рабочая программа Изо
календарно-тематическое планирование (изобразительное искусство, 2 класс) по теме

автор Неменский 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon IZOBRAZITELNOE_ISKUSSTVO.doc131.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

 И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД

Авторы: Б. М. Неменский, В. Г. Горяев, Г. Е. Гуров, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских, М. Т. Ломоносова, Е. И. Коротеева

Пояснительная записка

«Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, декоративно-прикладное искусство, архитектуру, дизайн, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами и их конкретными связями с жизнью обще ства и человека.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для ви зуальных пространственных искусств: конструктивной, изобразительной, декоративной.

Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных ис кусств на виды: изобразительные — живопись, графика, скульптура; конструктивные — архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства. Но одно временно каждая из этих форм деятельности присуща созданию любого произведения искусства и поэтому является необходимой основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, члени мую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности. Выделе ние принципа художественной деятельности акцентиру ет перенос внимания не только на произведение искус ства, но и на деятельность человека, на выявление его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.

Программа «Изобразительное искусство и художест венный труд» входит в учебный комплект «Школа Рос сии» и строится на основе отечественных традиций гуманной педагогики. Этот фундамент позволяет ставить новые, современные задачи, соответствующие потребно стям сегодняшнего образования и положения в культу ре в целом.

Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно-нравственное развитие ребенка: формирование у него качеств, отвечающих представле ниям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании граждан ственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с мировыми процессами, напротив, в основу программы положен принцип «от родного поро га в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за ша гом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого миро-отношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни обще ства, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень программы.

При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их со циальных функций.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искус ства с жизнью. Предусматривается широкое привлече ние жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эсте тического переживания окружающей реальности являет ся важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником разви тия образного мышления.

Одной из главных целей преподавания искусства ста новится задача развития у ребенка интереса к внутрен нему миру человека, способности «углубления в себя», осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по пред ставлению); выполнение декоративной и конструктивной работы; восприятие явлений действительности и произ ведений искусства; обсуждение работ товарищей, резуль татов коллективного творчества и индивидуальной рабо ты на уроках; изучение художественного наследия; под бор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произве дений (народных, классических, современных).

На уроках вводится игровая драматургия по изучае мой теме, прослеживаются связи с музыкой, литерату рой, историей, трудом. С целью накопления опыта твор ческого общения в программу вводятся коллективные задания. Очень важно, чтобы коллективное художе ственное творчество обучающихся нашло применение в оформлении школьных интерьеров.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к при роде, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной куль туры своего народа.

Тематическая цельность и последовательность разви тия программы помогает обеспечить прочные эмоцио нальные контакты с искусством на каждом этапе обуче ния, не допуская механических повторов, поднимаясь год за годом, урок за уроком по ступенькам познания ребенком личных человеческих связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной куль туре. Форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция группируются вокруг общих закономерностей художе ственно-образных языков изобразительных, декоратив ных, конструктивных искусств. Эти средства художе ственной выразительности учащиеся осваивают на всем протяжении обучения.

Три способа художественного освоения действитель ности — изобразительный, декоративный и конструк тивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, укра шение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Необходимо иметь в виду, что, представленные в на чальной школе в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения, Постройки, эти три вида художественной деятельности должны сопутст вовать учащимся все годы обучения. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать дея тельность искусств в окружающей жизни, а затем более глубоко осознавать искусство.

При всей предполагаемой свободе педагогического твор чества необходимо постоянно иметь в виду ясную струк турную цельность программы, цели и задачи каждого года и каждой четверти, обеспечивающие поступатель ность развития учащихся.

Знания и умения учащихся

В итоге освоения программы учащиеся должны: — усвоить основы трех видов художественной дея тельности: изображение на плоскости и в объеме; по стройка или художественное конструирование на пло скости, в объеме и пространстве; украшение или декора тивная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;

  1. приобрести первичные навыки художественной ра боты в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, начала архитектуры, декоративно-прикладные и народные формы искусства;
  2. развить по возможности свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчи вость на эстетические явления в природе и деятельности человека;
  3. развить фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной дея тельности;
  4. освоить выразительные возможности художествен ных материалов: гуашь, акварель, пастель и мелки, уголь, карандаш, пластилин, бумага для конструирования;
  5. приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства, начальное понимание осо бенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли, т. е. значение в жизни человека и об щества;
  1. научиться анализировать произведения искусства, обрести знание конкретных произведений выдающихся ху дожников в различных видах искусства; научиться актив но использовать художественные термины и понятия;
  2. овладеть опытом самостоятельной творческой дея тельности, а также приобрести навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совме стной художественной деятельности;
  3. приобрести первичные навыки изображения пред метного мира, изображения растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоско сти и пространственных построений, первичные представ ления об изображении человека на плоскости и в объеме;
  4. приобрести навыки общения через выражение ху дожественного смысла, выражение эмоционального со стояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;
  1. приобрести знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в организации форм общения людей, в создании среды жизни и предметного мира;
  2. сформировать представления о деятельности ху дожника в синтетических и зрелищных видах искусства (в театре и кино).

Требования к уровню подготовки учащихся 2 класса


знать/понимать

  1. основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
  2. известные центры народных  художественных ремесел России;
  3. ведущие художественные музеи России

уметь

  1. различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
  2. узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников (В. М. Васнецов, И. И. Левитан, Саврасов А. К.*, И. Е. Репин*, В. И. Суриков*, В. А. Серов*, И. И. Шишкин*);
  3. сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно - прикладного искусства);
  4. использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
  5. применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. самостоятельной творческой деятельности;
  2. обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
  3. оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок

Учебная программа: Б.М. Неменский «Изобразительное искусство и художественный труд». Программы ОУ начальные классы -М. Просвящение  2011 г..

Учебные материалы: Коротеева Е.И. « Искусство и ты»- М. Просвящение  2011г..

Методическое обеспечение: 1 С.Б.Дроздова «Изобразительное искусство» 2кл. (поурочные планы) 

2. Основы народногои декоративно-прикладного искусства»;Методические рекомендации.

Под ред. Шпикаловой Т.Я. - М.: Мозаика - Синтез. 1996г.

Количество часов по программе: 34ч.

№п/п

Дата

Тема урока

Оборудование

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)

Элементы дополнительного (необязательного)  содержания

Вид контроля.

«Чем и как работают художники» - 8 часов

1.

Три основные краски, «строящие» многоцветие мира. «Цветочная поляна».

альбом, карандаш, стирка, краски акварельные

Три основных цвета и их составные. Умение смешивать краски.

Знать теплые и холодные цвета в живописи; правила работы с акварельными красками.

Уметь различать основные и составные, холодные и теплые цвета; выполнять рисунок с натуры; работать кистью и акварельными красками

создание декоративной композиции

Самостоятельная работа по образцу

2.

Пять красок – богатство цвета и тона. «Радуга на грозовом небе».

Смешивание цветных красок с белой.

Знать основные цвета теплые и холодные цвета в живописи; правила работы с акварельными красками.

Уметь смешивать цветные краски с белой и черной; различать основные и составные, холодные и теплые цвета; выполнять рисунок с натуры; работать кистью и акварельными красками

выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в небольшом сочинении

3.

Пастель и цветные мелки: их выразительные возможности. «Осенний лес».

альбом, пастель и цветные мелки

Первичные навыки рисования с натуры (пейзаж)

Знать правила работы с пастелью и цветными мелками.

Уметь рисовать по представлению; смешивать краски.

передача настроения в творческой работе с помощью тона, штриха.

Самостоятельная работа по образцу

4.

Выразительные возможности аппликации. «Осенний листопад»- коврик аппликаций.

картон, ножницы, клей, листья растений

Бережное использование и экономное расходование материалов.

Техника безопасности при работе с ножницами.

Знать понятие «аппликация»4 технику выполнения аппликации.

Уметь составлять композицию, последовательно ее выполнять.

Ввыражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в небольшом сочинении

5.

Выразительные возможности графических материалов. «Графика зимнего леса».

карандаш, альбом

Элементарные основы рисунка: линия, штрих.

Знать правила работы с графическими материалами.

Текущий. Ответы на вопросы

6 .

Выразительность материалов для работы в объеме. «Сказочные животные».

цв. бумага, ножницы, фольга, упаковочная бумага

Выполнение изделий из пластичных материалов. Овладение основными приемами обработки пластичных материалов.

Знать  выразительные возможности графических материалов; понятия «линия», «пятно»; правила выполнения работы в объеме.

Уметь выражать свои чувства настроение с помощью цвета, насыщенность оттенков.

Текущий. Самостоятельная работа по образцу

7.

Выразительные возможности бумаги. Сооружение игровой площадки из объемных форм.

бумага, ножницы, картон

Изготовление изделий из бумаги и картона; основные приемы работы: разметка, резание, сгибание, складывание, склеивание. Последовательность операций. Декоративное оформление.

Знать выразительные возможности бумаги.

Уметь выполнять сооружение игровой площадки из объемных форм.

создание декоративной композиции

8.

Для художника любой материал станет выразительным.

Уметь выполнять работу из любых подручных материалов (клей, серпантин, конфетти….)

создание моделей по собственному замыслу

«Реальность и фантазия» «Ты изображаешь, украшаешь, строишь». – 7 часов

1.

Изображение и реальность. Рисунок птицы. «Наши друзья – птицы».

картины с изображением птиц, пошаговое рисование птицы

Изображение по памяти. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета

Уметь изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства.

Текущий. Самостоятельная работа по образцу

2.

Изображение и фантазия. «Сказочная птица».

цв. бумага, ножницы, фольга, упаковочная бумага

Взаимосвязь изобразительного искусства с литературой.

Знать выразительные возможности бумаги.

Уметь самостоятельно выбирать материал для работы; передавать в тематических рисунках пространственные отношения; правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски.

создание декоративной композиции

3.

Украшение и реальность. Веточки деревьев с росой и паутиной.

карандаш, гуашь, альбом

Изображение при помощи линий

Знать правила рисования с натуры.

Уметь рисовать ветку хвойного дерева, точно передавая ее характерные особенности – форму, величину, расположение игл.

передача настроения в творческой работе с помощью тона, штриха.

4.

Украшение и реальность. «Кружева».

чёрный картон, гуашь белого цвета

Работа в различных видах декоративно-прикладной деятельности

Знать понятие «орнамент»; известные центры народных художественных ремесел России; правила работы с гуашевыми красками.

Уметь выполнять декоративные цепочки из растительного материала.

создание декоративной композиции

Текущий. Ответы на вопросы

5.

Постройка и реальность.

Моделирование форм подводного мира.

цв. бумага, ножницы, картон, клей

Изготовление изделий из бумаги и картона; основные приемы работы: разметка, резание, сгибание, складывание, склеивание. Последовательность операций. Декоративное оформление.

Уметь выполнять моделирование форм подводного мира.

создание моделей по собственному, замыслу проверка модели в действии

 Текущий. Самостоятельная работа по образцу

6.

Постройка и фантазия. «Город фантазия».

бумага, ножницы, картон

Уметь выполнять моделирование фантастических зданий

7.

Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе. Изготовление новогодних игрушек.

цв. бумага, ножницы, картон, фольга, клей, вата, нитки

Определение формы, размеров, последовательности изготовления изделий по рисункам, схемам, эскизам.

Знать правила работы с бумагой и клеем.

Уметь изготавливать различные игрушки.

ручной, механизированный и автоматизированный труд

«О чем говорит искусство» - 8 часов

1.

Выражение характера изображаемых животных. Живопись. «Четвероногий герой».

изображение домашних животных, карандаш, гуашь, альбом

Выбор и применение выразительных средств для реализации замысла в рисунке

Знать понятие «художник-анималист»; творчество художников В. Серова, М. Кукунова.

Уметь рисовать силуэты животных; передавать свои наблюдения и переживания в рисунке; правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски.

Текущий. Ответы на вопросы. Самостоятельная работа по образцу

2.

Выражение характера человека в изображении мужской образ.

изображение  образов людей, карандаш, гуашь, альбом

Взаимосвязь изобразительного искусства с литературой. Выбор и применение выразительных средств для реализации замысла в рисунке.

Знать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства.

Уметь изображать образ человека и его характер, используя объем;  используя художественные материалы.

передача настроения в творческой работе с помощью орнамента, конструирования. Использование материала: пастели, восковых мелков

3.

Выражение характера человека в изображении женский образ.

4.

Образ человека и его характер, выраженный в объёме

Выполнение изделий из пластичных материалов. Овладение основными приемами обработки пластичных материалов.

5.

Изображение природы в разных состояниях. «С чего начинается Родина?».

картины природы, карандаш, гуашь, альбом

Элементарные основы рисунка: линия, штрих. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета

Знать творчество русских художников второй половины 19 века: Илья Репин, Иван Шишкин; о лини и пятне как художественно-выразительных средствах живописи; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства.

Уметь выполнять рисование по памяти и представлению

выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в небольшом сочинении

6.

Выражение характера человека через украшения. «Человек и его украшения».

изображение украшений, карандаш, гуашь, альбом

Взаимосвязь изобразительного искусства с литературой. Основы изобразительного искусства.

Знать понятие «украшение»; правила выражения человека через украшение.

Уметь рисовать с натуры;  сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; передавать свои наблюдения и переживания в рисунке; правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски.

передача настроения в творческой работе с помощью орнамента, конструирования. Использование материала: пастели, восковых мелков

Текущий. Ответы на вопросы Самостоятельная работа по образцу.

7.

Выражение намерений человека через украшения.

Передача настроения в творческой работе. Выбор и применение выразительных средств для реализации замысла в рисунке.

8.

В изображении, украшении и постройки человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру.

Представление о роли изобразительных искусств организации материального окружения человека, его повседневной жизни.

«Как говорит искусство» -11 часов

1.

Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. «Огонь в ночи».

Альбом, карандаш, краски, стирка.

Выбор и применение выразительных средств для реализации замысла в рисунке.

Знать средства художественной выразительности, понятие «цвет»; теплые и холодные цвета.                                  

Уметь высказывать простейшие суждения о картине; передавать свои наблюдения и переживания в рисунке; передавать в тематических рисунках пространственный отношения; правильно разводить и смешивать акварельные краски                        

 

 

Передача настроения в творческой работе с помощью орнамента, конструирования. Использование материала: пастели, восковых мелков

Текущий ответы на вопросы. Самостоятельная работа по образцу

2.

Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. «Мозаика».

Альбом, акварельные краски, карандаш.

3.

Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета «Весенняя земля».

Альбом, акварельные краски, карандаш.

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции.

Создание декоративных композиций

4.

Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета «Весенняя земля».

Альбом, акварельные краски, карандаш.

Выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в небольшом сочинении

Текущий. Самостоятельная работа по образцу

5.

Графические упражнения. Линия как средство выражения. Характер линий.

Альбом, акварельные краски, карандаш.

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, линии, штриха, штриха.

Уметь  различать основные и составные, теплые и холодные цвета; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства; использовать художественный материал.                      

Выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в небольшом сочинении

Текущий. Ответы на вопросы.

6.

Линия как средство выражения: ритм линий. «Дерево».

Альбом, акварельные краски, карандаш.

7.

Ритм пятен как средство выражения. Аппликация «Поле цветов».

Альбом, акварельные краски, карандаш.

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пятна.

Техника безопасности при работе с ножницами.

Знать  понятие «аппликация»; технику выполнения аппликации.                                        

 Уметь составлять композицию, последовательно ее выполнять.                        

Создание декоративных композиций

Текущий. Самостоятельная работа по образцу

8.

Ритм пятен как средство выражения. «Птицы».

Альбом, акварельные краски, карандаш.

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, линии, штриха, пятна.

Знать правила рисования с натуры.                                        

 Уметь выражать свои чувства, настроение с помощью цвета, насыщенности оттенков.    

                   

Выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в небольшом сочинении

Текущий. Самостоятельная работа по образцу

9.

Пропорции выражают характер. Оригами «Птицы».

Альбомная бумага

бумагопластика

Знать    понятие «пропорция»; технику выполнения оригами.                                    

 Уметь работать в технике оригами и   бумагопластики; изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет.                      

10.

Ритм пятен, линий, пропорций как средство художественной выразительности. «Весна идет».

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, линии, штриха, пятна.

Знать понятия «ритм линий», «пятно»; правила рисования с натуры.                                        

  Уметь выражать свои чувства, настроение с помощью оттенков                        

Создание декоративных композиций

Текущий. Ответы на вопросы.

11.

«Экзамен художника Тюбика». Искусствоведческая викторина.

Виды и жанры изобразительных искусств. Восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Многообразие материалов и сфера их использования.

Знать основные жанры и виды произведений искусства; ведущие художественные музеи России.                                        Уметь  высказывать простейшие суждения о картине и предметах декоративно-прикладного искусства.                        

Ручной, механизированный и автоматизированный труд.

Текущий , игровые задания, самостоятельная работа по образцу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...