труд и отдых людей зимой и весной»-10 ч. | |||||||||||||
17 | 1 | Тематическое рисование. Труд людей зимой. | 1 | Репродукция картины А.А. Дейнеки, стих Ю.Щербакова | |||||||||
18 | 2 | Тематическое рисование. Городские и сельские стройки. | 1 | Слайды. репродукции, фотографии Кремля, стихотворения | |||||||||
19 | 3 | Рисование с натуры. Орудия труда человека. | 1 | Детские игрушки (ведро, лопатка), загадки | |||||||||
20 | 4 | Декоративное рисование. Веселые игрушки | 1 | Образцы (слайды, фотографии) богородской деревянной игрушки | |||||||||
21 | 5 | Тема труда в изобразительном искусстве. Мы сажаем деревья. | 1 | Презентация | |||||||||
22 | 6 | Декоративное рисование Красота в умелых руках. | 1 | Иллюстрации произведений различных народных промыслов | |||||||||
23 | 7 | Аппликация. Красота в быту людей. Создаем красивые узоры для подарка маме и бабушке | 1 | Образцы (слайды. фотографии) вышивки | |||||||||
24 | 8 | Лепка. Домашние животные. | 1 | Таблицы с изображением животных, загадки | |||||||||
25 | 9 | Рисование выбранного сюжета. Иллюстрирование стихотворения Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». | 1 | Репродукция картины И.И. Левитана «Март», стих. Н.А.Некрасова | |||||||||
26 | 10 | Иллюстрирование стихотворения Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». | 1 | Репродукция картины И.И. Левитана «Март», стих. Н.А.Некрасова | |||||||||
«В каждом рисунке - солнце»-8 ч. | |||||||||||||
27 | 1 | Тематическое рисование. Полет на другую планету. Работа в карандаше. | 1 | Фотографии и рисунки на тему космоса | |||||||||
28 | 2 | Тематическое рисование. Полет на другую планету. Работа в цвете. | 1 | Презентация | |||||||||
29 | 3 | Беседа. Весна в произведениях русских художников. | 1 | Репродукции – Ф.Васильева «Оттепель», А.К. Саврасова «Грачи прилетели» и др. | |||||||||
30 | 4 | Рисование с натуры. Ветка вербы. | 1 | Иллюстрация ветки вербы, стихотворение А.А.Фета «Верба» | |||||||||
31 | 5 | Рисование с натуры весенних цветов. | 1 | Презентация | |||||||||
32 | 6 | Иллюстрирование стихотворения Д.Родари «Всемирный хоровод». | 1 | Репродукции картин художников В.Перова, В.Суркова, И.Репина и др., стих. Р.Гамзатова «Всемирный хоровод» Д. Родари | |||||||||
33 | 7 | Иллюстрирование стихотворения Д.Родари «Всемирный хоровод». Работа в цвете. | 1 | Репродукции картин художников В.Перова, В.Суркова, И.Репина и др., стих. Р.Гамзатова «Всемирный хоровод» Д. Родари | |||||||||
34 | 8 | Тематическое рисование. Пусть всегда будет солнце. | 1 | Репродукция А. и С. Ткачевых «Детвора», стих.А.Пришелец «Наш край», М.В. Исаковский «Родина» |
4 класс
- В год -34 ч.
- В неделю- 1 ч.
Требования к уровню подготовки учащихся
В течение учебного года учащиеся должны ознакомится с основными видами и жанрами изобразительного искусства и усвоить:
- Начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, контраст света и тени и т.п.);
- Термины «эмблема», «символ», «декоративный силуэт»;
- Начальные сведения о народной художественной резьбе по дереву и об украшении домов и предметов быта;
- Начальные сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства;
- Основные средства композиции: высота горизонта, точка зрения, контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра;
- Простейшие сведения о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода и т.д.;
- Начальные сведения о светотени, о зависимости освещения предмета от силы и удалённости источника освещения.
- Деление цветового круга на группу тёплых и холодных цветов;
- Изменение цвета в зависимости от расположения предмета в пространстве.
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
- Рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства (содержание, художественная форма), определять его принадлежность к тому или иному виду или жанру искусства;
- Чувствовать и передавать красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении;
- Выполнять изображения отдельных предметов с использованием фронтальной и угловой перспективы;
- Передавать в рисунках свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающую тень;
- Использовать различную штриховку для выявления объёма, формы изображаемых объектов;
- Анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, пространственного положения, особенности цвета, распределения светотени на поверхности предмета;
- Использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приёмы народной кистевой росписи;
- Использовать закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения как выразительных средств в аппликации и коллективных панно;
- Передавать в лепных изделиях объёмную форму, конструктивно-анатомическое строение животных, фигуры человека.
Список рекомендуемой учебно-методической литературы:
- Кузин, В. С, Кубышкина, Э. И. Учебник. 4 класс. - М.: Дрофа, 2008;
- Кузин, В, С, Кубышкина, Э. И. Рабочая тетрадь. 4 класс. - М.: Дрофа, 2008;
- Кузин, В. С, Кубышкина, Э. И. Изобразительное искусство в начальной школе. - М.: Дрофа, 2006.
- Программно-методические материалы. Изобразительное искусство. Начальная школа/ Сост. В. С. Кузин, В. И. Сиротин. – М.: Дрофа, 1999. – 224 с.
Таблица тематического распределения количества часов:
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | |
Авторская программа | Рабочая программа | ||
1. | Рисование с натуры (рисунок, живопись) | 12 часов | 12 часов |
2. | Рисование на темы | 7 часов | 7 часов |
3. | Декоративная работа | 7 часов | 7 часов |
4. | Лепка | 2 часа | 2 часа |
5. | Аппликация | 2 часа | 2 часа |
6. | Беседа об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас | 4 часа | 4 часа |
ИТОГО: | 34 часа | 34 часа |
Содержание обучения, перечень практических работ, требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с авторской программой по предмету.
Виды занятий:
- Рисование с натуры (рисунок, живопись)
- Рисование на темы
- Декоративная работа
- Лепка
- Аппликация
- Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас
4 класс
1 час в неделю
34 часа в год
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дидактическая единица (Раздел, тема). Вид деятельности. | Кол-во час | Элементы дополнительного содержания, Требования к уровню подготовки | Дата | |||||||
План. | Факт. | ||||||||||
В мире изобразительного искусства. (12 ч ) | |||||||||||
1 | Красота родной природы в творчестве русских художников. Рисунок «Летний пейзаж» (Урок – беседа. Тематическое рисование) | 1 | Уметь: передавать эстетическое отношение к произведениям искусства. И. И. Шишкин «Утро в сосновом бору», «Рожь», И. И. Левитан «Золотая осень», И. К. Айвазовский «Девятый вал». | ||||||||
2. | Составление мозаичного панно «Парусные лодки на реке» (Урок – аппликация) | 1 | Уметь: образно передавать задуманную композицию. Д. Налбондян «Яхты, Г. Чернышев «Крепость Гагры» | ||||||||
3. | Ознакомление с произведениями изобразительного искусства. Рисование с натуры натюрморта из фруктов и овощей (Беседа. Рисование с натуры) | 1 | Уметь: анализировать форму, цвет и пространственное расположение предметов. П. Кончаловский «Сирень в корзине», «Персики»). | ||||||||
4. | Ознакомление с произведениями изобразительного искусства. Рисование с натуры натюрморта из фруктов и овощей. (Беседа. Рисование с натуры) | 1 | Анри Матисс «Фрукты и бронза». | ||||||||
5. | Искусство натюрморта. Рисование с натуры натюрморта. Кувшин и яблоко. (Рисование с натуры) | 1 | Уметь: анализировать пропорции предметов. И. Е. Репин «Яблоки и листья», К. Коровин «Розы и фиалки». Ф. П. Толстой «Букет цветов, бабочка и птичка». | ||||||||
6. | Искусство натюрморта. Рисование с натуры натюрморта. Кувшин и яблоко. (Рисование с натуры) | 1 | |||||||||
7. | Изучаем азбуку изобразительного искусства. Рисование с натуры коробки. ( (Рис. с натуры) | 1 | Знать: приемы изображения в объеме простейших геометрических тел Ф. Васильев «Деревенская улица», И. Левитан «Осенний день. Сокольники.»). К. Ф. Юон «Купола и ласточки», Б. Поленов «Заросший пруд», «Московский дворик». | ||||||||
8. | Изучаем азбуку изобразительного искусства. Рисование с натуры шара. (Рисование с натуры) | 1 | |||||||||
9. | Рисование по памяти «Моя улица» или «Мой двор». (Рисование по представлению) | 1 | Уметь использовать в работе различные художественные материалы. А. Куинджи, «Утро над Днепром», А. Саврасов «К концу лета на Волге» | ||||||||
10. | Рисование с натуры фигуры человека. . (Рисование с натуры) | 1 | Знать: пропорции тела человека. Уметь: передавать пропорции фигуры человека. К. Петров –Водкин «Купание красного коня»). (А. Дейнека «Оборона Севастополя», К. Маковский «Дети, бегущие от грозы». | ||||||||
11. | Рисование с натуры фигуры человека. (Рисование с натуры) | 1 | |||||||||
12. | Лепка фигуры человека с атрибутами труда или спорта. (Лепка фигуры человека) | 1 | Знать: соотношение частей тела человека. В. И. Мухина «Рабочий и колхозница», А. Пластов «Колхозный ток». | ||||||||
Мы любим смотреть картины и рисовать. (22 ч) | |||||||||||
13. | Рисование животных с натуры или по памяти. (Рисование по представлению) | 1 | Уметь: передавать пропорции животного. Иллюстрации рисунков Е. Чарушина, Е. Рачева, В. Лебедева, Ю. Васнецова | ||||||||
14. | Рисование птиц с натуры или по памяти. (Рисование по представлению) | 1 | Уметь: передавать пропорции птицы. Рисунки Е. Чарушина, Ю. Васнецова, В. Лебедева. | ||||||||
15. | Сказка в декоративном искусстве. (Урок – беседа) | 1 | Знать: произведения народного декоративно – прикладного искусства (палех, городецкая игрушка, хохлома) . Произведения народного декоративно-прикладного искусства – Палех, Городец, Хохлома, Гжель, Полхов-Майдан. | ||||||||
16. | Сказка в декоративном искусстве – продолжение.(Декоративно – прикладное творчество) | 1 | |||||||||
17. | Иллюстрация к сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» (Тематическое рисование) | 1 | Уметь использовать в иллюстрации выразительные возможности композиций сказочного сюжета. Сказки А. С. Пушкина | ||||||||
18. | Составление сюжетной аппликации русской народной сказки «По щучьем велению» (Аппликация.) | 1 | Уметь: передавать динамику событий, действия героев сказки посредством цветовых и тональных контрастов цветной бумаги. | ||||||||
19. | Составление сюжетной аппликации русской народной сказки «По щучьем велению. (Аппликация) | 1 | |||||||||
20. | «В мирное время». Рисование с натуры или по представлению. Атрибуты армии. (Рис. с натуры.) | 1 | Знать: жанры изобразительного искусства – батальный и исторический. А. Васнецов «Богатыри», А. А. Пластов «фашист пролетел», М. Б. Греков «Красноармейская тачанка» | ||||||||
21. | Рисование с натуры или по памяти современных машин. (Рисование с натуры или по памяти) | 1 | Знать: о многообразии предметов и событий действительности. Игрушечные машинки, фотографии, рисунки. | ||||||||
22. | Рисование народного праздника «Песни нашей Родины». (Тематическое рисование) | 1 | Знать: народные традиции и обычаи. Б. Кустодиев «Праздники в деревне», А Куинджи «Масленица» | ||||||||
23. | Выполнение эскиза лепного пряника и роспись готового изделия - лепка из соленого теста. (Беседа о резьбе по дереву). (Лепка) | 1 | Знать: произведения народного декоративно – прикладного искусства. Деревянные шкатулки. | ||||||||
24. | Выполнение эскиза лепного пряника и роспись готового изделия. (Декоративно – прикладное творчество) | 1 | |||||||||
25. | Изображение животных и птиц в произведениях изобразительного искусства «Мы снова рисуем, животных и птиц» (Рисование животных и птиц) | 1 | Уметь: анализировать особенности конструктивно – анатомического строения птиц и животных. | ||||||||
26. | Иллюстрирование басни И. А. Крылова «Ворона и Лисица» (Тематическое рисование) | 1 | . Иллюстрации к басням И. А. Крылова. | ||||||||
27. | Иллюстрирование басни И. А. Крылова «Ворона и Лисица» | 1 | Уметь самостоятельно выбирать сюжет и иллюстрировать его . А. Саврасов «Радуга», И. Айвазовский «Девятый вал», И. Левитан «Вечерний звон». | ||||||||
28. | Тематическое рисование «Закат солнца». (Тематическое рисование) | 1 | |||||||||
29. | Тематическое рисование «Закат солнца» - продолжение. (Тематическое рисование) | 1 | Уметь: выделять главное в пейзаже, различать цветовой тон. | ||||||||
30. | Люди труда в изобразительном искусстве. (Творческое рисование) | 1 | Уметь: анализировать содержание и художественные особенности картин. А. Пластов «Ужин тракториста», «Сенокос», А. Дейнеки «На просторах подмосковных строек». | ||||||||
31. | Составление мозаичного панно «Слава труду» из цветной бумаги. (Аппликация) | 1 | Уметь: выполнять панно из цветной бумаги по эскизным рисункам. | ||||||||
32. | Составление мозаичного панно «Слава труду» - продолжение. (Аппликация) | 1 | |||||||||
33. | Аппликация. Орнаменты народов мира | 1 | Уметь: самостоятельно выбирать вид орнамента с народными мотивами. | ||||||||
34. | Итоги года. Выставка рисунков. Искусствоведческая викторина. (Творческое занятие). | 1 | Уметь: выражать отношение к произведениям искусства, к собственному творчеству. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Комментарии
Огромное спасибо за программу
Огромное спасибо за программу по ИЗО, долго искала.
Рада, что смогла помочь.
Рада, что смогла помочь.