Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -
центр образования №24 города Тулы
Конспект открытого предметного
учебного занятия
по предмету «Окружающий мир»
в 4 Б классе
Тема «Николай II — последний император России. Возникновение политических партий. В. И. Ленин и партия большевиков. Неудачи России в Первой мировой войне. Великая Российская революция 1917 года. Гражданская война. Гибель царской семьи. Победа большевиков».
по учебнику «Окружающий мир» 4 класс 2 часть.
(авт. А.Плешаков)
Cоставила Глаголева Алла Львовна
учитель начальных классов
высшей категории
МБОУ ЦО № 24 города Тулы
28 февраля 2020год
Тема: Николай II — последний император России. Возникновение политических партий. В. И. Ленин и партия большевиков. Неудачи России в Первой мировой войне. Великая Российская революция 1917 года. Гражданская война. Гибель царской семьи. Победа большевиков.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Технологии: технология проблемного обучения, информационно-коммуникативная.
Цели урока: организовать процесс самостоятельного построения детьми открытия новых знаний, в процессе собственной учебной деятельности, учить учащихся самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути ее достижения.
Задачи урока: 1) ознакомить учеников с коренными изменениями, произошедшими в жизни нашей страны в 1917 году. 2) сформировать первичные представления о причинах и последствиях революций. 3) вызвать эмоциональный отклик на ситуацию, сложившуюся в России в начале XX века. 4) продолжить формирование негативного отношения к вооружённому методу решения проблем.
Предметные результаты:
- Сформировать у учащихся образ трагического времени, в ходе которого жившие в России люди не смогли найти мирного способа решения всех проблем и конфликтов (крестьян и помещиков, рабочих и капиталистов, государственной власти и общества, стремящегося к свободе)
- Ориентироваться в образной исторической карте
- Определять последовательность исторических событий
- Различать следы исторического прошлого в современной действительности.
Метапредметный результат:
Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6.Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию
Методы обучения: деятельностный, проблемный, поисковый, наглядный.
Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Средства обучения: для учителя: Учебник «Окружающий мир» 4 кл. (авт. А.Плешаков); рабочая тетрадь по учебнику «Окружающий мир», презентация, проектор, компьютер, экран; для учащихся: учебник, рабочая тетрадь
Демонстрационный материал: презентация.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД |
- Мотивация к учебной деятельности
| слайд 1 - Сегодня, ребята, мы начинаем изучать новый период в истории нашего государства. Посмотрите на реку времени российской истории. Какие периоды нам уже знакомы? Нам предстоит очень серьезная работа на уроке – мы должны познакомиться с таким важным историческим событием в истории России, которое полностью изменило жизнь не только в нашей стране, но и повлияло на ход мировой истории. Нам, как настоящим историкам, надо во многом разобраться и многое понять, поэтому давайте представим, что наш урок – это заседание ученого совета. Итак, господа историки, начнем нашу работу.
| Личностные: самоопределение. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
|
- Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
| слайд 2 - Учёные подсчитали, что к 1914 году Россию населяло примерно
180 млн человек. (Справка: население Москвы на сегодня составляет примерно 9 млн человек. Можно предложить ученикам представить население всей России как 20 современных городов, таких как Москва. К 1924 году в России осталось 150 млн человек. - Сколько лет прошло между 1914 и 1924 годами? (10 лет.)
- На сколько человек уменьшилось население России? (На 30 млн.)
- Сколько таких городов, как современная Москва, опустели, обезлюдели за эти годы? (Более трёх городов.)
- Какой возникает вопрос?
Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: Чем объяснить тот факт, что за 10 лет (с 1914-го по 1924 год) население России уменьшилось более чем на 30 млн человек? слайд 3 Для того чтобы помочь учащимся выдвинуть разнообразные версии, учитель предлагает воспользоваться рекой времени российской истории в учебнике и иллюстрациями к уроку. Ученики высказывают версии, которые можно свести в три-четыре блока: 1. Миллионы человеческих жизней могли унести болезни или стихийные бедствия (об этом можно предположить по названию урока). 2. Возможно, произошла война внутри России, между её жителями (об этом можно предположить по иллюстрациям, хотя эти иллюстрации не относятся к гражданской войне). Возможно, Россия участвовала в войне с внешним врагом. 3. Река времени разбивается о камень, на котором написано «Революция 1917 года». Понятие «революция» учащимся ещё не знакомо, но можно предположить, что это событие тоже как-то повлияло на сокращение населения. покинули страну революция болезни война |
4. По каким-то причинам люди могли покинуть Россию (эта версия пока ничем не подтверждается). слайд 4 От проблемы урока провести стрелки, под которыми ключевыми словами записать основные версии. | Познавательные УУД На основе анализа объектов делать выводы. Коммуникативные УУД Оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные УУД Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
|
- Совместное открытие знаний.
Поиск решения проблемы. | Работа в группах. слайд 5 1-я группа. Прочитайте фрагмент «Россия в начале XX века» с. 127. Найдите информацию о том, какие события произошли в начале XX века, в 1914 году. 2-я группа. Прочитайте фрагмент «Мы наш, мы новый мир построим…» с. 128. Найдите информацию о том, какие события произошли в феврале-марте 1917 года, 7 ноября 1917г. 3-я группа. Прочитайте фрагмент «Мы сыны батрацкие, мы за новый мир…» с.129. Найдите информацию о том, какие события произошли в 1918-1922 годы и в 1922 году. 1-я группа. - Давайте вспомним, какой же была Россия, вступившая в ХХ век.
- Как называлась страна? (Российская империя)
слайд 6 - Кто правил страной? (Царь – император)
Фотографию Николая II с семьей вы можете увидеть на слайде. слайд 7 - Давайте вспомним, какой была жизнь народа в то время в России. На какие классы делилось все население? Как они жили?
слайд 8 - Можно ли назвать такую жизнь справедливой, хорошей для всех?
слайд 9, 10 - Были ли люди, которые стремились сделать жизнь простого народа легче?
Эти люди призывали к мирным постепенным переменам и казалось бы, все могло устроиться более мирным способом, но русскому народу предстояло еще много трудных испытаний. - Какое испытание выпало на долю народа в 1914 году?
слайд 11,12 слайд 13 обобщение по группе 2-я группа. - Что произошло в стране в 1917 году.
слайд14 - Так что же такое революция?
слайд 15 - Что произошло с императором?
слайд 16 - Кто же теперь встал у власти?
- Почему новую власть назвали советской?
слайд 17 - Царскую власть свергли, выбрали Временное правительство, но изменилась ли жизнь народа?
- Как звали человека, который призывал к продолжению революции и свержению Временного правительства? Как называли его сторонников?
слайд 18 - И действительно 7 ноября 1917 года Временное правительство было свергнуто, и власть перешла Советам.
слайд 19 - Первые законы Советской власти – это декрет о мире и о земле.
слайд 20 - В марте 1918 года Россия вышла из Первой мировой войны.
слайд 21
слайд 22 обобщение по группе
3-я группа. - Попробуем дать оценку произошедшим событиям. Как вы думаете, была ли революция действительно справедливой для всех? Какие у вас возникли мнения?
- Видите, какое разное отношение вызвало у вас это событие. Так же поделились мнения и среди русского народа.
слайд 23 - Как назывались враждующие стороны? Что означают эти названия?
слайд 24 - Что такое Гражданская война?
- Почему гражданскую войну называют страшной бедой для России?
- Рассмотрите карту в учебнике и ответьте на вопросы,: какой город Советской России стал столицей красных? В каких городах России находились столицы белых правительств?
- Кто победил в Гражданской войне? Что стало с оставшимися членами белой армии?
слайд 25 - Какая судьба постигла последнего русского императора и членов его семьи?
слайд 26,27
- Что произошло после победы красных в гражданской войне в 1922 году?
слайд 28,29 слайд 30 обобщение по группе В итоге проделанной работы на доске должна получиться такая последовательность событий (первая колонка – даты, обозначенные на участке реки времени, вторая колонка – события и явления, предложенные учащимся для распределения на реке времени): Начало XX века | Многие россияне недовольны друг другом и порядками в стране. | 1914 год | Началась Первая мировая война. Условия жизни людей стали ещё хуже. | Февраль-март 1917 года | Рабочие и солдаты Петрограда восстали против царя. Создали Советы народных депутатов. Николай II отрёкся от престола, власть в стране перешла к Временному правительству. | 7 ноября 1917 года | Большевики свергли Временное правительство. Власть перешла к Советам народных депутатов, где коммунистов было большинство. | Март 1918 года | Переговоры о мире. Россия вышла из Первой мировой войны. | 1918–1922 годы | Гражданская война в России. Победу одержали «красные». Многие «белые» были вынуждены покинуть Россию. | 1922 год | Советские республики объединились в Союз (СССР). |
- Итак, ребята, в 1922 году в истории нашей страны наступили новые времена, о которых мы будем говорить на последующих уроках. Я же хочу вернуть вас в начало сегодняшнего урока.
| Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. Личностные результаты Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре и в группах.
|
- Физминутка
| видеофизминутка |
|
- Самостоятельное применение знаний.
| - Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? (Чем объяснить тот факт, что за 10 лет (с 1914-го по 1924 год) население России уменьшилось более чем на 30 млн человек?)
слайд 31 - Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?
Ученики совещаются в группах, и представители от групп выражают свой вариант решения проблемы. С помощью учителя ученики должны прийти к выводу, что все предположения учеников о том, куда делись 30 млн человек из России, – верны. Ученики отмечают, что такое огромное количество россиян погибло от голода и болезней в начале века, не вернулись с фронтов Первой мировой и Гражданской войн, оказались за границей. Применение нового знания можно организовать с помощью вопросов после текста. Особое внимание следует уделить вопросам 5–6: 5. Как по-твоему, почему в России произошла революция? 6. Как ты думаешь, почему большевики смогли захватить власть? !!! Оба вопроса рассчитаны на обсуждение, а не на решение этих проблем. Главная задача – чтобы ученики задумались над ними, стали искать ответы и (с помощью учителя) пришли к мысли, что для решения им необходимо ещё многое узнать про революцию и Гражданскую войну. - Какие события из истории России чем-то напоминают тебе революцию 1917 года и Гражданскую войну?
!!! Очень важно, чтобы при ответе на этот вопрос прозвучала аналогия со Смутным временем начала XVII века. Важно также подчеркнуть, что - Это новый урок, который преподнесла история нашей стране и ныне живущим поколениям, что надо учиться на ошибках своих предшественников и ни в коем случае не доводить конфликты до кровопролития.
- Я надеюсь, вы не остались равнодушными, знакомясь со страшными и трагическими событиями того времени. А чтобы проверить, насколько хорошо вы следили за ходом урока, я предлагаю в парах выполнить задание в рабочей тетради.
Работа в рабочей тетради. Выполнение задания № 1, 2 слайд 32,33 - Молодцы! Все это говорит о том, что вы были внимательны на уроке.
| Коммуникативные УУД Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Умение работать в паре и в группах.
Познавательные УУД На основе анализа объектов делать выводы. Обобщать и классифицировать по признакам. Регулятивные УУД Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
|
- Домашнее задание.
| Обязательное задание для всех: выполнить 3 задание рабочей тетради к теме. Прочитать тему целиком, а также желающие могут выбрать творческое задание: 1) подготовить краткое сообщение «Моя семья в начале XX века»; 2) принять участие в выставке открыток, посвящённых событиям начала XX века; 3) на альбомных листах сделать иллюстрации к стихотворениям и песням, в которых упоминаются события 1914–1922 годов.
|
|
- Рефлексия.
| - С какими важными в истории России событиями мы познакомились?
слайд 34 - Что показалось особенно интересным сегодня на уроке?
- Подберите картину природы, которая соответствует вашему настроению в конце урока.
слайд 35,36 | Регулятивные УУД Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
|