Рабочая программа по ИЗО (Кузин)
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме
В программе представлена пояснительная записка к планированию, распределение часов по темам, а также подробное тематическое планирование учебного материала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_3_klass.doc | 148 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая учебная программа
Изобразительное
искусство
составлена на основе авторской программы В. С. Кузина
«Изобразительное искусство. 1-4 классы»
Количество часов в неделю: 1 час
Количество часов за год: 33 часа
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству и авторской программы «Изобразительное искусство. 1-4 классы» (Изобразительное искусство. 3 кл.: книга для учителя / В. С. Кузин. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006.).
Программа рассчитана на 33 часа в год (1 час в неделю).
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения изобразительного искусства на ступени начального образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по изобразительному искусству. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
В современных условиях развития системы народного образования с особой остротой встает проблема формирования духовного мира, эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств, художественных потребностей подрастающего поколения. В этом деле важнейшее значение имеет искусство и прежде всего изобразительное искусство, охватывающее целый комплекс художественно-эстетических отношений личности к окружающей действительности.
Цель: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучение изобразительного искусства на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих задач:
- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- способствовать освоению школьниками первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
- способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Новизна данной рабочей программы заключается в том, что, в отличие от ранее действовавшей программы В. С. Кузина «Изобразительное искусство. 1-4 классы» рабочая программа содержит в себе три раздела: «Мир изобразительных (пластических) искусств», «Художественный язык изобразительного искусства», «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью».
Рабочей программой по изобразительному искусству в 3 классе предусмотрены три основных вида художественной деятельности.
Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы начальной школы как: литературное чтение, русский язык, музыка, труд, природоведение, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью.
Особенности организации художественной деятельности по направлениям по предмету изобразительное искусство
Изобразительная деятельность (рисование с натуры, рисование на темы). Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя изображение находящихся перед школьниками объектов действительности, а также рисование их по памяти и по представлению карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью.
Рисование на темы – это рисование композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки.
Декоративно-прикладная деятельность (декоративная работа и дизайн) осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.
Работы выполняются на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов – листьев, цветов, бабочек, жуков и т.д., дети начинают рисовать карандашом, а затем продолжают работу кистью, самостоятельно применяя простейшие приемы народной росписи.
Во время практических работ важно использование школьниками самых разнообразных художественных материалов и техник: графических карандашей, акварели, гуаши, пастели, цветных мелков, цветной тонированной бумаги, ретуши, линогравюры и т.д.
Дизайн, являясь разновидностью художественного творчества, синтезом изобразительного, декоративно-прикладного, конструкторского искусства, художественной графики и черчения, в современном мире определяет внешний вид построек, видов наземного воздушного и речного транспорта, технических изделий и конструкций, рекламы, мебели, посуды, упаковок, детских игрушек и т.д.
Дизайн, в отличие от других видов художественного творчества органично соединяет эстетическое и трудовое воспитание, так как это процесс создания вещи (от замысла до изготовления в материале).
Дизайн вещей занимает в жизни детей важнейшее место, особенно в наше время, когда мир детей перенасыщен промышленной продукцией.
Детское дизайнерское творчество способствует появлению вещей, придуманных и изготовленных самими детьми, которые особо ценятся ими, становятся любимыми. В этом процессе учащиеся познают радость созидания и приобретенного опыта, получают удовольствие от использования собственных изделий. Также этот процесс стимулирует художественные и творческие таланты.
Художественно-конструктивная деятельность (бумагопластика, лепка). Лепка – вид художественного творчества, который развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у школьников формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции.
В содержание предмета входит эстетическое восприятие действительности и искусства (ученик - зритель), практическая художественно-творческая деятельность учащихся (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
В основе программы лежит тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового, эстетического и патриотического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности.
Блоки объединяют конкретные темы уроков, учебных заданий независимо от вида занятий (рисование с натуры, на тему, лепка, беседа по картинам художников, бумагопластика и т.д.), что позволяет более полно отразить в изобразительной деятельности времена года, более обстоятельно построить межпредметные связи с другими уроками, учесть возрастные особенности детей, их познавательные и эстетические интересы.
В процессе учебной работы дети должны получить сведения о наиболее выдающихся произведениях отечественных и зарубежных художников, познакомиться с отличительными особенностями видов и жанров изобразительного искусства, сформировать представление о художественно-выразительных средствах изобразительного искусства (композиция, рисунок, цвет, колорит, светотень и т.п.), получить простейшие теоретические основы изобразительной грамоты.
В первом классе дети знакомятся с различными доступными их возрасту видами изобразительного искусства. Используя лучшие образцы народного искусства и произведения мастеров, учитель воспитывает у них интерес и способность эстетически воспринимать картины, скульптуры, предметы народного художественного творчества, иллюстрации в книгах, формирует основы эстетического вкуса детей, умение самостоятельно оценивать произведения искусства.
Программа «Изобразительное искусство» в начальной школе соответствует образовательной области «Искусство» обязательного минимума содержания начального общего образования и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности – изобразительное искусство. Посредством образного отражения предметов и явлений действительности рисунок, живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура помогают детям с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, видеть в нём красоту, развивать свои художественные способности. Содержание программы предусматривает как эстетическое восприятие предметов действительности и произведений изобразительного искусства, так и непосредственно художественную деятельность.
Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:
- овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного искусства, лепки и аппликации;
- развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.
В соответствии с базисным учебным планом программа составлена из расчёта 1 час в неделю, 34 часа в год.
Основными разделами программы являются: «Рисование с натуры (рисунок, живопись)», «Рисование на темы», «Декоративная работа», «Лепка», «Аппликация», «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас».
Основные темы бесед:
- виды изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство) и архитектура;
- наша Родина – Россия – в произведениях изобразительного искусства;
- Москва в изобразительном искусстве;
- старинные города России в творчестве художников;
- тема материнской любви и нежности в творчестве художников;
- красота родной природы в творчестве русских художников («Порыв ветра, звук дождя, плеск воды и кисть художника», «Облака на рисунках и в живописи», «Красота моря в произведениях художников»);
- действительность и фантастика в произведениях художников; сказка в изобразительном искусстве;
- красота народного декоративно-прикладного искусства, выразительные средства декоративно-прикладного искусства; охрана исторических памятников народного искусства; орнаминты народов России;
- музеи России.
В течение учебного года учащиеся должны получить простейшие сведения о композиции, цвете, рисунке, приёмах декоративного изображения растительных форм и форм животного мира и усвоить:
- понятия «набросок», «тёплый цвет», «холодный цвет»; «живопись», «живописец», «графика», «график», «архитектура», «архитектор»;
- простейшие правила смешения основных красок для получения более холодного и тёплого оттенков: красно-оранжевого и жёлто-оранжевого, жёлто-зелёного и сине-зелёного, сине-фиолетового и красно-фиолетового;
- доступные сведения о культуре и быте людей на примерах произведений известнейших центров народных художественных промыслов России (Жостово, Хохлома, Полхов-Майдан и т.д.);
- начальные сведения о декоративной росписи матрёшек из Сергиева Посада, Семёнова и Полхов-Майдана.
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
- выражать своё отношение к рассматриваемому произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина);
- чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний;
- сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;
- правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;
- выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчёркивать размером, цветом главное в рисунке;
- соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);
- чувствовать и определять холодные и тёплые цвета;
- выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира;
- использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;
- творчески применять простейшие приёмы народной росписи; цветные круги и овалы, обработанные тёмными и белыми штрихами, дужками, точками в изображении декоративных ягод, трав;
- использовать силуэт и светлотный контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции;
- расписывать готовые изделия согласно эскизу;
- применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек на уроках труда.
Учитывая возрастные особенности школьников, их интересы, решая задачи нравственного, трудового и эстетического воспитания. В основу календарно – тематического планирования уроков положен тематически – поурочный принцип: все темы уроков подчинены общей теме четверти:
- 1 четверть «И снова осень к нм пришла»;
- 2 четверть «В мире сказок»;
- 3 четверть «Труд и отдых людей зимой и весной»;
- 4 четверть «В каждом рисунке – солнце».
Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач предусмотрены следующие виды рисования - 33 часа:
- рисование с натуры (рисунок, живопись) – 10 часов;
- рисование на темы - 7 часов;
- декоративная работа – 7 часов;
- лепка – 3 часа;
- аппликация – 2 часа;
- беседа об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас – 4 часа.
Поурочное планирование уроков изобразительного искусства
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Виды учебной деятельности | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля | Дата провед. | |
план | факт | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
I четверть «Мы рисуем осень» - 8ч | ||||||||
1 | Прощаемся с тёплым летом. | 1 | Повторитель-но-обобщаю-щий урок | Фронталь-ная работа | Передача простых форм, общее пространственное положение, основной цвет предметов. Разводить и смешивать краски. | ФО | ||
2 | Осенние листья сложной формы (работа в карандаше). | 1 | Комбиниро-ванный урок | Индивиду-альная работа | СР | |||
3 | Осенние листья сложной формы (работа в цвете). | 1 | Комбиниро-ванный урок | Самостоя-тельная работа | ФО ПР | |||
4 | Русская матрёшка в осеннем уборе (работа в карандаше). | 1 | Комбиниро-ванный урок | Работа в группах | Названия главных и составных цветов, правила смешения цветов. Правильно держать лист бумаги и карандаш. Свободно работать карандашом – без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги. | ФО ПР | ||
5 | Русская матрёшка в осеннем уборе (работа в цвете). | 1 | Комбиниро-ванный урок | Фронтальная и индивиду-альная работа | ФО ПР | |||
6 | Дары осеннего сада и огорода. | 1 | Комбиниро-ванный урок | Фронтальная работа | ФО | |||
7 | Мы осенью готовимся к зиме. | 1 | Тренировоч-ный урок | Фронтальная работа | ФО | |||
8 | Сказка в произведениях русских художников. | 1 | Вводный урок | Самостоя-тельная работа | ФО Т | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
II четверть. «В мире сказок» - 8ч | ||||||||
9 | Иллюстрирование «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина (работа в карандаше). | 1 | Комбиниро-ванный урок | Индивиду-альная работа | Разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность. Применять приёмы рисования кистью. Правила смешения цветов. | ФО ПР | ||
10 | Иллюстрирование «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина (работа в цвете). | 1 | Комбиниро-ванный урок | Фронталь-ная работа | ФО ПР СР | |||
11 | Игрушка «Золотая рыбка». | 1 | Вводный урок | Фронталь-ная работа | ФО | |||
12 | В сказочном подводном царстве (работа в карандаше). | 1 | Комбиниро-ванный урок | Работа в парах | ФО ПР | |||
13 | В сказочном подводном царстве (работа в цвете). | 1 | Комбиниро-ванный урок | Индивиду-альная работа | ФО ПР | |||
14 | Сказочный букет. | 1 | Тренировоч-ный урок | Фронталь-ная работа | ФО ПР | |||
15 | Готовим наряд для сказочной елки (работа в карандаше). | 1 | Вводный урок | Фронталь-ная коллектив-ная работа | Знать названия главных и составных цветов, правила смешения цветов. | ФО ПР | ||
16 | Готовим наряд для сказочной елки (работа в цвете). | 1 | Комбиниро-ванный урок | Самостоя-тельная работа | ФО Т | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
III четверть «Труд и отдых людей зимой и весной»-10ч | ||||||||
17 | Труд людей зимой. | 1 | Вводный урок (беседа о зимнем труде города). | Фронталь-ная работа | Передача простых форм, общее пространственное положение, основной цвет предметов. Разводить и смешивать краски. Знать названия главных и составных цветов, правила смешения цветов. | ФО СР | ||
18 | Городские и сельские стройки. | 1 | Комбиниро-ванный урок | Индивиду-альная работа | ФО | |||
19 | Орудия труда человека. | 1 | Тренировоч-ный урок | Самостоя-тельная работа | ИК | |||
20 | Весёлые игрушки. | 1 | Вводный урок | Фронталь-ная работа | Применять приёмы рисования кистью. Правила смешения цветов. | СК | ||
21 | Весёлые игрушки (практическая работа). | 1 | Комбиниро-ванный урок, межпредмет-ная связь (литература). | Работа в группах | ФО СР | |||
22 | Красота в быту людей. Создаём красивые узоры для подарка маме или бабушке (работа в карандаше). | 1 | Вводный урок | Фронталь-ная работа | Разво дить и смеши вать краски, ровно закрывать ими нужную поверх ность. | ВК ПР | ||
23 | Красота в быту людей. Создаём красивые узоры для подарка маме или бабушке (работа в цвете). | 1 | Комбиниро-ванный урок | Фронталь-ная работа | ФО ПР | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
24 | Домашние животные (работа в карандаше). | 1 | Комбиниро-ванный урок, межпредмет-ная связь (ОБЖ). | Индивиду-альная | Названия главных и составных цветов, правила смешения цветов. Правильно держать лист бумаги и карандаш. Свободно работать карандашом – без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги. | ФО ПР | ||
25 | Домашние животные (работа в цвете). | 1 | Комбиниро-ванный урок | Самостоя-тельная работа | ФО | |||
26 | Иллюстрирование стихотворения Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». | 1 | Комбиниро-ванный урок, межпредмет-ная связь (литература). | Фронталь-ная работа | ФО ПР | |||
IV четверть. «В каждом рисунке – солнце» - 7ч | ||||||||
27 | Полет на другую планету (работа в карандаше). | 1 | Вводный урок | Фронталь-ная работа | Применять приёмы рисования кистью. Правила смешения цветов. Разводить и смеши вать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность. | ФО ПР | ||
28 | Полет на другую планету (работа в цвете). | 1 | Комбиниро-ванный урок | Работа в группах | ИК ФО ПР | |||
29 | Ветка вербы. | 1 | Комбиниро-ванный урок | Фронталь-ная работа | ФО ПР | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
30 | Иллюстрирование стихотворения Д. Родари «Всемирный хоровод» (работа в карандаше). | 1 | Вводный урок | Индвиви-дуальная работа | Передача простых форм, общее пространственное положение, основной цвет предметов. Разводить и смешивать краски. | ФО ВК СР | ||
31 | Иллюстрирование стихотворения Д. Родари «Всемирный хоровод» (работа в цвете). | 1 | Комбиниро-ванный урок | Самостоя-тельная работа | ФО ПР ИК | |||
32 | Весна в произведениях русских художников. | 1 | Вводный урок | Фронталь- ная работа | Названия главных и составных цветов, правила смешения цветов. Правильно держать лист бумаги и карандаш. Свободно работать карандашом – без напряжения провод. линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги. | ИК ФО | ||
33 | Пусть всегда будет солнце (работа в карандаше). | 1 | Комбинирован-ный урок | Индивиду-альная работа | ФО ПР |
Сокращения, используемые в рабочей программе:
Виды контроля:
ФО — фронтальный опрос. СР — самостоятельная работа. ПР — проверочная работа.
Т – тестовая работа. ИК – индивидуальный контроль ВК - взаимоконтроль
Учебно-методическое обеспечение
Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 3 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений.– М.: Дрофа, 2006. – 125 с.
Кузин В. С. Рабочая тетрадь к учебнику «Изобразительное искусство, 3 кл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по ИЗО 5-7 класс. Автор программы:Кузин.В.С
Представлены рабочие программы по ИЗО 5-7 класс. Автор программы:Кузин.В.С...
Рабочая программа по изобразительному искусству. 1-4 класс. ( по программе Кузина В.С.) 2017
Рабочая программа по учебному курсу составлена с учетом ФГОС (с изменениями 2017)....
Рабочая программа по искусству (изо для 1 класса), авторской программы В.С.Кузина и др. «Изобразительное искусство»
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-ло...
Рабочая программа по изобразительному искусству. 3 класс ( по программе Кузина В.С.) (ФГОС)
Рабочая программа по изобразительному искусству. 3 класс ( по программе Кузина ) Составлена с учетом ФГОС (с изменениями 2015)....
Рабочая программа по изобразительному искусству. 4 класс. (программа Кузина). (ФГОС)
Рабочая программа по изобразительному искусству. 4 класс. (программа Кузина). (ФГОС с изменениями 2015)...
ФГОС Рабочая программа. Изобразительное искусство. Кузин В.С.
1.Пояснительная записка.Учебный предмет «Изобразительное искусство» вносит важные аспекты в развитие личности школьника и закладывает основы творчества и художественного мышления. Изобразительно...
Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для 4 класса к учебнику В.С.Кузина. УМК РИТМ. Авторы программы С.П.Ломов, С.Е.Игнатьев.
Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для 4 класса составлена на основе авторской программы С.П.Ломова, С.Е Игнатьева "Изобразительное искусство.1 - 4". Программа включает в ...
Комментарии
Спасибо огромное! Пригодился
Очень рада, что помогла!