Трудные времена на Русской земле. Нашествие Батыя, УМК "Школа России"
план-конспект урока по истории (4 класс) по теме

Березина Анна Александровна

Конспект урока для 4 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школа: 74                                                                                                            Методист: Сачкова Т.А.___________

Класс: 4 В                                                                                                        Студентка: Березина Анна, 45 гр.

Кабинет: 214

Учитель: Каргина Татьяна Викторовна____________

Дата: 19.02.2018

Тема «Трудные времена на Русской земле. Нашествие Батыя»

Тип урока: изучение нового материала.

Цели:

1. Дать учащимся представление о трудных временах на Русской земле.

2. Развить кругозор, речь и память учащихся.

3.Воспитывать интерес к истории

Планируемые результаты:

предметные:

  • иметь представление о том, что Русь попала в зависимость от Золотой Орды
  • сформировать представление о трудных временах на Русской земле
  • сформировать представление о Александре Невском

метапредметные:

  • умение  применять и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
  • умение контролировать и оценивать свои учебные  действия  на основе выработанных критериев в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

личностные:

  • -определять личностный смысл учения    

Понятия: нестор, монахи, леший, кремль, писала, береста, вече, Кирилл, кочевники, бревна, пергамент, летопись, богатыри, бояре, монголо-татары, юрты, Золотая орда, дань.

Оборудование: учебник Окружающий мир. 4 класс. Часть 2 /А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова ; презентация; кроссворд; анкета, к\к.

Этап урока

Время

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1.Самоопределения к деятельности 

1

-Здравствуйте.

Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.

Организует работу. Сосредотачивает внимание.

(беседа)

Проверят готовность к уроку.

Л: принятие образа хорошего ученика.

2. Актуализация занятий и мотивация

3. Постановка учебной задачи

5

-Сегодня нас с вами ждёт очень интересная тема, но сначала давайте вспомним, что вы изучали ранее, а поможет нам в этом кроссворд. (приложение 1)

– Теперь в клетках по горизонтали вы можете прочитать тему урока («Нашествие Батыя»).  Сегодня мы начнем знакомиться с историей Отечества и тема нашего урока «Нашествие Батыя».  Какие задачи можно поставить на урок? (Расширить знания о военном деле на Руси.)

Проводит работу по кроссворду.

(словесный: беседа)

Задает вопрос.(словесный: беседа)

Отвечать. Разгадывают кроссворд.

Осмысливать данную информацию.

Предполагать задачи урока.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу

П: строят речевое высказывание

К: высказывание, обоснование своей точки зрения, ориентация в своей системе знаний.

4. Открытие нового знания

7

-А начнём мы наше исследование с моего рассказа вам о древних славянах. Слушайте  внимательно.

- В XIII веке на Русь обрушились тяжёлые испытания. Она подверглась множеством нападений со стороны врагов.  Территории  были разграблены, постройки разрушены, сожжены, а  Русь разбилась на самостоятельные княжества, независимые друг от друга.

Первое нападение было со стороны монголо-татар.

Это были степные кочевники, у которых не было постоянного места, т.к они занимались разведением скота: лошадей, верблюдов, коров, овец, коз. Скоту нужны пастбища, поэтому монголы переходили с места на место в поисках новых пастбищ. Проживали в юртах - легких домах из жердей и войлока. При переездах юрты разбирали и грузили в повозки. И кормили свои семьи они за счет того, что, грабили, охотились, но для этого нужно было прилагать усилия. Тогда решили они  нападать на большие и  богатые территории, чтобы запугать народ и собирать дань. 

Дань — натуральный или денежный побор с покорённых племён и народов.

Дань платили князья и весь народ для того, чтобы монголо-татары оставили в покое их княжество.  В 1237 году  на Русь нападают монголо-татары, во главе которых стоит Хан Батый . Он в 40-х годах XIII века основал огромное и пестрое по составу государство- Золотую Орду. Центром Золотой Орды стал город Сарай (около современной Астрахани). Хотя коренные русские земли территориально не входили в Золотую Орду, они находились в полной зависимости от нее: подчинялись приказам ханов, платили огромную дань, подвергались опустошающим набегам. Ханы назначали князей по своему усмотрению.

Открываем учебник на странице 59 и читаем про себя . По ходу текста рассмотрите карту на страницу 61 и установите путь, по которому двигались монголо-татары и очередность взятых городов. На чтение вам дается примерно 4 минут. Начинайте.

Рассказывает.

(словесный: рассказ)

Контролирует процесс.

Слушать.

Прочитывание и осмысление текста учебника. 

П: осмысленно слушают

Л: положительное отношение к учебной деятельности.

5. Первичное закрепление

3

Теперь, давайте ответим на вопросы. 

1)В каком году на Русь обрушились тяжелые испытания?

2)Какой город первый потерпел поражение? В каком году?(веду указкой по карте, чтобы показать наглядно всему классу путь врага)

3)Какой второй город   был захвачен? В каком году?

4)Почему захватчики вели себя так жестоко?

5)Какой следующий   город попал под осаду? 

6) Какой город еще пострадал? В каком году?

Скажите, а почему Хан Батый пошел именно таким путем? Почему он не  пошел, например, в Тверь?

А в какой город не пошел Хан Батый?

Почему?

(Оказывается, на дворе была весна, и все дороги были размыты, а сил у монгольской армии уже и так не было и они решили сократить путь)

Что же в итоге добились  монголо-татары своим многолетним походом?

Хвалит детей за работу. Задает вопросы о тексту

Отвечать на вопросы учителя.

К: Осознанно и произвольно строят речевое высказывание

Умеют оформлять свои мысли

в устной форме, вступать в диалог.

Физ.мин.

1

-Я вижу, вы устали давайте взбодримся. Мы с вами сейчас встанем и немного разомнёмся.

Поднимайте плечики,

Прыгайте кузнечики,

Прыг- скок, прыг- скок.

Сели, травушку покушаем,

Тишину послушаем.

Тише, тише, высоко.

Прыгай на носках легко.

Проводит физминутку

Смотреть на учителя и повторять за ним.

4. Открытие нового знание (продолжение)

9

Но не только монголо-татары нападали на Русскую землю. В то время, когда Батый разорял Русь, в Новгороде княжил Александр, сын великого князя Ярослава Всеволодовича. Новгородцы должны были отстаивать свою независимость от шведов и ливонских немцев.

В 1240 году, по приказанию папы, король Швеции отправил большое войско против новгородцев и финнов.

Угроза с северо-запада

- Но на этом всё не закончилось. Угроза для Руси возникла на северо-западе.

-Какой город ближе всего находится к северо-западным границам?  

- Вспомните, что я говорила о Новгороде, когда рассказывала о нашествии Батыя?

- Опасность исходила от шведских захватчиков и немецких рыцарей-крестоносцев.

- Подумайте, почему рыцарей называли крестоносцами?

Невская битва

- Первыми удар нанесли шведы. Навстречу шведам выступил молодой и решительный новгородский князь Александр с дружиной. Тогда ему было всего лишь 19 лет. Сражение состоялось на Неве 15 июля 1240 года и получило название Невская битва.

- Князь обратился к войску с речью, в которой было такие слова: «Не в силе Бог, но в правде!» Как вы понимаете его слова?

- Шведы были разгромлены. Русское войско потеряло всего 20 человек. За победу на Неве князь Александр получил прозвание Невский.

Ледовое побоище

- А сейчас мы мысленно перенесёмся в 1242 год. Сколько лет прошло после Невской битвы? (2 года)

- Собрав достаточно сил, Александр решает дать главное сражение 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера, часть льда на озере слегка подтаяла. В историю эта битва вошла под названием Ледового побоища. В бою рыцари строились тупоконечным клином. Иногда такое построение называют «свиньей». Пешие воины находились внутри и позади клина. Обычно они довершали разгром противника. И тогда Александр Невский разработал особую тактику ведения боя.

В чём проявился полководческий талант Александра Невского в битве на Чудском озере.

Рассказывает.

(словесный: рассказ)

Беседа

Слушать.

Отвечать на вопросы учителя.

П: осмысленно слушают

Л: положительное отношение к учебной деятельности.

К: Осознанно и произвольно строят речевое высказывание

Умеют оформлять свои мысли

в устной форме, вступать в диалог.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой

4

Вам выданы контурные карты. Отметьте важные сражение. Обязательно указать город и дату.

Контролирует процесс.

Работа с к\к

 Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале

Р: принимают и сохраняют учебную задачу

К: строят речевое высказывание

К: строят рассуждения

П: осуществлять для решение учебной задачи операцию сравнение

7.  Включение в систему знаний

5

Сейчас у вас будет работа в парах. Давайте посмотрим на страницу 60.  Рассмотрите рисунки воинов: русских и монгольских. Сравните.

Контролирует

Работа по учебнику.

Описание иллюстраций.

Рассказывать друг другу.

(Наглядный,словесный)

К: строят речевое высказывание

П:осуществлять для решение учебной задачи операцию сравнение

П: понимают информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме

8.Рефлексия деятельности

3

На проекторе есть вопросы. Продолжите их.

Выдает анкеты. (словесный: инструктаж,разъяснение)

Отвечать на вопросы

Л: умение самостоятельно делать выбор

9. Информация о д/з.

1

 Ответить на вопросы в конце параграфа «Проверь себя». Знать понятия что такое «Золотая орда» и «дань», «хан».

Спасибо за урок!

Комментирует задание

Записывать в дневники.



                 

  1. Создатель «Повести временных лет»? – НЕСТОР
  2. Кто вел записи важнейших событий? – МОНАХИ
  3. Одно из фантастических существ, которое почиталось древними славянами. – ЛЕШИЙ
  4. Как  на Руси называли укрепленный центр города? – КРЕМЛЬ
  5. Как назывались заостренные палочки для письма? – ПИСАЛА
  6. Что служило материалом для первых книг на Руси? – БЕРЕСТА
  7. Как называлось собрание всех горожан? – ВЕЧЕ
  8. От какого имени произошло название славянской азбуки? – КИРИЛЛ
  9. Кто совершал набеги на Древнюю Русь? – КОЧЕВНИКИ
  10. Что брали для сооружения частокола? – БРЕВНА
  11. Писчий материал из телячьей кожи? – ПЕРГАМЕНТ
  12. Запись важнейших событий. – ЛЕТОПИСЬ
  13. Как называли добрых молодцев, служивших на заставах? – БОГАТЫРИ
  14. Кто были советниками и помощниками князя? – БОЯРЕ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок в 4 классе "Трудные времена на Русской земле" по окружающему миру

Материалы для проведения урока с презентацией...

Страницы истории.4 класс.Трудные времена на Русской земле

Тема: «Трудные времена на Русской земле».Задачи:1. Познакомить с историей Ледового побоища, расширить знания учащихся о личности Александра Невского и его роли в истории России;2. Развивать иссл...

Презентация к уроку окружающего мира "Трудные времена для русской земли" 4 кл.

Данный материал является наглядным пособием к уроку (содержание текста использовать из методического пособия)...

Конспект урока окружающий мир 4 класс на тему: «Трудные времена на русской земле» УМК "Школа России"

Конспект урока окружающий мир 4 класс на тему: «Трудные времена на русской земле»...

Конспект урока окружающий мир 4 класс на тему: «Трудные времена на русской земле» УМК "Школа России"

Конспект урока окружающий мир 4 класс на тему: «Трудные времена на русской земле»...

Технологическая карта урока окружающего мира "Трудные времена на русской земле", 4 класс (УМК "Школа России", А. А. Плешаков)

Тип урока: «открытие» нового знания;Цель урока: формирование представления о военном деле на Руси, изучение с героических страниц истории Отечества;Задачи урокаДидактические:узнать значени...