Программа дополнительного образования "Палитра"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме
Программа дополнительного оразования направлена на изучение русского народного творчества для учащихся начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
municipalnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Боградская средняя общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДАЮ: Директор школы _________________________
| СОГЛАСОВАННО: Зам. Директора по УВР _________________________ «____»______________2011г. | Рассмотрено на заседании МС № протокола______________ «____»______________2011г. _________________________ |
ПАЛИТРА
Программа дополнительного образования
для учащихся 1 класса
Составитель: Селезнева Наталья Юрьевна
2011-2012 учебный год
Пояснительная записка
Данная программа представляет собой разработанный дополнительный образовательный курс художественно-эстетического направления. Художественное образование и эстетическое воспитание подразумевает и предполагает овладение простейшими умениями и навыками как на уроках изобразительного искусства, так и на уроках материальной технологии. Нельзя забывать о том, что на уроках учащиеся получают лишь основные, можно сказать, ознакомительные знания в различных областях культуры, искусства и т.д. Поэтому для наиболее полного изучения и создания благоприятных условий в современных школах создаются кружки художественно-эстетического цикла, а также вводятся элективные курсы.
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
- быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
- быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Характеризуя актуальность темы, видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.
Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
УМК для учителя:
- Говорун Л.Б. «Декоративно-прикладное искусство» методическое пособие, Краснодар, 1995.
- Сокольникова Н.М. «Краткий словарь художественных терминов», изд. Титул, 1996.
- Сокольникова Н.М. «Основы композиции», изд. Титул, 1996.
- программы дополнительного художественного образования детей, изд. Просвещение,2007.
- Е.А.Гайдаенко «Нечто из ничего», изд. «Феникс» г Ростов- на – Дону, 2008г.
- Е. Румянцева. «Украшения для девочек», изд. «Айрис Пресс» г. Москва, 2006г.
- Н.С. Чернякова. «Уроки детского творчества», изд. «Родничок» г. Тула, 2002г.
Цель программы: знакомство детей с основами народного художественного творчества, формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.
Данная программа занятий художественного творчества «Палитра» рассчитана на один год обучения детей в возрасте 7-8 лет, 33 часа (1 час 1 раз в неделю во внеурочное время), поэтому при распределении заданий учитывается возраст детей, их подготовленность, существующие навыки и умения.
Задачи программы:
Обучающие:
- формировать умение использовать различные технические приемы при работе с цветом;
- отрабатывать практические навыки работы с инструментами;
- осваивать навыки организации и планирования работы;
- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства.
Развивающие:
- развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка;
- формировать художественный вкус и гармонию между формой и содержанием художественного образа;
- развивать внимание, память, логическое, абстрактное и аналитическое мышление и самоанализ;
- развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность;
- развивать психометрические качества личности;
- развитие мелкой моторики рук и глазомера;
- формирование творческих способностей, духовной культуры и эмоционального отношения к действительности.
Воспитательные:
- формировать стремление сделать-смастерить что-либо нужное своими руками, терпение и упорство, необходимые при работе с бумагой;
- формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;
- создать комфортную среду педагогического общения между педагогом и воспитанниками;
- осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников;
- воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям.
Основные формы и методы работы:
В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; индивидуальная деятельность и выставки творческих работ.
Принципы, лежащие в основе программы:
- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). «Чем более органов наших чувств, принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются» (К.Д. Ушинский);
- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности.
Предполагаемые результаты работы
Учащиеся должны знать и уметь:
- иметь начальные знания по композиции и орнаменту;
- уметь ориентироваться в цветоведении и подборе красок для выполнения своей работы;
- иметь общее представление о росписи, о народных ремеслах в целом;
- уметь отличать различные виды росписей: городецкая роспись, хохлома, жостово;
- уметь выполнять несложные композиции с применением полученных знаний, в основном составление цветочных композиций;
- уметь работать как самостоятельно, так и в коллективе;
- иметь представление о народной культуре;
- совершенствоваться и творчески использовать свои умения и навыки;
- правила безопасности труда;
- уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить выполненную работу.
Формы и виды контроля
виды контроля | содержание | методы | сроки контроля |
Вводный | Области интересов и склонностей. Уровень ЗУНов по искусству. | Беседы, наблюдение, просмотр творческих работ учащихся | Сентябрь |
Текущий | Освоение учебного материала по темам, разделам | Творческие и практические задания, выполнение образцов, упражнения | По каждой теме |
Творческий потенциал учащихся | Наблюдение, игры, упражнения. Участие в выставках и конкурсах | В течение года | |
Коррекция | Успешность выполнения учащимися задач учебно-тематического плана | Индивидуальные занятия, помощь в самореализации, самоконтроле | В течение года |
Итоговый | Контроль выполнения поставленных задач. Уровень творческого роста | Зачетные, творческие работы. | Апрель Май |
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов, блоков, тем | Элементы содержания | Всего часов | Дата |
1 | Вводное занятие. | Использование в деятельности различных материалов: гуашь, акварель, карандаш | 1 | |
2 | Элементы цветоведения. | Особенности художественного творчества: художник и зритель. Передача настроения в творческой работе (в живописи) с помо- щью цвета, линии, пятна. Тренировка графических навыков | 1 | |
Городецкая роспись | ||||
3 | Узор и орнамент. Основы декоративной композиции. | Освоение основ рисунка, декоративно-прикладного искусства. Представление о роли изобразительных искусств, их связи с жизнью. | 1 | |
4 | История создания и развития городецкой росписи | Ознакомление с произведениями народных промыслов в России – мастеров Городецкой росписи Представление об узоре, орнаменте, сфере применения орнамента. Составление узора и его роспись | 1 | |
5-6 | Городецкие орнаменты | 2 | ||
7-8 | Городецкая птица | 2 | ||
9-10 | Городецкая игрушка | 2 | ||
Хохломская роспись | ||||
11 | История создания и развития хохломской росписи | Орнамент и стиль эпохи. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России.История происхождения хохломы, основные виды орнамента, цвета, изделия, техника выполнения работы. Использование трафарета, правила безопасности при работе с ножницами | 1 | |
12-13 | Основные цвета и орнаменты в хохломе | 2 | ||
14-15 | Роспись тарелки в стиле «Хохлома» | 2 | ||
16-17 | Хохломская роспись. Огненная жар-птица. | 2 | ||
18-19 | Хохлома. Сувениры. Самостоятельная работа | 2 | ||
Жостовская роспись | ||||
20 | История создания и виды жостовской росписи | Освоение основ декоративно-прикладного искусства. История возникновения жостовской росписи, особенности работы в данной технике, основные виды орнамента, формы подноса. Симметрия, правила композиции. Особенности техники росписи. | 1 | |
21-22 | Жостовский букет | 2 | ||
22 | Фрукты в жостовском стиле | |||
23-24 | Поднос в стиле жостовской росписи | 2 | ||
Дымковская игрушка | ||||
25 | История создания и виды дымковской игрушки | Русские народные игрушки. Виды и формы дымковской игрушки. Основные цвета, символика и виды орнамента. Передача настроения в творческой работе при помощи цвета. Освоение основ декоративно-прикладного искусства. | 1 | |
26-27 | Дымковская игрушка. Использование символического орнамента. | 2 | ||
28-29 | Выполнение рисунка «Дымковская игрушка» животные | 2 | ||
30-31 | Выполнение рисунка «Дымковская игрушка» люди | |||
32-33 | Русское народное творчество. Творческая работа учащихся. | 2 |
Литература
- Говорун Л.Б. «Декоративно-прикладное искусство» методическое пособие, Краснодар, 1995.
- Чернякова Н.С. «Уроки детского творчества», изд. «Родничок» г. Тула, 2002.
- Шпикалова Т.Я. «Детям – о традициях народного мастерства, Осень, 2001.
- Некрасова М.Л. «Народное искусство России», Литера, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Веселые цифры".
Возраст учащихся 5-6 лет. Срок реализации 1 год....
ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н
В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...
Рабочая программа по кружку юных журналистов "Умное пёрышко" программа дополнительного образования
В рамках введения ФГОСов в школе организуются кружки по внеурочной деятельности. Представляю рабочую программу, созданную по программе внеурочной деятельности "Умное пёрышко" социального направл...
Рабочая программа по спортивная секции «Плавание» Модифицированная программа дополнительного образования на 2016-2017 учебный год
Целью программы является формирование здорового образа жизни, привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Основные задачи подготовки:·...
Приказ №234.О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2016-2017учебный год
О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2016-2017учебный год...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"
Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...
Образовательная программа дополнительного образования детей «СВЕТОФОРИК» для детей 6-11 лет срок реализации программы 2017-2023 гг
Цель программы: формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге, предупреждение случаев детского дорожно-транспортного травматизма....