Трудные времена на Русской земле. Нашествие Батыя, УМК "Школа России"
план-конспект урока по истории (4 класс) по теме
Конспект урока для 4 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Трудные времена на Русской земле. Нашествие Батыя | 389.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Школа: 74 Методист: Сачкова Т.А.___________
Класс: 4 В Студентка: Березина Анна, 45 гр.
Кабинет: 214
Учитель: Каргина Татьяна Викторовна____________
Дата: 19.02.2018
Тема «Трудные времена на Русской земле. Нашествие Батыя»
Тип урока: изучение нового материала.
Цели:
1. Дать учащимся представление о трудных временах на Русской земле.
2. Развить кругозор, речь и память учащихся.
3.Воспитывать интерес к истории
Планируемые результаты:
предметные:
- иметь представление о том, что Русь попала в зависимость от Золотой Орды
- сформировать представление о трудных временах на Русской земле
- сформировать представление о Александре Невском
метапредметные:
- умение применять и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
- умение контролировать и оценивать свои учебные действия на основе выработанных критериев в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
личностные:
- -определять личностный смысл учения
Понятия: нестор, монахи, леший, кремль, писала, береста, вече, Кирилл, кочевники, бревна, пергамент, летопись, богатыри, бояре, монголо-татары, юрты, Золотая орда, дань.
Оборудование: учебник Окружающий мир. 4 класс. Часть 2 /А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова ; презентация; кроссворд; анкета, к\к.
Этап урока | Время | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД | |||
1.Самоопределения к деятельности | 1 | -Здравствуйте. Каждый день – всегда, везде, | Организует работу. Сосредотачивает внимание. (беседа) | Проверят готовность к уроку. | Л: принятие образа хорошего ученика. | |||
2. Актуализация занятий и мотивация 3. Постановка учебной задачи | 5 | -Сегодня нас с вами ждёт очень интересная тема, но сначала давайте вспомним, что вы изучали ранее, а поможет нам в этом кроссворд. (приложение 1) – Теперь в клетках по горизонтали вы можете прочитать тему урока («Нашествие Батыя»). Сегодня мы начнем знакомиться с историей Отечества и тема нашего урока «Нашествие Батыя». Какие задачи можно поставить на урок? (Расширить знания о военном деле на Руси.) | Проводит работу по кроссворду. (словесный: беседа) Задает вопрос.(словесный: беседа) | Отвечать. Разгадывают кроссворд. Осмысливать данную информацию. Предполагать задачи урока. | Р: принимают и сохраняют учебную задачу П: строят речевое высказывание К: высказывание, обоснование своей точки зрения, ориентация в своей системе знаний. | |||
4. Открытие нового знания | 7 | -А начнём мы наше исследование с моего рассказа вам о древних славянах. Слушайте внимательно. - В XIII веке на Русь обрушились тяжёлые испытания. Она подверглась множеством нападений со стороны врагов. Территории были разграблены, постройки разрушены, сожжены, а Русь разбилась на самостоятельные княжества, независимые друг от друга. Первое нападение было со стороны монголо-татар. Это были степные кочевники, у которых не было постоянного места, т.к они занимались разведением скота: лошадей, верблюдов, коров, овец, коз. Скоту нужны пастбища, поэтому монголы переходили с места на место в поисках новых пастбищ. Проживали в юртах - легких домах из жердей и войлока. При переездах юрты разбирали и грузили в повозки. И кормили свои семьи они за счет того, что, грабили, охотились, но для этого нужно было прилагать усилия. Тогда решили они нападать на большие и богатые территории, чтобы запугать народ и собирать дань. Дань — натуральный или денежный побор с покорённых племён и народов. Дань платили князья и весь народ для того, чтобы монголо-татары оставили в покое их княжество. В 1237 году на Русь нападают монголо-татары, во главе которых стоит Хан Батый . Он в 40-х годах XIII века основал огромное и пестрое по составу государство- Золотую Орду. Центром Золотой Орды стал город Сарай (около современной Астрахани). Хотя коренные русские земли территориально не входили в Золотую Орду, они находились в полной зависимости от нее: подчинялись приказам ханов, платили огромную дань, подвергались опустошающим набегам. Ханы назначали князей по своему усмотрению. Открываем учебник на странице 59 и читаем про себя . По ходу текста рассмотрите карту на страницу 61 и установите путь, по которому двигались монголо-татары и очередность взятых городов. На чтение вам дается примерно 4 минут. Начинайте. | Рассказывает. (словесный: рассказ) Контролирует процесс. | Слушать. Прочитывание и осмысление текста учебника. | П: осмысленно слушают Л: положительное отношение к учебной деятельности. | |||
5. Первичное закрепление | 3 | Теперь, давайте ответим на вопросы. 1)В каком году на Русь обрушились тяжелые испытания? 2)Какой город первый потерпел поражение? В каком году?(веду указкой по карте, чтобы показать наглядно всему классу путь врага) 3)Какой второй город был захвачен? В каком году? 4)Почему захватчики вели себя так жестоко? 5)Какой следующий город попал под осаду? 6) Какой город еще пострадал? В каком году? Скажите, а почему Хан Батый пошел именно таким путем? Почему он не пошел, например, в Тверь? А в какой город не пошел Хан Батый? Почему? (Оказывается, на дворе была весна, и все дороги были размыты, а сил у монгольской армии уже и так не было и они решили сократить путь) Что же в итоге добились монголо-татары своим многолетним походом? | Хвалит детей за работу. Задает вопросы о тексту | Отвечать на вопросы учителя. | К: Осознанно и произвольно строят речевое высказывание Умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог. | |||
Физ.мин. | 1 | -Я вижу, вы устали давайте взбодримся. Мы с вами сейчас встанем и немного разомнёмся. Поднимайте плечики, Прыгайте кузнечики, Прыг- скок, прыг- скок. Сели, травушку покушаем, Тишину послушаем. Тише, тише, высоко. Прыгай на носках легко. | Проводит физминутку | Смотреть на учителя и повторять за ним. | ||||
4. Открытие нового знание (продолжение) | 9 | Но не только монголо-татары нападали на Русскую землю. В то время, когда Батый разорял Русь, в Новгороде княжил Александр, сын великого князя Ярослава Всеволодовича. Новгородцы должны были отстаивать свою независимость от шведов и ливонских немцев. В 1240 году, по приказанию папы, король Швеции отправил большое войско против новгородцев и финнов. Угроза с северо-запада - Но на этом всё не закончилось. Угроза для Руси возникла на северо-западе. -Какой город ближе всего находится к северо-западным границам? - Вспомните, что я говорила о Новгороде, когда рассказывала о нашествии Батыя? - Опасность исходила от шведских захватчиков и немецких рыцарей-крестоносцев. - Подумайте, почему рыцарей называли крестоносцами? Невская битва - Первыми удар нанесли шведы. Навстречу шведам выступил молодой и решительный новгородский князь Александр с дружиной. Тогда ему было всего лишь 19 лет. Сражение состоялось на Неве 15 июля 1240 года и получило название Невская битва. - Князь обратился к войску с речью, в которой было такие слова: «Не в силе Бог, но в правде!» Как вы понимаете его слова? - Шведы были разгромлены. Русское войско потеряло всего 20 человек. За победу на Неве князь Александр получил прозвание Невский. Ледовое побоище - А сейчас мы мысленно перенесёмся в 1242 год. Сколько лет прошло после Невской битвы? (2 года) - Собрав достаточно сил, Александр решает дать главное сражение 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера, часть льда на озере слегка подтаяла. В историю эта битва вошла под названием Ледового побоища. В бою рыцари строились тупоконечным клином. Иногда такое построение называют «свиньей». Пешие воины находились внутри и позади клина. Обычно они довершали разгром противника. И тогда Александр Невский разработал особую тактику ведения боя. В чём проявился полководческий талант Александра Невского в битве на Чудском озере. | Рассказывает. (словесный: рассказ) Беседа | Слушать. Отвечать на вопросы учителя. | П: осмысленно слушают Л: положительное отношение к учебной деятельности. К: Осознанно и произвольно строят речевое высказывание Умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог. | |||
6. Самостоятельная работа с самопроверкой | 4 | Вам выданы контурные карты. Отметьте важные сражение. Обязательно указать город и дату. | Контролирует процесс. | Работа с к\к | Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале Р: принимают и сохраняют учебную задачу | К: строят речевое высказывание К: строят рассуждения П: осуществлять для решение учебной задачи операцию сравнение | ||
7. Включение в систему знаний | 5 | Сейчас у вас будет работа в парах. Давайте посмотрим на страницу 60. Рассмотрите рисунки воинов: русских и монгольских. Сравните. | Контролирует | Работа по учебнику. Описание иллюстраций. Рассказывать друг другу. (Наглядный,словесный) | К: строят речевое высказывание П:осуществлять для решение учебной задачи операцию сравнение П: понимают информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме | |||
8.Рефлексия деятельности | 3 | На проекторе есть вопросы. Продолжите их. | Выдает анкеты. (словесный: инструктаж,разъяснение) | Отвечать на вопросы | Л: умение самостоятельно делать выбор | |||
9. Информация о д/з. | 1 | Ответить на вопросы в конце параграфа «Проверь себя». Знать понятия что такое «Золотая орда» и «дань», «хан». Спасибо за урок! | Комментирует задание | Записывать в дневники. |
- Создатель «Повести временных лет»? – НЕСТОР
- Кто вел записи важнейших событий? – МОНАХИ
- Одно из фантастических существ, которое почиталось древними славянами. – ЛЕШИЙ
- Как на Руси называли укрепленный центр города? – КРЕМЛЬ
- Как назывались заостренные палочки для письма? – ПИСАЛА
- Что служило материалом для первых книг на Руси? – БЕРЕСТА
- Как называлось собрание всех горожан? – ВЕЧЕ
- От какого имени произошло название славянской азбуки? – КИРИЛЛ
- Кто совершал набеги на Древнюю Русь? – КОЧЕВНИКИ
- Что брали для сооружения частокола? – БРЕВНА
- Писчий материал из телячьей кожи? – ПЕРГАМЕНТ
- Запись важнейших событий. – ЛЕТОПИСЬ
- Как называли добрых молодцев, служивших на заставах? – БОГАТЫРИ
- Кто были советниками и помощниками князя? – БОЯРЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок в 4 классе "Трудные времена на Русской земле" по окружающему миру
Материалы для проведения урока с презентацией...
Страницы истории.4 класс.Трудные времена на Русской земле
Тема: «Трудные времена на Русской земле».Задачи:1. Познакомить с историей Ледового побоища, расширить знания учащихся о личности Александра Невского и его роли в истории России;2. Развивать иссл...
Презентация к уроку окружающего мира "Трудные времена для русской земли" 4 кл.
Данный материал является наглядным пособием к уроку (содержание текста использовать из методического пособия)...
Конспект урока окружающий мир 4 класс на тему: «Трудные времена на русской земле» УМК "Школа России"
Конспект урока окружающий мир 4 класс на тему: «Трудные времена на русской земле»...
Конспект урока окружающий мир 4 класс на тему: «Трудные времена на русской земле» УМК "Школа России"
Конспект урока окружающий мир 4 класс на тему: «Трудные времена на русской земле»...
Технологическая карта урока окружающего мира "Трудные времена на русской земле", 4 класс (УМК "Школа России", А. А. Плешаков)
Тип урока: «открытие» нового знания;Цель урока: формирование представления о военном деле на Руси, изучение с героических страниц истории Отечества;Задачи урокаДидактические:узнать значени...