МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ВНЕУРОЧНОМУ ЗАНЯТИЮ ПО ТЕМЕ «МОЙ КРАЙ РОДНОЙ!»
учебно-методический материал по истории (4 класс)
В статье представлен методический материал по внеурочной деятельности (туристско-краеведческое направление) в начальной школе (4 класс).
В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению истории культуры, природы, уникальных мест родного края. Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. К сожалению, мы еще неумело используем сочетание программного и краеведческого материала с целью формирования у учащихся общечеловеческих ценностей, представлений о целостности мира, природы, человека. Поэтому, как учитель, я разработала методический материал, в котором я описываю методы и приемы формирования у учащихся начальной школы чувства любви, гордости, уважения к своему городу и родному краю.
Цель: Познакомить учащихся с уникальными, историческими местами Волгоградской области и города Волгограда.
Задачи: формирование нравственной основы личности, внутренней потребности к самоопределению в системе общечеловеческих ценностей; воспитание гражданственности и любви к своей малой Родине; приобщение детей к изучению родного края, заложить знания краеведческого материала; совершенствование поисковой и учебно-исследовательской деятельности учащихся; привитие чувства любви, гордости, уважения к своему родному краю; способствование самостоятельной работе с различными источниками (библиотека, интернет, поиск информации через опрос учащихся); способствование формированию навыков публичных выступлений; содействовать раскрытию творческого потенциала, творческой самореализации.
Методы и приёмы: беседа с учащимися с целью выявления их интереса, информированности по данному вопросу, прогнозирование; индивидуальная работа, поисковый метод, съемки интервью учащихся; сообщения по теме проекта (своеобразный метод рассказа); самостоятельное распределение ролей учащихся; работа в группах, оценивание работы групп экспертами.
Форма проведения занятий: конференция.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Автор: Лялина Вера Викторовна,
учитель начальных классов,
муниципального образовательного учреждения
«Гимназии № 11 Дзержинского района Волгограда»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ
ПО ВНЕУОРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Направление: туристско-краеведческое
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Родина. Отчизна. Отечество. Эти слова мы произносим с гордостью, а пишем их с большой буквы. Ведь ими мы называем свою страну. А задумывались вы над тем, с чего начинается Родина? В известной песне, например, поётся, что Родина начинается:
С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе…
Спросите у своих друзей, родных, что такое Родина, и вы получите разные ответы. Кто-то скажет, что Родина – это место, где человек родился, вырос, то есть какой – то город, село, посёлок. Другие ответят, что это родной дом, где они сделали первый шаг и произнесли первое слово. Третьи возразят, что Родина начинается с близких нам людей – мамы, папы, братьев и сестёр, дедушки и бабушки, родственников и друзей. И все будут правы. Потому, что каждый сам решает, где и с чего начинается для него Родина.
Для многих Родина берёт начало с отчего дома. Отчий – значит отцовский. Это слово от того – же корня, что и «Отечество». Они близки и по значению: Отечество – земля наших отцов, отчий дом – дом нашего отца.
Но Родина начинается не только с отчего дома. Если человеку приходится покидать место, где он родился и жил, он всё время вспоминает то, что запало в сердце, потому что родные, с детства знакомые места – это наша малая Родина, наш родной край. Наш родной край – Волгоградская область. Но многие ли знают, что наш родной край Волгоградская область богата уникальными местами?... Плавающие острова, Столбичи, горы-уши, озеро лотосов, соленое озеро Эльтон, Мамаев курган и это лишь малая часть удивительных мест Волгоградской области.
Учащиеся 4 в класса МОУ СШ № 11 решили познакомиться с достопримечательностями города Волгограда и Волгоградской области.
После виртуального путешествия по интересным местами Волгограда и Волгоградской области у каждого учащегося появится карта с уникальными местами нашего края.
Актуальность. В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению истории культуры, природы, уникальных мест родного края. Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. К сожалению, мы еще неумело используем сочетание программного и краеведческого материала с целью формирования у учащихся общечеловеческих ценностей, представлений о целостности мира, природы, человека. Поэтому, как учитель, я разработала методический материал, в котором я описываю методы и приемы формирования у учащихся начальной школы чувства любви, гордости, уважения к своему городу и родному краю.
Контингент участников: 4 класс.
Форма проведения занятий: конференция, виртуальная экскурсия.
Цель:
Познакомить учащихся с уникальными, историческими местами Волгоградской области и города Волгограда.
Задачи:
- формирование нравственной основы личности, внутренней потребности к самоопределению в системе общечеловеческих ценностей;
- воспитание гражданственности и любви к своей малой Родине;
- приобщение детей к изучению родного края, заложить знания краеведческого материала;
- совершенствование поисковой и учебно-исследовательской деятельности учащихся;
- привитие чувства любви, гордости, уважения к своему родному краю;
- способствование самостоятельной работе с различными источниками (библиотека, интернет, поиск информации через опрос учащихся);
- способствование формированию навыков публичных выступлений;
- содействовать раскрытию творческого потенциала, творческой самореализации.
Основные дидактические задачи:
1. Обсудить с учениками план проведения внеурочных занятий, разделиться на три исследовательские группы.
2. Путем самостоятельного изучения учебной литературы, интернет ресурсов, собственного опыта, путем интервьюирования по данным темам подвести учащихся к пониманию уникальности города и родного края – Волгоградской области. Представители каждой группы должны подготовить мини-сообщения по теме своих исследований.
3. Вовлечь в подготовку и проведение данных внеурочных занятий как можно большее число учащихся.
Планируемые результаты:
Личностные:
Будут сформированы:
- мотивация и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
- осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
- способность к самооценке.
Могут быть сформированы:
- устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;
- адекватная самооценка;
- личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели.
Метапредметные:
Регулятивные:
Учащиеся научатся:
- самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;
- планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью и технологической картой;
- осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы;
- контролировать способы действия и результаты с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- оценивать и выделять то, что уже усвоено и то, что нужно еще узнать, осознавать качество и уровень усвоения, оценивать результат своей работы.
Учащиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла.
Познавательные:
Учащиеся научатся:
- осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедий, сети интернет и пр.);
- анализировать предлагаемую информацию (тех. карту), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;
- построение речевого высказывания в устной форме.
Учащиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
- создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации; воплощать этот образ в материале.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
- формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать;
- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками - определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;
Учащиеся получат возможность научиться;
- использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ВНЕУРОЧНОМУ ЗАНЯТИЮ ПО ТЕМЕ «МОЙ КРАЙ РОДНОЙ!»
Методы и приёмы:
- беседа с учащимися с целью выявления их интереса, информированности по данному вопросу, прогнозирование;
- индивидуальная работа, поисковый метод, съемки интервью учащихся;
- сообщения по теме проекта (своеобразный метод рассказа);
- самостоятельное распределение ролей учащихся;
- работа в группах, оценивание работы групп экспертами.
Форма проведения занятий: конференция.
Необходимое оборудование:
- интернет-ресурсы
- презентация
- компьютер
- проектор
- экран
- карта Волгоградской области
Материалы (у каждого участника):
- индивидуальная карта Волгоградской области;
- «Портфолио четвероклассника», изд. Планета, г. Москва;
- карандаши или фломастеры зеленого, синего, красного цвета;
- бэйджи на шнурке с ролью учащегося конференции (практик, исследователь, эксперт)
Требования к организации пространства
- учащиеся работают в группах по 7-8 человек;
- расстояние до учебной доски (экрана) – 4м;
- в учебном помещении соблюдены воздушно-тепловой режим, требования к естественному освещению. При необходимости используется искусственное освещение.
Продолжительность мероприятия: 40 минут.
Дидактическая база:
1.Литература по данной тематике справочная и научно-популярная.
2.Данные Интернета из официальных сайтов.
Материалы к уроку:
- Презентация, видео интересных мест Волгоградской области, видео – интервью.
- Использование экрана, проектора и компьютера с обеспечением точки доступа к сети Интернет на всех этапах урока.
- Распечатанные картинки с уникальными и святыми местами Волгоградской области, а также с водоемами нашего края.
- Карта Волгоградской области.
- Магниты с условными обозначениями по трем направлениям: красный квадрат – уникальные места, зеленый треугольник – святые места, синий круг – водоемы Волгоградской области.
Структура мероприятия:
- Подготовительный этап.
- Определить составляющие темы, которые будут представлены на внеурочном занятии.
- Распределить роли учащихся, которые участвуют на конференции.
- Помочь учащимся подобрать необходимую информацию.
- Назначить ответственных в подготовке и оформлении конференции.
- Продумать оформление помещения.
- Проверить подобранную информацию учащимися, отрепетировать выступления.
- Съемки и монтаж видео – интервью.
- Назначить дату проведения внеурочного занятия (конференции).
- Подготовить кабинет в день проведения конференции и оформить её по теме.
- Подготовить необходимую аппаратуру для демонстрации мультимедийной презентации.
Этот этап является очень важным в проведении мероприятия. Организовать его необходимо так, чтобы у учащихся появилось стремление познать больше и глубже материал по данной теме. Он позволяет воспитывать и укреплять дружеские отношения между детьми, коллективизм, ответственность, чувство долга.
Учитель своими советами направляет, помогает, но не подавляет инициативу учащихся.
- Проведение мероприятия по плану классного часа:
Учащиеся подготовлены к восприятию темы, обстановка способствует подготовке к тематике и оформлена соответствующим образом.
Учащиеся делятся на три группы. В каждой группе стоят таблички с названиями тем. Первая группа: «Уникальные места Волгоградской области», вторая группа: «Водоемы Волгоградской области», третья: «Святые места Волгоградской области».
В каждой группе:
- Исследователи;
- Практики;
- Эксперт.
Задача исследователей – поиск информации. Практики – поиск и нахождение уникальных мест на карте и, если была необходимость помощи в определении достопримечательностей в индивидуальных картах, они помогали всем участникам конференции. Эксперты в каждой группе оценивают работу. На протяжении всей конференции выступает назначенный ведущий.
- Окончание мероприятия:
В заключении классный руководитель благодарит слушателей и участников за проявленный интерес к данной теме. Подводятся итоги экспертами, насколько обучающиеся справились с составлением индивидуальной картой уникальных мест Волгоградской области, что нового узнали во время конференции. Карты вклеиваются в портфолио.
Ход мероприятия:
Цитаты (оформление кабинета)
Нет! Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца.
К. Г. Паустовский
Содержание занятия | Деятельность учащихся |
Вед. Между Волгой и Доном чубатым, Вольной вольницей, ширью хмельной Простирается щедрый, богатый Край, что сердцу навеки родной. Море красных и жёлтых тюльпанов Разливается ранней весной. Свежим утром от запахов пряных Сердце тает, находит покой. Ширь степная, казачьи мотивы, Конский топот, гулянья размах. Сколько прелести, мощи и силы В этих южных, бескрайних степях! Учитель: О чем это стихотворение? - Кто готов сформулировать тему занятия? - В каких живописных и интересных местах нашей области вы побывали? -На территории Волгоградской области есть еще очень много интересных и уникальных мест, заслуживающих нашего внимания. Сегодня мы проведем конференцию по итогам ваших исследований. Это не первая наша конференция, поэтому вспомним, что необходимо для успешной работы? -Слово предоставляется ведущему нашей конференции. - Представители от каждой группы: исследователь и практик, выходят к доске, делятся информацией об интересных местах нашей области, и отмечают на карте условным обозначением, где они находятся. Обратите внимание на условные обозначения внизу ваших карт и в соответствии с этим обозначьте то место, о котором сейчас будут рассказывать. - У себя на индивидуальной карте (Приложение 1) отметьте фломастером красного цвета, в каком районе находится данное место. Наши эксперты проверяют и подводят итог.( Приложение 2) (Слайд 7) -Отметьте фломастером красного цвета, в каком районе находится данное место. Наши эксперты проверяют и подводят итог. - Отметьте фломастером красного цвета, в каком районе находится данное место. - В каком районе расположено озеро лотосов? - Какие еще есть водоемы в Волгоградской области и где они находятся? - Найдите на своих картах эти водоемы и отметьте их. Наши эксперты проверяют и подводят итог. - Наши выступления окончены. Участники конференции проделали большую работу, спасибо вам. В результате у нас получилась карта с достопримечательностями, которые можно посетить не только нам, но и гостям нашего города и края. Как вы думаете, все ли интересные, уникальные места мы с вами отметили? - А вы бы хотели еще узнать есть интересные и уникальные места нашего края? - Подведите итог нашей конференции. Каковы результаты нашей работы? - Для чего необходимо проводить такие конференции? - Какие возникли у вас чувства после нашего занятия? -Что нового вы узнали о родном крае? - Мы продолжим знакомиться с Волгоградской областью, и наша карта будет пополняться новыми отметками живописных, интересных мест нашего края. У каждого из вас есть своя карта Волгоградской области, по которой вы можете планировать путешествие на ближайшее время. Вклейте ее в свое портфолио на стр.28 (Приложение 4). Предлагаю вам разработать рекламный листок по тем направлениям, с которыми вы работали. (Слайд 19) | Рассказывает стихотворение под музыку. (Слайд 1-2) (На доске появляется тема занятия.) Мой край родной! (Слайд 3) Вед.: Мы разделились на три группы, каждая из которых выбрала для себя наиболее интересную тему по исследованию материала нашей Волгоградской области. В каждой нашей группе будут исследователи, практики, эксперты. На каждом столе стоят таблички с названиями тех направлений, над которыми мы работали. (Слайд 4) 1 группа: «Уникальные места» 2 группа: «Водоемы» 3 группа: «Святые места» К доске выходят два учащихся: исследователь и практик. Исследователь рассказывает по теме, практик отмечает магнитом на карте. Вед. Слово предоставляется первой группе по направлению: «Уникальные места Волгоградской области» (Слайд 5) СтолбичИ (Приложение 3): На территории природного парка Щербаковский Камышинского района расположился каменный дворец, город над водой. Это уникальное явление природы, не свойственное волжским просторам, поражает своей грандиозностью. Десять гигантских столбов высотой около 100 метров, которые еще и меняют цвет в зависимости от освещения. Поэтому это место назвали СтолбичИ. - Почему это место назвали СтолбичИ? (Слайд 6) Учащиеся рисуют условные обозначения на индивидуальной карте, отмечая СтолбичИ в Камышинском районе. Плавающие острова (Слайд 8) (Приложение 3): В Алексеевском районе, на Малом Бабинском озере, круглый год мы можем встретить плавающие острова. Это редкое явление в природе, когда корни деревьев и кустарников сплетаются воедино и могут отрываться от берега, плавая по водной глади. На этих островах можно увидеть не только травы и кустарники, но и деревья. На плавучих островах селятся птицы, а сами они вполне могут выдержать вес четырех некрупных человек. Однако ходить по ним не советуют – остров в любой момент может рассыпаться. Да и стоять на плавучем острове неудобно, потому что земля в буквальном смысле уходит из-под ног. - Почему острова называются Плавающими? (Слайд 9) Горы-уши (Слайд 10) (Приложение 3): Оказывается, у Волгоградской области есть уши. И находятся они в Камышинском районе. Возвышаются уши над степью на 30 - 40 метров. Предание гласит, что в этой горе есть пещера, которая уходит глубоко под землю, и якобы в ней живет диковинный зверь. Интересно это место не только тем, что овеяно легендами и таинственностью. Здесь обнаружили окаменелые растения магнолии, которую назвали камышинской. Этим находкам примерно 30 миллионов лет. - Какое было найдено растение в этих горах? (Слайд 11) Учащиеся рисуют условные обозначения на индивидуальной карте, отмечая горы-уши в Камышинском районе. Вед. Участники второй группы представят материал по направлению: «Водоемы Волгоградской области». Этим летом я побывал на озере лотосов. И предложил ребятам узнать, какие же еще есть водоемы на территории нашей области. Для этого мы провели опрос в нашей школе. Вашему вниманию мы представляем видео. (Слайд 12) Просмотр видео. (Приложение 3) В Волго - Ахтубинской пойме между Краснослободском и Средней Ахтубой. Соленое озеро Эльтон находится в Палласовском районе, река Волга протекает через некоторые районы Волгоградской области. Вед. Слово предоставляется третьей группе по направлению: «Святые места Волгоградской области» Колокол русский народный, Этим летом я побывала со своей семьей в городе Серафимович. В г.Серафимовиче недалеко от Дона, стоит Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь. Монастырь является одним из самых посещаемых исторических мест. С 2001 года монастырь стал женским. Самыми главными достопримечательностями монастыря являются подземные ходы, длиной около ста пятидесяти метров. Говорят, что эти ходы проходили под самим руслом Дона. В одной из пещер находится главная святыня монастыря -"монашкин камень". На этом камне сохранились отпечатки двух ладоней и коленей. По одним словам они принадлежали Богородице, которая явилась, молившейся здесь матушки Арсении. Говорят, что если припасть к камню с молитвой, то можно избавиться от всех недугов и болезней. В монастыре освятили храм Преображения Господня с 33 куполами - по числу лет земной жизни Христа. (Слайд 15)В Ворошиловском районе Волгоградa расположился Собо́р Каза́нской ико́ны Бо́жией Ма́тери (Каза́нский собо́р) (Слайд 16) (Приложение 3) построеный в 1897-98 годах, освящен храм в 1899 году в честь Казанской иконы Божьей Матери. История Казанского кафедрального собора тянется со времен Царицына. Первый храм был создан в начале 18 века. Однако простояла церковь недолго: по некоторым данным она сгорела спустя некоторое время после строительства. На месте современного Казанского собора в Волгограде ранее находилась деревянная часовня близ кладбища. Именно с этого места открывались хорошие виды на весь город. В годы Второй мировой войны храм сильно пострадал от обстрелов и многочисленных пожаров. Храм был восстановлен и заново освящен в 1948 году. Вновь открыта церковь была лишь перед самым окончанием войны, а в июне 1954 года она приняла статус Казанского кафедрального собора Волгограда. Нет, Волгоградская область богата достопримечательностями, это маленькая часть того, что можно рассказать. У нас есть карта с достопримечательностями, узнали много интересного, нового о своём крае. Чтобы любить свою Родину, её надо хорошо знать, изучать. Волгоградская область – это наша малая Родина. Гордости, восхищения, уважения, любви… |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочное занятие по культуре Росссии и родного края " Памятники архитектуры"
Открытое занятие проведено в рамках областного семинара по реализации программы РИПа по внедрению новых образовательных стандартов второго поколения.Тема занятия: «Архитектура»Цели занятия: проб...
Методические рекомендации к региональному краеведческому курсу «С азбукой по родному краю» 1 класс
Сегодня главной воспитательной задачей для учителей начальной школы, на наш взгляд, должна стать задача воспитания патриота. Только тот человек, который любит свою страну, будет думать о ее процветани...
План – конспект внеурочного занятия по ФГОС Кружок « Мой родной край»
Класс - 3 «д» Тема занятия: « Символика России» Тип занятия: урок открытий новых знаний. Технология занятия: элементы кейс - технологии, проектная технология. Образоват...
Методические рекомендации к региональному краеведческому курсу «С азбукой по родному краю»
Современное начальное образование – обязательное звено в системе непрерывного общего государственного образования, развивающееся в соответствии с изменениями, происходящими в обществе. Любые глобальны...
Учебно - методический комплект по внеурочному занятию на тему: "Моя малая Родина" 1 класс (конспект + презентация)
Учебно - методический комплект по внеклассному мероприятию на тему: "Моя малая Родина" 1 класс (конспект + презентация)...
Методические рекомендации по проведению внеурочного занятия на тему «Нравственность» в образовательных учреждениях общего среднего образования
Стратегией развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года определена приоритетная задача Российской Федерации в сфере воспитания детей, которая заключается в развитии высоконравственной лично...
внеурочное занятие кружка "Осетия -мой край родной" на тему "Мой город. Исторические места- Проспект Мира".
Данное занятие можно использовать в 3-4 классах. здесь ребята знакомятся с историей города Владикавказ. Совершают "виртуальную" прогулку по Проспекту Мира, знакомятся с историческими местами проспекта...