Технологическая схема деловой игры и ее реализация на уроке истории.
статья по истории
Технологическая схема деловой игры и ее реализация на уроке истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_tekst.docx | 16.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Ивашко Ирина Алексеевна
учитель истории и обществознания
ГБОУ СОШ № 511
Пушкинского района СПб
Технологическая схема деловой игры и ее реализация на уроке истории.
История – часть жизни, и каждое изучае-мое явление историк должен зрительно представить, т.е. оно должно предстать перед ним как картина жизни, а не как теоретическая абстракция.
М.И. Ростовцев, академик
Образование и воспитание на современном этапе развития общества в России ориентировано на ребенка, развитие его творческих способностей, стремления к самопознанию и самореализации. В «Концепции модернизации российского образования» задачей российской школы провозглашается выращивание самостоятельных, инициативных и ответственных молодых людей, способных в новых социально-экономических условиях быстро и эффективно найти свое место в обществе.
Современная школа уходит от моделей прошлого века. Появляется много новых развивающих образовательных технологий, призванные активизировать и интенсифицировать познавательную деятельность детей, учитывая и используя закономерности развития, уникальность личности каждого. Знания в развивающем обучении становятся не конечной целью обучения, а средством развития учащихся и формирования высокого уровня компетентности, необходимого для нормального функционирования в обществе.
Ведущей и общей формой школьного обучения и воспитания, центральным компонентом всей деятельности учителя является урок. Именно на уроке происходит координация и интеграция всех усилий учителя. Урок итории является живой клеточкой учебно-воспитательного процесса, все самое важное и самое главное для школьника совершается на этом уроке. С урока истории начинается учебно-воспитательный исторический процесс, уроком он и заканчивается. Каждый новый такой урок – это ступенька нового исторического знания и развития ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры. Множество уроков не имеют достаточного воспитательного и развивающего воздействия на учащихся. Успех в большей степени зависит от развития теории урока, от разработки и научного обоснования взаимосвязи элементов урока, его структуры, схемы подготовки и т.д. Конечный результат урока складывается из двух составляющих: деятельности учителя и деятельности учащихся на уроке. Рассматривать в отрыве одно от другого нельзя, ибо второе есть результат качества первого.
Очевидно, начальное и главное назначение урока истории – организовывать активный познавательный процесс ученика, стимулировать его, направлять и развивать. На основании субъектно-деятельностного характера развивающего обучения необходимо, чтобы ученик приложил личные усилия к целеполаганию, планированию, организации и анализу учебной деятельности, взаимодействуя при этом с другими учениками, сталкиваясь с проблемными историческими ситуациями, отстаивая свою позицию, соглашаясь с более убедительной, обобщая и делая выводы. Педагогика сотрудничества и конкретные действия ребенка по присвоению новой исторической информации сделают содержание образования «достоянием» ученика надолго, тем самым увеличив эффективность обучения.
Учитель истории выступает в роли старшего товарища, более опытного и лучше образованного. Функция учителя – найти адекватные учащимся способы обучения историческому познанию, используя возможности индивидуализации для успешной деятельности как более, так и менее подготовленных учеников. Чтобы стать теоретически и практически компетентным в историческом образовании, учащемуся нужно совершить «двойной переход: от знака (исторической информации) к мысли, а от мысли к действию, поступку». Условия для такого перехода необходимо обеспечить учителю, используя, по необходимости дифференцированные исторические задания.
Учебное творчество, самоорганизация своей учебной деятельности, представление о знаниях как об осмысленной ценности, потребность в смысле исторических знаний и появление нового, личного смысла знаний – это те критерии, которые позволяют оценивать качество личностно-ориентированного обучения на уроке истории.
История – один из важнейших, стержневых гуманитарных предметов в школе, где формируются компетентности и появляется чувство «событийности с миром познающего человека». На уроках истории и обществознания ученик входит в упорядоченный мир, достигший определенных результатов в своем развитии, он сопереживает ему. Но для этого нужно познать мир, самопогрузиться в изучаемую эпоху, связать события прошлого с днем настоящим.
По всей видимости, основной целью преподавания истории в школе является саморазвитие школьника как личности, как культурно-исторического субъекта. История должна ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, показывая сложность и неоднозначность оценок исторического события, формируя ценностные ориентиры.
Практика показала, что одним из способов построения урока истории, который стимулировал бы самостоятельную деятельность учащихся, формировал потребность в знаниях, интерес к истории, является конструирование образов людей, выполнение определенных ролей детьми или учителем. И это не просто любознательность, а чаще всего желание представить себя на чьем-то месте, проживание чьей-то жизни. Ученик сопоставляет себя с историческим деятелем, облачается в костюм иной социальной роли, действуя при этом на основе своего субъективного опыта. Так он оказывается в игровой ситуации. А игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
Игровое обучение на уроке истории отличается от других педагогических технологий тем, что игра:
· хорошо известная, привычная и любимая форма деятельности для человека любого возраста;
· одно из наиболее эффективных средств активизации, вовлекающее участников в игровую деятельность за счет содержательной природы самой игровой ситуации, и способное вызывать у них высокое эмоциональное и физическое напряжение. В игре значительно легче преодолеваются трудности, препятствия, психологические барьеры;
· мотивационна по своей природе. По отношению к познавательной деятельности, она требует и вызывает у участников инициативу, настойчивость, творческий подход, воображение, устремленность;
· позволяет решать вопросы передачи исторических знаний, навыков, умений; добиваться глубинного личностного осознания участниками законов природы и общества; позволяет оказывать на них воспитательное воздействие; позволяет увлекать, убеждать, а в некоторых случаях, и лечить;
· многофункциональна, её влияние на человека невозможно ограничить каким-либо одним аспектом, но все её возможные воздействия актуализируются одновременно;
· преимущественно коллективная, групповая форма деятельности, в основе которой лежит соревновательный аспект. В качестве соперника, однако, может выступать не только человек, но и обстоятельства, и он сам (преодоление себя, своего результата);
· нивелирует значение конечного результата. В игре участника устраивает любой приз: материальный, моральный (поощрение, грамота, широкое объявление результата), психологический (самоутверждение, подтверждение самооценки) и другие. Причем при групповой деятельности результат воспринимается им через призму общего успеха, отождествляя успех группы, команды как собственный;
· в обучении отличается наличием четко поставленной цели и соответствующего ей педагогического результата.
Вхождение ребенка в ту или иную роль, представление перед ним, по словам Ростовцева М.И, изучаемого явления как картины жизни, а не как теоретическая абстракция развивает воображение, обогащает опыт творческой деятельности, которые необходимы для полноценного процесса обучения и воспитания, опирающегося на чувственно-эмоциональную ступень познания истории. Способствует формированию личности, которая способна воспринимать и конструировать мир, принимать решения, формировать жизненные стратегии, изменяться при наличии определенных позитивных условий, что является важнейшим результатом в личностно-ориентированном обучении на уроках истории.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология деловой игры. «Заседание редакционного совета газеты». Мастер - класс урока русского языка по теме урока " Первое склонение имён существительных"
Игровая технология выгодно отличается от традиционных моделей обучения и воспитания. Под игровой технологией понимается определённая последовательность операций, действий, направленных на достиж...
Урок обучения грамоте в 1 классе.Урок деловая игра
Цель:Научить плавному слоговому чтению,работать с текстом,закреплять знания об особенностях звука ш.Развивать познавательные процессы;Воспитывать интерес к детской литературе, к природе; привычки здор...
Технологическая карта. Урок – деловая игра налоговой грамотности «Для чего нужны налоги и зачем их платить?».
Урок фмнансовой грамотности....
Основы делового общения. Деловая игра "Леапольд"
Деловая игра...
Педагогический совет с элементами деловой игры «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»
Цель: Расширение представления о профессиональном стандарте педагога. Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной компетентности....
Технологическая карта урока педагогики: Тема урока: "Деловая игра «Зачем нужны деньги?»", 1 класс.
Тип урока: общеметодологическийЦель урока: обобщение знаний обучающихся о выгодах обмена, неудобствах бартера и причинах появления денег...
Урок-деловая игра "Деловое письмо. Адрес. " 9 класс
Обобщение и систематизация знаний (закрепление)....