Программа дополнительного образования "Палитра"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме

Селезнева Наталья Юрьевна

Программа дополнительного оразования направлена на изучение русского народного творчества для учащихся начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon municipalnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Боградская средняя общеобразовательная школа»

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы

_________________________


«____»______________2011г.

СОГЛАСОВАННО:

Зам. Директора по УВР

_________________________

«____»______________2011г.

Рассмотрено на заседании МС

№ протокола______________

«____»______________2011г.

_________________________

ПАЛИТРА

Программа дополнительного образования

для учащихся 1 класса

Составитель: Селезнева Наталья Юрьевна

2011-2012 учебный год

Пояснительная записка

Данная программа представляет собой разработанный дополнительный образовательный курс художественно-эстетического направления. Художественное образование и эстетическое воспитание подразумевает и предполагает овладение простейшими умениями и навыками как на уроках изобразительного искусства, так и на уроках материальной технологии. Нельзя забывать о том, что на уроках учащиеся получают лишь основные, можно сказать, ознакомительные знания в различных областях культуры, искусства и т.д. Поэтому для наиболее полного изучения и создания благоприятных условий в современных школах создаются кружки художественно-эстетического цикла, а также вводятся элективные курсы.

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

  • быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
  • быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Характеризуя актуальность темы, видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.

Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

УМК для учителя:

  1. Говорун Л.Б. «Декоративно-прикладное искусство» методическое пособие, Краснодар, 1995.
  2. Сокольникова Н.М. «Краткий словарь художественных терминов», изд. Титул, 1996.
  3. Сокольникова Н.М. «Основы композиции», изд. Титул, 1996.
  4. программы дополнительного художественного образования детей, изд. Просвещение,2007.
  5. Е.А.Гайдаенко «Нечто из ничего», изд. «Феникс» г Ростов- на – Дону, 2008г.
  6. Е. Румянцева. «Украшения для девочек», изд. «Айрис Пресс» г. Москва, 2006г.
  7. Н.С. Чернякова. «Уроки детского творчества», изд. «Родничок» г. Тула, 2002г.

        Цель программы: знакомство детей с основами народного художественного творчества, формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.

Данная программа занятий художественного творчества «Палитра» рассчитана на один год обучения детей в возрасте 7-8 лет,  33 часа (1 час 1 раз в неделю во внеурочное время), поэтому при распределении заданий учитывается возраст детей, их подготовленность, существующие навыки и умения.

Задачи программы:

Обучающие:

- формировать умение использовать различные технические приемы при работе с цветом;

- отрабатывать практические навыки работы с инструментами;

- осваивать навыки организации и планирования работы;

- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства.

Развивающие:

- развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка;

- формировать художественный вкус и гармонию между формой и содержанием художественного образа;

- развивать внимание, память, логическое, абстрактное и  аналитическое мышление и самоанализ;

- развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность;

- развивать психометрические качества личности;

- развитие мелкой моторики рук и глазомера;

- формирование творческих способностей, духовной культуры и эмоционального отношения к действительности.

Воспитательные:

- формировать стремление сделать-смастерить что-либо нужное своими руками, терпение и упорство, необходимые при работе с бумагой;

- формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;

- создать комфортную среду педагогического общения между педагогом и воспитанниками;

- осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников;

- воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям.

Основные формы и методы работы:

В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; индивидуальная деятельность и выставки творческих работ.

Принципы, лежащие в основе программы:

- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). «Чем более органов наших чувств,  принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются» (К.Д. Ушинский);

- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).

- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности.

Предполагаемые результаты работы

Учащиеся должны знать и уметь:

  • иметь начальные знания по композиции и орнаменту;
  • уметь ориентироваться в цветоведении и подборе красок для выполнения своей работы;
  •  иметь общее представление о росписи, о народных ремеслах в целом;
  • уметь отличать различные виды росписей: городецкая роспись, хохлома, жостово;
  • уметь выполнять несложные композиции с применением полученных знаний, в основном составление цветочных композиций;
  • уметь работать как самостоятельно, так и в коллективе;
  • иметь представление о народной культуре;
  • совершенствоваться и творчески использовать свои умения и навыки;
  • правила безопасности труда;
  • уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить выполненную работу.

Формы и виды контроля

виды контроля

содержание

методы

сроки контроля

Вводный

Области интересов и склонностей. Уровень ЗУНов по искусству.

Беседы, наблюдение, просмотр творческих работ учащихся

Сентябрь

Текущий

Освоение учебного материала по темам, разделам

Творческие и практические задания, выполнение образцов, упражнения

По каждой теме

Творческий потенциал учащихся

Наблюдение, игры, упражнения. Участие в выставках и конкурсах

В течение года

Коррекция

Успешность выполнения учащимися задач учебно-тематического плана

Индивидуальные занятия, помощь в самореализации, самоконтроле

В течение года

Итоговый

Контроль выполнения поставленных задач. Уровень творческого роста

Зачетные, творческие работы.

Апрель

Май

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов, блоков, тем

Элементы содержания

Всего часов

Дата

1

Вводное занятие.

Использование в деятельности различных материалов: гуашь, акварель, карандаш

1

2

Элементы цветоведения.

Особенности художественного творчества: художник и зритель. Передача настроения

в творческой работе

(в живописи) с помо-

щью цвета, линии, пятна. Тренировка графических навыков

1

Городецкая роспись

3

Узор и орнамент. Основы декоративной композиции.

Освоение основ рисунка, декоративно-прикладного искусства. Представление о роли изобразительных искусств, их связи с жизнью.

1

4

История создания и развития городецкой росписи

Ознакомление с произведениями народных промыслов в России – мастеров Городецкой росписи Представление об узоре, орнаменте,

сфере применения орнамента. Составление узора и его роспись

1

5-6

Городецкие орнаменты

2

7-8

Городецкая птица

2

9-10

Городецкая игрушка

2

Хохломская роспись

11

История создания и развития хохломской росписи

Орнамент и стиль эпохи. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России.История происхождения хохломы, основные виды орнамента, цвета, изделия, техника выполнения работы. Использование трафарета, правила безопасности при работе с ножницами

1

12-13

Основные цвета и орнаменты в хохломе

2

14-15

Роспись тарелки в стиле «Хохлома»

2

16-17

Хохломская роспись. Огненная жар-птица.

2

18-19

Хохлома. Сувениры. Самостоятельная работа

2

Жостовская роспись

20

История создания и виды жостовской росписи

Освоение основ декоративно-прикладного искусства. История возникновения жостовской росписи, особенности работы в данной технике, основные виды орнамента, формы подноса. Симметрия, правила композиции. Особенности техники росписи.  

1

21-22

Жостовский букет

2

22

Фрукты в жостовском стиле

23-24

Поднос в стиле жостовской росписи

2

Дымковская игрушка

25

История создания и виды дымковской игрушки

Русские народные игрушки. Виды и формы дымковской игрушки. Основные цвета, символика и виды орнамента. Передача настроения в творческой работе при помощи цвета. Освоение основ декоративно-прикладного искусства.

1

26-27

Дымковская игрушка. Использование символического орнамента.

2

28-29

Выполнение рисунка «Дымковская игрушка» животные

2

30-31

Выполнение рисунка «Дымковская игрушка» люди

32-33

Русское народное творчество. Творческая работа учащихся.

2

Литература

  1. Говорун Л.Б. «Декоративно-прикладное искусство» методическое пособие, Краснодар, 1995.
  2.  Чернякова Н.С. «Уроки детского творчества», изд. «Родничок» г. Тула, 2002.
  3. Шпикалова Т.Я. «Детям – о традициях народного мастерства, Осень, 2001.
  4. Некрасова М.Л. «Народное искусство России», Литера, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...

Рабочая программа по кружку юных журналистов "Умное пёрышко" программа дополнительного образования

В рамках введения ФГОСов в школе организуются кружки  по внеурочной деятельности. Представляю рабочую программу, созданную по программе внеурочной деятельности "Умное пёрышко" социального направл...

Рабочая программа по спортивная секции «Плавание» Модифицированная программа дополнительного образования на 2016-2017 учебный год

Целью программы является формирование здорового образа жизни, привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Основные задачи подготовки:·...

Приказ №234.О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2016-2017учебный год

О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2016-2017учебный год...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"

Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...

Образовательная программа дополнительного образования детей «СВЕТОФОРИК» для детей 6-11 лет срок реализации программы 2017-2023 гг

Цель программы: формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге, предупреждение случаев детского дорожно-транспортного травматизма....