рабочая программа Изо
календарно-тематическое планирование (изобразительное искусство, 2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД
Авторы: Б. М. Неменский, В. Г. Горяев, Г. Е. Гуров, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских, М. Т. Ломоносова, Е. И. Коротеева
Пояснительная записка
«Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, декоративно-прикладное искусство, архитектуру, дизайн, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами и их конкретными связями с жизнью обще ства и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для ви зуальных пространственных искусств: конструктивной, изобразительной, декоративной.
Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных ис кусств на виды: изобразительные — живопись, графика, скульптура; конструктивные — архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства. Но одно временно каждая из этих форм деятельности присуща созданию любого произведения искусства и поэтому является необходимой основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, члени мую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности. Выделе ние принципа художественной деятельности акцентиру ет перенос внимания не только на произведение искус ства, но и на деятельность человека, на выявление его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.
Программа «Изобразительное искусство и художест венный труд» входит в учебный комплект «Школа Рос сии» и строится на основе отечественных традиций гуманной педагогики. Этот фундамент позволяет ставить новые, современные задачи, соответствующие потребно стям сегодняшнего образования и положения в культу ре в целом.
Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно-нравственное развитие ребенка: формирование у него качеств, отвечающих представле ниям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании граждан ственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с мировыми процессами, напротив, в основу программы положен принцип «от родного поро га в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за ша гом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого миро-отношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни обще ства, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень программы.
При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их со циальных функций.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искус ства с жизнью. Предусматривается широкое привлече ние жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эсте тического переживания окружающей реальности являет ся важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником разви тия образного мышления.
Одной из главных целей преподавания искусства ста новится задача развития у ребенка интереса к внутрен нему миру человека, способности «углубления в себя», осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по пред ставлению); выполнение декоративной и конструктивной работы; восприятие явлений действительности и произ ведений искусства; обсуждение работ товарищей, резуль татов коллективного творчества и индивидуальной рабо ты на уроках; изучение художественного наследия; под бор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произве дений (народных, классических, современных).
На уроках вводится игровая драматургия по изучае мой теме, прослеживаются связи с музыкой, литерату рой, историей, трудом. С целью накопления опыта твор ческого общения в программу вводятся коллективные задания. Очень важно, чтобы коллективное художе ственное творчество обучающихся нашло применение в оформлении школьных интерьеров.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к при роде, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной куль туры своего народа.
Тематическая цельность и последовательность разви тия программы помогает обеспечить прочные эмоцио нальные контакты с искусством на каждом этапе обуче ния, не допуская механических повторов, поднимаясь год за годом, урок за уроком по ступенькам познания ребенком личных человеческих связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной куль туре. Форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция группируются вокруг общих закономерностей художе ственно-образных языков изобразительных, декоратив ных, конструктивных искусств. Эти средства художе ственной выразительности учащиеся осваивают на всем протяжении обучения.
Три способа художественного освоения действитель ности — изобразительный, декоративный и конструк тивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, укра шение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Необходимо иметь в виду, что, представленные в на чальной школе в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения, Постройки, эти три вида художественной деятельности должны сопутст вовать учащимся все годы обучения. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать дея тельность искусств в окружающей жизни, а затем более глубоко осознавать искусство.
При всей предполагаемой свободе педагогического твор чества необходимо постоянно иметь в виду ясную струк турную цельность программы, цели и задачи каждого года и каждой четверти, обеспечивающие поступатель ность развития учащихся.
Знания и умения учащихся
В итоге освоения программы учащиеся должны: — усвоить основы трех видов художественной дея тельности: изображение на плоскости и в объеме; по стройка или художественное конструирование на пло скости, в объеме и пространстве; украшение или декора тивная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;
- приобрести первичные навыки художественной ра боты в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, начала архитектуры, декоративно-прикладные и народные формы искусства;
- развить по возможности свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчи вость на эстетические явления в природе и деятельности человека;
- развить фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной дея тельности;
- освоить выразительные возможности художествен ных материалов: гуашь, акварель, пастель и мелки, уголь, карандаш, пластилин, бумага для конструирования;
- приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства, начальное понимание осо бенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли, т. е. значение в жизни человека и об щества;
- научиться анализировать произведения искусства, обрести знание конкретных произведений выдающихся ху дожников в различных видах искусства; научиться актив но использовать художественные термины и понятия;
- овладеть опытом самостоятельной творческой дея тельности, а также приобрести навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совме стной художественной деятельности;
- приобрести первичные навыки изображения пред метного мира, изображения растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоско сти и пространственных построений, первичные представ ления об изображении человека на плоскости и в объеме;
- приобрести навыки общения через выражение ху дожественного смысла, выражение эмоционального со стояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;
- приобрести знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в организации форм общения людей, в создании среды жизни и предметного мира;
- сформировать представления о деятельности ху дожника в синтетических и зрелищных видах искусства (в театре и кино).
Требования к уровню подготовки учащихся 2 класса
знать/понимать
- основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
- известные центры народных художественных ремесел России;
- ведущие художественные музеи России
уметь
- различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников (В. М. Васнецов, И. И. Левитан, Саврасов А. К.*, И. Е. Репин*, В. И. Суриков*, В. А. Серов*, И. И. Шишкин*);
- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно - прикладного искусства);
- использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
- применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- самостоятельной творческой деятельности;
- обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок
Учебная программа: Б.М. Неменский «Изобразительное искусство и художественный труд». Программы ОУ начальные классы -М. Просвящение 2011 г..
Учебные материалы: Коротеева Е.И. « Искусство и ты»- М. Просвящение 2011г..
Методическое обеспечение: 1 С.Б.Дроздова «Изобразительное искусство» 2кл. (поурочные планы)
2. Основы народногои декоративно-прикладного искусства»;Методические рекомендации.
Под ред. Шпикаловой Т.Я. - М.: Мозаика - Синтез. 1996г.
Количество часов по программе: 34ч.
№п/п | Дата | Тема урока | Оборудование | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) | Элементы дополнительного (необязательного) содержания | Вид контроля. | ||
«Чем и как работают художники» - 8 часов | |||||||||
1. | Три основные краски, «строящие» многоцветие мира. «Цветочная поляна». | альбом, карандаш, стирка, краски акварельные | Три основных цвета и их составные. Умение смешивать краски. | Знать теплые и холодные цвета в живописи; правила работы с акварельными красками. Уметь различать основные и составные, холодные и теплые цвета; выполнять рисунок с натуры; работать кистью и акварельными красками | создание декоративной композиции | Самостоятельная работа по образцу | |||
2. | Пять красок – богатство цвета и тона. «Радуга на грозовом небе». | Смешивание цветных красок с белой. | Знать основные цвета теплые и холодные цвета в живописи; правила работы с акварельными красками. Уметь смешивать цветные краски с белой и черной; различать основные и составные, холодные и теплые цвета; выполнять рисунок с натуры; работать кистью и акварельными красками | выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в небольшом сочинении | |||||
3. | Пастель и цветные мелки: их выразительные возможности. «Осенний лес». | альбом, пастель и цветные мелки | Первичные навыки рисования с натуры (пейзаж) | Знать правила работы с пастелью и цветными мелками. Уметь рисовать по представлению; смешивать краски. | передача настроения в творческой работе с помощью тона, штриха. | Самостоятельная работа по образцу | |||
4. | Выразительные возможности аппликации. «Осенний листопад»- коврик аппликаций. | картон, ножницы, клей, листья растений | Бережное использование и экономное расходование материалов. | Техника безопасности при работе с ножницами. Знать понятие «аппликация»4 технику выполнения аппликации. Уметь составлять композицию, последовательно ее выполнять. | Ввыражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в небольшом сочинении | ||||
5. | Выразительные возможности графических материалов. «Графика зимнего леса». | карандаш, альбом | Элементарные основы рисунка: линия, штрих. | Знать правила работы с графическими материалами. | Текущий. Ответы на вопросы | ||||
6 . | Выразительность материалов для работы в объеме. «Сказочные животные». | цв. бумага, ножницы, фольга, упаковочная бумага | Выполнение изделий из пластичных материалов. Овладение основными приемами обработки пластичных материалов. | Знать выразительные возможности графических материалов; понятия «линия», «пятно»; правила выполнения работы в объеме. Уметь выражать свои чувства настроение с помощью цвета, насыщенность оттенков. | Текущий. Самостоятельная работа по образцу | ||||
7. | Выразительные возможности бумаги. Сооружение игровой площадки из объемных форм. | бумага, ножницы, картон | Изготовление изделий из бумаги и картона; основные приемы работы: разметка, резание, сгибание, складывание, склеивание. Последовательность операций. Декоративное оформление. | Знать выразительные возможности бумаги. Уметь выполнять сооружение игровой площадки из объемных форм. | создание декоративной композиции | ||||
8. | Для художника любой материал станет выразительным. | Уметь выполнять работу из любых подручных материалов (клей, серпантин, конфетти….) | создание моделей по собственному замыслу | ||||||
«Реальность и фантазия» «Ты изображаешь, украшаешь, строишь». – 7 часов | |||||||||
1. | Изображение и реальность. Рисунок птицы. «Наши друзья – птицы». | картины с изображением птиц, пошаговое рисование птицы | Изображение по памяти. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета | Уметь изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства. | Текущий. Самостоятельная работа по образцу | ||||
2. | Изображение и фантазия. «Сказочная птица». | цв. бумага, ножницы, фольга, упаковочная бумага | Взаимосвязь изобразительного искусства с литературой. | Знать выразительные возможности бумаги. Уметь самостоятельно выбирать материал для работы; передавать в тематических рисунках пространственные отношения; правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски. | создание декоративной композиции | ||||
3. | Украшение и реальность. Веточки деревьев с росой и паутиной. | карандаш, гуашь, альбом | Изображение при помощи линий | Знать правила рисования с натуры. Уметь рисовать ветку хвойного дерева, точно передавая ее характерные особенности – форму, величину, расположение игл. | передача настроения в творческой работе с помощью тона, штриха. | ||||
4. | Украшение и реальность. «Кружева». | чёрный картон, гуашь белого цвета | Работа в различных видах декоративно-прикладной деятельности | Знать понятие «орнамент»; известные центры народных художественных ремесел России; правила работы с гуашевыми красками. Уметь выполнять декоративные цепочки из растительного материала. | создание декоративной композиции | Текущий. Ответы на вопросы | |||
5. | Постройка и реальность. Моделирование форм подводного мира. | цв. бумага, ножницы, картон, клей | Изготовление изделий из бумаги и картона; основные приемы работы: разметка, резание, сгибание, складывание, склеивание. Последовательность операций. Декоративное оформление. | Уметь выполнять моделирование форм подводного мира. | создание моделей по собственному, замыслу проверка модели в действии | Текущий. Самостоятельная работа по образцу | |||
6. | Постройка и фантазия. «Город фантазия». | бумага, ножницы, картон | Уметь выполнять моделирование фантастических зданий | ||||||
7. | Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе. Изготовление новогодних игрушек. | цв. бумага, ножницы, картон, фольга, клей, вата, нитки | Определение формы, размеров, последовательности изготовления изделий по рисункам, схемам, эскизам. | Знать правила работы с бумагой и клеем. Уметь изготавливать различные игрушки. | ручной, механизированный и автоматизированный труд | ||||
«О чем говорит искусство» - 8 часов | |||||||||
1. | Выражение характера изображаемых животных. Живопись. «Четвероногий герой». | изображение домашних животных, карандаш, гуашь, альбом | Выбор и применение выразительных средств для реализации замысла в рисунке | Знать понятие «художник-анималист»; творчество художников В. Серова, М. Кукунова. Уметь рисовать силуэты животных; передавать свои наблюдения и переживания в рисунке; правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски. | Текущий. Ответы на вопросы. Самостоятельная работа по образцу | ||||
2. | Выражение характера человека в изображении мужской образ. | изображение образов людей, карандаш, гуашь, альбом | Взаимосвязь изобразительного искусства с литературой. Выбор и применение выразительных средств для реализации замысла в рисунке. | Знать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства. Уметь изображать образ человека и его характер, используя объем; используя художественные материалы. | передача настроения в творческой работе с помощью орнамента, конструирования. Использование материала: пастели, восковых мелков | ||||
3. | Выражение характера человека в изображении женский образ. | ||||||||
4. | Образ человека и его характер, выраженный в объёме | Выполнение изделий из пластичных материалов. Овладение основными приемами обработки пластичных материалов. | |||||||
5. | Изображение природы в разных состояниях. «С чего начинается Родина?». | картины природы, карандаш, гуашь, альбом | Элементарные основы рисунка: линия, штрих. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета | Знать творчество русских художников второй половины 19 века: Илья Репин, Иван Шишкин; о лини и пятне как художественно-выразительных средствах живописи; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства. Уметь выполнять рисование по памяти и представлению | выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в небольшом сочинении | ||||
6. | Выражение характера человека через украшения. «Человек и его украшения». | изображение украшений, карандаш, гуашь, альбом | Взаимосвязь изобразительного искусства с литературой. Основы изобразительного искусства. | Знать понятие «украшение»; правила выражения человека через украшение. Уметь рисовать с натуры; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; передавать свои наблюдения и переживания в рисунке; правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски. | передача настроения в творческой работе с помощью орнамента, конструирования. Использование материала: пастели, восковых мелков | Текущий. Ответы на вопросы Самостоятельная работа по образцу. | |||
7. | Выражение намерений человека через украшения. | Передача настроения в творческой работе. Выбор и применение выразительных средств для реализации замысла в рисунке. | |||||||
8. | В изображении, украшении и постройки человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру. | Представление о роли изобразительных искусств организации материального окружения человека, его повседневной жизни. | |||||||
«Как говорит искусство» -11 часов | |||||||||
1. | Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. «Огонь в ночи». | Альбом, карандаш, краски, стирка. | Выбор и применение выразительных средств для реализации замысла в рисунке. | Знать средства художественной выразительности, понятие «цвет»; теплые и холодные цвета. Уметь высказывать простейшие суждения о картине; передавать свои наблюдения и переживания в рисунке; передавать в тематических рисунках пространственный отношения; правильно разводить и смешивать акварельные краски
| Передача настроения в творческой работе с помощью орнамента, конструирования. Использование материала: пастели, восковых мелков | Текущий ответы на вопросы. Самостоятельная работа по образцу | |||
2. | Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. «Мозаика». | Альбом, акварельные краски, карандаш. | |||||||
3. | Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета «Весенняя земля». | Альбом, акварельные краски, карандаш. | Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции. | Создание декоративных композиций | |||||
4. | Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета «Весенняя земля». | Альбом, акварельные краски, карандаш. | Выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в небольшом сочинении | Текущий. Самостоятельная работа по образцу | |||||
5. | Графические упражнения. Линия как средство выражения. Характер линий. | Альбом, акварельные краски, карандаш. | Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, линии, штриха, штриха. | Уметь различать основные и составные, теплые и холодные цвета; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства; использовать художественный материал. | Выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в небольшом сочинении | Текущий. Ответы на вопросы. | |||
6. | Линия как средство выражения: ритм линий. «Дерево». | Альбом, акварельные краски, карандаш. | |||||||
7. | Ритм пятен как средство выражения. Аппликация «Поле цветов». | Альбом, акварельные краски, карандаш. | Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пятна. | Техника безопасности при работе с ножницами. Знать понятие «аппликация»; технику выполнения аппликации. Уметь составлять композицию, последовательно ее выполнять. | Создание декоративных композиций | Текущий. Самостоятельная работа по образцу | |||
8. | Ритм пятен как средство выражения. «Птицы». | Альбом, акварельные краски, карандаш. | Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, линии, штриха, пятна. | Знать правила рисования с натуры. Уметь выражать свои чувства, настроение с помощью цвета, насыщенности оттенков.
| Выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в небольшом сочинении | Текущий. Самостоятельная работа по образцу | |||
9. | Пропорции выражают характер. Оригами «Птицы». | Альбомная бумага | бумагопластика | Знать понятие «пропорция»; технику выполнения оригами. Уметь работать в технике оригами и бумагопластики; изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет. | |||||
10. | Ритм пятен, линий, пропорций как средство художественной выразительности. «Весна идет». | Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, линии, штриха, пятна. | Знать понятия «ритм линий», «пятно»; правила рисования с натуры. Уметь выражать свои чувства, настроение с помощью оттенков | Создание декоративных композиций | Текущий. Ответы на вопросы. | ||||
11. | «Экзамен художника Тюбика». Искусствоведческая викторина. | Виды и жанры изобразительных искусств. Восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Многообразие материалов и сфера их использования. | Знать основные жанры и виды произведений искусства; ведущие художественные музеи России. Уметь высказывать простейшие суждения о картине и предметах декоративно-прикладного искусства. | Ручной, механизированный и автоматизированный труд. | Текущий , игровые задания, самостоятельная работа по образцу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...