«Пётр I- первый российский император и царь реформатор».
классный час по истории (4 класс)
Класный час на тему "Петр Первый - первый российский император и царь реформатор"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза Юрия Алексеевича Гагарина»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
XVIII муниципальный фестиваль
православной культуры «Свет Преображения»
МОУ «ООШ №2»
Номинация: методическая разработка
Методическая разработка классного часа:
«Пётр I- первый российский император и царь реформатор».
Автор разработки:
Алексашенко Наталья Николаевна,
учитель начальных классов
Методическая разработка классного часа: «Пётр I- первый российский император и царь реформатор».
Учитель: Алексашенко Наталья Николаевна
Класс: 3
Цель :
Познакомить обучающихся с личностью Петра Великого, с реформами и преобразованиями Петра I в России.
Задачи:
1.Способствовать воспитанию у обучающихся уважения к родной стране, её истории.
2. Расширить знания учащихся об образе Петра I.
3.Пробудить желание больше знать о своей стране.
4. Воспитание чувства гордости за прошлое нашей страны, уважения к его великим свершениям на примере деятельности русского императора Петра Великого.
5. Развитие коммуникативных умений, чувств долга и ответственности.
Литература:
1.Методические рекомендации по проведению классных часов, посвященных событиям эпохи Петра I, его жизни и деятельности. Уфа, 2020.
2. www.gazeta.ru › science ›, 2019/12
3. http://to-name.ru/biography/petr-1.htm
4. http://ru.wikipedia.org/wiki/Пётр_I
Оборудование: мультимедийный проектор, ПК, компьютерная презентация, видеофрагменты, дидактический материал
Ход классного часа:
1. Постановка темы (Слайд1)
Учитель: - Прослушайте стихотворение Николая Агнивцева и попробуйте определить о каком городе идёт речь?
…Как явь, вплелись в твои туманы
Виденья двухсотлетних снов,
О, самый призрачный и странный
Из всех российских городов!
Недаром Пушкин и Растрелли,
Сверкнувши молнией в веках,
Так титанически воспели
Тебя в граните и в стихах.
И майской ночью в белом дыме,
И в завыванье зимних пург
Ты всех прекрасней, несравнимый
Блистательный….. (- Санкт-Петербург!)
- Действительно эти строки автор посвятил одному из самых старинных и прекрасных городов не только в нашей стране, но и во всём мире - Санкт-Петербургу!
- Какие слова вам помогли догадаться что речь идёт об этом городе? (туманы, двухсотлетние сны, гранит…)
-А знаете ли Вы кто является основателем Санкт – Петербурга ? (Царь Пётр Первый).
- Как вы думаете о ком сегодня будет наш разговор?
- Сегодня на классном часе, мы узнаем как можно больше об этом великом человеке.
- А вот как А.С.Пушкин писал о неутомимом царе, который за свою деятельность на благо России получил прозвание “Великий”.
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
- Назовите, кем перечисляет Пушкин Петра Первого.
- Это был единственный царь, который всё делал сам. Никогда не сидел без дела. Ему было всё интересно. Петр Первый очень много сделал для страны. Предлагаю вам порассуждать, поговорить об этой исторической личности, о его преобразованиях.
2. Открытие нового знания.
Знакомство с личностью царя Петра 1(Слайд 2)
Учитель: 30 мая (9 июня по новому стилю) 1672 года в Москве у царя Алексея Михайловича и царицы Наталии Кирилловны родился сын . Родился маленький царевич, которого назвали Петром.
На трон посадили Петра, когда ему было 10 лет. В школу ему ходить не нужно было, потому что в те времена это было необязательно. Поэтому всё свободное время Петр проводил, играя в войнушку со своими друзьями. Петру хотелось, чтобы в его играх всё было по-настоящему , поэтому для своих солдат он доставал настоящее оружие и иностранные мундиры.
Пётр рос и старательно изучал всё, что связано с военным делом. Позже стало ясно, что во дворце нет людей, которые могли бы командовать полками. И Петр отправился в Немецкую слободу искать себе новых друзей, которые научили его не только военным премудростям, но ещё говорить по- немецкие и танцевать модные танцы.
3. Работа в парах:
Учитель: - Вы познакомились исторической личностью, а сейчас у вас есть возможность выяснить основные виды деятельности Петра 1.
- Распределите слова в группы, соответствующие основной деятельности Петра? (Флот, Город, Календарь, Армия, Музей, Крепость, Победы, Остров, Школы )
Полководец | Основатель города | Реформатор |
Флот | Город | Календарь |
Армия | Крепость | Школы |
Победы | Остров | Музей |
Учитель: - Как назовем направление в 1 группе слов? (Петр – полководец) Во второй группе? (Петр – реформатор) В третьей группе? (Петр – основатель города)
Пётр Первый – полководец.
Учитель: (Слайд 3)
В первые годы своего правления Петр 1 много воевал. Некоторые сражения были неудачными, некоторые принесли ему победу. Но вскоре стало ясно, что для того, чтобы почаще побеждать, России нужны корабли. Настоящие большие военные корабли ,которые у нас делать не умели. И Петр решил отправиться путешествовать по Европе, чтобы научиться строить корабли и вообще посмотреть , как живут люди за границей. Он
посетил Голландию, Англию и Австрию , а по дороге мимо ходом ещё поглядел на много стран и городов. В Голландии он переоделся в рабочую одежду и никому не рассказывал, что он царь. Под видом простого человека Пётр шел трудиться плотником, участвовал в строительстве корабля , учился самым разным ремёслам. Он считал, что настоящий царь должен разбираться во всём лучше всех.
Пётр Первый – основатель города.
Выступление подготовленных учеников (Слайд 4,5)
Ученик 1- 16 мая 1703 года на землях, совсем недавно отвоёванных у шведов, Пётр I велел заложить город, что в дальнейшем стал называться Санкт-Петербургом. На берегах Невы была заложена первая деревянная крепость. Изначально использовали дерево, поскольку царь не был уверен, смогут ли русские удержать эти территории. После успеха армии Петра под Нарвой стало ясно, что отныне земли Санкт-Петербурга будут принадлежать России, после чего был отдан приказ создать каменные укрепления.
Ученик 2- В качестве основных строительных материалов использовались завозные камни и кирпич (из Голландии), использовались известь и сосны. Город строился на островах. Для укрепления насыпей использовали крепко связанные прутья. Царь непрерывно следил за процессом строительства, внося свои поправки и предложения. Строительство продвигалось неспешно и с некоторой долей осторожности.
Ученик 3- В центре Санкт-Петербурга стоит Медный всадник– самый известный памятник Петру I. Петр Первый твердо восседает верхом на вздыбленном скакуне, который олицетворяет собой своенравный и непокорный народ, под копытами скакуна раздавлена огромная змея, ставшая символом победы Петра Первого над врагами .Фигура самого императора показывает его силу, настойчивость, стремление двигаться вперед и вести за собой огромную державу
Пётр Первый – реформатор. (Слайд 6)
Учитель: Великий Петр, царь – реформатор,
Строитель, плотник, мореход.
С его на троне воцаренья
Россия славный путь ведет.
Он был тогда горяч и молод
Стремился Русь преобразить,
Чтоб никогда ни враг, ни голод
Ее не смели поразить.
- Скажите, а может быть вам знакомы какие-то преобразования Петра I?
Преобразования Петра: (Сообщения детей с применением слайдов презентации)
- Было велено всем придворным бороды сбрить.
Очень расстроились русские люди! Годами они свои бороды растили, холили, укрепляющими составами протирали. А царь приказывает их брить.
- Ходить надо было теперь в иностранной одежде.
Женщины сооружали на своей голове сложные прически, посыпали волосы пудрой, украшали искусственными локонами, цветами, кружевами. Мужчинам строго носить парики.
- 1 января стали отмечать Новый год
До Петра 1 страна жила по византийскому календарю. Новый год тогда начинался с 1 сентября и шёл в то время 7208 год. Пётр решил, что время в новом столетии россияне, как во всем мире, будут считать с 1 января и год будет 1700.
- Ввёл традицию наряжать елку и пускать фейерверк
Царь повелел все дома украсить ветвями елок, стрелять из ружей в честь фейерверка на Красной площади. Эту традицию мы продолжаем и сейчас
- Издал указ о первых в стране государственных школах
Согласно указам Петра, дворяне обязаны были учиться. Теперь всем приходится ходить каждый день. Многих людей царь посылал учиться за границу, а по возвращении лично принимал экзамен. В России открылись Артиллерийская, Инженерная, Медицинская и Навигационная школы. Основана Академия наук.
- Петр Первый повелел открыть первый музей – Кунсткамер.,
В Кунсткамере должно собираться всё.: кости мамонта, чучела животных, древние грамоты, старинные книги и документы. Одним из первых экспонатов стало чучело крокодила, присланного Петром из-за границы.
- Запретил выдавать замуж девушек, если им не нравится жених
4. Физминутка: Аты-баты, шли солдаты, (Шагом марш на месте)
Аты-баты на войну:
Петр I повелел – шведа бить – не жалеть. (Изобразить удары «молота»)
Слава, слава государю!
Новый город основал: (Показать руками квадрат)
И столицею назвал. (Приложить ладонь к уху и «прислушиваясь»)
Известен всем он на слух – (Учитель произносит «Санкт»)
Это Санкт – Петербург. (Дети хором продолжают – «Петербург»)
5. Фронтальная работа.
Учитель: - Ещё есть несколько нововведений, которые дошли до наших дней и мы встречаем их практически каждый день.
- Отгадайте загадки: (Слайды)
1.Кругла, рассыпчата, бела
На стол она с полей пришла.
Ты посоли ее немножко
Ведь правда вкусная… (картошка)
Обычный продукт на нашем столе, как обыкновенная картошка была когда-то редким лакомством!
Люди не умели его правильно выращивать, не знали даже что есть, и ели не клубни, а ягоды, которые ядовиты. Прошло более ста лет, прежде чем картофель стал привычными русским продуктом. Первое время это было редкое блюдо даже за царским столом. А родина картофеля - южноамериканские горы Анды.
2. Замечательный цветок,
Он как яркий огонек,
Пышный, важный, словно пан,
Распускается… (тюльпан)
Луковицы тюльпанов появились в России только в 1702 году, Пётр I, посетив Голландию, был очарован растущими в дворцовых садах, цветами. И в результате учредил «садовую контору» специально для выписки заморских цветов. Петр стал уделять особое внимание украшению дворцовых садов цветами. Луковицы стоили дорого, поэтому века тюльпаны выращивались только в садах состоятельных людей.
3. Желтое солнышко стоит на ножке,
в нем много черненьких домов,
а сколько черненьких домов,
столько беленьких жильцов.
(Подсолнух)
Но первыми подсолнечник начали культивировать американские индейцы. В Россию семена подсолнечника завёз из Голландии Петр I... в начале 18 века
4. Фрукт оранжевый, красивый,
Съешь его — прибавит силы.
Витамином С богат
И полезен для ребят. (Апельсин)
Родиной апельсинов является Южный Китай. В России первые оранжереи, в которых выращивали апельсины, появились в 1714 году. Привёз их Пётр I
5. Бывает молотый и в зёрнах,
И в гранулах не так уже редко,
Им же зовут напиток чёрный,
Бодрящий своим вкусом крепким.
Тебе случалось его пить?
Скажи, что это может быть? ( кофе)
Не всем пришелся по вкусу ароматный черный напиток, придающий силы, лишающий сна, возбуждающий эмоции и чувства. Петр, пребывая в Голландии, так привык пить кофе, что решил вся дворцовая знать должна употреблять этот напиток.
6. Рефлексия.
Учитель: - Итак, каким предстал перед вами Петр Первый? Что он за человек? Чему он посвятил свою жизнь? (Он внес неоценимый вклад в историю России, сделал…………)
- Сегодня мы много говорили о России. Назовите дерево – Символ России. (Берёза)
(Учитель прикрепляет на доске рисунок берёзы без листьев)
Украсьте наше дерево своими листьями, кто узнал новое о царе Петре Первом.
– Своими знаниями и трудом вы будете укреплять мощь нашего государства, т.к. вы – будущее России и продолжатели дела наших предков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пётр 1-великий реформатор,патриот Отечества.
Урок-исследование....
Сценарий "Первой Российской Азбуке 436 лет" для учеников 1 класса.
Сценарий развлекательно - познавательной програмы "Первой Российской Азбуке 436 лет"...

"Последний российский император Николай II"
Презентация на урок окружающего мира в 3-4 классах " Последний российский император Николай II"1. Детство и юность императора2. Начало правления Николая3. Семья Николая4. Первая мировая война5. Забаст...
урок истории 4 класс "Николай II — последний император России. Возникновение политических партий. В. И. Ленин и партия большевиков. Неудачи России в Первой мировой войне. Великая Российская революция 1917 года. Гражданская война. Гибель царской семьи"
Конспект открытого урокав 4 классе по окружающему миру. Тема «Николай II — последний император России. Возникновение политических партий. В. И. Ленин и партия большевиков. Неудачи России в...

"Последний российский император Николай II" (УМК "Начальная школа XXI века")
Тема урока: Последний российский император Николай IIЦели урока: познакомить детей с эпохой правления императора Николая II.Планируемые результаты:Предметные:- развивать полноценное представление о Ро...

Конспект и презентация к открытому уроку по окружающему миру «События 1917 г. Николай II -последний российский император»
Знакомство детей с эпохой правления императора Николая II....

Последний российский император Николай II
Тема урока: "Последний император Николай IIКласс: 3Цель урока: ознакомление с личностью императора Николая II, его значения в истории российского государства...