Рабочая программа по ИЗО
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена в соответствии с законом «Об образовании», требованиями ФГОС НОО (приказ от 06 октября 2009г. №373), основной образовательной программой начального общего образования МБОУ средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №6, утвержденной приказом от 31.08.2011г №392 на основе программы В. С. Кузина «Изобразительное искусство. 1-4 классы».
Рабочая программа предназначена для реализации в 1 классе общеобразовательной четырёхлетней начальной школы.
Срок реализации программы – 1 год.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения изобразительного искусства на ступени начального образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по изобразительному искусству. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
В современных условиях развития системы народного образования с особой остротой встает проблема формирования духовного мира, эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств, художественных потребностей подрастающего поколения. В этом деле важнейшее значение имеет искусство и прежде всего изобразительное искусство, охватывающее целый комплекс художественно-эстетических отношений личности к окружающей действительности.
Цель: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучение изобразительного искусства на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих задач:
• развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
• способствовать освоению школьниками первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
• способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;
• воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программы формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.
Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – запланировано проведение экскурсий в музей, на выставки работ учащихся школы искусств, ЦДОД ЦТЮ; используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, при прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудом (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).
Основные содержательные линии
В рабочей программе выделены три содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью».
Рабочей программой по изобразительному искусству в 1 классе предусмотрены три основных вида художественной деятельности.
Основными направлениями в художественной деятельности являются:
• Изобразительная деятельность (рисование с натуры и рисование на темы – живопись, графика, скульптура).
• Декоративно - прикладная деятельность (декоративная работа – орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий и дизайн).
• Художественно-конструктивная деятельность (бумагопластика, лепка, архитектура).
Эти виды художественной деятельности тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга в решении поставленных программой задач.
Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы начальной школы как: литературное чтение, русский язык, музыка, труд, природоведение, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью.
Особенности организации художественной деятельности по направлениям по предмету изобразительное искусство
Изобразительная деятельность (рисование с натуры, рисование на темы). Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя изображение находящихся перед школьниками объектов действительности, а также рисование их по памяти и по представлению карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью.
Рисование на темы – это рисование композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки.
Декоративно-прикладная деятельность (декоративная работа и дизайн) осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.
Работы выполняются на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов – листьев, цветов, бабочек, жуков и т.д., дети начинают рисовать карандашом, а затем продолжают работу кистью, самостоятельно применяя простейшие приемы народной росписи.
Во время практических работ важно использование школьниками самых разнообразных художественных материалов и техник: графических карандашей, акварели, гуаши, пастели, цветных мелков, цветной тонированной бумаги, ретуши, линогравюры и т.д.
Дизайн, являясь разновидностью художественного творчества, синтезом изобразительного, декоративно-прикладного, конструкторского искусства, художественной графики и черчения, в современном мире определяет внешний вид построек, видов наземного воздушного и речного транспорта, технических изделий и конструкций, рекламы, мебели, посуды, упаковок, детских игрушек и т.д.
Дизайн, в отличие от других видов художественного творчества органично соединяет эстетическое и трудовое воспитание, так как это процесс создания вещи (от замысла до изготовления в материале).
Дизайн вещей занимает в жизни детей важнейшее место, особенно в наше время, когда мир детей перенасыщен промышленной продукцией.
Детское дизайнерское творчество способствует появлению вещей, придуманных и изготовленных самими детьми, которые особо ценятся ими, становятся любимыми. В этом процессе учащиеся познают радость созидания и приобретенного опыта, получают удовольствие от использования собственных изделий. Также этот процесс стимулирует художественные и творческие таланты.
Художественно-конструктивная деятельность (бумагопластика, лепка). Лепка – вид художественного творчества, который развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у школьников формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции.
В содержание предмета входит эстетическое восприятие действительности и искусства (ученик - зритель), практическая художественно-творческая деятельность учащихся (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
В основе программы лежит тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового, эстетического и патриотического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности.
Блоки объединяют конкретные темы уроков, учебных заданий независимо от вида занятий (рисование с натуры, на тему, лепка, беседа по картинам художников, бумагопластика и т.д.), что позволяет более полно отразить в изобразительной деятельности времена года, более обстоятельно построить межпредметные связи с другими уроками, учесть возрастные особенности детей, их познавательные и эстетические интересы.
В процессе учебной работы дети должны получить сведения о наиболее выдающихся произведениях отечественных и зарубежных художников, познакомиться с отличительными особенностями видов и жанров изобразительного искусства, сформировать представление о художественно-выразительных средствах изобразительного искусства (композиция, рисунок, цвет, колорит, светотень и т.п.), получить простейшие теоретические основы изобразительной грамоты.
В первом классе дети знакомятся с различными доступными их возрасту видами изобразительного искусства. Используя лучшие образцы народного искусства и произведения мастеров, учитель воспитывает у них интерес и способность эстетически воспринимать картины, скульптуры, предметы народного художественного творчества, иллюстрации в книгах, формирует основы эстетического вкуса детей, умение самостоятельно оценивать произведения искусства.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В федеральном базисном учебном плане на изучение «Изобразительного искусства» отводится 1 час в неделю с I по VII класс. Всего в начальной школе – 135 час. Из них 20% – резерв свободного учебного времени, который может быть использован по своему усмотрению для наполнения указанных содержательных линий.
ОТЛИЧИЕ ДАННОЙ ПРОГРАММЫ
Новизна данной рабочей программы заключается в том, что, в отличие от ранее действовавшей программы В. С. Кузина «Изобразительное искусство. 1-4 классы» рабочая программа содержит в себе три раздела: «Мир изобразительных (пластических) искусств», «Художественный язык изобразительного искусства», «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью».
ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ И СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
На уроках изобразительного искусства формируются умения воспринимать окружающий мир и произведения искусства, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения по видовым и жанровым признакам; работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа. Дети учатся решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении, создавать творческие работы на основе собственного замысла. У младших школьников формируются навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат).
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой. Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс. Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
• Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Личностные результаты освоения курса ИЗО:
- формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
- воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
- развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
- формирование духовных и эстетических потребностей;
- овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
- воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
- отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Предметные результаты
В результате изучения изобразительного искусства ученик 1 класса к концу учебного года должен
знать/понимать
• о деятельности художника (что может изобразить художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);
• основные жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, портрет) и виды произведений (живопись, графика, скульптура, декоративно- прикладное искусство и архитектура) изобразительного искусства;
• известные центры народных художественных ремесел России (Хохлома, Городец, дымковская игрушка);
уметь
- различать основные (красный, синий, желтый) и составные (оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый) цвета;
- различать теплые (красный, желтый, оранжевый) и холодные (синий, голубой, фиолетовый) цвета;
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);
- использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага);
- применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
- пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина);
- выполнять простейшие композиции из бумаги и бросового материала;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- самостоятельной творческой деятельности;
- обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
- овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Художественный язык изобразительного искусства» (9 часов: 9 – практ. работ)
Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, композиция, объем, пропорции. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); скульптуры (объем, ритм, фактуры); архитектуры (объем, соотношение частей, ритм, силуэт); декоративно-прикладного искусства и дизайна (обобщение, роль ритма и цвета) на примерах произведений отечественных и зарубежных художников.
Задачи художественного развития обучающихся раздела 1. «Художественный язык изобразительного искусства»
Формирование художественных знаний, умений и навыков
В результате обучения в 1 классе учащиеся должны знать:
- основы художественного языка в изобразительном искусстве: рисунок, цвет, композиция, объем, пропорции;
- элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция);
- элементарные основы живописи (основные и составные цвета, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета);
- основы скульптуры (объем, ритм, фактура);
- основы архитектуры (объем, соотношение частей, ритм, силуэт);
- основы декоративно-прикладного искусства и дизайна (обобщение, роль ритма и цвета).
Должны уметь:
- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, ритма, объема;
- воплощать собственный замысел с помощью основ художественного языка (рисунок, цвет, композиция, объем, пропорции);
- реализовывать полученные знания и умения в процессе восприятия и учебно-творческой деятельности.
1. Чем и на чем рисует художник. Вводная беседа «Что мы будем делать на уроках изобразительного искусства». Окрашивание бумаги разными способами и художественными материалами. (1 час – практ. работа)
Инструменты и материалы, применяемые на уроках изобразительного искусства. Из истории изобразительного искусства.
Задание: окрасить бумагу белого цвета в разные цвета, используя различные способы (акварель и соль, зубная щетка, целлофановый пакет, восковой карандаш, пастель).
Материалы: краски, кисточки, карандаши восковые, бумага разных видов, пастельные мелки, зубные щетки, целлофановые пакеты, баночки с водой.
Зрительный ряд: рисунок Карандаша - Знайки, иллюстрации с изображением древних художников и их рисунков на стенах пещеры, репродукции картин Леонардо да Винчи «Джоконда», «Тайная вечеря», варианты окрашивания фона на бумаге.
Литературный ряд: загадки о материалах и принадлежностях для рисования.
2. Учимся рисовать кистью. (1 час – практ. работа)
Различные способы исполнения произведений живописи; техника нанесения мазков, их виды. Различные виды мазков разными типами кистей, техника работы кистью.
Задание: выполнение упражнений по проведению линий разной толщины, с разным нажимом, рисованию точки, лепестков.
Материал: краски (гуашь или акварель), кисти разных типов, бумага, баночки с водой.
Зрительный ряд: слайды или репродукции картин Ван - Гога «Подсолнухи», И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды», М. С. Сарьяна «Ереванские цветы», образец педагогического рисунка.
Литературный ряд: стихотворение «Аист» для физкультминутки.
3. Линия и штрих – основа рисунка. (1 час – практ. работа)
Элементарные основы рисунка (характер линий, штрих); Прямые и кривые линии, деление отрезка на равные части; техника работы карандашом.
Задание: нарисовать простым карандашом линии, овалы и круги. Выполнить штриховку карандашом одного или двух овалов и кругов.
Материалы: простой карандаш, бумага.
Зрительный ряд: слайды или репродукции рисунков В. А. Серова «Портрет балерины Т. П. Карсавиной», И. Е. Репина «Портрет Л. Н. Толстого, пишущего за круглым столом», М. А. Врубеля «Портрет врача-психиатра Ф. А. Усольцева», таблицы «Виды линий», «Нанесение штрихов для выявления формы предмета».
4. Форма предметов. (1 час – практ. работа)
Первичные представления о форме предметов; из простых геометрических фигур конструирование более сложных, простые геометрические фигуры в предметах сложной формы.
Задание: нарисовать как можно больше предметов, имеющих очертания только одной фигуры – круга. Например: солнце, яблоко, тыква, снеговик, колобок, чайник и т.д.
Материалы: простой карандаш. Ластик, бумага, восковые карандаши или цветные карандаши (фломастеры).
Зрительный ряд: геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник); предметы (или их рисунки) различной формы.
Литературный ряд: загадки о предметах, имеющих какую-нибудь форму (о картофеле, об арбузе, о сосульке, о телевизоре, о кубиках).
5. Волшебный мир красок. Основные и составные цвета. Рисунок на тему «Радуга». (1 час – практ. работа)
Понятие основных и составных цветов; цветовой круг. Получение составных цветов путем смешения двух основных цветов.
Задание: Нарисовать радугу красками, используя основные цвета и составные, самостоятельно получив на палитре оранжевый, зеленый, фиолетовый.
Материал: краски (акварель или гуашь), кисти, бумага, палитра, баночки с водой.
Зрительный ряд: таблица «Цветовой круг», репродукции картин с изображением радуги (И. Левитана, В. Серова, Б. Кустодиева), образец педагогического рисунка.
Литературный ряд: загадки, стихотворения Е. Измайлова, Н. Толоконникова.
Музыкальный ряд: фортепианная пьеса «Прогулка» - пролог к музыкальному циклу «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского.
6. Волшебный мир красок. Теплые и холодные цвета. Рисование на тему «Фантастический лес» (1 час – практ. работа).
Отдельные произведения живописи, понятие теплого и холодного цвета. Составление гармонии теплого и холодного цвета; вариативные возможности цвета ограниченной палитрой.
Задание: выполнить рисунок на тему «Фантастический лес» ограниченной палитрой (акварелью или гуашью).
Материал : простой карандаш, ластик, краски, кисти, баночки с водой, бумага, палитра.
Зрительный ряд : слайды или репродукции картин К. Ф. Юона «Мартовское солнце», М. А. Врубеля «Демон поверженный», А. П. Рябушкина «Свадебный поезд в Москве», А. Е. Архипова «Девушка с кувшином», Р. Кента «Ноябрь в северной Гренландии», цветовой круг, образец педагогического рисунка.
7. Техника работы акварелью. Рисование на тему «Осень». (1 час – практ. работа).
Акварельные краски, разные техники работы акварелью. Приемы заливки плоскости цветом.
Задание: выполнить рисунок на тему «Осень», используя смешанную технику работы акварелью.
Материал: акварельные краски, кисти, баночки с водой, бумага, палитра.
Зрительный ряд: репродукции картин И. И. Левитана «Золотая осень», И. С. Остроухова «Золотая осень», И. Шишкина «Осень», И. Грабаря «Рябинка», образцы педагогического рисунка, выполненные в разных техниках акварелью.
Литературный ряд: стихотворение А. С. Пушкина «Унылая пора!»
Музыкальный ряд: запись фортепианной миниатюры П. И. Чайковского «Осенняя песня».
8. Техника работы гуашью. Рисунок по замыслу. (1 час – практ. работа).
Особенности гуашевых красок, способы и техника работы с ними. Приемы работы с гуашью.
Задание: выполнить рисунок на произвольную тему (карандаш, гуашь).
Материал: гуашь, карандаш простой, ластик, бумага, баночки с водой, палитра.
Зрительный ряд: образцы рисунков, выполненных гуашью и акварелью; образец педагогического рисунка.
Литературный ряд: стихотворение В. Маяковского «Одинокий маяк»
9. Композиция рисунка. Рисование по представлению «Бабочка». (1 час – практ. работа).
Понятие «композиция», правила компоновки рисунка на листе. Размещение рисунка на листе так, чтобы он выглядел выразительно; правильный выбор формата листа.
Задание: нарисовать бабочку.
Материал: простой карандаш, ластик, краски (гуашь, акварель), кисти, баночки с водой.
Зрительный ряд: таблицы «Компоновка на листе»; «Последовательность компоновки простейшего рисунка»; репродукция картины В. И. Сурикова «Боярыня Морозова», образец педагогического рисунка.
Литературный ряд: загадки о бабочках.
«Мир изобразительных искусств» (14 часов: 12 – практ. работа, 1 – обобщение темы, 1- экскурсия)
Изобразительное искусство – диалог художника и зрителя. Образное содержание искусства. Отражение в произведениях изобразительных (пластических) искусств человеческих чувств, идей, отношений к природе, человеку и обществу на примере произведений отечественных и зарубежных художников. Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство (общее представление), их связь с жизнью. Жанры изобразительных искусств: портрет (на примере произведений И. Е. Репина, В. И. Сурикова, В. А. Серова, Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Рембрандта Ван Рейна); пейзаж (на примере произведений А. К. Саврасова, И. А. Шишкина, И. Э. Грабаря, И. И. Левитана, К. Ф. Юона, К. Моне, В. Ван Гога); натюрморт и анималистический жанр (в произведениях русских и зарубежных художников – по выбору). Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная, конструктивная). Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино.
Богатство и разнообразие художественной культуры России (образы архитектуры, живописи, декоративно-прикладного народного искусства) и мира (образы архитектуры и живописи). Патриотическая тема в произведениях отечественных художников (на примере произведений В. М. Васнецова, А. А. Дейнеки, А. А. Пластова и др.).
Задачи художественного развития обучающихся раздела 2. «Мир изобразительных (пластических) искусств»
Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве
Дети должны:
- проявлять интерес к произведениям отечественных и зарубежных художников, уважительно относиться к патриотическим темам в произведениях отечественных художников;
- видеть черты неповторимого своеобразия в художественной культуре России и мира.
Формирование творческой активности
Дети должны:
- активно включаться в анализ произведений отечественных и зарубежных художников.
Формирование художественных знаний, умений, навыков
Дети должны:
- знать общее представление о видах изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство, их связь с жизнью;
- знать жанры изобразительных искусств: портрет, пейзаж, натюрморт и анималистический жанр;
- уметь выявлять в произведениях художников связь изобразительных, декоративных, конструктивных элементов.
10. Вид изобразительного искусства – живопись. «Сказка про осень» - рисование на тему. (1 час – практ. работа)
Понятие «вид изобразительного искусства - живопись». Красота русской осени в живописи на примере произведений И. Левитана и В. Поленова.
Задание: рисование на тему «Сказка про осень»
Материалы: простой карандаш, ластик, акварель или гуашь, цветная бумага, баночки с водой, кисти, палитра.
Зрительный ряд: репродукции картин И. Левитана и В. Поленова, образец поэтапного выполнения рисунка на тему «Поздняя осень», образцы осеннего пейзажа в разную погоду.
Музыкальный ряд: запись «Осенней песенки», музыка Д. Васильева – Буглая, слова А. Плещеева.
11. Вид изобразительного искусства – графика. Рисунок по замыслу. (1 час – практ. работа)
Понятие «графика». Сравнение графики с живописью и их отличия. Графика – это рисунки карандашом, пером и тушью, углем, сангиной, соусом. Гравюра, линогравюра, офорт.
Задание: выполнить рисунок на произвольную тему, используя графические художественные материалы.
Материалы: простой карандаш, ластик, уголь, тушь и перо, сангина, соус, бумага.
Зрительный ряд: репродукции картин В. Серова «Мальчик с курицей», И. Репина «автопортрет», образцы педагогического рисунка.
Литературный ряд: загадки о карандаше, ластике, бумаге
12. Вид изобразительного искусства – скульптура. «В мире животных» - лепка животных. (1 час – практ. работа)
Понятия «скульптура», «объем», «фактура», «ритм».
Объект лепки. Последовательность лепки животных конструктивным и пластическим способами, приемы декорирования (украшения) лепного изделия.
Задание: лепка из пластилина животных по памяти или представлению, с натуры.
Материалы: пластилин, дощечка, стеки, салфетки.
Зрительный ряд: иллюстрации или фото скульптуры, иллюстрации животных, образцы педагогической лепки.
Литературный ряд: литературные отрывки, посвященные домашним и диким животным.
13. Рисование узора в полосе с образца. Беседа «Что такое декоративно-прикладное искусство». (1 час – практ. работа).
Декоративная деятельность. Из истории декоративно-прикладного искусства, его роли в жизни людей, правила составления основного вида украшения – орнамента.
Основа орнамента - элементы (геометрические формы, формы растительного и животного мира), повторяющиеся через определенные промежутки, ритм – равномерное чередование элементов.
Задание: образец, с которого дети должны срисовать узор в полосе.
Материалы: простой карандаш, ластик, краски, кисти, бумага, баночки с водой, восковые мелки.
Зрительный ряд: образцы различных предметов, украшенные узорами (полотенце с орнаментом, предметы быта, изделия народных мастеров, обои и т.д.), образцы геометрического ор
14. Вид изобразительного искусства - архитектура. Графическое изображение архитектурных объектов. (1 час – практ. работа).
Понятие «архитектура», ее история.
Задание: предлагается побыть в роли архитектора и нарисовать здание, жилище, башню и т.д.
Материалы: простой карандаш, ластик, краски, кисти, бумага, баночки с водой, палитра.
Зрительный ряд: слайды с изображением различных архитектурных сооружений, образец педагогического рисунка.
15. Дизайн в нашей жизни. Рисование на тему «Веселый Новый год» - коллективная работа. (1 час – практ. работа).
Дизайн, как разновидность художественного творчества, синтеза изобразительного, декоративно-прикладного, конструкторского искусства в современном мире. Понятия «дизайн», «дизайнер»; составление из природного материала украшения для новогоднего стола, использование законов композиции.
Задание: изготовить украшение для новогоднего стола.
Материалы: свечи, коряги, шишки, искусственные цветы, вазы, корзины, новогодние шары, бусы, пластилин.
Зрительный ряд: фотографии с журналов по дизайну, образец педагогического изделия.
Литературный ряд: стихотворения о Новом годе, зиме.
Музыкальный ряд: музыкальные произведения о зиме, новогодние песни.
16. Архитектура. Московский Кремль – жемчужина мировой архитектуры (виртуальная экскурсия). (1 час – практ. работа).
Понятие «архитектура», ее история. Информация об архитектурном ансамбле Московского Кремля, его особенностях.
Задание: предлагается побыть в роли архитектора и нарисовать крепостное сооружение или его фрагменты: стены, башни и т.д.
Материалы: простой карандаш, ластик, краски, кисти, бумага, баночки с водой, палитра.
Зрительный ряд: слайды или репродукции картин А. М. Васнецова «московский Кремль при Иване Калите», «Московский Кремль при Дмитрии Донском», «Московский Кремль при Иване III »; фотографии, рисунки с изображением зданий, входящих в ансамбль Московского Кремля, образец педагогического рисунка.
Литературный ряд : стихотворение М. Лермонтова «Москва»
Музыкальный ряд: звон колоколов, песни о Москве, о Кремле.
17. Дизайн в нашей жизни. Аппликация. Геометрический орнамент в полосе. (1 час – практ. работа).
Составление из геометрического материала украшения для закладки, использование законов композиции.
Задание: изготовить украшение для закладки из геометрического атериала.
Материалы: бумага, картон.
Зрительный ряд: фотографии с журналов, образец педагогического изделия.
18. Натюрморт. Рисование с натуры фруктов и овощей. (1 час – практ. работа)
Натюрморт как жанр изобразительного искусства, изображение с натуры. Различие оттенков красок.
Задание: выполнить рисунок фруктов и овощей с натуры.
Материал: простой карандаш, ластик, палитра, кисти, краски, баночки с водой, салфетки, бумага.
Зрительный ряд : репродукции картин И. И. Машкова «Фрукты на блюде», И. Е. Репина «Яблоки и листья», И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды», муляжи или натуральные овощи и фрукты, образец педагогического рисунка, геометрические фигуры (круг, овал, треугольник).
Литературный ряд: русские народные загадки
Музыкальный ряд: запись русской народной песни «Во саду ли, в огороде».
«Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью» (10 часов: 8 – практ. работа, 2 - обобщение)
Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности. Работа в различных видах изобразительной (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладной (орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий) и художественно-конструктивной (бумагопластика, лепка) деятельности.
Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек). Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллаж, граттаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, глина, подручные и природные материалы.
Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента, конструирования (на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства, дизайна). Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии.
Роль изобразительных (пластических) искусств в организации материального окружения человека (вторая природа), его повседневной жизни (архитектура зданий, планировка парков, оформление интерьера квартиры, школы; дизайн одежды, мебели, посуды, игрушек, оформление книг, роспись тканей и др.).
Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов.
Овладение навыками бумагопластики. Моделирование предметов бытового окружения человека (игровой площадки, микрорайона, города, мебели для пластилиновых человечков, елочных игрушек, посуды, машин и др.) – связь с «Технологией»
Задачи художественного развития обучающихся раздела 3. «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью»
Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве
Учащиеся должны:
- проявлять эмоциональный отклик, интерес к многообразию форм и выразительных средств в творческих работах (на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства, дизайна); видеть в произведениях социальную окрашенность;
- передавать настроения в творческих работах с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, орнамента, конструирования, материала.
Формирование творческой активности
Учащиеся должны:
- постигнуть практический опыт через художественный язык изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности;
- творчески работать в различных видах изобразительной деятельности (живопись, графика, скульптура);
- выполнять проекты в различных видах декоративно-прикладной деятельности (орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий);
- работать в различных видах художественно-конструктивной деятельности (бумагопластика, лепка).
Формирование художественных знаний, умений и навыков
В результате обучения в данном разделе учащиеся должны понимать:
- роль изобразительных (пластических) искусств в организации материального окружения человека, его повседневной жизни (архитектура зданий, планировка парков, оформление интерьера квартиры, школы; дизайн одежды, мебели, посуды, игрушек, оформление книг, роспись тканей и др.)
Знать:
- произведения народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа;
- уметь владеть первичными навыками рисования с натуры, по памяти и воображению;
- использовать в индивидуальной и коллективной деятельности различные художественные техники и материалы: коллаж, граттаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, подручные и природные материалы;
- владеть навыками бумагопластики.
19. Декоративное рисование. Элементы цветочного узора Городца (1 час – практ. работа)
Изделия мастеров современной Городецкой росписи. Элементы цветочного узора, украшающего изделия мастеров из Городца (цветы, листья, бутоны).
Задание: 1. Выполнение элементов городецкого узора
2. Самостоятельное составление узора из элементов городецкой росписи.
Материал: гуашь, кисти, палитра, баночки с водой, тонированная бумага (золотисто-желтый фон).
Зрительный ряд: 3-4 изделия с городецкой росписью, фотографии и иллюстрации городецких изделий, последовательное рисование элементов городецкой росписи.
20. Декоративное рисование. Растительный орнамент в полосе (1 час – практ. работа)
Изделия мастеров современной Городецкой росписи. Элементы цветочного узора, украшающего изделия мастеров из Городца (цветы, листья, бутоны).
Задание: 1. Выполнение элементов городецкого узора
2. Самостоятельное составление узора из элементов городецкой росписи в полосе.
Материал: гуашь, кисти, палитра, баночки с водой, тонированная бумага (золотисто-желтый фон).
Зрительный ряд: 3-4 изделия с городецкой росписью, фотографии и иллюстрации городецких изделий, последовательное рисование элементов городецкой росписи.
21. Декоративное рисование. Растительный орнамент в круге (1 час – практ. работа)
Изделия мастеров центров декоративно-прикладного творчества. Элементы цветочного узора, украшающего изделия мастеров народных промыслов (цветы, листья, бутоны).
Задание: 1. Выполнение элементов цветочного узора в одной из техник народного промысла.
2. Самостоятельное составление узора из растительных элементов в круге.
Материал: гуашь, кисти, палитра, баночки с водой, тонированная бумага.
Зрительный ряд: 3-4 изделия различных промыслов, фотографии и иллюстрации изделий различных народных промыслов, последовательное рисование элементов городецкой росписи.
22. Рисование с натуры или по представлению игрушечных зверей (1 час – практ. работа)
Анималистический жанр. Формирование графических навыков и умений.
Задание: нарисовать по памяти или с натуры игрушечного зверя.
Материал: простой карандаш, краски (гуашь или акварель), кисти, баночки с водой, бумага, палитра.
Зрительный ряд: игрушки животных, слайды с изображением игрушек зверей.
Литературный ряд: народные и авторские загадки о животных.
«Мир изобразительных искусств» (продолжение).
23. Пейзаж. Беседа «Родная природа в творчестве русских художников». Экскурсия в музей.
Цветовое богатство зимнего пейзажа на примере картин русских художников. Пейзаж как жанр изобразительного искусства.
Задание: рассмотреть работы учеников детской школы искусств, урайских художников, подметить особенности изображения сибирской зимы.
Зрительный ряд: репродукции картин К. Коровина «Зимой», А. Рябушкина «Зимнее утро», И. Грабаря «Февральская лазурь», А. Пластова «Первый снег», работы учеников детской школы искусств, урайских художников
Литературный ряд: отрывок из романа «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, отрывки из стихотворений о зиме И. Никитина и Ф. Тютчева.
Музыкальный ряд: музыкальное произведение «Зима» Вивальди.
24. Анималистический жанр в изобразительном искусстве. Рисование птицы. (1 час – практ. работа)
Творчество художников-анималистов, анималистический жанр. Формирование графических навыков и умений.
Задание: нарисовать по памяти или с натуры снегиря.
Материал: простой карандаш, краски (гуашь или акварель), кисти, баночки с водой, бумага, палитра.
Зрительный ряд: слайды или репродукции картин художников с изображением животных и птиц, книги Е. И. Чарушина, таблица последовательного рисования птицы снегиря.
Литературный ряд: народные и авторские загадки, стихотворение «Покормите птиц» А. Яшина.
25. Портрет. Рисование по памяти портрета друга. (1 час – практ. работа).
Из истории портрета как жанра изобразительного искусства, его отличительные особенности в творчестве художников-портретистов. Изображение головы человека с соблюдением основных пропорций.
Задание: нарисовать по памяти или с натуры портрет друга.
Материал: простой карандаш, краски (гуашь или акварель), кисти, бумага, баночки с водой, палитра.
Зрительный ряд: репродукции картин В. А. Серова «Девочка с персиками», «Мика Морозов», В. Тропинина «Портрет Арсения – сына художника», З. Серебряковой «За завтраком», таблица «Пропорции лица человека», образец педагогического рисунка.
Литературный ряд: стихотворение о портрете А. Кушнера.
26. Викторина-обобщение «Этот удивительный, неповторимый мир живописи». (1 час - обобщение).
Обобщение знаний по видам изобразительного искусства, о жанрах изобразительного искусства в виде урока – игры. Из истории живописи. Жанры живописи. Особенности каждого жанра. Рассказ-описание любимой картины.
Выставка работ по жанрам, видам изобразительного искусства.
27. Сказочные сюжеты в изобразительном искусстве. «В гостях у сказки» - иллюстрирование русской народной сказки «Маша и медведь» (1 час – практ. работа).
Творчество художников, которые посвятили свое творчество изображению сказочных сюжетов (В. Васнецов, И. Билибин), а также известные художники-иллюстраторы детских книг (Ю. Васнецов и Е. Рачев). Сказочно-былинный жанр, роль фантазии в искусстве. Народное сказочное творчество.
Задание: иллюстрирование русской народной сказки «Маша и медведь» (в карандаше, следующий урок в цвете).
Материал: простой карандаш, ластик, бумага, краски, кисти, палитра, баночки с водой.
Зрительный ряд: репродукции произведений М. Врубеля, В. Васнецова, И. Билибина, Ю. Васнецова и Е. Рачева, образец педагогического рисунка.
Литературный ряд: русская народная сказка «Маша и медведь».
«Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью» (продолжение)
28. Мини-проект. Открытка как самостоятельное художественное произведение. (1 час – практ. работа).
Из истории открытки, виды открытки.
Задание: изготовить поздравительную открытку в одной из техник (живописи, коллажа).
Материал: простой карандаш, ластик, бумага, краски, кисти, баночки с водой, вырезки из журналов, искусственные цветы, бусинки, клей и т.д.
Зрительный ряд: образцы открыток различных видов; образец педагогического рисунка.
29. Техника граттаж. Графика.(1 час: 0,5 - практ. работа, 0,5 – обобщение по теме).
Графическая техника. «Граттаж». Техника, приемы выполнения граттажа: процарапывание пером, спицей или любым острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью по воску.
Задание: выполнить рисунок по замыслу в технике граттаж.
Материал: обычный картон (не глянцевый) или акварельная шершавая бумага; восковые мелки (желательно такие, которые оставляют насыщенный, жирный след); гуашь, лучше темных тонов; широкая кисть; пластиковая вилка; деревянная зубочистка
Зрительный ряд: репродукции картин художников в жанре графика; слайды работ, выполненных в технике граттаж; образец педагогического рисунка.
30. Рисовать можно пятном. (1 час: 0,5 практ. работа; 0, 5 – обобщение по теме)
Пятно как одно из главных художественно-выразительных средств живописи. Обобщение по теме «Живопись» в виде теста.
Задание: сделать пятно на листе бумаги и превратить его в изображение животного.
Материал: краски, кисти, баночки с водой, бумага, черный фломастер.
Зрительный ряд : репродукция картины И. Шишкина «На севере диком…», выставка книг с иллюстрациями Е. Чарушина, фотографии животных, образец педагогического рисунка
Литературный ряд: стихотворение М. Лермонтова «На севере диком…»
31. «Волшебный узор». Знакомство с Золотой Хохломой. Беседа «Искусство народных мастеров. Русские народные промыслы». (1 час – практ. работа)
Декоративно-прикладное искусство. Народная живопись, ее особенности, сюжеты росписи, из истории промысла Хохломы, техника хохломской росписи.
Задание: нарисовать элементы хохломской росписи.
Материал: гуашь, кисти, баночки с водой, желтая тонированная бумага.
Зрительный ряд: 3-4 изделия с хохломской росписью, фотографии и иллюстрации хохломских изделий, последовательное рисование элементов хохломской росписи.
Литературный ряд: стихи о Хохломе И. С. Никитина, Б. Дубровина
32. «Праздничные краски узоров». Ознакомление с дымковской игрушкой и беседа о ее красоте. (1 час – практ. работа)
Дымковская игрушка. Элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).
Задание: нарисовать дымковскую игрушку с натуры, передавая ее особенности.
Материал: гуашь, кисти, простой карандаш, ластик, баночки с водой, бумага.
Зрительный ряд: дымковские игрушки (фотографии, репродукции, изделия), образец педагогического рисунка, таблица «Элементы дымковской игрушки».
Литературный ряд: стихи о дымковских игрушках.
33. Искусство народных мастеров России. (1 час - обобщение).
Урок - путешествие в страну народных мастеров России. Повторение и закрепление знания о промыслах России.
Отчетная выставка работ учащихся по изобразительному искусству, праздник «Украсим школу своими руками».
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 1 КЛАСС
№ | Раздел Тема | Количество часов | В том числе: | УУД | |
Практические работы | Уроки контроля (обобщающие уроки) | ||||
| Раздел 1. Художественный язык изобразительного искусства | 9 | 9 | - |
• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства; • Уметь слушать и понимать высказывания собеседников; • Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста; • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им. • Учиться согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). |
1. | Чем и на чем рисует художник. Вводная беседа «Что мы будем делать на уроках изобразительного искусства». Окрашивание бумаги разными способами и художественными материалами. | 1 | 1 | - | |
2. | Учимся рисовать кистью. | 1 | 1 | - | |
3. | Линия и штрих – основа рисунка | 1 | 1 | - | |
4. | Форма предметов | 1 | 1 | - | |
5. | Волшебный мир красок. Основные и составные цвета. Рисунок на тему «Радуга». | 1 | 1 | - | |
6. | Волшебный мир красок. Теплые и холодные цвета. Рисование на тему «Фантастический лес». | 1 | 1 | - | |
7. | Техника работы акварелью. Рисование на тему «Осень». | 1 | 1 | - | |
8. | Техника работы гуашью. Рисунок по замыслу. | 1 | 1 | - | |
9. | Композиция рисунка. Рисование по представлению «Бабочка». | 1 | 1 | - | |
| Раздел 2. Мир изобразительных искусств | 9 | 9 | - | |
10. | Вид изобразительного искусства – живопись. «Сказка про осень» - рисование на тему. | 1 | 1 | - | |
11. | Вид изобразительного искусства – графика. Рисунок по замыслу. | 1 | 1 | - | |
12. | Вид изобразительного искусства – скульптура. «В мире животных» - лепка животных | 1 | 1 | - | |
13. | Рисование узора в полосе с образца. Беседа «Что такое декоративно-прикладное искусство». | 1 | 1 | - | |
14. | Вид изобразительного искусства - архитектура. Графическое изображение архитектурных объектов. | 1 | 1 | ||
15. | Дизайн в нашей жизни. Рисование на тему «Веселый Новый год». | 1 | 1 | - | |
16. | Архитектура. Московский Кремль – жемчужина мировой архитектуры. Виртуальная экскурсия. | 1 | 1 | - | |
17. | Дизайн в нашей жизни. Аппликация «Геометрический орнамент в полосе» | 1 | 1 | - | |
18. | Натюрморт. Рисование с натуры фруктов и овощей. | 1 | 1 | - | |
Раздел 3. Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью | 4 | 4 | - | ||
19. | Декоративное рисование. Элементы цветочного узора Городца. | 1 | 1 | - | |
20. | Декоративное рисование. Растительный орнамент в полосе. | 1 | 1 | - | |
21. | Декоративное рисование. Растительный орнамент в круге. | 1 | 1 | - | |
22. | Рисование с натуры или по представлению игрушечных зверей. | 1 | 1 | - | |
Раздел 2. Мир изобразительных искусств | 5 | 3 | 1 | ||
23. | Пейзаж. Беседа «Родная природа в творчестве русских художников». Экскурсия в музей. | 1 | - | ||
24. | Анималистический жанр в изобразительном искусстве. Рисование птицы. | 1 | 1 | - | |
25. | Портрет. Рисование по памяти портрета друга | 1 | 1 | - | |
26. | Викторина – обобщение «Этот удивительный, неповторимый мир живописи». | 1 | - | 1 | |
27. | Сказочные сюжеты в изобразительном искусстве. «В гостях у сказки» - иллюстрирование русской народной сказки «Маша и медведь» | 1 | 1 | - | |
| Раздел 3. Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью | 7 | 4 | 2 | |
28. | Мини-проект «Открытка как самостоятельное художественное произведение». | 1 | 1 | - | |
29. | Техника граттаж. Графика. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
30. | Рисовать можно пятном. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
31. | «Волшебный узор». Знакомство с Золотой Хохломой. Беседа «Искусство народных мастеров. Русские народные промыслы». | 1 | 1 | - | |
32. | «Праздничные краски узоров». Ознакомление с дымковской игрушкой и беседа о ее красоте. | 1 | 1 | - | |
30. | Обобщение. Искусство народных мастеров России. | 1 | - | 1 | |
31 | Резерв | 1 | |||
| Всего: | 34 | 28 | 4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...